0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Холодный запуск двигателя с гбо

Холодный запуск двигателя с гбо

У одного автовладельца автомобиль с ГБО 4-го поколния стал плохо заводиться по утрам. В сервисе ему сказали, что проблема − в газовом оборудовании. При чем тут ГБО, если машина заводится на бензине? О причинах нам рассказал Роман Попов, представитель компании, специализирующейся на установке ГБО.

Все просто. Одна из наиболее распространенных причин трудного запуска на бензине − мембрана в газовом редукторе потеряла герметичность. В результате, пока машина стоит, оставшийся в редукторе газ поступает во впускной коллектор. Это, кстати, также может быть причиной запаха газа.

Второй вариант − не держат газовые форсунки. В шлангах между редуктором и форсунками тоже находится газ под давлением, и если форсунки травят − газ тоже поступает во впускной коллектор.

Если мембрана в газовом редукторе потеряла герметичность, ее надо менять. На фото вышедшая из строя мембрана, и новая.

И еще одна возможная причина − негерметичность вакуумных шлангов.

Отчего выходит из строя мембрана? Отчасти − от старости, отчасти − от масла, которое хоть в небольшом количестве, но присутствует в газе. Кроме того в газе содержится и сера, которая тоже вредна. В сжиженном газе она растворена, и выпадает в осадок после испарения газа. Все это видно при профилактическом обслуживании установленных газовых систем. Именно поэтому при установке дорогостоящих быстродействующих форсунок уделяется особое внимание качеству фильтра. Сегодня, например, часто применяются фильтры с эффектом центрифуги − они устанавливаются между редуктором и форсунками. Такие фильтры хорошо отделяют частицы масла.

Что делать при наличии газа во впускном коллекторе? Один из вариантов − если владелец знает о причине − попробовать вытащить предохранитель бензонасоса, и попробовать завестись на газе. Причем, цель не столько завестись, сколько просто выработать находящийся во впускном коллекторе газ. Либо пробовать все-таки завестись в аварийном режиме на газе − большинство современных систем это позволяют.

В частности, алгоритм может быть такой: для холодного запуска на газе нужно нажать кнопку переключения режима «газ-бензин» и, удерживая её, включить зажигание, а потом завести мотор. Как только он заведётся, кнопку нужно отпустить.
Конечно, аварийный запуск на газе будет не очень хорошим − бортовой компьютер ведь не знает, что впускной коллектор уже заполнен газом. Может возникнуть вопрос: не взорвется там ничего? Как правило − нет, но если имеются проблемы с зажиганием − может раздаться хлопок.

В аварийном запуске на газе тоже есть нюансы. Например, в некоторых системах программно можно задать количество аварийных запусков на газе − газовый компьютер их считает. Когда это количество выработано − надо снова подключаться к газовому компьютеру. Важна еще температура редуктора, вернее − ее значение, ниже которого запуск считается «холодным».

Почему этот режим считается аварийным? В частности потому, что в холодном редукторе и мембрана − холодная. Она не эластичная, и такие запуски лишь добивают уже изношенную мембрану. Да и вообще, затрудненный пуск − не здоровое явление: повышенная нагрузка на стартер, свечи заливает, и т.д. В любом случае, до подобного состояния двигатель лучше не доводить, а если появились первые симптомы − не усугублять, и по возможности быстрее устранить причину дефекта. В итоге дешевле обойдется.

Холодных пуск ГБО-2. Часть 3. На примере Tomasetto AT-07

В предыдущей записях Часть 1 и Часть 2 высказаны общие идеи и теория на счет обеспечения холодных пусков. Теперь более конкретно на примере редуктора Tomasetto AT-07.

Как известно, любая конструкция — это набор компромиссов, и к системам ГБО это относится пренепосредственно. Обзоров одного из популярнейших редукторов 2-го поколения АТ-07 море, повторяться нет смысла, остановимся лишь на некоторых особенностях и способах к ним приспособиться.
Основной плюс редукторов Tomasetto с точки зрения холодных запусков в том, что в одном прогреваемом охлаждающей жидкостью корпусе объединены редуктор, отсечной клапан и фильтр жидкой фазы. В мороз, после запуска, можно отключить газовый клапан редуктора и дать двигателю выработать жидкую фазу, что позволит убрать переобогащение и избавиться от обмерзания редуктора. На редукторах с выносным клапаном такой алгоритм приводит к обмерзанию клапана, фильтра и магистрали, задубеванию резиновых колечек, короблению корпуса фильтра и в дальнейшем подтеканию газа. AT-07 не лишен последнего недостатка, так как корпус фильтра жидкой фазы не омывается непосредственно охлаждающей жидкостью, СНГ имеет высокую теплоту испарения, а теплопроводность алюминия не бесконечна, но проявляется это все-таки в меньшей степени. К данному редуктору много запчастей, качественные ремкомплекты, есть даже задняя крышка с компенсацией — хоть на турбомотор ставь.
Основной недостаток АТ-07 — это пропускание газа, пока он есть в первой камере, и больше всего это досаждает при холодном пуске: если двигатель заглохнет после запуска в мороз, первая камера будет полна жидкой фракции и она будет заливать двигатель, повторно завестись большая проблема, разве только с толкача. Но на такую конструкцию есть свои причины.
Во первых, все производители ГБО регламентируют запуск на бензине и переход на газ как минимум после 40 градусов, соответственно инженеры Tomasetto не ставили перед собой задачу угождать таким как мы.
Во вторых, так как на редукторе уже есть клапан многие сознательно не ставят больше клапанов. Если отсекать не жидкую фазу на входе в редуктор, а выход из первой камеры, можно решить недостаток со стравливанием газа, так кстати было на предыдущей версии АТ (без 07), но разрушение мембраны приведет к опустошению баллона под капот, а кран на баллоне мало кто перекрывает даже в гараже.
Конечно такая конструкция означает, что даже на прогретом двигателе после остановки двигателя газ из второй камеры поступает в коллектор и при следующем горячем запуске стартером приходится крутить дольше. Бороться с этим не так сложно: вместо выключения зажигания для остановки двигателя лучше отключать подачу газа, дожиг оставшегося газа можно реализовать и через поворот ключа. Кстати говоря, на впрысковых (неЗАЗовских) машинах выключение зажигания дает ЭБУ команду на выключение, а не отрубает питание катушек зажигания, блок отключает форсунки, но подает импульсы зажигания, чтобы выжечь остатки топлива во впускном коллекторе.
Еще одним недостатком можно назвать довольно маленькие объем и, соответственно, площадь тосольной камеры, что ухудшает стабильность температуры редуктора при изменении расхода газа, а также ухудшает пусковые свойства.

Читать еще:  Ваз 21124 провал в работе двигателя

Итак холодный пуск на газу с Tomasetto AT-07 100HP без доработок.

Таврия 1.1 л, карбюратор.
1. Редуктор отрегулирован (конечно же на прогретом двигателе) без использования канала холостого хода. Канал ХХ — это просто байпас мимо клапана второй камеры, но выходит он в ту же полость под мембрану. На редукторе АТ (без 07) винта ХХ нет вовсе, только чувствительность. И если с использованием обводного канала из первой ступени редуктора выходит весь газ после остановки мотора, то при зажатом винте только до порогового давления открытия коромысла второй ступени. Кроме того, жидкая фаза, попавшая во вторую ступень начинает испаряться, повышает давление и прикрывает клапан, чего не будет с каналом ХХ.
2. Перед запуском необходимо включить зажигание, дать сработать клапанам, подождать после этого некоторое время (полсекунды-секунду), запустить двигатель. Для карбюраторных двигателей без изменений или регулировок на запуске имеет смысл не пользоваться подсосом, или открывать его не сильно, так как закрытая воздушная заслонка обогащает и так богатую холодную смесь, обороты поддерживать педалью акселератора. ЭБУ системы впрыска выставит и поддержит обороты прогрева самостоятельно.
3. Сразу после запуска отключить подачу газа, дать двигателю выработать жидкую фазу из редуктора. В этом режиме двигатель будет работать довольно долго, я, например, успеваю выехать из гаража, есть соблазн добавить подсоса и свалить закрывать гараж, этого лучше не делать, повторный запуск может быть проблематичным. По мере вырабатывания жидкой фазы смесь будет становиться беднее, хорошо заметен рост оборотов, а затем падение, прозевать момент когда закончится газ трудно.
4. В зависимости от температуры запуска можно начинать спокойное движение, при низких температурах лучше повторить процедуру с выжиганием жидкой фазы на холостом ходу несколько раз. Это также позволит выставить обороты подсосом и не бояться заглохнуть при сбросе газа.
5. В движении можно продолжать выжигать жидкую фазу из редуктора включая, выключая клапан пока время работы в таком режиме не снизится. Ждать затупа не очень удобно, поэтому проще выключить на 3-й или 4-й передаче и затем катится на нейталке. Переохлажденный редуктор за это время успевает выровнять температуру и забрать побольше тепла у ОЖа. Я никого не призываю так делать, но рельеф месности, как у дома, так и у моей работы, позволяет мне ехать именно в таком режиме.

Как описано выше, у данного редуктора подогрев корпуса фильтра осуществляется за счет теплопроводности алюминия и постоянные холодные пуски с выжиганием жидкой фаз могут приводить к перемерзанию резиновых колечек и короблению крышки корпуса фильтра. Для борьбы с таким эффектом можно использовать позисторный подогрев хотя бы крышки фильтра по аналогии с подогревом дросселя.
Зима 2017 года была достаточно мягкой и до тех пор, пока крышка не начала травить газ, пользовался этим алгоритмом постоянно без предподогревов и доработок редуктора.

Автомобиль на природном газе

Природный газ является самым экологичным ископаемым топливом. Использование природного газа в автомобилях позволяет снизить содержание в выхлопе углекислого газа на 25%, угарного газа на 75%. Основным компонентом природного газа выступает метан. Природный газ храниться под давлением 200 бар, поэтому другое его название – сжатый (компримированный) природный газ (Compressed Natural Gas, CNG). В настоящее время свыше 15 миллионов автомобилей в мире эксплуатируется на природном газе.

Другим преимуществом природного газа является его низкая цена (метан в 2-3 раза дешевле бензина). К недостаткам использования природного газа можно отнести падение мощности автомобиля (до 20% в зависимости от конструкции), неразвитая сеть заправочных станций в России, повышенный износ клапанов при работе двигателя на газе, высокая стоимость газобаллонного оборудования.

Отдельно необходимо сказать о безопасности автомобилей на природном газе. Исследования немецкого автомобильного клуба (ADAC) показали, что риск возникновения пожара при лобовом и боковом ударе транспортного средства не увеличивается. То есть при аварии автомобиль, работающий на природном газе, ведет себя как обычный автомобиль.

Различают следующие виды автомобилей на природном газе:

  • серийные автомобили (выпущенные серийно на заводах автопроизводителей);
  • модифицированные автомобили (переоборудованные на специализированных предприятиях).

Серийные автомобили на природном газе

Серийные автомобили на природном газе выпускаются в двух вариантах исполнения: двухтопливные (газ и бензин используются на равных правах, имеется возможность переключения режимов) и монотопливные (основное топливо газ, имеется аварийный бензобак, автоматическое переключение на бензин). Монотопливные автомобили лучше приспособлены для работы на природном газе, у них оптимальный расход топлива и низкий уровень вредных выбросов.

Читать еще:  Что такое система efi в дизельном двигателе

Для перевода на природный газ автопроизводители используют имеющиеся бензиновые двигатели (двигатели с искровым зажиганием). Наилучшим образом для перевода на газ приспособлены двигатели с турбонаддувом. Адаптация работы турбокомпрессора (большее сжатие, дополнительное давление наддува) позволяет добиться одинаковой для газа и бензина характеристики мощности и крутящего момента двигателя.

Особенностями сжатого природного газа являются повышенная детонационная стойкость (октановое число 130) и отсутствие смазывающих свойств, что приводит к повышенным нагрузкам на двигатель. Для противодействия перечисленным факторам в механическую часть двигателя вносятся различные изменения, повышающие прочность отдельных элементов и узлов (поршневых пальцев и колец, шатунных вкладышей, направляющих и седел клапанов). При необходимости повышается теплопроводность бензиновых форсунок, увеличивается производительность водяного и масляного насосов, заменяются свечи зажигания.

Серийные автомобили на природном газе предлагают большинство автопроизводителей, в том числе Audi, BMW, Citroen, Chevrolet, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Seat, Skoda, Toyota, Volkswagen, Volvo. Автомобили реализуются в регионах, где использование природного газа наиболее распространено. В нашей стране серийные автомобили на природном газе официально не продаются. Серийный автомобиль на природном газе с пробегом можно ввести в страну.

Модифицированные автомобили на природном газе

Теоретически все автомобили с бензиновым двигателем могут быть переоборудованы для работы на природном газе. Специализированные центры предлагают установку газобаллонного оборудования на природном газе от различных производителей. В результате вы получаете двухтопливный автомобиль, способный работать на газе и бензине. Ввиду высокой стоимости газобаллонное оборудование на природном газе устанавливается, в основном, на коммерческий транспорт (такси, автобус, грузовые автомобили), где оно быстрее окупается и позволяет получить существенную выгоду.

Дизельные двигатели также могут быть переведены на природный газ. Здесь реализуется два подхода: принудительное воспламенение топливно-воздушной смеси (установка системы зажигания вместе с газобаллонным оборудованием); самовоспламенение топливно-воздушной смеси (работа двигателя на смеси дизельного топлива и природного газа). Ввиду высокой стоимости на природный газ переводятся дизельные двигатели автобусов и грузовиков.

Газобаллонное оборудование

Газобаллонное оборудование (ГБО) для работы на сжатом природном газе объединяет систему питания газом и электронную систему управления. Состав газобаллонного оборудования для серийных и модифицированных автомобилей в основном идентичен и может иметь конструктивные различия в зависимости от конкретного производителя ГБО.

Система питания природным газом включает заправочную горловину, газовые баллоны, газовую магистраль высокого давления, регулятор давления газа, газовую распределительную магистраль и клапаны подачи газа.

Заправочная горловина (газозаправочный штуцер) располагается рядом с заливной горловиной топливного бака. Через нее при заправке газ под давлением поступает в газовые баллоны. В зависимости от объема двигателя, конструкции автомобиля устанавливается один или несколько толстостенных газовых баллонов различной емкости. В серийных автомобилях баллоны размещаются, как правило, под днищем автомобиля, в модифицированных автомобилях – в багажном отсеке. Баллоны крепятся к корпусу хомутами.

Из баллонов газ по магистрали высокого давления поступает в регулятор давления газа, который обеспечивает снижение давления газа до номинального рабочего давления (7-9 бар). В газобаллонном оборудовании используются регуляторы давления диафрагменного или плунжерного типа. Снижение давления (расширение) газа сопровождается его сильным охлаждением. Для предотвращения замерзания корпус регулятора давления газа включен в систему охлаждения двигателя.

Газ номинального рабочего давления поступает в газовую распределительную магистраль и далее к клапанам подачи газа во впускном коллекторе. Клапан подачи газа (в некоторых источниках – газовая форсунка) представляет собой электромагнитный клапан. При подаче тока на катушку электромагнита, поднимается якорь и открывается дозирующее отверстие. Газ в импульсном режиме поступает во впускной коллектор и смешивается с воздухом. При отсутствии тока, пружина удерживает клапан в закрытом положении.

Электронная система управления подачей газа включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства. Для серийных автомобилей система управления подачей газа является расширением системы управления двигателем. Модифицированные автомобили имеют отдельную систему управления.

К входным датчикам относятся датчик давления в баллоне и датчик давления в газовой распределительной магистрали. Датчик давления в баллоне располагается на регуляторе давления. Он определяет запас газа в баллоне (баллонах) величину заправки газом, а также герметичность баллона (баллонов). Датчик давления в газовой распределительной магистрали определяет давление газа в контуре низкого давления, на основании которого определяется продолжительность открытия клапанов подачи газа.

Сигналы от датчиков поступают в электронный блок управления. В своей работе блок управления использует информацию от других датчиков систему управления двигателем: частоты вращения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки, кислородного датчика и др. В соответствии с заложенным алгоритмом блок управления выполняет рад функций:

  • управление впрыском газа (в зависимости от числа оборотов двигателя, нагрузки, качества и давления газа);
  • лямбда-регулирование работы на газе (обеспечение работы на гомогенной смеси, адаптация качества газа);
  • холодный пуск двигателя (при температуре воздуха ниже 10оС запуск двигателя производится на бензине);
  • аварийный пуск двигателя (если в течение нескольких секунд не производится запуск на газе, производится запуск на бензине).

Перечисленные функции реализуются с помощью исполнительных устройств: клапанов подачи газа, запорных клапанов на баллонах, клапане высокого давления в регуляторе давления.

Эксплуатация ГБО

1. Использование ГБО


1.1. Перевод двигателя с бензина на газ!

Для перевода двигателя с бензина на газ необходимо:
— открыть расходный вентиль на блоке арматуры;
— запустить двигатель на бензине;
— установить переключатель вида топлива из положения «Бензин» в нейтральное положение;
— выработать бензин из поплавковой камеры карбюратора;
— при появлении перебоев в работе двигателя, перевести переключатель в положение «Газ».

Читать еще:  Что значит двигатель с турбонаддувом

1.2. Пуск двигателя на газовом топливе:

Перед пуском необходимо:
— осмотреть газовую аппаратуру и убедиться в её исправности и герметичности;
— проверить по указателю уровня газа наличие топлива в баллоне;
— ПЛАВНО открыть расходный вентиль жидкой фазы на блоке арматуры баллона (или убедиться в том, что он открыт);
— убедиться, что переключатель вида топлива находиться в положении «Газ»;
— выдвинуть привод управления воздушной заслонкой карбюратора на (1/2-3/4) хода (только при запуске холодного двигателя);
— включить зажигание;
— включить стартер и держать его включенным не более 10 секунд;
— если двигатель не запустился с первой попытки, следует повторить включение стартера, предварительно включив зажигание и нажав на кнопку переключателя 2-3 раза в течение 1-2 с. В случае переключателей «LOGO-102», «К-2»» достаточно выключить зажигание и повторно его включить. При этом таймер (реле времени), установленный в переключателях, обеспечивает подачу запальной дозы газа в двигатель.
При пуске холодного двигателя при температурах окружающей среды ниже 0° С до температуры плюс (50-60)° С перевести работу двигателя на газовое топливо (порядок перехода см. п. 1.1)
* Системы распределенного впрыска, запуск двигателя всегда осуществляется на бензине перевод на газ происходит после достижения заданной температуры и числа оборотов (функция автоматическая).
* В случае если двигатель на бензине не запускается: нужно выключить зажигание, нажать сенсорную кнопку переключателя и удерживать её в нажатом положении включить зажигание и запустить двигатель на газовом топливе. ВНИМАНИЕ, нельзя использовать данный прием более 5 повторений. Обратиться на СТО.

1.3. Остановка двигателя.

Останавливать двигатель следует выключением зажигания. Перед длительной стоянкой при отрицательной температуре окружающей среды газовый клапан необходимо отключить установкой переключателя в положение «Бензин». Выключить зажигание следует после устранения перебоев в работе двигателя в следствие переобогащения смеси.
Перед длительной стоянкой (более суток) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание. В холодное время дополнительно следует перейти на работу двигателя на бензине.

1.4. Для перевода работающего двигателя с газа на бензин необходимо:

— поставить переключатель вида топлива в положение «Бензин»;
— держать акселератором повышенные обороты двигателя до того момента, когда двигатель восстановит устойчивую работу
Примечание при установке газового оборудования 1; 2; 3 поколения на инжекторный автомобиль, в силу конструктивных особенностей смесеобразования возможно несанкционированное воспламенение газовоздушной смеси – (хлопок), во всасывающем коллекторе из-за неисправности в системе зажигания.

2. Запрещается
— эксплуатация автомобиля с истекшим сроком освидетельствования баллона;
— работа двигателя на газе при неисправной газовой аппаратуре и при наличии утечек газа из системы;
— ставить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой в закрытое помещение;
— запускать двигатель, въезжать из гаража на газовом топливе;
— хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями блока арматуры;
— производить какой-либо ремонт, замену аппаратуры или основанных агрегатов при наличии газа в системе питания;
— производить проверку герметичности соединений открытым пламенем.
2.1. Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом двигателя (по наличию характерного запаха).
2.2. Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.
2.3. Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем емкостью не менее 2 л.

ВНИМАНИЕ!
ПРОПАН-БУТАНОВЫЙ ГАЗ, ВЫХОДЯ НА ВОЗДУХ В ВИДЕ ЖИДКОСТИ, ИНТЕНСИВНО ИСПАРЯЕТСЯ И ОТНИМАЕТ ТЕПЛО ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ПОЭТОМУ ПОПАДАНИЕ СТРУИ СЖИЖЕННОГО ГАЗА НА ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ОБМОРОЖЕНИЕ.
Необходимо помнить, что газ (пропанобутановая смесь) тяжелее воздуха и при утечке скапливается внизу (углубления почвы, смотровая яма, погреба и т.д.)

3. Хранение автомобиля, оснащенного газобаллонной аппаратурой.

Хранение авто на газу допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В» требований Общесоюзных норм технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОНТП 24-86
При хранении автомобиля на открытой площадке останавливать двигатель следует в порядке (указанном в п. 1.3.)
При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо соблюдать следующий порядок въезда и выезда:
— перед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, запустить двигатель на бензине и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
— при выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения.
Внутри гаража запрещается открывать вентили баллона и запускать двигатель на газе.


газовое оборудование на автомобиль
газовое оборудование на авто
установка гбо
газовое оборудование 4 поколения
авто газ
авто на газ в омске
гбо 4 поколения
установка гбо 4 поколения
авто на газ
газовое оборудование омск
установка гбо в Омске
гбо цена
гбо установка

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector