0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации

«Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации» (под ред. С.И. Гирько)

Подготовлен для системы

Согласно этим Правилам к регистрационным документам на ТС относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или ранее выдававшиеся технические паспорта транспортных средств (если не произведена их замена в установленном порядке). Паспорта транспортных средств или паспорта шасси транспортных средств, введенные в действие Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» , к регистрационным документам не относятся.
———————————
С изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1445 «О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации» и от 31 июля 1998 г. N 866 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227, от 15.12.1999 N 1396).
О других документах, которые обязан иметь водитель в случаях, прямо предусмотренных законодательством (посл. абзац п. 2.1.1 ПДД).
Это следующие документы: путевой лист, документы на перевозимый груз, лицензионная карточка, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов («Особые условия перевозки. грузов»), наряду с другими документами, перечисленными в этом пункте Правил, в установленных случаях водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать их для проверки.
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта.
В путевом листе, помимо обязательных реквизитов и штампа организации, выдавшей путевой лист, указываются марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, фамилия, имя и отчество водителя, серия и номер его водительского удостоверения, делаются отметки об исправности автомобиля перед выездом, дате и времени выезда, а также задание водителю. В раздел путевого листа «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, о сопровождающих лицах и т.п. В случае, когда перевозятся товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Наличие путевого листа обязательно и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки. Формы путевых листов для индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2000 г., регистрационный N 2298). Приказом Минтранса России от 22 сентября 2003 г. N 191 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июня 2003 г. N 5150) внесены изменения и дополнения в Приказ Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Так, при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, в путевых листах в строках «Водитель», «Номер водительского удостоверения» указываются данные водителей, работающих по путевому листу. Ранее в этих графах указывались данные водителей, работающих только по найму .
———————————
См.:

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный — перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
синий — перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
Форма лицензионной карточки, являющейся документом строгой отчетности, утверждается Минтрансом России (см. пункт 2 Основных положений). Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, регламентируются Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее — Положение).
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27, зарегистрировано в Минюсте России 09.06.95, регистрационный N 868.
В Положении предусмотрено, что организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
Комментарий к пункту 22.1
Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D», причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее 3 лет.
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны Российской Федерации. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы» .
———————————
См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 194.
Комментарий к пункту 22.2
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 м.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (пункт 5.2 ПДД).
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Комментарий к пункту 22.3
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения.
Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Комментарий к пункту 22.4
При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя.
Водитель перед началом движения должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове.
В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Комментарий к пункту 22.5
Основным условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Комментарий к пункту 22.6
Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» (см. пункт 8 Основных положений) введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. пункт 14.7 ПДД).
В соответствии с пунктом 19.4 и 19.5 ПДД транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей, при движении должны включать ближний свет фар или противотуманные фары. Порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе и детей на автобусах, регулируется Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 14.05.97, регистрационный N 1302.
Комментарий к пункту 22.7
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся ТС также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Комментарий к пункту 22.8
Пассажиров разрешается перевозить только в кабине ТС, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя ТС. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств запрещена.
23. Перевозка грузов
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (с посл. измен. и дополн., см. также и раздел 22 ПДД «Перевозка людей»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования грузовых перевозок определяется Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» .
———————————
См. комментарий к разделу 22 Правил.

Читать еще:  Прокладка маршрутов и расчет расстояниймежду городами по автодорогам

Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.
Комментарий к пункту 23.1
При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой ТС, перевозящего груз. Характеристика ТС определяется предприятием-изготовителем с указанием:
грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза;
снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства (см. комментарий к термину «разрешенная максимальная масса» в пункте 1.2 Правил);
распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Одним из важнейших показателей технической характеристики ТС является значение нагрузки на ось.
Комментарий к пункту 23.2
Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза — залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.
Комментарий к пункту 23.3
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа.
Необходимо равномерно распределять груз на ТС, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже.
В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами.
Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля.
Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары.
Комментарий к пункту 23.4
«В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
При замере выступающего вперед или назад груза необходимо учитывать указанные выше допущения. Габаритную ширину груза следует измерять от края

Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции

Издатель

С.Н. Антонов, М. Б. Афанасьев, В. Д. Кондратьев, В.В. Кузин, Д.В. Митрошин, Б.М. Савин, В.Г. Шиханов, А.Ю. Якимов
Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Введение

Безопасность дорожного движения обеспечивается, когда все составляющие комплекса «человек-автомобиль-дорога-окружающая среда» действуют согласованно. Неоптимальное функционирование этого комплекса (низкая дисциплина и ошибки участников дорожного движения, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, состояние дорожного покрытия и др.) способствует появлению причин дорожно-транспортным происшествиям (ДТП). В 2010 г. общее количество ДТП в Российской Федерации составило 199431, в которых погибло 26567 человек и ранено 250635 человек. Среди пострадавших в результате ДТП более 70 % составляют водители и пассажиры транспортных средств. В 2010 г. в результате последовательной реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» отмечается снижение количества ДТП, числа погибших и раненых по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 2,1 %, 3,9 % и 1,9 % соответственно.

Читать еще:  Стук клапанов двигателя

Основные причины и условия возникновения ДТП: нарушение установленных правил дорожного движения водителями – 85,0 %, нарушения соответствующих правил пешеходами – 16 %, неудовлетворительное состояние улиц и дорог – 21 %, технические неисправности транспортных средств – 0,6 %.

Таким образом, от дисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояния дорожной инфраструктуры решающим образом зависит уровень безопасности дорожного движения.

Основным нормативным правовым актом, регламентирующим поведение участников дорожного движения, являются Правила дорожного движения. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщиков.

Первые попытки регламентировать взаимоотношения между участниками дорожного движения зафиксированы историками в I веке до н. э. Так, Гай Юлий Цезарь своим указом вводил для колесниц одностороннее движение на улицах Древнего Рима, запрещал в рабочее время перемещаться по городу на колесницах, принадлежащих частным владельцам, а также обязывал приезжих оставлять «транспорт» за городской чертой, а дальше идти пешком. Эти меры были направлены как на поддержание порядка в густонаселенном городе, так и на обеспечение нормального функционирования городских служб.

Первые свидетельства нормативного регулирования дорожного движения на Руси относятся к XV веку. Во времена правления Ивана III были изданы правила пользования почтовыми трактами. Их задачей было не столько обеспечение безопасности передвижения по дорогам, сколько, как бы сказали сейчас, повышение пропускной способности дорог.

В 1683 году Петр Первый издал указ, которым, в частности, запрещалось «в санях на вожжах ездить». Императрица Анна Иоановна указом от 9 января 1730 года предписывала ездить только на взнузданных лошадях «со всяким опасением и осторожностью, смирно». Одновременно была введена и ответственность для нарушителей, которых следовало «бить кнутом и ссылать на каторгу».

Дальнейшее развитие экономики страны и, следовательно, повышение мобильности населения потребовали совершенствования правового регулирования в области дорожного движения. Данный факт подтверждается имеющимися в архивах нормативными предписаниями органов власти крупных российских городов, датированными XVIII и XIX веками. В инструкции 1883 года, адресованной московским городовым, из 144-х параграфов 30 были посвящены безопасности передвижения на проезжей части и тротуарах.

К концу XIX века на дорогах стали все чаще появляться транспортные средства не только на конной тяге: паровые и бензиновые автомобили, трамваи. Этот период стал переломным моментом в истории развития правил дорожного движения.

Участившиеся дорожные аварии потребовали в большей степени заботиться о безопасности передвижения по улицам и дорогам. Стали более актуальными и вопросы обеспечения бесперебойного движения. При этом одной из главных опасностей для всех участников движения стало увеличение скоростей движения. В этой связи решениями местных градоначальников вводились ограничения максимальной скорости движения (как правило, от 12 до 20 верст в час).

Первым единым нормативным актом, регламентирующим правила движения по дорогам России, стало постановление Министра путей сообщения № 7453 «О порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах», изданное в 1896 году.

В Санкт-Петербурге в 1900 году Городская дума утвердила «Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузового движения по городу С.-Петербургу на автомобилях», в котором излагались требования к автомобилям (наличие регистрации, номерных знаков, прохождение ежегодного техосмотра), водителям (возраст не менее 21 года, получение водительского удостоверения после сдачи экзаменов, умение объясняться по-русски), а также к порядку стоянки и движения. Примерно в то же время на городских улицах появились регулировщики, сигналы которых, подаваемые с помощью белой трости (позднее для лучшей видимости на ней нанесли черные полосы), доводились до всех участников движения и были обязательны для исполнения.

Аналогичный документ появился и в Москве в 1912 году. Среди прочих требований им ограничивалась скорость движения автомобилей на уровне 20 верст в час, а для транспортных средств общим весом более 350 пудов -12 верст в час.

Отличительной чертой правил дорожного движения тех лет можно считать приоритет конного движения перед автомобилями, которые по-прежнему оставались в меньшинстве. В частности, водителям автомобилей предписывалось уступать дорогу конным экипажам, не обгонять их, не пугать лошадей сигналами и звуком двигателя.

Следует отметить, что аналогичные процессы шли и в других государствах. От попыток организовать конное движение к концу XIX века перешли к правовому регулированию эксплуатации «самоходных экипажей». Как следствие, правила дорожного движения появились во многих европейских странах. Первые «автомобильные» правила были введены 14 августа 1893 года во Франции.

Несмотря на очевидный прогресс в автомобилестроении и нередко вводились достаточно бессмысленные ограничения, касавшиеся водителей. Они становились следствием лоббистской политики конкурентов – владельцев крупных контор, осуществлявших конные перевозки. Например, в Англии впереди парового дилижанса должен был идти человек с красным фонарем, в Риме нельзя было ездить на автомобилях после 21 часа, в Швеции автомобилистам следовало уступать дорогу конным экипажам. В США в Техасе закон обязывал водителей автомобиля при встрече с табунами лошадей останавливаться и накрывать транспортное средство брезентом под цвет местности.

Тем не менее, развитие научно-технического прогресса, в том числе автомобилизация общества потребовали не просто регламентации правил движения по дорогам разных государств, но еще и унификации их между собой, что позволило бы облегчить международные перевозки грузов и пассажиров.

В этой связи важнейшей вехой в процессе правового регулирования в области дорожного движения стало подписание в 1909 году в Париже «Международной конвенции относительно передвижения автомобилей». Эта Конвенция наряду с некоторыми предписаниями по правилам движения предусматривала использование четырех предупреждающих дорожных знаков круглой формы, указывающих на наличие перекрестка, железнодорожного переезда, извилистой дороги, неровностей на проезжей части. В Конвенции 1926 г. число дорожных знаков возросло до шести. Была установлена треугольная (вместо круглой) форма предупреждающих знаков.

Дальнейшим шагом в международной регламентации дорожного движения явилась Конвенция 1931 г., принятая в Женеве на очередной конференции по дорожному движению. В соответствии с этой Конвенцией число дорожных знаков увеличилось до 26, причем они уже были классифицированы по 3 группам: предупреждающие, предписывающие, указательные.

Читать еще:  Насос шестеренный НШ схема чертёж принцип работы устройство

До второй мировой войны в различных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская и американская. Европейская система в основном соответствовала Конвенции 1931 г. и основывалась на применении преимущественно символов. В американской системе в большинстве случаев вместо символов использовались надписи. После окончания второй мировой войны была предпринята попытка создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации.

В 1949 г. в Женеве на международной конференции по дорожному движению были приняты Конвенция о дорожном движении и Протокол о дорожных знаках и сигналах. Советский Союз присоединился к ним в 1959 г.

К Конвенции 1949 г. и к Протоколу присоединились многие страны, что способствовало унификации национальных правил движения. Однако европейскую систему знаков не приняли США и ряд других стран, где продолжала действовать отличавшаяся от Протокола 1949 г. система дорожных знаков.

Следующим важным этапом в развитии международной регламентации дорожного движения стало принятие на конференции ООН в Вене в 1968 г.

Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах [1] .

Эти Конвенции впоследствии были дополнены Европейскими соглашениями 1971 г., развивающими положения Конвенций применительно к условиям европейских государств. Советский Союз ратифицировал эти документы, поэтому их требования в обязательном порядке учитываются в нормативных документах, касающихся дорожного движения, которые действуют на территории Российской Федерации и в настоящее время.

За последние 15–20 лет в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии Организации Объединенных Наций (КВТ ЕЭК ООН) была проведена большая работа по обновлению упомянутых международных Конвенций и Соглашений с учетом опыта стран Европы и США.

В результате были разработаны и в 1993, 1995, 2001 и 2006 гг. вступили в силу поправки к этим документам, которые являются обязательными для применения на территории государств, ратифицировавших указанные Конвенции и Соглашения (или присоединившихся к ним) [2] .

Основные положения международных Конвенций и Соглашений по дорожному движению реализованы в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 г., а также в следующих действующих в настоящее время национальных стандартах: ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Основные технические требования», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний» и в ряде других.

В СССР вплоть до 1940 г. не было единых Правил дорожного движения, они разрабатывались и утверждались местными органами власти и имели существенные различия. Некоторый прогресс был достигнут после утверждения в 1940 г. типовых Правил движения, на базе которых стали создаваться более единообразные Правила на местах.

Существенным шагом в совершенствовании организации дорожного движения явилось создание в 1957 г. новых типовых Правил дорожного движения, в которых были устранены многие неоправданные ограничения. На основе этих типовых документов во всех республиках Советского Союза в 1957–1959 гг. были приняты республиканские Правила дорожного движения. Первые в СССР единые Правила дорожного движения были введены в действие с 1 января 1961 г. Эти Правила базировались на упомянутых Женевской Конвенции о дорожном движении и Протоколе о дорожных знаках и сигналах 1949 г.

С учетом опыта применения первых единых Правил дорожного движения возникла необходимость их корректировки, что и было сделано в переработанной редакции, введенной в действие с 1 января 1965 г. (этот документ назывался «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР» и был утвержден приказом Министерства охраны общественного порядка РСФСР от 3 июня 1964 г. № 380).

После принятия в 1968 г. Конвенций о дорожном движении и о дорожных знаках и сигналах, а в 1971 г. – дополняющих их Европейских соглашений Правила движения вновь подверглись существенной переработке. Их новая редакция по поручению Правительства СССР была введена в действие с 1 января 1973 г. приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240.

До 1993 г. все последующие изменения и дополнения в Правила дорожного движения, а также их новые редакции тоже утверждались приказами МВД СССР по согласованию с Советами Министров союзных республик. Такие изменения и дополнения вносились в 1975, 1976, 1979, 1980, 1984 и 1987 гг. В 1980 и 1987 гг. фактически вводились новые редакции Правил, что было обусловлено большим объемом нововведений, касавшихся дорожных знаков и технических требований к транспортным средствам.

Напомним коротко о том, что нового вносилось в Правила дорожного движения за эти годы.

В 1975 г. появилось предписание об обязательном применении ремней безопасности, комплектации автомобилей медицинскими аптечками и огнетушителями. С 1976 г. введено ограничение скорости вне населенных пунктов до 90 км/ч для всех легковых автомобилей и междугородных автобусов и до 70 км/ч – для грузовых автомобилей и мотоциклов. Были установлены и некоторые другие ограничения скоростного режима.

В 1979 г. в Правила внесены уточнения, касающиеся применения ремней безопасности, более детально регламентирован порядок движения транспортных средств, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Редакция Правил дорожного движения 1980 г. отличалась от предшествующих полностью переработанным разделом по дорожным знакам, что было связано с введением новых ГОСТ 10807-78 «Знаки дорожные. Общие технические условия» и ГОСТ 23457-79 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения».

В 1984 г. изменения и дополнения касались регламентации требований безопасности к техническому состоянию транспортных средств. Это было обусловлено введением нового ГОСТ 25478-82 «Автомобили грузовые и легковые, автобусы, автопоезда. Требования безопасности к техническому состоянию. Методы проверки».

Редакция Правил, введенная в действие с 1 января 1987 г. (утверждена приказом МВД СССР от 16 июля 1986 г. № 139), отличалась от предшествующей включением нескольких новых дорожных знаков и принципиальным изменением понятия «обгон» (под обгоном в этой редакции понималось опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное только с выездом на полосу или сторону проезжей части встречного движения), а также включением ряда новых положений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector