43 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические характеристики шестеренных насосов

Основы гидравлики

Насосы шестеренные (зубчатые)

Шестеренные насосы являются объемными роторными гидромашинами с вытеснителями в виде зубчатых колес. Из всех роторных насосов они имеют наиболее простую конструкцию.

Шестеренные насосы бывают с внешним и внутренним зацеплением. В насосах с внешним зацеплением, получивших наибольшее распространение, при вращении шестерен жидкость, заключенная во впадинах шестерен, переносится из полости всасывания в полость нагнетания и затем выдавливается в напорную линию зубьями шестерен, вступающими в зацепление. Число зубьев у шестерен принимают обычно равным 6…12.
В полости всасывания зубья выходят из зацепления, и освобождаемый объем заполняется жидкостью. Процесс имеет циклический характер и повторяется непрерывно с вращением шестерен.

Величина объемного КПД шестеренного (зубчатого) насоса в основном зависит от утечек жидкости через зазоры, образованные головками зубьев и корпусом насоса, а также между торцовыми поверхностями шестерен и боковыми стенками насоса.
Кроме того, дополнительно возникают утечки по линии контакта зубьев. Максимально объемный КПД таких насосов не превышает 0,8…0,95. Для уменьшения утечек стремятся подогнать сопрягаемые детали насоса и сделать минимальными зазоры между шестернями и корпусом насоса. При изготовлении зубьев с высокой точностью утечки по линии их контакта могут быть сведены к нулю.
Шестеренные насосы с внутренним зацеплением применяют значительно реже, чем насосы с внешним зацеплением из-за высоких требований к точности изготовления. Основное их преимущество в сравнении с шестеренными насосами внешнего зацепления – компактность.

Перечисляя технические особенности шестеренных насосов, стоит отметить, что в такого рода насосах применяются только прямозубые шестерни.

Преимущества и недостатки шестеренных насосов

Зубчатым (или шестеренным) насосам присущи все достоинства и недостатки объемных насосов, которые описаны здесь. Отдельно следует отметить, что шестеренные насосы — самые простые по конструкции и самые дешевые из объемных насосов. Они отличаются компактностью, высокой надежностью работы, относительно высоким КПД (до 80%) , низкими требованиями к очистке рабочей жидкости (насосы работоспособны, если тонкость фильтрации не хуже 100 мкм) .
В этих машинах отсутствуют элементы, подверженные неуравновешенному действию центробежных сил или движущиеся с ускорением, что позволяет эксплуатировать их при частоте вращения до n = 30 с -1 .

С технической точки зрения очень удобным является то, что большинство шестеренных насосов не нуждаются в смазке, так как роль её выполняет рабочая жидкость.

Существенный недостаток шестеренных насосов – пульсация жидкости на выходе, вызываемая конструктивными особенностями зубчатого зацепления. Пульсация потока приводит к пульсации давления и повышенному шуму (до 90 дБ) .
Кроме того, при работе шестеренных насосов возникает большая по величине и постоянная по направлению нагрузка на опоры шестерен, вызванная разностью давлений в напорной и всасывающей камерах. Эта сила вызывает повышенное изнашивание опор, что снижает долговечность насоса.

Полный КПД большинства шестеренных насосов обычно не превышает 0,6…0,75, эта величина является наименьшей по сравнению с полным КПД объемных насосов других типов.
Кроме того, шестеренные насосы характерны небольшим сроком службы при работе с высоким давлением. Поэтому их рекомендуется применять в тех гидромашинах и гидроприводах, где величина КПД не имеет существенного значения.

Область применения шестеренных насосов

Шестеренные насосы применяют в приводах технологического оборудования при сравнительно небольших давлениях (до 2,5 МПа) . Такие насосы применяются чаще всего для перекачивания вязких жидкостей: масла, нефти, мазута, дизельного топлива, легко застывающих жидкостей (например, битума, парафина или вискозы) , не содержащих механических примесей. Они широко распространены в машиностроении, нефтяной и химической промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве, строительстве.

Принцип работы шестеренного насоса

Простейший шестеренный насос состоит из пары одинаковых шестерен — ведущей и ведомой, находящихся в зацеплении и помещенных в корпусе насоса (статоре) с малыми торцовыми и радиальными зазорами. Ведущая шестерня приводится во вращение двигателем.
При вращении шестерен жидкость, заполняющая впадины между зубьями, перемещается из полости всасывания в полость нагнетания. Так как крышка корпуса насоса достаточно плотно прилегает к торцам шестерен, то жидкость выжимается из впадин, когда зубья входят в зацепление на противоположной нагнетательной стороне насоса. Перетеканию жидкости в обратном направлении препятствует плотное сцепление зубьев шестерен.

Вследствие разности давлений на всасывающей и нагнетательной сторонах шестерни подвергаются воздействию радиальных сил, что может привести к заклиниванию ротора. Чтобы предотвратить чрезмерное увеличение давления в области нагнетания и образование вакуума на противоположной стороне при отходе зуба из впадин, в корпусе насосов выполняют разгрузочные каналы для выравнивания давления. Для этих же целей могут служить каналы и в роторных шестернях, полученные сверлением отверстий во впадинах зубьев.
В насосах высокого давления (свыше 10 МПа) торцовые зазоры уплотнены специальными «плавающими» втулками, которые прижимаются к шестерням при повышенном давлении. Для повышения давления жидкости применяют многоступенчатые шестеренные насосы, в которых подача каждой последующей ступени меньше подачи предыдущей. Они развивают давление до 20 МПа.

Шестеренный (или зубчатый) насос, представленный на рис. 1 , состоит из корпуса 1 , в цилиндрических расточках которого с минимальными радиальными зазорами располагаются зубчатые колеса 2 и 3 . Корпус закрыт с двух сторон крышками.
Рабочие камеры всасывания В и нагнетания H образованы поверхностями корпуса, крышек и зубчатых колес. Одно из колес приводится во вращение от приводного электродвигателя, второе вращается за счет зубчатого зацепления (является ведомым) .

При вращении шестерен зубья выходят из зацепления в камере В , освобождающиеся впадины увеличивают объем камеры, что приводит к образованию в ней вакуума рвак .
За счет разности давлений в баке насосной станции ( рa > рвак ) и камере В жидкость заполняет освободившийся объем – происходит процесс всасывания.
Во впадинах вращающиеся шестерни переносят масло из камеры В в камеру нагнетания Н .

При входе зубьев в зацепление жидкость вытесняется из впадин под избыточным давлением ризб в напорную линию привода или системы – происходит процесс нагнетания.

Теоретическую производительность шестеренного насоса определяют по формуле:

где: m , z , b – модуль, число зубьев, ширина венца ведущего зубчатого колеса;
n – частота вращения вала насоса.

Анализ формулы (1) показывает, что производительность (подачу) данного насоса можно изменить только за счет регулирования частоты вращения вала приводного двигателя, следовательно, сам по себе шестеренный насос представляет собой нерегулируемую гидравлическую машину.

Условные обозначения и маркировка шестеренных насосов

Буквенные и цифровые обозначения в маркировке шестеренных насосов означают следующее:

  • НШ – насос шестеренный;
  • М – для работы с маслами;
  • Г – насос с обогревом (охлаждением) корпуса;
  • Ф – насос фланцевого крепления (если буквы нет – насос на лапах) .

Группы цифр и чисел, проставляемые через дефис:

  • Первая группа цифр — подача насоса в литрах за 100 оборотов;
  • Вторая группа цифр — максимальное давление, развиваемое насосом, кгс/см 2 ;
  • Третья группа цифр — подача насоса в установке (агрегате) , м 3 /час;
  • Четвертая группа цифр (обозначаемая через дробь) — давление на выходе из насоса в агрегате, кгс/см 2 .

После цифровых групп может присутствовать буквенное обозначение материала, из которого изготовлена проточная часть (корпус) насоса:

  • Ю — алюминий и его сплавы;
  • Б — бронза;
  • К — нержавеющая сталь;
  • Если буквенного обозначения материала в маркировке нет, значит проточная часть выполнена из чугуна.

Шестеренные насосы выпускают как правого, так и левого вращения, о чем есть указание на их корпусах знаками «Правый» или «Левый» (или буквами «Л», «П») .

Кроме перечисленных выше обозначений насосов в их маркировке могут присутствовать и некоторые другие знаки, поясняющие конструктивные особенности.

В конце маркировки обычно проставляются технические условия на изготовление насоса.

Пример маркировки шестеренного насоса:

НМШГФ 0,6-25-0,25/25 Ю ТУ26-06-1558-89

здесь:
НМШГФ — насос масляный шестеренный с обогревом корпуса и фланцевым креплением;
0,6 — подача насоса в литрах на 100 оборотов;
25 — наибольшее давление насоса, кгс/см 2 ;
0,25 — подача насоса в агрегате, м 3 /ч;
25 — давление на выходе из насоса в агрегате, кгс/см 2 ;
Ю — материал проточной части насоса — алюминиевый сплав;
ТУ 26-06-1558-89 — обозначение технических условий.

В технических и графических характеристиках масляных насосов могут применяться следующие условные обозначения:

  • Q — подача, м 3 /час;
  • Р — давление насоса в агрегате, кгс/см 2 ;
  • N — мощность насоса, кВт;
  • n — частота вращения, об/мин;
  • η — КПД, %;
  • HВ — вакуумметрическая высота всасывания, м.

Надёжность шестеренного насоса во многом обеспечена использованием предохранительного клапана. Срабатывая, он должен обеспечивать сброс лишнего давления.
Предел срабатывания клапана устанавливается производителем и указывается в сопроводительной документации. Наиболее часто устанавливаемый предел срабатывания составляет примерно 1,5 величины рабочего давления насоса.

Основные характеристики шестеренных насосов

В таблице ниже приведены основные рабочие характеристики некоторых типов шестеренных насосов, часто применяющихся в машиностроении. Здесь же приведены параметры приводных двигателей для этих насосов.

Описание моделей и принципа действия шестеренных насосов

Технику для сельского хозяйства, строительства, а так же коммунальных нужд трудно представить без системы под названием гидравлика. Это устройство способно нагнетать масло в двигатель и создавать его требуемое давление у погрузчиков, тракторов марки МТЗ 80 и 82, а так же многой другой техники.

Гидравлика этих машин основана на базе агрегатов НШ. Обозначение НШ можно расшифровать, как насос шестеренчатый или насос шестеренный. Широкое применение шестерные насосы получили в 1968 году после того, как их запатентовал Баранов О.М. и введением их в повседневную эксплуатацию.

1 Принцип действия и описание

Гидромотор устроен довольно просто. В его корпус установлена пара шестеренок. Между этими шестернями имеется небольшой зазор. Этого зазора достаточно для вращения и смазывания шестерней маслом. Масло выдавливается посредством действий шестерней, которые вращаются в разные стороны, вследствие чего создается внутреннее давление.

Гидромотор, устроенный по принципы НШ, имеет другую специфику. Корпус устройства выполнен из алюминия и на валу установлены шестерни. В нем отсутствуют подшипники, а вместо них используются бронзовые втулки, которые плавают в масле. Гидромотор закрыт крышкой с резиновым уплотнителем.

Насосы шестеренчатые НШ

Гидромотор отличается от напорного агрегата приемом рабочей жидкости, которая поступает на вход под давлением и при ее выходе снимается вращательный момент с вала. Электронасос в технике используется чаще, но гидромотор обладает рядом преимуществ, к которым можно отнести:

  • малый вес, который в 15 раз легче от напорного аппарата;
  • меньший в 3 раза размер.

Надежная работа и простота в изготовлении НШ и гидромоторов дают серьезное основание для популярности их применения в дорожных машинах. Рассмотри принцип действия насосов НШ.

У шестерных насосов КПД может достигать 0,8-0,95%. Этот параметр напрямую связан с протеканием рабочей жидкости (масла) через зазоры между корпусом и зубцовыми головками. Еще могут происходить протечки по самим зубьям. Можно добиться минимальных значений утечек путем занижения зазоров между корпусом и шестеренками, а так же при возникновении внутреннего давления шестерни прижимаются к боковым стенкам корпуса.

Чтобы исключить протечки используемой жидкости и защитить внутренние втулки от проникновения грязи или пыли, используют специальное уплотнение, которое зафиксировано кольцами стопора и опоры. Рядом с шестернями двигаются втулки, выполненные из бронзы.

Насосы шестеренные Гидросила серии «К»

В камере всоса размещена пластина для разгрузки, которая имеет резиновую обтяжку. Пластина позволяет ликвидировать перекашивание втулок, которое возникает в следствие разной нагрузки в камерах. Данная пластина аккуратно стоит между втулками и верхней крышки. Для подачи и выхода жидкости устанавливаются патрубки с торцов корпуса.

Как известно, НШ имеют две стороны вращения, которые можно изменить. Для этого потребуется поменять местами между собой ведомую и ведущую шестерни, а так же втулки и развернуть крышку.

Если поменять входное или выходное направление, то жидкость будет выдавливаться через сальник шестерни. Для отвода излишек жидкости в корпусе нарезано отверстие с резьбой. Отвод выполняется через трубопровод который прикрепляется к штуцеру.
к меню ↑

1.1 Обозначения и маркировка НШ

Шестерный насос может быть как левым, так и правым (насосы шестеренные НШ 16г 3). На это влияет специфика сборки. Насос НШ левостороннего типа изготавливается под заказ. Второе их название — реверсивные. У НШ левостороннего типа ведущий ротор оборачивается против часовой стрелки, а обозначаются они литерой Л.

Читать еще:  Как определить экологический класс автомобиля

Схема определения направления вращения насоса НШ-100А

Наиболее часто применяют агрегаты с правосторонним устройством привода. Правосторонние не имеют маркировки и ротор в них вращается по часовой стрелке. Для примера можно взять несколько аппаратов: насос НШ 100А 3Л, насос НШ 32УЛ, насос НШ 150ГУЛ, насос НШ 16 Г3, насос шламовый НШ 80. Любой их параметр имеет предназначение и расшифровку:

  • первые цифры, в данном случае 100, 32, 150, 16, обозначают объем устройства (32 с м³ , 16 с м³ );
  • литеры А, Г, У обозначают заводскую модификацию. Литера А указывает на то, что модели с такой маркировкой выполнены в круглом исполнении, а другие буквы обозначают плоское исполнение;
  • второй цифровой ряд 1-4 означает выходное давление;
  • литера Л дает понять, что ротор вращается против часовой стрелке.

2 Технические характеристики НШ

При описании характеристики насосов НШ для лучшего их понимания аппараты раскладываются на определенные группы, которые соответствуют рабочим объемам самих насосов. Характеристика аппарата на прямую не зависит от того, в какую сторону вращается ротор. Рассмотрим некоторые модели насосов НШ.
к меню ↑

2.1 Модель НШ 4

Устройства этой серии состоят из следующих моделей:

  • левосторонние – НШ4-4 Л, НШ4Г-3 Л, НШ4К-3 Л;
  • правосторонние — НШ4-4, НШ4Г-3, НШ4К-3.

Эти аппараты устанавливаются в машины, предназначенные для сельского хозяйства, различных тракторов и многой другой техники, в которых требуется создание давления рабочей жидкости в системе гидравлики. Важно знать, что агрегаты НШ 4-4, 4Г-3 и 4К-3 изготавливаются в двух типах изготовления – левого и правого типа.

Шестеренные насосы, насосы для вязких жидкостей и сред, насосы для парафина

Изготовление, сборка, тестирование и испытание шестеренных насосов, насосов для вязкой жидкости, насосов для парафинов
производится на заводах в Швейцарии, Германии, США, Японии и Кореи

Компания Интех ГмбХ (Intech GmbH) является официальным дистрибьютором и многолетним партнером различных производителей насосного оборудования, предлагает шестеренные насосы для вязких жидкостей и сред, а также быстро остывающих жидкостей (парафин).

Общее описание шестеренных насосов

Шестеренные насосные установки (зубчатые) относятся к роторному типу насосов, ключевые рабочие органы которых, представлены шестернями (двумя или более). Шестерни (зубчатые колеса) располагаются в рабочем корпусе и имеют зубья, при помощи которых они образуют зацепление. Ведущая шестерня, приводимая в действие электрическим двигателем, располагается с ним на одной оси. Ведомая шестерня движется благодаря зацеплению зубьев и приходит в движение от ведущей шестерни.

Зубчатые насосы, как правило, оснащены прямозубыми шестернями, которые имеют внешний тип зацепления. Существуют также такие схемы конструкций шестеренных насосных установок, как насосы с внутренним зацеплением, а также агрегаты, оснащенные более чем двумя шестернями.

Наиболее типична для зубчатых насосов конструкция, состоящая из шестерней, в которых число зубьев одинаково (от 6 до 12). Расстояние между корпусом насоса и зубьями является минимальным, благодаря чему практически исключена возможность утечки рабочего вещества. Плотное сцепление зубьев предназначено для предотвращения протекания масла в зону всасывания из зоны нагнетания. Однако, немного масла по линии контактов зубьев, не смотря ни на что, остается. Данное явление было названо «обратной подачей», так как оно снижает объемный коэффициент полезного действия (КПД) шестеренной насосной установки. Помимо этого, величина объемного КПД определяется объемом утечки жидкости через расстояния между зубьями и корпусом агрегата, а также между торцевыми частями зубчатых колес и стенками насоса. Для сокращения объемов утечек, производители стремятся сократить зазоры до минимума.

Кроме обратной подачи, к другим недостаткам такого типа защемления можно отнести избыточную высоту создаваемого давления. Избыточный уровень давления снижается за счет предусмотренной торцевой канавки, которая соединяется с зоной нагнетания.

Шестеренные насосные установки могут использоваться в качестве гидродвигателей, если изменить направление вращения шестерен.

Конструкция данного вида насосов чаще имеет внешний тип зацепления, в то время как внутренний тип зацепления, в шестеренных агрегатах используется значительно реже.

Тип вращения зубчатого насоса может быть как правым, так и левым.

Принцип работы шестеренного насоса

Насосы объемного типа, используется принцип принудительно смещения перекачиваемой жидкости. Когда шестерни начинают вращаться, со стороны всасывания образуется разряжение, жидкость под перепадом давления (атмосферного и давления на всасе насоса) заполняет впадины между зубьями шестерен перемещаясь при этом в зону нагнетания, где выталкивается в нагнетательный патрубок.

Шестеренный насос (зубчатый) оснащен двумя зубчатыми колесами (шестернями), которые располагаются в корпусе агрегата. Одно из колес активируется электрическим двигателем, который располагается на единой оси с шестерней. Данное колесо является ведущим. Второе колесо вращается в результате зацепления с первым и является ведомым колесом. В процессе работы вещество захватывают зубья шестерни, прижимают его к корпусу агрегата. Далее вещество двигается в направлении нагнетания. Благодаря высокому уровню плотности сцепления зубьев, обратный ход жидкости снижен до минимума.

Минимальное количество зубьев в шестерне может равняться двум. При этом, подвижные зубчатые колеса выполнены в форме восьмерки. В данном типе насосов шестерни не имеют зацепления, вследствие чего, они должны быть обеспечены приводом.

В насосах с внутренним зацеплением поток вещества двигается как следствие вращения двух зубчатых колес – ведущего и ведомого. Колеса разделены элементом в форме серпа и располагаются одно в одном. По мере того, как шестерни совершают вращательные движения, увеличивается межзубное расстояние и осуществляется всасывание. Далее, межзубное расстояние сокращается, и вещество выталкивается в направлении выхода зубчатого насоса. Таким образом, образуется ровный поток без пульсаций.

Основные детали и конструктивные особенности шестеренных насосов

Основными рабочими элементами шестеренных насосных установок являются две шестерни, электродвигатель и корпус насоса. Одна из шестерен является ведущей, а другая ведомой. Обе шестерни оснащены одинаковым количеством зубьев, число которых, правило, как варьируется от 6 до 12. Электродвигатель выполняет функцию привода, который активирует ведущую шестерню и располагается с ней на одной оси. Ведомая шестерня совершает вращательные движения за счет зацепления зубчатых колес.

Корпуса данного типа насосов производятся из прочных материалов. Так, для работы с вязкими веществами, такие элементы как корпус насоса, ротор и ведомое колесо могут быть изготовлены из ковкого чугуна либо нержавеющей стали. Корпус насосной установки может быть произведен из углеродистой стали. Для работы с растворителями существует опция противозадирного покрытия.

Помимо перечисленных выше элементов, конструкции данного типа насосов оснащены втулками, уплотнениями, предохранительными клапанами, валом, цапфой, подшипниками, гайками и т.п.

Материалом изготовления втулок служит:

Шестеренные насосы оснащаются сальниковыми уплотнениями следующих типов:

  • одинарного;
  • сдвоенного;
  • с подогревом;
  • с жидкостным затвором.

Для работы с вязкими веществами на шестеренные насосы устанавливают сдвоенные предохранительные клапаны (байпасы), либо предохранительные клапаны оснащенные кожухом подогрева. Такие элементы как вал и цапфа изготавливаются из материала нержавеющая сталь. Крупные подшипники предполагают работу при высоком уровне нагрузок. Круглые гайки регулируют позицию ротора.

Типы шестеренных насосных установок

Шестеренные насосные установки являются одним из видов роторных гидравлических машин. Вытеснителями в данных агрегатах выступают два зубчатых колеса, совершающих вращательные движения. Такие насосы могут быть двух видов:

  1. внешнего зацепления;
  2. внутреннего зацепления (в том числе героторные насосные установки).
  1. Насосы с внешним типом зацепления

    Главными элементами конструкции данного типа насосов выступают две шестерни. В процессе вращательных движений, которые они совершают, вещество, находящееся между зубьями поступает в линию нагнетания. В точках зацепления колес создается «запертый объем», в результате чего возникает эффект пульсации на линии нагнетания.

    Насосы с внешним зацеплением могут быть оснащены:

    • прямыми зубьями;
    • косыми зубьями;
    • шевронными зубьями.

    Использование косых зубьев предотвращает образование «запертых объемов», что сокращается уровень пульсаций, но способствует возникновению осевой силы. Для работы с осевой нагрузкой конструкция оснащается прочными упорными подшипниками. При использовании шевронных зубьев, дополнительная осевая нагрузка нейтрализуется формой зуба, а уровень пульсация является невысоким.

    Насосы с внутренним типом зацепления

    В насосах данного типа, внутри ведущего зубчатого колеса большего размера, располагается ведомое колесо меньшего размера. Ведомое колесо опирается на серповидный элемент, выполненный из стали. Такой агрегат в заполненном состоянии способен всасывать вещество, так как он имеет больший объем вытеснения в процессе вращения шестерен. Насосные установки с внутренним зацеплением отличает невысокий уровень пульсаций и, как следствие, низкие показатели шума (по этой причине данные агрегаты активно используются при работах в закрытых помещениях, как на стационарной, так и на мобильной технике).

    Принцип функционирования данного агрегата заключается в перемещении вещества в межзубном пространстве колес в линию нагнетания. По мере того как вращаются колеса, в области всасывания увеличивается объем, который образуют зубья и серповидный элемент. Рабочая камера заполняется веществом, которое поступает из линии всасывания. Тем временем рабочее вещество выталкивается в область нагнетания в результате того, что объем камеры в этой части сократился. Преимущество насосов с внутренним зацеплением перед агрегатами с внешним зацеплением заключается в компактности.

    Героторные насосные установки

    Героторные насосы имеют внутренний тип зацепления. Особенность конструкции заключается в том, что отсутствует серпообразный стальной элемент выполняющий функцию разделителя. В данном случае, области нагнетания и всасывания разделены при помощи профиля, форма которого обеспечивает непрерывный контакт шестерен в точке расположения серпообразного разделителя. Принцип функционирования не отличается от работы классического насоса с внутренним зацеплением. Такие агрегаты, как правило, применяют при следующих показателях:

    • давление до 15 МПа;
    • уровень подачи не выше 120 л/мин;
    • скорость вращательных движений до 1500 оборотов в минуту.

Технические характеристики шестеренных насосов

Шестеренные насосные установки применяются, как правило, в составе систем работающих при невысоком уровне давления. Данные насосы отличаются несложностью конструкции, небольшим количеством деталей, сравнительной дешевизной и устойчивостью к различным видам загрязнений. В целях предотвращения кавитации в процессе работы насоса, уровень давления в области всасывания должен варьироваться в диапазоне от 10 до 20 кПа. Шестеренные насосы характеризуются сравнительно невысоким коэффициентом полезного действия, который составляет не более 0.85.

Для насосов с внешним типом зацепления показатель рабочего давления не превышает 280 бар. Максимальная скорость вращения шестерен составляет 3800 оборотов в минуту, мощность не выше 85 кВт. Показатели объема могут составлять от 0.5 до 250 куб. см.

Для насосов с внутренним типом зацепления показатель рабочего давления не превышает 315 бар. Максимальная скорость вращения шестерен составляет 3600 оборотов в минуту, мощность не выше 95 кВт. Показатели объема могут составлять от 1.7 до 250 куб. см.

Шестеренные насосы с внутренним и внешним зацеплением шестерен.

Подача: до 60 м3/ч
Температура перекачиваемой жидкости: до 350 °С.
Давление: до 250 бар
Вязкость перекачиваемой жидкости: до 100 000 сСт.

Шестеренный насос с внутренним зацеплением шестерен

Подача: до 380 м³/час.
Дифференциальное давление: до 20-25 бар
Температура перекачиваемой жидкости: от – 40°С до +450°С.
Вязкость 1 – 1 000 000 сСт

Основные параметры работы шестеренного насоса

Мощность насоса, давление, подача, КПД, вакуумметрическая высота всасывания, кинематическая вязкость перекачиваемой жидкости.

Материальное исполнение шестеренных насосов

Шестеренные роторы и проточная часть в зависимости от технологических параметров перекачиваемой жидкости могут быть изготовлены из стали и чугуна, из стали и бронзы.

Преимущества шестеренных насосов

  • удобство в обслуживании и ремонта, низкие капитальные затраты
  • создание большого давления при меньшем энергопотреблении
  • невысокая стоимость
  • способность перекачивать высокотемпературные вязкие жидкости
  • надежное оборудование для постоянной работы, простота конструкции
  • точное дозирование вязких жидкостей
  • подача ровного не пульсирующего постоянного потока перекачиваемой жидкости

Шестеренные насосы отличаются постоянными показателями производительности, которая строго пропорциональна скорости вращения зубчатых колес и не зависит от показателей давления. К существенным плюсам данных агрегатов можно отнести равномерность потока (отсутствие значительных пульсаций).

Широта применения с веществами самой различной вязкости (от воды до смол и полимеров). Кроме того, шестеренные насосы способны реверсировать поток вещества, не изменяя его эксплуатационных параметров. Они обладают самовсасывающей способностью (насосы с внутренним зацеплением), благодаря создаваемому высокому уровню вакуума.

Читать еще:  Собаку укачивает в машине

Таким насосам присуща несложность конструкции, долговечность, надежность, низки коэффициент изнашиваемости, сохранение уровня эксплуатационных параметров даже при высоком уровне износа. Шестеренные насосы просты и неприхотливы в обслуживании. Благодаря модульному типу конструкций, элементы насоса взаимозаменяемы (так, возможно применение различных осевых уплотнений и т.п.).

К преимуществам насосов внутреннего зацепления перед насосами внешнего зацепления можно отнести низкий уровень производимого шума.

Область применения

Шестеренные насосы активно используются в составе гидросистем, которые работают при невысоком уровне давления (не выше 20 МПа). Такие агрегаты используются в дорожных, сельскохозяйственных и коммунальных отраслях, смазочных системах (подают смазку) и гидравлике (вырабатывают гидравлическую энергию и поставляют ее гидроприводам второстепенных механизмов, входящих в комплексные системы). Кроме того, данные насосные установки применяются для питания систем управления.

Шестеренные насосы внутреннего зацепления обеспечивает подачу вещества с низким уровнем пульсации потока и умеренным уровнем шума, благодаря чему они активно используются в закрытых помещениях. Помимо этого, данные агрегаты получили широкое применение в таких отраслях как производство и обработка металла, переработка пластмасс и отходов, а также в пищепроме и упаковке продуктов питания.

Перекачиваемые среды

Перекачивание высокотемпературных вязких жидкостей, нефтепродуктов (нефть, мазут, масла температурой до 70-75°С, дизельное топливо температурой до 40-42°С), различных легко остывающих жидкостей (типа парафина), обладающих смазывающей способностью, рубракса и пека (с температурой до 190°С), а так же: бензин, керосин, глицерин, желатин, щелочи, кислоты, крема, косметические масла, эпоксидные смолы. В промышленности: в системах подачи нефтепродуктов / топлива, в системах смазки двигателей, в маслозаправочных агрегатах, подачи мазута в котельном оборудовании, в устройствах гидропривода.

Благодаря широкому выбору уплотнений и материалов (цветные металлы, графит, керамика, карбид вольфрам и т.п.), из которых они изготовлены, а также взаимозаменяемости, которая характерна для элементов конструкции шестеренных насосов, данные агрегаты способны работать с самыми разнообразными средами:

  • краски, смолы (т.е. вещества с сильными абразивными свойствами);
  • вязкие, неабразивные продукты;
  • фреон, сжиженные газы, бензин, а также растворители, которые не разъедают чугун;
  • вещества с высокими температурами;
  • жидкости с невысокой смазывающей способностью, кислые пищевые продукты, разбавленные кислоты, вещества с высоким уровнем кислотности;
  • вода.

Комплектация шестеренных насосов

Такие насосные агрегаты состоят из насоса, двигателя (как общепромышленного, так и взрывобезопасного исполнения), соединительной эластичной муфты, монтировано на общей раме-основании.

Насосы шестеренные НШ: строение, принцип работы, технические характеристики

Насос шестеренный — что это такое? Как он устроен и как работает? На эти и многие другие вопросы мы с Вами найдем ответ в этой статье.

Объектом рассмотрения в нашей статье станет гидравлический шестеренный насос НШ.

Устройство, принцип действия и описание насоса шестеренного типа

Насос НШ расшифруется как насос шестеренный. Тип данного насоса – роторный. Из-за наличия шестерен его еще можно назвать зубчатым. При помощи зубов шестерни выполняется цепление. В каждом НШ находится не менее двух шестерен. Двигатель приводит в движение ведущую шестерню. А она, в свою очередь, с помощью зацепления через зубья — приводит в действие ведомую. В отличие от некоторых гидравлических установок, большинство НШ выполнено с внешним видом зацепления шестерен. Однако, существуют конструкции и со внутренним цеплением. Достоинством данного вида зацепления является меньший размер устройства, более слабой подачей, из-за чего шум значительно ниже. В таких насосах ведущая — внутренняя шестерня. Она вращает внешнюю. Заполнение камер жидкостью выполняется благодаря сверлениям в углублениях между зубьями внутренней шестерни. Или через серповидные окна, которые расположены в крышках сбоку. А вот уменьшение объема рабочих областей происходит по тому-же принципу, что и у насосов НШ со внешним зацеплением. В нем образуются рабочие области благодаря зубьям. Когда они становятся в зацепление – камеры становятся меньше. Когда выходят из зацепления – увеличиваются. Углубления между зубьями заполняются жидкостью и переносятся двумя шестеренками к области входа в контакт. Следовательно, масло выдавливается и перемещается в нагнетательную магистраль. Также, существуют трехшестеренные насосы. Они имеют две ведущие шестерни и одну ведомую.

Что мы имеем в итоге:

— насосы НШ с внешним зацеплением;

— насосы НШ с внутренним зацеплением;

Кроме этого, следует заметить, что у них бывает правостороннее или левостороннее вращение. В случае, если посмотреть на привод, то насос имеет правое направление и вращается по движению часовой стрелки, а левосторонний – против движения стрелки.

Недостатки

Давайте рассмотрим детальнее недостатки данной конструкции.

— С целью минимизации вытекания масла из области всасывания в область нагнетания зубья шестерен имеют очень плотное сцепление. Незначительный зазор остается, разве что, между оболочкой и самими зубьями. Тем не менее, по краю зубьев немного масла, все же, остается. Это называется «обратной подачей». Проще говоря, уменьшается КПД.

— Другим недостатком является наличие торцевой канавки, соединяющейся с областью нагнетания. Из-за этого уменьшается избыточный показатель давления.

— Невыполнимость контроля подачи.

— Высокий показатель шума при работе.

Достоинства, преимущества:

— Небольшая стоимость и недорогой ремонт;

— Простота в обслуживании;

— Возможность перекачивать масло при больших температурах;

— Дозировка рабочих жидкостей.

Область (место) применения.

Пригодны для использования в гидросистемах с небольшим давлением (до 20 МПа). Назначение — это нагнетание рабочей жидкости. Следовательно, их часто используют в сельхоз и спецтехнике.

Ниже представлена таблица с моделью насоса и техникой, в которой он применяется.

Конструкция

Ниже представлена схема насоса с обозначениями.

Технические параметры

Ниже представлена табличка с параметрами наиболее распространенных моделей.

Схема насоса НШ-32:

Маркировка

НШ имеют разные модификации и маркировку. Разберем, к примеру, НШ 10У-3ЛТ:
НШ — означает насос шестеренный;
10 — объем, измеряется в кубических сантиметрах;
У — серия Универсал;
3 — класс по давлению (16МПа);
Л – левостороннее или правостороннее направление, если НШ правосторонний – то направление не обозначается;
Т – климат. исполнение (Т — тропический, умеренный не обозначается)

Мощность шестеренного наоса НШ

Ниже расположены два графика, на которых изображена зависимость необходимой мощности привода от скорости вращения. Эти данные относятся именно к номинальному режиму работы насоса.

Виды насосов

Кроме обычных моделей шестеренных насосов (например: НШ 10, НШ 32 и т.д.), насосы НШ бывают сдвоенные. По другому, такие насосы еще называют, как тандем. Наиболее распространенными сдвоенными насосами являются:

Хотя в настоящее время для некоторых видов техники могут подходить и другие вариации.

Основные положения правил эксплуатации, подготовка к использованию

Перед началом работы насос следует надежно установить и хорошо затянуть его болтами, чтобы он не шатался. После этого требуется подключить трубопроводы (нагнетательный и всасывающий). Теперь можно залить жидкость во всасывающий трубопровод. Очень важно периодически осматривать эти трубопроводы и соединения фланцев на герметичность.

Начало работы

Теперь обратим внимание на следующие факторы:

— рабочая жидкость в гидробаке и в охлаждающей системе необходимо, что бы были в соответствии нужной температурой;

— показатель жидкости нужно, что бы был не меньше, чем уровень входящего отверстия насоса и не меньше 15 см выше всасывающей трубки;

— наличие преграды (60-70% от объема бака), которая располагается между всасывающим отверстием и сливным;

— внизу резервуара находится отверстие всасывающего патрубка. Его необходимо располагать не ближе, чем два размера патрубка от дна, и не меньше трех размеров – от стеночки;

— размещение отверстия сливного патрубка – не менее разрешенного показателя жидкости в гидробаке;

— наличие фильтров (во избежание засорения масла);

— соблюдение темпа жидкостей в трубках (для нагнетательных – до 3,5 м/с, для всасывающих – до 1,5 м/с);

— избежание усилий на ведущий вал через привод.

Очень важно следить за тем, что бы уровень механических примесей в масле не превышал 0,4%. Это также обусловлено и тем, что данная жидкость используется и для смазки подшипников. Если в рабочую жидкость будут поступать различные частицы, на подшипниках образуются задиры и со временем они выйдут из строя. Качество масла можно также проверить на бумаге. Оно должно иметь светлый цвет. Также, маркировка должна соответствовать той, что указана в технических характеристиках машины.

Перед монтажем следует удостовериться, что фланец и муфта не имеют дефектов. Следующим шагом является проверка направления вращения вала привода. В случае неверно подобранного вращения, выдавится манжета вала насоса. Перебрать НШ и изменить его вращение возможно (в случае, если это предусмотрено заводом-изготовителем). Но, при этом характеристики могут ухудшиться. По корпусу запрещено наносить удары молотком. Уплотнительные колечки и прокладки перед монтажем следует проверить на целостность, после чего смазать консистентной смазкой.

Золотник распределителя требуется промыть и убедиться, что он легко перемещается. С помощью манометра (установив его в контрольную точку гидравлической системы) Вы сможете проверить давление на защитных устройствах.

Эксплуатация насоса

Для того, что бы насос прослужил как можно дольше, следует выполнять определенные действия по контролю работы гидравлической системы.

Во-первых, следует ежедневно проверять надежность крепления насоса. Если какие-то болты или флянцы плохо затянуты – нужно затянуть (только в выключенном состоянии). Насос не должен болтаться. В случае слабого крепежа будут происходить лишние вибрации, что негативно скажется на качестве работы и сроке службы. Также, гидравлическую систему следует осматривать на случай утечки из нее масла. Если уровень масла в баке уменьшился ниже нормы – следует залить новое. В случае, если Вы работаете в температурных условиях с низкой температурой – следует использовать насосы круглого строения. А плоские насосы можно использовать с температурой рабочей жидкости от 15 до 80 градусов по Цельсию.

Ремонт

Если у Вас сломался насос – Вы можете выслать нам его на ремонт. Наши специалисты проведут диагностику, и мы сообщим Вам точную стоимость ремонта. Свяжитесь с нами по телефону и мы сообщим Вам, куда можно выслать насос. Также, мы покупаем б/у насосы на ремонтный фонд.

Вы можете купить у нас насосы различных модификаций по доступным ценам. На все изделия предоставляется гарантия. Отправляем по всей Украине наложенным платежом.

Шестеренные насосы Ш, НШ, НМШ, НМШФ, НМШГ

Главная / Насосы / Шестеренные насосы Ш, НШ, НМШ, НМШФ, НМШГ

Технические характеристики

Насосы шестеренные

Компактные и надежные насосы шестеренные Ш, НМШ, НМШФ, НМШГ для перекачивания жидких материалов с различной вязкостью – одни из самых востребованных среди агрегатов объемного типа. Повышенным спросом пользуются насосные установки этого типа, выпускаемые одним из крупнейших производителей – АО «ГМС Ливгидромаш». В каталоге завода – более 60 типовых моделей насосов серий Ш, НМШ и других.

Устройство и принцип действия

Основные узлы шестеренных электронасосов – корпус с предохранительным и разгрузочным клапанами, ведущая и ведомая шестерни. Насосная установка состоит из насоса, электродвигателя, соединительной муфты, защитного кожуха и общего основания – плиты или рамы. Жидкость перемещается в пространстве между зубьями и межзубными бороздами. При выходе шестерен из зацепления объём полостей увеличивается, за счет разрежения на входе в насос жидкость занимает межзубные камеры и переносится в нагнетательный патрубок.

Преимущества шестеренных насосов:

  • высокая производительность, постоянная подача даже при износе ротора;
  • возможность перекачивать слабо- и высоковязкие продукты;
  • перенастройка для работы с материалами разной вязкости осевой регулировкой ротора;
  • возможность модернизации заменой деталей (осевых уплотнений, крышки, корпуса, кожуха);
  • безопасность, долговечность (срок службы до 15 лет), удобство обслуживания, относительно невысокая цена насосов Ш, НМШ

Основные области применения

Электронасосные шестеренные установки используются для транспортирования и подачи:

  • нефти, мазута, дизельного топлива, масел;
  • лаков, красок, смол;
  • высоковязких, быстро застывающих материалов (асфальта, гудрона, битумов, пеков, парафина);
  • других продуктов, не содержащих механических примесей.

Насосы шестеренные Ш, НМШ, НМШГ и НМШФ эксплуатируются:

  • в нефте- и горнодобывающей промышленности;
  • на трубопроводах, транспортных терминалах;
  • на нефтеперерабатывающих, нефтехимических, лакокрасочных, асфальтобетонных предприятиях;
  • в металлургии, теплоэнергетике, машино- и судостроении, на морском и речном флоте;
  • при строительстве сооружений и дорог;
  • в фармацевтической, пищевой промышленности.

Ассортимент и технические характеристики

На основе шестеренных насосов Ш, НМШ, НМШГ и НМШФ выпускаются десятки марок насосных агрегатов для текучих продуктов разных типов. Вся серия НМШ может использоваться и как мазутные насосы.

Читать еще:  Как правильно измерить температуру пирометром

Основные технические характеристики насосов НМШ, в зависимости от комплектации: производительность – до 18 м3/ч, давление на выходе – до 25 МПа. Насосы этого типа применяются в составе оборудования для перекачивания нефтепродуктов с с вязкостью от 0,018*10-4 до 15*10-4 м2/с.

На базе насосов НМШГ выпускаются установки с подачей от 0,15 до 4,3 м3/ч для нефтепродуктов, модели с обогреваемым корпусом и регулируемой частотой вращения вала для легкозастывающих материалов с вязкостью до 35*10-4 м2/с.

Компактные агрегаты на основе насосов НМШФ для нефти, мазута, дизельного топлива, масел обеспечивают подачу от 1,6 до 4,5 м3/ч и представлены несколькими вариантами для материалов с вязкостью (0,018-5,4)*10-4 м2/с.

Насосы типа Ш применяются для комплектации перекачивающих устройств нескольких типов: для нефти и нефтепродуктов, огнестойких масел, лаков и красок, веществ, содержащих до 10 % твердых частиц. Оборудование предназначено для сред с температурами от 30 до 200 0С и обеспечивает подачу до 37,5 м3/ч.

По договоренности поставляются насосные агрегаты, не представленные в каталоге:

  • с частичной комплектацией (без муфты, электродвигателя или плиты);
  • для перекачивания продуктов с температурами 100, 150, 200 и 250 0 С;
  • с левым направлением вращения, нижним расположением вала.

Также можно купить шестеренчатый насос НМШ, НМШФ или Ш с оснащением двигателями постоянного тока, во взрывопожароопасном исполнении, на напряжение 220, 380 и 380/660 В.

Для ускорения обработки поступившей заявки на насосы объемного типа (Ш, НМШ, НМШФ, А13В Н1В) просим уточнять:

1. Тип и температуру перекачиваемой жидкости;
2. Исполнение насоса — чугун, бронза (Б);
3. Исполнение электродвигателя — общепромышленный, взрывобезопасный, морской.

Техническая документация

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.878.00.000РЭ общепром / ТУ26-06-1529-88 «Насосы шестеренные типа НМШ и агрегаты электронасосные на их основе» (для НМШ )

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.898.00.000РЭ / ТУ26-06-1529-88 «Насос шестеренный НМШ12-25 и агрегаты электронасосные на его основе» (для НМШ 12-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.882.01.000 РЭ / ТУ26-06-1529-88 «Насос шестеренный типа НМШ 32-10 и агрегаты электронасосные на его основе» (для НМШ 32-10)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.884.00.000-1 РЭ / ТУ 26-06-1661-93 «Насос шестеренный типа НМШГ 20-25 и агрегаты электронасосные на его основе» (для НМШГ 20-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.884.00.000-РП РЭ / ТУ 26-06-1660-93 «Насос шестеренный типа НМШГ 20-25 и агрегат электронасосный на его основе» (для НМШГ 20-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.883.00.000-1 РЭ / ТУ 26-06-1660-93 «Насос шестеренный типа НМШГ 8-25 и агрегат электронасосный на его основе» (для НМШГ 8-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.883.01.000-1 РЭ / «Насос шестеренный типа НМШГ 8-25 и агрегат электронасосный на его основе» (для НМШГ 8-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.789.00.000-1 РЭ / ТУ26-06-1529-88 «Насосы шестеренные типа НМШФ и агрегаты электронасосные на их основе» (для НМШФ 0,6-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №Н42.787.00.000РЭ / ТУ26-06-1058-76 «Насос шестеренный типа Ш3,2-25К и агрегаты электронасосные на его основе» (для Ш 3,2-25)

Скачать: Руководство по эксплуатации №861-010-00-1РЭ / ТУ26-06-1087-84 «Насос шестеренный типа Ш40-4 и агрегаты электронасосные на его основе» (для Ш 40-4)

Скачать: Сертификат соответствия №C-RU.АЯ45.В.00122 / ТУ 26-06-911-75, ТУ 3632-014-05747979-97, ТУ 26-06-1558-89, ТУ 26-06-1058-76, ТУ 26-06-1087-84, ТУ 26-06-1660-93, ТУ 26-06-1661-93, ТУ 26-06-1529-88 «Насосы шестеренные типа Ш, НШ, НМШ, НМШГ, НМШФ, агрегаты электронасосные на их основе и запасные части к ним»

Скачать: СЭЗ №57.01.02.363.П.000642.01.10 / ТУ 26-06-1087-84 «Насосы шестеренные типа Ш и агрегаты электронасосные на их основе»

Скачать: Разрешение на применение №РСС 00-40907 / ТУ 26-06-1058-76, ТУ 26-06-1087-84, ТУ 26-06-1660-93, ТУ 26-06-1661-93, ТУ 26-06-1529-88, ТУ 26-06-1662-93 «Насосы шестеренные типа Ш, НМШ, НМШФ, НМШГ и коловратные типа КВ»

Скачать: Опросный лист для заказа насосов (общий)

Скачать: Условное обозначение шестеренных насосов с апреля 2017 года

Оборудование относится к следующим группам:

Насосы по типу : Шестеренные насосы

Шестеренчатый насос для воды и масла

За перемещение материалов в жидком состоянии отвечают различные типы насосов. Модификации различаются по параметрам давления на выходе, габаритам, производительностью в целом. При наружном использовании размеры не имеют значения, однако при использовании при ограниченном пространстве, в особенности под капотом автомобиля, имеют большую роль. Наиболее распространенный вид гидравлического механизма для различных жидкостей является шестеренчатый насос.

Общее описание и назначение шестеренчатых насосов

Перемещение жидкостей по магистралям различного типа происходит использованием гидравлических насосов. Существует три основные категории устройства:

Области применения шестеренчатого насоса являются среды, имеющие необходимое стабильное давление. Устанавливается система основным способом на автомобили, для перекачки масла и гидравлических составов. Шестеренчатый насос способен длительно обеспечивать всю систему необходимым давлением, практически не перегревается. Бесперебойная подача масла необходима для сохранения ресурса трущихся деталей, долговечной работы двигателя.

Шестеренчатый насос омывателя заднего стекла

В автомобилях, комплектующихся картером сухого типа, оборудованным дополнительным масляным баком, механизм отвечает за перегон жидкости из одной емкости к другой. Шестеренные насосы для масла используется для прогона масла за счет системы, состоящей из двух элементов. Первая шестеренка стабильно закреплена на валу, вторая именуются ведомой, находится при постоянном контакте с первым элементом. Нагнетание жидкости происходит за счет конструкции зубьев, они выполняют роль лопастей, захватывают масло.

Шестеренчатые механизмы подразделяются на два основных вида. Конструкция, имеющая внутреннее зацепление применяется при системах, где необходима компактность, надежность и высокая производительность. Разновидность насосов зацеплением наружного типа обладают более простой конструкцией, повышенной мощностью, однако имеют большие габариты.

Кроме автомобильной промышленности, шестеренчатые установки имеют крупную область применения. Существуют различные категории, различающиеся по уровню давления, от низкой до высокой системы оценки. Системы низкого давления рассчитаны на мощность до 5 бар, используются для перекачки изделий густого состава, средние – рассчитаны до 30 бар, применяются в гидравлических системах станков. Насосы высокого давления обладают производительностью до 70 бар, применяются некоторыми типами промышленного оборудования.

Принцип работы

Основной принцип нагнетания масла происходит образованием вакуума, за счёт движения шестеренок. Конструкциями применяется две шестеренки, одна из которых имеет приводной вал, соединяется ведомой шестерней. Вращение элементов происходит в разные стороны, поэтому местом сцепления производится всасывание и нагнетание жидкости. При процессе происходит забор состава в полость, после этого переход к области нагнетания и трубопровод. Шестеренный насос исключает обратную течь жидкостей, по причине плотного расположения зубьев между собой и корпусом.

Принцип работы внутреннего шестеренчатого насоса состоит по тому же принципу, но имеет некоторые отличия. Привод вращает ведущую шестеренку, внешнее соединение, соприкасаемое корпусом. Процесс всасывания выполняется созданным вакуумом, для предотвращения текучки масла в обратную сторону установлен серповидный уплотнитель, который играет роль клапана. Работа шестеренчатого насоса регулируется параметрами оборотов вала, максимальное давление может быть выставлено клапаном.

Технические характеристики

Принцип работы состоит из работы множества элементов, которые имеют различные характеристики. Для более полного понятия работы шестеренного насоса, важно изучить конструкцию, основные составляющие:

  1. Рабочий объем измеряется кубическими сантиметрами, показатель основывается на объеме жидкости, выдаваемой за полный оборот вала.
  2. Вытеснение измеряется в литрах за минуту, этот параметр также именуется производительностью механизмов.
  3. Параметр установки корпуса принимающей станции относительно подающей жидкости именуется вакуумметрической высотой. Следует внимательно изучить параметр, т.к. при рекомендуемой высоте не более двух метров, шестеренчатый механизм не будет выдавать требуемого давления при превышении данного параметра. Обуславливается воздействием атмосферного давления во всасывающей камере и окружающей среде, а также мощностью электропривода.
  4. Объемный КПД отвечает за параметр коэффициента подачи. Допустимые утечки из зазоров, соединений насоса, которые могут присутствовать из-за изношенных уплотнителей внутри корпуса. Шестеренчатый насос рекомендуется устанавливать, как можно ближе к емкости, чтобы избежать потери энергии на всасывание. Давление на входе может быть понижено по причинам слишком длинного соединения.
  5. КПД гидромеханического типа указывает на потери вследствие трения масел о корпус насоса, последующие соединения.

Конструкция шестеренчатого насоса

Существуют основные параметры, такие как крутящий момент, номинальная мощность. Насос подбирается при соответствии поставленным задачам, мощность должна быть установлена с небольшим запасом, во избежание перегревов, поломки трущихся частей.

Классификация

Шестеренчатые насосы различных категорий распространены в химической, пищевой, строительной промышленностях.

Основным назначением является перекачка смазочных материалов или охлаждающей жидкости.

Зубчатый насос может подразделяться на виды конструкций, имеются шестерни внешним и внутренним зацеплением. Каждая из систем имеет отличительные стороны, достоинства и недостатки.

Шестеренные насосы с внешним зацеплением

Конструкция агрегата внешнего типа сцепления шестерен подразумевает постоянное соприкосновение деталей. Шестерни на корпусе вала могут быть расположены разным соотношением, имеются три основных типа:

  • шевронная шестерня;
  • цилиндрическая форма с косыми зубьями;
  • прямая цилиндрическая форма зубьев.

Шевронные типы шестерен выдает более гладкий, плавный поток состава на выходе, как и косозубые разновидности. Поэтому большинство выбирает именно такой тип зубьев при покупке, прямая цилиндрическая форма считается устаревшей. Скорость вращения вала у шестеренчатых механизмов малой производительности варьируется от 1700 до 3500 об/мин. Для более производительных, крупногабаритных модификаций допускается скорость около 700 об/мин.

Шестеренный насос с внешним зацеплением

Конструкция, не имеющая внутри зазоров между корпусом и шестернями, позволяет производить модели повышенной мощности. Этот параметр дает возможность широко использовать насосы при различных гидравлических конструкциях. Материалы при изготовлении подбираются в соответствии с коррозийными параметрами деталей. Наиболее часто встречаются конструкции из чугуна с нержавеющими внутренними элементами.

Достоинства и недостатки насосов с внешним зацеплением

Любая система имеет положительные, отрицательные стороны. Для шестеренчатых внешнего зацепления можно выделить следующие преимущества:

  • высокое выходное давление;
  • работа с жидкостями высокой вязкости;
  • перегрузки исключены, за это отвечают подшипники, установленные с двух сторон на каждом валу;
  • различные материалы исполнения позволяют использовать установку со всеми составами;
  • относительно бесшумная работа, возможное сопряжение с дозирующими контроллерами.

Недостатками можно выделить, что не допускается работа без определенной нагрузки, необходимо исключить попадание твердых субстанций во избежание заклинивания и излома привода. Также данные конструкции не применяются к составам низкой вязкости.

Насосы с внутренним зацеплением шестерен

Отличительной чертой шестеренчатых конструкций внутреннего зацепления является работа с материалами различной вязкости. Применяется при нагнетании как легко текущих материалов, так и тягучих жидкостей. Диапазон вязкости варьируется от 1 до 100000 сПз, что делает устройство универсальным. Температурные показатели могут достигать до 400 градусов, что позволяет использовать насосы при горячем или химическом производстве.

Составляющая часть изделия отличается наличием уплотнителя вала, встроенным предохранительным клапаном. Принцип действия состоит в передаче движения по шестерне, передаваемого на вал привода. Между шестернями возможно регулировать зазор, что помогает подбору необходимого режима работы, избегания перегрузок.

Насос с внутренним зацеплением

Основной принцип работы:

  • Через подающую трубку происходит поступление жидкости к полости между шестерней и ротором.
  • Прогон происходит между зубьями шестерней, вставка в виде полукруга обеспечивает защиту от перелива.
  • Проточная часть гидравлического механизма всегда заполнена жидкостью в процессе работы. Вытесняется жидкость путем полностью стыкованных зубьев ротора, которые уплотнены вставками.

Положительные стороны внутренней сцепки

Конструкция внутреннего зацепа зубьев имеет ряд преимуществ, по сравнению с внешним типом устройства с высокой производительностью. Основные из них:

  • одно уплотнение вала, два подвижных элемента имеют преимущество при сервисном обслуживании;
  • перекачка туго вязких материалов;
  • отсутствие пульсаций при работе;
  • предоставление выбора зазора между зубьями, что позволяет работать материалами разной плотности.

Принцип работы насоса с внутренним зацеплением для вязких жидкостей

Недостатками можно отметить низкую производительность шестеренного насоса, повышенную чувствительность к твердым составам. Нахождение подшипника в погружаемой среде может отрицательно сказываться на антикоррозийных свойствах материала.

Типы уплотнения вала насоса

Имеются различные уплотнения вала шестеренчатого механизма, каждое из них применяется в соответствии с конструкцией, типом прогоняемой жидкости.

Встречаются следующие типы уплотнений:

  • сальниковое или манжетное уплотнение, изготавливается из маслостойких разновидностей резины;
  • уплотнение торцевого типа, газовая разновидность.

Газодинамические и магнитные муфты применяются в бесконтактной среде, что повышает прочность, надежность соединения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector