4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое датчик давления воздуха в двигателе

Датчики абсолютного давления

В технологических процессах, где важен показатель давления, а произвести измерения вручную не представляется возможным, применяется датчик абсолютного давления. Эксплуатируется в качестве преобразователя измеряемых величин в доступную информацию пользователю, выводя ее на дисплей. Подходит для статистического замера давления газов, жидкостей. Конструкция позволяет ему работать в агрессивной среде. Отличительной особенностью этого вида устройств является то, что опорной величиной (точкой отсчета) является абсолютный ноль (вакуум), что делает показатели именно этого прибора наиболее корректными, точными. Например, датчики, берущие за свою опорную величину атмосферное давление, могут иметь погрешности, так как это давление может изменяться, и значения в этот момент не будут отображать значения реального давления.

Принцип работы

Датчик не имеет вентиляционного отверстия и состоит из предмембранной камеры, из которой выкачан весь воздух (максимально низкое значение 5.10-4 PSI), создан практически абсолютный вакуум. С другой стороны от камеры располагается сенсор. Информация о значении давления передается за счет смещения положения защитной пластины внутри устройства. Смещение происходит с увеличением давления и приводит в движение разделительные ячейки, а те затрагивают мембрану. Мембрана в свою очередь передает информацию на сенсор, а сенсор преобразует информацию в сигнал, делая понятными величины давления для пользователя.

Датчик абсолютного избыточно давления работает за счет давления на мембрану жидкости – входное давление через отведенный разъем приводит в движение защитную конструкцию в ячейке, осуществляющей замер. Показатель передает величину сенсору.

Сфера применения

Использование датчика абсолютного давление в различных средах позволяет понимать насколько давление закрытой системы отклоняется от нулевого состояния. Делает возможными своевременное вмешательство и коррекцию работы автоматических систем. Это не дает прерваться технологическому процессу, тем самым позволяя избежать убытков, связанных с простоем и неисправностью ценного оборудования и утратой сырья.

Промышленность. Пищевая, химическая и пр. ДАД позволяет контролировать параметры технологического процесса переработки, эффективность и качество результата которого зависит от абсолютного значения применяемых величин давления;

Пневматические насосные, гидравлические системы, компрессорные и иные установки. Здесь важен как датчик низкого абсолютного давления в тяжелых условиях, например в водной среде;

Метео-барометрические установки. Расположенные, перемещаемые в атмосфере. Для этих целей используются преимущественно электронные устройства со встроенными аналого-цифровыми микросхемами;

Системы компенсации крена и иных отклонений. ДАД устанавливается как преобразователь давления и статично мониторит работу электротехнических систем;

Энергетика, газовая и нефтяная промышленность. Требуется для контроля уровня давления относительно абсолюта величины в условиях полной герметичности. Контролирует понижение/увеличение давления. Это дает возможность контролировать рабочие характеристики систем и избегать аварийных ситуаций.

Так же находят применения в переработке, в фармацевтике, лабораторных и иных исследованиях.

Незаменим во взрывоопасных средах – под воздействием агрессивной среды или температурного воздействия, ломаясь – не несут угрозы системе, в которой применяется.

Классификация по видам

Сфера применения диктует некоторые особенности конструкции датчиков АД.

Чувствительный элемент. Возможен в кремниевом, керамическом или пьезорезистивном исполнении.

По типу выходного сигнала. Это может быть аналоговый, цифровой или ратиометрический.

По метрологическим характеристикам. Классы точности – имеется в виду диапазон возможной погрешности прибора и пр.

Варианты исполнения и технические характеристики разнообразны. Подобрать можно под любой технологический процесс, с учетом среды и климатических, механических особенностей эксплуатации.

Например, в автомобильной промышленности используются биометрический преобразователь абсолютного давления с встроенным датчиком температуры, который устанавливается в устройстве впускного коллектора. Сигналы, подаваемые датчиком, необходимы блоку управления для рациональной подачи топлива и воздуха в рампу. Т.е. пока двигатель не запущен, показатели датчика равны нулю, не зависят от величин атмосферного давления.

Также, биометрического типа датчик абсолютного давления газа используется в современном газобаллонном оборудовании, обеспечивая надежность функционирования.

Как выбрать датчик абсолютного давления

Используя каталог НПП Прома, можно выбрать и купить датчик абсолютного давления, соответствующий необходимым параметрам и характеристикам:

  • предельные значения выходящего постоянного тока;
  • напряжения питания;
  • диапазон нагрузочного сопротивления;
  • предел допустимой погрешности;
  • доп. температурная и иная погрешность;
  • климатическое исполнение датчика и температура рабочей среды;
  • степень защиты по ГОСТ;
  • наработка на отказ.

Цена датчиков абсолютного давления варьируется в зависимости от функционала и типа устройства, а также от корпуса, метода крепления и технических и эксплуатационных характеристик. Даже для работ одной отрасли могут использоваться абсолютно разные датчики.

НПП Прома специализируется на разработке и внедрении приборов автоматизации в производственный технологический процесс. Несколько десятков лет плодотворной работы конструкторского бюро, применение инноваций в технологии производства – позволяет НПП на должном уровне комплектовать устройствами своего изготовления ведущие промышленные, производственные объекты РФ.

Простота обслуживания приборов – датчиков абсолютного давления, упрощает монтаж, замену, чистку преобразователей, не отражаясь на производственных скоростях, не допуская снижения мощностей. Соотношения цена/качество – лучшее на рынке измерительного приборостроения. Сервисное обслуживание и широкая география поставок – делают сотрудничество с НПП Прома экономически привлекательным, максимально комфортным.

Как выбрать датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления, сокр. ДАД или MAP-сенсор – один из достаточно современных автомобильных датчиков, который «следит» за изменениями давления воздуха во впускном тракте, обусловленными изменением частоты вращения коленвала двигателя и, соответственно, нагрузки на мотор. Это лишь одно из множества регистрирующих и регулирующих устройств, работающих в тандеме с ЭБУ. От его работоспособности будет зависеть топливная экономичность и стабильность работы двигателя. Об устройстве таких датчиков давления, их неисправностях, а также методиках выбора – в материале Avto.pro .

Коротко о назначении

Напоминаем, что двигатель является самым крупным потребителем воздуха среди автомобильных агрегатов. Для нормального формирования топливно-воздушной смеси ему требуются большие объемы воздуха. При этом чем больше воздуха (до определенной доли), тем качественнее будет смесь – она лучше и быстрее сгорит, после нее останется меньше вторичных продуктов сгорания. Датчик абсолютного давления во многом напоминает расходомер, но у него есть одна очень важная особенность: в качестве исходной точки для определения давления атмосферного воздуха он использует давление вакуума (абсолютное давление).

Датчик абсолютного давления, как уже было выяснено, использует параметр абсолютного давления при расчетах, т.е. разницу между давлением вакууме (условно 0) и текущим давлением во впускном тракте. Как и прочие датчики, он отправляет ЭБУ сигналы, которые блок расшифровывает. Учитывая давление воздуха и его температуру во впускном тракте, ЭБУ сам рассчитает плотность подаваемого к двигателю воздуха и его возможный расход. Исходя из этих расчетов, блок управления начнет регулировать подготовку топливно-воздушной смеси, а также отрегулирует работы форсунок впрыска. Стоит отметить, что ДАД устанавливается с обычным расходомером совместно, хотя попытки отказаться полностью от ДМРВ были. Еще один важный момент: в автомобиле с турбонаддувом такой датчик измеряет величину избыточного давления, которое нагнетается компрессором. И кроме того, этот датчик обычно имеет общий корпус с датчиком температуры воздуха.

Особенности устройства и работы ДАД

Говоря простым языком, ДАД помогает отследить объем воздуха, поступающего через приоткрытую дроссельную заслонку. Постоянно отправляя сигналы ЭБУ, но помогает управляющему блоку формировать команды-импульсы на создание наиболее оптимальной по составу горючей смеси. Однако вернемся чуть назад. Это абсолютный датчик, учитывающий разницу между текущим давлением и давлением вакуума. Сразу скажем, что речь идет о техническом вакууме, давление которого не равно нулю. Разумеется, автомобильная электроника учитывает этот момент. Состоит ДАД из таких элементов:

  • Пара камер – атмосферная и вакуумная;
  • Диафрагма, разделяющая камеры;
  • Тензорезистор и измерительной схемой (операционный усилитель, температурный компенсатор сигнала);
  • Блок измерения давления;
  • Алюминиевое основание;
  • Пара корпусом (внешний и внутренний).

Атмосферная камера напрямую связана с системой впуска воздуха. На диафрагме (мембране), разделяющей ее с вакуумной камерой, находится четыре тензорезистора и один электронный чип . Как только давления воздуха начинает действовать на диафрагму, она тянет за собой тензорезисторы. В зависимости от перемещения диафрагмы будет меняться и сопротивление резисторов, которое определяет величину импульса, далее поступающего от чипа к управляющему элементу. Дополнительная схема из операционного усилителя и температурного компенсатора позволяют создавать более чистый сигнал, что положительно сказывается на точности измерения давления воздуха.

MAP-сенсоры бывают цифровыми и аналоговыми. Аналоговой прибор имеет дополнительный аналогово-цифровой преобразователь , тем временем как чисто цифровой датчик его не имеет. Датчики и того, и другого типа повышает выдаваемый импульс, так что исходящее напряжение попадает в диапазон 1-5 V. Именно величина напряжения учитывается ЭБУ, который и рассчитывает величину давления во впускном коллектора . Чем выше будет напряжение, тем, соответственно, выше и давления. Резюмируя, расскажем о работе датчика:

  1. Поток воздуха в коллекторе оказывает давление на диафрагму, вследствие чего она изгибается;
  2. Диафрагма оказывает давления на тензорезисторы, вследствие чего их сопротивление меняется – это называется пьезорезистивным эффектом;
  3. Напряжение от датчика начинает меняться пропорционально изменившемуся сопротивлению;
  4. Электрическая схема усиливает мостовое напряжение, которое может измениться в диапазоне 1-5 V;
  5. ЭБУ получает сигнал от датчика и рассчитывает уровень давления во впускном тракте.
Читать еще:  Холодный запуск двигателя ваз 21074

Несмотря на довольно простую конструкцию, в датчике абсолютного давления есть чему выходить из строя. Например, диафрагме, которая рвется или вытягивается. По этой причине подобные датчики периодически приходится менять – их эксплуатационной ресурс крайне ограничен. Предлагаем рассмотреть наиболее частые неисправности MAP-сенсора, а также признаки выхода датчика из строя.

Подробнее о неисправностях

Работоспособность датчика абсолютного давления напрямую влияет на работу двигателя. По команде ЭБУ он может перейти в аварийный режим работы , а иногда и вовсе может не запускаться. По этой причине грамотному автолюбителю стоит знать, что указывает на выход датчика абсолютного давления из строя. Обращать внимание стоит на:

  • Появление запаха топлива у выхлопных газов;
  • Увеличение его расхода. Причина кроется в том, что блок управления силовым агрегатом принимает недостоверные данные о давлении воздуха подает в цилиндры двигателя переобогащенную смесь;
  • Появление белого выхлопа из выхлопной трубы;
  • На холостом ходу двигатель продолжительное время не сбрасывает обороты;
  • Нестабильная работа двигателя при любых режимах, а также появление шумов;
  • Появление рывков при переключении скоростей;
  • Ухудшение динамики автомобиля.

Эти неисправности достаточно легко спутать с неисправностями других контрольно-регистрирующих устройств автомобильного силового агрегата. По этой причине автолюбителю наверняка придется обратиться на СТО для проведения комплексной диагностики . Если проблема кроется в MAP-сенсоре, то скорее всего неполадка связана с:

  • Обрывом контакта «массы»;
  • Неисправностью внутри датчика (схема, диафрагма, тензорезисторы);
  • Закоксованности трубопровода;
  • Выходе датчика температура воздуха из строя (обычно он имеет общий с ДАД корпус);
  • Плохом соединении устройства со входным штуцером;
  • Разгерметизации вакуумного шланга.

Как показывает практика, датчик абсолютного давления имеет невысокую ремонтопригодность. К примеру, если он выдает неверные показания, то ремонт не даст результатов. Чистка контактов от грязи и окислов в некоторых случаях дает положительный результат. Для доступа к «начинке» датчика необходимо разрезать скальпелем его крышку, прочистить, а затем высушить устройство, залить силиконовым герметиком, просушить снова и собрать.

Поиск нового датчика

Найти новый ДАД достаточно легко. Есть и одна проблема: новое устройство стоит немалых денег. Мы рекомендуем автолюбителям покупать оригинальные датчики , так как качество их исполнения нареканий не вызывает. В случае датчика абсолютного давления требования к качеству исполнения устройства особенно высоки. Однако в продаже встречаются и более дешевы аналоги, о которых мы поговорим чуть позже. Найти новый ДАД можно по:

  • VIN-коду вашего авто;
  • Артикулу имеющегося датчика;
  • Техническим параметрам автомобиля и двигателя.

Наиболее популярным способом является поиск по параметрам транспортного средства. Не все интернет-магазины позволяют использовать VIN-код при поиске, а артикула нужной запчасти у автолюбителя наверняка нет. На Avto.pro система поиска по параметрам авто и ДВС реализована следующим образом: покупатель переходит в каталог, выбирает марку и модель транспортного средства, выбирает категорию запчастей (тормозная система, электрика, оптика и т.д.), выбирает нужную запчасть из выпадающих списков. Как видите, это поэтапный поиск, так что ошибиться трудно – на каждом из этапов просто нужно быть внимательным. Не забывайте проверить, для какой модели двигателя выбран датчик. Хоть разные модели ДАД нередко являются взаимозаменяемыми, мы советуем выбирать устройство, которое гарантированно совместимо с двигателей вашего авто.

На вторичном рынке автозапчастей нетрудно найти аналоги оригинальных датчиков абсолютного давления. Если вести поиски в зарубежных каталогах, то там их можно найти под именем “MAP-sensor”. Зачастую аналоги вдвое-втрое дешевле оригиналов. Обращать внимание стоит на продукцию компаний, являющихся поставщика на конвейеры автомобильных концернов. Стоит выделить такие бренды:

  • Bosch (Германия);
  • Meat & Doria (Италия);
  • ACDelco (США);
  • Inzi (Южная Корея);
  • EPS (Италия);
  • Denso (Япония).

Также в ходе поиска датчика автолюбители могут найти продукцию таких фирм, как Era (Италия), Autlog (Германия), Delphi (США). Это фирмы-упаковщики, качество запчастей которых может быть как низким, так и вполне удовлетворить. В среде автолюбителей такое явление получило название «лотерея». Если ваш бюджет ограничен, но вместе с тем спустя некоторое время вы гарантированно сможете купить более дорогой и гарантированно качественный датчик, на продукцию вышеуказанной тройки упаковщиков стоит обратить внимание.

Вывод

Датчик абсолютного давления имеет не самый маленький эксплуатационный ресурс, однако многие автолюбители сталкивались с необходимостью его замены уже спустя несколько лет эксплуатации автомобиля. Выявить его поломку без помощи специалиста довольно сложно – неисправности могут указывать как на выход из строя датчиков массового расхода или температуры воздуха, так и на неполадки двигателя. ДАД сложно назвать ремонтопригодным. Простейшая чистка контактов – единственное, что можно сделать для «реанимации» датчика. Если вам нужно подобрать новое устройство, то советуем обращать внимание или на оригиналы, или на дорогостоящие автозапчасти от наиболее известных фирм. Бюджетные датчики с высокой вероятностью выйдут из строя в течение года-полутора лет, однако и они окажутся хорошим решением для ремонта, если более дорогие изделия вам сейчас не по карману.

Как проверить ДАД

    35 0 38k
    6 0 24k

При подозрении в неисправности датчика абсолютного давления воздуха в коллекторе автолюбителей интересует вопрос о том, как проверить ДАД своими руками. Сделать это можно двумя способами — с помощью мультиметра, а также используя программные средства.

Однако для выполнения проверки ДАД с помощью мультиметра необходимо иметь под рукой электрическую схему автомобиля с тем, чтобы знать, к каким контактам подсоединять щупы мультиметра.

Симптомы неисправности ДАД

При полном или частичном выходе датчика абсолютного давления (его еще называют MAP сенсор, Manifold Absolute Pressure) из строя внешне поломка проявляется в следующих ситуациях:

  • Высокий расход топлива. Это связано с тем, что датчик передает некорректные данные о давлении воздуха во впускном коллекторе на ЭБУ, и соответственно, блок управления подает команду на подачу топлива в большем, чем надо количестве.
  • Снижение мощности двигателя. Это проявляется в слабом разгоне и недостаточной тяге при езде машины в гору и/или в загруженном состоянии.
  • В районе дроссельной заслонки постоянно ощущается стойкий запах бензина. Это вызвано тем, что происходит постоянный его перелив.
  • Нестабильные обороты холостого хода. Их значение то падает то повышается без нажатия на педаль акселератора, а во время движения чувствуются пинки и автомобиль дергается.
  • «Провалы» двигателя на переходных режимах, в частности, при переключении передач, трогании машины с места, перегазовках.
  • Проблемы с запуском двигателя. Причем, как «на горячую», так и «на холодную».
  • Формирование в памяти электронного блока управления ошибок с кодами p0105, p0106, p0107, p0108 и p0109.

Большинство из описанных признаков неисправности являются общими, и могут быть вызваны другими причинами. Поэтому необходимо всегда выполнять комплексную диагностику, и начинать нужно, в первую очередь, со сканирования ошибок в ЭБУ.

Как работает датчик абсолютного давления

Перед тем как проверить датчик абсолютного давления воздуха необходимо в общих чертах понимать его устройство и принцип работы. Это облегчит сам процесс проверки и точность результата.

Так, в корпусе датчика расположена вакуумная камера с тензорезистором (резистор, изменяющий свое электрическое сопротивление в зависимости от деформации) и мембраной, который подключены с помощью мостового соединения к электрической схеме автомобиля (грубо говоря, к электронному блоку управления, ЭБУ). В результате работы двигателя давление воздуха меняется, что фиксируется мембраной и сравнивается с вакуумом (отсюда и название — датчик «абсолютного» давления). Информация об изменении давления передается на ЭБУ, на основании чего блок управления принимает решение о количестве подаваемого топлива для образования оптимальной топливовоздушной смеси. Полный цикл работы датчика выглядит следующим образом:

  • Под воздействием разницы давлений мембрана деформируется.
  • Указанная деформация мембраны фиксируется тензорезистором.
  • С помощью мостового соединения изменяемое сопротивление преобразуется в изменяемое напряжение, которое и передается на электронный блок управления.
  • На основе полученной информации ЭБУ корректирует количество топлива, подаваемое на форсунки.

Современные датчики абсолютного давления подсоединяются к ЭБУ при помощи трех проводов — питания, «массы» и сигнального провода. Соответственно, суть проверки зачастую сводится к тому, чтобы при помощи мультиметра проверить значение сопротивления и напряжения на указанных проводах при различных условиях работы двигателя в целом и датчика в частности. Некоторые датчики MAP имеют четыре провода. Кроме указанных трех проводов у них добавляется четвертый, по которому передается информация о температуре воздуха во впускном коллекторе.

Читать еще:  Двигатель 200 квт сколько лошадиных сил

В большинстве автомобилей датчик абсолютного давления расположен непосредственно на штуцере впускного коллектора. На более старых машинах он может располагаться на гибких воздушных магистралях и закреплен на корпусе автомобиля. В случае тюнинга турбированного мотора ДАД зачастую располагают на воздуховодах.

Если давление во впускном коллекторе низкое, то и выдаваемое датчиком сигнальное напряжение также будет низким, и наоборот, по мере возрастания давления растет и выходное напряжения, передаваемое в качестве сигнала от ДАД к ЭБУ. Так, при полностью открытой заслонке, то есть, при низком давлении (приблизительно 20 кПа, отличается у разных машин) значение напряжения сигнала будет находиться в пределах 1…1,5 Вольта. При закрытой заслонке, то есть, при высоком давлении (около 110 кПа и выше) соответствующее значение напряжения будет равно 4,6…4,8 Вольта.

Проверка датчика ДАД

Проверка датчика абсолютного давления в коллекторе сводится к тому что сначала необходимо убедится в его чистоте, а соответственно чувствительности к изменению потока воздуха и потом уже узнать его сопротивление и выдаваемое напряжение при работе двигателя.

Чистка датчика абсолютного давления

Обратите внимание, что в результате своей работы датчик абсолютного давления постепенно забивается грязью, которая блокирует нормальную работу мембраны, что может вызвать частичный выход ДАД из строя. Поэтому перед проверкой датчика его нужно обязательно демонтировать и выполнить чистку.

Для выполнения чистки датчик необходимо демонтировать с его посадочного места. В зависимости от марки и модели автомобиля методы крепления и место расположения будут отличаться. У турбированных двигателей обычно имеется два датчика абсолютного давления, один во впускном коллекторе, другой на турбине. Обычно крепится датчик при помощи одного-двух крепежных болтов.

Чистку датчика необходимо выполнять аккуратно, с помощью специальных карбклинеров или подобных чистящих средств. В процессе чистки нужно очистить его корпус, а также контакты. При этом важно не повредить уплотнительное кольцо, элементы корпуса контакты и мембрану. Нужно просто брызнуть внутрь небольшое количество чистящего средства и вылить его обратно вместе с грязью.

Очень часто такая простая чистка уже восстанавливает работу MAP сенсора и производить дальнейшие манипуляции уже нет потребности. Так что после чистки можно поставить датчик давления воздуха на место и проверить работу двигателя. Если же она не помогла, то стоит перейти к проверке ДАД тестером.

Проверка датчика абсолютного давления мультиметром

Для проверки узнайте из руководства по ремонту какой провод и контакт за что отвечает в конкретном датчике, то есть, где провода питания, «массы» и сигнальный (сигнальные в случае четырехпроводного датчика).

Чтобы разобраться как проверить датчик абсолютного давления мультиметром необходимо для начала убедится что проводка между ЭБУ и самим сенсором цела и нигде не коротит, ведь от этого будет зависеть точность результата. Делается это тоже при помощи электронного мультиметра. С его помощью необходимо проверить как целостность проводов на обрыв, так и целостность изоляции (определить значение сопротивления изоляции на отдельно взятых проводах).

Рассмотрим выполнение соответствующей проверки на примере автомобиля Chevrolet Lacetti. У него к датчику подходят три провода — питание, «масса» и сигнальный. Сигнальный провод идет прямиком на электронный блок управления. «Масса» же соединена с минусами других датчиков — датчика температуры воздуха, поступающего в цилиндры и датчика кислорода. Питающий провод соединен с датчиком давления в системе кондиционирования. Дальнейшая проверка датчика ДАД выполняется по следующему алгоритму:

  • Необходимо отсоединить минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
  • Отсоединить колодку с электронного блока управления. Если рассматривать именно Лачетти, то у этого авто она находится под капотом с левой стороны, возле аккумулятора.
  • Снять фишку с датчика абсолютного давления.
  • Установить на электронном мультиметре режим измерения электрического сопротивления с диапазоном приблизительно 200 Ом (зависит от конкретной модели мультиметра).
  • Проверить значение сопротивления щупов мультиметра, просто соединив их между собой. На экране будет показано значение их сопротивления, которое в дальнейшем нужно будет учитывать при выполнении проверки (обычно оно составляет около 1 Ом).
  • Один щуп мультиметра необходимо подключить к контакту номер 13 на колодке ЭБУ. Второй щуп аналогично подключить к первому контакту колодки датчика. Таким образом «прозванивается» провод «массы». Если провод целый и у него не повреждена изоляция, то значение сопротивления на экране прибора будет составлять приблизительно 1…2 Ома.
  • Далее нужно подергать жгуты с проводами. Это делается для того, чтобы убедиться, что провод не поврежден и меняет свое сопротивление в процессе движения автомобиля. При этом показания на мультиметре не должны изменяться и находиться на том же уровне, что и в статике.
  • Одним щупом подключиться к контакту номер 50 на колодке блока, а вторым щупом подключиться к третьему контакту на колодке датчика. Таким образом «прозванивается» провод питания, по которому на датчик подается стандартные 5 Вольт.
  • Если провод целый и не поврежденный, то значение сопротивления на экране мультиметра будет также равно приблизительно 1…2 Ома. Аналогично необходимо подергать жгут с тем, чтобы исключить повреждение провода в динамике.
  • Подключить один щуп к контакту номер 75 на колодке ЭБУ, а второй — к сигнальному контакту, то есть, контакту номер два на колодке датчика (среднему).
  • Аналогично, если провод не поврежден, то сопротивление провода должно составлять около 1…2 Ом. Также нужно подергать жгут с проводами, чтобы убедиться в надежности контакта и изоляции проводов.

После проверки целостности проводов и их изоляции необходимо проверить, приходит ли питание на датчик от электронного блока управления (питающие 5 Вольт). Для этого нужно обратно подсоединить колодку ЭБУ к блоку управления (установить ее на ее посадочное место). После этого ставим назад клемму на АКБ и включаем зажигание не запуская двигатель. Щупами мультиметра, переключеного в режим измерения постоянного напряжения, касаемся к контактам датчика — питающему и «массе». Если питание подается, то на экране мультиметра будет значение около 4,8…4,9 Вольт.

Аналогично проверяется напряжение между сигнальным проводом и «массой». Перед этим нужно запустить двигатель. Далее необходимо переключиться щупами к соответствующим контактам на датчике. Если датчик в порядке, то на экране мультиметра будет информация о напряжении на сигнальном проводе в диапазоне от 0,5 до 4,8 Вольта. Низкое напряжение соответствует холостым оборотам двигателя, а высокое — высоким оборотам двигателя.

Проверка с помощью шприца

Проверить работу датчика абсолютного давления можно с помощью медицинского одноразового шприца объемом 20 «кубиков». Также для проверки нужен будет герметичный шланг, который нужно подсоединить к демонтированному датчику и непосредственно к горловине шприца.

Удобнее всего использовать вакуумный шланг угла корректировки зажигания для автомобилей ВАЗ с карбюраторным двигателем.

Соответственно, для проверки ДАД необходимо демонтировать датчик абсолютного давления с его посадочного места, однако фишку оставить подключенной к нему. В контакты лучше всего вставить металлическую скрепку, а щупы (или «крокодилы») мультиметра уже подсоединять к ним. Проверку питания необходимо выполнять аналогично, как описано в предыдущем разделе. Значение питания должно находиться в пределах 4,8…5,2 Вольта.

Для проверки сигнала с датчика необходимо включить зажигание автомобиля, но двигатель не запускать. При нормальном атмосферном давлении значение напряжения на сигнальном проводе будет приблизительно 4,5 Вольта. При этом шприц должен находиться в «выжатом» состоянии, то есть, его поршень должен быть полностью погружен в тело шприца. Далее для проверки необходимо вытаскивать поршень из шприца. Если датчик работоспособен, то при этом напряжение будет понижаться. В идеале при сильном разрежении значение напряжения опустится до значения 0,5 Вольта. Если же напряжение опустилось лишь до 1,5…2 Вольт и ниже не опускается — датчик неисправен.

Обратите внимание, что датчик абсолютного давления — хотя и надежные устройства, но достаточно хрупкие. Они являются неремонтопригодными. Соответственно, при выходе датчика из строя его необходимо заменить на новый.

Устройство, принцип действия, диагностика датчика абсолютного давления во впускном коллекторе Manifold Absolute Pressure sensor (MAP-sensor)

0,65 Bar), частота выходного напряжения датчика составляет около 105 Hz; — при увеличенной до 3-х тысяч оборотов в минуту частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (величина разрежения во впускном коллекторе составляет

0,7 Bar), частота выходного напряжения датчика составляет около 100 Hz. Осциллограмма выходного напряжения исправного датчика абсолютного давления во впускном коллекторе производства FORD. Зажигание включено, двигатель остановлен. Дифференциальный датчик давления. В некоторых системах управления двигателем, для измерения величины расходуемых системой EGR (Exhaust Gas Recirculation) отработавших газов, применяется дифференциальный датчик давления. Дифференциальный датчик давления отличается от датчика абсолютного давления наличием двух штуцеров — внутренняя камера датчика не загерметизирована, а соединена с дополнительным, вторым штуцером. За счёт этого, дифференциальный датчик давления сравнивает между собой давления на входных штуцерах; выходной сигнал датчика пропорционален этой разнице давлений. Система EGR служит для уменьшения количества выбрасываемых двигателем в атмосферу вредных окислов азота. Система EGR подводит часть отработавших газов к впускному коллектору, размешивая топливовоздушную смесь отработавшими газами. За счёт этого уменьшается температура сгорания топливовоздушной смеси и как следствие, уменьшается количество выбрасываемых двигателем в атмосферу окислов азота. Измерение величины потока отработавших газов от клапана EGR к впускному коллектору при помощи дифференциального датчика давления осуществляется следующим образом. В патрубке, соединяющем выход клапана EGR с впускным коллектором, имеется калиброванное сужение. Это сужение создаёт незначительное препятствие протекающим по патрубку отработавшим газам, вследствие чего, давление газов перед сужением оказывается несколько выше давления газов за сужением. Чем больше величина потока отработавших газов, протекающих через сужение, тем большая возникает разница давлений газов перед сужением и за ним. Входные штуцеры дифференциального датчика давления соединены с патрубком клапана EGR — один штуцер соединён с полостью до калиброванного сужения, а второй штуцер соединён с полостью за калиброванным сужением. С увеличением потока отработавших газов от клапана EGR к впускному коллектору, увеличивается разница давлений подводимых к входным штуцерам дифференциального датчика давления, датчик преобразовывает эту разницу давлений в напряжение. Таким образом, выходное напряжение дифференциального датчика давления оказывается пропорциональным величине потока отработавших газов от клапана EGR к впускному коллектору двигателя. Приложение 1 Характеристики некоторых датчиков абсолютного давления Разрежение GM, V FORD, Hz мм рт.ст. Bar 0 0 4,80 156. 159 25,7 0,034 4,52 51,4 0,067 4,46 77,1 0,103 4,26 102,8 0,137 4,06 128,5 0,171 3,88 141. 143 154,2 0,206 3,66 179,9 0,240 3,50 205,6 0,274 3,30 231,3 0,308 3,10 257 0,343 2,94 127. 130 282,7 0,377 2,76 308,4 0,411 2,54 334,1 0,445 2,36 359,8 0,480 2,20 385,5 0,514 2,00 114. 117 411,2 0,548 1,80 436,9 0,582 1,62 462,6 0,617 1,42 108. 109 488,3 0,651 1,20 514 0,685 1,10 102. 104 539,7 0,720 0,88 565,4 0,754 0,66 Приложение 2 Таблица переводов из одной системы в другую кПа мм рт.ст миллибар PSI 1 атм. 101,325 760 1013,25 14,6960 1 kPa 1 7,50062 10 0,145038 1 мм рт.ст. 0,133322 1 1,33322 0,0145038 1 миллибар 0,1 0,45062 1 0,0145038 1 PSI 6,89473 51,7148 68,9473 1 1 мм вод.ст. 0,009806 0,07355 9,8*18-8 0,0014223

Читать еще:  Давление в камере сгорания реактивного двигателя

Датчик абсолютного давления или ДАД: что это такое

Электронный блок управления стал неотъемлемой частью современного двигателя и без его помощи обеспечить нормальную работу всех систем и уследить за их исправностью невозможно. Датчик абсолютного давления, также известный как ДАД, лишь одно из многих регулирующих устройств, влияющих на стабильность работы двигателя и передающее информацию на ЭБУ.

Во многих автомобилях он расположен на впускном коллекторе двигателя и регистрирует колебания уровня давления в тракте впуска. В дальнейшем на основании данных ДАД электронный блок оптимизирует состав горючей смеси, поступающей в камеру сгорания.

Теперь рассмотрим детальнее, что такое датчик абсолютного давления, как он работает и почему без него не обойтись?

Для чего нужен датчик абсолютного давления

Как может выглядеть датчик абсолютного давления.

Это небольшое устройство отвечает за замеры абсолютного давления. Понятие «абсолютное давление» используется не случайно, ведь исходным ориентиром для проведения измерений является состояние вакуума, который принимается за абсолют.

После поступления данных в ЭБУ электроника, учитывая давление и температуру во впускном коллекторе, определяет наиболее подходящую плотность воздуха и предполагаемый его расход, что необходимо для подготовки топливно-воздушной смеси соответствующего качества. Блок управления согласно рассчитанной массе потребляемого воздуха отдает управляющие команды необходимой продолжительности, благодаря чему и выполняется регулировка форсунок впрыска. Хотя датчик давления – очень достойная замена расходомеру, иногда они устанавливаются на агрегат совместно.

Как работает датчик абсолютного давления

Благодаря ДАД удается проконтролировать, какой объем воздуха поступает сквозь дроссельную заслонку. Опираясь на этот показатель, формируется команда-импульс, определяющая количество топлива, необходимого для образования сбалансированной по составу топливо-воздушной смеси. Внутри датчика есть вакуумная камера, воздух из которой удален изначально. Она соотносит показатель давления во входном штуцере с давлением в вакуумной камере и согласно полученной разнице создает исходящий сигнал. Чтобы датчик определил давление, необходима целая цепочка действий:

  • Высокочувствительная диафрагма ДАД деформируется под воздействием давления во впускном коллекторе.
  • Растяжение диафрагмы обуславливает изменение сопротивления на тензорезисторах поверхностного положения, другими словами имеет место так называемый пьезорезисторный эффект.
  • Пропорционально динамике сопротивления тензорезисторов наблюдаются колебания напряжения.
  • Способ соединения тензорезисторов обеспечивает высокую чувствительность, которая благодаря чипу ДАД повышается еще больше, в итоге чего выходное напряжение варьируется в интервале 1-5 В.
  • Согласно поступающему на вход ЭБУ напряжению формируется импульс, уходящий на форсунки. Он и определяет давление на впускном клапане. При этом напряжение и давление связаны между собой прямо пропорциональной зависимостью.

Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) и для чего он нужен.

Где находится ДАД

Крепление ДАД на кузове.

Уже упоминалось, что датчик нужно искать на коллекторе. Подчеркнем только то, что применяется он только на инжекторных двигателях. В особенности это верно, когда автомобиль оснащен силовым агрегатом с турбонаддувом и компрессором.

Однако во многих моделях место его расположения несколько иное – в кузовной части моторного отсека и крепится он прямо к кузову. В этом случае входной штуцер и входной коллектор соединяются посредством гибкого шланга. Следует учесть, что ДАД устанавливается и тогда, когда на автомобиле отсутствует датчик массового расхода воздуха (ДМРВ).

Признаки неисправности датчика абсолютного давления воздуха

О поломке ДАД может говорить целая группа «симптомов»:

  • Заметно повышается потребление топлива, что происходит по причине поступления сигнала от датчика в ЭБУ о высоком давлении, уровень которого в действительности ниже. При этом электронный блок отдает команду о подаче смеси обогащенной больше необходимого.
  • Ухудшается динамика двигателя, которая и после прогрева не приходит в норму.
  • Даже в летний сезон появляются белоцветные выхлопы.
  • Из выхлопной возможно появление запаха бензина.
  • Продолжительное время не снижаются обороты на холостом ходу.
  • Переключение сопровождается резкими рывками или провалами.
  • Непонятного рода шумы, нередко перерастающие в гул.

Как проверить датчик абсолютного давления

Методика диагностики ДАД зависит от спецификации сенсорного устройства, которое бывает аналоговым либо цифровым. Для подтверждения работоспособности аналогового датчика абсолютного давления необходим следующий алгоритм действий:

  • К вакуумному шлангу, соединяющему ДАД и входной коллектор, присоединяется переходник датчика, а к нему подключается манометр.
  • Запускается мотор и несколько минут работает на холостых. В случае разрежения в коллекторе ниже 529 мм, стоит посмотреть, не пропускает ли воздух сам шланг. Не лишним будет взглянуть на диафрагму датчика и убедиться, что на ней нет изъянов.
  • Сняв показания манометра, необходимо его отсоединить и поставить вместо него вакуумный насос. Далее следует создать разрежение 55-56 мм рт.ст. и остановить откачивание. Можно считать, что ДАД не поврежден, когда разрежение останется неизменным в течение около 30 сек, в ином случае устройству потребуется замена.

Когда имеем дело с цифровым датчиком, можно поступать так:

  • Переводим тестер в режим вольтметра.
  • Заводим двигатель и определяем положение контактов питания и заземления. К тестеру подсоединяем провод, подключенный к выходному контакту датчика. О его исправности говорит напряжение 2,5 В или около того. Если разница с указанным напряжением в сторону повышения или понижения существенная – устройство вышло из строя.
  • Тестер переключается в режим тахометра и отсоединяется вакуумный шланг.
  • Щуп «+» нужно подключить к сигнальному выводу, а «-» – к заземлению. В норме прибор должен показывать 4400-4900 об/мин.
  • Теперь требуется подсоединить вакуумный насос т к датчику абсолютного давления. По результатам многократных изменений разрежения скачков в показаниях тахометра и давления быть не должно.
  • Когда вакуумный насос будет отключен, тахометр должен показывать 4400-4900 об./мин, что говорит об исправности ДАД. В ином случае устройство неисправно.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector