2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В России хотят ввести штраф за агрессивное вождение

Штраф и 2 года без прав: в РФ хотят ввести наказание за агрессивное вождение

Пока эксперты спорят, что именно считать «агрессивной» ездой, однако склоняются к тому, что речь должна идти не об отдельных нарушениях, а о сериях опасных маневров

В России может появиться наказание за агрессивную езду: ГИБДД, департамент транспорта Москвы и экспертный центр Probok.net. направили в правительственную комиссию по безопасности движения проекты по введению ответственности для лихачей. Все три документа планируется рассмотреть на заседании комиссии в начале октября.

Инициатива борьбы с «агрессивным вождением» принадлежит премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву: в августе он дал соответствующее поручение.

Предложения и наказания

Как сообщает «Коммерсантъ», самый жесткий проект поправок к дорожным правилам разработал столичный департамент транспорта. Московские чиновники предложили дополнить КоАП новой статьей – 12.15 прим., которая введет понятие «умышленное создание опасности для движения, выразившееся в неоднократном нарушении требований ПДД». Под такие деяния будут, например, подпадать отказы водителей подать сигнал перед началом движения, перестроением или остановкой. Ведомство предлагает наказывать лихачей довольно жестко: лишать прав на срок от полутора до двух лет.

В ГИБДД решили несколько иначе подойти к решению проблемы: дополнить кодекс статьей 12.28 прим., введя понятия «создание опасности для движения при управлении транспортным средством», «преднамеренное создание опасности для движения». Таковыми, по мнению руководства инспекции, должны считаться совершение друг за другом нескольких нарушений ПДД: многократные перестроения, резкие торможения, несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля, нарушение бокового интервала и пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.

При этом полиция предлагает значительно более мягкие меры воздействия на нарушителей: за «создание опасности» предложено штрафовать на 500 рублей, за «преднамеренное создание опасности» – на 5 000 рублей. Решение о штрафах должен будет принимать суд.

Что касается экспертного центра Probok.net, специалисты которого также входят в рабочую группу при правительственной комиссии, то, по мнению его руководителя Александра Шумского, к «опасному вождению» следует приравнять только несколько действительно опасных маневров: перестроения из ряда в ряд, так называемые «шашечки», «подрезание» других машин, резкое торможение перед другими транспортными средствами. «Рассматривается возможность учета опасного вождения как отягчающего обстоятельства при административном и уголовном производстве», – отметил Шумский.

Вопрос критериев

Впрочем, при более детальном обсуждении инициативы всплыли несколько технических вопросов, без решения которых новые правила работать не смогут. Так, замглавы столичного департамента транспорта Андрей Корнеев отметил, что автоматическая система слежения за дорожным движением вряд ли сможет распознавать агрессивное вождение. Значит, видеозаписи придется отсматривать в ручном режиме. Первоначально это будут делать сотрудники ГИБДД, а позднее задача может быть поручена Московской административной инспекции. При этом сам Корнеев признал, что при таком подходе возникают проблемы с объективностью.

«Самое сложное — это максимально уйти от мнения правоприменителя (инспектора), – пояснил чиновник. – Ведь оно может быть разным в разных случаях».

В свою очередь, Шумский отметил важность использования средств фото- и видеофиксации нарушений для недопущения фальсификаций.

Сначала дороги почините

У общественных активистов обсуждение новых потенциальных наказаний вызвало скепсис. «Уйти от субъективной оценки этого нарушения очень сложно, и это главная проблема, — отметил координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Невозможно прописать в законе такую конструкцию, которая могла бы объективно отделить обычное вождение от опасного. Если наказывать за неоднократные перестроения, то где критерий неоднократности? Через какой промежуток времени должен быть произведен маневр, чтобы он был неоднократным?»

Шкуматов также отметил, что за «агрессивную езду» могут быть привлечены к ответственности водители, которые объезжали несколько ям, расположенных подряд на разных полосах. «Новый вид наказания приведет лишь к стрессу, – высказал свое мнение активист. – И так повсюду висят камеры, постоянно приходят штрафы, на дорогах огромное количество непонятных запрещающих знаков, сами дороги разбитые, а тут еще и агрессивное вождение», — добавил он.

На нашем сайте действуют правила поведения, которые мы настоятельно просим соблюдать. В комментариях запрещены:

  • ненормативная лексика
  • призывы к насилию, оскорбления на национальной почве
  • оскорбления авторов материалов, других пользователей сайта
  • реклама, ссылки на иные ресурсы, телефоны и другие контакты

Редакция не занимается проверкой контактов, расценивая их как априори вредные для других пользователей. Сообщения с перечисленными нарушениями удаляются модератором. Также мы уведомляем, что редакция не несет ответственности за содержание комментариев, даже если позиция пользователей не совпадает с мнением редакции

Соответствующие предложения направлены в правительство

Как стало известно “Ъ”, правительственная комиссия по безопасности движения в ближайшее время определит способ наказания за агрессивное вождение. Свои предложения в Белый дом направили ГИБДД, департамент транспорта Москвы и экспертный центр Probok.net. Все они в той или иной степени сводятся к одной идее: агрессивный способ вождения — это неоднократно совершенные на дороге перестроения и ускорения. Решение о наказании нарушителей должны принимать инспекторы вручную после просмотра видеозаписей, если таковые имеются. ГИБДД предлагает штрафовать таких водителей на 5 тыс. руб., Москва — лишать прав на срок до двух лет.

По данным “Ъ”, предложения от ГИБДД, Минтранса и общественных организаций по поводу агрессивной езды уже поступили в правительство РФ, в начале октября планируется провести заседание комиссии по безопасности дорожного движения (ее возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов), где эта тема и будет обсуждаться. Напомним, что поручение ввести в законодательство термин «агрессивное вождение» в начале августа дал премьер Дмитрий Медведев для борьбы с аварийностью на дорогах.

Что ждет автомобилистов в ближайшие два-три года

Департамент транспорта Москвы предлагает следующую конструкцию. Как рассказал “Ъ” заместитель главы департамента Андрей Корнеев, в КоАП следует внести новую статью 12.15 прим., которая введет понятие «умышленное создание водителями опасности для движения, выразившееся в неоднократном нарушении требований ПДД». К этому будет относиться, к примеру, отказ заблаговременно подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом или остановки, заблаговременно занять крайнее левое положение на проезжей части (предназначенное для движения или поворота направо) и другие составы. «Должны применяться только существующие нарушения ПДД»,— считает господин Корнеев. Агрессивная езда, по мнению департамента транспорта, должна караться довольно жестко: лишением прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Госавтоинспекция, направившая собственные наработки (есть в распоряжении “Ъ”) в Белый дом, предлагает несколько иную конструкцию. Кодекс нужно дополнить новой статьей 12.28 прим. Вводятся термины «создание опасности для движения при управлении транспортным средством» и «преднамеренное создание опасности для движения», то есть совершение следующих друг за другом нарушений, включая многократное перестроение при интенсивном трафике при занятых полосах, резкое торможение, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, несоблюдение «безопасного бокового интервала», нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами. Чем отличается преднамеренное создание опасности от непреднамеренного, из материалов ГИБДД неясно. Главное отличие предложений Госавтоинспекции от московских — использование субъективных формулировок «резкое» и «безопасное», которые, впрочем, используются в ПДД (пункт 10.5, к примеру). Предложенные ГИБДД санкции мягче, чем у дептранса: 500 руб. штраф за «создание опасности» и 5 тыс. руб. за «преднамеренное создание опасности» (решение о наказании будет принимать суд).

В дискуссии также принимает участие экспертный центр Probok.net (его глава Александр Шумский входит в рабочую группу при правительственной комиссии по безопасности дорожного движения). «К опасному вождению могут быть причислены несколько последовательных действий, такие как резкие многократные перестроения из ряда в ряд (“шашечки”), поздрезание других автомобилей, намеренное и резкое торможение перед другими транспортными средствами (когда пытаются “проучить” на дороге),— рассказал “Ъ” господин Шумский.— Рассматривается возможность учета опасного вождения как отягчающего обстоятельства при административном и уголовном производстве».

Как московские власти отбирают полномочия у ГИБДД

Дептранс и Probok.net настаивают на обязательном использовании фотовидеофиксации. Андрей Корнеев из дептранса считает, что автоматика распознавать агрессивное вождение вряд ли сможет, поскольку нужно будет распознать «комплексный характер нарушений». Это значит, что видеозаписи нужно будет осматривать вручную в каждом случае. Предлагается, что сначала это будут делать инспекторы ГИБДД. Если Москва добьется передачи полномочий по ведению административных дел из Госавтоинспекции по 12-й «дорожной главе» (“Ъ” сообщал о нем в мае), то не исключено, что к распознаванию агрессивных водителей подключат и гражданских (например, сотрудников Московской административной дорожной инспекции). Господин Корнеев в разговоре с “Ъ” эту возможность не исключил, но отметил, что «не стоит напрямую связывать полномочия и агрессивное вождение». «Самое сложное — это максимально уйти от мнения правоприменителя (инспектора.— “Ъ”),— пояснил он.— Ведь оно может быть разным в разных случаях». Господин Шумский также настаивает на фотовидеофиксакции «во избежание фальсификаций». ГИБДД в своих предложения говорит о том, что для возбуждения административного производства можно было бы использовать данные с видеорегистраторов, установленных в машинах других водителей, а также сообщения в СМИ. Это разрешено статьями 28.1 КоАП и 26.2 КоАП.

Представитель секретариата Игоря Шувалова говорит, что, скорее всего, агрессивной ездой будет считаться не одно действие, а «их совокупность, зафиксированная соответствующим образом». «Само по себе резкое перестроение или торможение может быть спровоцировано, например, препятствием на дороге,— пояснил собеседник “Ъ”.— Но если, например, перестроения идут постоянно без соответствующих сигналов с превышением скорости, то это может быть расценено как опасная езда. Четкие критерии должны определиться в дискуссии экспертов и ГИБДД. Важно, что уже агрессивная езда на сегодняшний день воспринимается обществом как неприемлемое поведение на дороге, точно такое же как пьянство, и люди уже готовы дать ему иную оценку, чем два-три года назад».

Читать еще:  Как поменять воздушный фильтр на ларгусе

Что изменилось для участников дорожного движения с 1 июля

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов в целом скептически относится к введению термина «агрессивное вождения». «Уйти от субъективной оценки этого нарушения очень сложно, и это главная проблема,— считает он.— Невозможно прописать в законе такую конструкцию, которая могла бы объективно отделить обычное вождение от опасного. Если наказывать за неоднократные перестроения, то где критерий неоднократности? Через какой промежуток времени должен быть произведен маневр, чтобы он был неоднократным?» По его мнению, с введением термина «агрессивное вождение» оказаться наказанными рискуют быть водители, которые, к примеру, вынуждены были объезжать несколько ям подряд в разных полосах (так называемый лосиный тест). «Новый вид наказания приведет лишь к стрессу,— считает Петр Шкуматов.— И так повсюду висят камеры, постоянно приходят штрафы, на дорогах огромное количество непонятных запрещающих знаков, сами дороги разбитые, а тут еще и агрессивное вождение».

Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

Опасное вождение [current-date:custom:Y]

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается «закон об опасном вождении«, как избежать наказания за него в 2019 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

  • перестроение с созданием помехи,
  • перестроение при интенсивном движении (даже если помеха не создавалась, то всё равно будет считаться опасное вождение), если манёвр совершается не для поворота или разворота, а также не для объезда препятствия или остановки,
  • несоблюдение дистанции,
  • несоблюдение бокового интервала,
  • если вы резко затормозили, а этого не требовалось во избежание ДТП,
  • если вы препятствовали обгону.

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин «опасное вождение»:

  1. они должны быть совершены неоднократно – причём, комбинация из любых двух (даже разных) действий уже образует опасное вождение,
  2. такие действия должны повлечь реальную угрозу ДТП, в том числе с гибелью или ранениями людей.

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

2.7. Водителю запрещается:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2019 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или «учительствование», когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

  • перестроение без включённых поворотников,
  • поворот из второго ряда (в случаях, когда это запрещено Правилами),
  • «виляние» из стороны в сторону в пределах своей полосы (при наличии разметки),
  • несоблюдение дистанции или бокового интервала до стоящего впереди/сбоку автомобиля (в пробке, к примеру),
  • превышение скорости, равно как и слишком быстрый разгон со светофора,
  • дрифтинг,
  • и любые другие манёвры или нарушения ПДД, которые не перечислены прямо в условиях пункта 2.7.

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 11 Декабря 2019 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Статья 12.38. Опасное вождение

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2019 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

  • каждый перечисленный в условиях опасного вождения манёвр должен быть совершён неоднократно в течение короткого промежутка времени,
  • такие манёвры должны создать угрозу ДТП.

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

  1. инспектор видит, что вы неоднократно нарушаете ПДД агрессивными манёврами (например, сначала перестроились, создав помеху, а потом подрезали),
  2. останавливает вас и составляет административный материал – протокол; протоколом возбуждается дело об административном правонарушении, куда вписываются все имеющие отношение к нарушению обстоятельства, а также ваши ФИО, данные инспектора, место, дата и время нарушения, место, дата и время рассмотрения дела, ваши объяснения,
  3. далее инспектор вас. отпускает в добрый путь с вручённой вам копией протокола, где указаны место, дата и время рассмотрения вашего нарушения ПДД и на которое вы обязаны явиться,
  4. экземпляр протокола, который остался у сотрудника, передаётся его непосредственному начальнику,
  5. начальник на разборе в назначенное время в вашем присутствии или отсутствии решает, вынести постановление или нет,
  6. если принято решение вынести постановление (это и есть уже назначенный штраф за опасное вождение), то его копия вручается вам либо высылается по почте, если вы не явились на разбор.

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

  • Какой промежуток времени должен пройти между двумя нарушениями, чтобы это в совокупности стало опасным вождением: 5 секунд, минута, день, месяц? Ответа на этот вопрос закон не даёт.
  • Должен ли инспектор доказать опасное вождение и как? Этот вопрос мы рассмотрим подробнее немного ниже.
  • Что считать интенсивным движением, когда нельзя перестраиваться? Законодательство 2019 года не содержит ни критериев такой интенсивности, ни даже определения. Более того, водитель всегда может сказать, что он собирался поворачивать или развернуться, и тогда это уже не нарушение.
  • Что такое безопасная дистанция и боковой интервал? В ПДД нет ответа на вопрос, «сколько мерить в метрах?», равно как нет определения безопасности дистанции. Есть только прецедентность этих понятий – если не случилось ДТП, значит, они безопасны.
  • И главное – наличие такого условия, как угроза ДТП. Как его понимать? Если ДТП не было, значит ли это, что это не опасное вождение?
Читать еще:  Схема предохранителей калина 1 седан

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Автомобили

Закон и право

Агрессивное вождение опережает ПДД

Депутаты могут ввести штраф за агрессивное вождение

Депутаты предложили ввести штраф в размере 5 тыс. рублей за агрессивное вождение автомобиля. При этом в законодательстве пока отсутствует само понятие об агрессивной езде. Разработка этих терминов была поручена правительственной комиссии, но результатов ее работы до сих пор нет.

Авторами законопроекта выступили три депутата от ЛДПР: глава фракции Игорь Лебедев, Ярослав Нилов и Андрей Свинцов. Они предложили дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) новой статьей 12.15, прим. 1 «Умышленное создание водителем помех при управлении транспортным средством, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения (агрессивное вождение)».

В качестве наказания парламентарии хотят ввести штраф от 2,5 тыс. до 5 тыс. рублей.

Подробнее:

В правительстве совместно с экспертами разработают поправки, которыми введут понятие «агрессивное вождение» по аналогии с западными странами

Из законопроекта следует, что в качестве нарушения может рассматриваться в том числе опасное маневрирование, либо опасное перестроение по полосам движения, либо резкое торможение, либо опасное приближение к впереди движущемуся автомобилю с последующим движением в непосредственной близости от него.

В документе подчеркивается, что нарушение должно быть в обязательном порядке зафиксировано на фото или видео.

Привлекать к ответственности агрессивных водителей по замыслу авторов закона сможет только суд, а сотрудник полиции будет лишь составлять протокол.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты от ЛДПР ссылаются на опыт США и стран Европы. «Следует отметить, что в законодательстве большинства стран Европы и США присутствуют нормы, в которых установлена ответственность за агрессивное вождение, — пишут авторы. — Целью данного законопроекта является не только и не столько стремление приучить российских водителей к вождению транспортного средства по международным правилам, сколько обеспечение безопасности самих водителей и пассажиров, которых они перевозят».

Подробнее:

Медведев обсудил вопросы безопасности на дорогах: чиновников-нарушителей надо увольнять, за превышение скорости — уголовная ответственность

Стоит отметить, что ранее ЛДПР уже вносила в парламент аналогичный законопроект, однако он был отвергнут профильным комитетом Госдумы по госстроительству из-за того, что понятие «агрессивное вождение» отсутствует в правилах дорожного движения.

Депутат Госдумы, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает инициативу своих коллег преждевременной.

«Сначала нужно изменить ПДД, ввести туда само понятие «агрессивное вождение», а уже потом предусматривать ответственность,

— заявил парламентарий «Газете.Ru». — У нас в направлении выработки этого понятия, понятных критериев, терминов не сделано ни одного шага. Ведь здесь много очень тонких моментов двусмысленных, а сделать нужно все однозначно и абсолютно понятно. Чтобы человек твердо знал, что можно, а что нет. Здесь нужно убрать субъективизм сотрудников ГИБДД, все должно быть снято на камеру. Но нужно прописать и то, кто потом это будет смотреть и оценивать — инспектор или судья. Вопросов пока очень много, а их вообще не должно возникать. Нужно эту проблему прежде всего обсудить с экспертами, гражданами».

По его мнению, законопроекту обязательно должны были предшествовать соответствующие подготовительные действия.

«Так не работают. Прокукарекали, а там хоть не рассветай», — подытожил Лысаков.

«Пока в ПДД такого понятия нет, говорить об ответственности рано», — согласился с Лысаковым источник «Газеты.Ru» в ГИБДД России. В ведомстве считают, что перед поправками в КоАП необходимо четко определить, что такое «агрессивная езда», и зафиксировать это в Правилах дорожного движения. Между тем пока никаких предложений на этот счет в ГИБДД не поступало.

Подробнее:

Стоит ли в России штрафовать автомобилистов за агрессивное вождение?

«Мы поддерживаем любую дискуссию на эту тему, — рассказал «Газете.Ru» помощник первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова Александр Мачевский. — В любом случае этот вопрос должен быть вынесен на общественное обсуждение, чтобы в выработке понятия «опасное вождение» участвовали сами граждане. Главное, чтобы в обществе после этого обсуждения выработалась нетерпимость к такой манере поведения на дорогах и к тем, кто создает опасность для жизни и здоровья других людей».

По его словам, соответствующее поручение Шувалова, направленное на выработку понятия «агрессивная езда» и сделанное на одной из правительственных Комиссий по безопасности дорожного движения, находится в разработке. «Прежде всего нам нужно определение этого понятия. Ведь и превышение скорости само по себе уже опасная езда, и тут нужны критерии. Если человек едет на 50 км/ч больше, чем разрешено, то очевидно, что он использует автомобиль как общественно опасный инструмент, — отметил Мачевский. — В критериях все должно быть четко прописано: видеорегистрация, свидетели, рецидив и соответствующее наказание».

Собеседник «Газеты.Ru» отметил, что отношение правительства к законопроекту депутатов от ЛДПР будет сформировано после ознакомления с ним.

Штрафы за агрессивное вождение будут чаще получать водители-новички

Как штраф за агрессивное вождение пополнит копилку бюджета.

Вы, наверное, уже не раз слышали, что наконец-то наши власти озаботились введением штрафа за агрессивное вождение, который будет составлять 5000 рублей. Но сможет ли этот штраф остановить хаос на дорогах, который устраивает «золотая молодежь», а также те, кто считает, что дороги общего пользования – это трек? Давайте разберемся.

Напомним, что в 2016 году в Правила дорожного движения было введено понятие «опасное вождение». Введено оно было Постановлением Правительства РФ №477 30.05.2016 года.

Вот что такое согласно внесенным в 2016 году изменениям в ПДД опасное вождение:

Опасное вождение – это выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Данные изменения были внесены в пункт 2.7 ПДД РФ.

Если следовать описанию понятия опасного вождения на дороге, то под фанфары административной ответственности после введения штрафа за агрессивное вождение могут попасть не только те, кто любит опасно играть в шашечки, сгонять со скоростной полосы другие автомобили, подъезжая к ним очень близко, но и те, кто считает, что дорога общего пользования – это скоростной спортивный трек. А между тем под описание «опасное вождение» могут попасть действия и обычных водителей. Например, легко под административную ответственность за агрессивное вождение смогут попасть неопытные водители. То есть водители-новички, недавно получившие права, и другие неуверенные в себе водители, которых на дороге сегодня пруд пруди.

Да, конечно, вводить понятие «опасное вождение» нужно было давно, также как и административную ответственность. Но не все так просто с этим видом нарушения. Ведь очень многие действия законопослушных водителей, строго соблюдающих ПДД, можно также подвести под агрессивное вождение. Об этом заявили многие эксперты, когда Правительство РФ внесло в Правила дорожного движения новое понятие об агрессивном вождении. Именно поэтому власти и не торопились вводить в России административную ответственность за опасное вождение. Но недолго музыка играла. Недавно органы МВД РФ опубликовали проект закона, вносящий поправки в КоАП РФ, которые должны ввести административную ответственность за агрессивное вождение в виде штрафа в размере 5000 рублей. Подробнее об этом – здесь.

Пример ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

«Грядки» (несоблюдение бокового интервала)

Новые примеры


К сожалению, органы МВД не представили каких-то других предложений с целью более подробного разъяснения понятия «опасное вождение». А надо было. Ведь действительно, понятие «опасное вождение» в действующих ПДД очень размыто и получить за него могут чуть ли не большинство автолюбителей.

Читать еще:  Механическая коробка плавное торможение двигателем перед светофором и поворотом

Например, вы наверняка видели, как резко могут перестраиваться водители-новички из ряда в ряд, опасаясь, что их не пропустят. Также вы, наверное, наблюдали, как некоторые водители резко тормозят в своей полосе движения, несмотря на отсутствия препятствия. Особенно такое торможение характерно для тех, кто недавно оказался за рулем. И казалось бы, что новичку-водителю это все можно простить. Но нет. В случае введения штрафа за опасное вождение подобные действия приведут к тому, что чуть ли не поголовно водителям-новичкам можно каждый день выписывать штраф за агрессивное вождение. Интересно, законодатель специально внес понятие опасного вождения в ПДД с такой размытой формулировкой, чтобы местные бюджеты могли неплохо пополнить свою казну за счет неопытных водителей?

Все здесь, конечно, будет зависеть от того, кто и как станет привлекать водителей к ответственности за опасное вождение. С одной стороны, отдать право выявлять агрессивное вождение на дороге камерам фотовидеофиксации проще. Но в таком случае мы столкнемся с конвейером неоправданных штрафов, которые и сегодня не всегда справедливо высылаются водителям, попавшим под око камер ГИБДД. Ведь каждый случай опасного вождения должен рассматриваться индивидуально. Но и отдавать право выявлять факты агрессивного вождения сотрудникам ДПС также не стоит. Ведь в таком случае их придется наделить полномочиями самим решать, совершает ли тот или иной водитель опасные маневры. В этом случае это будет способствовать не снижению аварийности на дороге, а росту коррупции в рядах ГИБДД, с которой и так пока не смогли разобраться наши руководители.

К сожалению, сам законопроект о введении штрафа за опасное вождение (МВД предложило внести в КоАП РФ, в статью 12.38) предусматривает выявления признаков агрессивного вождения в действиях водителей на усмотрение сотрудников Госавтоинспекции. Самое ужасное, что сотрудники ГИБДД смогут выявлять подобное нарушение без обязательной фотовидеосъемки. К чему это приведет, мы и так знаем. Достаточно посмотреть большинство судебных решений по жалобам водителей, оспоривших штраф за нарушение ПДД, наложенный на них сотрудниками ДПС, где вы увидите стандартную отписку судов: «нет оснований не доверять сотрудникам полиции». К сожалению, во время предварительного обсуждения данного законопроекта в Госдуме в 2017 году депутаты так и не решились внести поправку в законопроект о введении ответственности за опасное вождение, которая бы обязала сотрудников ГИБДД при выявлении признаков агрессивного вождения делать обязательную видеорегистрацию факта нарушения.

Пример ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

«Упертый» (препятствие обгону)

Новые примеры

Да, конечно, инспекторы ГИБДД для привлечения водителей к административной ответственности согласно действующему законодательству обязаны доказать факт опасного вождения. Но это в теории. Вы посмотрите, что сегодня творится на дорогах в стране, когда законопослушных водителей незаконно привлекают к ответственности за нарушения ПДД. И это мы еще не говорим о том, когда действительно водитель совершил нарушение ПДД, но фактически сотрудники ДПС, не имея доказательной базы, привлекают водителей к ответственности. И что самое плохое, что порой, чтобы найти правду, автолюбителям приходится отстаивать свои права в многочисленных судебных инстанциях, добиваясь справедливости только лишь в Верховном суде. Логично, что многие водители предпочитают не связываться с судебным квестом, просто оплачивая порой штрафы за нарушения, которые они не совершали. Понятно, что подобная вялая активность общества не способствует совершенствованию правовой системы.

Хотя, конечно, определенные трудности у сотрудников ДПС при составлении протокола об опасном вождении будут. Ведь будет сложно описать в нем, в чем именно заключается нарушение. Но все равно новый закон, который в скором времени введет административную ответственность за агрессивное вождение, имеет пробелы. А раз так, новый закон в очередной раз дает лазейку для злоупотреблений со стороны сотрудников полиции. Надеемся, что при рассмотрении вопроса о внесении поправок в КоАП нашим народным избранникам хватит ума и духа дополнить законопроект пунктом, обязывающим привлекать к ответственности за агрессивное вождение только при наличии видеозаписи.

Пример ОПАСНОГО ВОЖДЕНИЯ

«Торопыги» (несоблюдение безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля)

Новые примеры

Штраф за опасное и агрессивное вождение на дороге в 2018 году в РФ

В России внедрение в использование на правовом уровне понятия «опасное вождение» большинством водителей было воспринято с явным негативом. При этом стоит отметить, что подобная практика уже имела место в ряде государств. Самое строгое наказание за такой стиль управления авто введено в Великобритании, где нарушителей ждет штраф в 5000 фунтов (в случае смертельного исхода наказание устанавливается в судебном порядке). Что же изменилось для россиян? Разберемся подробнее.

Штраф за агрессивное вождение

В ПДД термин «опасное вождение» был введен недавно — до 8 июня 2016 года его в сводах законов не использовали. Однако, согласно Постановлению Правительства РФ N 477 от 30.05.2016, в п 2.7 Правил добавлен абзац, отмечающий, что водителям запрещено

«опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

О том, какой размер штрафа за опасное вождение в РФ в 2018 году их ожидает, водители узнали совсем недавно — статья 12.38, регламентирующая наказание за данное нарушение, внесена в КоАП РФ на основании ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за опасное вождение». В результате рассмотрения законопроекта, парламентарии утвердили предложенный вариант наказания водителей — 5000 рублей.

То, что штраф за агрессивную езду в 2018 году все же будет введен, мало кто сомневался. Однако некоторые моменты закона так и остались спорными, несмотря на то, что в Думе обещали внести коррективы в текст КоАП.

Так, например, в п.3 ст. 12.24 Кодекса к моменту принятия поправок, уже была обозначена административная ответственность водителей, не уступивших дорогу ТС, имеющему преимущество:

Подобная ситуация возникла и с перестроением в случае занятости всех полос. Данный момент дорожного движения регулировала ч.1 ст. 12.15:

Таким образом, правило об опасном вождении дублирует существующие статьи, но с той разницей, что для него характерно неоднократное нарушение правил. При этом доказывать, согласно закону, сотрудникам Госавтоинспекции многократность нарушения не придется. Действует та же практика, которая применяется сегодня, например, при составлении протокола за проезд на красный свет. Здесь не требуются ни свидетели, ни запись с камер, поскольку оснований не доверять инспектору нет.

Штраф за создание аварийной ситуации на дороге

Стоит отметить, что введение штрафа за экстремальное вождение автомобиля преследовало благие цели — сокращение количества аварий, приводящих к гибели людей или нанесении им травм, а также повреждении имущества. Само понятие, введенное в Правила, акцентирует внимание на том, что «опасное вождение» имеет место быть лишь в том случае, если действия водителя:

«повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Какие же действия водителей могут быть рассмотрены как потенциально опасные для окружающих? Если вчитаться в само определение, то мы обнаружим в нем несколько типичных для наших дороги ситуаций:

  • «шашки» (совершаемые несколько раз подряд перестроения);
  • «нервяки» (агрессивное перестроение с созданием помех опережаемым авто);
  • «торопыги» (выбор дистанции между авто, не соответствующей требованиям безопасности);
  • «грядки» (несоблюдение рядности);
  • «воспитатели» (резкое торможение с угрозой столкновения с идущим позади или опережаемым ТС);
  • «упертость» (повышение скорости с целью не дать себя обогнать, когда другое авто уже начало маневр).

Таким образом, новая статья включает в себя наказание за неоднократное (то есть не менее двух раз нужно нарушить ПДД) пренебрежение пп. 8.4, 9.4, 9.10, 10.5, 11.3 Правил Дорожного Движения.

Обратите внимание, что штраф за опасную езду в 2018 году выписывается не самим инспектором, а начальником подразделения на основании составленного на дороге рапорта. В этой ситуации, пожалуй, единственный шанс доказать свою невиновность заключается в наличии возможности убедить инспектора, что маневр совершался с целью предотвращения ДТП. Если вы уверены, что маневры были вынужденными и не могут квалифицироваться по новой статье КоАП, рекомендуем обратиться к адвокатам, которые помогут вам собрать доказательную базу вашей невиновности и выстроят грамотную линию защиты при оспаривании наказания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector