6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пункт 97 Правил Дорожного Движения РФ

Полный текст главы 9 Правил Дорожного Движения РФ
«Расположение транспортных средств на проезжей части»

Редакция от 4 декабря 2018 года (действующая)
С изменениями, вступившими в силу с 21 декабря 2018 года

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

«Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации» (под ред. С.И. Гирько)

Подготовлен для системы

Согласно этим Правилам к регистрационным документам на ТС относятся свидетельства о регистрации транспортных средств или ранее выдававшиеся технические паспорта транспортных средств (если не произведена их замена в установленном порядке). Паспорта транспортных средств или паспорта шасси транспортных средств, введенные в действие Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 «О введении паспортов транспортных средств» , к регистрационным документам не относятся.
———————————
С изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1445 «О выдаче паспортов транспортных средств таможенными органами Российской Федерации» и от 31 июля 1998 г. N 866 «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227, от 15.12.1999 N 1396).
О других документах, которые обязан иметь водитель в случаях, прямо предусмотренных законодательством (посл. абзац п. 2.1.1 ПДД).
Это следующие документы: путевой лист, документы на перевозимый груз, лицензионная карточка, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов («Особые условия перевозки. грузов»), наряду с другими документами, перечисленными в этом пункте Правил, в установленных случаях водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать их для проверки.
Путевой лист является первичным документом по учету работы автотранспорта.
В путевом листе, помимо обязательных реквизитов и штампа организации, выдавшей путевой лист, указываются марка, модель транспортного средства, государственный регистрационный знак, фамилия, имя и отчество водителя, серия и номер его водительского удостоверения, делаются отметки об исправности автомобиля перед выездом, дате и времени выезда, а также задание водителю. В раздел путевого листа «Особые отметки» заносятся сведения об изменении задания, о сопровождающих лицах и т.п. В случае, когда перевозятся товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Наличие путевого листа обязательно и для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные перевозки. Формы путевых листов для индивидуальных предпринимателей утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» (зарегистрирован в Минюсте России 3 июля 2000 г., регистрационный N 2298). Приказом Минтранса России от 22 сентября 2003 г. N 191 (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 июня 2003 г. N 5150) внесены изменения и дополнения в Приказ Минтранса России от 30 июня 2000 г. N 68. Так, при осуществлении предпринимательской деятельности, связанной с перевозками, в путевых листах в строках «Водитель», «Номер водительского удостоверения» указываются данные водителей, работающих по путевому листу. Ранее в этих графах указывались данные водителей, работающих только по найму .
———————————
См.:

К лицензии прилагаются лицензионные карточки на каждое транспортное средство, цвет которых соответствует виду деятельности:
красный — перевозка пассажиров на коммерческой основе (стандартная лицензия);
синий — перевозка собственных работников предприятий, учреждений и организаций для производственных (служебных) целей (ограниченная лицензия).
Форма лицензионной карточки, являющейся документом строгой отчетности, утверждается Минтрансом России (см. пункт 2 Основных положений). Передача лицензии или лицензионной карточки другому юридическому или физическому лицу запрещается.
Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, регламентируются Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее — Положение).
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 09.03.95 N 27, зарегистрировано в Минюсте России 09.06.95, регистрационный N 868.
В Положении предусмотрено, что организация, осуществляющая перевозку, обязана обеспечить условия для питания и отдыха водителей на маршрутах регулярных перевозок, предусмотреть время и место отдыха водителей в пути при направлении в дальние рейсы, обеспечить водителя необходимыми путевыми документами (путевыми листами, документами на перевозимый груз, графиками движения установленной формы).
На каждый маршрут регулярных пассажирских перевозок должны быть составлены паспорт и схема маршрута с указанием опасных мест и особенностей дорожных условий.
Комментарий к пункту 22.1
Правила требуют наличия у водителя удостоверения категорий «С» или «С» и «D», причем категория находится в прямой зависимости от числа перевозимых людей. Непременным условием допуска водителя к осуществлению пассажирских перевозок на грузовых автомобилях является также и стаж управления транспортными средствами категории «С» не менее 3 лет.
Во всех случаях водители, осуществляющие перевозку людей, должны знать и выполнять условия лицензии, хорошо знать маршрут движения и его особенности.
Порядок допуска военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях устанавливается Министерством обороны Российской Федерации. Действующий порядок предусматривает, что для допуска к перевозке людей военные водители, имеющие водительское удостоверение категории «С», должны пройти подготовку и сдать теоретический и практический экзамены. Военнослужащим, сдавшим экзамены, выдается удостоверение о допуске к самостоятельному управлению грузовым автомобилем конкретной марки, оборудованным для перевозки личного состава. Указанное удостоверение действительно только на период воинской службы» .
———————————
См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 194.
Комментарий к пункту 22.2
Требования к оборудованию грузового автомобиля с использованием его для перевозки людей изложены в пункте 4 Основных положений. При оборудовании грузовых автомобилей с бортовой платформой для перевозки людей следует учитывать, что расстояние от сиденья до верхнего края борта должно быть не менее 0,3 м.
Следует по возможности избегать перевозки детей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, так как данный вид перевозок сопряжен с повышенной опасностью для пассажиров и требует от них соблюдения элементарной осторожности и дисциплины (пункт 5.2 ПДД).
Организованная перевозка группы детей, как это установлено пунктом 22.6 ПДД, должна осуществляться только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, обеспечивающим защиту детей от падения.
Комментарий к пункту 22.3
От соблюдения требований данного пункта зависят удобство пассажиров при перевозке и, как следствие, их безопасность в процессе движения.
Расположение и количество мест для сидения в кузове грузового автомобиля Правилами не регламентированы, однако общая масса перевозимых пассажиров не должна превышать грузоподъемность транспортного средства. Как правило, сиденья располагают поперек кузова и закрепляют их за борта платформы.
Комментарий к пункту 22.4
При перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля ответственность за соблюдение правил перевозки, посадки и высадки пассажиров также возлагается на водителя.
Водитель перед началом движения должен лично убедиться в том, что все его указания пассажирами выполнены, а количество пассажиров не превышает числа мест для сидения в кузове.
В процессе движения водитель, по возможности, должен контролировать поведение пассажиров в кузове.
Комментарий к пункту 22.5
Основным условием перевозки лиц, сопровождающих груз, является наличие мест для сидения, расположенных ниже уровня бортов, по числу находящихся в кузове людей. Лица, сопровождающие груз, должны быть предупреждены о порядке посадки и высадки из кузова автомобиля.
При перевозке людей в груженом транспортном средстве груз должен быть надежно закреплен от перемещения.
Следует указать, что перевозка людей, не связанных с получением или сопровождением груза, в грузовом автомобиле, не оборудованном для перевозки людей, запрещается.
Комментарий к пункту 22.6
Требование о необходимости установки опознавательных знаков «Перевозка детей» (см. пункт 8 Основных положений) введено для выделения в транспортном потоке грузовых автомобилей и автобусов, перевозящих детей. При остановке таких автомобилей водители других транспортных средств должны снизить скорость и при необходимости остановиться, чтобы пропустить детей, переходящих дорогу (см. пункт 14.7 ПДД).
В соответствии с пунктом 19.4 и 19.5 ПДД транспортные средства, осуществляющие организованные перевозки групп детей, при движении должны включать ближний свет фар или противотуманные фары. Порядок осуществления перевозок пассажиров, в том числе и детей на автобусах, регулируется Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами .
———————————
Утверждено Приказом Минтранса России от 08.01.97 N 2, зарегистрировано в Минюсте России 14.05.97, регистрационный N 1302.
Комментарий к пункту 22.7
Посадка и высадка пассажиров до полной остановки транспортного средства представляют опасность и могут привести к получению травм пассажирами.
Движение автобусов с открытыми дверьми может привести к выпадению пассажиров. Всякие попытки сесть на ходу в движущееся ТС также могут привести к самым отрицательным последствиям.
Комментарий к пункту 22.8
Пассажиров разрешается перевозить только в кабине ТС, в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или кузове-фургоне, а также на мотоцикле. При этом число людей не должно превышать количества, установленного инструкцией предприятия-изготовителя ТС. Так, например, на сиденье рядом с водителем автомобиля КАМАЗ-5320 можно перевозить двух пассажиров. Дети до 12 лет могут перевозиться сверх указанного числа пассажиров. При этом масса пассажиров не должна превышать нагрузку, установленную предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве максимально допустимой.
Перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, а также переднем сиденье легкового автомобиля без специальных детских удерживающих устройств запрещена.
23. Перевозка грузов
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (с посл. измен. и дополн., см. также и раздел 22 ПДД «Перевозка людей»), Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит (как и перевозка людей) перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования грузовых перевозок определяется Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» .
———————————
См. комментарий к разделу 22 Правил.

Читать еще:  Как выбрать хороший инструмент для полировки кузова автомобиля

Выдача лицензий на грузовые перевозки находится в ведении Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляется в том же порядке, что и лицензий на пассажирские перевозки.
Комментарий к пункту 23.1
При определении значений рассматриваемых параметров следует руководствоваться технической характеристикой ТС, перевозящего груз. Характеристика ТС определяется предприятием-изготовителем с указанием:
грузоподъемности — максимально допустимой массы перевозимого груза;
снаряженной и разрешенной максимальной массы транспортного средства (см. комментарий к термину «разрешенная максимальная масса» в пункте 1.2 Правил);
распределения снаряженной и разрешенной максимальных масс по осям.
Одним из важнейших показателей технической характеристики ТС является значение нагрузки на ось.
Комментарий к пункту 23.2
Правильное размещение груза, его надежное крепление, учет свойств и состояние груза — залог обеспечения безопасности дорожного движения при грузовых перевозках. О перевозке груза сказано в пункте 23.3 Правил. Однако при перевозке определенных видов грузов могут предъявляться дополнительные повышенные требования, регулируемые соответствующими нормативными документами (см. также комментарии к пункту 23.5 ПДД).
Водитель обязан знать способы крепления и размещения различных грузов, особенности их перевозки и контролировать его размещение, крепление и состояние, как перед началом движения, так и в процессе перевозки.
Комментарий к пункту 23.3
При размещении груза необходимо контролировать сохранение обзора не только спереди, а также сбоку и сзади, вплоть до установки при необходимости дополнительного зеркала заднего вида справа.
Необходимо равномерно распределять груз на ТС, причем так, чтобы центр тяжести транспортного средства с грузом находился как можно ниже.
В легковом автомобиле груз не должен мешать водителю в пользовании рулевым управлением, тормозной системой, сигнальными и осветительными приборами.
Кроме того, груз не должен закрывать внешние световые приборы. Если в пути выйдут из строя приборы световой сигнализации, то для подачи сигналов можно воспользоваться услугами пассажира, сидящего в кабине автомобиля.
Грузы, создающие шум, образующие пыль, загрязняющие дорогу и окружающую среду, должны перевозиться специализированными транспортными средствами или с использованием специальной тары.
Комментарий к пункту 23.4
«В габариты транспортного средства не входят съемные элементы (наружные зеркала и т.п.). За установленные габариты по ширине могут выступать шины вблизи контакта с дорогой, детали индикаторов давления в шинах; приспособления противоскольжения, надетые на колеса; боковые указатели поворотов и габаритные фонари (не более чем на 50 мм); устройства для закрепления таможенных пломб на грузе; резиновые накладки кузова, резиновые брызговики колес (не более чем на 50 мм на сторону).
При замере выступающего вперед или назад груза необходимо учитывать указанные выше допущения. Габаритную ширину груза следует измерять от края

Полный текст главы 9 Правил Дорожного Движения РФ
«Расположение транспортных средств на проезжей части»

Редакция от 4 декабря 2018 года (действующая)
С изменениями, вступившими в силу с 21 декабря 2018 года

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Читать еще:  Схема электропроводки ВАЗ 21099 исполнение Стандарт и Люкс

Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

Разъяснение положений Правил дорожного движения РФ, касающихся обязанностей пешехода

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения, в условиях значительного увеличения транспортного потока, является одной из первоочередных в уголовной политике России. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий показывает ежегодное увеличение тяжести их последствий и количества пострадавших. Только в июне 2014 г. на территории Рязанской области произошло 13 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, из которых в 8 случаях последними были нарушены требования Правил дорожного движения РФ, 2 человека погибло. Фактически ежедневно каждый из нас выступает в роли наиболее уязвимого участника дорожного движения – пешехода, небезопасные действия которого могут повлечь тяжкие последствия как для него самого, так и для других участников. В этой связи вопрос разъяснения и соблюдения обязанностей пешехода на дороге не теряет своей актуальности.

Основным правовым актом, регулирующим порядок действий всех участников дорожного движения, включая пешеходов, являются Правила дорожного движения РФ, одна из глав которых посвящена предписаниям, руководствоваться которыми должны пешеходы, оказавшись на дороге. Только безусловное следование норме закона каждым из участников, способно упорядочить взаимоотношения на дороге и снизить число дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжкими последствиями. В связи с изложенным, представляется целесообразным рассмотреть основные нормативные положения, касающиеся пешеходов.

Так, п.4.1 Правил дорожного движения предписывает пешеходам двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. В случае отсутствия последних или при невозможности передвигаться по ним, допускается движение пешеходов в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части), навстречу транспортным средствам. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Согласно пункту 4.6 Правил дорожного движения РФ, выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Примерами пренебрежения пешеходами вышеуказанными обязанностями изобилует следственная практика.

Так, специализированным следственным отделением по расследованию дорожно-транспортных происшествий завершено предварительное следствие по уголовному делу по обвинению Г. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ. Однако, в ходе следствия была доказана не только вина водителя Г., допустившего превышение скоростного режима, но и установлены противоправные действия потерпевшей К., которая в нарушение требований п.п.4.3, 4.6 Правил дорожного движения РФ, не только пересекала проезжую часть вне пешеходного перехода, который находился в пределах ее видимости, но и дойдя до середины проезжей части, неожиданно развернулась и стала двигаться в противоположном направлении, пересекая полосу движения, по которой двигался Г., создав тем самым опасность для его движения водителя.

Согласно п.4.3 Правил, пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Соблюдением данной нормы наиболее часто пренебрегают пешеходы, предпочитая пересекать проезжую часть в том месте, где считают это удобным. В подобных ситуациях порой сложно пенять на водителей, так как последние не всегда имеют техническую и физическую возможность отреагировать на внезапное появление пешехода в неположенном и неожиданном месте и, соответственно, избежать наезда.

Например, при проведении проверки по факту ДТП, в результате которого водитель Ш. совершил наезд на пешехода М., было установлено, что последний также пренебрег обязанностями пешехода, нарушил требований вышеуказанных пунктов правил, так как стал пересекать проезжую часть вне пешеходного перехода. При этом учитывая, что данный маневр М. решил осуществить в непосредственной близости перед двигавшимися транспортными средствами, проведенной экспертизой было установлено, что водитель Ш. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, то есть в его действиях отсутствует состав уголовно-наказуемого деяния.

Отдельного внимания заслуживает положение п. 4.5 Правил, в соответствии с которым на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Учитывая, что в большинстве случаев последствия дорожно-транспортного происшествия с участием автомобиля и пешехода, являются несопоставимыми по тяжести последствий, которые нередко связаны с летальным исходом, именно на пешехода законодатель, а также элементарный здравый смысл возлагает обязанность по принятию дополнительных превентивных, предостерегающих мер безопасности.

Следственное Управление УМВД России по Рязанской области

Полный текст главы 9 Правил Дорожного Движения РФ
«Расположение транспортных средств на проезжей части»

Редакция от 4 декабря 2018 года (действующая)
С изменениями, вступившими в силу с 21 декабря 2018 года

Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т — только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

Читать еще:  Почему скрипит педаль сцепления

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

ПДД 1.2 — Основные понятия

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

Автомагистраль — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Автопоезд — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Велосипед — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Велосипедист — лицо, управляющее велосипедом.

Велосипедная дорожка — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1

Велосипедная зона — территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33.1 и знаком 5.34.1 .

Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Вынужденная остановка — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Гибридный автомобиль — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.

Главная дорога — дорога, обозначенная знаками

по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Дневные ходовые огни — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Железнодорожный переезд — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Мопед — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Населенный пункт — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками:

Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения России (РФ).

Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Опасность для движения — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Опасный груз — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Опережение — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Организованная перевозка группы детей — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

Организованная транспортная колонна — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Островок безопасности — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

Парковка (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью под эстакадных или под мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Перестроение — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Пешеходная дорожка — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

Пешеходная зона — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаком 5.33 и знаком 5.34 .

Пешеходная и велосипедная дорожка (вело-пешеходная дорожка) — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector