Спец транспорт занятие с дидактической игрой
Спец транспорт — занятие с дидактической игрой.
Занятие по теме: «Специальный транспорт»
МОУ детский сад № 238
знать специальный транспорт, его назначения, способы вызова, отличительные особенности, уметь выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации, рассказать, для чего оно используется и как его вызывать.
расширение и закрепление представлений о транспорте спец.служб, номерах телефонов их вызова.
развитие зрительного внимания, восприятия, логического и ассоциативного мышления, тонкой моторики, памяти, смекалки и речевой активности, координации речи с движением, творческого воображения.
воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
— картинки с изображением специализированного транспорта,
— картинки с изображением жизненных ситуаций и номеров телефонов спец.служб,
— игровые фишки изображающие спец.машины, опасные ситуации и номера телефонов.
Педагог читает детям стихи и показывает картинки (актуализация имеющиеся у детей знания)
Полицейская
Пусть кругом жара и пыль,
Вьюга или иней —
На посту автомобиль
С полосою синей.
Он, конечно, очень строгий,
У него серьёзный вид:
За порядком на дороге
Он внимательно следит.
(В. Орлов)
Скорая помощь
Машина эта всех главней.
Врачи и санитары в ней
На зов любой и днем, и в ночь
Спешат помочь! Спешат помочь!
(М. Грозовский)
На улицах нашего города встречаются машины специального назначения.
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты…
А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.
Отгадайте, пожалуйста, загадки
Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу.
(Полицейская машина)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу.
(Скорая помощь)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо – влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда.
Педагог задает детям вопросы:
— Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01 — Пожарная команда).
— Если что-то случилось? (02 — Полиция).
— Больному? (03 — Скорая помощь).
А еще есть МЧС, служба газа.
(Закрепление знаний – плакаты и стихи.)
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром
01 звони скорей.
Набирай умело, чтоб не все сгорело.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01!
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда 02 набрал,
И полицию позвал.
Но пройдет и пять минут,
Как воришку заберут.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Если мама заболела,
Не волнуйся и не плач.
Набирай 03 скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится
Звони 03 и скорая примчится.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Педагог снимает таблички с игрового полотна и показывает детям картинки с изображением разных ситуаций (больной человек, пожар, авария, несчастный случай, хулиган и.т.п.), прикрепляя их, а дети должны отыскать соответствующую картинку с изображением специального транспортного средства и рассказать, для чего оно используется, как его вызывать.
Затем прикрепить картинки с изображением телефонов вызова спец.служб.
Игра повторяется по подгруппам и индивидуально.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия.
- Словиковская Елена Ивановна
- Написать
- 3159
- 15.11.2015
Номер материала: ДВ-158972
- 15.11.2015
- 2619
- 15.11.2015
- 962
- 15.11.2015
- 2584
- 15.11.2015
- 4133
- 15.11.2015
- 634
- 15.11.2015
- 421
- 15.11.2015
- 2447
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
КАТАЛОГ РАЗДЕЛОВ
Игры умные липучки для детей — шаблон дидактическая игра для малышей «Спецтранспорт».
В наборе шаблоны для самостоятельного изготовления игры на липучках для малышей — 1 фон и лист с карточками для игры.
Материал предназначен для проведения развивающих занятий с детьми 1 — 4 лет.
В ходе занятия ребенок развивает мелкую моторику кисти, развиваем внимание, наблюдательность, образное мышление, расширяет кругозор и словарный запас, изучает спецтранспорт.
Материал предоставляется в цифровом виде — PDF файл для скачивания и самостоятельного распечатывания.
ВНИМАНИЕ! При заказе на сайте оформляйте ОТДЕЛЬНО заказ на бесплатные материалы и ОТДЕЛЬНО на платные!
Всего лишь: ₽ 40 руб.
Описание товара
Игры на липучках шаблон, игры умные липучки, дидактическая игра для малышей на липучках, дидактическое пособие спецтранспорт, дидактическая игра наземный спецтранспорт
Игры умные липучки для детей — шаблон дидактическая игра для малышей «Спецтранспорт».
В наборе шаблоны для самостоятельного изготовления игры на липучках для малышей — 1 фон и лист с карточками для игры.
Материал предназначен для проведения развивающих занятий с детьми 1 — 4 лет.
В ходе занятия ребенок развивает мелкую моторику кисти, развиваем внимание, наблюдательность, образное мышление, расширяет кругозор и словарный запас, изучает спецтранспорт.
Как изготовить игры на липучках самостоятельно
Распечатайте материалы игры на цветном принтере на плотной бумаге, заламинируйте с обоих сторон. Вырежьте съемные детали, на фон приклейте круглые липучки диаметром 10-15 мм. мягкую часть (петли), на оборотную сторону съемных элементов липучки с крючками. Все игра готова, можно начинать играть!
Как играть
Продемонстрируйте ребенку игру покажите фоновое изображение и карточки. Пусть малыш их рассмотрит и сам приклеит картинки на липучки на фон.
Играйте и развивайтесь с удовольствием!
Игры на липучках — шаблон скачать, дидактическое пособие для малышей «Спецтранспорт»
Обзоры
Отзывов пока нет.
Будьте первым, кто оставил отзыв на “Игры на липучках — шаблон скачать, дидактическое пособие для малышей «Спецтранспорт»” Отменить ответ
Вам необходимо авторизоваться, чтобы опубликовать отзыв.
Сопутствующие товары
Картинки породы собак с названием для детей, карточки Домана «Вундеркинд с пеленок»
Прописи цифры распечатать для детей «Умные странички-изучаем цифры от 0 до 10»
Скачать и распечатать обучающие материалы для развития детей: развивающие игры для малышей 1,2,3 лет, развивающие занятия для развития детей детсадовского возраста (дошкольников) 3,4,5,6 лет, развивающие материалы для подготовки детей к школе, развивающие материалы для изучения алфавита, английского языка, цифр, письма, чтения, животных, растений, тематические недельки (комплекты) для проведения занятий дома и в детском саду, задания, карточки, для развития детей 1,2,3,4,5,6,7 лет, материал по популярным методикам раннего развития детей «Вундеркинд с пеленок»(Монтессори, Глена Домана, Николая Зайцева), шаблоны и обучающие занятия для первоклассников, учеников начальных классов, красивые обучающие раскраски, шаблоны для аппликаций, поделок с детьми, лото, домино, ходилки, настольные игры, и многое другое для интересного и полезного досуга детей. Образовательные материалы для детей могут заказать родители по всему Миру: Россия-Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Воронеж, Европа: Украина, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Литва, Латвия, Молдова, Польша, Чехия, Словакия, Германия, Израиль, Греция, Италия, Испания, США, Великобритания, Австралия, Турция, ЮАР и не только.
Спец транспорт — занятие с дидактической игрой.
Занятие по теме: «Специальный транспорт»
Педагог-психолог
МОУ детский сад № 238
Словиковская Е.И.
Цели:
знать специальный транспорт, его назначения, способы вызова, отличительные особенности, уметь выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации, рассказать, для чего оно используется и как его вызывать.
Образовательные задачи:
расширение и закрепление представлений о транспорте спец.служб, номерах телефонов их вызова.
Развивающие задачи:
развитие зрительного внимания, восприятия, логического и ассоциативного мышления, тонкой моторики, памяти, смекалки и речевой активности, координации речи с движением, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
— картинки с изображением специализированного транспорта,
— картинки с изображением жизненных ситуаций и номеров телефонов спец.служб,
— игровое полотно,
— игровые фишки изображающие спец.машины, опасные ситуации и номера телефонов.
Ход игры:
Педагог читает детям стихи и показывает картинки (актуализация имеющиеся у детей знания)
ПолицейскаяПусть кругом жара и пыль,Вьюга или иней -На посту автомобильС полосою синей.
Он, конечно, очень строгий,У него серьёзный вид:За порядком на дорогеОн внимательно следит.(В. Орлов)
Скорая помощьМашина эта всех главней.Врачи и санитары в нейНа зов любой и днем, и в ночьСпешат помочь! Спешат помочь!(М. Грозовский)
На улицах нашего города встречаются машины специального назначения.Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты…
А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.
Отгадайте, пожалуйста, загадки
Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу.(Полицейская машина)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу. (Скорая помощь)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы
(Пожарная машина)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Физкультминутка:
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо – влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда.
Педагог задает детям вопросы:
— Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01 — Пожарная команда).
— Если что-то случилось? (02 — Полиция).
— Больному? (03 — Скорая помощь).
А еще есть МЧС, служба газа.
(Закрепление знаний – плакаты и стихи.)
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром
01 звони скорей.
Набирай умело, чтоб не все сгорело.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01!
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда 02 набрал,
И полицию позвал.
Но пройдет и пять минут,
Как воришку заберут.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Если мама заболела,
Не волнуйся и не плач.
Набирай 03 скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится
Звони 03 и скорая примчится.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Педагог снимает таблички с игрового полотна и показывает детям картинки с изображением разных ситуаций (больной человек, пожар, авария, несчастный случай, хулиган и.т.п.), прикрепляя их, а дети должны отыскать соответствующую картинку с изображением специального транспортного средства и рассказать, для чего оно используется, как его вызывать.
Затем прикрепить картинки с изображением телефонов вызова спец.служб.
Игра повторяется по подгруппам и индивидуально.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия.
WebUrokCom_26cfc935f8ea1d
Размер файла: 119 kB Загрузок: 0
НОД спец транспорт
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Конспект занятия с дидактической игрой
Скачать:
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: «Специальный транспорт»
знать специальный транспорт, его назначения, способы вызова, отличительные особенности, уметь выбирать вид транспортного средства, соответствующий предложенной ситуации, рассказать, для чего оно используется и как его вызывать.
расширение и закрепление представлений о транспорте спец.служб, номерах телефонов их вызова.
развитие зрительного внимания, восприятия, логического и ассоциативного мышления, тонкой моторики, памяти, смекалки и речевой активности, координации речи с движением, творческого воображения.
воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности.
— картинки с изображением специализированного транспорта,
— картинки с изображением жизненных ситуаций и номеров телефонов спец.служб,
— игровые фишки изображающие спец.машины, опасные ситуации и номера телефонов.
Педагог читает детям стихи и показывает картинки (актуализация имеющиеся у детей знания)
Полицейская
Пусть кругом жара и пыль,
Вьюга или иней —
На посту автомобиль
С полосою синей.
Он, конечно, очень строгий,
У него серьёзный вид:
За порядком на дороге
Он внимательно следит.
(В. Орлов)
Скорая помощь
Машина эта всех главней.
Врачи и санитары в ней
На зов любой и днем, и в ночь
Спешат помочь! Спешат помочь!
(М. Грозовский)
На улицах нашего города встречаются машины специального назначения.
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Каждая машина выполняет свою работу: копает, переносит грузы, асфальтирует дороги, перевозит продукты…
А есть машины, которые приходят к нам на помощь в экстренных ситуациях.
Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина.
Отгадайте, пожалуйста, загадки
Замигает синим глазом
И в погоню рвётся сразу.
(Полицейская машина)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Вот с крестом машина мчится,
Обгоняя всех, в больницу.
(Скорая помощь)
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим вмиг огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы
(На полотно игры прикрепляется изображение специализированной машины).
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо – влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы – хоть куда.
Педагог задает детям вопросы:
— Какие номера телефонов набирают при пожаре? (01 — Пожарная команда).
— Если что-то случилось? (02 — Полиция).
— Больному? (03 — Скорая помощь).
А еще есть МЧС, служба газа.
(Закрепление знаний – плакаты и стихи.)
Сам не справишься с пожаром,
Это труд не для детей.
Не теряя время даром
01 звони скорей.
Набирай умело, чтоб не все сгорело.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01!
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Дома я один остался,
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда 02 набрал,
И полицию позвал.
Но пройдет и пять минут,
Как воришку заберут.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Если мама заболела,
Не волнуйся и не плач.
Набирай 03 скорее
И приедет к маме врач.
Если что-нибудь случится
Звони 03 и скорая примчится.
(на полотно игры прикрепляется номер телефона)
Педагог снимает таблички с игрового полотна и показывает детям картинки с изображением разных ситуаций (больной человек, пожар, авария, несчастный случай, хулиган и.т.п.), прикрепляя их, а дети должны отыскать соответствующую картинку с изображением специального транспортного средства и рассказать, для чего оно используется, как его вызывать.
Затем прикрепить картинки с изображением телефонов вызова спец.служб.
Игра повторяется по подгруппам и индивидуально.
Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия.
МОУ детский сад № 238
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В конспекте непосредственно образовательной деятельности «Путешествие спец. агентов» отражено применение нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук через различные виды образовательной д.
Познакомить детей со свойством воды – текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, испарение.
Презентация для детей старшего возраста.
Тестопластика. Конспект в соответствии с ФГОС занятия с детьми с УО. Возраст 5-6 лет.
Цель: развитие творческого потенциала родителей; побуждение к творческому союзу родителей и их детей.
Конспект по развитию речи тема : «Транспорт»Программное содержание:Формировать у детей обобщенное понятие «транспорт».Закреплять представление детей о разных вид.
Игры и упражнения к теме «Транспорт»
Где чья машина?
Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением.
Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси).
«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.
Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»
Воспитатель и дети — маршрутное такси, автобус, троллейбус.
Мужчина с портфелем — Мерседес.
Пожарные — пожарная машина.
Доктор и медсестра — скорая помощь.
Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.
Строитель — подъёмный кран.
Рабочие «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.
Что за чудо-грузовик?
Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.
Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.
Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.
Дети. Самосвал — нужен, чтобы перевозить камни, песок.
Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.
Едет, плавает, летает
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.
Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.
Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.
Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.
Например: «Автобусом управляет… водитель».
Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — … пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — … велосипедист, ракета — … космонавт.
Восстанови предложение
Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.
Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.
Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.
Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»
Самолёт, небо, лететь, высоко.
Большой, корабль, волны, плыть.
Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.
Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.
Ехать, тропинка, велосипедист.
Дорожная азбука
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.
Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.
Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.
Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка».)
Небылица
Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.
Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?
Транспорт
Сяду я на самолёт —
У него мотор ревёт.
Он помчится под землёй,
Покатает нас с тобой.
Самолёт летит легко
Выше туч и облаков,
Выше дач, деревьев выше,
И садится он на крыши.
Один — много (с мячом)
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.
Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.
Что общего?
Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.
Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.
Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)
Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)
Какой руль у корабля? У трамвая?
Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем — различий.
За каждый названный верно признак сходства (различия) — фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.
Тише едешь — дальше будешь
Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?
Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»
За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.
Каждому ребёнку даётся своя картинка.
Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.
Автопарк и депо
Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)
Число машин в автопарке постепенно увеличивается.
Станция технического обслуживания
Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.
Авторынок
Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.
Взрослый. Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести.
Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.
Так же, как и у машины!
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):
У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).
Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).
Корабль плавает, а самолёт … (летает).
У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).
У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).
У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).
У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).
У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).
У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).
Утка — крякает, а пароход … (гудит).
Умозаключения
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.
Взрослый. Закончите правильно предложение:
В автобусе нельзя баловаться, потому что…
В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …
Корабли строят, чтобы …
Самолёт быстрее поезда, потому что…
Колёса круглые, потому что…
Автомобиль не едет под водой, потому что …
На стройке много техники, потому что…
В городе много разного транспорта, чтобы…
Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.
Речевой тренинг «Опровержения»
Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.
Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.
Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.
Антон за рулем
Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.
Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?
Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.
В машине окна, колёса… (круглые).
У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).
У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).
У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).
У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).
Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).
Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).
На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).
Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)
Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).
Можно ездить или нет?
Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.
Материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.
Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.
Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».
Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.
Перевёртыш
Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?
Дети. Грузы перевозит.
Взрослый. Грузы перевозит — это плохо, почему?
Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.
Взрослый. Груз не дойдёт — это хорошо, почему?
Дети. Груз — это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…
Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.
Дидактические игры «Транспорт»
Транскрипт
1 Дидактические игры «Транспорт» г.сургут
2 «Узнай по описанию» Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов). Материал: набор карточек с изображением разных видов транспорта. Взрослый вызывает одного ребенка, дает ему карточку и предлагает описать, какой автомобиль на ней изображен, но не называть его. Остальные дети угадывают по описанию и называют, какой это автомобиль. Первый из детей, кто правильно угадал, получает следующую карточку и игра продолжается. «Назови часть целого». Цель: научить ребенка наряду с системой (целым) видеть подсистему (часть). Ход игры: Автомобиль (целое) колеса, стекла, руль, сиденья, двери, педали, мотор, багажник, бензобак, дверные ручки, коврики под ноги, фары, сигнал и т.д. (части) Гараж машина, инструменты, крыша, стены, замок, бензин в канистре, дверная ручка, запасные шины и т.д. «Автомобиль из геометрических фигур» Цель: развивать воображение, творческое мышление, комбинаторные способности детей. Ход игры: Детям предлагается набор геометрических фигур разного размера и цвета. Задание используя эти фигуры, «построить» автомобиль (для детей младшего возраста возможно использование карточек с образцами). «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры) Цель: учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблице, развивать управляемое воображение. Материал: треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, овалы небольшого размера на каждого играющего ребенка, морфологическая таблица. Воспитатель показывает детям морфологическую таблицу с геометрическими формами.
3 Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке отправляется в путешествие автомобиль. На этой необыкновенной дорожке живут геометрические фигуры. Повстречался автомобиль с треугольником и стал треугольным. Как вы думаете, каким сталавтомобиль? Дети берут треугольный лист бумаги и на нем рисуют детали (окошки, двери, фары и т. д. важно!все эти детали, части тоже должны быть треугодными).затем дети демонстрируют свои «треугольные автомобили», рассказывают о них. Аналогично автомобиль становится круглым, прямоугольным На своей морфологической дорожке воспитатель или прикрепляет один из рисунков детей или рисует свой вариант треугольного (круглого, прямоугольного и т.д.) автомобиля. Затем с детьми идет обсуждение (по принципу «Хорошо-плохо») почему хорошо, когда автомобиль треугольный (н-р, на его поверхности не задерживается снег и машину не надо будет чистить зимой и т.д.), почему плохо, когда машина треугольная (н-р, треугольные колеса не могут катиться, и машина не сможет ехать и т.д.) «Что лишнее?» Цель: учить детей классифицировать предметы; находить предмет, который отличается от остальных по одному или ряду признаков. Материал: набор карточек, на каждой из которых нарисовано несколько предметов, один из которых отличается от остальных. Например: 1. автобус, легковой автомобиль, пожарная машина, велосипед 2. автомобильная дверь, колесо, руль, стол 3. грузовик, автобус, легковой автомобиль, самолет и т. д. «Перечислить как можно способов использования автомобиля» Цель: развивать воображение, логическое мышление. Взрослый предлагает детям перечислить, как можно использовать автомобиль. Например: — передвижение по поверхности земли
4 — перевозить грузы — укрываться от дождя — путешествовать — в машине можно переночевать — часть машины можно использовать для оформления клумбы (колесо) — выставки автомобилей в музее — спортивные соревнования гонки — часть машины можно использовать для обучения плаванью (шина) — металлолом — освещение в темноте (фары) — подача разных сигналов (звуковые, световые) — рисование (на дверях машины) — игры для детей (старый автомобиль) и т.д. «Путешествие водителя и автомобиля по волшебной дорожке» Цель: учить аналитически мыслить с помощью работы по морфологической таблицы, развивать управляемое воображение, закреплять знания частей суток. Материал: морфологическая таблица (части суток), карандаш Воспитатель говорит детям, что сегодня по волшебной дорожке будут путешествовать водитель и автомобиль. Рисует или показывает дорожку. утро день вечер ночь водитель автомобиль «Как только водитель и автомобиль попали на волшебную дорожку наступило утро. — Что водитель делает утром? (просыпается, делает зарядку, умывается и т.д.) — А что автомобиль делает утром? (стоит в гараже, его заправляют бензином, заводят и т.д.)» Взрослый делает схематические зарисовки ответов детей. Аналогичным образом путешествие продолжается по остальной дорожке. «Кто кем будет? Кто кем был?» Цель: учить видеть, как могут меняться предметы и явления во времени. Детям задаются вопросы: 1. чем был раньше автомобиль (железом, запчасти на заводе, автомобиль, передвигаемый лошадьми и т.д.) 2. чем будет автомобиль в будущем (летающий автомобиль, экологически безвредным, металлоломом, будет передвигаться без колес и т.д.)
5 «Хорошо плохо» Цель: учить видеть «тайну двойного» в предметах и явлениях, познакомить детей с противоречивостью явлений через понятие «хорошо плохо» 1. Когда есть автомобили это «хорошо». Почему? Например, можно быстро передвигаться, перевозить тяжелые грузы, перевозить много пассажиров, машины красивые, крепкие и т.д. 2. Когда есть автомобили это «плохо». Почему? Например, автомобиль шумный, тратит много бензина, нуждается в ремонте, нужно много умных людей, чтобы его построить, нужно учиться его водить, учить правила дорожного движения, засоряет атмосферу, можно попасть в аварию и т.д. «Наоборот» Цель: расширять словарный запас за счет прилагательных, учить называть противоположные по смыслу слова. Взрослый называет детям слова признаки автомобиля, задача для детей называть противоположные по значению слова. Например, машина какая? — быстрая медленная — шумная тихая — легкая тяжелая — пассажирская грузовая — двигающаяся неподвижная — вредная полезная — огромная маленькая — твердая мягкая — мирная военная — гладкая шероховатая «Придумай новую машину» Цель: развивать воображение детей, развитие мелкой моторики рук, учить разрешать проблемные ситуации. Взрослый просит детей придумать новую машину и нарисовать ее. Затем каждый ребенок рассказывает о своем рисунке. «Чем похожи, а чем отличаются» Цель: учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире. Чем похожи:
6 — Машина и велосипед — Машина и самолет — Машина и ролики — Машина и зонтик — Машина и кастрюля Чем отличаются: — Машина и автобус — Машина и сумка — Машина и тележка и т. д. «Противоречия» Цель: учить детей разрешать противоречия, логически мыслить, развивать воображение Примеры возможных противоречий: 1. машина должна шуметь, чтобы ехать; и не должна, чтобы не мешать людям (решение беззвучная машина, люди в наушниках) 2. машина должна быть большая, чтобы перевезти больше грузов; и машина не должна быть большая, т.к. она занимает много места (решение многоэтажная машина, передвигается по воздуху, не мешая остальным) 3. машину нужно заправлять бензином, чтобы она ехала; и не нужно, т.к. это дорого (машина, работающая на солнечных батареях) «Где чья машина?» Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением. Материал: предметные и сюжетные картинки к теме «Транспорт». Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси). «Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы. Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.» Воспитатель и дети маршрутное такси, автобус, троллейбус. Мужчина с портфелем Мерседес. Пожарные пожарная машина. Доктор и медсестра скорая помощь. Тракторист (комбайнёр) трактор, комбайн. Строитель подъёмный кран. Рабочие «дорожной службы» снегоуборочная, мусороуборочная и т.д. «Едет, плавает, летает». Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные
7 средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа. Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги. Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) Регулярные авиаперевозки делают специальные авиакомпании, например руслайн авиакомпания. А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая воздух; тёмно-синяя вода; коричневая земля. Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет. Например: «Автобусом управляет водитель». Грузовик шофёр, поезд машинист, вертолёт, самолёт пилот, корабль капитан, мотоцикл мотоциклист, велосипед велосипедист, ракета космонавт. «Восстанови предложение». Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении. Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения. Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения. Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!» Самолёт, небо, лететь, высоко. Большой, корабль, волны, плыть. Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться. Магазин, около, мотоцикл, останавливаться. Ехать, тропинка, велосипедист. «Один много» (с мячом). Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова. Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу. «Что общего?»
8 Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта. Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки. Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль ) Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.) Какой руль у корабля? У трамвая? Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем различий. За каждый названный верно признак сходства (различия) фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек. «Тише едешь дальше будешь». Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт». Материал: предметные картинки транспортных средств. Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина? Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей» За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд. Каждому ребёнку даётся своя картинка. Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета. «Так же, как и у машины!» Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции. Материал: предметные картинки транспортных средств. Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку): У самолёта крылья, а у вертолёта (лопасти). Кошка лакает молоко, автомобиль (заглатывает бензин). Корабль плавает, а самолёт (летает). У человека дом, у автомобиля (гараж). У птицы гнездо, а у самолёта (ангар). У рыбы заводь, а у кораблей (порт). У ястреба клюв, а у самолёта (нос). У автобуса парк, а у трамвая (депо). У человека сердце, а у автомобиля (мотор). Утка крякает, а пароход (гудит). В машине окна, колёса (круглые).
9 У автобуса руль, а у самолёта (штурвал). У поезда рельсы, а у корабля (вода). У штангиста штанга, а у троллейбуса (штанги). У парохода пар, а у трамвая (электрический ток). Автомобиль шуршит, а трамвай (грохочет). Электричка возит пассажиров, а товарный поезд (грузы). На море капитан, а в самолёте (пилот). Автомобиль быстрый, а черепаха (медлительная) Экскаватор роет, а подъёмный кран (поднимает и устанавливает).