4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2106

Замена направляющих втулок клапанов

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) зачастую предполагает необходимость замены направляющих втулок клапанов ГРМ. Для замены необходимо выпрессовывать старые втулки клапанов, после чего на их место устанавливаются новые элементы. Существует несколько способов для выпрессовки старых втулок. Наиболее простым и самым неправильным является выбивание втулок молотком и зубилом. Данный ударный способ широко применяется в практике «гаражных» мастеров. Отметим, что извлечение втулок в подобных случаях часто заканчивается повреждением посадочного гнезда в головке блока цилиндров.

Немного более правильным вариантом является использование специальной ступенчатой оправки из латуни или бронзы вместо зубила. Такая оправка устанавливается со стороны седла на направляющую втулку, далее по ней ударяют молотком. Указанный способ выпрессовки втулок снижает риск повреждений ГБЦ, но не исключает полностью. Оптимальным же способом выпрессовки втулок является использование специального съемника. Указанный съёмник для снятия направляющих втулок клапанов также используется для последующей установки новых втулок в ГБЦ. Далее мы рассмотрим способы замены направляющих втулок клапанов при помощи оправки и съемника.

Читайте в этой статье

Как самому менять направляющие втулки клапанов

Сначала рассмотрим способ выпрессовки направляющих втулок клапанов при помощи оправки, так как указанный способ является распространенным. Перед заменой втулок снимаются пружины и сами клапана. Как уже было сказано выше, оправка для выпрессовывания втулок клапанов используется ступенчатая. Ступенька необходима для того, чтобы снизить риск повреждений посадочного гнезда в головке блока. Меньший диаметр оправки позволяет ей войти во втулку на 3-4 см, причем с зазором. Больший диаметр позволяет свободно пройти через гнездо в ГБЦ.

Отметим, что зачастую бронзовые втулки достаточно легко выпрессовываются из головки, так как установлены с относительно слабым натягом. Если же необходимо выпрессовать направляющую втулку клапана из более жесткого материала, тогда ГБЦ следует предварительно нагреть до температуры 140-160 градусов Цельсия в электропечи или до 80-90 градусов в емкости с горячей водой. Нагрев головки блока цилиндров позволит уменьшить натяг.

В крайних случаях плотно запрессованную втулку нужно высверливать. Обратите внимание, делать это разрешается только на станке, так как попытки высверлить втулку клапана дрелью приведут к перекосу и повреждениям посадочного гнезда. Втулку также желательно высверливать не до конца, то есть оставлять стенки толщиной около 1-го миллиметра. Так снижается риск повреждений гнезда, а сам остаток втулки легко удаляется оправкой.

Следующим шагом становится обязательный замер натяга новой втулки перед установкой в головку, так как строго запрещается производить запрессовку новых втулок до измерения натяга. Для замеров натяга понадобится определить диаметр гнезда и направляющей втулки. Допускается показатель на отметке от 0.03 до 0.05 мм. Этот показатель следует понимать как то, что диаметр новой втулки превышает диаметр посадочного гнезда на указанную величину.

Чтобы запрессовать новые втулки клапанов головку блока следует повторно нагреть в печи аналогично способу снижения натяга при снятии. Параллельно с этим новые втулки охлаждают. Запрессовка новых втулок без нагрева ГБЦ является неправильной. Это касается алюминиевого сплава ГБЦ, в котором происходит деформация при наличии сильного натяга. После такой установки итоговый натяг будет меньше необходимого. В результате после сборки мотора и его нагрева при работе направляющая втулка клапана не будет иметь плотной посадки, а сам клапан в указанной втулке начнет страдать от перегревов. Перегрев клапана будет происходить в результате того, что эффективность отвода избыточного нагрева от стержня клапана к ГБЦ существенно снизится. Неисправность будет быстро прогрессировать, втулка начнет болтаться в посадочном гнезде, что потребует повторной разборки двигателя для проведения ремонта.

Теперь перейдем к тому, как установить направляющие втулки клапанов в головку блока цилиндров. Саму запрессовку реализуют при помощи описанной выше оправки, по которой следует нанести молотком пару резких ударов. Учтите, наличие на новой втулке специального тонкого пояса для размещения маслосъемного колпачка обязывает к тому, чтобы оправка ни с одной стороны не опиралась на данный пояс. Игнорирование данной рекомендации может привести к тому, что втулка деформируется или окажется сломанной.

Завершением процесса установки направляющих втулок клапанов ударным способом является финальная калибровка отверстий. Данную процедуру выполняют при помощи разверток. Рекомендуется использовать алмазные развертки, так как данный инструмент более долговечен и обеспечивает стабильный предсказуемый результат сравнительно с обычными стальными развертками. После обработки отверстий необходимо выполнить проверку зазоров клапанов во втулках с учетом рекомендуемых параметров. Зазоры впускных клапанов должны быть на 0.01 мм меньше по сравнению с выпускными, которые сильнее нагреваются при работе ДВС (например, 0.02 — 0.04 против 0.03 — 0.04 мм). Отметим, что добиваться минимально допустимых зазоров не обязательно. Следует добавить, что данное утверждение особенно актуально для выпускных клапанов, так как малые зазоры в направляющих втулках могут привести к их заклиниванию.

Выпрессовка и установка направляющих втулок клапанов съемником

Далее рассмотрим наиболее оптимальный способ выпрессовки направляющих втулок клапанов специальным съемником-выпрессовщиком втулок. Начнем с того, что съемники бывают разными и являются универсальными инструментами. При помощи данного решения можно снимать втулки клапанов на разных ГБЦ без риска повредить посадочную плоскость в головке блока. Другими словами, наличие съемника сводит к минимуму возможные задиры или другие дефекты отверстия по сравнению с использованием молотка и оправки.

Работа со съемником предполагает:

  • под инструмент подкладывается втулка подходящего размера. Подбор такой втулки осуществляется с учетом того, чтобы при установке съёмника резьбовая часть вышла из направляющей клапана на 20-30 мм;
  • далее съемник устанавливается и фиксируется парой гаек, которые специально обточены. Также допускается использование одной гайки, если таковая предусмотрена конструкцией съемника;
  • следующим шагом становится необходимость придержать верхним ключом съёмник в его центральной части;
  • одновременно с этим нижним ключом выпрессовывается направляющая втулка клапана;

После того, как к съемнику прикладывается определенное усилие, можно услышать явный щелчок. Такой звук укажет на то, что втулка клапана сорвана с посадочного места и движется наружу из отверстия в ГБЦ. Далее нужно крутить винт съемника до того момента, пока втулка не будет извлечена. Затем необходимо приготовить новые втулки для запрессовывания. Далее следует повторить все подготовительные процедуры, описанные выше при установке втулок оправкой. Дополнительно можно смазать втулку клапана моторным маслом для облегчения посадки в гнездо.

Параллельно с этим нужно избежать повреждения пояса (буртика) на направляющей втулке, так как данный пояс служит местом крепления резинового колпачка. Если пояс повредить при установке, герметичность колпачка-сальника будет нарушена. Чтобы не повредить пояс, используется отдельная гайка, которая упирается в направляющую без риска повреждения пояса. Получается, данная гайка поджимает направляющую втулку клапана. Обратите внимание, установка дополнительной гайки уменьшает количество резьбы на шпильке съемника. По этой причине для уменьшения нагрузки на резьбу следует накрутить еще одну втулку съемника.

Теперь можно запрессовать втулку съемником. Окончанием запрессовки является момент, когда прокручивать съемник станет тяжелее. Это будет говорить о том, что втулка опустилась на посадочное место и уперлась стопорным кольцом, которое выполнено на направляющей для регулировки правильной посадки. После появления усилия крутить съемник дальше не нужно, так как можно повредить направляющую. Съёмник пора разбирать и снимать, так как новая втулка уже запрессована в головку блока.

Далее втулки понадобится подгонять по посадочным размерам. Это необходимо в том случае, если направляющую слегка сдавило при запрессовке. Выполняется данная процедура аналогично описанной выше, то есть при помощи развертки. Развертка вставляется в отверстие и без давления прокручивается, благодаря чему происходит аккуратное развёртывание. По окончании следует выдуть остатки стружки при помощи сжатого воздуха.

Затем можно вставить клапан и проверить качество его прилегания к седлу. В том случае, если клапан не полностью прилегает к седлу, тогда очевидна потеря соосности между центром втулки и центром седла клапана. Такое явление иногда возникает после замены направляющих втулок клапанов. Для решения данной проблемы потребуется осуществить притирку клапанов. Чтобы притереть клапана, нужно обработать специальной шарошкой седло клапана. После притирки клапанов можно считать процесс замены направляющих втулок полностью завершенным.

Замена направляющих втулок клапанов на автомобилях ВАЗ 2106 и 2109

Огромным преимуществом российского автопрома является возможность не только замены, но и полноценного ремонта всех узлов и агрегатов автомобилей. Довольно часто автовладельцы проводят полный разбор двигателей ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 и меняют все его составляющие, в том числе и направляющие втулки клапанов.

Конструкция ГБЦ и клапанов

Функционирование клапанного механизма на машинах ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 зависит от работы цепного привода (современные модели авто оснащаются ремёнными приводами).

Устройство головки блока цилиндров довольно примитивное: это сёдла, пружины, направляющие втулки. Захлопывание клапанов в системе осуществляется автоматически при помощи встроенных пружин. Чтобы в камеру сгорания не просачивалось моторное масло, на втулку крепится маслосъёмный сальник.

Схема головки блока цилиндров ВАЗ 2106

Клапанный механизм работает в сложных условиях с высокими температурами и масляным голоданием. Основной его задачей является обеспечение герметичности всей системы. Проблемы в его работе могут стать причиной снижения мощности, повышения расхода топлива и быстрого износа ГРМ.

Общее устройство втулок головки блока цилиндров

На современных машинах головки клапанов выполнены из специальных сплавов.

Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106

На ВАЗ 2109, к примеру, направляющие изготовлены из износостойкого материала и запрессованы в головку при высокой температуре, поэтому сменить их достаточно сложно. Но проводить процедуру замены всё же нужно, поскольку втулка, несмотря на её прочность, со временем изнашивается, теряя герметичность. Проблема особенно актуальна для двигателей с большим количеством клапанов.

Назначение гильз

Основная задача клапанов — подача в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и вывод из неё выработанных газов. У каждого из цилиндров мотора имеется два клапана — впускной и выпускной. В направляющей втулке движется шток, который и впускает/выпускает отработанные газы и топливную смесь. Герметизация камеры сгорания происходит за счёт точной «посадки» головки на седло.

Качество работы клапанов двигателя зависит от направляющих втулок и сёдел. Во время эксплуатации они изнашиваются и не могут поддерживать высокую производительность двигателя. В такой ситуации их придётся менять.

Почему гильзы могут выйти из строя

Основной причиной выхода из строя направляющих втулок является их износ. В результате увеличивается расход смазочной жидкости, так как люфт деталей приводит к быстрому выходу из строя маслосъёмного колпачка и масло просачивается в камеру сгорания. В результате наблюдается образование нагара, нарушение температурного режима работы мотора, увеличение токсичности отработанных газов и поломка катализатора (если он в машине есть).

Читать еще:  Датчики положения вала и оборотов

Своевременная замена моторного масла и правильная эксплуатация ДВС автомобиля позволяет продлить срок службы втулок и менять их каждые 180–200 тысяч километров пробега. Однако из-за зазоров клапанов и несоответствия моторного масла рекомендуемым нормам может произойти боковой износ втулок и снижение подвижности клапанов по оси штока из-за увеличения радиальной нагрузки на него. По этой причине после смены маслосъёмных колпачков обязательно проводят корректировку зазора в направляющих втулках. При слишком большом зазоре и выявлении люфта втулки в обязательном порядке меняют.

Признаки неисправности направляющих гильз

Износ направляющих втулок клапанов легко и быстро определяется владельцем транспортного средства. Основной симптом этой неисправности — увеличение расхода моторного масла.

Первое, что стоит проверить при увеличении расхода моторного масла, это клапаны двигателя автомобиля. Ещё одним признаком неисправности может стать характерный шум мотора в области головок. Самый лёгкий способ проверить это — открыть капот автомобиля, запустить двигатель и внимательно прислушаться. Если на фоне работы мотора будет заметен странный и необычный шум, то стоит провести диагностику клапанов и направляющих втулок.

Инструменты и материалы

Замена направляющих втулок проводится с использованием следующего инструментария:

  • молоток;
  • развёртки на 8.022 и 8.028;
  • оправка для выпрессовки и запрессовки втулок.

Втулки меняют с помощью ступенчатой оправки — латунного либо бронзового инструмента. Упирается он в направляющую втулку, после чего она выбивается ударом молотка. Такой способ выпрессовки не так вредит ГБЦ, как использование обычного молотка и зубила. Специальный съёмник используется не только для снятия втулок, но и для их замены.

Ступенчатая оправка, используемая для выпрессовки направляющих втулок ВАЗ 2106

Лучшим инструментом для замены направляющих втулок является съёмник-выпрессовщик. Такие приспособления позволяют снимать втулки клапанов без повреждения посадочной плоскости на ГБЦ. Наличие этого инструмента позволяет избежать задиров и других дефектов ГБЦ, которые могут появиться при использовании оправки и молотка.

Съёмник-выпрессовщик для направляющих втулок ВАЗ 2106— универсальный инструмент

Как заменить клапанные втулки на ВАЗ 2106

  1. Открыть доступ к втулкам клапанов за счёт проворачивания двух крайних шпилек, которые мешают установить оправку. Отворачиваются они методом навинчивания на них четырёх гаек попарно. Можно прибегнуть к специальному шпильковёрту.
    Шпильки ГБЦ ВАЗ 2106 откручиваются для доступа к клапанам
  2. Направляющая втулка легко выпрессовывается ударами молотка по вставленной оправке. Прежде чем приступать к извлечению старой втулки, необходимо перевернуть ГБЦ.
    Выпрессовка направляющей втулки ВАЗ 2106 из гнезда с помощью специального инструмента
  3. Деталь устанавливается в седло, затем молотком и оправкой запрессовывается до упора в плоскость ГБЦ. На втулки надеваются стопорные кольца и в таком состоянии проводится их запрессовка. Втулки впускных клапанов на ВАЗ 2106 несколько короче, чем втулки выпускных клапанов. Изнутри они покрыты канавками, которые смазывают клапаны. Длина канавок различается у впускных и выпускных клапанов: в первом случае они идут только до половины седла, во втором — до его дна.
    Запрессовка новых направляющих втулокВАЗ 2106
  4. По окончании монтажа втулок их отверстия разворачиваются, причём их диаметр различается.
    Отверстия направляющих втулок ВАЗ 2106 разворачиваются после монтажа

Замена клапанных гильз на ВАЗ 2106 — видео

Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

    Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек. Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка. Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.
    Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником

Чтобы облегчить процесс установки втулки, её обрабатывают моторным маслом. Деталь запрессовывается в седло клапана при помощи конической втулки. При этом для впускного и выпускного клапанов втулки выбираются таким образом, чтобы резьба на направляющей детали была длиннее на несколько сантиметров.

  • Желательно, чтобы детали имели разную температуру: головка блока цилиндров должна быть нагрета до 150 о С, втулка, наоборот, охлаждается. Если не создать разницу температур, то можно спровоцировать деформацию алюминиевого сплава, в результате чего в металле возникнут слишком большие внутренние напряжения. Это может привести к перегреву клапанов двигателя.
  • На втулке располагается кольцо, по которому определяется её правильная посадка. После установки детали на ней развёртывается отверстие при помощи специального инструмента. Диаметр отверстия можно проверить нутромером — он должен соответствовать параметру, указанному в технической документации автомобиля. Если данные совпадают, то устанавливают клапан. При неплотном прилегании втулки к седлу её правят с помощью шарошки.
    Подводка седла клапанов ВАЗ 2109 при помощи шарошки
  • После монтажа новых втулок в ГБЦ могут появиться зазоры из-за потери соосности. Чтобы устранить данную проблему, необходимо провести притирку клапанов. С этой целью сёдла клапанов ещё раз обрабатываются шарошкой. Процедура установки новых втулок завершается после окончательной притирки клапанов.
  • Итак, поменять направляющие втулки можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Это довольно простая в исполнении процедура, которая может значительно продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

    Как заменить направляющие втулки клапанов Киа Пиканто

    Причины поломки деталей и их последствия

    Характерная особенность направляющих элементов заключается в том, что они не выходят из строя в один момент, а изнашиваются постепенно. Срок «жизни» деталей на авто бюджетной категории составляет от 180 до 300 тыс. км, а на более дорогих иномарках может достигать 1 млн км. На процесс износа влияет несколько факторов, могущих его ускорить:

    • качество применяемого моторного масла и своевременность его замены;
    • температурный режим работы силового агрегата, чем чаще мотор перегревается, тем быстрее изнашиваются трущиеся поверхности;
    • качество топлива и горючей смеси, чьи пары проникают в любые неплотности и вносят свою лепту в процесс медленного разрушения деталей.

    Нагар на штоке разрушает втулку довольно быстро

    Изношенная деталь характеризуется «разбитым» внутренним отверстием, в результате чего шток клапана начинает в нём слишком свободно ходить, а потом появляется люфт. Стержень перекашивается в процессе работы, а тарелка плохо совмещается с седлом, герметичность сопряжения постепенно теряется. Из камеры сгорания в механизм прорываются газы, а сверху попадает масло, в результате чего образуется нагар. Он тоже способствует ускорению износа, быстро приводя деталь в полную негодность.

    Как определить, что произошел износ направляющих втулок?

    На всех автомобилях втулки представлены по-разному, но принцип работы у них один. От клапанов напрямую зависит, как эффективно будет проходить заполнение цилиндров маслом, или наоборот, освобождение их от продуктов сгорания. Клапаны открывают и закрывают просвет, в который поступает топливная смесь.

    Если вы заметили, что масла стало расходоваться слишком много, то стоит первым делом обратить внимание на работу клапанов. Также характерный шум в области мотора, особенно около головок, будет свидетельствовать о проблеме. Поднимите капот, заведите двигатель и внимательно послушайте, как звучит «сердце» автомобиля. Если двигатель работает, но на его фоне происходит какой-то странный шум, то вам стоит обратить внимание на всё те же клапаны.

    Когда нужно менять направляющие?

    Главный симптом, означающий, что втулки клапанов пришли в негодность, — повышенный расход моторного масла. Когда у штока появился поперечный свободный ход (люфт), то маслосъемные колпачки уже не в состоянии предотвратить проникновение смазки в цилиндры из верхнего моторного отсека, где расположен распределительный вал. Она протекает в увеличенный зазор между клапанным стержнем и внутренним диаметром втулки и беспрепятственно попадает в камеру сгорания.

    Выходящий из выхлопной сизый дым — признак сгорания масла

    Признаки потребления масла из-за проблем с направляющими такие:

    • сизый дым из выхлопной трубы от вылетающих продуктов горения смазки, постоянно попадающей в цилиндры;
    • машина практически не теряет в динамике, но дымит изрядно;
    • светлый «пушистый» нагар на электродах свечей зажигания;
    • на юбках и резьбовой части свечей наблюдается масло в жидком виде.

    Это и есть масляный нагар на свече зажигания

    Поскольку масло может проникать в камеры также по вине цилиндро — поршневой группы, необходимо провести диагностику, чтобы точно определить неисправность. В качестве примера предлагается взять популярный автомобиль ВАЗ 2106:

    1. Померьте компрессию в цилиндрах. Цель — убедиться в нормальном техническом состоянии поршневых колец.
    2. Снимите клапанную крышку, ослабьте цепь и открутите шестерню распредвала, предварительно совместив метки.
    3. Демонтируйте распределительный вал вместе с постелью и снимите коромысла. Разблокируйте пружины клапанов того цилиндра, чья свеча сильнее покрыта нагаром.
    4. Аккуратно снимите сальник и рукой попробуйте покачать шток в стороны, одновременно двигая его вверх-вниз.

    Чтобы ощутить люфт, клапан надо вытащить за шток и покачать в стороны

    При наличии люфта можете смело продолжать разборку, поскольку для замены втулок необходимо снять головку цилиндров. Если вас не оставили сомнения, проверьте остальные клапаны, картина должна быть примерно одинаковой.

    Итак, непосредственно приступаем к самой работе! Чтобы все прошло удачно и без каких-либо оплошностей, вам необходимо соблюдать следующую инструкцию. Сначала вставляем поочередно оправку в отверстия старых втулок и очень аккуратно, не применяя особых усилий, наносим удары молотком по самому концу оправки.

    Для установки новых втулок их необходимо выдержать в морозилке примерно двое суток, так они будут более сжатыми и потом плавно разместятся в посадочном месте. Дальше нам необходимо нагреть головки блока цилиндров на электроплитке примерно до температуры, равной 100 градусам, тем самым мы расширим посадочные места. Остался последний этап: надеваем на втулки стопорные кольца, вставляем их в отверстия и также аккуратно, как мы их доставали, начинаем вбивать.

    Обратите внимание, если колпачки разболтались, то совсем необязательно производить замену. В данной проблеме поможет развертка направляющих втулок клапанов. Она делается вручную, вы просто утягиваете клапан до минимального значения зазора. Для впускного клапана значение примерно от 0,020-0,055 мм, а если брать выпускной клапан, то значение должно быть 0,035-0,070 мм.

    Замена направляющих втулок клапанов – собираем инструменты

    Перед тем, как заменить направляющие втулки клапанов, необходимо произвести определенную подготовку. Замена втулок на всех автомобилях производится примерно одинаково. Есть небольшие отличия в двигателях определенных стран, например, порядок работ на русских и японских моторах будет различным. Чтобы произвести данную операцию, необходима специальная оправка, которую можно заказать любому знакомому токарю, или же можно обратиться в мастерскую.

    Также перед заменой вам необходимо подготовить стандартный набор инструментов: ключ, отвертки, сверла и тому подобные вещи. Стоит отметить, что вам понадобится запрессовка направляющих втулок клапанов, это специальный инструмент. Данный девайс сейчас продается в магазинах, но можно также его сделать самому. В данной статье, как именно сделать этот инструмент, мы описывать не будем, но вы с легкостью сможете найти информацию в других статьях.

    Читать еще:  Регион Авто компания по перегону транспорта

    Порядок замены направляющих клапанов ВАЗ 2106

    Вся процедура делится на несколько этапов:

    1. Подготовка инструментария.
    2. Частичная разборка двигателя, а именно — снятие ГБЦ.
    3. Выбор и покупка новых деталей.
    4. Демонтаж изношенных элементов и запрессовка новых.
    5. Обратная сборка и запуск мотора.

    Первым делом следует отключить аккумулятор от бортовой сети

    Чтобы произвести разборку и замену направляющих, вам понадобится:

    • стандартный набор рожковых и накидных ключей;
    • набор головок с мощным воротком и трещоткой;
    • динамометрический ключ для обтяжки болтов ГБЦ и гаек распредвала при сборке;
    • отвёртки, пассатижи;
    • ключ на 36 мм для ручного вращения коленчатого вала;
    • монтировка;
    • съёмник для разблокировки клапанов;
    • тяжёлый молоток;
    • оправка для выбивания и запрессовки втулок;
    • развёртка на 8.025 мм с воротком;
    • ёмкость и шланг для опорожнения системы охлаждения;
    • ветошь.

    Без ключа с трещоткой и головок при снятии ГБЦ не обойтись

    Оправка для работы с направляющими представляет собой стальной пруток, конец которого проточен под внутренний диаметр втулки. Вторая часть оправки — это насадка для запрессовки, чей размер подогнан под широкую наружную часть детали (так называемую шляпку), поскольку по торцу бить нельзя. Комплект можно заказать токарю либо купить в готовом виде, он стоит недорого.

    Оправку для выбивания и посадки втулок можно выточить по чертежу

    Это развёртка, используемая на ГБЦ автомобилей ВАЗ 2101—07

    Развёртка — это слесарный инструмент, предназначенный для точной подгонки внутренних диаметров отверстий. В данном случае она необходима, чтобы развернуть внутреннюю часть втулки под стержень клапана с минимальным зазором.

    Данный этап — самый трудоёмкий и длительный, начинается он с отключения аккумулятора и опорожнения водяной рубашки мотора (с радиатора жидкость сливать не нужно). Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

    1. Отсоедините трос пускового устройства, бензиновый шланг и привод акселератора, после чего снимите корпус воздушного фильтра и карбюратор.
    2. Открутите клапанную крышку и совместите насечку на шкиве коленвала с длинной риской на блоке. Отключите от свечей провода и демонтируйте трамблёр, запомнив положение бегунка. Снимите провод с датчика температуры.
    3. Ослабьте цепь, выкрутив натяжитель, затем разблокируйте гайку шестерни распределительного вала и открутите её. Снимите шестерёнку и зафиксируйте цепь, чтобы она не провалилась внутрь блока. Открутите гайки крепления постели распредвала и демонтируйте её со шпилек.
    4. Отсоедините от ГБЦ все патрубки охлаждающей системы и «штаны» выхлопной трубы.
    5. В произвольном порядке ослабьте 11 болтов крепления головки цилиндров и выверните их. Двумя руками поднимите ГБЦ и снимите вместе с коллекторами.

    Снятие корпуса фильтра

    Снятую ГБЦ удобно разместите на столе и снимите пружины с коромыслами (желательно не путать местами), после чего съёмником разблокируйте клапаны и вытащите их. При этом не потеряйте «сухари» — мелкие полуцилиндры, вставляющиеся в прорезь штока. Затем переверните головку камерами сгорания кверху, подложите по краям деревянные бруски и выбейте оправкой все втулки. Удары наносите со средним усилием, чётко и точно. В конце почистите и тщательно протрите всю ГБЦ от нагара и отложений.

    Карбюратор надо снять с коллектора, чтобы не мешал

    VESKO-TRANS.RU

    АвтоНовости / Обзоры / Тесты
    • Home
    • Автогараж
    • Замена Направляющих Втулок Клапанов Ваз 2106

    Замена Направляющих Втулок Клапанов Ваз 2106

    Подмена направляющих втулок клапанов

    Приветствую вас дорогие читатели этого веб-сайта. Продолжая рубрику о ремонте головки блока цилиндров, сейчас желаю показать и главное поведать для вас, как более верно произвести подмену направляющих втулок клапанов. Многие механики, делают это грубым методом (при помощи молотка и зубила :)) и как правело это не обходиться без повреждений самой головки. Мы же будим использовать особый инструмент для заслуги наибольшего хорошего результата.

    И так, процесс подмены направляющих фактически схож для всех моделей марки ВАЗ. Мы же будем создавать подмену втулок на головке мотора ВАЗ 21011.

    Для подмены направляющих втулок необходимо снять пружины и клапана. Советую для вас прочесть специальную статью (Подмена клапанов ВАЗ.). В статье по подмене клапанов Вы ознакомитесь с подробнейшей информацией как верно сделать всю операцию.

    Мы не будем выбивать направляющие специальной наставкой с помощью молотка, потому что можно разрушить посадочную плоскость в головке, куда запрессовывается направляющая. Могут остаться забияки либо получится эллипс, что нам вообщем не надо. Для этого мы будем использовать особый съёмник для снятия и установки направляющих втулок клапанов.

    Как изготовить данный инструмент и как им работать я подробно описал в статье (Инструмент для ремонта Г.Б.Ц.).

    Так как съёмник у нас универсальный, то нужно подложить под него втулку определённого размера. Втулка подбирается таким образом, что бы при установке съёмника резьбовая часть выходила из направляющей втулки клапана на два три сантиметра.

    Устанавливаем съёмник и фиксируем его двумя обточенными гайками.

    Можно конечно сделать и одну большую гайку, что бы уменьшить нагрузку на резьбу, но есть то, что есть.

    Теперь придерживая верхним ключом центральную часть съёмника, нижним впрессовываем направляющую втулку. Будьте внимательны, когда приложите усилие на съёмник, должен прозвучать характерный звук (щелчок), это означает, что втулка сдвинулась с места и выходит наружу. Продолжаем выкручивать винт до полного выхода направляющей втулки.

    Взяв новую втулку, обязательно обрабатываем её маслёнкой из моторным маслом, для того что бы она легче заходила на своё место.

    Для запрессовки нам понадобится специальная втулка, с конической фаской, которая упирается в седло клапана. Втулки нужны две одна большего диаметра для посадочного места впускного клапана и вторая меньшего для выпускного.

    Замена направляющих втулок клапанов. Сделай Сам!

    Показан простой способ замены направляющих втулок клапанов в домашних условиях, без специального инструме…

    Замена направляющей втулки клапана. Ремонт гбц. Ваз 2106. Часть 1.

    Головка блока цилиндров была снята для замены направляющей втулки клапана, замены сальников клапанов,…

    Устанавливаем их вот так.

    И устанавливаем сам съёмник.

    Подбираем распорные втулки съёмника так, что бы при установке новой направляющей втулки резьбовая часть выглядывала два три сантиметра.

    Так, как верхняя часть направляющей втулки изготовлена со специальным буртиком, нам понадобится специальная гайка, которая будет упираться в направляющую, и не повредит буртик. Чем этот буртик важен? На этот буртик крепится резиновый колпачок (сальник), и повреждение его не даст сто процентной гарантии в герметичности.

    Вот так выглядит специальная гайка, которой мы поджимаем новую направляющую.

    После установки специальной гайки, осталось немного резьбы на шпильке и что бы уменьшить нагрузку на резьбу, накручиваем дополнительную резьбовую втулку.

    Теперь нам осталось только запрессовать втулку на своё место. Когда втулка дойдёт до своего места (на ней установлено стопорное кольцо, которое предупреждает о правильной посадке втулки на нужную величину), прокручивание станет туже, в этот момент нужно остановиться, что бы ни сломать направляющую. Разбираем съёмник и видим вот такую картину.

    Всё направляющая у нас запрессована, но это как говорится ещё не всё. Теперь нужно подогнать её к нужному посадочному размеру. После запрессовки, её немного сдавило и теперь её размер меньше чем 8 мм. Для этого нам понадобится развёртка диаметром 8.00.

    Устанавливаем её в направляющую и не придавливая а свободно прокручивая развёртываем отверстие.

    Так же ещё раз напомню, что как пользоваться инструментом и как его выбирать я написал в специальной статье, ссылка вверху текста.

    После того как развернули отверстие, его нужно продуть сжатым воздухом, что бы удалить все опилки.

    Теперь приступим к замерам. Нам нужно узнать, какой диаметр отверстия в направляющей. Потому как на развёртке написан диаметр 8 мм. А ним нужно знать, сколько получилось на самом деле. Что бы это проверить, нам понадобится индикатор внутромер.

    Как показывает прибор, у нас размер получился в плюсе две сотки. Далее замеряем толщину ножки клапана. Её замеряем микрометром.

    Диаметр ножки клапана оказался 7.99 мм. В принципе три сотки это нормальный зазор между ножкой клапана и направляющей втулкой.

    Далее устанавливаем на место клапан и подсветив его лампой сверху тарелки мы видим совсем неприятную картину.

    Мы видим, что клапан не полностью прилегает к седлу. Это означает что при каждой замене направляющей втулки клапана, теряется соосность между центром втулки и центром седла клапана. Что бы решить эту проблемку нужно подвести шарошками седло. Как правильно прошарошить седло клапана я полностью описывал в статье ( Притирка клапанов ВАЗ ).

    Ну, вот и всё, теперь осталось только притереть клапана и собрать всё обратно. О притирке советую прочитать статью, на которую ссылка чуть выше.

    До новых публикаций.

    • Как снять двигатель ВАЗ
    • Разборка двигателя ВАЗ. Часть 1
    • Разборка двигателя ВАЗ. Часть 2
    • Разборка двигателя ВАЗ. Часть 3
    • Замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109
    • Замена воздушного фильтра на автомобилях ВАЗ
    • Замена прокладки гбц ВАЗ 2106-07
    • Замена помпы ВАЗ 2109

    Направляющие втулки клапанов

    Направляющие втулки клапанов являются одной из важнейших частей любого двигателя. Они обеспечивают точное попадание клапанов, а также их открытие и закрытие в самые нужные моменты времени.

    Применение направляющих втулок в двигателях внутреннего сгорания объясняется их способностью к быстрому отводу тепла. Дело в том, что двигатели в 50-х годах имели чугунную головку блока цилиндров, которая обладала свойством очень быстро перегреваться и повышенный расход масла. Если втулки обеспечивают связь головки и клапанного механизма, то без них механизм имел тесную связь с головкой, что не создавало необходимых условий для отвода тепла.

    Таким образом, направляющие втулки клапанов необходимы для отвода тепла, обеспечения минимального расхода масла и точной постановки клапана над отверстием.

    Конструкция и принцип работы направляющих втулок

    Направляющая втулка изготавливается, исключительно, из металла и может быть выполнена в виде отдельного цилиндра, который имеет продольное отверстие, или в виде цилиндрического отверстия внутри головки блока цилиндров. Отверстие втулки должно максимально точно совмещаться с седлом клапана и иметь небольшой зазор. Такой зазор необходим для исключения возможного заклинивания клапана, так как при повышении температуры металл расширяется, и зазор становится меньшим. Однако, слишком большой зазор может привести к потере воздуха в топливовоздушной смеси и скорейшему износу самой втулки, которая расточится и может стать овальной формы.

    Главным плюсом применения направляющих втулок, является их простота обслуживания. Ведь такую направляющую можно изготовить своими руками на любом виде токарных станков. Это может здорово сэкономить время, но при условии, что вы владеете специальными навыками и опытом, так как неправильно изготовленная втулка может стать причиной плохой герметичности клапанов и, как следствие, ускоренного износа целого узла.

    Читать еще:  Схема подключения евророзетки прицепа

    Замена направляющих втулок ВАЗ 2107

    Необходимость замены направляющих втулок возникает в следующих случаях:

    1. Появление большого расхода масла. Из выхлопной трубы выходит дым сизого цвета. Это говорит о том, что масло попадает в камеру сгорания, а затем в систему выхлопа.
    2. Во время работы двигателя возникает характерный звук из головки блока цилиндров.
    3. Выполнение определенных ремонтных работ, к примеру, замена клапанов или капитальный ремонт всей ГБЦ.

    Перед заменой втулок нужно снять головку с блока. Порядок действий следующий:

    1. Снимите «кастрюлю» воздушного фильтра и слейте охлаждающую жидкость.

    2. Открутите все хомуты шлангов карбюратора и снимите шланги. Отсоедините тягу педали газа и выкрутите трос подсоса воздуха. После этого открутите четыре гайки крепления и снимите карбюратор.

    3. Теперь выкрутите гайки крепления «штанов» к выпускному коллектору.

    4. Возьмите торцовый ключ на 10 и открутите все гайки, на которых крепится крышка головки блока цилиндров. После чего, снимите крышку.

    5. Затем открутите гайку, предназначенную для крепления распределителя зажигания, и демонтируйте высоковольтные провода. После этого вытащите распределитель и уберите его подальше, чтобы он не препятствовал проведению работ.

    6. Развальцуйте и выкрутите болт шестерни распределительного вала. Шестерню необходимо вытащить, а цепь зафиксируйте таким образом, чтобы она не упала в блок цилиндров, так как достать ее будет очень проблематичным.

    7. Вместе с валом вытащите постель из распределительного механизма.

    8. Открутите болты крепления головки и снимите ее с блока. Будьте осторожны, направляющие втулки могут выпасть вниз, поэтому рекомендуется быть предельно аккуратным.

    После демонтажа головки блока цилиндров, необходимо ее протереть сухой тряпкой и очистить ее от следов масла и грязи. После этого можно приступать к замене втулок:

    1. В отверстие старых втулок необходимо вставить оправку и аккуратными ударами выбить их молотком. Место посадки необходимо тщательно очистить с помощью бензина. После этого продуйте их сжатым воздухом.

    2. Новые втулки необходимо сжать. Для этого можно поместить их в морозильник на два дня. Этот способ является самым эффективным.

    3. Для расширения каналов посадки втулок нагрейте головку блока цилиндров на электрической плите до температуры, примерно, сто градусов Цельсия.

    4. На новые втулки наденьте специальные стопорные кольца и тем же способом забейте их в посадочные места.

    После того, как ГБЦ остынет, нужно примерить стержни клапанов под отверстия втулок. Если они не подходят, отверстия растачиваются до необходимых диаметров.

    После сборки узла, установите головку блока цилиндров обратно на блок. По возможности можно заменить прокладку ГБЦ и множество других расходных запчастей. Все это пойдет только на пользу двигателю.

    Замена направляющих втулок клапанов на автомобилях ВАЗ 2106 и 2109

    Огромным преимуществом российского автопрома является возможность не только замены, но и полноценного ремонта всех узлов и агрегатов автомобилей. Довольно часто автовладельцы проводят полный разбор двигателей ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 и меняют все его составляющие, в том числе и направляющие втулки клапанов.

    • 1 Конструкция ГБЦ и клапанов
    • 2 Общее устройство втулок головки блока цилиндров
    • 3 Назначение гильз
    • 4 Почему гильзы могут выйти из строя
    • 5 Признаки неисправности направляющих гильз
    • 6 Инструменты и материалы
    • 7 Как заменить клапанные втулки на ВАЗ 2106
    • 8 Замена клапанных гильз на ВАЗ 2106 — видео
    • 9 Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

    Конструкция ГБЦ и клапанов

    Функционирование клапанного механизма на машинах ВАЗ 2106 и ВАЗ 2109 зависит от работы цепного привода (современные модели авто оснащаются ремёнными приводами).

    Устройство головки блока цилиндров довольно примитивное: это сёдла, пружины, направляющие втулки. Захлопывание клапанов в системе осуществляется автоматически при помощи встроенных пружин. Чтобы в камеру сгорания не просачивалось моторное масло, на втулку крепится маслосъёмный сальник.

    Схема головки блока цилиндров ВАЗ 2106

    Клапанный механизм работает в сложных условиях с высокими температурами и масляным голоданием. Основной его задачей является обеспечение герметичности всей системы. Проблемы в его работе могут стать причиной снижения мощности, повышения расхода топлива и быстрого износа ГРМ.

    Общее устройство втулок головки блока цилиндров

    На современных машинах головки клапанов выполнены из специальных сплавов.

    Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106

    На ВАЗ 2109, к примеру, направляющие изготовлены из износостойкого материала и запрессованы в головку при высокой температуре, поэтому сменить их достаточно сложно. Но проводить процедуру замены всё же нужно, поскольку втулка, несмотря на её прочность, со временем изнашивается, теряя герметичность. Проблема особенно актуальна для двигателей с большим количеством клапанов.

    Назначение гильз

    Основная задача клапанов — подача в камеру сгорания топливно-воздушной смеси и вывод из неё выработанных газов. У каждого из цилиндров мотора имеется два клапана — впускной и выпускной. В направляющей втулке движется шток, который и впускает/выпускает отработанные газы и топливную смесь. Герметизация камеры сгорания происходит за счёт точной «посадки» головки на седло.

    Качество работы клапанов двигателя зависит от направляющих втулок и сёдел. Во время эксплуатации они изнашиваются и не могут поддерживать высокую производительность двигателя. В такой ситуации их придётся менять.

    Почему гильзы могут выйти из строя

    Основной причиной выхода из строя направляющих втулок является их износ. В результате увеличивается расход смазочной жидкости, так как люфт деталей приводит к быстрому выходу из строя маслосъёмного колпачка и масло просачивается в камеру сгорания. В результате наблюдается образование нагара, нарушение температурного режима работы мотора, увеличение токсичности отработанных газов и поломка катализатора (если он в машине есть).

    Изношенные втулки клапанов ВАЗ 2106

    Своевременная замена моторного масла и правильная эксплуатация ДВС автомобиля позволяет продлить срок службы втулок и менять их каждые 180–200 тысяч километров пробега. Однако из-за зазоров клапанов и несоответствия моторного масла рекомендуемым нормам может произойти боковой износ втулок и снижение подвижности клапанов по оси штока из-за увеличения радиальной нагрузки на него. По этой причине после смены маслосъёмных колпачков обязательно проводят корректировку зазора в направляющих втулках. При слишком большом зазоре и выявлении люфта втулки в обязательном порядке меняют.

    Признаки неисправности направляющих гильз

    Износ направляющих втулок клапанов легко и быстро определяется владельцем транспортного средства. Основной симптом этой неисправности — увеличение расхода моторного масла.

    Первое, что стоит проверить при увеличении расхода моторного масла, это клапаны двигателя автомобиля. Ещё одним признаком неисправности может стать характерный шум мотора в области головок. Самый лёгкий способ проверить это — открыть капот автомобиля, запустить двигатель и внимательно прислушаться. Если на фоне работы мотора будет заметен странный и необычный шум, то стоит провести диагностику клапанов и направляющих втулок.

    Инструменты и материалы

    Замена направляющих втулок проводится с использованием следующего инструментария:

    • молоток;
    • развёртки на 8.022 и 8.028;
    • оправка для выпрессовки и запрессовки втулок.

    Втулки меняют с помощью ступенчатой оправки — латунного либо бронзового инструмента. Упирается он в направляющую втулку, после чего она выбивается ударом молотка. Такой способ выпрессовки не так вредит ГБЦ, как использование обычного молотка и зубила. Специальный съёмник используется не только для снятия втулок, но и для их замены.

    Ступенчатая оправка, используемая для выпрессовки направляющих втулок ВАЗ 2106

    Лучшим инструментом для замены направляющих втулок является съёмник-выпрессовщик. Такие приспособления позволяют снимать втулки клапанов без повреждения посадочной плоскости на ГБЦ. Наличие этого инструмента позволяет избежать задиров и других дефектов ГБЦ, которые могут появиться при использовании оправки и молотка.

    Съёмник-выпрессовщик для направляющих втулок ВАЗ 2106— универсальный инструмент

    Как заменить клапанные втулки на ВАЗ 2106

    Открыть доступ к втулкам клапанов за счёт проворачивания двух крайних шпилек, которые мешают установить оправку. Отворачиваются они методом навинчивания на них четырёх гаек попарно. Можно прибегнуть к специальному шпильковёрту.

    Шпильки ГБЦ ВАЗ 2106 откручиваются для доступа к клапанам
    Направляющая втулка легко выпрессовывается ударами молотка по вставленной оправке. Прежде чем приступать к извлечению старой втулки, необходимо перевернуть ГБЦ.

    Выпрессовка направляющей втулки ВАЗ 2106 из гнезда с помощью специального инструмента
    Деталь устанавливается в седло, затем молотком и оправкой запрессовывается до упора в плоскость ГБЦ. На втулки надеваются стопорные кольца и в таком состоянии проводится их запрессовка. Втулки впускных клапанов на ВАЗ 2106 несколько короче, чем втулки выпускных клапанов. Изнутри они покрыты канавками, которые смазывают клапаны. Длина канавок различается у впускных и выпускных клапанов: в первом случае они идут только до половины седла, во втором — до его дна.

    Запрессовка новых направляющих втулокВАЗ 2106
    По окончании монтажа втулок их отверстия разворачиваются, причём их диаметр различается.

    Отверстия направляющих втулок ВАЗ 2106 разворачиваются после монтажа

    Замена клапанных гильз на ВАЗ 2106 — видео

    Установка направляющих втулок на ВАЗ 2109

    Смена направляющих втулок на ВАЗ 2109 начинается с фиксации на детали съёмника посредством обточенных гаек. Центральная часть инструмента придерживается верхним ключом, а при помощи нижнего выпрессовывается направляющая втулка. Её выход из гнезда сопровождается характерным щелчком, после этого деталь вынимается.

    Направляющие втулки клапанов ВАЗ 2106 выпрессовываются съёмником

    Чтобы облегчить процесс установки втулки, её обрабатывают моторным маслом. Деталь запрессовывается в седло клапана при помощи конической втулки. При этом для впускного и выпускного клапанов втулки выбираются таким образом, чтобы резьба на направляющей детали была длиннее на несколько сантиметров.

  • Желательно, чтобы детали имели разную температуру: головка блока цилиндров должна быть нагрета до 150оС, втулка, наоборот, охлаждается. Если не создать разницу температур, то можно спровоцировать деформацию алюминиевого сплава, в результате чего в металле возникнут слишком большие внутренние напряжения. Это может привести к перегреву клапанов двигателя.
  • На втулке располагается кольцо, по которому определяется её правильная посадка. После установки детали на ней развёртывается отверстие при помощи специального инструмента. Диаметр отверстия можно проверить нутромером — он должен соответствовать параметру, указанному в технической документации автомобиля. Если данные совпадают, то устанавливают клапан. При неплотном прилегании втулки к седлу её правят с помощью шарошки.

    Подводка седла клапанов ВАЗ 2109 при помощи шарошки
    После монтажа новых втулок в ГБЦ могут появиться зазоры из-за потери соосности. Чтобы устранить данную проблему, необходимо провести притирку клапанов. С этой целью сёдла клапанов ещё раз обрабатываются шарошкой. Процедура установки новых втулок завершается после окончательной притирки клапанов.

    Итак, поменять направляющие втулки можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Это довольно простая в исполнении процедура, которая может значительно продлить срок эксплуатации двигателя автомобиля.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector