Давление масла на прогретом двигателе ямз 238 - Авто журнал "Гараж"
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Давление масла на прогретом двигателе ямз 238

Двигатель ЯМЗ-238

Дизельный двигатель ЯМЗ-238 производства Ярославского моторного завода предназначен для большегрузных автомобилей МАЗ и спецтехники и обладает хорошими топливно-экономическими, эффективными и эксплуатационными характеристиками. Экологический стандарт мотора соответствует ЕВРО-2.

Модификации дизеля ЯМЗ: Б, ДЕ, НД, АК, М2, ДЕ2, Д и др.

Внешний вид дизеля с индивидуальными головками цилиндров и пластинчатым жидкостно-масляным радиатором (ЖМТ) приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Дизель с индивидуальными головками цилиндров

Технические характеристики дизельного двигателя ЯМЗ-238

Тип двигателя — Четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом
Число цилиндров — 8
Расположение цилиндров V-образное, угол развала — 90 градусов
Порядок работы цилиндров — 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала — Правое
Диаметр цилиндра, мм — 130
Ход поршня, мм — 140
Рабочий объем, л — 14,86
Степень сжатия — 16,5
Номинальная мощность, кВт (л.с.) — 294 (400)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, мин-1 — 1900
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) — 1715 (175)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 — 1100-1300

Частота вращения холостого хода, мин-1:

— максимальная — 2150
— минимальная — 600±50

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.ч):

— минимальный — 194 (143)
— при номинальной мощности — 215 (158)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более — 0,2
Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск
Камера сгорания — Неразделенного типа в поршне
Распределительный вал — Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом

— впускные клапаны — открытие, град. до ВМТ — 21,5 / закрытие, град. после НМТ — 31,5
— выпускные клапаны — открытие, град. до ВМТ — 63 / закрытие, град. после НМТ — 29,5

Число клапанов на цилиндр — Один впускной и один выпускной
Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе, мм — 0,25—0,30

Система смазки дизеля ЯМЗ-238 ДЕ, Б, НД

Тип — Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике (ЖМТ): под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, осей коромысел, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор; остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос — Шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла в прогретом двигателе в магистрали блока кПа (кгс/см2):

— при номинальной частоте вращения — 400-700 (4-7)
— при минимальной частоте вращения, не менее — 100 (1)

Масляные фильтры — Два: полнопоточный фильтр тонкой очистки масла (ПФТОМ) со сменным фильтрующим элементом и центробежный маслоочиститель (ЦМ)

Система охлаждения масла — С жидкостно-масляным теплообменником (ЖМТ), который устанавливается на двигателе, пластинчатого или трубчатого типа

Система охлаждения поршней маслом — Форсунки струйного охлаждения поршней маслом с отверстиями диаметром 2,5 мм расположены на трубах с правой и левой стороны двигателя с отбором масла через втулку-дроссель диаметром 6 мм на участке системы смазки двигателя между ЖМТ и ПФТОМ.

Давление масла начала открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см2):

— редукционный клапан масляного насоса — 700-800 (7,0-8,0)
— дифференциальный клапан — 490-520 (4,9-5,2)
— перепускной клапан масляного фильтра — 200-250 (2,0-2,5)
— сигнализатор открытия перепускного клапана масляного фильтра — 180-230 (1,8-2,3)
— перепускной клапан ЖМТ 274±25 (2,8±0,25) (только для пластинчатого типа ЖМТ)

Топливная система двигателя ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК

Тип — Разделенного типа
Топливный насос высокого давления с регулятором и топливоподкачивающим насосом — Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа.
Модель ТНВД — 175.1111005-40
Порядок работы секций топливного насоса — 1-3-6-2-4-5-7-8
Регулятор частоты вращения — Центробежный, всережимный
Топливоподкачивающий насос — Поршневой с насосом ручной прокачки топлива

Форсунки — Закрытого типа, с многодырчатыми распылителями: на двигателях с общими головками – 267.1112010-02 или 204.1112010-50.01 / на двигателях с индивидуальными головками – 51.1112010-01

Установочный угол опережения впрыскивания топлива (Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД):

— на двигателях с общими головками – (6+1) градусов
— на двигателях с индивидуальными головками – (8+1) градусов

— грубой очистки — Фильтр-отстойник
— тонкой очистки — Со сменным фильтрующим элементом. На крышке расположен перепускной клапан-жиклер. Давление открытия клапан-жиклера 20-40 (0,2-0,4) кПа (кгс/см2)

Система наддува — Газотурбинный одним турбокомпрессором с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором
Турбокомпрессор — Модель 122 (ЯМЗ)
Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см2) — 125 (1,25)

Система охлаждения дизельного двигателя ЯМЗ-238 АК, М2, Д

Тип — Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система охлаждения оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя.

Водяной насос — Центробежного типа, с ременным приводом. Вентилятор — Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора.
Жидкостно-масляный теплообменник — Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости.
Термостаты — С твердым наполнителем. Температура начала открытия 80 С.

Тип — Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24 В. Генератор — Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28 В.

Модель генератора определяется комплектацией. Пусковое устройство — Электрический стартер мод. 25.3708-21 или 4581 (Словакия), номинальное напряжение 24 В.
Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство.

Дополнительные характеристики

Сцепление — ЯМЗ-184
Коробка передач — ЯМЗ-238

Заправочные емкости, л:

— система смазки двигателя — 32
— система охлаждения (без объема радиатора и расширительного бачка) — 22

Масса не заправленного силового агрегата с индивидуальными головками цилиндров, кг:

— без сцепления и коробки передач — 1250
— со сцеплением — 1295
— со сцеплением и коробкой передач — 1685

Масса не заправленного силового агрегата с общими головками цилиндров:

— без сцепления и коробки передач — 1215
— со сцеплением — 1260
— со сцеплением и коробкой передач — 1635

Сколько масла в двигателе ЯМЗ

За все время существования двигатель ЯМЗ-238 претерпел множество модификаций, но базовая конструкция осталась практически неизменной. Этот силовой агрегат считается одним из самых надежных и мощных для грузовой и сельскохозяйственной спецтехники.

Объем масла в двигателе — важнейшая характеристика, при несоблюдении которой нормальная работа агрегата невозможна. Этот показатель тесно связан с такими данными, как количество рабочих часов до замены и класс смазочных материалов, рекомендованный в инструкции.

История и характеристика ЯМЗ 238

Ярославский моторный завод выпускает целую линию двигателей, прообразом которых можно считать ЯМЗ 238. Выпуск этого двигателя начат в 1962 году. Он стал улучшенным вариантом собиравшегося ранее ЯМЗ 236 (шестицилиндрового), однако еще долгие годы оба силовых агрегата продолжали активно использоваться паралельно друг с другом. У семейства много общих черт: конструктивные особенности, принципы работы, аналогичные технические показатели. Позже появились ЯМЗ 530 — четырех- и шестицилиндровые рядные моторы, как дизельные, так и газовые.

Моторы ярославского завода служат на мощных грузовиках МАЗ, Уралах, КрАЗ, тракторах и комбайнах, речных и морских катерах, а также дизельных электростанциях. Благодаря своей надежности и неприхотливости двигатель до сих пор остается востребованным, его производство продолжается. Новейший вариант ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо отличается наличием турбины. Помимо иных конструктивных улучшений он оснащен жидкостно-масляным теплообменником и топливным насосом высокого давления.

По конструкции силовой агрегат ЯМЗ-238 представляет собой восьмицилиндровый V-образный двурядный корпус из низко-легированного серого чугуна, угол развала у этого мотора — 90°.

Основные конструктивные особенности и технические характеристики:

  • смещение рядов цилиндров относительно друг друга на 35 мм;
  • рабочий объем 14,85 л;
  • без наддува;
  • мощность от 180 до 240 л.с.;
  • расход топлива (100% мощ.) – 227 г/кВт час.

Масла для ЯМЗ

Сильная сторона двигателя ЯМЗ 238 — тщательно продуманная и безотказно работающая система масляной смазки всех узлов. Здесь применена смешанная схема, ее принцип действия заключается в том, что коренные и шатунные подшипники, находящиеся в ключевых узлах агрегата — распределительном и коленчатом валу — смазываются под давлением. Также обслуживаются втулки верхней головки шатуна, промежуточной шестерни маслонасоса, втулки коромысел клапанов, втулки толкателей и сферические опоры штанг. Остальные элементы — зеркало цилиндров, подшипники качения, зубчатые передачи и кулачки распределительного вала не требуют такого количества смазки и обслуживаются путем разбрызгивания. На стенах блока цилиндров предусмотрена система масляных каналов для подведения смазки к узлам и фильтрам механизма.

Согласно инструкции для обслуживания моторов серии 238 используется дизельное масло ГОСТ 5304-54. Также в сопровождающих документах можно обнаружить рекомендации по применению моторных масляных присадок, которые улучшают функционирование заправляемого в двигатель масла.

Основные элементы системы смазки ЯМЗ 238:

  • стандартный масляный насос шестерёнчатого типа;
  • центробежный фильтр тонкой очистки масла с реактивным приводом;
  • полнопоточный масляный фильтр на основе металлической сетки со сменным фильтрующим элементом.

Характеристика заправочных емкостей ЯМЗ 238

Для двигателя ЯМЗ 238 используется смазочная система смешанного типа с «мокрым» картером.

Уточнить, сколько масла потребуется залить в двигатель ЯМЗ 238, можно ориентируясь на размеры заправочных емкостей агрегата. В частности, система смазки обладает объемом 32 л масла.

Система охлаждения мотора без радиатора требует 20 л смазочных материалов. Топливному насосу достаточно 0,2 л, емкость воздушного фильтра — 1,4 л. Регулятора у 238 модели в отличие от 236, нет.

Читать еще:  Шаговой двигатель для драйвера схема принципиальная

Измеряется объем масла в двигателе ЯМЗ 238 при помощи специального щупа с отметками «максимум» и «минимум». За один раз заливают 24-28 л, при том что рабочий объем системы смазки этого силового агрегата достигает 32 л. если в ходе работы давление масла в системе оказывается повышено более, чем до 520 кПа (5,2 кгс/кв.см.), происходит возврат излишек смазочных материалов по масляной магистрали и одновременная очистка фильтрами.

Техобслуживание и ремонт ЯМЗ 238

Сервисное обслуживание двигателя ЯМЗ 238 рекомендовано проводить через 20 000 — 25 000 км пробега. Давление масла при проверке должно давать показатели 4-7 кгс/см2 на прогретом двигателе. Показатель одинаковый для атмосферных и турбо-систем. Смена смазочных материалов необходима при ТО по графику, а также при появлении потеков, дыма, стуков при работе мотора, при этом ёмкость различных систем различается, как и сроки замены.

Ознакомиться с технологией обслуживания силовых агрегатов можно в руководстве по ремонту и эксплуатации, разработанному заводом-изготовителем. В комплекс обязательных операций при проведении ТО двигателя внутреннего сгорания ярославского завода входят следующие манипуляции:

  • замена масла;
  • проверка и замена фильтров:
    • фильтр тонкой очистки,
    • фильтр грубой очистки,
    • фильтры очистки топлива,
    • экофильтр системы выхлопа,
    • воздушный фильтр;
  • регулировка клапанов;
  • очистка форсунок;
  • проверка и отладка топливного насоса.

Важно: двигателю ЯМЗ 238 срочно нужен ремонт, если во время работы появился синий дым. Это говорит о том, что горит смазочный материал.

ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ

Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт

Автомобили ГАЗ
  • ГАЗ-53
  • ГАЗ-66
  • ГАЗ-3307
  • ГАЗ-3308, 33081
  • ГАЗ-3309
  • ГАЗ-3310 Валдай
  • ГАЗ-2705 Газель

Автомобили ЗИЛ
  • ЗИЛ-130
  • ЗИЛ-131
  • ЗИЛ-4331

Автомобили КАМАЗ
  • КАМАЗ-4310, 43118, 43114
  • КАМАЗ-5320, 55111, 53212
  • КАМАЗ-65115, 6520, 65117
  • КАМАЗ-4308
  • Двигатель КАМАЗ-740

Автомобили МАЗ
  • МАЗ-5516
  • МАЗ-5551
  • Двигатель ЯМЗ-238

Автомобили КРАЗ
  • КРАЗ-255
  • КРАЗ-6510

Автомобили УРАЛ
  • УРАЛ-4320, 5557
  • Двигатель ЯМЗ-236
  • __________________
  • КАРТА САЙТА

Устройство и техобслуживание системы смазки дизеля Маз-5551, 5335

Система смазки двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 24) смешанная — под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, поршневые пальцы, подшипники распределительного вала, втулки коромысел, втулки толкателей, наконечники штанг толкателей, подшипники масляного насоса и его привода; разбрызгиванием смазываются зеркало гильз цилиндров, кулачки распределительного вала, шестерни привода агрегатов и подшипники качения.

Масло засасывается из поддона картера двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через заборник шестеренчатым насосом (рис. 25), состоящим из двух секций — основной и радиаторной.

Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в основную масляную магистраль через последовательно включенный фильтр грубой очистки (рис. 26).

В корпусе фильтра грубой очистки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен перепускной клапан 19 (см. рис. 24), который при разности давлений до и после фильтра, равной 2,0—2,5 кГ/см2 (при загрязнении элемента фильтра), открывается, и масло, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

После фильтра масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке цилиндров — к подшипникам коленчатого и распределительного валов.

От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается к подшипникам верхних головок шатунов.

От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в канал оси толкателей и оттуда по каналам в толкателях, по полым штангам и сверлениям коромысел ко всем трущимся парам привода клапанов.

Рис. 24. Схема системы смазки дизеля ЯМЗ-236 грузовиков Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — фильтр тонкой очистки масла; 2 — слив масла в поддон картера; 3 — маслозаливная горловина; 4 — коромысло; 5 — штанга толкателя; 6 — шатун; 7 — центральный масляный канал; 8 — коленчатый вал; 9 — сливной клапан; 10 — возврат масла из масляного радиатора в поддон картера; 11 — подача масла к масляному радиатору; 12 — предохранительный клапан радиаторной секции насоса; 13 — редукционный клапан; 14 — радиаторная секция насоса; 15 — нагнетательная секция насоса; 16 — поддон картера; 17 — распределительный вал; 18 — ось толкателей; 19 — перепускной клапан фильтра грубой очистки; 20 — фильтр грубой очистки; I — подача масла под большим давлением; II — всасывание масла; III — слив масла и
смазка деталей самотеком.

Параллельно основной масляной магистрали, после фильтров грубой очистки, включен центробежный фильтр тонкой очистки масла (рис. 26), который пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.

Нагнетательная секция масляного насоса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снабжена редукционным клапаном 13 (см. рис. 23), перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса более 7,0—7,5 кГ/см2.

В корпусе радиаторной секции насоса установлен предохранительный клапан 12, отрегулированный на давление 0,8—1,2 кГ/см2.

Для стабилизации давления в системе смазки на нижней плоскости блока цилиндров установлен сливной клапан 9, отрегулированный на начало открытия при 4,7—5,0 кГ/см2.

Рис. 25. Масляный насос Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — приставка корпусов секций; 2 — ось ведомых шестерен; 3 — корпус нагнетающей секции; 4 — ведомая шестерня нагнетающей секции; 5 — редукционный клапан; 6 — регулировочные шайбы; 7 — ведущая шестерня нагнетающей шестерни; 8 — ведущий валик нагнетающей и радиаторной секций; 9 — шестерня привода масляного насоса; 10 — ось промежуточной шестерни; 11 — промежуточная шестерня; 12 — упорный фланец; 13 — втулка; 14 — установочная втулка корпуса секций; 15 — ведущая шестерня радиаторной секции; 16 — корпус радиаторной секции; 17 — ведомая шестерня радиаторной секции; 18 — предохранительный клапан; 19 — стопорный шарик.

Фильтр тонкой очистки масла Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — центробежного типа (центрифуга) имеет реактивный привод от масла, поступающего под давлением из масляной магистрали и тангенциально вытекающего из корпуса через два сопла 22 (см. рис. 27).

При вращении ротора 11 механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к внутренней полости колпака 10, образуя плотный осадок, удаляемый при разборке фильтра. Очищенное масло сливается в картер двигателя.

Масляный радиатор Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 — трубчатый, воздушного охлаждения, расположен впереди радиатора водяного охлаждения. Включают масляный радиатор при температуре воздуха 15°С и выше, открывая краник, расположенный на левой стороне блока цилиндров.

В тяжелых условиях эксплуатации масляный радиатор следует включать и при более низких температурах воздуха. Во всех других случаях он должен быть выключен.

Рис. 26. Фильтр грубой очистки масла Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — корпус фильтра; 2 и 7 — прокладки фильтрующего элемента; 3 — прокладка колпака; 4 — колпак фильтра; 5 — фильтрующий элемент; 6 — крышка фильтрующего элемента; 8 — перепускной клапан; 9 — пружина клапана; 10 — пружина сигнализатора; 11 — шток сигнализатора; 12 — контакт; 13 — регулировочная шайба; 14 — болт крепления колпака; 15 — пружина; 16 — пробка сливного отверстия.

Рис. 27. Фильтр центробежной очистки масла Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — колпак фильтра; 2 и 7 — шайбы; 3 — колпачковая гайка; 4 — гайка кропления ротора; 5 — упорная шайба; 6 — гайка ротора; 8 — сетка; 9 и 16 — втулки ротора; 10 — колпак ротора; 11 — ротор; 12 — заборная трубка; 13 — отражатель; 14 — уплотнительное кольцо; 15 — прокладка колпака; 17 — стопорное кольцо; 18 — подшипник; 19 — ось ротора; 20 — корпус фильтра; 21 — штифт; 22 — сопло ротора.

Для слива масла в поддоне картера двигателя имеются два отверстия, закрытые пробками.

Неисправности системы смазки двигателя ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и их устранение

Прежде чем искать причину повышенного или пониженного давления масла в системе смазки, необходимо убедиться в исправности указателя давления масла.

Для этого подключить к системе смазки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 контрольный указатель давления масла и сличить его показания с показаниями проверяемого указателя.

Вода в масле может быть обнаружена при сливе масла из поддона картера в стеклянный сосуд (около 200 см3 масла) и отстое его в течение 1 ч.

Если после отстоя на дне сосуда будет виден прозрачный слой, это укажет на наличие воды в масле. Такую смазку следует слить.

Просачивание воды между стенками форсунок и головкой цилиндров обнаруживают по выделению капель в месте соединения форсунки с головкой при 1800—2000 об/мин коленчатого вала двигателя.

Читать еще:  Водородный двигатель как он выглядеть

Подтекание воды вследствие недостаточного уплотнения, создаваемого прокладкой головки цилиндров, обнаруживают по коррозии стыковых поверхностей.

Основными причинами повышенного расхода масла являются:

— утечка масла через различные соединения или через передний и задний сальники коленчатого вала;

— значительное выгорание масла вследствие износа или поломки поршневых колец;

— закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах и отверстий в поршне, износ или задир поверхности гильз цилиндров, загрязнения масляного радиатора, износ поршневых канавок по высоте.

— унос масла воздухом из компрессора в систему привода тормозов.

Первоначально проверить (при температуре масла не ниже 80°С и 1800—2000 об/мин коленчатого вала), нет ли течи масла через внешние соединения двигателя.

На этом режиме двигатель Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должен работать 10—15 мин. Перед проверкой весь двигатель должен быть насухо вытерт.

После этого внимательно осмотреть все соединения маслопроводов и в случае необходимости устранить подтекание масла.

После устранения подтекания масла дать двигателю поработать не менее 8 ч и проверить расход масла.

Синий оттенок отработавших газов указывает, что повышенный расход масла происходит вследствие сгорания его в цилиндрах двигателя из-за сильного износа гильз и поршневых колец.

Наличие масла в системе привода тормозов Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обнаруживают при выпуске конденсата из воздушного баллона.

Уровень масла может повышаться в результате попадания в него воды или топлива. Чтобы определить причину попадания топлива в масло, необходимо снять крышки головок цилиндров и тщательно протереть места присоединения топливопроводов к форсункам.

Затем пустить двигатель и дать ему поработать 3—4 мин при 1700 — 1900 об/мин коленчатого вала.

По каплям топлива, которые появятся в соединениях топливопроводов, определяют место пропуска топлива.

Если топливо не просачивается, а масло разжижается, снять форсунки и проверить их герметичность на приборе.

Техническое обслуживание системы смазки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Для нормальной работы системы смазки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется следующее:

Проверять уровень масла в картере двигателя ежедневно при помощи маслоизмерительного стержня на неработающем двигателе (не раньше чем через 5 мин после его остановки) при горизонтальном положении автомобиля.

Если уровень масла находится близко от нижней метки Н на маслоизмерительном стержне, необходимо долить свежее масло до верхней метки В.

Постоянно контролировать давление масла в системе смазки.

Давление масла на прогретом двигателе ЯМЗ-236 автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должно составлять 4—7 кГ/см2 при 2100 об/мин и не менее 1 кГ/см2 при минимальных оборотах холостого хода.

Работу двигателя при давлении ниже 3,5 кГ/см2 под нагрузкой и ниже 0,5 кГ/см2 при минимальных оборотах холостого хода допускать нельзя.

При падении давления ниже допустимого остановить двигатель и устранить причину снижения давления масла, так как недостаточное количество масла, поступающего к трущимся поверхностям деталей, может привести к отказу двигателя в работе.

Менять масло в картере двигателя Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через одно ТО-1 сразу же после работы при хорошо прогретом двигателе. В этом случае грязь, отстой и посторонние частицы будут удалены вместе с отработавшим маслом.

Масло сливают через сливное отверстие поддона.

После заливки масла в картер рекомендуется пустить двигатель на 5—10 мин для нагнетания масла в систему.

Затем остановить двигатель, проверить уровень и при необходимости долить масло до уровня верхней метки маслоизмерительного стержня.

Двигатель заправляется чистым, соответствующим сезону маслом через маслозаливную горловину.

Заливать масло лучше всего из колонок дозировочными пистолетами. При отсутствии колонок масло заливать из чистой посуды через воронку с сеткой.

Закончив работы по смене масла в картере, проверить на работающем двигателе все наружные соединения системы смазки и при наличии течи устранить ее.

Промывать фильтр грубой очистки масла Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 при каждой смене масла в картере двигателя.

Порядок промывки следующий:

— слить масло из фильтра, для чего отвернуть пробку сливного отверстия;

— отвернуть болт колпака фильтра и снять колпак, верхнюю крышку и фильтрующий элемент;

— поместить на 3 ч (не менее) фильтрующий элемент в ванну с растворителем — бензином или четыреххлористым углеродом.

— мягкой волосяной щеткой промыть фильтрующие элементы в ванне с растворителем;

— поместить фильтрующие элементы в ванну с чистым бензином или четыреххлористым углеродом, прополоскать и затем продуть сжатым воздухом.

— Фильтрующий элемент Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 можно очистить, поместив его в ванну с кипящим 10-процентным водным раствором каустической соды, затем промыть в дизельном топливе и продуть сжатым воздухом.

— В зависимости от степени загрязнения фильтрующих элементов время пребывания их в кипящем растворе должно быть от 30 мин до 6 ч;

— промыть в дизельном топливе колпак фильтра;

— собрать фильтр и тщательно затянуть болт колпака.

Промывать фильтр центробежной очистки масла Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 при каждом ТО-1 и при смене масла в картере двигателя.

Для этого необходимо:

— отвернуть гайку колпака фильтра и снять колпак фильтра, упорную шайбу ротора и ротор в сборе;

— разобрать ротор, отвернуть гайку ротора, снять шайбу и колпак ротора;

— очистить внутреннюю поверхность колпака ротора и ротор от отложений и промыть их дизельным топливом;

— проверить состояние прокладки колпака, сопл, ротора, упорной шайбы ротора и положение сетки. При необходимости заменить прокладку, поставить сетку в нормальное положение и прочистить сопла ротора;

— собрать фильтр в обратной последовательности.

Смазка двигателя

Смазка снижает потери на трение и тем самым уменьшает износ деталей, она способствует внутреннему охлаждению трущихся поверхностей, смыванию нагара и металлической пыли, уплотнению поршней в цилиндрах, защите деталей от коррозии.

Сущность процесса смазки состоит, в том, что молекулы масла под влиянием силы молекулярного притяжения распространяются по трущимся поверхностям и смачивают их. При этом те слои молекул, которые непосредственно соприкасаются с трущимися поверхностями, перемещаются вместе с ними, и трение в основном происходит только между промежуточными слоями молекул масла. Так как сила притяжения между молекулами масла меньше, чем между маслом и материалом трущихся поверхностей, то и сопротивление их перемещению значительно понижается, что уменьшает потери мощности на преодоление трения. Способность смачивать поверхность твердого тела и образовывать прочную масляную пленку, защищающую трущиеся поверхности от износа, является одним из основных требований, предъявляемых к смазочным маслам.

Наиболее нагруженными, а следовательно, и наиболее сильно нагревающимися являются сочленения коленчатый вал — коренной подшипник и коленчатый вал — шатунный подшипник. При неработающем двигателе шейка коленчатого вала плотно лежит на подшипнике, масляного слоя между ними нет, и трение при пуске получается сухое. При увеличении числа оборотов коленчатого вала шейка постепенно начинает всплывать в масляном слое, и трение из сухого переходит в полужидкостное и жидкостное. Следовательно, особо неблагоприятные условия для смазки подшипников и их износа создаются в период пуска и прогрева двигателя.

Масла для двигателей.

Основные показатели масел, применяемых для карбюраторных и дизельных двигателей, приведены в табл. 3.

ПоказателиМасла для карбюраторных двигателейМасла для дизельных двигателей
АКЗп-6 (М6Б)АСп-6 (М6Б)АС-8 (М8Б)АКЗп-10 (М10Б)АКп-10 (М10Б)АСп-10 (М10Б)ДС-8 (М8Б, М8В)ДС-11 (М10Б)
Кинематическая вязкость,
сст, при 100°С
668101010811
Температура застывания,
°С, не выше
-40-35-25-40-25-25-25-15
Температура вспышки,
°С, не ниже
160175-180200160190-200190-200190200

Буквы «А», «М» и «Д» обозначают назначение масла (автомобильное, моторное, дизельное); буквы «К» и «С» — способ очистки (кислотная или селективная), буква «С» для дизельных масел — исходную нефть (сернистая); буква «3» — наличие специального загустителя; буква «п» — наличие присадок. Цифры после букв указывают кинематическую вязкость масла в сантистоксах при 100° C.

Для улучшения качеств масел к ним добавляют присадки. Присадки могут повышать вязкость и вязкостно-температурные свойства масел, понижать температуру застывания, улучшать смазочные свойства масел (прочность пленки), препятствовать образованию в масле нагара и соединений, вызывающих коррозию металлов. Присадки могут быть многофункциональными (комплексными), обладающими одновременно моющими, антикоррозионными и другими свойствами. Многофункциональными присадками являются: ВНИИ НП-360, АзНИИ-8, а также комбинации присадок СБ-3 (сульфонат бария) и ДФ-11 (диалкилдитиофосфат цинка) и др.

По ГОСТам 1963 г. масла для двигателей подразделяются на группы по вязкости и по напряженности двигателей, для которых они предназначены. Масла групп «А» и «Б» и трех групп по вязкости (6, 8 и 10) предназначены для карбюраторных двигателей, масла групп «Б», «В» и «Г» и трех групп по вязкости (8, 10 и 12) — для дизельных двигателей. Так, М10Б означает масло группы «Б», вязкостью 10 сст при 100° С. Масла, кинематическая вязкость которых 6—8 сст, применяют зимой, а масла с кинематической вязкостью 8—10 сст — летом.

Читать еще:  Шевроле круз троит двигатель горит чек причины

Для V-образных двигателей автомобилей ГАЗ-66, Урал-375 и Урал-377 применяют всесезонное масло АС-8, для двигателей автомобилей ЗИЛ-131 — масло АС-8 или АСЗп-10.

Дизельные масла в связи с повышенными нагрузками в дизельных двигателях, по сравнению с карбюраторными, имеют большую вязкость, лучшие моющие, антикоррозионные и противоокислительные свойства.

Для двигателей ЯМЗ применяют масло ДС-11 — летом (при температуре выше 5° С) и ДС-8 — зимой (при температуре ниже +5° С). При работе на малосернистом топливе допускается использование масел Дп-11 и Дп-8.

Системы смазки двигателей.

В современных двигателях применяется комбинированная система смазки, при которой часть деталей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием.

В двигателе ЗМЗ-66 (рис. 18) масляный насос через маслоприемник 8 забирает масло из картера и подает его в фильтр 4 центробежной очистки и в главную масляную магистраль. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорный фланец распределительного вала и втулки коромысел. Распределительные шестерни смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки, а привод прерывателя-распределителя — маслом, поступающим по каналам в блоке цилиндров из задней втулки распределительного вала в полость 9 (между валом и заглушкой). Редукционный клапан 11 основной (верхней) секции масляного насоса располагается в передней части блока цилиндров с правой стороны, а редукционный клапан 7 дополнительной (нижней) секции — в корпусе самого насоса.

Рис. 18. Система смазки двигателя ЗМЗ-66

1 — масляный радиатор; 2 — кран масляного радиатора; 3 — предохранительный клапан; 4 — фильтр центробежной очистки масла; 5 и 6 — основная и дополнительная секции масляного насоса; 7 — редукционный клапан дополнительной секции; 8 — маслоприемник; 9 — полость; 10 — отверстие в корпусе прерывателя-распределителя; 11 — редукционный клапан основной секции масляного насоса

В двигателях ЯМЗ под давлением смазываются подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки верхних головок шатунов, толкателей, коромысел и промежуточной шестерни привода масляного насоса. В системе смазки предусмотрена установка четырех клапанов: сливного (открывается при давлении масла 5,0—5,5 кГ/см2), предохранительного клапана дополнительной секции масляного насоса (открывается при давлении 0,8—1,2 кГ/см2), редукционного клапана (открывается при давлении 7,5—8,0 кГ/см2) и перепускного клапана фильтра грубой очистки масла (открывается при давлении 2,0—2,5 кГ/см2).

Масляные насосы.

Циркуляция масла в системах смазки двигателей создается шестеренчатыми насосами. В карбюраторных двигателях давление масла до 3—5 кГ/см2, в дизельных (с более нагруженными подшипниками) — до 5—7 кГ/см2.

Рис. 19. Двухсекционный масляный насос двигателей ЯМЗ

1 — ведомая шестерня основной секции; 2 — шестерня привода ведущего вала; 3 — ведущий вал; 4 — промежуточная шестерня; 5 — упорный фланец; 6 — ось промежуточной шестерни; 7 — ведущая шестерня основной секции; 8 — ведущая шестерня дополнительной секции; 9 — корпус дополнительной секции; 10 — ведомая шестерня дополнительной секции; 11 — разделительная пластина; 12 — корпус основной секции; 13 — редукционный клапан основной секции; 14 — корпус редукционного клапана; 15 — корпус предохранительного клапана дополнительной секции

Масляный насос приводится в действие от распределительного вала парой винтовых шестерен или от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню (ЯМЗ).

За последние годы получили распространение двухсекционные масляные насосы (рис. 19). Основная секция насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-131) или в фильтр центробежной очистки масла (ЗМЗ-66). Производительность масляных насосов двигателей ЯМЗ составляет 105 л/мин основной секции и 25 л/мин дополнительной (радиаторной) секции.

Фильтрация и охлаждение масла.

Для очистки масла от механических примесей, смол и нагара применяют сетчатые фильтры, устанавливаемые на маслоприемниках насосов, фильтры грубой и тонкой очистки масла, центробежные фильтры (центрифуги).

Рис. 20. Фильтр грубой очистки масла двигателей ЯМЗ

Фильтр грубой очистки масла двигателей ЯМЗ имеет две секции, представляющие собой металлические каркасы с гофрированными поверхностями (рис. 20), на которых установлены сетки — внутренняя стальная и наружная латунная (более мелкая). В случаях засорения фильтрующих элементов, а также при большой вязкости масла и большом числе оборотов коленчатого вала двигателя открывается перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра, и масло, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль.

Для тонкой очистки масла применяют фильтры с картонными фильтрующими элементами или фильтры центробежной очистки масла (ЗМЗ-66, ЗИЛ-131, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238). Последние задерживают как крупные, так и мелкие примеси, несгораемые осадки и влагу; эффективность их действия почти не изменяется по времени, и они могут быть легко и быстро очищены от осадков без замены деталей.

Масло поступает в фильтр центробежной очистки (рис. 21) от насоса или из системы смазки двигателя через пустотелую ось ротора 4. Из пространства под колпаком 5 масло проходит через фильтрующую сетку 7 и жиклеры 2 в полость корпуса фильтра, откуда стекает в картер двигателя. Действием реакции струй масла, выбрасываемых из жиклеров, ротор 4 приводится в быстрое вращательное движение. При этом тяжелые частицы грязи и осадков отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака 5 и оседают на них.

Рис. 21. Фильтр центробежной очистки масла двигателя ЗМЗ-66: 1 — ось ротора; 2 —жиклер; 3 — поддон; 4 — ротор; 5 — колпак; 6 — кожух; 7 — фильтрующая сетка; 8 — гайка крепления колпака; 9 — гайка крепления ротора; 10 — гайка-барашек

Фильтр центробежной очистки масла двигателей ЯМЗ включается параллельно и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Масло к нему поступает из фильтра грубой очистки, очищенное масло сливается в картер двигателя. Скорость вращения ротора достигает 7000—10000 об/мин. Через жиклеры пропускается до 10 л масла в минуту.

Масляные фильтры грубой и тонкой очистки масла двигателя ЗИЛ-131 расположены в общем корпусе. Фильтр грубой очистки пластинчато-щелевой, фильтр тонкой очистки — центробежный. Возможна установка полнопоточной центрифуги, при которой фильтр грубой очистки отсутствует.

Охлаждение масла в картере двигателя происходит при движении автомобиля благодаря обдуву поддона картера воздухом, а также при помощи масляных радиаторов с воздушным или водяным охлаждением.

На автомобилях ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 масляный радиатор располагают перед радиатором системы охлаждения. У двигателя ЗМЗ-66 масляный радиатор включают при температуре воздуха выше +20° С, в особо тяжелых условиях, при большой нагрузке и малых скоростях движения. Масло поступает в радиатор через предохранительный клапан при давлении в системе смазки более 1 кГ/см2. Пройдя через радиатор, масло сливается в картер двигателя.

Контроль за давлением масла.

При движении автомобиля ГАЗ-66 со средней скоростью давление масла в системе смазки двигателя должно быть 2,5—4 кГ/см2, а при работе прогретого двигателя на малых оборотах холостого хода — не менее 0,4—0,7 кГ/см2. При снижении давления масла загорается контрольная лампа на щитке приборов; датчик лампы установлен на левой стороне блока цилиндров и соединен с главной масляной магистралью.

Давление масла в системе смазки прогретого двигателя ЗИЛ-131 должно быть не менее 0,5 кГ/см2 на холостом ходу (500 об/мин) и 1,5 кГ/см2 при 1200 об/мин коленчатого вала. Давление определяют по указателю на щитке приборов, датчик которого установлен на корпусе масляных фильтров.

Нормальное давление масла в прогретом двигателе ЯМЗ при 2100 об/мин коленчатого вала 4—7 кГ/см2, а на холостом ходу (при 450—550 об/мин) не менее 1 кГ/см2. Давление контролируется указателем давления масла, расположенным на щитке приборов.

Вентиляция картера.

Вентиляция необходима для охлаждения масла, освобождения картера от проникающих туда через неплотности поршневых колец отработавших газов, паров топлива и воды, разжижающих и загрязняющих масло, и для предотвращения попадания газов из картера в кузов или кабину.

В двигателе ЗМЗ-66 вентиляция картера — открытая. Нижний конец отсасывающей трубки имеет косой срез, направленный назад. При движении автомобиля у среза создается разрежение, отсасывающее газы из картера. Разрежение из картера передается в маслоналивную горловину и туда поступает воздух, очищенный в фильтре с набивкой из капронового волокна.

Рис. 22. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-131

Вентиляция картера двигателя ЗИЛ-131 (рис. 22) — принудительная; картер соединен с впускным трубопроводом. Свежий воздух поступает в картер через воздушный фильтр 1, установленный на маслоналивной горловине. В систему вентиляции картера включен клапан 4, установленный на впускном трубопроводе. Перед клапаном расположен маслоуловитель 2, отделяющий частицы масла от газов, отсасываемых из картера.

Когда дроссели карбюратора прикрыты, под действием большого разрежения во впускном трубопроводе клапан 4, поднимаясь вверх, входит верхним ступенчатым концом в отверстие штуцера, уменьшая проходное сечение канала. При полном открытии дросселей, когда разрежение во впускном трубопроводе снижается, клапан 4 под действием собственного веса опускается и полностью открывает проходные отверстия.

Для отключения системы вентиляции, что необходимо для создания избыточного давления в картере, препятствующего попаданию в него воды во время преодоления бродов, установлен кран 3.

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector