2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГОСТ Бензин неэтилированный

ГОСТ Р 51866-2002. Топлива моторные. БЕНЗИН НЕЭТИЛИРОВАННЫЙ

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные

материалы», ОАО «ЛУКОЙЛ»
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 31 января 2002 г. № 42-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 Настоящий стандарт соответствует европейской нормали ЕН 228—2004, принятой Европейским комитетом
по стандартизации 24 декабря 2003 г., с дополнительными требованиями, учитывающими потребности экономики

страны
В настоящий стандарт включены требования Европейской Директивы по топливам 98/70/ЕС (приложение В

[1])
(Измененная редакция, Изм. № 1).

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в
качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
150

ГОСТ Р 51866-2002

Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й

Ф Е Д Е Р А Ц И И

Automotive fuels. Unleaded petrol. Specifications

Дата введения 2002-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины (далее — бензины), поставляемые на

экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных
средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

Настоящий стандарт устанавливает следующие марки бензинов — Регуляр Евро-92, Премиум
Евро-95,Супер Евро-98 и их виды — I, II, III. Пример условного обозначения продукции при заказе и в

технической документации: «Бензин неэтилированный Супер Евро-98 вид I по ГОСТ Р 51866—2002».
Дополнения, отражающие потребности экономики страны, выделены курсивом.

Бензин не должен содержать металлосодержащие присадки.
(Измененная редакция, Изм. № 1,2).

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
ГОСТ 12.1.005—88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические

требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007—76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и

общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.018—93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность

статического электричества. Общие требования
ГОСТ 12.1.044—89 (ИСО 4589—84) Система стандартов безопасности труда.

Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения
ГОСТ 12.4.011—89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие

требования и классификация
ГОСТ 511—82 Топлива для двигат150елей. Моторный метод определения октанового числа

Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование

ГОСТ 1567—97 (ИСО 6246—95) Топливо моторное. Метод определения фактических смол

ГОСТ 2177—99 (ИСО 3405—88) Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава
ГОСТ 2517—85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 6321—92 (ИСО 2160—85) Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа

ГОСТ 16350—80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических
факторов для технических целей

ГОСТ 29040—91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических
углеводородов

ГОСТ Р 8.580—2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Определение и
применение точности методов испытания нефтепродуктов

ГОСТ Р 51105-97 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.

Gasolines for combustion engines.

ОКП02 5112 3700

Дата введения 1999-01-01

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 “Нефтяные топлива и смазочные материалы” (ВНИИ НП)

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 9 декабря 1997 г. № 404

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 Настоящий стандарт разработан с учетом рекомендаций европейского стандарта EN 228-1993 “Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Требования и методы испытаний”

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 4 1999г.

поправка внесена «Кодекс»

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта (далее — автомобильные бензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного или неэтилированного бензина.

Обязательные требования к качеству продукции изложены в 4.2; 4.3, разделах 6 и 7.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 ССБТ. Пожарная безопасность. Электрическая искробезопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.011-89 Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, хранение и транспортирование

ГОСТ 1567-83 Топливо моторное. Метод определения фактических смол

ГОСТ 1756-52 Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров

ГОСТ 2177-82 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 4039-88 Бензины автомобильные. Методы определения индукционного периода

ГОСТ 6321-92 Топливо для двигателей. Метод испытания на медной пластинке

ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа

ГОСТ 16350-80 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 19121-73 Нефтепродукты. Методы определения содержания серы сжиганием в лампе

ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка

ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров в аппарате с механическим диспергированием

ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца

ГОСТ 29040-90 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов

ГОСТ Р 12.1.052-97 ССБТ. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения

ГОСТ Р 50442-92 Нефть и нефтепродукты. Рентгено-флуоресцентный метод определения серы

ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации: форма, размеры и технические требования

ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах АРI ареометром

3.1 В зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, устанавливаются следующие марки неэтилированных автомобильных бензинов:

Нормаль-80 — не менее 80;

Регуляр-91 — не менее 91;

Премиум-95 — не менее 95;

Супер-98 — не менее 98.

3.2 В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов:

1 — для района IIс 1 апреля по 1 октября;

2 — для районов IIи IIс 1 апреля по 1 октября;

3 — для районов Iи Iс 1 апреля по 1 октября и для района IIс 1 октября по 1 апреля;

4 — для районов IIи IIс 1 октября по 1 апреля;

5 — для районов Iи Iс 1 октября по 1 апреля.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Автомобильные бензины должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям автомобильные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, указанным в таблице 1.

Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов

Значение для марки

Нормаль-80 ОКП 02 5112 3701

Регуляр-91 ОКП 02 5112 3702

Премиум-95 ОКП 02 5112 3703

Супер-98 ОКП 02 5112 3704

1 Октановое число, не менее:

по моторному методу

По ГОСТ 511 или приложению А [10,32]

по исследовательскому методу

По ГОСТ 8226 или приложению А [9,33]

2 Концентрация свинца, г/дм, не более

По ГОСТ 28828 или приложению А [12, 23]

3 Концентрация марганца, мг/дм, не более

По 7.2 и приложению А [13]

4 Концентрация фактических смол, мг на 100 смбензина, не более

По ГОСТ 1567 или приложению А [4, 20]

5 Индукционный период бензина, мин, не менее

По ГОСТ 4039 или приложению А [5,34]

6 Массовая доля серы, %, не более

По ГОСТ 19121 или ГОСТ Р 50442, или приложению А [6, 8, 17, 35]

7 Объемная доля бензола, %, не более

По ГОСТ 29040 или приложению А [18, 11, 15, 24]

8 Испытание на медной пластине

Выдерживает класс 1

По ГОСТ 6321 или приложению А [2, 25]

10 Плотность при 15°С, кг/м

По ГОСТ Р 51069 или приложению А [7, 14, 29, 30 ]

1. Концентрацию марганца определяют только для бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор (МЦТМ).

2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин

4.3 Характеристики испаряемости приведены в таблице 2.

Значение для класса

1 Давление насыщенных паров бензина, кПа, ДНП

По ГОСТ 1756 или ГОСТ 28781, или приложению А [3, 19, 21 ]

2 Фракционный состав:

По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26 ]

температура начала перегонки, °С, не ниже

пределы перегонки, °С, не выше:

конец кипения, °С, не выше

доля остатка в колбе, %, (по объему)

остаток и потери, %, (по объему)

объем испарившегося бензина, %, при температуре:

По ГОСТ 2177 или приложению А [1, 26 ]

конец кипения, °С, не выше

остаток в колбе, % (по объему), не более

3 Индекс испаряемости, не более

По 7.4 или приложению А [ 22]

4.4 При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородосодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.

Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.

4.5 Упаковка, маркировка автомобильных бензинов — по ГОСТ 1510 .

Маркировка, характеризующая транспортную опасность автомобильных бензинов, (ГОСТ 19433), — класс 3, подкласс 3.1, знак опасности 3, классификационный шифр 3111, номер ООН 1203.

5 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Читать еще:  Ответ здесьКакой ксенон лучше поставить

5.1 Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007 .

5.2 Автомобильные бензины обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

5.3 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений — 100 мг/мв соответствии с ГОСТ 12.1.005 .

Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения.

Наличие автомобильных бензинов в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды).

5.4 Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255 — 370°С.

Температурные пределы воспламенения: нижний — минус 27 — минус 39° С, верхний — минус 8 — минус 27°С.

Концентрационные пределы распространения пламени: нижний — 1,0%, верхний — 6% (по объему).

5.5 При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав “3,5”, пар.

Каким должен быть бензин по ГОСТ?

Чтобы знать наверняка, купили вы качественный товар или нет, проверьте, маркировку. Так можно узнать наверняка, произведен ли купленный товар с соблюдением действующего ГОСТа. Бензин по ГОСТу отличается от произведенного согласно ТУ, или вообще изготовленного без каких-либо стандартов качества, своей безопасностью. ГОСТ обязывает производителей нефтепродуктов соблюдать определенные правила и технические нормы.

Благодаря этим мерам потребитель продукта, покупая товар, может быть уверен в обеспечении высокой степени соответствия наименования товара его функциональным качествам.

Также современный ГОСТ, благодаря общим требованиям к качеству топлива, обеспечивают возможность мировой торговли между странами.

Историческая справка

О существовании углеводородного соединения, бензола, входящего в основу бензина, людям было известно с начала шестнадцатого века нашей эры. Тогда он впервые был выделен из каменного угля немецким алхимиком Иоганном Рудольфом Глаубергом.

Уровень прогресса того времени не определял ему почти никакого практического применения, кроме как один из множества существовавших растворителей. В другом качестве горючее вещество не использовалось. Популярность бензола как ресурса была напрямую связана с появлением и развитием двигателя внутреннего сгорания.

Впервые бензол был выделен нефтеперегонным методом в восемнадцатом веке английским ученым Майклом Фарадеем. Экспериментальным путем он синтезировал самое легковоспламеняющиеся углеводородное соединение из нефти.

Оно еще не было по составу привычным нам топливом, однако именно Фарадея принято считать первооткрывателем бензина. Органический раствор на основе фракции углеводородов которым по составу является современный бензин был получен немного позже Эйльхардом Мичерлихом.

Использование топлива в наше время

В те времена бензол использовался преимущественно как медицинское антисептическое средство, основным топливом от перегона нефти был керосин. Лишь в девятнадцатом веке после создания двигателей, работающих по циклу Отто, он стал самым востребованным продуктом нефтяной промышленности. В мире началась активная работа по улучшению качества топлива. Естественно, потребовалась стандартизация нефтепродукта.

Классификация бензина

В России действует межгосударственный ГОСТ 32513-2013. Он является утвержденным национальным стандартом России по производству и маркировке топлива. Регулируется порядок перевозки и последующему хранению неэтилированного горючего.

Кроме России, этот ГОСТ действует на территории Армении, Киргизии и Узбекистана. Он содержит требования к химическому составу, маркировке и общепринятой классификации. Определяются также требования к нормам перевозки и хранению тары.

ГОСТ 32513-2013 определяет следующие топливные марки:

  1. АИ-80 — низкооктановая разновидность горючего. Данное топливо используют для спецтехники и грузовых автомобилей;
  2. АИ-92 больше подходит для старых автомобилей. Он пригодится для заправки мотокультиваторов, бензопил и триммеров. В целях экономии многие водители заправляют в бензобаки своих машин именно эту марку топлива. Все дело в том, что последующие высокооктановые марки представляют собой ничто иное, как разбавленный различными присадками АИ-92;
  3. АИ-95 используется в большинстве современных автомобилей. Данная марка топливо существенно увеличивает время разгона машины, его технические характеристики. В условиях города АИ-95 более выгоден для поездок, он сэкономит до 20% общего расхода топлива;
  4. АИ-98 — самое высокотехнологичное топливо. Используется в двигателях автомобилей нового поколения. Такие машины зачастую оборудованы системой турбо надува. Если ваш автомобиль предназначен для езды на 95-м топливе, переплачивать и заливать АИ-98 нет смысла. Технические характеристики это не улучшит.

Согласно экологическим классам выделяют — класс К2, К3, К4, К5.

Многие автовладельцы понимают, что в нашей стране встретить низкокачественное топливо довольно просто. Зачастую недобросовестные владельцы АЗС под видом АИ95 или АИ98 продают 92-й бензин. Либо, что еще хуже, разбавляют топливо низкокачественными присадками или водой.

Маркировка по ГОСТу

Классифицируют топливо по маркам, взяв за основу число октанов. Существует два метода определения топливного числа. Не смотря на то что моторный метод более точный, используется он гораздо реже исследовательского. Его порядок действий определен в ГОСТ Р 32340-2013. Как расшифровывается маркировка, присвоенная известным маркам топлива?

  1. буква «А» в маркировке АИ обозначает, что продукт автомобильный;
  2. буква «И», что октановое число получено исследовательским методом, он определен ГОСТ 8226-82 и будет рассмотрен дальше;
  3. последующие после «АИ» цифры обозначают октановое число.

Экологический класс топлива

Помимо маркировки, указывающей на октановое число, весь бензин подразделяется на различные уровни экологических классов.

Экологические классы присваиваются по содержанию уровня серы из расчета на один килограмм жидкости.

  1. для К2 серы должно быть меньше 500 миллиграмм на килограмм;
  2. К3 – меньше чем сто пятьдесят миллиграмм на килограмм;
  3. К4 – меньше чем пятьдесят миллиграмм на килограмм;
  4. К5 – меньше чем десять миллиграмм на килограмм.

Указанные экологические классы соответствуют европейским экологическим стандартам. Вот они — ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5.

Уровень испаряемости

Далее в ГОСТ 32513-2013 предусмотрены десять классов нефтепродуктов по испаряемости. Буквенное обозначение начинается с буквы «А» и заканчивается самой последней – «F». Они определяются исходя из давления насыщенных паров. Учитывается фракционный состав.

Определяется уровень максимального индекса паровой пробки. Давление насыщенных паров – это давление, создаваемое парами бензина. Обязательное условие — это наличие жидкого состояния топлива. Классы находятся в прямой зависимости от испаряемости. Подразделяются классы нефтепродукта на три группы:

  • летние;
  • зимние;
  • межсезонные.

Применение присадок по ГОСТу

По вышеуказанному ГОСТу при производстве топливной смеси разрешено применение соответствующих присадок. Однако они не должны оказывать вредное побочное действие. Информацию об их количестве и содержанию необходимо указывать в паспорте на продукцию. Металлосодержащие присадки применять не допускается.

Условно понимается отсутствие металлов. Например, обозначает отсутствие этих элементов в бензине следующий процент допустимого содержания:

  • свинца два с половиной миллиграмма на кубический дециметр топлива;
  • железа ноль целых одна сотая грамма на кубический дециметр;
  • марганца ноль целых двадцать пять сотых миллиграмма на кубический дециметр горючего.

Для всех марок определены показатели концентрации содержания веществ таких как: смол, покрытых растворителем не более пятидесяти миллиграмм на кубический дециметр топливной жидкости. Объемная доля бензола не более 5% для второго экологического класса и не более 1% для всех остальных экологических классов. Массовая доля кислорода для всех экологических классов кроме второго должна составлять 2,7 %.

Допустимая степень опасности

Бензины причислены к четвертому классу опасности. Классификация производится по степени ущерба воздействия на человека. То есть, почти безопасны. Однако обладают наркотическим и легким отравляющим действием. Бензины являются легковоспламеняющейся жидкостью. Для их тушения применяться соответствующие средства пожаротушения.

Такие как пожарная пена и подобные ей реагенты. Хранить горючую смесь запрещено в непосредственной близости от открытого огня. А также искрообразующих инструментов. Следует защищать окружающую среду от вредного воздействия распадов горения и выхлопных газов. Для этого рекомендуется использовать герметичное оборудование. Помимо этих мер, также должны быть предприняты меры от попадания горючего в водоемы и канализацию.

Методы исследования бензина

Перед тем, как топливо поступит в массовую продажу, топливо проверяют на соответствие утвержденному ГОСТу. Существует два метода определения качества.

Технические условия на БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ АТОМ-92 КЛАСС 5

Содержание

Введение

Настоящие технические условия (ТУ) распространяются на б ензин автомобильный марки АТОМ-92 класс 5 (далее по тексту бензин, топливо, продукция), предназначенное в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

Пример записи изделия при заказе:

«Бензин АТОМ-92 класс 5 по ТУ 19.20.21-001-23826636-2017 ».

Настоящие технические условия разработаны в соответствии с ГОСТ 2.114.

Перечень ссылочной документации приведен в Приложении А.

1 Технические требования

  1. 1 Основные параметры и характеристики
  2. 1.1 Продукция должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, ГОСТ 305 (п. 5), ГОСТ Р 51105 (п. 4), ГОСТ 32513-2013, ТР ТС 013/2011 « О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и изготавливаться по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
  3. 1.2 Бензин выпускается экологического класса К5.
  4. 1.3 Продукцию получают путем добавления многофункциональной присадки Keropur 3638 в бензин неэтилированный, марки АИ-92-К5 по ГОСТ 32513-2013 в количестве 300-900 г добавки на 1 тонну бензина.
  5. 1.4 Основные характеристики продукции приведены в таблицах 1.1.

Объемная доля углеводородов, %, не более:

— по исследовательскому методу, не менее

— по моторному методу, не менее

Давление насыщенных паров, кПа:

— в летний период

— в зимний период

Объемная доля оксигенатов, не более:

— эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

— других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 ºС)

  1. 2 Требования к сырью
  2. 2.1 Сырье должно соответствовать действующей на них нормативной документации и иметь сопроводительные документы, подтверждающие его соответствие.
  3. 2.2 Продукция производится путем добавления присадки к бензину.
  4. 2.3 Для производства применяется:
Читать еще:  Помогите Выбрасывает антифриз через расширительный бачок

— бензин АИ-9 2 -К5 по ГОСТ 32513 -2013;

— присадка Кeropur 3638 по спецификации производителя.

  1. 2.4 Допускается частичная замена сырья для продукции, если эта замена не ухудшает качество, безопасность и товарный вид продукции.
  2. 2.5 Качество и основные характеристики сырья должны подтверждаться документами о качестве или сертификатами соответствия, выданными в установленном порядке.
  3. 2.6 При отсутствии документов о качестве на конкретное сырье все необходимые испытания должны быть проведены при изготовлении продукции.
  4. 2.7 Транспортирование и хранение сырья должны проводиться в условиях, обеспечивающих сохранность, а также исключающих возможность подмены.
  5. 2.8 Перед использованием компоненты должны пройти входной контроль в соответствии с порядком, установленным на предприятии-изготовителе, исходя из требований ГОСТ 24297.
  6. 3 Комплектность
  7. 3.1 Комплектность поставки изделий должна соответствовать условиям заказа.
  8. 3.2 В состав поставки продукции должны входить документ о качестве (паспорт).
  9. 3.3 Паспорт должен содержать:

— наименование и обозначение марки топлива;

— наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);

— обозначение настоящих технических условий ;

— нормативные значения и фактические результаты испытаний;

— дату выдачи и номер паспорта;

— подпись лица, оформившего паспорт;

— сведения о декларации соответствия;

— сведения о наличии присадок в топливе.

  1. 4 Маркировка
  2. 4.1 Продукция должна иметь маркировку в соответствии с требованиями ГОСТ 1510, ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» и настоящих технических условий:

— масса нетто или объем;

— номер партии и месяца, года изготовления ;

— наименование и (или) товарный знак изготовителя;

— наименование страны, где изготовлена продукция;

— сведения о наличии присадок в топливе;

— обозначение настоящих технических условий.

  1. 4.2 Маркировка продукции должна быть разборчивой, легко читаемой и нанесена на них в доступном для осмотра без разборки с применением инструмента месте.
  2. 4.3 Маркировка, характеризующая транспортную опасность бензинов, поГОСТ 19433: класс — 3, подкласс — 3.1, знак опасности — по рисунку 3, классификационный шифр — 3111, номер ООН – 1203.
  3. 4.4 Маркировка тары по ГОСТ 14192. На таре должны быть нанесены знаки, соответ­ствующие значениям: «Верх», «Огнеопасно».
  4. 5 Упаковка
  5. 5.1 Продукцию упаковывают в емкости из полимерных материалов по действующим нормативным документам; упаковывают и транспортируют в железнодорожных цистернах по ГОСТ Р 51659, оборудованных универсальным сливным прибором, и автоцистернах, нефтеналивных суднах.
  6. 5.2 Допускается упаковка в тару потребителя, обеспечивающую сохранность продукта.
  7. 5.3 Степень заполнения тары не должна превышать 95%.
  8. 5.4 После заполнения тара с жидкостью должна быть герметично закрыта и опломбирована.

2 Требования безопасности

  1. 1 Топливо является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
  2. 2 Автомобильные бензины обладают наркотическим действием.
  3. 3 Постоянный контакт с топливом может вызвать острые воспаления и хронические экземы.
  4. 4 Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений — 100 мг/м 3 в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
  5. 5 Предельно допустимая концентрация паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны — 300 мг/м 3 в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005.
  6. 6 Содержание углеводородов в воздухе определяется прибором УГ-2 или другим прибором аналогичного назначения.
  7. 7 Наличие топлива в питьевой воде недопустимо; определяется визуально (маслянистая пленка нефтепродукта на поверхности воды).
  8. 8 Автомобильный бензин представляет собой в соответствии с ГОСТ 12.1.044 легковоспламеняющуюся жидкость с температурой самовоспламенения 255-370°С.
  9. 8.1 Температурные пределы воспламенения:

— нижний — минус 27 — минус 39°С;

— верхний — минус 8 — минус 27°С.

  1. 8.2 Концентрационные пределы распространения пламени:

— верхний — 6 % (по объему).

  1. 9 При загорании бензина применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, пену; при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав «3,5», пар.
  2. 10 В помещениях для хранения и использования топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и искусственное освещение должны быть взрывобезопасного исполнения.
  3. 11 При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
  4. 12 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования топлива, должны быть защищены от статического электричества по ГОСТ 12.1.018.
  5. 13 Помещения для работ с топливом должны быть оборудованы общеобменной вентиляцией, места интенсивного выделения паров бензинов должны быть снабжены местными отсосами.
  6. 14 При работе с топливом применяют индивидуальные средства защиты согласно ГОСТ 12.4.011 и типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.
  7. 15 Работу в зоне с высокой концентрацией паров топлива необходимо проводить с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно — фильтрующие противогазы марки А, долговременно — шланговые противогазы.
  8. 16 При работе с топливом необходимо соблюдать правила личной гигиены.
  9. 17 При попадании топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз обильно промыть глаза теплой водой.
  10. 18 Все работающие с топливом должны проходить периодические медицинские осмотры в установленном порядке в соответствии с приказом Минздрава РФ.

3 Требования защиты окружающей среды

  1. 1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
  2. 2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий топлива являются использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением топлива, а также строгое соблюдение технологического режима.
  3. 3 При производстве, хранении и применении топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие его попадание в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
  4. 4 Оборудование и аппараты процессов слива и налива топлива должны быть герметизированы с целью исключения попадания топлива в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров — в воздушную среду.
  5. 5 При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару; место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03

4 Правила приёмки

  1. 1 Топливо принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
  2. 2 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей, приведенных в таблице 1, проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии. Результаты повторных испытаний являются окончательными и распространяются на всю партию.
  3. 3 При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов испытаний не менее чем в трех партиях подряд.

4.4 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания новой пробы, взятой из той же партии.

5 Методы контроля

  1. 1 Отбор проб по ГОСТ 2517.
  2. 2 Методы испытаний в соответствии с таблицами 1.1 настоящих ТУ.

6 Транспортирование и хранение

  1. 1Транспортирование
  2. 1.1Требования к транспортированию по ГОСТ 32513.
  3. 1.2Транспортирование осуществляется Ж/Д цистернами, нефтеналивными судами, автоцистернами, авто топливозаправщиками, трубопроводами.
  4. 1.3Заполнение топливом железнодорожных цистерн следует производить с учетом увеличения объема нефтепродуктов из-за повышения температуры в пути следования и в пункте назначения, а также полного использования вместимости и ограничения грузоподъемности цистерн.
  5. 1.4Железнодорожные цистерны, вагоны и автоцистерны с топливом пломбируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на железнодорожном и автомобильном видах транспорта.
  6. 1.5Режим слива и налива топлива, конструкция и условия эксплуатации средств хранения и транспортирования должны удовлетворять требованиям электростатической искробезопасности по ГОСТ 12.1.018.
  7. 1.6Металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, резервуары, автоцистерны, телескопические трубы, рукава и наконечники во время слива и налива топлива должны быть заземлены.
  8. 2Хранение
  9. 2.1Хранение осуществляется в соответствие с ГОСТ 1510.
  10. 2.2Топливо хранят в металлических резервуарах с внутренними антикоррозионными покрытиями, применение которых в контакте с этими нефтепродуктами должно быть разрешено.
  11. 2.3Топливо следует хранить в резервуарах с плавающей крышей или понтоном или оборудованных газовой обвязкой в зависимости от условий эксплуатации резервуаров.
  12. 2.4Допускается хранить топливо в резервуарах без понтонов и газовой обвязки до капитального ремонта, а также на предприятиях длительного хранения.
  13. 2.5Металлические резервуары, за исключением резервуаров предприятий длительного хранения, должны подвергаться периодической зачистке.

7 Гарантии изготовителя

  1. 1 Готовая продукция должна быть принята отделом технического контроля.
  2. 2 Изготовитель гарантирует соответствие продукции требованиям настоящих технических условий при соблюдении потребителем условий хранения и транспортировки, установленных техническими условиями.
  3. 3 Гарантийный срок хранения продукции – 12 месяцев со дня изготовления.

Приложение А

(информационное)

Перечень документов на которые даны ссылки

Бензины неэтилированные по ГОСТ Р51105-97

Россия не является членом Европейского Комитета по Стандартизации (CEN), однако Рекомендации технического комитета CEN/TC «Нефтепродук­ты, смазки и связанные с ними продукты» учитывает в своих национальных стандартах.

ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Не­этилированный бензин» регламентирует те же показатели качества, что и в EN 228-1993 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилирован­ный бензин. Требования и методы испытаний», за исключением показателей: «Содержание углеводородов по типам: олефины, ароматика», «Содержание кислорода», «Содержание оксигенатов: метанол, этанол, изопропиловый спирт, изобутиловый спирт, третбутиловый спирт, эфиры, другие окигена- ты». Нормы на эти показатели определены в комплексе методов квалифика­ционной оценки автомобильных бензинов (КМКО), утвержденном МВК при Госстандарте России 27.05.2000 г. Принципиальных отличий показателей качества, определяемых EN 228 в сравнении с ГОСТ Р 51105 и КМКО, нет.

Читать еще:  Крышка расширительного бачка автомобиля

Стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомо­бильного транспорта, применяемого в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рас­считанных на использование этилированного или неэтилированного бензина.

В зависимости от октанового числа, определяемого исследовательским методом, установлены следующие марки неэтилированных бензинов:

Нормалъ-80 — не менее 80;

Регуляр-91 — не менее 91;

Регуляр-92 — не менее 92;

Премиум-95 — не менее 95;

Супер-98 — не менее 98.

В зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 автомобильные бензины подразделяют на пять классов:

1 — для района П3 с 1 апреля по 1 октября;

2 — для районов П4 и П5 с 1 апреля по 1 октября;

3 — для районов I1 и I2 с 1 апреля по 1 октября

и для района П9 с 1 октября no 1 апреля;

4 — для районов П4 и П5 с 1 октября no 1 апреля;

5 – для районов I1 и I2 с 1 октября по 1 апреля.

Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования в грузовых ав­томобилях наряду с бензином А-76.

Бензины «Регуляр-91» и «Регуляр-92» предназначены для использова­ния взамен этилированного бензина АИ-93.

Бензины «Премиум-95» и «Супер-98», не содержащие антидетонаторов, предназначены для высококлассных автомобилей и полностью соответству­ют европейским требованиям.

В стандарт введены новые показатели по испаряемости и, наряду с оте­чественными, включены зарубежные методы испытаний.

Требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105-97

1. Концентрацию марганца определяют только для бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор (МЦТМ).

2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного (5 лет) хранения в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин.

3. Автомобильный бензин «Регуляр-91» разрешается поставлять до 1 января 2003 г.

4. Поставка автомобильных бензинов с марганцевым антидетонатором разрешается до 1 января 2003 г. Не допускается поставка автомобильных бензинов, содержащих марганцевый антидетонатор, в города и районы, где запрещено применение этилированных бензинов.

Характеристики испаряемости бензинов по ГОСТ Р 51105-97

При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а так­же антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.

Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при от­грузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.

ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования».

Стандарт распространяется на группу однородной продукции — бензи­ны для автомобильного транспорта (автомобильные бензины) — и устанавли­вает показатели качества, характеризующие безопасность продукции ипод­лежащие обязательному включению во все виды документации (ТУ), по которой изготавливаются автомобильные бензины.

В зависимости от детонационной стойкости устанавливаются типы ав­томобильных бензинов I-IV (см. таблицу на стр.234).

Нормы по показателям качества, характеризующие безопасность авто­мобильных бензинов в документации, на конкретные марки должны быть в пределах минимальных и максимальных значений, предусмотренных настоящим стандартом.

Показатели качества, характеризующие безопасность автомобильных бензинов

1. Минимальное и максимальное значения показателя «Давление насыщенных па­ров» устанавливаются в документации на автомобильные бензины конкретных марок в зависимости от климатического района применения по ГОСТ 16350 и сезона эксплуатации.

2. Для автомобильных бензинов типа II, III, IV допускается до 1 января 2003 года массовая доля серы не более 0,1 %.

3. Допускается до 1 января 2003 года показатель «Объемная доля бензола» в доку­ментации на автомобильные бензины конкретных марок не включать.

Указанные методы испытаний являются арбитражными и подлежат обя­зательному включению в документацию на автомобильные бензины конк­ретных марок. Допускается включение других методов испытаний, не усту­пающих по точности указанным (например, ASTM, EN).

ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный.

Технические условия».

Стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназна­ченные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, рассчитанными для работы на неэти­лированном бензине. Дата введения стандарта — 1-е июля 2002 года. Физико-химические и эксплуатационные показатели бензинов приведены в таблицах П5.1 и П5.2.

Требования к бензинам высшего качества марок Премиум Евро-95 и Супер Евро-98

1) Бензин высшего качества марки Супер Евро-98 вырабатывают с октановым числом 98 по исследовательскому методу (88 – по моторному) и показателями качества, установленными в таблице П5.1.

2) Все методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте, включают в себя требования к точности. Интерпретация результатов должна производится на основании показателей точности используемых методов испытаний.

3) В качестве арбитражных должны быть использованы методы испытаний по НД, приве­денным в приложении А: [1], [3], [4], [7], [8], [9], [10], [11], [13], [17], [19], [20], [21], и процедуры, указанные в ГОСТ Р 8.580 или приложении А [9].

4) Объемную долю оксигенатных соединений определяют по методу, приведенному в при­ложении А[21], пункт 13.2.

5) Если в испытуемом образце содержится этилтретбутиловый эфмр (ЭТБЭ), зону аромати­ческих углеводородов определяют по розово-коричневому кольцу, при отсутствии ЭТБЭ используют зону ниже красного кольца. Наличие или отсутствие ЭТБЭ может быть опреде­лено по методу, приведенному в 6) .

6) Используют метод, приведенный в приложении А[21], без факультативного этапа депентанизации. Пункты 6.1; 10.1 и 14.1.1 метода не используют.

7) Должны быть добавлены стабилизирующие агенты.

8) Могут быть добавлены стабилизирующие агенты.

9) Другие моноспирты и эфиры с температурой конца кипения не выше указанной в таблице П5.3.

Требования к неэтилированному бензину обычного качества марки Регуляр Евро-92

1) Все методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте, включают в себя требования к точности. Интерпретация результатов должна производится на основании показателей точности используемых методов испытаний.

2) В качестве арбитражных должны быть использованы методы испытаний по НД, приве­денным в приложении А: [1], [3], [4], [7], [8], [9], [10], [11], [13], [17], [19], [20], [21], и процедуры, указанные в ГОСТ Р 8.580 или приложении А [9].

3) Объемную долю оксигенатных соединений определяют по методу, приведенному в при­ложении А[21], пункт 13.2.

4) Если в испытуемом образце содержится этилтретбутиловый эфмр (ЭТБЭ), зону аромати­ческих углеводородов определяют по розово-коричневому кольцу, при отсутствии ЭТБЭ используют зону ниже красного кольца. Наличие или отсутствие ЭТБЭ может быть опреде­лено по методу, приведенному в 6) .

5) Используют метод, приведенный в приложении А[21], без факультативного этапа депентанизации. Пункты 6.1; 10.1 и 14.1.1 метода не используют.

6) Должны быть добавлены стабилизирующие агенты.

7) Могут быть добавлены стабилизирующие агенты.

8) Другие моноспирты и эфиры с температурой конца кипения не выше указанной в таблице П5.3.

Классы испаряемости

1) Все методы испытаний, на которые даны ссылки в настоящем стандарте, включают в себя требования к точности. Интерпретация результатов должна производиться на осно­вании показателей точности используемых методов испытаний.

2) Для бензинов классов А, В, С, D, Е и F индекс паровой пробки не нормируется.

3) В качестве арбитражных должны быть использованы методы испытаний по НД, приве­денным в приложении А: [1], [3], [4], [7], [8], [9], [10], [11], [13], [17], [19], [20], [21], и процеду­ры, указанные в ГОСТ Р 8.580 или приложении А [9].

Диаграмма определения классов испаряемости бензинов

Приложение А кГОСТ 51866-2002 (рекомедуемое)

Методы испытаний бензинов

[1] ЕН237-96 Жидкие нефтепродукты. Определение малых концентраций свинца метод адсорбционной спектрометрии

[2] EH 238-96 Жидкие нефтепродукты. Определение содержания бензола методом инфракрасной спектрометрии

[3] EH 1601-97 Жидкие нефтепродукты. Бензин неэтилированный. Опреде­ление органических кислородсодержащих соединений и общего содержания кислорода методом газовой хромато­графии (O-FID)

[4] ЕН ИСО 2160-98 Нефтепродукты. Метод определения коррозионного воздей­ствия на медную пластинку

[5] ЕН ИСО 3170-88 Нефтепродукты жидкие. Ручные методы отбора проб

[6] ЕН ИСО 3171-88 Нефтепродукты жидкие. Автоматический отбор проб из тру­бопровода

[7] ЕН ИСО 3405-200 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава

[8] ЕН ИСО 3675-98 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Определение плот­ности и относительной плотности ареометром

[9] ЕН ИСО 4259-92 Нефтепродукты. Определение и применение показателей точности методов испытаний

[10] ЕН ИСО 6246-98 Нефтепродукты. Определение содержания смол в легких и средних дистиллятных топливах. Метод испарения в струе воздуха

[11] ЕН ИСО 7536-95 Бензин. Определения окислительной стабильности. Метод индукционного периода

[12] ЕН ИСО 8754-95 Нефтепродукты. Определение содержания серы энергодис­персионным рентгено-флуоресцентным методом

[13] ЕН ИСО 12177-98 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом

[14] ЕН ИСО 12185-96 Нефть сырая и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в У-образной трубке

[15] ЕН 13016-1-2001 Жидкие нефтепродукты. Определение давления насыщен­ных паров. Часть I: Определение давления насыщенных воздухом паров (ASVP)

[16] ЕН 13132-2001 Жидкие нефтепродукты. Бензин неэтилированный. Опреде­ление кислородсодержащих соединений и общего содержа­ния связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок

[17] ЕН ИСО 14596-98 Нефтепродукты. Определение содержания серы дисперси­онным длинноволновым рентгено-флюоресцентным мето­дом

[18] ЕН 24260-94 Нефтепродукты и углеводороды. Определение содержания серы методом сжигания по Викбольду

[19] ЕН 25163-93 Моторные и авиационные топлива. Определение антидето­национных

(ИСО 5163-90) характеристик. Моторный метод

[20] ЕН 25164-93 Моторные топлива. Определение антидетонационных харак­теристик.

(ИСО 5164-90) Исследовательский метод

[21] АСТМ Д 1319-95 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом абсорбации с флуоресцентным индикатором

[22] АСТМ Д 1613-91 Растворители летучие и сырье для химической промышлен­ности. Определение кислотности методом титрования

ТРЕБОВАНИЯ РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ К КАЧЕСТВУ ДИЗТОПЛИВ

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector