Двигатели узам и их тюнинг

Двигатели узам и их тюнинг

Тюнинг Москвич 2140: иногда они возвращаются

Автомобили, которые были выпущены не один десяток лет назад, всегда вызывают эмоции. Смотришь на них, и в памяти гарантированно всплывает какое-то событие, непременно связанное с этой маркой. В конце 90-х годов прошлого тысячелетия один мой знакомый приобрел себе Москвич 2140 за смешные, даже по тем временам, 500 российских рублей. Он, правда, не имел еще водительского удостоверения, так что выезжал исключительно за город и по окольным дорогам, на которых шанс встретить сотрудников ГАИ стремился к нулю. С тех пор прошло много лет, я и представить себе не могла, что кто-то может снова выбрать Москвич 2140 своим автомобилем. Причем, не прогулочным, а гоночным.

Среди десятков автомобилей, стоявших в тех.парке и ожидающих свой выезд, этот экземпляр разительно отличался от стандартных классических авто. Привлекал он, разумеется, не только мое внимание. Опознав в современном гоночном болиде старый добрый Москвич 2140, вокруг постоянно толпился народ, желая сфотографироваться.

Замысел

Пробравшись наконец-то к команде, мне удалось узнать, что владельцем этого «Космича» (ведь он по праву может считаться космическим) является эстонский гонщик, а по совместительству владелец компании SILDREM Auto Алари Силласте. Он участвует в эстонском чемпионате по ралли в классе Е9 (автомобили с двигателями до 1.6 литра объема и приводом на одну ось), и с радостью посетил московское ралли-шоу, продемонстрировав свой проект на радость российским зрителям.

Почему Алари выбрал Москвич? Класс Е9 считается «национальным» и в нем традиционно участвуют такие «народные» и доступные автомобили, как Жигули, Honda Civic, Toyota Starlet и пр. А вот машина Алари, говорят, — единственный раллийный Москвич во всей Прибалтике. Чтобы построить 2140, способный приезжать на подиум, команде пришлось изрядно потрудиться.

Снаружи

Ярко-оранжевый, на легкосплавных дисках 15-го диаметра, с расширением кузова, визуально он в корне отличается от стандартной модели АЗЛК. С первого взгляда в глаза бросается широкий кузов Москвича и спойлер на крышке багажника. Дело в том, что для улучшения управляемости колея автомобиля увеличена, и в связи с этим изготовлены специальные накладки на кузов для его расширения. Заводские бампера демонтировали для облегчения, а спереди установили пластиковый. Все стекла, кроме лобового, заменили на поликарбонат, — цель максимально сбросить вес авто. Стандартный тяжелый капот также заменен на пластиковый со специальным отверстием для вывода горячего воздуха от радиатора. Корму автомобиля венчает спойлер — для улучшения прижимной силы на заднюю ось. Насчет эффективности этого элемента ходит много споров, но сам раллист уверяет, что управляемость данного Москвича от использования спойлера хуже точно не стала, а на высоких скоростях он проявляет себя исключительно с лучшей стороны.

Внутри

Что касается салона, здесь все предельно просто, по раллийному, и при этом максимально эргономично. Омологированный каркас безопасности, два ковша Sparco, напольный педальный узел OBP (супер надежный, с возможностью регулировки педалей по расположению относительно друг друга), спортивный трехспицевый руль OMP, гидравлический ручник и самодельная приборная панель с датчиками Auto Gauge и большим информативным тахометром.

За включение всех устройств отвечает кастомная панель со множеством тумблеров, распложенная справа от водителя на тоннеле карданного вала.

Техника

«Что же необычного в начинке?» – с нетерпением спросите вы. Алари Силласте говорит, что в его 2140 доработано практически все! Пожалуй, от изначального Москвича здесь остался только кузов, да и он, как вы уже заметили, изменен.

Заглянем под капот этого чуда. Как ни странно, но мотор тут не родной уфимский, и не от какой-нибудь иномарки, а от классических Жигулей ВАЗ-2106! Такой выбор владелец объяснил просто. Во-первых, изначально Москвич, который готовили для участия в ралли, был приобретен без мотора, а родной вариант в Эстонии найти не получилось. Во-вторых, сотрудники автосервиса Алари довольно неплохо разбираются в ВАЗовских двигателях со времен ВФТС, и в наличии у них имеется большое количество запчастей. Стандартным агрегат от «шестерки», естественно, не остался. Его доработали, но в рамках регламента соревнований. Поршни и шатуны используются кованные, изготовленные по спецзаказу, — только такие выдержат работу на повышенных оборотах в суровых условиях гонки.

Головка блока цилиндров — с увеличенными клапанами (для пропускания большего количества топливовоздушной смеси в цилиндры) и распределительным валом, выполненным на заказ, с более широкой фазой работы, направленной на повышенные обороты. А для лучшего смешивания топлива и воздуха здесь установлены сдвоенные горизонтальные карбюраторы Weber DCOE 45, впускной коллектор под которые естественно пришлось сконструировать самостоятельно. В системе охлаждения трудятся увеличенный двухрядный радиатор и электрический вентилятор. Таким образом, все слабые узлы ВАЗовского мотора усилены или заменены на более прочные тюнинговые детали. Для быстрого выхода двигателя на максимальные обороты используется облегченный маховик, крутящий момент от которого передает на кулачковую КПП диск сцепления с органическими накладками большей площади. В такой конфигурации двигатель выдает порядка 150 лошадиных сил (вместо заводских почти 80-ти), что в свою очередь позволяет достойно соперничать с другими представителями класса с моторами объемом до 1.6 литра.

Подвеска вместе с редуктором в этом Москвиче установлена от автомобиля BMW в 30-м кузове. Такой выбор обусловлен тем, что стандартный редуктор не выдерживает повышенные нагрузки во время ралли и превращается в расходник. Раллийные амортизаторы Reiger с выносными бачками (и спереди, и сзади) отлично зарекомендовали себя на гоночных трассах. После каждой гонки проводятся дефектовка и контроль всех агрегатов.

Титулы и награды

Этот Москвич 2140 не просто выглядит впечатляюще на раллийной трассе, но и действительно способен навязать борьбу соперникам. В разные года на счету Алари Силласте 4-е место в Tartu rally, 3-места в классе E9 в Virumaa winter rally и Harju rally, 2-е место в классе E9 в Kurzeme rally и множество других подиумов. Все-таки очень здорово, что находятся увлеченные люди, которые дарят душевным советским машинам вторую жизнь и даже с успехом используют их в таких сложных дисциплинах автоспорта, как профессиональное ралли.

Список доработок:

Двигатель:

Двигатель от ВАЗ-2106, объем 1579 сс

Кованные поршни и шатуны, изготовлены по спецзаказу
Головка блока цилиндров с увеличенными впускными и выпускными каналами
Распределительный вал изготовлен на заказ (подъем 11.2 мм, фаза 290 градусов)
Увеличенные клапана
Жесткие пружины клапанов Schrick
Сдвоенные карбюраторы Weber DCOE 45
Самодельный впускной коллектор под карбюраторы
Самодельный защитный термоэкран между коллекторами
Бесконтактная система зажигания с трамблером
Спортивный омологированный бензобак
Два бензонасоса Facet
Противоотливной резервуар для бензина кастом
Увеличенный двухрядный радиатор
Электрический вентилятор
Защитный тепловой экран кастом
Выпуск: равнодлинный паук, прямоточная система 51 мм, самодельная оконечная банка

Трансмиссия

КПП кулачковая ВАЗ
Задний редуктор BMW

Подвеска

Задняя независимая подвеска на косых рычагах Wisefab от BMW E30
Распорка передних стоек кастом
Амортизаторы с выносными бачками Reiger

Тормоза

Перед : тормозные диски 290мм с тормозными скобами, колдки Ferodo
Зад: тормозные диски 280 мм, тормозные скобы под гидроручник, колдки Ferodo.
Гидравлический ручник.

Интерьер

Ковши Sabelt и Sparco
Руль OMP
Напольный педальный узел OBP
Дополнительные приборы и тахометр Auto Gauge
Самодельная приборная панель и дополнительная панель с тумблерами
Каркас безопасности

Экстерьер

Самодельный аэродинамический обвес с расширением
Капот – пластик с воздухоотводом
Стекла, кроме лобового, заменены на поликарбонат
Спойлер

О нюансах тюнинга автомобиля Москвич

Несомненными достоинствами Москвичей являются их неприхотливость, выносливость и тяговитость. Они – рабочие лошадки, часто эксплуатируемые «в хвост и гриву». И как и большинство отечественных автомобилей, они имеют огромный потенциал для тюнинга, и хотя работать с ними бывает порой сложно, но очень интересно. Какие же подводные камни таит в себе тюнинг автомобилей Москвич? Давайте разбираться…

Во-первых, сложности возникнут с поиском готовых комплектов тюнинга. Обвес на Москвич делать придется либо самостоятельно, либо подбирать от другого автомобиля. Как правило, люди, рискнувшие тюнинговать этот автомобиль, совмещают доработки внешности с кузовным ремонтом, поэтому некоторые элементы кузова могут быть полностью стекловолоконными. Или наоборот – жабры, воздухозаборники и фартуки варятся из металла и вживляются в кузов.

Во-вторых, для тюнинга двигателя нет такого разнообразия запчастей, как для того же ВАЗа. Чтобы поднять мощность москвичевского мотора, придется заимствовать запчасти и тщательно их подгонять. Например, для двигателя 1,5 подойдут гильзы и коленвал от УЗАМ-3313 (объем должен увеличиться примерно до 1,8 литра). Можно отшлифовать головку блока, увеличив тем самым степень сжатия.

Читать еще:  Что такое сервисное обслуживание двигателя

Следующий шаг – замена карбюратора. Весьма неплохим вариантом (хоть и требующим изготовления переходной плиты) будет установка четырех мотоциклетных карбюраторов, или горизонтальных «Деллорто».

Тюнинг автомобилей Москвич – это не только кузов и двигатель. Очень важно приспособить подвеску, трансмиссию и тормоза под возросшую мощность. Коробку передач можно взять 5-ступенчатую от ВАЗ (она более «скоростная»). Один из наиболее простых способов усовершенствования передней подвески – обрезанные волговские пружины плюс двойной стабилизатор.

После их установки заметно уменьшается крен в поворотах, и автомобиль точнее управляется. Чтобы отучить машину «вилять хвостом», заднюю подвеску тоже нужно доработать. Удаление листов из рессор – плохая идея, грозящая разрушением всей ее конструкции. Проверенные варианты – перестановка листов в другом порядке и проставки между рессорой и мостом.

Также необходим тюнинг салона автомобиля. Большой и тонкий руль, неудобные сиденья, устаревшая приборная панель – все это меняется на аналоги от иномарок, обеспечивающие достойный уровень комфорта. Стойки, дверные карты и потолок можно обтянуть в цвет кузова, или же комбинацией нескольких цветов и материалов.

Ну, и как же в дороге без музыки? В задней полке, дверях и на передних стойках можно разместить несколько динамиков, выбрав для них хорошее головное устройство. Для лучшего качества звука, желательно сделать шумо- и виброизоляцию.

Москвич как объект тюнинга

Улучшать можно абсолютно любой автомобиль, но цена вопроса всегда будет разной. В этом смысле Москвичи интересны именно своей доступностью, а также изобилием запчастей как новых, так и от автомобилей-доноров. Сложно найти на постсоветском пространстве более выгодную машину для начинающего тюнера, чем Москвич. Разумеется, есть еще Запорожцы и Жигули, но они уступают Москвичам по части распространенности и доступности соответственно.

В то же время Москвич является очень интересным тюнинг-объектом даже для опытного любителя. Его дизайн позволяет после ряда доработок получить интереснейшие версии. Если посмотреть на готовые проекты, то можно найти среди них абсолютно непохожие варианты. При этом они настолько прекрасны, что достойны занять место на выставках любого ранга.

Восстановление до оригинального состояния

Отдельным направлением тюнинга является так называемая реновация. Это можно называть по-разному, но суть одна – привести автомобиль в состояние, словно он только сошел с заводского конвейера. На сегодняшний день практически любую модель Москвича можно восстановить до оригинала.

Экземпляры, видавшие виды, прошедшие сотни тысяч километров по отечественному бездорожью, сегодня представляют собой весьма уставшие машины. Зачастую их можно квалифицировать исключительно, как автохлам. Разумеется, это не самые удачные объекты для тюнинга или реновации. И в том, и в другом случае лучше искать хорошо сохранившиеся автомобили.

В зависимости от модели и года выпуска, машины марки Москвич, могут быть очень старыми или достаточно свежими. Где-то в деревнях имеются немногочисленные экземпляры возрастом более 30-ти лет, которые эксплуатировались очень мало. Это наиболее выгодные объекты – находка для любого тюнера.

Что приходится делать при восстановлении до оригинального состояния:

  • полная покраска кузова;
  • тщательный детейлинг всех деталей;
  • выбраковка деталей, не поддающихся восстановлению;
  • покупка оригинальных деталей на замену;
  • сборка автомобиля по заводскому образцу.

Чтобы восстановить автомобиль «под ноль», необходимо иметь образец. Найти сегодня физическую модель оригинального Москвича можно, но легче воспользоваться фотоматериалами. Однако человек, который берется за реновацию, должен хотя бы раз увидеть воочию оригинал. Он должен почувствовать эту машину, проникнуться ее стилем, стать ее соавтором, если хотите.

Концептуальные направления в тюнинге Москвичей

Из Москвичей, начиная с 408-ой модели, можно сделать автомобиль не только современного, но даже футуристического дизайна. Более старые модели резко отличаются по дизайну, и они ближе к ретромобилям, что не делает их менее ценными для тюнинга.

Модели, очертания которых вытекают из 408-го кузова, кардинально отличаются от предшественников. Сегодня это винтажные машины, которые стали основой дизайна новой автомобильной эры. Четырехдверный седан малого класса стал самым распространенным кузовом.

Удивительные метаморфозы могут произойти с Москвичами, если к ним приложит руку талантливый дизайнер. Разумеется, можно слишком увлечься тюнингом и изменить модель до неузнаваемости. Однако задача дизайнера состоит в том, чтобы сохранить аутентичные черты.

Концептуальные варианты тюнинга Москвичей заслуживают уважения только в том случае, если в них без труда можно узнать прототип. При этом машина должна быть целостной и гармоничной. Это похоже на селекцию: порода улучшается, но всегда можно определить, каковы предки. Если просто спилить старый кузов и наварить нечто совсем не похожее, то вряд ли такой тюнинг можно отнести к концептуальным.

Двигатели узам и их тюнинг

ГТ»Рис. 1. Так дорабатывают (подрезают) поршни (красным цветом выделен удаляемый металл): а — двигателя УЗАМ-331.10 при установке коленвала с ходом 75 мм (вместо 70 мм); б — двигателя УЗАМ-412 или УЗАМ-331.10 с поршнями от «четыреста двенадцатого» при установке коленвала с ходом 75 мм; в -двигателя УЗАМ-3317 выпуска 1994-1995 гг. при установке коленвала с ходом 80 мм (вместо 75 мм).Одно замечание: о многих «тюнинговых» вариантах приходится судить по субъективным (и пока всегда положительным) впечатлениям авторов доводки — серьезных испытаний «подросшие» двигатели не проходили. Исключение составляют моторы, в результате каких — л ибо операций110 ЗА РУЛЕМ 5/96поршня и диаметр цилиндра) двигателей УЗАМ, общих по конструкции. Наш исходный мотор — объемом 1479 см 3 (ход — 70 мм, диаметр — 82 мм). Самый простой способ, рекомендуемый всеми специалистами для автолюбителя, сделать из УЗАМ-331.10 двигатель «0102» рабочим объемом 1584 см 3 , пе-Ддя этого покупаем коленвал от «сто второго» мотора с радиусом кривошипа 37,5 мм. Диаметры шеек у всех валов остались прежними, так что и вкладыши от полуторалитрового двигателя подойдут. С новым коленвалом поршень будет подниматься (опускаться) на 2,5 мм выше (ниже) — ведь его ход стал на 5 мм больше. Лучше всего установить и поршни от модели -0102 — они, кстати, внешне похожи на «четыреста двенадцатые», со сферическим днищем. Напомним, что поршни делят на пять размерных групп по диамет- ру юбки, и к гильзе поршень надо подбирать, как рекомендовано в книгах по ремонту. Если на гильзе есть износ, ее придется заменить, иначе «ступенька» повредит ком ­ прессионное кольцо. Теперь о методе, на который неодобрительно смотрят два завода УЗАМ и АЗЛК, но который, тем не менее, без известных отрицательных последствий применяют авторемонтники-профессионалы и любители. Если старые поршни в хорошем состоянии, можно сэкономить на комплекте новых, а увеличившийся рабочий ход компенсировать подрезкой днища и юбки поршня по приведенным эскизам (рис. 1). На юбке достаточно углубить на 2 мм «карманы» для противовесов коленвала. Почему это не нравится конструкторам? Во-первых, утончается днище поршня, а во-вторых, сокращается «огневой поясок», то есть расстояние от верхней канавки до днища, что снижает долговечность колец и поршня. Все сказанное о двигателе УЗАМ-331.10 справедливо и по отношению к УЗАМ-412. Допустим, «1600» мало. Нет проблем, еще немного увеличиваем ход поршня (до 80 мм) — и опять попадаем под осуждающий взгляд конструкторов. Пусть нас подбодрит опыт тех автолюбителей, кто так уже сделал. Поставив коленвал с радиусом кривошипа 40 мм, придется искать поршни — стандартные уже не подойдут никак. Надо либо подрезать (аналогично «четыреста двенадцатым») поршни от УЗАМ-0102 (1600 см 3 ), либо заказывать оригинальные на стороне. Ну, и уж совсем набравшись смелости, можно собрать самый длинноходный мотор — 85 мм. Для него ни коленвалы, ни поршни в Уфе не делают, а значит, рассчитывать на одобрение заводских инженеров нечего. Зато эти детали изготовляет в Москве НПП «Автотехнология», причем поршни двух типов — изотермической штамповкой. Один — с высокими ка ­ навками под кольца, применяемые на моторе ВАЗ-21083, второй — с узкими, под «родные», которые берет на комплектацию УЗАМ (из Мичуринска, Ильичевска, Болгарии). Это, пожалуй, все способы и варианты увеличения хода поршня в двигателе УЗАМ-331.10. Но ведь рабочий объем зависит и от диаметра цилиндра (справедливости ради отметим, в формуле объема есть еще число ТС, но его, как правило, не меняют). От исходного диаметра 82 мм легко перейти к следующему — 85 мм (особенно если цилиндры уже сильно изношены ис ними и так нужно чтото делать). Путь, знакомый всем владельцам «жигулей», — расточка цилиндров с последующим хонингованием применяется и для уфимских моторов, только вместо блоков растачивают гильзы цилиндров. Гильза внутренним диаметром 82 мм позволяет расточку до 85, но не больше. Конечно, потребуется и новый поршень диаметром 85 мм под тот коленвал, который вы собираетесь использовать. Здесь оп ­ тимальной представляется замена коленвала, чтобы получить моторы «1700» или «1800», для которых завод делает поршневые группы. Нужно обязательно учитывать соответствие головки блока переделанному «низу» мотора — мы еще подробно остановимся на этом. Гильзы не обязательно растачивать — можно заменить, купив комплект новых от двигателя УЗАМ-3317.Рис. 2. Так обрабатывают («шарошаУ’) камеры сгорания и каналы в головке цилиндров и коллекторах.Чтобы установить их в блок УЗАМ331.10, придется уменьшить посадочный диаметр (до 89 мм вместо 92), сняв лишнее на токарном станке. Можно, наоборот, расточить блок, но, во-первых, это требует более сложного специального оборудования, а во-вторых, не рекомендуется конструкторами. Таким образом, из полуторалитрового двигателя можно получить моторы с рабочим объемом до 1929 см 3 (см. таблицу — ход поршня на диаметр цилиндра 85×85). Что именно вам выбрать — решайте, сообразуясь с собственными потребностями, опытом, Возможные варианты увеличения кошельком. рабочего объема двигателей УЗАМ Подробно рассмотрев способы увеличения объеРабочий объем, см (модель двигателя) ма УЗАМ-331.10, коротко Ход поршня, остановимся на других моN. МЫ торах из Уфы. Диаметр Модель УЗАМ — 0 102 70 75 80 цилиндра, мм для ижевских автомобилей. 1584 1649 82 1479 Те же варианты по колен(УЗАМ-412) (УЗАМ-0102) валам и только одно заме1702 1816 85 чание по поводу расточки (УЗАМ-3317) (УЗАМ-3313, -3318) блок можно обрабатывать под гильзы посадочного 1946 88 (УЗАМ-3320) диаметра 92 мм. А раз так,3то можно использовать новые гильзы от мотора УЗАМ-3320 с диаметром цилиндра 88 мм (этот двигатель отличается от моделей -3317, -3318 гильзами с тонкой стенкой, а посадочные диаметры в блоке и гильзе одинаковы). Найти гильзы «на 88 мм» пока нелегко, но можно расточить 85-миллиметровые от двигателей «1700» и «1800». Разумеется, их можно использовать ив первоначальном виде, либо в расточенном блоке УЗАМ-0102, либо уменьшив их посадочный диаметр, что проще. Двигатель УЗАМ — 3 317 можно «увеличить» до 1,8-литрового, проделав операции с коленвалом и поршнями. Вал — заменить на новый, с радиусом кривошипа 40 мм, а поршни подрезать (см. рис. 1). Поршни можно поставить и новые от двигателя УЗАМ-3313, что позволит перейти на «семьдесят шестой» бензин, или от УЗАМ-3318. Установка коленвала под ход поршня 85 мм потребует оригинальных поршней, а рабочий объем в этом случае составит 1929 см 3 . Расточив гильзы под диаметр 88 мм и раздобыв соответствующие поршни, получим двигатель УЗАМ 3320 (1946 см 3 ). Три оставшихся мотора — два объемом 1,8 ли один 2л — не рассматриваем, поскольку их пока очень немного, да, собственно, и «расти» им дальше некуда. Вернемся к таблице. Незаполненные клетки не означают, что такие сочетания хода поршня и диаметра цилиндра невозможны. Просто они требуют совершенно оригинальных деталей, выпуск которых пока не налажен (возможно, это не так — тогда мы будем рады связаться с производителями). Увеличение объема — далеко не весь тюнинг, который возможен для уфимских моторов. Чтобы завершить о кривошипно-шатунном механизме, советуем на разобранном двигателе проверить все зазоры, допуски, массы, балансировки. Наверняка придется их привести в норму. Нам попада-851861 1929ЗА РУЛЕМ 5/96 111 лись моторы, в которых шатуны различались на 40 г при допуске 4 г, а зазор между шатуном и поршневым пальцем превышал допустимый в несколько раз! На этих мелочах можно возвратить несколько лошадиных сил — поверьте, они не будут лишними. Кстати, это можно считать «тюнингом по-русски»: «доводка» мотора только ликвидацией заводских огрехов.ным, не упомяни мы о доработанных «резвых» распредвалах. Недавно за ­ вершены заводские испытания двигателей УЗАМ с новыми валами, получены хорошие результаты, заслуживающие, пожалуй, отдельной публикации. А пока напомним ту, что уже была, — см. ЗР, 1995, № 4.ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕПодробно рассмотрев «низ» мотора, то есть блок и картер и их содержимое, поднимемся выше — к головке блока цилиндров, тем более что иногда ее конструкция ограничивает переделки мотора. С таких случаев и начнем. Не так давно УЗАМ серийно делал три мо ­ дели головок — на двигатели -412, -331.10 и -3317. Отличались они размерами и формой камер сгорания, конструкцией впускных и выпускных каналов, диаметром седел впускных клапанов. С осени прошлого года УЗАМ на все моторы объемом 1,6; 1,7; 1,8 и2л устанавливает унифицированную го ­ ловку блока с диаметром камеры сгорания 82 мм (как на двигателе -412), увеличенными впускными клапанами с диаметром тарелки 39,5 мм (как на двигателе -3317), модернизированными газовыми каналами. При установке новой головки на двигатели УЗАМ-331.10 иран ­ ние -3317 придется менять и поршни — на первый подойдут от мотора УЗАМ-412, на второй — новые, с усеченным конусом вместо «хитрых» выемок на днище. Если этого не сделать, двигатель выйдет из строя из-за удара поршней о клапаны. Сочетание старой головки и поршней новой конструкции возможно — это приведет лишь к снижению степени сжатия, например, для УЗАМ-3317 — до 8,2. В головке есть над чем поработать и головой, и руками. Суть всех операций — дать свободный путь рабочей смеси в цилиндры, а отработавшим газам — в глушитель, то есть снизить сопротивление на впуске и выпуске. Как? Подровнять соединения коллекторов и головки, убрав почти всегда оказывающуюся там ступеньку; точно по проходному се ­ чению подрезать отверстия в прокладках; сгладить впускные и выпускные каналы и, возможно, расширить их, удалив лишние наросты металла. Подобные операции вы ­ полняют ив камере сгорания (рис 2). Сравните обработанную и обычную, снятую с серийного мотора, головки блока цилиндров (рис. 3). И, конечно, обзор «тюнинговых» работ по «Москвичу» был бы непол112 ЗА РУЛЕМ 5/96СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ И ЗАЖИГАНИЯКонечно, изменение таких серьезных параметров двигателя, как рабочий объем, фазы газораспределения, требуют корректировки характеристик систем топливоподачи и зажигания.жигания (МПСЗ). Ее выпускает новополоцкий завод «Измеритель» в вариантах для любого рабочего объема. Среди достоинств системы, уже отмеченных журналом (ЗР, 1994, № 1), назовем главные — надежность, четкая корректировка момента искрообразования в зависимости от нагрузки на мотор, высокая энергия искры. Карбюратор, по нашему опыту, лучше ставить «Солекс», но не тот, к о ­ торый предназначен для «Самары», а от модернизированной «Нивы» (ДААЗ21073-1107010). Придется, конечно, приспособить его к «Москвичу», заглушив штуцер обратного слива топлива в бак, поставив новый блок управления ЭПХХ, помудрив с приводом заслонок. В последнее время в продаже появился карбюратор, тоже типа «Солекс», который встает под капот «Москвича» как родной, без переделок, и совсем неплохо (уж лучше «Озона» точно) работает с большеобъемными моторами. Его обозначение — Д ААЗ — 2 1041 1107010-10. Желательно поставить воздушный фильтр в сборе от ВАЗ2108, доработав его корпус по месту.НЕМНОГО ЭКОНОМИКИО ценах, в силу их изменчивости, с уверенностью говорить нельзя. Поэтому назовем вилку, в которую попадает доработка уфимского мотора. Итак, в «условных единицах», то бишь в долларах, распредвал «повышенной резвости» стоит $120 (с установкой — 200). Переделка двигателя 1,7 лв двухлитровый (85×85 мм) обойдется вам в Москве на специализированной фирме в $1350 (коленвал и поршни — 420, распредвал — 120, карбюратор — 100, МПСЗ — 140, работа — 350, доработка головки блока цилиндров — 120). Сами по себе работы несложны, но если вам не хочется тратить время или негде работать, выбирайте ис ­ полнителя из нескольких фирм, занимающихся тюнингом «Москвича», — их объявления вы найдете в рекламном блоке этого номера журнала.Рис. 3. Доведенная (а) и серийная (б) головки.Вернемся к самому простому и предпочтительному варианту увеличения объема — переделке полуторалитрового мотора в 1,6-литровый. Специалисты УЗАМа дают такие рекомендации по поводу карбюратора: либо в прежнем ДААЗ — 2 140 1107010-50 поменять местами главные воздушные жиклеры первичной и вторичной камер, либо установить карбюратор ДААЗ-2140-1107010-20, лучше соответствующий «выросшему» мотору. Распределитель зажигания 47.3706 желательно заменить на Р147А или хотя бы несколько увеличить угол опережения зажигания. Советуем вовсе отказаться от традиционного «трамблера», установив микропроцессорную систему за ­От редакции. Некоторые из описанных приемов тюнинга мы опробуем в деле, благо, мотор увеличенного объема (УЗАМ-3320) у нас уже есть. Ждите рассказа о МПСЗ и распредвале, а пока приглашаем поделиться своими методами форсировки «Москвича» и автолюбителей, и профессионалов. Надеемся с вашей помощью поведать читателям о доработке трансмиссии, ходовой части, кузова «сорок первого», ведь поле для тюнинга он предоставляет обширное. К о ­ нечно, если варианты будут одобрены конструкторами.

Читать еще:  В ситроене ds4 неисправность двигателя
Права и использование

Архив 4.0 © 1928 — 2013 «Зарулем». Все права защищены.

Использование материалов сайта допускается только с разрешения ООО «Издательство «За рулем».

тюнинг узам:)

Полезная информация по УЗАМ. Часть 1
Надеюсь, кому-то будет интересна информация о модернизации уфимских двигателей
напрямую от производителя. Вот одно письмо. Отправлено: lesnik_[63],
Уважаемый Виктор!
Благодарим за Ваше послание и проявленный
интерес к двигателям Уфимского завода
автомобильных моторов. Отсутствие информации на
нашем сайте о двигателях УЗАМ является
временным, этот пробел мы обязательно восполним и
дадим полную информацию о выпускаемых
двигателях для автомобилей ИЖ и Москвич. В
настоящее время прорабатывается вопрос о
заполнении нашего сайта необходимой информацией.
Поэтому мы будем рады любым предложениям и
замечаниям по этому поводу. В ответ на Ваше
послание и запросы других «поклонников «наших
двигателей, мы решили дать более подробную
информацию о модернизированных двигателях УЗАМ
с рабочим объемом 1.6 — 2.0 л и о запасных частях к
ним.
В чем заключается модернизация двигателей?
Для двигателя с рабочим объемом 1.6л применен
коленчатый вал с радиусом кривошипа 37.5 мм и
поршень с измененной конфигурацией. Диаметр
гильзы цилиндров оставлен прежний, как на двигателе
с объемом 1.5 л, т.е 82 мм. Для двигателя с рабочим
объемом 1.7л также применен коленчатый вал с
радиусом кривошипа 37.5мм и поршень с измененной
конфигурацией. Диаметр цилиндра увеличен с 82 мм
до 85 мм. При этом у гильзы увеличен посадочный
диаметр с 89 мм до 92 мм. Соответственно изменен
посадочный диаметр под гильзу и на блоке
цилиндров. Для двигателя с рабочим объемом 1.8 л
применен коленчатый вал радиусом кривошипа 40 мм
и поршни с измененной конфигурацией. Гильзы и блок
цилиндров применены с двигателя с объемом 1.7л.
Для двигателя с рабочим объемом 2.0 л применен
коленчатый вал с радиусом кривошипа 40 мм и
поршни с измененной конфигурацией. Диаметр
цилиндра увеличен до 88 мм. Блок цилиндров
применен с двигателя с объемом 1.7 л. Для всех
двигателей применяется вновь спроектированная
унифицированная головка цилиндров в сборе
248.1003010 (на переднем торце головки цилиндров
указан номер детали — отливки 248.1003015 или
248.1003015-01) с радиусом сферы 47 мм с
измененными впускными и выпускными каналами.
Увеличен диаметр тарелки впускных клапанов. С
целью выравнивания температурного режима по
цилиндрам применена прокладка головки цилиндров
измененной конструкции. Шатуны на всех
двигателях используются с двигателя Vh=1.5 л.
Восстановление двигателей с рабочими объемами
1.6л, 1.7л, 1.8 л, 2.0 л возможно с использованием
наборов деталей и узлов, выпускаемых УЗАМ.
Необходимо отметить, что выгода от покупки наборов
заключается в качественном изготовлений узлов и
деталей, стремлением УЗАМ к постоянному изучению
спроса потребителей. Все детали и узлы проходят 100
процентный контроль ОТК и соответствуют
конструкторской и технологической документации.
Рассмотрим по порядку:
1. Восстановление двигателя с рабочим
объемом 1.6л возможно следующими методами:
1.1. Приобрести набор, включающий — коленвал
3317.1005011, гильзы цилиндров 412-1002020-А1,
поршни в сборе с кольцами, пальцами — комплект
2125-1004950, прокладку головки цилиндров
2125.1003020 .
1.2. В зависимости от степени изношенности
двигателя возможно приобретение набора деталей и
узлов, перечисленных выше, включающего
дополнительно комплект коренных и шатунных
вкладышей 412-1000102-03 и 412-1000104-03
соответственно, шатуны с поршнями в сборе
2125.1004010 вместо комплекта 2125.1004950.
Что надо учесть?
Карбюратор 2140-1107010-20 дополнительных
регулировок не требует. Карбюратор типа К-126Н
необходимо заменить карбюратором 2140-1107010-20
с соответствующей заменой воздушного фильтра и
установкой системы ЭППХ. Распределитель
зажигания для двигателей необходимо использовать
типа Р-147А или типа 4708.3706 (чертежный номер
214006-3706010, применяемый для двигателя
объемом 1,7 л.). Распределитель зажигания типа
4701.3706 (чертежный номер 2140-3706010),
предназначенный для двигателя мод. 331 с объемом
1.5 л не рекомендуется из-за несоответствия
характеристик центробежного и вакуумного автоматов
под рабочий объем 1.6 л.
2. Восстановление двигателя с рабочим
объемом 1.7л возможно следующими методами:
2.1. Приобрести набор, включающий — коленвал
3317.1005011, гильзы цилиндров 271.1002.008
(посадочный диаметр гильзы 89 мм, т.е. использовать
блок цилиндров с посадочным диаметром под гильзу
89 мм), поршни в сборе с кольцами, пальцами
комплект 3317-1004950-10, прокладку головки
цилиндров 3318.1003020.
2.2. В зависимости от степени изношенности
двигателя возможно приобретение набора деталей и
узлов, перечисленных выше, включающего шатуны с
поршнями в сборе 3317.1004010-10 вместо комплекта
3317.1004950-10, комплектов коренных и шатунных
вкладышей 412-1000102-03 и 412-1000104-03
соответственно.
3. Восстановление двигателя с рабочим
объемом 1,8л (для работы на бензине А-76)
возможно следующими методами:
3.1. Приобрести набор, включающий — коленвал
3318.1005011, гильзы цилиндров 271.1002.008
(посадочный диаметр гильзы 89 мм, т.е. использовать
блок цилиндров с посадочным диаметром под гильзу
89 мм), поршни в сборе с кольцами, пальцами —
комплект 3313.1004950, прокладку головки цилиндров
3318.1003020.
3.2. В зависимости от степени изношенности
двигателя возможно приобретение набора деталей и
узлов, перечисленных выше, включающего шатуны с
поршнями в сборе 3313.1004010 вместо комплекта
3313.1004950, комплектов коренных и шатунных
вкладышей 412-1000102-03 и 412-1000104-03
соответственно.
При восстановлении двигателя в варианте под
классическую систему зажигания необходима
установка карбюратора типа «Солекс» (справочный
номер завода-изготовителя — 21041-1107010-20) и
распределителя зажигания 4708.3706 (см. выше).
4. Восстановление двигателя с рабочим
объемом 2,0 л является более сложной задачей,
т.к. требуется заменить блок цилиндров для
установки гильз цилиндров с посадочным
диаметром 92 мм. Это возможно осуществить
следующим образом:
4.1. Приобрести набор, включающий — коленвал
3318.1005011, гильзы цилиндров
248.1002021(посадочный диаметр гильзы 92 мм, т.е.
использовать блок цилиндров с посадочным
диаметром под гильзу 92 мм), поршни в сборе с
кольцами, пальцами — комплект 248.1004950,
прокладку головки цилиндров 248.1003020, головку
цилиндров 248.1003010, блок цилиндров 248.1002010.
4.2. В зависимости от степени изношенности
двигателя возможно приобретение набора деталей и
узлов, перечисленных выше, включающего шатуны с
поршнями в сборе 248.1004010 вместо комплекта
248.1004950, комплектов коренных и шатунных
вкладышей 412-1000102-03 и 412-1000104-03
соответственно. При восстановлении двигателя
необходимо использовать карбюратор 2140-1107010-
70 и распределитель зажигания типа 4708.3706 (см.
выше).
5. Восстановление двигателя, его обкатку после
сборки, эксплуатацию необходимо вести согласно
руководства по эксплуатации конкретного автомобиля.
Предварительно ознакомиться с документацией,
прилагаемой к каждому набору.
Для сведения сообщаем, выпускаемые на УЗАМ
ремкомплекты для восстановления двигателей
Vh=1.7л, 1.8л имеют посадочный размер гильз под
блок диаметром 89мм, сферу камеры сгорания R47,
сферу поршня соответствующий размерам деталей и
узлов ремкомплектов двигателей Vh=1.5л, V=1.6л,
кроме головки двигателей мод.331 с радиусом сферы
Rcф=49мм.
6. Регулировочные данные для двигателей с рабочим
объемом 1.6л, 1.7л, 1.8л, 2.0 л составляют:
♦ зазоры в клапанах на двигателях для
регулировки в холодном состоянии для
впускных и выпускных клапанов составляют
0,15 — 0,17 мм;
♦ устанавливаются свечи А20Д1 на двигатели с
объемом 1.6,1.7 л, 2.0л, на двигатели объемом
1.8 л — свечи А17Д. На свечах зазоры
одинаковые и составляют 0.8 — 0,95 мм.
♦ зазор между контактами прерывателя
распределителей зажигания 0,40 — 0,50 мм, что
соответствует УЗСК 48 — 52 градусов.
7. В заключение сообщаем, что по приобретению
наборов можно обратиться непосредственно в отдел
сбыта ОАО «УМПО» по адресу: Башкортостан, г.
Уфа, ул. Ферина 2 или позвонить по телефону:
(3472) 38-58-66 или купить их в торгующих
организациях.
Таблица наборов для восстановления двигателей:
1. РД 412-0236-10, РД 412-0236-20, РД 412-0236-40 —
наборы для восстановления двигателя V=1.6л.
2. РД 331-0237, РД 331-0237-10, РД 331-0237-40 —
наборы для восстановления двигателя Vh=1.7л.
3. РД 331-0238, РД 331-0238-10, РД 331-0238-20, РД
331-0238-30, РД 331-0238-40 — наборы для
восстановления двигателя Vh=1.8л.
4. РД 331-0248, РД 331-0248-10 — наборы для
восстановления двигателя с Vh=2.0 л.
С Уважением,
Д.В. Пенкин
Зам. директора НТЦ УЗАМ
Р.Р. Мардамшин
Зам. нач. СКО УЗАМ

Читать еще:  Что такое обьем в двигателе внутреннего сгорания

♦ коленвал 3318.1005014 — это коленвал в сборе с
пробками;
♦ коленвал 3318.1005011 состоят из узла
3318.1005014 в сборе со следующими деталями:
звездочкой 412-1005030-10, шестерней 412-1005044,
втулкой распорной 412-1005046, шпонкой 260414-2
шт., подшипником первичного вала 21412-1701031 (6-
180502К1УС9);
♦ комплект 3313.1004950 — это набор деталей для
одного цилиндра, состоящий из поршня 3313.1004015
(1шт.), пальца поршневого 331.1004020 (1 шт.), кольца
стопорного 331.1004022 (2 шт.), кольца поршневого
компрессионного нижнего 3317.1004025-01, кольца
поршневого компрессионного верхнего 3317-1004030-
01, кольца поршневого маслосъемного 3317.1004035-
01;
♦ 3313.1004015 — поршень на 1 цилиндр.
Маркировка краской на гильзе означает размерную
группу гильзы. Гильза и поршень для одного цилиндра
должны быть одной размерной группы. Размерная
группа поршня (А, Б, В, Г, Д) выбивается на днище
поршня.
Размерная группа на гильзах обозначается буквенным
индексом и наносится химическим травлением на
наружном диаметре посадочного пояса гильзы (Ж 89
мм) или краской на наружной поверхности гильзы:
А — зеленый цвет
Б — желтый цвет
В — красный цвет
Г — синий цвет
Д — черный цвет.

Авто журнал "Гараж"
Добавить комментарий