2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В дальний путь на метане

Добавим газа: переводим двигатель на метан

Два разных топлива

Как известно, для двигателей внутреннего сгорания применяются два вида газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или СУГ, а также компримированный (т.е. сжатый) природный газ или КПГ. Первый представляет собой пропан-бутановую смесь, получаемую в качестве побочного продукта при нефтедобыче, а второй на 95% состоит из метана и содержится в природе в чистом виде.

Среди автовладельцев еще распространено мнение, что пропан-бутан для транспорта использовать удобнее, чем метан, однако на сегодняшний день это оказывается уже не более чем устаревшим предубеждением. Технический прогресс не стоит на месте, и сейчас газобаллонное оборудование для метана имеет немногим большую массу и размеры баллонов, чем пропан-бутановое ГБО. Цена метанового оснащения, правда, почти вдвое выше. Однако с учетом денежной компенсации, которую предлагает «Газпром нефть» (подробности чуть далее) есть возможность за ту же сумму, что попросят за пропановое ГБО, поставить оборудование для метана – и пользоваться всеми преимуществами езды на природном газе.

Экономия во всем

По отношению к бензину коэффициент расхода пропан-бутановой смеси составляет примерно 1.15 – 1.20, в то время как для метана он равен 1, т.е. расход получается таким же. При этом цена 1 куб. м метана оказывается примерно в 2,5 раза ниже, чем стоимость эквивалентного ему 1 литра бензина Аи-95.

Кроме прямой экономии на стоимости топлива, важным моментом при использовании метана выступает экономия на расходных материалах и текущем ремонте автомобиля. Среди всех прочих видов углеводородного топлива (пропан-бутан, бензин, дизтопливо) природный газ метан оказывается наиболее «дружелюбным» по отношению к двигателю. Октановое число метана равно 120, что выше, чем у любого бензина, благодаря чему природный газ сгорает равномерно и без детонаций. Нагарообразование в двигателе при использовании метана также минимально, поскольку, в отличие от всех других видов топлива, природный газ не имеет посторонних химических примесей.

Особенно явно все достоинства метана проявляются при эксплуатации автомобиля в городском цикле, с частой сменой нагрузок «малая-средняя», что как раз и является наиболее «вредным» для двигателя. Здесь использование метана позволяет максимально продлить (до 4 раз по сравнению с бензином) срок службы такой дорогостоящей детали, как каталитический нейтрализатор (плюс датчики кислорода), и в 2-3 раза срок службы столь типичных «расходников», какими являются свечи зажигания.

Безопасность и экология

По взрыво- и пожаробезопасности метан превосходит все виды топлива, оказываясь куда более безопасным, чем дизель, бензин (!!) и еще более чем пропан-бутан. В отличие от бензина, метан не может разлиться и, испаряясь, создать взрывоопасные пары (что может происходить и при утечке тяжелого пропан-бутана). Современное метановое ГБО имеет надежную систему защиты, где блокируется утечка газа. При этом сам баллон имеет толщину стенки, рассчитанную на выдерживание давления в 200 кгс/см2, что не позволит произойти взрыву даже при серьезной аварии. Что касается безопасности для окружающей среды, автомобиль на метане уступает здесь разве что электромобилю. Благодаря своей чистоте и полноте сгорания, природный газ бережет не только двигатели, но и природу! О чем мы, сознательные граждане, тоже не должны забывать.

Второе питание

При установке ГБО расставаться навсегда с традиционным бензиновым «питанием» не придется – газобаллонное оборудование ставится параллельно штатной системе. Никаких глобальных технических переделок не потребуется – появятся только баллон и заправочный вентиль в багажном отделении, а в салоне будут установлены переключатель «газ-бензин» и датчик расхода топлива. Также, в зависимости от оборудования, такое переключение может быть реализовано автоматическим способом.

Цены на метановое ГБО низкими никогда не были, поскольку само оборудование является высокотехнологичным и достаточно высоким по себестоимости, а спрос на такое оснащение, позволяющее использовать недорогое топливо с неизменно стандартным качеством, также постоянно растет. Но сейчас есть возможность за установку метанового оборудования заплатить значительно меньше среднерыночной стоимости!

Вариант!

«Газпром нефть» продолжает свою «европейскую» акцию, которая сейчас проводится на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти, а также Новгородской, Смоленской и Тверской областей. В рамках этого проекта, каждому автовладельцу предоставляется скидка в 26 тысяч рублей на установку ГБО плюс выдается карта с балансом в 4 тысячи рублей, которые он может расходовать на заправку своего автомобиля на метановых станциях «Газпром нефть». Их число, кстати, в 2014 году будет увеличиваться – в частности, появятся новые станции в Северо-Западном регионе.

Воспользовавшись акцией, можно получить существенную экономию уже на самом первом этапе – установке ГБО. Например, для владельца Renault Logan дооборудование машины метановым ГБО обойдется примерно в 27 500 рублей, в то время как без компенсации эта сумма составила бы 53 500 рублей. Время установки оборудования займет от нескольких часов до двух дней. При этом есть выбор ГБО от различных производителей – отечественных и зарубежных, что также дает возможность сэкономить и позволяет установить более дорогое и высококлассное оснащение.

В зависимости от производителя, на установленное оборудование действует гарантия от 1 года до 2-х лет, сам же срок службы ГБО неограничен. С техосмотром и выездом на автомобиле за границу также не возникает проблем: достаточно только проходить плановые испытания баллонов в автосервисе – один раз в пять лет для металлических баллонов и раз в три года для композитных.

Выгодные перевозчики: грузовики на метане

На западе грузовым автомобилем на метане сложно кого-то удивить. Там, где перевозчики вынуждены считать каждый евроцент, такие автомобили не редкость, но только не у нас. Впрочем, ситуация меняется в лучшую сторону

В России, где около 49 млн автомобилей, газомоторное топливо (ГМТ) потребляют всего 111 тыс. шт. На ГМТ приходится 2,6% рынка моторных топлив: пропан-бутан (2,1 %) и КПГ (0,5 %). Однако считается, что КПГ (он же метан) в качестве энергоресурса лучше, чем пропан-бутан, который пока еще более распространен на рынке. Метан не токсичен, менее взрывоопасен (поскольку легче воздуха и при утечке быстро улетучивается), более экологичен, к тому же поставляемый по трубопроводу природный газ невозможно разбавить и добавить примеси. Важно и то, что метан дешевле: средняя цена по стране — 12,3 р. за кубометр, в то время как пропан-бутан стоит примерно 16 р. за литр, при этом расход последнего на 20% выше.

С момента принятия постановления правительства о развитии в России рынка газомоторного топлива прошло около двух лет, и за это время наметились определенные подвижки в расширении соответствующей инфраструктуры: в регионах идет строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), выделяются земельные участки. Еще более активными оказались автомобилестроители. Отечественный автопром, отвечая требованиям времени, наращивает серийное производство газовых версий коммерческого транспорта, есть соответствующие предложения и у импортеров. Примечательно, что наряду с общественным транспортом и дорожно-коммунальной техникой растет сегмент тяжелых магистральных грузовиков, использующих природный газ. Впрочем, это неудивительно, достаточно прикинуть эксплуатационные расходы дальних автоперевозок.

ВСЕ СЕРИЙНОЕ

Крупнейшую программу разработки и выпуска автомобилей на газомоторном топливе реализует КамАЗ. На сегодняшний день Камский автогигант является единственным российским автопроизводителем, разработавшим собственный газовый двигатель (сейчас аналогичным путем идет ярославский «Автодизель»). В 2014 году КамАЗ выпустил и продал около 1000 газовых автомобилей, в текущем году компания планирует увеличить этот показатель. Газовая версия грузовика примерно на 20 % дороже стандартной, но на серийную газовую машину действует полная заводская гарантия.

Volvo FH13 c газовой аппаратурой английской фирмы Clean Air Power

В сегменте магистральных тягачей компания предлагает сразу три серийных модели. Седельный тягач КамАЗ-65116-30 с колесной формулой 6х4 предназначен для работы в составе автопоездов с полуприцепами полной массой 38 500 кг (нагрузка на седельно-сцепное устройство 15 т), выполняющих технологические перевозки длинномерных грузов, строительных материалов, пищевых жидкостей между предприятиями, расположенными в крупных городах. Машина оснащена 11,7-литровым газовым двигателем КамАЗ 820.62.260 (260 л. с., Евро-4) и 10-ступенчатой механической коробкой передач (мод. 154). Топливная система автомобиля включает 13 композитных баллонов объемом 80 литров каждый: 9 баллонов расположены вертикально за кабиной, 4 — горизонтально слева на раме. Общий объем баллонов составляет 1040 литров и вмещает 208 м3 сжатого природного газа при давлении 200 атм.

Седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG доступен в России

Седельный тягач КамАЗ- 65116-32(6х4) предназначен для работы в сцепке с полуприцепами полной массой 38 800 кг. Он отличается более мощным газовым двигателем КамАЗ-820.62.300 (300 л. с., Евро-4), который работает в паре с 9-ступенчатой коробкой передач ZF 9S1310ТO.

Особый интерес представляет тягач КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ, который способен работать как на компримированном (КПГ), так и на сжиженном (СПГ) природном газе. За кабиной вертикально расположены баллоны с компримированным метаном, а на раме — криобак для сжиженного газа. Метан в криобаке находится при температуре –168 о С. Объем бака составляет 450 литров, или 240 м3 газа, что достаточно для пробега на расстояние до 600 км. Общий пробег с использованием двух баков автомобиля достигает 1050 км. Применение сжиженного природного газа вызвано тем, что он вдвое более эффективен по объему хранения, чем сжатый. К слову, идея не нова. Вспомним мелкосерийную модификацию среднетоннажного ЗИЛ-138П с тремя криогенными баллонами для работы на сжиженном природном газе и бензине.

СПРОС ПРИДЕТ

Перспективы российского рынка оценивают и европейские импортеры. Компания Iveco готова предложить перевозчикам новую модификацию грузовика Stralis, укомплектованную газовым силовым агрегатом стандарта Евро-6. Iveco Stralis Natural Power предлагается в трех вариантах исполнения: 2- и 3-осное шасси и 2-осный седельный тягач. Сборка новинки осуществляется на тех же мощностях, что и дизельного варианта модели, — на предприятии в Мадриде. Машина укомплектована двигателем Cursor 8 с диапазоном мощностей 270– 330 л. с. В комплекте с двигателем работает 16-ступенчатая механическая трансмиссия ZF или автоматическая 6-ступенчатая Allison. Емкость газовых баллонов машины составляет от 400 до 1300 литров.

EcoGas — новый топливный бренд, разработанный компанией «Газпром газомоторное топливо

Отметим, что Iveco один из лидеров рынка коммерческих моделей, оснащенных газовыми двигателями. В продуктовой линейке производителя имеются легкие, средние, тяжелые грузовики и автобусы, работающие на КПГ. В данный момент Iveco уже продала 12 тыс. подобных модификаций, из которых в 2014 году — 2000 машин.

Такие экологически чистые грузовики Scania используются для транспортировки продуктов в крупнейшей сети быстрого питания

Хорошие новости есть и у скандинавских производителей грузовиков. В начале 2015 года Scania сертифицировала в России три модели тяжелых грузовиков на метане. Грузовики Scania Р260 6х2/4 и Scania Р340 6х2/4 представляют собой рефрижераторные фургоны с трехосными шасси, которые оснащены газовыми двигателями ОС 09 G101 и OC 09 G 102 (Евро-6, 280 и 340 л. с. соответственно). Газовый двигатель конвертирован из дизельного и работает по циклу Отто. Это 9-литровый, 5-цилиндровый рядный мотор с турбиной и интеркулером. Его отличают распределенный впрыск, индивидуальные катушки зажигания и дроссельная заслонка на впуске. Сервисный интервал для смены масла, свечей и фильтров — 45 000 км. Имеющиеся на борту 8 стальных баллонов общей вместимостью 824 литра обеспечивают запас хода до 490 км.

Версия Iveco Stralis CNG с газовым двигателем Cursor 8 natural Power

Кроме этого Scania предлагает в России седельный тягач Scania P340 LA 4х2 HNA CNG. Машина с 340-сильным газовым двигателем обладает собственным весом 7800 кг и нагрузкой на седельно- сцепное устройство 10,5 т. Газовые грузовики Scania P340 имеют немало полезного оборудования, облегчающего труд водителя и снижающего расходы владельца. Например, 6-ступенчатая автоматическая коробка передач GA 766R (Allison MD 3200) с двумя программами вождения существенно упрощает управление грузовиком и позволяет экономить топливо. В компании утверждают, что эти машины отличаются от имеющихся на российском рынке аналогов самым низким воздействием на окружающую среду.

Особенностью седельного тягача КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ является наличие криобака для сжиженного метана

Читать еще:  Войти в личный кабинет М11 15-58 и его использование

В опытной эксплуатации в России находится еще одна интересная модель экологически чистого тягача скандинавского производства. Речь идет о новом седельном тягаче Volvo FH13, двигатель которого работает по газодизельной технологии. Состав топливной смеси в 13-литровом 460-сильном моторе пропорционален: примерно 75 % метана и 25 % дизельного топлива (используется в качестве запальной дозы), однако соотношение может меняться в зависимости от типа перевозок и метода эксплуатации автомобиля.

Таким образом, производители подвижного состава, работающего на метане, помогают перевозчикам уже сегодня воспользоваться государственной поддержкой, направленной на стимулирование спроса на газовую автомобильную технику. Они же дают возможность сформировать парк экономичного и качественного автотранспорта с высокой остаточной стоимостью на вторичном рынке.

ДЕНИС КОРНИЕНКО, ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ПО КОММЕРЧЕСКИМ ВОПРОСАМ ООО «ГАЗПРОМ ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО»

На сегодняшний день в структуре моторного топлива доля бензина составляет 50 %, доля дизтоплива — примерно 47 %, еще 2,1 % приходится на пропан-бутан и всего 0,5 % на КПГ. При этом на газомоторном топливе в стране эксплуатируется порядка 111 тыс. автомобилей, что составляет всего 0,2 % от всего парка России. Это совсем немного, и наш целевой ориентир — это 5 % по замещению традиционного моторного топлива метаном, в численном выражении — порядка 10 млрд м3 ежегодно.

Главная задача компании «Газпром газомоторное топливо» — реализация природного газа на автозаправках. Потребителю нужна техника, которая будет работать на этом топливе. Поэтому мы активно работаем с автопроизводителями — подсказываем, какие модели требуются потребителю, какова специфика этих машин. Нашими партнерами являются 26 российских и зарубежных автопроизводителей, с которыми мы обмениваемся информацией, проводим совместные акции, организуем тест-драйвы.

Сегодня мы видим, что автомобильная техника, работающая на природном газе, выпускается как российскими, так и зарубежными предприятиями, т.е. практически в полном объеме производство этой техники налажено. Например, у КамАЗа любой выпускаемый грузовик или автобус можно заказать в газовом исполнении.

Другой важнейший вопрос — развитие заправочной сети. Сейчас в России 268 действующих автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Конечно, этого мало. Для примера, в Германии порядка 950 АГНКС, хотя ее территорию не сравнить с нашей. Прирост количества АГНКС обеспечивается двумя путями. Первый путь — строим собственную заправочную сеть. Второй — работаем с частными инвесторами по программе франчайзинга, а также по программе строительства частными инвесторами газозаправочных объектов с последующим их приобретением нашей компанией. Нами выделено 10 приоритетных регионов с самыми высокими объемами автотранспортных потоков, среди них: Москва, Санкт-Петербург, Ставрополье, Краснодарский край, регионы Урала и Поволжья. В этих регионах газозаправочная сеть будет развиваться наиболее активно.

В рамках заключенных с Субъектами РФ соглашений о сотрудничестве определяются оптимальное местоположение объектов газозаправочной инфраструктуры и их технические характеристики, ведется разработка мероприятий для региональных программ повышения энергоэффективности, осуществляется планирование закупки газобаллонного транспорта. Таким образом, процесс строительства газозаправочной сети синхронизирован с переводом муниципальных автопарков на природный газ.

Рейнхард Флегер назначен новым членом совета директоров компании Skoda Auto, отвечающим за за продажи и маркетинг. 51-летний Флегер, член совета директоров Volkswagen de Mexico, ответственный за продажи и финансы, займет место в совете директоров Škoda Auto 1 июня 2009 года.

Кроме того, 50-летний Фред Капплер, нынешний член совета директоров Škoda Auto, ответственный за продажи и маркетинг, будет отвечать за продажи оригинальных деталей VW Group во всех странах мира. 59-летний Родольф Бюрги, ранее занимавший эту должность, уходит на пенсию.

Рейнхард Флегер закончил обучение по специальности «экономика», в 1992 году возглавил отдел контроллинга VW Group; в 1995 – отдел управления продажами в VW Group и VW Легковые автомобили (с 2000 года). С 2002 года Флегер — финансовый директор, член Совета директоров Gedas. С 2005 по настоящее время – финансовый директор, член Совета директоров Volkswagen de Mexico (с 2007 года – также ответственный за продажи).

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Перевод машины на газ в 2019 году: плюсы и минусы

Вопросы снижения расходов на топливо сейчас волнуют многих. Автомобильный парк страны стремительно растет. Снижение мировых цен на нефть не вызвало заметного снижения цен на автозаправках. Электромобили пока очень дороги, и основным конкурентом жидкому топливу является сжиженный газ. В этой статье мы проанализируем целесообразность такого перехода, основные плюсы и минусы перевода авто на газ.

Зачем переводить машину на газ

Для многих уменьшение эксплуатационных расходов является элементом конкурентной борьбы и выживания в непростых рыночных условиях. Автовладельцы, использующие машины для личных и семейных целей, также заинтересованы в экономии семейного бюджета. По этой причине многие ищут варианты альтернативного топлива.

Кроме экономии топлива автомобили, работающие на газе, дают более чистый с экологической точки зрения выхлоп, но пока резоны экономии являются основными.

Стоит ли устанавливать на автомобиль газовое оборудование и будет ли это действительно выгодно с экономической точки зрения – вот основной вопрос для автомобилистов, задумывающихся о переходе на ГБО. Ответ неоднозначен – с одной стороны, газ заметно дешевле, с другой – само по себе оборудование и его установка достаточно дороги. Кроме того, процедура регистрации газового оборудования с 2016 года заметно усложнилась. Одних экспертиз теперь требуется две.

Кроме того, среди плюсов и минусов ГБО на авто ужно рассматривать и необходимостьпериодических проверок такого оборудования. В среднем эту процедуру придется проводить один раз в два года.

Окончательное решение каждый примет сам, мы же расскажем о тенденциях на этом рынке. В первую очередь поговорим об экономичности машин с газобаллонным оборудованием.

Когда-то газ стоил в два раза дешевле, чем бензин. Формально такое соотношение можно обнаружить и сейчас. Литр сжиженного пропана стоит примерно как пол-литра бензина, но девяносто пятого бензина. В сравнении с девяносто вторым и восьмидесятым соотношение не столь привлекательно. Стоит учитывать и тот фактор, что при использовании газа на каждый километр пути уходит примерно на 15% больше горючего.
Существует ГБО, работающее на метане, там соотношение цен намного интереснее. Но сеть метановых заправок развита явно недостаточно для того, чтобы вы могли спокойно ехать куда хотите и не переживать о топливе. Исходя из этого, в первую очередь мы будем говорить о пропане.

Так вот, денежные расходы на километр пути на этом топливе примерно на треть ниже, чем на бензине. И разговор здесь только о расходах на топливо, цена самого газобаллонного оборудования тут не учтена. Стоит ли переводить автомобиль на газ при таких условиях? Если вы много ездите – несомненно.

Как определить, целесообразно ли переводить машину на газ

Первые завозившиеся в Россию комплекты ГБО были рассчитаны на устаревшие моторы. Стоили они дешево, установить их мог любой механик из соседнего гаража. Высокой квалификации для этого не требовалось. А контроль регистрации таких автомобилей был слабым.

Если плюсы и минусы газового оборудования на автомобиле в первую очередь оценивать с точки зрения экономической целесообразности, то она снизилась.

Новый уровень автомобилей потребовал и нового уровня ГБО. В настоящее время на рынке присутствует оборудование четырех различных поколений и каждое новое дороже предыдущего. Возросли и расходы на установку, и обслуживание аппаратуры.

Мало того что для установки новейших систем требуется дорогостоящее оборудование и механики высшей квалификации, изменились и правила оформления ГБО. Сертификация на СТО – процесс трудоемкий и дорогой, естественно, все расходы в итоге несут потребители услуг.

В целом, когда вы оцениваете минусы и плюсы газового оборудования на авто, следует подсчитать свои годовые расходы на жидкое топливо и умножить их на количество лет, через которые вы меняете машину. После этого пересчитать километраж на газ, добавить к результату стоимость самого оборудования и сравнить две полученные цифры. Если разница существенно в пользу газа – выбор очевиден.

Если расхождение невелико, то стоит вспомнить о затратах времени и денег на регистрацию оборудования и его периодические поверки, и исходя из этих данных делать выводы. По мнению специалистов, ГБО имеет смысл при постоянных высоких пробегах.

Преимущества и недостатки по сравнению с жидким топливом

Помимо чисто экономических различий этих видов топлива, существуют и отличия технического плана, которые тоже следует осветить. Начнем с того, что октановое число смеси пропана и бутана, наиболее часто используемой в автомобилях, равно 100-105. Для автомобиля, с одной стороны, это хорошо – детонация практически исключена, с другой – могут прогорать клапана, хотя в современных машинах эта проблема практически отсутствует.

Газовые баллоны существенно сокращают полезный объем багажника. В авто на газе холоднее, чем на бензине, что немаловажно в климатических условиях нашей страны.

Если не следить за состоянием газового оборудования и особенно баллонов, оно становится пожароопасным. Бензин, кроме своей основной функции топлива, в процессе использования смазывает и охлаждает элементы мотора, газ этими свойствами не обладает. На дальних перегонах при использовании некоторых типов моторов этот фактор ведет к нарушению регулировки клапанов.

Что же касается преимуществ, то первое и основное из них – экономия. Некоторые автомобилисты утверждают, что ГБО теперь невыгодно. Это не соответствует действительности: при достаточно интенсивной эксплуатации машины все расходы с лихвой окупаются. Есть и еще целый ряд несомненных достоинств, в частности, экологическая чистота вашей машины.

Что лучше – газ или бензин на авто, решать, несомненно, вам, мы же напомним еще об одном достоинстве. Система питания жидким топливом, в том числе и топливный бак, на машине сохраняются полностью. Стандартный запас хода по топливу у автомобилей колеблется в районе 500 километров. С газобаллонным оборудованием он очень и очень серьезно увеличится. При частых поездках по районам со слаборазвитой инфраструктурой это может быть весьма существенным фактором.

Какое поколение ГБО ставить

Плюсы и минусы машины на газе мы обсудили. Поговорим немного о самом газобаллонном оборудовании. На сегодня рынок предлагает ГБО четырех различных поколений.

Естественно, по мере увеличения номера поколения возрастает его качество и сложность. Первое поколение пригодно к установке на карбюраторные моторы и простейшие инжекторы. Второе поколение способно работать с машинами, имеющими лямбда зонд. Оба первых поколения не превосходят экологические нормы Евро-2, а это сейчас важно.

В третьем поколении введена электронная дозировка топлива. Система отличается низкой скоростью реакции на изменение режима езды. Четвертое поколение – лучшее из того, что сейчас есть на нашем рынке. Подача газа осуществляется для каждого цилиндра отдельно через форсунки и управляется электроникой. Уже есть пятое и шестое поколение, но они предъявляет повышенные требования к чистоте газа и у нас пока неактуальны. К тому же, их могут устанавливать только специалисты, прошедшие специальное обучение и аттестацию у производителей такого оборудования.

Стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто? Если у вас современная машина, позволяют финансы, и вы решили поставить газовую систему, то несомненно.

Как перевести машину на газ

Для воплощения вашего решения в жизнь вам придется пройти несколько этапов. На всех могут возникнуть вопросы и сложности.

Как оформляется ГБО

Первым делом вам придется пройти экспертизу, которая даст заключение, что установка ГБО на ваш автомобиль в принципе возможна. На основании такого документа вы получите разрешение на установку аппаратуры в ГИБДД, и только после этого приступите непосредственно к установке.

Потом нужна экспертиза безопасности, диагностическая карта технического осмотра и еще ряд бумаг.

Естественно, на всех этапах придется платить. Суммы зависят от выбранной вами аппаратуры, оборудования и квалификации выбранной вами станции технического обслуживания. Нужно будет заплатить и за регистрацию конструктивных изменений в ГИБДД.

Установка газового оборудования

Чтобы перевести машину на газ, вам понадобится само оборудование и квалифицированные механики прошедшего сертификацию СТО. Либо после самостоятельной установки придется ехать к ним на экспертизу.

Читать еще:  ДТП без страховки ОСАГО

Плюсы и минусы перевода на газ автомобиля: Видео

C бензина — на метан!

Технические вопросы. Американские вэны

Технические вопросы ⇒ C бензина — на метан!

Модератор: Акулыч

Сообщение adm2 » 16 янв 2015, 17:48

В г. Уфе очень многие маршрутки ездят на метане. Поговорил с одним из водителей метанового автобуса.Стоимость установки и баллонов-60-70 т.р. цена 1 литра-4,5 рубля. Расход такой же как и у бензина. Мощность движка абсолютно не теряется. Но в Уфе всего две метановые заправки. Вот такая тема, ребята. Кто что может сказать по этому поводу? У меня Форд Е-350.Расход 92 -бензина по городу 25-30л. И у многих соклубников, я думаю, расход совсем немаленький.

Комментарии
motovoz: там же баллоны как от газовой сварки. куда их размещать?

frogga: на додже отлично встанут слева между порогом и рамой, у нас бак под задним свесом

tim tim: Видел интересный вариант на крыше,причем баллоны 4х60л расположены в закрытой штуке,типа обтекаемого багажника.Увижу снова-сфоткаю. Это на газели. Смотрится очень эффектно.

tim tim: Вобщем сегодня сам поехал в «газпром И компанию» все узнать из первых рук. Установка такая же как и пропан.Хошь ставь облегченные импортные баллоны, хоть наши. Есть и 20 и 40 и 60 и 80 литров. Сами установки и наши и «италия».Цены начинаются от 40тыс.руб. Цена литра метана 8 рублей. Я не знаю откуда водила маршрутки взял цену 4,50руб. Может по знакомству берет. Поговорил с установщиком-мощность снижается, но совсем немного-на «американце» это вообще будет незаметно.В Е350 можно поставить 100 литров под днище +60 под диван. Расход такой же как и у пропана. Мне обозначили цену в 50т.р. Будем подумать…

motovoz: а мне пропановая установка под ключ обошлась в 20тыр. и 3 часа ожидания. газ у нас 12 рупь

20: Безумно — сексуальная авто тема.Обвешаться баллонами + установка за 50 тыс. руб.И превратиться в торпедный катер.Наши безумные руководители ни сегодня так завтра поднимут цены и на метан.Это сколько же надо МЕТАНА через себя прокачать чтобы отбить цену установки?Хотя каждый добивается блаженства по своему. Успехов ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМ в этой области.Лично Я на это дело смотрю с опаской.

tim tim: Все верно. В нашей стране ни на что надеяться нельзя. Сегодня метан 8, а завтра 15. Газпромовцы мне сами пропан советуют! Дешевле и надежнее. И заправок намного больше.

20: Вот эта тема (пропан) более жизненна.Да и заправок побольше.Хотя лично я ни пропаном ни метаном не баловался.Да видимо и не буду.Экономия мизерная а гимор постоянный.Вот если бы в нашей стране была уверенность в стабильности цен.Это кардинально многое бы изменило в лучшею сторону.А то сегодня -8 а на завтра уже по 15. На экономишь с этими дебилами.Так что — бензин.И только — бензин.

strannik: Ну, не всегда все так просто: за сколько времени отобьешь вложения. У меня расход в месяц меньше 6000 руб. никогда не был. А если посчитать то же на бутане — будет не больше 2000. По 4000 в месяц, так и за год можно считать и отбил.

У меня сейчас стоит к родному 100-литровому бензобаку еще и 100-литровый баллон пропана (такой автомобиль был уже при покупке), так я с одной полной заправкой до Москвы — легко. Так что надо взвешивать все плюсы и минусы. А то уже был инциндент с бандюганами на трассе. А теперь с этой машинкой — я только поесть останавливаюсь.

20: Для этого диспута неплохо бы знать марку ВАШЕГО авто.Во вторых дискуссия началась по поводу установки -МЕТАНА. Про пропан тема отдельная. При покупке авто ВАМ был уже установлен пропановый баллон. Это видимо хорошо.И при чём тема бандитов? Лично я с большим удовольствием принимаю пищу на ходу.Это как кофе попить при телевизоре.Все прелести ЦИВИЛИЗАЦИИ в авто под рукой.Cчитать + и — легко на бумаге. А вот установить и потом посчитать.На это нужна смелость.Очень мало в практике встречаются авто с метаном.Значит что то людей останавливает от этого.Вот в чём вопрос. А так всем рискнувшим — успехов.

strannik: Марка: Chevrolet Astro Van 4WD. Был бы при продаже с метаном — больше бы радовался. Установленный пропан — связал руки.
Бандиты — остановился однажды, наехали — успел закрыться в машине. После этого ехал, пока бензин не кончился. Сейчас уже об этом не беспокоюсь — запаса топлива хватает на дальний путь.
Объяснил?
Смелость?. На пропан тоже со страхом переходили. А теперь все маршрутки моего города ходят на пропане.

20: №- 1. — Понял. №2.Сочувствую. Был в примерной ситуации.Но на всех бандитов никакого объёма баков не хватит. №-3.Опять же напоминаю -разговор про -МЕТАН. Пропан уже обсудили.На пропане двигается большинство.На МЕТАНЕ -единицы. Почему? Видимо это не с проста.

wasilitch: на какой бус ставите газ? Почему метан там давление большое ! почему не пропан? есть инфа что паук не очень хорошо переносит газ. хотя Я тоже размышляю по этому поводу правда газ в Мурманске 14 рублей литр пропан

wasilitch: уважаемый MOTOVOZ когда ставили пропан на какой аппарат и сколько проехал на газе. и просьба всем пишите поподробнее еще лучше с картинками где баллоны спрятан и все детали!!

schulz: неспроста
— установка дорогая (окупица через 40-50 тык)
— сеть заправок отсутствует (между спб и мск знаю только одну и то в стороне от шоссе)
— баллоны всего 1-2 видов (если установщики говорят (лукавят) что есть всякие баллоны, не забывайте и цену узнать на эти всякие. в наличии их точно нет, а цена в 3-5 раз дороже обычных)
..так что если ваш бус ходит только в городе, тогда это нормально, а если куда ехать — досвидос метан

grizvold: У нас,в Молдове уже снизилось потребление бензина.
все из-за перехода народа на пропан и на метан.
метановых заправок мало,это гланый минус и тормоз для прехода на метан.весь коммерческий (и не только) транспорт с родной аппаратурой ездит на метане.
еще один минус-из-за высокого давления,большая толщина стенки балона,как следствие-тяжелые балоны.
метан гораздо безопаснее пропан-бутана.
у меня на лэндкрузере стоит пропан-бутановая установка,с удовольствием бы поменял на метановую.
на каприз буду ставить метан.
на счет цены-всегда было отношение примерное равное 50% стоймости бензина.
выгода очевидна.

grizvold: еще плюс метана-он летуч,то есть при утечке все пары поднимаются вверх а не скапливаются в полостях и создают опасные концентрации.

Пол-экватора на метане

КАРАВАНОМ ЧЕРЕЗ ЕВРАЗИЮ

Автопробег стартовал в китайском городе Жудун, что чуть севернее Шанхая , и финишировал в Санкт- Петербурге аккурат к VIII Международному газовому форуму. Караван из 15 грузовиков, легковых автомобилей и автобусов преодолел без малого десять тысяч километров.

Цель международного марафона — провести испытания заводской техники, работающей на метане, а также показать масштаб и перспективы газозаправочной инфраструктуры на трансконтинентальном маршруте Европа — Китай .

Перед финишем участники газового ралли заезжали в Нижний Новгород , на родину российского автомобилестроения.

— Сегодня в нашем регионе около 20 тысяч машин работают на природном газе , только в 2018 году их количество увеличилось на четыре с половиной тысячи. Внедрение этого вида топлива, расширение сети специализированных автозаправочных станций — важное направление развития области, — отметил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Вадим Власов .

Участвовавший в пробеге «Урал NEXT» — это автомобиль технической помощи, оснащенный всем необходимым, чтобы помочь попавшим в беду гонщикам и их «железным коням». Тут и подъемный кран, который при необходимости вытянет до двух тонн, и сварочное оборудование, и генератор.

Внедорожник работает с применением сжатого природного газа (CNG) и сжиженного природного газа (LNG), что дает возможность заправлять его на станциях с обоими видами топлива. Суммарный запас хода « Урала NEXT» с комбинированной топливной системой составляет порядка тысячи километров — это один из лучших показателей для полноприводных грузовиков.

Старший экипажа «Урала NEXT», главный специалист дирекции по продажам АЗ «Урал» Юрий Дубровин, рассказал:

— Учитывая дорогу к старту в Китае, дистанцию автопробега и путь домой из Санкт-Петербурга, мы проехали в общей сложности около 20 тысяч километров. Это половина экватора! Экипаж находился за рулем не меньше десяти часов в сутки, преодолевая по 500 — 550 километров за день. На таком тяжелом маршруте не возникло ни одного сбоя техники, автомобиль ведет себя просто отлично.

В столице Приволжья участников пробега встречали представители «Группы ГАЗ». На Нижневолжской набережной выстроилась линейка газомоторной техники производителя: «ГАЗели» и «ГАЗоны» поколения NEXT различной комплектации, а также автобус «Вектор NEXT».

Компания за последние несколько лет инвестировала в развитие газомоторных технологий более десяти миллиардов рублей и сегодня выпускает экологичные автобусы всех классов и назначений, легкие коммерческие автомобили, грузовики, работающие на метане, а также спецтехнику на их базе.

Кроме того, «Группа ГАЗ» является единственным производителем в России , который разработал свой собственный газовый двигатель. Мотор ЯМЗ-530 CNG мощностью от 150 до 312 лошадиных сил, обладающий ресурсом до миллиона километров, выпускается на заводе «Автодизель» в Ярославле, на одной из самых современных площадок двигателестроения в Европе.

— Мы не ограничились выпуском транспорта на газомоторном топливе, реализовав проект по производству заправочных комплексов, — рассказал Олег Марков, директор по реализации и маркетингу ГАЗа .

Сегодня газовые станции производства Горьковского автозавода эксплуатируют в Москве, Нижнем Новгороде, Владимире. Примененные на этих установках новые технические решения позволили, в частности, снизить среднее время заправки легких грузовичков до пяти минут против 10 — 15 на старых заправках.

В этом году введено в эксплуатацию уже пять АГНКС с оборудованием производства «Группы ГАЗ», есть еще заказы, и три уже на этапе производства.

— Динамика спроса на оборудование АГНКС растет, и мы видим большой потенциал в расширении объемов производства, — рассказал Олег Марков.

НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ НА ФИНИШЕ

Из Нижнего Новгорода участники газового ралли отправились в Санкт-Петербург, где 4 октября состоялся торжественный финиш пробега в рамках Международного газового форума. На форуме «Группа ГАЗ» продемонстрировала еще одну новую разработку — автомобиль «ГАЗель NEXT CNG», работающий на бензине и сжатом природном газе. Машина оснащена модернизированным битопливным двигателем EvoTech рабочим объемом три литра. У предыдущей модели этот показатель составлял 2,7 литра. Его увеличение позволило повысить мощность и крутящий момент двигателя и улучшить тягово-динамические характеристики автомобиля.

— Развивая газовую инфраструктуру, создавая современную технику, мы реально можем способствовать повышению эффективности грузовых и пассажирских перевозок в стране и улучшению экологической ситуации, — отмечают на Горьковском автозаводе.

Преимущества газового топлива

Экономичность. Стоимость природного газа на километр пути в России не превышает 2,3 рубля, в то время как бензин на тот же путь обойдется более чем в шесть рублей (расчет по легким коммерческим автомобилям).

Экологичность. При использовании метана на транспорте выбросы CO2 в среднем на 20 — 25 процентов меньше, чем у аналогичного бензинового автомобиля, а выбросы азота ниже на 90 процентов по сравнению с дизельными машинами. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, это обеспечивает снижение задымленности воздуха в девять раз.

Качество. Газообразное состояние метана помогает его более полному сгоранию в двигателе, что увеличивает срок службы автомобиля и улучшает его работу. Природный газ не образует отложений в топливной системе, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя. При сгорании природного газа не образуются твердые частицы, вызывающие повышенный износ цилиндров и поршней. Таким образом, использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет увеличить срок службы двигателя в полтора-два раза.

Читать еще:  Датчики ваз 2109 инжектор

Безопасность. Согласно классификации горючих веществ метан по степени чувствительности входит в самый безопасный — четвертый класс.

Читайте также

Бедные мы, бедные: кто на самом деле живет за чертой прожиточного минимума

А кто — только прибедняется

МВД: Цифровая подпись нуждается в серьезном уровне защиты

Начальник ГУЭБиПК МВД России Андрей Курносенко рассказал о киберпреступлениях в сфере экономики

«Банковский роуминг» отменят через полгода

Законопроект об этом приняли в третьем чтении депутаты Госдумы

От Ташкента до Бухары и Самарканда — без России никак

Теперь от Ташкента до сказочных городов Бухары и Самарканда можно за несколько часов долететь на скоростных поездах. Безопасность движения на одном из участков этой современной железной дороги обустроена с помощью российских технологий

В России принимают «инвестиционный кодекс»: для бизнеса остановят время

В Госдуме разгромили законопроект, но приняли его в первом чтении

Почти каждый пятый работающий россиянин живет на теневые доходы

Однако попытка вывести их на чистую воду может обернуться еще большими потерями для экономики

Максим Орешкин: «Нужно отходить от стандартного бюрократизма»

Вместе с человеческим общением должно быть желание быть с предпринимателем заодно, помогать ему становиться лучше. Взаимосвязь между успехом предпринимателя и успехом экономики страны абсолютная

Эксперт об электронном договоре купли-продажи авто: Бумажные копии все равно будут требовать

Оформление сделок онлайн обещают запустить в 2020-м

От фабрики до холдинга и только вперед

В будущем году компании «Маяк» исполнится 170 лет

Почему все больше компаний готовятся поднять зарплаты

Поиск новых высококвалифицированных работников стоит дороже, чем индексация окладов

Неприкосновенный доход: Взыскивать долги с пенсий и минимальных зарплат запретят

Законопроекты об этом подготовили в Минэкономразвития и согласовали в Минтруде

Возрастная категория сайта 18+

Автомобили на газу: считаем убытки от перевода машины на газ

Учитывая безбожно растущие цены на бензин, об установке ГБО начинают задумываться даже те, кто несколько лет назад о подобном не помышлял в принципе. А если учесть, что ценообразование в нашей стране зависит исключительно от жадности нефтедобывающих компаний, но никак не от объективных макроэкономических факторов, число желающих перейти на менее дешевое моторное топливо будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Но тут не все так просто.

Как только вы начинаете искать оптимальный путь реализации задуманного, на вас выливается огромный поток информации. И далеко не всегда правдивой. Различные форумы также не дают однозначного ответа. Одни считают газ чуть ли не вселенским злом, убивающим двигатель, а в случае ДТП еще и владельца авто. Другие, напротив, рассматривают его, как отличный инструмент, позволяющий серьезно снизить расходы на содержание машины В эти дебри мы вникать не будем, приведем лишь несколько бесспорных фактов.

Плюсы. Газ примерно вдвое дешевле бензина. Он чище, поскольку бодяжить его дороже, чем продавать как есть. Запас хода машины увеличивается в среднем в полтора раза, а у владельца появляется альтернатива – газ или бензин.

Минусы. Расход газа выше, чем расход бензина. Мало того, при установке ГБО потребление последнего также немного возрастает. Двигатель теряет примерно 10-15% номинальной мощности, что также сопряжено с особенностями установки.

Долой стереотипы

При этом газ действительно «убивает» мотор. Но от этого не уйти. Тем не менее, речь идет не о двигателе в целом, а о клапанах и головке блока. Сам блок при этом на газу живет гораздо дольше, поскольку газ увеличивает ресурс масла. Вот клапаны горят, головка разрушается. Однако к тому моменту, когда ситуация станет критичной (пробег в 200 000-300 000), вы либо машину продадите, либо сэкономите на топливе сумму, которой с лихвой хватит не только на ремонт, но и на замену.

Теперь о весе и надежности оборудования. Если мы не говорим об автомобиле, изначально подготовленном производителем под установку ГБО, будьте готовы к тому, что баллоны сожрут место в багажнике. По поводу массы можно сказать следующее. Времена, когда метановый баллон весил под сотню килограммов, канули в Лету. Сегодня в продаже можно найти емкости с удельной массой 0,3 килограмма на литр, то есть пустой 25-литровый баллон весит около 10 кг.

Что же касается надежности, то в данном случае все зависит от производителя, регулярности обслуживания, а также от степени искривления рук и квалификации установщиков. В остальном же клиентам давно доступно ГБО 4-го поколения с электронными «мозгами». То есть вам даже переключатель не понадобится – автоматика запустит авто на бензине, сама перейдет на газ, а если тот закончится – обратно на бензин. В общем, объективного повода считать ГБО небезопасной просто нет.

13 000 рублей экономии

А теперь посчитаем, стоит ли в принципе переводить машину на газ. Главный аргумент, который приводят адепты «газовождения» – дешевизна самого топлива. Тут они не лукавят. В Москве, к примеру, средневзвешенная цена литра 92-го составляет 31,3 рубля, а литрп пропана — около 16 рублей, метана – 15 рублей. Поэтому, если откинуть ценник, заложенный на работу, стоимость сотни километров, пройденных на условной LADA Granta при паспортном расходе в 7 литров, снизится более чем существенно – с 220 до 130 рублей. А это значит, что выбегая около 20 000 километров в год, вы будете экономить около 13 000 рублей.

Выгода не для всех

Однако эти суммы сами по себе ничего не значат. Стоимость пропановой системы (вместе с установкой) для Granta в Москве оценивается примерно в 30 000 рублей. И это не потолок, но и не нижний ценовой сегмент – оборудование «бизнес-класса» от одного из лидеров отрасли.

Метановая при прочих равных дороже на 7000-10 000. Кроме того, в последнем случае вы, наверняка, захотите поставить облегченный металлопластиковый (или даже композитный) баллон, ценник которого рассчитывается исходя из объема – от 290 рублей/литр (металлический – 220 рублей/литр). Таким образом, весь проект обойдется минимум в 45 000. И теперь посчитайте, сколько лет вам потребуется, чтобы окупить установку. Нменьше четырех. Во всяком случае, если ваш пробег равен уже указанным 20 000 километров.

Иными словами, задумываться о ГБО имеет смысл лишь в том случае, когда пробег выше указанного в полтора-два раза, либо вы обладаете гораздо более прожорливым авто, оснащенным мотором V6 или V8. Но тут, как говорится, «сам бог велел». При среднем расходе в 15-17 литров, время окупаемости снижается до 1,5-2 лет. Кроме того, при таких рабочих объемах и, как следствие, мощностях один из основных минусов перехода на газ – потеря мощности – оказывается не такой уж и существенной. Ну потеряете «лошадей» 25-30 – на динамике почти не скажется, однако ценник на топливо снизится весьма серьезно.

Что характерно, бюджет проекта при этом вырастает не так уж и значительно – в среднем до 50 000 рублей. Остается проблема с пространством в грузовом отсеке, но она вполне решаема. Берите напоминающие пончик тороидальные баллоны, устанавливающиеся в нишу запасного колеса, либо монтирующиеся под днищем автомобиля.

Кроме того, в природе существуют и вертикальные тороидальные емкости, которые можно крепить к боковине грузового отсека. Пространство они, конечно, съедают, но при этом не лишают водителя возможности хотя бы частично трансформировать задний диван и не исключают наличия запаски. Сложность в том, что все это касается систем для пропана – попутного нефтяного газа. Если же вы предпочитаете более чистый природный, о подобной вариативности можно даже не заикаться.

«Сухой» метан лучше «мокрого» пропана

Пропан хранится в сжиженном состоянии, метан – в газообразном, причем под давлением в 200 атмосфер (пропан – 5 атмосфер). Поэтому емкости тут исключительно цилиндрические, массивные и, как правило, более дорогие. Если, конечно, вы не хотите возить в багажнике лишний центнер. Для комтранса это проблемой не является, но в случае с легковыми машинами об этом следует помнить.

Тем не менее, у метана перед пропаном есть ряд преимуществ. Во-первых, это самое быстро возобновляемое топливо на планете. То есть его ценник от объемов добычи и переработки нефти напрямую не зависит. Во-вторых, он сухой, то есть в нем в принципе отсутствует конденсат, от которого владельцам авто, выбравших нефтяной газ, избавляться нужно регулярно. По большому счету, метан может стать промежуточным звеном между бензином и чистой энергией. В-третьих, в отличие от пропана, метан легче воздуха, что на порядок снижает риск взрыва или пожара даже во время ДТП. То есть при утечке он не концентрируется в самом низком месте, а образует подвижное облако, которое рассеивается ветром. Взрывоопасной считается 5-процентная концентрация, добиться которой в бытовых условиях почти нереально.

Впрочем, это не значит, что у него нет недостатков. Самый главный – жесткий технический контроль: система, работающая под давлением в 200 атмосфер, наплевательского к себе отношения не терпит. Второй фактор – цена и габариты оборудования. То есть окупается он гораздо дольше. Третье – количество заправок. В Москве и Подмосковье их, например, можно пересчитать по пальцам. В южных регионах, напротив, особых проблем с поиском нужной АГНКС, как правило, не возникает. В любом случае, если встал вопрос об установке ГБО, изучить ценообразование и инфраструктуру в регионе не помешает. Согласитесь, глупо экономить на топливе, теряя деньги на регулярном перепробеге.

Готовых решений нет

Оптимальным вариантом в таком случае выглядит не дооборудование автомобиля, а покупка готового. Что, к слову, решает массу проблем, начиная с вопросов компоновки системы и заканчивая ее работоспособностью. Некоторое время назад на редакционном тесте у нас побывал VW Passat EcoFuel (подробнее об этой машине читайте здесь) , который впечатлил буквально всех.

Он выглядел и ездил, как обычный Passat, но его бензиновый бак был урезан до 15 литров. Освободившееся же место занимали три 10-литровых метановых баллона (21 килограмм), куда влезало ровно 6 кубов газа. Запас хода тот же – 500-600 километров, а ценник на заправку – в три раза ниже, чем у бензинового аналога. Но поставлять такие Passat в Россию немцы так и не начали. Мало того, не так давно они отказались и от ввоза Caddy EcoFuel. Остальные же производители о подобных авантюрах даже не задумывались. В общем, нам остается пользоваться теми возможностями, что есть, то есть ставить ГБО.

Стоит ли оно того?

Итак, подведем итог. На машинах с небольшим рабочим объемом двигателя и относительно низким расходом особого смысла в переоборудовании нет. Даже если водитель уложится в 30 000 рублей, процесс окупаемости растянется на 4-5 лет. Исключение – драйверы, наматывающие за год по 40 000-50 000 километров. Однако здесь весьма актуальным становится вопрос ресурса самой машины – за какие-то два-три года она при такой нагрузке превратится в «ведро». Плюс изначальная потеря мощности и снижение ресурса ДВС. И то, и другое в такой ситуации может оказаться весьма существенным.

Вот с достаточно мощными авто и внедорожниками и тем более с легким комтрансом все более однозначно. Выгода очевидна. Возможно, владельцу придется заложить на переоборудование более серьезный бюджет – 40 000-50 000 рублей, но срок окупаемости снизится примерно вдвое. Впрочем, среднегодовой пробег тут тоже нужно учитывать: если он не превышает тех же 20 000 километров, владельцу стоит хорошенько подумать и тщательнейшим образом все просчитать.

Машины же, которые официально считаются коммерческими (те же «каблуки» или микроавтобусы), проще без колебаний сразу переводить на метан, так как у них и пробеги, как правило, большие, и проблем с размещением баллонов на порядок меньше. Кроме того, тут можно использовать самые бюджетные емкости, монтировать дополнительный фальшпол или ставить их вертикально. Все это возможно и доступно. Разумеется, при наличия желания и соответствующих возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector