Гост асинхронного двигателя в схемах размеры
Гост асинхронного двигателя в схемах размеры
Двигатели асинхронные многоскоростные АИР габаритов 160, 180 трехфазные с короткозамкнутым ротором нормальной и повышенной точности по установочным размерам основного, химически стойкого и пылезащищенного исполнений. Применяются во всех отраслях народного хозяйства и предназначены для работы от сети переменного тока частоты 50 и 60 Гц в режимах S1-S6 по ГОСТ 183-74 для привода механизмов со ступенчатой регулировкой частоты вращения.
Структура условного обозначения
АИРХХХХПХ2УПХХ:
А — асинхронный;
И — условное обозначение унифицированной серии;
Р — привязка мощностей к установочным размерам;
Х — станина из алюминиевого сплава, щиты чугунные;
Х — габарит (высота оси вращения) (160, 180);
Х — установочный размер по длине станины (S, М);
Х — соотношение чисел полюсов (2р) 4/2, 6/4, 8/4, 6/8, 12/6,
8/6/4, 12/8/6/4;
П — установочные и присоединительные размеры повышенной
точности;
Х2 — вид химически стойкого исполнения по ГОСТ 24682-81;
УП — пылезащищенное исполнение;
ХХ — вид климатического исполнения (У, Т, ХЛ) и категория
размещения (2, 3) по ГОСТ 15150-69.
Номинальные значения климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15543.1-89 и ГОСТ 15150-69. Высота над уровнем моря не более 4300 м, при этом при установке двигателей на высоте свыше 1000 м мощность двигателя снижается до значений, указанных в табл. 1.
Двигатели пылезащищенного исполнения предназначены для эксплуатации в помещениях классов В-11а и П-11 согласно «Правилам устройства электроустановок», химически стойкие — в специальных средах группы 5 по ГОСТ 24682-81.
Условия эксплуатации двигателей в части воздействия механических факторов внешней среды по группе М1 ГОСТ 17516.1-90.
Двигатели в климатическом исполнении У3 изготовляются со степенью защиты IР44 по ГОСТ 17494-87, двигатели исполнений Х2, УП, У2, Т2, ХЛ2 — IР54.
Способ охлаждения двигателей IС 0141 по ГОСТ 20459-87.
Требования безопасности двигателей по ГОСТ 12.2.007.0-75, ГОСТ 12.2.007.1-75 и ГОСТ 12.1.004-85. Класс защиты I двигателей по ГОСТ 12.2.007.0-75.
Двигатели соответствуют ТУ 16-90 ВАКИ.526122.040 ТУ (ГОСТ 24682-81, ГОСТ 17412-72, ТУ16-526.621-85).
Двигатели для экспортных поставок дополнительно соответствуют требованиям РД 16 01.007-88.
ТУ 16-90 ВАКИ.526122.040 ТУ,ТУ 16.526.621-85
Типоразмеры и основные параметры двигателей частоты 50 Гц для продолжительного режима работы S1, а также масса двигателей и исполнение по способу монтажа соответствуют значениям, указанным в табл. 2.
Двигатели изготовляются на номинальные напряжения: при частоте 50 Гц — 220, 380, 660 В, при частоте 60 Гц — 220, 380, 440 В по ГОСТ 12139-84.
Двигатели, предназначенные для работы от сети 60 Гц, имеют синхронную частоту вращения на 20% выше, чем двигатели, работающие от сети 50 Гц.
Класс вибрации двигателей нормальной точности с соотношением чисел полюсов 2р = 4/2 — 2,8 мм/с, остальных двигателей — 1,8 мм/с по ГОСТ 16921-83, класс вибрации двигателей повышенной точности — 1,8 мм/с.
Предельные значения средних уровней звука двигателей на частоту 50 Гц на большей частоте вращения не превышает значений, установленных для машин класса 3 по ГОСТ 16372-84, за исключением АИР160-4/2 и АИР180М-12/8/6/4, уровень звука которых не превышает 79 и 76 дБА соответственно.
Для двигателей устанавливаются следующие показатели:
средний ресурс до капитального ремонта — 30000 ч;
средняя наработка на отказ — 23000 ч.
Гарантийный срок эксплуатации — 2 года со дня начала эксплуатации двигателя при гарантийной наработке 10000 ч.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры приведены на рис. 1, 2, 3.
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей исполнений IM1081, IM1082:
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей исполнений IM2081, IM2082:
Габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей исполнений IM3081, IM3082:
Предельные отклонения на установочные и присоединительные размеры двигателей нормальной и повышенной точности по ГОСТ 8592-79. Буквенные обозначения габаритных, установочных и присоединительных размеров по ГОСТ 4591-70.
Двигатели изготовляются с изоляцией класса F по ГОСТ 8865-87. Превышение температуры обмотки статора должно соответствовать ГОСТ 184-74.
Двухскоростные двигатели изготовляются с шестью выводными концами обмотки статора, трех- и четырехскоростные — с девятью и двенадцатью концами соответственно.
Двухскоростные двигатели выполняются однообмоточными с переключением числа полюсов. Схемы соединения обмоток:
для двигателей габаритов 160, 180 с 2р = 4/2, 8/4, 12/6 и для двигателей габарита 180 с 2р = 8/6 приведены на рис. 4;
Схемы соединения обмоток однообмоточных двигателей
для двигателей габарита 160 с 2р = 8/6 и 160, 180 с 2р = 6/4 приведены на рис. 5.
Схемы соединения обмоток двухобмоточных двигателей
Трех- и четырехскоростные двигатели выполняются с двумя раздельными обмотками:
двигатели с числом полюсов 8/6/4:
обмотка 2р = 8/4 — по схеме рис. 4;
обмотка 2р = 6 — отдельная;
двигатели с числом полюсов 12/8/6/4:
обмотка 2р = 12/6 и 2р = 8/4 по схеме рис. 4.
Вводное устройство должно быть расположено сверху.
Двигатели должны изготовляться с вводным устройством К-3-П.
Вводное устройство двигателей химически стойкого исполнения должно изготовляться в исполнении К-2-П.
Вводное устройство должно допускать закрепление гибкого металлорукава с подводящими проводами, кабелей с медными или алюминиевыми жилами с оболочкой из пластиков.
Двигатели при напряжении 220 В должны изготовляться с вводным устройством, допускающим подсоединение кабелей только с медными жилами. —
В комплект поставки входят: двигатели со шпонкой на валу; шкив, салазки, фундаментальные болты (по требованию заказчика); техническое описание и инструкция по эксплуатации.
Условное графическое обозначение электродвигателей на схеме
Для того чтобы нарисовать электрическую схему, применяют условные графические обозначения всех элементов. Так в упрощенном варианте можно изобразить любой элемент – резистор, конденсатор, электродвигатель и т.д. Они стандартизированы для основных видов элементов, в этой статье мы рассмотрим обозначения электрических двигателей на схеме.
- Графическое обозначение электрических машин
- Двигатели постоянного тока
- Асинхронные машины
- Синхронные машины
- Генераторы
- УГО других видов электрических машин
- Заключение
Графическое обозначение электрических машин
Для схематичного обозначения была разработана специальная система ЕСКД, согласно которой на чертеже можно отобразить любой двигатель. Его представляют в виде окружности, рядом с которой может указываться буквенное обозначение. Например, ДГ — главный двигатель, ДШ — электродвигатель подачи шпинделя станка, ДО — насоса охлаждения и т.п. Рассмотрим, какие УГО стандартизирует система, полный их перечень приведен в ГОСТ 2.722-68
Двигатели постоянного тока
Машины постоянного тока имеют условное обозначение в зависимости от варианта возбуждения. На рисунке представлен электродвигатель постоянного тока с различными вариантами УГО.
Кроме этого, существует множество устройств с дополнительными функциями. Например, реверсивный электродвигатель с двумя обмотками или с параллельным возбуждением и вибрационным регулятором скорости вращения. Ниже приведены УГО таких устройств.
Асинхронные машины
Асинхронные электродвигатели изображаются на чертежах в виде окружности, внутри которой меньшая окружность, отображающая ротор.
На иллюстрации представлено графическое обозначение асинхронной электрической машины с короткозамкнутым ротором на однолинейной схеме. Для трехфазной сети символическое представление мотора с фазным и короткозамкнутым выполняется подобным образом, отличие состоит лишь в количестве проводов и подключении цепи ротора.
При этом если электродвигатель трехфазный, указывается схема соединения обмоток. Например, соединение звездой обозначается так:
Каждый тип трехфазных асинхронных машин имеет разный вид на чертеже. Ниже приведены варианты графического обозначения двигателей различного исполнения.
Синхронные машины
Синхронные машины по ГОСТ представлены в виде, который указан на нижеприведенной иллюстрации, при этом схема легко читается даже неспециалистом.
Явнополюсная машина с обмоткой на якоре, отображается на схеме в виде двух окружностей, здесь и к наружной, и к центральной подведены провода (к статору и ротору соответственно).
Если обмотки соединены треугольником, то синхронный электродвигатель будет изображен на чертеже несколько иначе.
Остальные разновидности УГО типов электродвигателей на схемах представлены с описанием на рисунке ниже.
Генераторы
Обозначение трехфазных генераторов, как и синхронных двигателей, имеет одинаковое графическое начертание. Ниже приведены изображения, которые отображаются на схеме.
УГО других видов электрических машин
Кроме распространенных устройств, применяются специальные, которые также имеют свое обозначение на схеме.
Специальные приборы типа сельсин-датчиков и приемников имеют кроме графического обозначения еще и буквенное описание, что проиллюстрировано на рисунке ниже.
Двигатель–преобразователь имеет изображение на схеме в соответствии с УГО. Его начертание на схеме приведено на иллюстрации.
Здесь представлены устройства, у которых имеется коллекторный узел. Он имеет УГО в виде двух прямоугольников по сторонам окружности.
Заключение
Графическое обозначение электрических машин на схемах выполняется согласно ГОСТ 2.722. При составлении схемы, необходимо руководствоваться данной документацией. В ней описаны все необходимые машины, а также указываются размеры окружности и других элементов рисунка, которые должны быть на чертежах и другие требования к чертежу.
Электр. машины. / Электрические машины — книги / Асинхронные двигатели с фазным ротором и схемы управления
Министерство путей сообщения Российской Федерации Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Кафедра «Электические машины» Л.В. Ющенко
АСИНХРОННЫЕ ДВИГАТЕЛИ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ И СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Ющенко Л.В. Асинхронные двигатели с фазным ротором и схемы управления: Учебно-методическое пособие. – Хабаровск: ДВГУПС, 1999. – 88 с.
В учебно-методическом пособии излагаются последовательность выбора и расчет основных размеров и параметров асинхронного двигателя с контактными кольцами, расчет и построение естественной и искусственных механических характеристик с применением ЭВМ, выполнение схемразверток трехфазных обмоток, вопросы регулирования частоты вращения.
Рассматриваются вопросы устройства и принципа действия основного релейно-контакторного и бесконтактного электрооборудования и применения его в типовых схемах управления асинхронными двигателями; приводится справочный материал по аппаратуре управления.
Пособие предназначено студентам специальностей “Локомотивы” (150700) и “Электрический транспорт” (180700) всех форм обучения, изучающим дисциплины “Электрические машины общепромышленного назначения” и “Основы электропривода”, для выполнения курсового проекта по теме: “Расчет трехфазного асинхронного двигателя с фазным ротором и разработка схем его управления”, а также может быть использовано студентами специальности “Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование” (170900), изучающими дисциплину “Электрические машины с основами электропривода” и выполняющими курсовую работу.
Рис. 42, табл. 23, список лит. – 9 назв.
Рецензенты: кафедра “Электромеханика” КнАГТУ, зав.кафедрой, профессор, канд.техн. наук А.А. Скрипилев; доцент кафедры “Электротехника и электроника” ХГТУ, канд.техню наук Е.А. Жуков
Ο Дальневосточный государственный университет путей сообщения
ВВЕДЕНИЕ 1. ВЫБОР И РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ И ПАРАМЕТРОВ
АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ 1.1. Главные размеры асинхронной машины и их соотношения 1.2. Определение главных размеров асинхронной машины 1.3. Обмотка, пазы и ярмо статора 1.4. Расчет фазного ротора 1.5. Параметры двигателя
2. ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ
3. СХЕМА РАЗВЕРТКИ ОБМОТКИ СТАТОРА
4. МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
4.1. Расчет и построение механической характеристики 4.2. Программа расчета механической характеристики на ЭВМ 5. ЭЛЕКТРОПРИВОД С АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 5.1. Понятие об электроприводе
5.2. Регулирование частоты вращения ротора асинхронного двигателя 5.3. Расчет пусковых характеристик асинхронного двигателя с фазным ротором 5.4. Программа расчета пусковой диаграммы
6. УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ С АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 6.1. Понятие об управлении электроприводами
6.2. Аппараты управления в электроприводах подъемно-транспортного оборудования 6.3. Графические и буквенные обозначения в электрических системах
6.4. Типовые схемы управления электроприводами с асинхронными двигателями 6.5. Крановые защитные панели ПРИЛОЖЕНИЯ
Электрическая энергия имеет большое преимущество перед другими видами энергии: ее можно передавать на большие расстояния, удобно распределять между потребителями, сравнительно просто и с высоким коэффициентом полезного действия преобразовывать в другие виды энергии. Процессом преобразования электрической энергии легко управлять и при этом автоматически получать необходимые характеристики преобразованной энергии.
Электрическая энергия производится на электростанциях, где атомная, тепловая или энергия падающей воды преобразуется в электрическую при помощи электромеханического генератора.
Передача электрической энергии от электростанции к потребителям осуществляется по линиям электропередачи с применением трансформаторов.
Около семидесяти процентов всей электрической энергии на месте потребления преобразуется в механическую энергию с помощью электродвигателей, предназначенных для электропривода различных машин и механизмов.
Электрический привод нашел широкое применение в технологическом оборудовании локомотивных и вагонных депо, локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводов, а также на других предприятиях. Большое распространение получил он и в быту.
На первом этапе развития электропривода его основу составляли коллекторные электродвигатели постоянного тока. Однако с начала девяностых годов прошлого столетия в промышленности широко применяется изобретенный М.О. Доливо-Добровольским трехфазный асинхронный бесколлекторный двигатель.
Двигатели этого типа более дешевые, надежные и не требующие дорогих преобразовательных установок. Они дают более эффективное динамическое торможение в одну ступень с небольшим начальным ударным моментом.
Асинхронные двигатели (АД), выполненные с короткозамкнутым ротором, имеют недостаток, выражающийся в невозможности плавного регулирования частоты вращения без специальных преобразовательных установок. У другого типа асинхронных двигателей на роторе располагается обмотка, аналогичная статорной обмотке. Выводы обмотки через кольца и щетки подключаются к реостату, который служит для пуска двигателя с повышенным начальным моментом или для регулирования его частоты вращения. Этот тип двигателя называется двигателем с фазным ротором или с контактными кольцами.
Таким образом, электрические машины являются существенным элементом энергетических систем и установок. Поэтому для специалистов, работающих в самых разных отраслях электротехники, необходимо изучение основ теории электрических машин и основ электропривода.
Изучив курс дисциплины “Электрические машины общепромышленного назначения” и “Основы электропривода” студент должен знать основы теории, устройство элементов и принцип действия электрических машин; иметь представление о номинальных параметрах и каталожных данных электрических машин, способах повышения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности; уметь использовать в практической работе основные положения электропривода, понимать принципы
сопряжения характеристик рабочего механизма и характеристик электродвигателя.
Цель курсового проекта – формирование и закрепление комплекса знаний по проектированию и эксплуатации наиболее распространенных асинхронных двигателей и схем управления ими.
Курсовой проект должен оформляться в виде расчетной пояснительной записки, включающей содержание, введение, разделы, приведенные в таблице, графическую часть, при необходимости, приложения и список используемой литературы. Страницы нумеруются, начиная со страницы с содержанием.
Разделы курсовой работы и время их выполнения
Двигатели однофазные асинхронные типа ДАК
Электродвигатели изготавливаются по ТУ 16-05755950-083-93.
Электродвигатели имеют следующие условные обозначения:
ДАК — электродвигатель асинхронный конденсаторный;
86, 101 — размер корпуса электродвигателя, мм;
25, 40, 60, 90, 120, 180 — номинальная мощность, Вт;
1,5; 3 — синхронная частота вращения, тыс.об/мин.
Исполнение электродвигателей по способу монтажа по ГОСТ 2479-79:
IM3641 — любое направление вала с одним цилиндрическим концом;
IM3642 — любое направление вала с двумя цилиндрическими концами;
УХЛ4- климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 5150-69 и ГОСТ 15543.1-89.
Для электродвигателей ДАК86-40-З, ДАК86-60-З, ДАК86-90-З возможны исполнения по способу монтажа:
IM8221 — вертикальный вал с одним цилиндрическим концом, выходной конец вала направлен вверх.
IM9209 — горизонтальный вал с прочими исполнениями концов вала.
Номинальный режим работы — продолжительный (S1).
Класс нагревостойкости изоляции электродвигателей — В по ГОСТ 8865.
Степень защиты электродвигателей — IP10 по ГОСТ 17494-87.
Способ охлаждения электродвигателей — IC01 по ГОСТ 20459-87.
Электродвигатели изготавливаются с подшипниками скольжения.
По согласованию с заказчиком электродвигатели могут изготавливаться со следующими изменениями:
- одним или двумя выходными концами вала;
- измененными размерами и конструктивными элементами выходных концов вала;
- разным количеством присоединительных отверстий на щитах (2, 4, 6, 8);
- измененными длинами выводных проводов.
В каждом конкретном случае применения электродвигателя должен рассматриваться вопрос о необходимости вентилятора для охлаждения
Размеры электродвигателей приведены на рисунке 1 и в таблице 1.
Размеры бытовых однофазных электродвигателей ДАК
Размеры бытовых однофазных электродвигателей ДАК
Электродвигатели работают с конденсаторами, которые могут входить в комплект поставки (схемы включения приведены на рисунке 2).
Схема включения
Электромеханические параметры электродвигателей для номинального напряжения 220В и частоты 50 Гц приведены в таблице 2.
Электромеханические параметры электродвигателей для номинального напряжения 220В и частоты 50 Гц