5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Система охлаждения 2108

Содержание

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

1 – расширительный бачок;
2 – пробка расширительного бачка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – подводящий шланг радиатора;
6 – отводящий шланг радиатора;
7 – левый бачок радиатора;
8 – алюминиевые трубки радиатора;
9 – датчик включения электровентилятора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора;
24 – блок подогрева карбюратора;
25 – выпускной патрубок;
26 – подводящий патрубок отопителя;
27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора;
28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

1 – расширительный бачок;
2 – пробка;
3 – пароотводящий шланг;
4 – шланг от расширительного бачка к термостату;
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке;
6 – дроссельный узел;
7 – подводящий шланг радиатора;
8 – отводящий шланг радиатора;
9 – левый бачок радиатора;
10 – правый бачок радиатора;
11 – сливная пробка;
12 – сердцевина радиатора;
13 – кожух электровентилятора;
14 – крыльчатка электровентилятора;
15 – электродвигатель;
16 – зубчатый шкив насоса;
17 – крыльчатка насоса;
18 – зубчатый ремень привода распределительного вала;
19 – отводящий патрубок радиатора отопителя;
20 – подводящая труба насоса;
21 – кран;
22 – радиатор отопителя;
23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка;
24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку;
25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 – выпускной патрубок;
27 – подводящий патрубок отопителя;
28 – термостат;
29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм. К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов (см. Органы управления и приборы).

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Вы можете найти много информации о тюнинге в интернете, о том, как заставить автомобиль разгоняться быстрее, поднять мощность двигателя и крутящий момент. Но количество информации, рассказывающей о том, как сделать двигатель максимально пригодным для полноценной эксплуатации – очень ограничено. Мы попробуем раскрыть эту тему более подробно в серии статей, не касаясь моментов, как именно поднимается мощность – перечисленные доработки касаются любого тюнинга двигателя.

Система охлаждения

Всем нам прекрасно известно, что поднятие мощности двигателя приводит к его повышенному тепловыделению. Очень часто возникает проблема, проявляющаяся в перегреве двигателя и отклонении его от нормальных температурных режимов при эксплуатации, причем возникает она не только на автомобилях, двигатели которых подвергались какому-либо тюнингу, но и даже на совершенно стандартных. Причины возникновения этой проблемы очень различны и зачастую встречаются одновременно на одном автомобиле:

а) Недостаточная производительность помпы – проблема, встречающаяся на каждом втором автомобиле, связана с тем, что между крыльчаткой помпы и блоком цилиндров есть достаточно большой зазор, через который возникают протечки охлаждающей жидкости, что приводит непосредственно к снижению производительности. Лечится эта проблема выбором помпы с максимальной высотой крыльчатки, такой, с которой зазор становится минимальным или отсутствует вовсе (актуально для помп с пластиковой крыльчаткой, допускающей небольшое трение о блок в период притирки). Выбрать помпу с нужной крыльчаткой достаточно просто – в магазине нужно взять несколько помп (чем больше, тем лучше), и попарно сравнить высоту крыльчаток (желательно пользоваться штангенциркулем, но вполне реально определить даже на глаз) до тех пор, пока не будет найдена помпа с самой высокой крыльчаткой.

б) Неисправен термостат – очень частая проблема, также встречающаяся повсеместно. Термостат попросту не открывается до конца (а может и не открываться вовсе) при достижении температуры открытия, что приводит к движению охлаждающей жидкости преимущественно по малому кругу, минуя радиатор охлаждения. Симптомом чаще всего является недостаточно горячий верхний патрубок, идущий к радиатору. Лечится все той же заменой на новый качественный термостат. Помните о том, что качество нынешних запчастей оставляет желать лучшего, поэтому даже новый термостат может работать неадекватно.

в) Недостаточная производительность радиатора охлаждающей жидкости. Проблема в основном касающаяся достаточно серьезно подготовленных двигателей, в частности – турбомоторов. Теплоотводящая способность стандартного радиатора очень ограничена и рассчитана непосредственно на стандартный двигатель, пусть даже и с небольшим запасом. Настоятельно рекомендуем заменить стандартный радиатор на радиатор с повышенной теплоотводящей способностью, такими радиаторами являются медные 2-3 рядные или же более производительные алюминиевые. Помните о том, что хороший радиатор – новый радиатор, но даже тщательно промыв внутри и снаружи свой радиатор, Вы непременно ощутите положительный эффект.

Читать еще:  Как быть если пришел штраф на проданную машину

г) Недостаточная продуваемость радиатора охлаждающей жидкости. Наиболее часто встречается эта проблема на автомобилях с установленным турбонаддувом – установленный интеркулер закрывает значительную (а часто даже и всю) площадь обдува радиатора. При установке интеркулера следует сохранять достаточно большое расстояние с основным радиатором. Также следует учитывать этот момент непосредственно при выборе интеркулера – он должен перекрывать минимальную площадь радиатора, сохраняя его обдуваемость встречным потоком воздуха. Немалую роль играет в решении этой проблемы и выбор переднего бампера автомобиля, стандартный бампер очень ограничивает встречный поток воздуха, а вкупе с интеркулером – полностью его перекрывает, что приводит к неизбежным проблемам перегрева двигателя. Решением может стать подбор переднего бампера с более правильной площадью обдува зоны радиатора/интеркулера или же доработка стандартного.

д) Недостаточный отвод горячего воздуха из подкапотного пространства. Очень распространенная ошибка – установка капота с заборником воздуха в стиле Subaru WRX. Помните о том, что на данном автомобиле это вынужденная мера, связанная с неудачной компоновкой интеркулера, расположенного непосредственно на двигателе, при установке интеркулера фронтально (что само по себе имеет исключительно только плюсы) надобность в подобном воздухозаборнике отпадает полностью. Никакой пользы от обдува подкапотного пространства воздухом извне для температурного режима нет. Действительно большая польза от непосредственного вывода горячего воздуха, который может быть выведен как через заднюю кромку капота (возле лобового стекла), так и через специальные прорези в капоте.

е) Недостаточная производительность основного вентилятора. Тут, как известно, кто на что горазд. Наиболее часто встречающаяся схема (однако при этом не самая удачная) – установка сдвоенных вентиляторов от автомобиля Нива. Самая распространенная ошибка при их установке – электрическая схема, при которой оба вентилятора включаются одновременно, создавая очень большую нагрузку на генератор, что в свою очередь может привести даже к проворачиванию демпфера на шкиве коленчатого вала. Куда более предпочтительной является установка вентилятора от автомобиля Калина (или вентилятора повышенной производительности) – он обладает более чем достаточной производительностью для охлаждения любого двигателя ВАЗ, подвергшегося серьезным доработкам. Но всегда помните о том, что хороший вентилятор – не панацея, система охлаждения должна работать настолько эффективно, чтобы вентилятор включался только непосредственно без движения автомобиля.

Тюнинг и ремонт ВАЗ 2110

Так как двигатели ВАЗ 2110 бывают двух типов инжекторные и карбюраторные, то и системы охлаждения для них индивидуальны. Здесь мы рассмотрим и ту и другую.

Данная система охлаждения состоит из:

  1. Радиатора для печки.
  2. Шланга радиатора печки (пароотводящего)
  3. Патрубка с радиатора печки, для отвода антифриза.
  4. Патрубка, подводящего антифриз к отопителю.
  5. Датчика температуры охладительной жидкости (ДТОЖ)
  6. Патрубка для подвода трубы помпы (водяной).
  7. Термостата.
  8. Патрубка заправочного
  9. Пробки расширительного бочка
  10. Датчика, указывающего уровень охлаждающей жидкости.
  11. Расширительного бачка.
  12. Выпускного шланга.
  13. Камеры жидкостного подогрева выпускного коллектора.
  14. Отводящего патрубка (с радиатора).
  15. Патрубка для подвода жидкости к радиатору.
  16. Патрубка пароотвода (из радиатора).
  17. Левого бачка радиатора.
  18. Датчика для включении электровентилятора.
  19. Электродвигателя привода вентилятора охлаждения.
  20. Крыльчатки вентилятора.
  21. Правого бочка радиатора.
  22. Пробки слива с радиатора охлаждающей жидкости.
  23. Корпуса электровентилятора.
  24. Ремня ГРМ.
  25. Крыльчатки помпы охлаждения.
  26. Подводящего патрубка (к водяной помпе)
  27. Шланга подвода антифриза к жидкостной камере пускового устройства карбюратора.
  28. Патрубка отводящего.

Система охлаждения для инжекторных двигателей.

Пункты с 1 по 26 одинаковы с системой охлаждения карбюраторных двигателей.

В отличии от описанной системы выше, данная система еще состоит из:

  1. Патрубка подводящего антифриз к дроссельному патрубку.
  2. Патрубка отводящего жидкость к дроссельному патрубку.
  3. ДТОЖ.
  4. Внутри радиаторной трубки.
  5. Сердцевины радиатора.

Особенности работы системы охлаждения ВАЗ 2110

Тип охлаждения двигателя жидкостный, закрытый, принудительно циркулируемый. Работа системы происходит под избыточным давлением, номинальный нагрев 87-94 С. Система герметична, расширительный бачек закрыт крышкой с двумя клапанами: выпускным и впускным. Впускной клапан открывается при давлении 0,035-0,135 кгс/см2, такое происходит при остывании двигателя, чтобы всосать необходимый объем воздуха. А выпускной срабатывает при давлении 1,05-1,55 кгс/см2, для того, чтобы стравить избыточное давление.

Поддержание оптимальной температуры двигателя становится возможным благодаря электровентилятору и термостату. Первый приводится в движение, когда замыкаются контакты на термовыключателе (находится в бачке радиатора). Замыкание контактов происходит при температуре 99-101 С, а размыкание при 92-94 С.

В автомобиле ВАЗ 2110 включение электровентилятора происходит автоматически одновременно с сигналом датчика о превышении температуры антифриза.

Вращение колеса вентилятора производится коллекторным электродвигателем постоянного тока.

Определяется температура антифриза датчиком. Он находится в блоке цилиндров. Если у вас двигатель имеет электронный впрыск, то в головке двигателя вы можете обнаружить еще один датчик. Он передает информацию электронному блоку управления о степени нагрева.

Жидкость циркулирует по системе благодаря обычному центробежному насосу, называемому помпой. Его вращение происходит за счет работы двигателя (посредством ремня).

Механизм помпы: Внутри алюминиевого корпуса находится вал, который с одного своего края оканчивается зубчатым шкивом, а с другой стороны – крыльчаткой.

Охлаждение двигателя ВАЗ 2110 может происходить по малому и большому кругу. Если температура антифриза меньше положенной, то термостат (механизм отвечающий за распределение охлаждающей жидкости) перекрывает клапаном поступление жидкости в радиатор. В этом случае охлаждение по малому кругу. Когда температура жидкости достигает 86-88 С, то термостат открывает путь жидкости по основному патрубку. В этот момент большая половина антифриза проходит путь через радиатор. Когда температура жидкости преодолевает 101 С, клапан помпы производит полное открытие и в этом случае вся жидкость проходит путь через радиатор, который в свою очередь охлаждается и вентилятором.

Заливается охлаждающая жидкость в бачек под капотом. На нем присутствуют деления минимального и максимального уровня. К тому же в бачке встроен датчик уровня, который сообщит вам посредством лампочки на панели приборов, о недостатке антифриза.

Зачем же производитель авто придумал здесь пароотводную трубку? Все просто, для отвода пара из радиаторов отопителя и охлаждения в расширительный бачок. Благодаря такой вещи, в системе не появятся паровые пробки, так как весь пар выйдет через клапан крышки расширительного бачка.

Использовать воду в качестве охлаждающей жидкости двигателя ВАЗ 2110 категорически запрещается, так как первым делом начнется коррозия, а вторым – горячая вода имеет свойство разъедания алюминиевых деталей.

И последнее о устройстве чего хочется рассказать в этой статье – это радиатор. Его устройство: сердцевина, два пластмассовых бачка. Левый внутри разделен перегородкой. Сердцевиной же являются алюминиевые трубки с находящимися на них пластинками тоже из алюминия.

Двигатель ВАЗ

Система охлаждения двигателя ВАЗ

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией, с полупрозрачным расширительным бачком. Имеет неразборный термостат, радиатор, электровентилятор, насос охлаждающей жидкости с приводом клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, трубопроводы, шланги и сливные пробки. В систему охлаждения подключен радиатор отопителя салона.

Система охлаждения заполняется жидкостью Тосол А-40, не замерзающей до минус 40°С и исключающей образование накипи. Плотность охлаждающей жидкости Тосол А-40 — 1,078-1,085 г/см 3 .

Вместимость системы охлаждения 9,6 л, включая отопитель салона. Уровень жидкости на холодном двигателе должен быть на 3-4 см выше риски «MIN» на расширительном бачке.

Температура жидкости в системе прогретого двигателя при температуре окружающего воздуха 20-30°С с полной нагрузкой и при движении автомобиля со скоростью 90 км/ч должна быть не более 95°С. Для контроля температуры имеется датчик, ввернутый в рубашку охлаждения головки цилиндров. Указатель температуры жидкости устаноатен на шитке приборов в салоне.

Читать еще:  Топливный фильтр Ford Focus 2

Устройство системы охлаждения показано на рис. 8. Работа системы заключается в поддержании температурного режима двигателя — 80-94°С.

Насос охлаждающей жидкости (помпа)

Насос центробежного типа. Корпус 1 и крышка 6 изготовлены из сплава алюминия. В двухрядном шариковом подшипнике 2, стопоренном винтом 5, установлен валик 7 насоса, выполняющий роль внутренней обоймы подшипника. Смазочным материалом подшипник заполняется только при сборке и в дальнейшем не смазывается. На передний конец валика 7 напрессована ступица 4 шкива 3 привода насоса, на задний конец — крыльчатка 9 насоса. К торцу крыльчатки, закаленной токами высокой частоты на глубину 2-3 мм, прижимается уплотнительное кольцо сальника 8, изготовленное из графитовой композиции. Неразборный сальник 8 запрессован в крышку насоса.

Электровентилятор

Устанавливается в сборе на трех резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха 5. Четырехлопастная крыльчатка 3 изготавливается из пластмассы и закреплена на валу электродвигателя 4 гайкой. Для лучшей эффективности работы крыльчатка помещена в кожухе 5, который крепится на кронштейнах радиатора в четырех точках. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице.

Включение и выключение электровентилятора осуществляется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчиком 6 типа ТМ-108, ввернутым в нижний бачок радиатора 1 с левой стороны.

На двигателях в вариантных исполнениях могут устанавливаться механические вентиляторы, крыльчатка которых крепится к ступице 4 шкива 3 привода насоса.

Радиатор и расширительный бачок. Радиатор 1 устанавливается на две резиновые опоры (подушки) и крепится к передку кузова четырьмя болтами. Он состоит из верхнего и нижнего штампованных латунных бачков, двух рядов латунных трубок и охлаждающих пластин. Бачки имеют подводящий и отводящий патрубки, нижний бачок — сливную пробку 7. Заливная горловина закрывается пробкой 2 радиатора. Патрубок заливной горловины через впускной и выпускной клапаны пробки радиатора соединяется шлангом с расширительным пластмассовым бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости.

На работающем двигателе при резком повышении температуры или закипании жидкости пропускная способность через впускной клапан становится недостаточной и под воздействием возросшего перепада давлений впускной клапан закрывается, разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. Давление в системе повышается, обеспечивая более лучшую теплоотдачу через радиатор. При нарастании давления до 0,05 МПа выпускной клапан открывается и охлаждающая жидкость выпускается в расширительный бачок. Температура жидкости при этом будет 118- 120°С. Избыток пара выходит в атмосферу через резиновый клапан пробки расширительного бачка, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Давление, при котором открывается выпускной клапан с 1983 г. было повышено до 0,08 МПа (0,8 кгс/см 2 ).

Термостат

Ускоряет прогрев двигателя и поддерживает оптимальный тепловой режим работы. Состоит из корпуса 7 и крышки 10, которые завальцованы вместе с седлом 14 основного клапана 5, поджимаемого пружиной 13. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок 4 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 8 входа горячей жидкости из рубашки охлаждения двигателя и выходной патрубок 9 подачи жидкости в насос системы. Основной клапан 5, прижатый к седлу 14, запрессован в стакан 2, в котором завальцована резиновая вставка 3. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 11, закрепленный на неподвижном держателе 15. Между стенками стакана и резиновой вставкой имеется твердый термочувствительный наполнитель 1. На основном клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 6, поджимаемый пружиной 12.

При работе двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 80°С, основной клапан термостата, поджимаемый пружиной 13, закрыт, а перепускной 6 открыт (величины температур указаны на донышке термостата). Охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор: из рубашки охлаждения двигателя в патрубок 8 термостата, через перепускной клапан 6 и патрубок 9 всасывается насосом и вновь подается в рубашку охлаждения, обеспечивая быстрый прогрев двигателя.

Если температура жидкости становится выше 94°С, термочувствительный наполнитель термостата расширяется и за счет сжатия резиновой вставки 3 поршень 11 выдвигается. При этом основной клапан 5 будет полностью открыт, а перепускной 6 закрыт. Охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу: из рубашки охлаждения двигателя в радиатор, из него по шлангу в патрубок 4 термостата, через основной клапан в патрубок 9 и далее насосом вновь возвращается в рубашку охлаждения. В радиаторе жидкость охлаждается потоком воздуха, создаваемым электровентилятором, который при понижении температуры жидкости отключается автоматически.

В пределах температур 80-94°С охлаждающая жидкость циркулирует по обоим кругам, так как клапаны термостата находятся в промежуточном положении. Увеличение степени открытия основного клапана обеспечивает постепенное увеличение количества охлажденной в радиаторе жидкости по отношению к более горячей, чем поддерживается наилучший тепловой режим работы двигателя.

В начало страницы

Устройство системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ-2106 и ВАЗ-2103

Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, электровентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.

При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров.

При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения.

Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс 15-20°С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки «MIN».

Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80-100°С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата или электровентилятора), а также тяжелыми дорожными условиями.

Слив жидкости из системы осуществляется через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна — в левом углу нижнего бачка 33 радиатора, другая — в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля.

К системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36.

Насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны через уплотнительную прокладку.

Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24, который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой — ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован в крышку 25 насоса.

Читать еще:  Частые неисправности и слабые места ЛАДА Калина

Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении ремня привода насоса прогиб его под усилием 10 кгс должен быть в пределах 10-15 мм.

Электровентилятор

Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и прижимается гайкой. Для лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками на шпильки кожуха 18 вентилятора.

Включение и выключение электровентилятора 19 осуществляется автоматически в зависимости от температуры жидкости с помощью датчика типа ТМ-108, установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны. Температура замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95°С, а размыкания в пределах 84-90°С.

В вариантных исполнениях на автомобилях ВАЗ-21061 могут устанавливаться вентиляторы с механическим приводом от ступицы валика насоса охлаждающей жидкости.

Радиатор

Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21.

Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой 11 и соединяется шлангом 10 с полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении двигателя.

С 1988 г. на автомобилях устанавливаются радиаторы с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

Термостат и работа системы охлаждения

Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85-95°С.

Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36.

Основной клапан установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый пружиной.

Полная схема системы охлаждения 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112

Система охлаждения на ВАЗ-2112 представляет из себя жидкостную систему, закрытого типа с принудительной рециркуляцией. Ниже в этой статье мы рассмотрим с вами её подробную схему, а также основные её части по отдельности.

На видео рассмотрена типичная схема системы охлаждения современного двигателя:

Схема системы охлаждения

Все основные элементы описаны ниже.

1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.

Компоненты системы охлаждения

Теперь, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам следует узнать о всех её основных деталях подробнее:

Радиатор охлаждения

Медный радиатор охлаждения

Радиатор предназначен для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он сделан из алюминия, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оборудован пластмассовыми бачками, в одной из которых есть специальная перегородка, предназначенная для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» протекает через верхний патрубок и выходит через нижний.

Расширительный бачок

Этот бачок достаточно надёжен, однако его соединения приходится иногда проверять на герметичность.

Созданный из полупрозрачного полиэтилена расширительный бачок предназначен для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна находиться в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бачок вмонтированы два патрубка для отвода пара, одна от радиатора отопителя, другая от радиатора охлаждения.

Крышка расширительного бачка

Два вида крышек расширительного бачка.

Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой расширительного бачка, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает в сравнении с атмосферным повышенное давление на горячем двигателе, за счёт чего температура кипения становится выше, уменьшая потерю пара.

Термостат

Термостат предназначен для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан термостата начинает открываться, и достигает полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу». Термостат для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости увеличивается.

Помпа

Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.

Помпа предназначена для обеспечения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, поэтому следите и проверяйте её состояние. Корпус насоса сделан из алюминия, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Поэтому соблюдайте регламент по замене помпы и выбирайте хорошие помпы.

Электровентилятор

Вентилятор можно поставить как с одной, так и двумя моторами. Если он не включается, то проверьте реле вентилятора.

Режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет четыре крыльчатки, которые вмонтированы на вал электродвигателя. Двигатель включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ, когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и выключается при температуре в 94° С.

Датчик охлаждающей жидкости

Датчик стоить проверить,и если потребуется заменить.

Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предусмотрен специальный датчик. Вмонтирован он в головку блока цилиндров и связан с показателем на панели приборов.

Радиатор отопителя

Без этого элемента не обойтись холодной зимой.

Радиатор отопителя предназначен для обогрева воздуха, поступающего в салон. Он соединён напрямую с системой охлаждения, и через него постоянно циркулирует тосол. Для того, чтобы нагреть воздух в салоне, воздух направляется на радиатор, а когда этого не требуется воздух минуя его попадает в салон.

Охлаждающая жидкость

Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.

В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 чаще всего применяют ТОСОЛ, всего в системе его около 6 литров.

Крайне не рекомендуется использовать воду, так как она вызывает активную коррозию для алюминиевого радиатора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector