18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и основные характеристики транспортных средств

Виды транспортных средств, характеристики и назначение

Транспортное средство является техническим устройством, цель которого – перевозка людей или груза на дальние расстояния. Сегодня в мире насчитывается более десятка тысяч таких устройств. Поэтому, чтобы различать один транспорт от другого, людьми была придумана стандартная классификация, благодаря которой все виды транспортных средств можно условно разделить по их назначению, используемой энергии и среде перемещения.

Основные виды транспортных средств

Как и было сказано выше, в зависимости от определенных признаков все виды транспортных средств можно поделить на три основные группы:

  • по назначению;
  • по используемой энергии;
  • по среде перемещения.

Так как вышеупомянутые виды транспортных средств имеют свою классификацию, особенности и различаются друг от друга по определенным признакам, то их можно рассмотреть более подробно.

Виды транспорта по назначению

Под назначением подразумевается та сфера, в которой конкретный вид транспорта используется чаще всего. То есть это могут быть транспортные средства:

  • Специального пользования. К таковым относится военный (бронеавтомобили, танки) и технологический транспорт (путевые машины).
  • Общего пользования. К этой категории относятся все виды водного, воздушного и наземного транспорта, используемые в сфере торговли и предоставления услуг. Например, грузовик, который перевозит товары, уже является транспортом, подходящим к категории общего пользования.
  • Индивидуального пользования, т. е. те транспортные средства, которыми человек пользуется лично. Самый распространенный индивидуальный транспорт – это личный автомобиль или мотоцикл.

Кроме того, существует еще отдельная подкатегория транспорта общего пользования. К таковой относится городской (общественный) транспорт, т. е. тот который перевозит пассажиров по определенным маршрутам, согласно расписанию и за определенную плату. Это могут быть автобусы, трамваи, троллейбусы и т. д.

Виды транспорта по используемой энергии

В зависимости от используемой энергии, бывают транспортные средства:

  • Приводимые в движение ветряной силой, например, парусные судна (парусники).
  • Приводимые в движение мускульной силой (движимые человеком или животным). Самый распространенный транспорт, движимый человеком, – это велосипед, который приводится в движение ножными педалями. Кроме того, существуют менее используемые в повседневной жизни небольшие гребные суда и веломобили, которые движутся также при помощи силы человека. О транспортных средствах, движимых животными, более подробно написано ниже под соответствующим заголовком.
  • С личным двигателем. Этот вид, в свою очередь, делится на транспорт с тепловым и электронным двигателем.

Транспорт с тепловым двигателем – механическое транспортное средство, которое работает за счет превращения тепла в энергию, необходимую для передвижения. Источником тепла в таких двигателях может быть, например, органическое топливо. Один из самых известных представителей транспорта с тепловым двигателем – паровоз, который приводится в движение за счет обработки (растопки) угля.

Электронным считается тот транспорт, двигатель которого приводится в работу за счет энергии электричества. Основными транспортными средствами подобного типа являются трамваи, фуникулеры, монорельсы, электромобили и электроходы.

Виды транспорта по среде перемещения

В зависимости от среды перемещения транспорт может быть:

  • наземным (автомобильный, железнодорожный, велосипедный, трубопроводный, а также транспорт, движимый животными);
  • воздушным (авиационные и аппараты воздухоплавания);
  • водным (надводные и подводные суда);
  • космическим (аппараты и машины, движущиеся по безвоздушным путям);
  • иного вида.

К прочим видам транспорта относятся стационарные подъемники (лифты), элеваторы, канатные дороги и т. д.

Наземный транспорт

Существуют различные наземные транспортные средства, которые подразделяются по ряду признаков:

  • По виду движителя есть гусеничный (некоторые виды танков, тракторов и кранов), колесный (автомобили, велосипеды, мопеды, мотоциклы), а также наземный транспорт, который приводят в движение животные.
  • По количеству колес бывают: моноциклы (одноколесные транспортные средства), бициклы (двухколесные), трициклы (трехколесные) и квадроциклы (четырехколесный транспорт).
  • По типу видов дорог бывают железнодорожные и безрельсовые транспортные средства. К железнодорожному транспорту относится любое транспортное средство, которое перевозит груз и пассажиров по рельсовым путям. То есть, это могут быть локомотивы, вагоны, трамваи, монорельсы и эстакадный транспорт. К безрельсовому относится любой наземный транспорт, в том числе и автотранспорт, который передвигается по суше.

Автомобильные транспортные средства

Самым популярным и распространенным видом наземных транспортных средств считается автомобильный транспорт. К автомобильному относятся все виды средств, при помощи которых выполняется перевозка груза и пассажиров по безрельсовым путям. Многие автомобили предназначаются не только для перевозки на короткие, но и на дальние расстояния, особенно, в тех случаях, когда невозможно доставить пассажиров, продукты или материалы другим способом.

Весь автомобильный транспорт делится:

  • На гоночные машины, которые, чаще всего, используют в автомобильных и спринтерских заездах (дрэг-рейсинг, авто-слалом и др.). К таковым относятся, например, монопосты – одноместные автомобили с открытыми колесами, использующиеся в гонках «Формулы-1».
  • На транспортные автомобили, которые служат лишь для перевозки груза и пассажиров. В зависимости от цели назначения, они бывают легковыми (автомобили личного пользования), грузовыми (автомобили-фургоны, тягачи, др.) и перевозными (автобусы, маршрутные такси и т. д.).
  • На специальные машины, которые, помимо всего прочего, оснащены дополнительным оборудованием, предназначенным для тех или иных целей. К таковым относятся, например, машины скорой помощи или пожарные автомобили.

Транспортные средства, движимые животными

Использовать животных в качестве средств передвижения люди научились тогда, когда других видов наземного транспорта еще не существовало. Хоть уже прошли года, появились современные транспортные средства, многие все равно предпочитают прокатиться верхом на коне или запрячь животное в повозку, чтобы транспортировать какой-либо груз.

К транспорту, движимому животными, относится:

  • Гужевой транспорт. В качестве транспортных средств для перемещения груза и пассажиров на повозках, телегах, людьми в основном используются лошади, собаки, верблюды, буйволы, слоны и другие млекопитающие, которых можно приручить и обучить транспортировке.
  • Вьючный транспорт. Само название вьючного транспорта походит от упаковочной поклажи (вьюка), которую крепят на спину животного. Подобное транспортное средство используется в тех случаях, когда гужевой транспорт является нецелесообразным, например, в горных районах, где слишком крутые склоны и узкие дороги, что значительно затрудняет передвижение повозок и телег. Помимо горных районов, вьючных животных используют в сельской и болотистой местности, а также в пустынях или в северных регионах, где присутствуют плохие дороги или их практически нет.
  • Верховой транспорт, который предназначен как для перевозки пассажиров, так и для участия в специальных спортивных соревнованиях и состязаниях. В основном к верховому транспорту относятся лошади, верблюды и слоны.

Трубопроводные транспортные средства

Основной целью трубопроводных транспортных средств является только транспортировка грузов (химических веществ, жидких и газообразных продуктов) по специальным каналам (трубам). Этот вид наземного транспорта является самым дешевым и популярным, аналогов которому в мире не существует. Например, на территории РФ, трубопроводы используются для транспортировки более 95% добываемой нефти.

Помимо дешевизны, трубопроводный транспорт имеет и другие достоинства:

  • быстрая перевозка груза;
  • низкая себестоимость транспортировки;
  • отсутствие потерь груза во время доставки;
  • трубопроводы можно прокладывать где и как угодно (не считая воздушных путей).

Основные виды трубопроводных транспортных средств: канализация, водопровод, мусоропровод и пневматический транспорт (пневмопочта).

Воздушный транспорт

Самолеты появились в начале XX века и быстро завоевали популярность во всем мире. К этому виду транспорта относятся также вертолеты, дирижабли, аэробусы, аэропланы. Это один из самых быстрых, но дорогих видов транспортных средств, который предназначается для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния (более 1 тыс. км) по воздуху. Кроме того, есть самолеты и вертолеты, которые выполняют служебные функции (например, тушат пожары, распыляют над полями инсектициды, санитарная авиация и пр.). Обычно воздушным транспортом пользуются туристы и бизнесмены, желающие быстрее попасть в другую страну или даже на другой континент. Этими транспортными средствами перевозят габаритные и тяжелые вещи, продукты с малым сроком годности, а также ценные предметы.

Хоть этот вид транспорта и является шумным, дорогостоящим удовольствием, но он незаменим для научных экспедиций, которые отправляются на дальние континенты или в другие труднодоступные места, куда сложно или невозможно добраться иным способом.

Водный транспорт

Это один из классических видов транспортных средств. Такой транспорт предназначается для перевозок по искусственным (водохранилища, каналы) и природным (озера, реки, моря и др.) водным путям.

В отличие от воздушного, водный транспорт является одним из самых дешевых после трубопроводного. Именно поэтому подобными транспортными средствами перевозиться практически все: начиная от стройматериалов и заканчивая полезными ископаемыми. А такие плавсредства, как, например, паромы, способны даже перевозить другой транспорт.

Но вот пассажирских перевозок в последнее время стало значительно меньше. Это обосновано довольно низкой скоростью, с которой суда движутся от одного морского порта к другому.

Основные виды транспортных средств, движущиеся по водным путям: надводные (лодки, катера, лайнеры, корабли) и подводные суда.

Космический транспорт (космический аппарат)

Космический транспорт (космический аппарат) – механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров по безвоздушному пространству (в космосе). Разумеется, говоря о перевозке людей, подразумевается то, что они являются одновременно и пассажирами, и экипажем, управляющим космическим аппаратом. В основном же такой транспорт предназначен для более специфических целей. Например, космические станции предназначены для различных исследований рельефа, океанов и атмосферы, которые нельзя провести на Земле, а спутники позволяют людям смотреть международные телевизионные программы и делать прогнозы погоды метеорологам. Кроме того, некоторые космические аппараты используются в военных целях (слежка за зонами боевых действий, разведка деятельности других стран, обнаружение приближающихся космических объектов и т. д.).

Из основного космического транспорта можно выделить: спутники, космические корабли, орбитальные и межпланетные станции, планетоходы.

Виды и основные характеристики транспортных средств

Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Высокая провозная и пропускная способности.

Высокая регулярность перевозок.

Относительно низкие тарифы.

Значительные скидки для транзитных отправок.

Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния

Ограниченное число перевозчиков.

Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.

Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.

Низкая доступность к конечным точкам продаж.

Недостаточно высокая сохранность грузов

Возможность доставки груза «от двери до двери».

Высокая скорость доставки.

Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.

Возможность отправки груза малыми партиями

Зависимость от погодных и дорожных условий.

Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.

Недостаточная экологическая чистота

Наивысшая скорость доставки грузов.

Высокая сохранность груза.

Наиболее короткие маршруты перевозок

Высокая себестоимость перевозок.

Зависимость от погодных условий.

Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

2.частота отправлений груза,

3.надежность соблюдения графика доставки,

4.способность перевозить разные грузы,

5.способность доставить груз в любую точку территории,

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

42. Материально-техническая база транспорта. Основные характеристики и показатели функционирования железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

Транспорт — это отрасль материального производства, осу-ществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движе¬ния материального потока от первичного источника сырья до ко¬нечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования — отрасль народного хо¬зяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи¬ров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обра¬щения и население. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной>, автомобильный, воз¬душный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Материально-техническая база транспорта включает: — транспортные средства (вагонный парк, флот, подвижной состав); — технические устройства и сооружения (станции, депо, порты); — ремонтные предприятия; — путевое (дорожное хозяйство); — средства связи и др.

Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные: — крытые вагоны, полувагоны. платформы, цистерны; специализированные — изотермические, цементовозы, кислотные и др.. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары, длиной и др. Грузоподъемность — количество тонн груза, которое может быть погружено в данный вагон. Скорость перевозки. По железной дороге груз может пере-возиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен про¬ходить груз.

Водный транспорт. В зависимости от назначения различают суда транспортного, специализированного, вспомогательного флота.

К транспортному флоту относятся суда, предназначенные для перевозок грузов и пассажиров. К специализированному флоту относятся контейнеровозы, танкеры, лесовозы и др. Основные показатели, характеризующие речные и морские суда — водоизмещение, грузоподъемность, длина, ширина, высота борта, осадка. Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном. Дедвейт или полная грузоподъемность — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку. Вид плавания: — Малый каботаж – в пределах одного или двух смежных морских бассейнов; — Большой каботаж – между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах; — Заграничные морские перевозки – между российскими и иностранными портами. Основные формы организации перевозок на морском транспорте — линейное и трамповое судоходство. Линейное судоходство – суда работают по расписанию на строго определенных регулярных линиях.

Читать еще:  Лада гранта или калина что же лучше

Трамповое рейсовое судоходство – зафрахтованные суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов, конъюнктуры фрахтового рынка.

Автомобильный транспорт. Подвижной состав состоит из автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов. Различают автомобили по грузоподъемности : Особо малой — 0,5 т.; Малой — от 0,5 до 2т.; Средней — от 2 до 15 т.; Особо большой — более 15 т.

Виды и основные характеристики транспортных средств

Сравнительная характеристика основных видов транспорта

Высокая провозная и пропускная способности.

Высокая регулярность перевозок.

Относительно низкие тарифы.

Значительные скидки для транзитных отправок.

Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния

Ограниченное число перевозчиков.

Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.

Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок.

Низкая доступность к конечным точкам продаж.

Недостаточно высокая сохранность грузов

Возможность доставки груза «от двери до двери».

Высокая скорость доставки.

Возможность использования различных маршрутов и схем доставки.

Возможность отправки груза малыми партиями

Зависимость от погодных и дорожных условий.

Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния.

Недостаточная экологическая чистота

Наивысшая скорость доставки грузов.

Высокая сохранность груза.

Наиболее короткие маршруты перевозок

Высокая себестоимость перевозок.

Зависимость от погодных условий.

Недостаточная географическая доступность

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

2.частота отправлений груза,

3.надежность соблюдения графика доставки,

4.способность перевозить разные грузы,

5.способность доставить груз в любую точку территории,

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами.

42. Материально-техническая база транспорта. Основные характеристики и показатели функционирования железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.

Транспорт — это отрасль материального производства, осу-ществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть логистических операций на пути движе¬ния материального потока от первичного источника сырья до ко¬нечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования — отрасль народного хо¬зяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи¬ров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обра¬щения и население. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной>, автомобильный, воз¬душный транспорт и транспорт трубопроводный.

2. Транспорт необщего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Материально-техническая база транспорта включает: — транспортные средства (вагонный парк, флот, подвижной состав); — технические устройства и сооружения (станции, депо, порты); — ремонтные предприятия; — путевое (дорожное хозяйство); — средства связи и др.

Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные: — крытые вагоны, полувагоны. платформы, цистерны; специализированные — изотермические, цементовозы, кислотные и др.. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары, длиной и др. Грузоподъемность — количество тонн груза, которое может быть погружено в данный вагон. Скорость перевозки. По железной дороге груз может пере-возиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен про¬ходить груз.

Водный транспорт. В зависимости от назначения различают суда транспортного, специализированного, вспомогательного флота.

К транспортному флоту относятся суда, предназначенные для перевозок грузов и пассажиров. К специализированному флоту относятся контейнеровозы, танкеры, лесовозы и др. Основные показатели, характеризующие речные и морские суда — водоизмещение, грузоподъемность, длина, ширина, высота борта, осадка. Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном. Дедвейт или полная грузоподъемность — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку. Вид плавания: — Малый каботаж – в пределах одного или двух смежных морских бассейнов; — Большой каботаж – между портами одной и той же страны, лежащими в разных морских бассейнах; — Заграничные морские перевозки – между российскими и иностранными портами. Основные формы организации перевозок на морском транспорте — линейное и трамповое судоходство. Линейное судоходство – суда работают по расписанию на строго определенных регулярных линиях.

Трамповое рейсовое судоходство – зафрахтованные суда работают на различных направлениях в зависимости от наличия грузов, конъюнктуры фрахтового рынка.

Автомобильный транспорт. Подвижной состав состоит из автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов. Различают автомобили по грузоподъемности : Особо малой — 0,5 т.; Малой — от 0,5 до 2т.; Средней — от 2 до 15 т.; Особо большой — более 15 т.

Классификация транспортных средств

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) — это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Классификация механических транспортных средств

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль — это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство — это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Классификация буксируемых транспортных средств

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп — это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через седельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль — это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти — автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

Классификация транспортных средств по категориям

  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 — легкий квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 — квадрицикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
Читать еще:  Сколько лошадиных сил у Chevrolet Cruze

категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:

  • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;

категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:

  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;

категория О — прицепы (включая полуприцепы):

  • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг; М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N — число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Классификация и виды грузового автотранспорта

«Ассортимент» грузового автомобильного транспорта сегодня достаточно разнообразен: в свое время кузова, прицепы и полуприцепы создавались под определенный вид груза и в соответствии с теми условиями, которых требует его перевозка. Для наливных — одно средство передвижения, для насыпных — другое, для чувствительных к температурам — третье…

А потому очевидно, что и выбор транспортного средства для каждой грузоперевозки происходит не наобум (по принципу, что больше нравится или что дешевле в эксплуатации), а с четким пониманием: какой именно груз ему предстоит везти, а также сколько этот груз весит и как его лучше загружать и разгружать.

Выделяют несколько признаков классификации грузового автомобильного транспорта:

  • по количеству осей: двух-, трех-, четырех-, пяти- и более -осные;
  • по составу: одиночное транспортное средство и автопоезд (седельный, состоящий из тягача и полуприцепа, или прицепной — из фургона и прицепа);
  • по грузоподъемности: малой (0,5-2 тонны), средней (от 2 до 5 тонн), большой (5-16 тонн), особой большой (от 16 тонн);
  • по полной (то есть состоящей из массы транспортного средства, массы груза и массы экипажа) максимально допустимой массе: 7 градаций — до 1,2 тонн, от 1,2 до 2 тонн, от 2 до 8 тонн, от 8 до 14 тонн, от 14 до 20 тонн, от 20 до 40 тонн и свыше 40 тонн.

Однако наибольший интерес представляет классификация грузовых автотранспортных средств по типу кузова:

  • открытый: бортовой, низкорамный и платформа;
  • закрытый: тентованный, цельнометаллический, промтоварный, изотермический, рефрижератор;
  • специальный: цистерна, строительная и спецтехника (мусоровоз, лесовоз, автовоз и пр.).

Что примечательно, эта классификация, в принципе, определяет и функцию автотранспортного средства: то, для какого именно груза и каких условий транспортировки оно предназначено.

Бортовой кузов

Это, по сути, платформа, ограниченная с трех сторон бортами, которые легко откидываются или снимаются. Несмотря на видимый недостаток (и это же — главная отличительная особенность), заключающийся в том, что грузы, перевозимые в открытом кузове, не защищены от ветра, дождя, солнца, пыли, грязи и пр., на самом деле такой грузовик довольно часто используется при внутрироссийских грузоперевозках.

Естественно, он не подойдет для привередливых грузов, которые требуют особых условий транспортировки, однако для строительных материалов (кирпич, арматура, трубы и пр.) незаменим. Благодаря своей открытости и откидным бортам такой автомобиль крайне удобен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ: он обеспечивает свободный доступ к грузу с четырех сторон (по бокам, сзади и сверху) и позволяет использовать специальный кран.

Единственное, для безопасной перевозки груз не должен возвышаться над бортами, в противном случае он требует особого крепления .

Да, есть еще один минус бортового кузова: он даже минимально не защищает груз от кражи, а потому с ним нельзя перевозить грузы на дальние расстояния.

Тентованный кузов

Это бортовой кузов, модифицированный добавлением специальных распорок, на которые натянут тент. Грузовой автомобиль с тентованным кузовом, наверное, самое популярное транспортное средство как при внутрироссийских , так и международных перевозках. Он подходит для достаточно большого «ассортимента» грузов — тех веществ и изделий, которые единственное, в чем нуждаются, — в защите от погодных условий, чужих глаз и рук.

Чем еще привлекателен такой кузов, так это тем, что съемный тент позволяет осуществлять погрузку и разгрузку с любой стороны (по бокам, сзади, сверху), а также предусматривает возможность своего полного снятия (полная растентовка). Плюс, благодаря легкому материалу автомобиль с тентованным кузовом обладает большей полезной грузоподъемностью, нежели автомобиль, например, с цельнометаллическим кузовом.

Однако есть и существенный недостаток: тентованный кузов не способен обеспечить надежную защиту от воров.

Цельнометаллический кузов

Это кузов с металлическими стенками. В нем можно перевозить все те же универсальные, не требующие специальных условий транспортировки и хранения грузы, что и в тентованном. Однако, в отличие от тентованного, он обеспечивает лучшую защиту от климатических условий и краж (конструкцией предусмотрены запирающиеся двери), а его прочные стенки, которые выдерживают большие нагрузки, надежнее предохраняют груз от ударов, рассыпания и пр. происшествий в пути.

Правда, материал кузова несколько ограничивает допустимые грузоподъемные возможности автомобиля, а его конструкция — способы погрузки и разгрузки.

Изотермический кузов

Он обшит специальным теплоизоляционным материалом, благодаря чему способен некоторое время поддерживать температуру определенного уровня. Такой кузов не боится жары, холода, атмосферных осадков, резких перепадов температур и предназначен для тех грузов, которые требуют особого температурного режима хранения и транспортировки (как правило, это — продукты питания ).

Однако при выборе для перевозки автомобиля с изотермическим кузовом следует учитывать тип и привередливость груза, а также расстояние его транспортировки. Ведь изотерм всего лишь сохраняет, но никак не создает определенный уровень температуры. А значит, чем дольше груз будет ехать, тем выше вероятность его остывания или нагрева.

Кстати, способность поддерживать нужный климат зависит от толщины стенок кузова, а значит, количества теплоизоляционного материала.

Рефрижератор

Это усовершенствованный изотермический фургон, снабженный встроенной холодильной установкой. Он тоже предназначен для чувствительных к температурам грузов (скоропортящиеся продукты, цветы, саженцы, растения, биологические и медицинские препараты), однако, в отличие от изотерма, благодаря своему техническому решению способен не только поддерживать, но и создавать определенный температурный режим. А значит, в состоянии возить самые привередливые грузы и на довольно большие расстояния.

Причем выбор рефрижераторов выходит за пределы одного-двух вариантов: в зависимости от температурного режима выделяют 6 классов кузова . И каждый из этих классов отвечает условиям перевозки и хранения какого-то определенного круга грузов.

Класс A поддерживает температуру от +12°C до 0°C.
Класс B — от +12° до -10°C.
Класс C — от +12°C до -20°C.
Класс D не нагревает внутренний воздух выше +2°C.
Класс E не поднимает температуру выше -10°C.
Класс F поддерживает микроклимат от -20°C и холоднее.

Впрочем, существенный минус использования рефрижератора — это его стоимость. Работающая холодильная установка неизменно увеличивает расход топлива, а значит, и цену грузоперевозки .

Платформы и низкорамные тралы

И первое, и второе — виды открытого кузова, не оборудованные бортами и стенками. Единственное, в конструкцию низкорамных тралов обычно включены: либо опускаемый «пандус», либо т.н. аппарели — опускающиеся и поднимающиеся с помощью гидравлического привода два «помоста». Эти устройства предназначены специально для заезда техники на платформу и съезда с нее.

Впрочем, именно для перевозки спецтехники и автомобилей и разработан низкорамный трал. Потому он, кроме того, имеет усиленную гидравлическую или пневматическую подвеску, погрузочную высоту не более 950 мм (за счет низкого расположения центра тяжести она обеспечивает лучшую устойчивость и позволяет автомобилю проходить под мостами, линиями электропередач и т.п.), а также может включать до восьми осей, помогающих распределять нагрузку по всей поверхности кузова. (К слову, тралы могут выдержать груз весом до 200 тонн.)

Платформы также предназначены для перевозки крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов , однако это уже будет оборудование, станки и пр. из того, что не имеет собственных колес и что нужно погружать, например, с помощью крана. Для чего, собственно, из конструкции и убраны борта и стенки.

Цистерны

Созданы специально для перевозки жидких и газообразных грузов . Они имеют, как правило, цилиндрическую форму (правда, есть цистерны, которые по форме сечения напоминают чемодан, — таковые, кстати, устойчивее к опрокидыванию) и особые устройства для налива и слива. Кроме того, к материалу, из которого изготавливаются цистерны, предъявляются достаточно строгие требования: он должен быть прочным, стойким к коррозии, агрессивному воздействию кислот и щелочи, высоких температур и пр.

Вообще, слово «цистерна» объединяет довольно разные конструкции кузовов: с изолированными друг от друга несколькими отдельными секциями (для одновременной перевозки различных веществ), с крутящимся механизмом (для постоянного размешивания груза), с «паровой рубашкой» (камерой, окружающей корпус кузова и подогревающей его), с наружным «кожухом», который снижает приток тепла к веществу и препятствует его испарению, и т.д. и т.д.

Конструкция цистерны целиком и полностью зависит от вида перевозимого груза, а потому специально подбирается под определенное вещество.

Цистерна, кстати, относится к специальному виду кузова . Кроме нее, в число специальных входят лесовозы, контейнеровозы, самосвалы, зерновозы, мусоровозы, снеговозы и пр. Некоторые из них, как видно, предназначены для перевозки даже не группы веществ, материалов, изделий, а какого-то конкретного груза и не могут использоваться для транспортировки чего-то другого.

Что важно: кузова (вне зависимости от их вида) могут быть различной вместимости и грузоподъемности. Кроме того, такое же разделение по назначению свойственно и полуприцепам, и контейнерам . А потому в том, чтобы подобрать автотранспортное средство, которое удовлетворяло бы всем необходимым требованиям, поддерживало бы определенные условия и предназначалось для конкретного вида груза конкретной массы и объема, сегодня нет ничего сложного.

Характеристики транспортных средств, которые чаще других используются при транспортировке грузов

Говоря о транспортных средствах, нужно сказать о тех, что чаще всего используются в грузоперевозках . Это — автомобили с закрытыми тентованными или цельнометаллическими полуприцепами и прицепами как универсального назначения, так и предназначенные для перевозки грузов, требующих особого температурного режима.

  • Стандартная еврофура (тягач + полуприцеп) вместимостью 82 м 3 , грузоподъемностью 20 тонн (становится 33 европаллеты ) и размерами 13,6 × 2,45 × 2,45 метров. Считается самым востребованным вариантом грузового автомобиля с вариантами полуприцепов — тентованным, цельнометаллическим и изотермическим. Используется также для перевозки опасных грузов (естественно, при наличии допуска ДОПОГ).
  • Юмба или Джамбо (Jumbo) (тягач + полуприцеп) вместимостью 96 м 3 , грузоподъемностью до 22 тонн и размерами 13,8 × 2,45 × 2,45 (3,0) метров. Отличается от стандартной еврофуры Г-образным основанием пола: имеет специальную ступеньку, которая увеличивает полезную высоту (до 3-х метров) и полезный объем полуприцепа. Такая конструкция позволяет перевозить более высокие грузы, однако для перевозки, например, длинных цельных грузов она вряд ли подойдет: из-за «порожка» их тяжело будет поместить и закрепить, используя при этом максимум грузового пространства.
  • Мега (Mega) (тягач + полуприцеп) вместимостью 100 м 3 , грузоподъемностью 22 тонны и размерами 13,6 × 2,45 × 3,0 метров. Его главное отличие — это колеса меньшего радиуса, которые за счет своего размера позволяют использовать полуприцеп высотой не 2,45, а 3 метра. Такой автомобиль дает возможность перевозить более высокие грузы.
  • Автопоезд (фургон + прицеп). Может быть вместимостью 110 м 3 и 120 м 3 — все зависит от размеров используемого прицепа (при этом максимальная разрешенная длина автопоезда для России составляет 20 метров). Такой вариант автомобильного транспортного средства незаменим тем, что имеет повышенную вместительность. Очень часто используется при сборных грузоперевозках по активным, популярным направлениям, так как позволяет за одну поездку перевезти больше партий товара. Наиболее распространен тентованный автопоезд, встречается — цельнометаллический, но нет изотермического.
Читать еще:  Как завести машину с толкача

§ 20.1. Назначение и характеристика основных видов транспорта

Транспорт является одной из важнейших отраслей материального производства. В системе товародвижения ему отведена существенная роль. Это объясняется тем, что правильный выбор и эффективное использование транспортных средств позволяют организовать бесперебойное снабжение товарами предприятий торговли, улучшить экономические показатели их работы, повысить качество обслуживания как оптовых, так и розничных покупателей.

Различают транспорт общего пользования (обслуживает сферу обращения и население), транспорт необщего пользования (предназначен для внутрипроизводственного перемещения сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и т. п.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт бывает пассажирский и грузовой. Он подразделяется на наземный, водный и воздушный (рис. 18).

Каждому виду грузового транспорта присущи свои особенности и сфера применения.

Из наземного транспорта в торговле наибольшее значение имеют два его вида — автомобильный и железнодорожный.

Рис. 18. Классификация транспорта по видам

Автомобильный транспорт осуществляет перевозку грузов по безрельсовым путям. Скорость доставки грузов автотранспортом на короткие расстояния (до 20 км) значительно выше, чем у любого другого вида транспорта. К его преимуществам относится и возможность доставки грузов “от двери к двери”.

Наиболее целесообразным является использование автомобильного транспорта для перевозки грузов на короткие и средние расстояния, особенно при внутригородских перевозках. Применение этого вида транспорта для перевозки грузов на дальние расстояния оправданно, если они скоропортящиеся, требуют быстрой доставки или особо ценные.

В торговле на автомобильный транспорт приходится значительная доля перевозок. Так, им доставляются почти все товары, поступающие в розничную торговую сеть.

Все автотранспортные средства, используемые в процессе товародвижения, делятся на автомобили общего назначения (универсальные) и специализированные.

Универсальный подвижной состав представлен автомобилями и прицепами с неопрокидывающимися кузовами в виде грузовой платформы с открывающимися задним и боковыми бортами. В бортовых автомобилях (открытых или тентованных) перевозят грузы, не требующие особых условий при транспортировании, например, строительные материалы, а также товары, упакованные в транспортную тару (бочки, ящики и т. д.).

Специализированный подвижной состав включает в себя автомобили и прицепы с кузовами специального назначения (фургоны, рефрижераторы, цистерны, самосвалы и т. п.). Они приспособлены для перевозки одного или нескольких однородных видов груза и используются для доставки товаров, требующих специальных условий при транспортировании. Такие автомобили могут быть оборудованы механизмами (гидролифтами, кранами и др.) для погрузки и разгрузки груза, его перемещения внутри кузова, подъема и опускания бортов или всего кузова и других операций.

Автомобили-фургоны имеют закрытый кузов, который может быть универсальным (например, для перевозки различных непродовольственных товаров в транспортной таре) или специализированным (приспособленным для транспортирования грузов определенного вида).

В специализированных автомобилях-фургонах, имеющих направляющие для загрузки лотков, доставляют хлеб и хлебобулочные изделия, а в оборудованных подъемными устройствами — осуществляют перевозки контейнеров и пакетированных (на поддонах) грузов. В фургонах для перевозки мебели предусмотрены приспособления для ее крепежа, а сами фургоны могут иметь увеличенную высоту для размещения крупногабаритной мебели.

Для доставки скоропортящихся продуктов в охлажденном и замороженном виде используют автомобили-рефрижераторы, оснащенные машинной холодильной установкой.

В автомобилях с изотермическими кузовами за счет теплоизоляции поддерживается постоянный температурный режим, поэтому товары длительное время (до 20 часов) сохраняют температуру, которую имели при погрузке. Такие автомобили можно использовать в холодное время года для перевозки товаров, которые не должны подвергаться воздействию низких температур (живые цветы, фрукты, быстрозамерзающие жидкости и т. п.).

В автомобилях-цистернах перевозят продовольственные и непродовольственные наливные продукты (молоко, квас, бензин и др.).

Автомобили-лесовозы предназначены для перевозки длинномерных лесоматериалов, труб и т. п.

Самосвалы представляют собой разновидность автомобиля, имеющего гидравлический подъемник для опрокидывания назад или вбок разгрузочной платформы. Они служат для доставки грузов, перевозимых навалом или насыпью.

В зависимости от грузоподъемности все виды автотранспортных средств можно подразделить на пять классов:

П особо малой грузоподъемности — до 1 т;

П малой грузоподъемности — от 1 до 3 т;

? средней грузоподъемности — от 3 до 5 т;

П большой грузоподъемности — от 5 до 8 т;

П особо большой грузоподъемности — свыше 8 т.

Применение автомобилей особо малой грузоподъемности наиболее удобно на коротких маршрутах для завоза товаров в небольшие магазины, доставки заказов товаров на дом покупателям и т. п. Этот класс машин представлен автомобилями ЗМА-1901 “Ока-Гном” (масса перевозимого груза — до 300 кг), ИЖ-2717 “Ода” (до 650 кг), Соболь-2752 (до 770 кг) и др.

Автомобили малой грузоподъемности (ГАЗель-2705, ГАЗель-3302, ЗИЛ-5301 “Бычок” и др.) широко используют во внутригородских и междугородных перевозках небольших партий товаров.

Доставка товаров на дальние расстояния крупными партиями чаще всего производится на автомобилях средней (ГАЗ-3307, ЗИЛ-4333 и др.) и большой (ЗИЛ-4331, МАЗ-4370 и др.) грузоподъемности.

Автотранспорт особо большой грузоподъемности (КамАЗ-53215, МАЗ-6303 и др.) наиболее целесообразно применять для транспортировки различных грузов в междугородном и международном сообщении, в том числе в составе автопоездов (автомобиль-тягач в сцепе с полуприцепом или прицепом).

Железнодорожный транспорт занимает первое место по объему грузоперевозок. На его долю приходится около 80% грузооборота всех видов транспорта общего пользования. За счет возможности перемещения товаров большими партиями на значительные расстояния средняя себестоимость железнодорожных перевозок намного ниже себестоимости перевозок автомобильным транспортом. Кроме того, применение этого вида транспорта в наименьшей степени зависит от погодных условий по сравнению с другими.

Для перевозки товаров по железной дороге используются универсальные и специализированные вагоны, цистерны и изотермический подвижной состав.

Универсальные вагоны предназначены для транспортирования товаров, не требующих ухода или особого обслуживания в пути следования. Их подразделяют на крытые вагоны, полувагоны и платформы.

В крытых вагонах перевозят как тарные, так и штучные грузы, требующие защиты от атмосферных осадков.

Полувагоны используют для грузов, перевозимых навалом (без счета мест при погрузке), насыпью, и грузов в контейнерах. В них также транспортируют тарно-штучные грузы, которые по своим размерам и массе не могут перевозиться в других видах вагонов. В полувагонах не допускается перевозить товары, которые могут быть повреждены под влиянием атмосферных осадков и внешних воздействий.

Платформы применяют для перевозки контейнеров, а также тяжеловесных, крупногабаритных и длинномерных грузов.

Специализированные вагоны имеют особую конструкцию. Они предназначены для перевозки определенных видов грузов:

? вагоны для муки (муковозы), лесоматериалов (лесовозы), скота (скотовозы) и т. д.;

О хопперы (саморазгружающиеся вагоны с кузовом в виде воронки-бункера, загрузочными и разгрузочными люками для перевозки цемента, минеральных удобрений и других сыпучих грузов);

О вагоны и двухъярусные платформы для автомобилей (автомобилевозы);

? думпкары (полувагоны-самосвалы для перевозки угля, руды и других подобных грузов, оборудованные пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки) и др.

Цистерны используют для перевозок наливных грузов (масел, патоки, воды, жидких удобрений, кислот и др.). Кроме того, существуют цистерны для перевозки цемента, кальцинированной соды и других сыпучих, а также газообразных грузов.

Скоропортящиеся продовольственные товары, требующие защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, перевозят в изотермическом подвижном составе. К нему относят:

О молочные цистерны;

О цистерны для виноматериалов;

О изотермические вагоны-цистерны;

Трубопроводный транспорт — вид наземного транспорта, посредством которого осуществляется передача на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубопроводам. Он предназначен главным образом для транспортировки газа и нефти от мест их добычи к местам переработки и потребления, а также в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки.

Разновидностью трубопроводного является пневматический транспорт, с помощью которого осуществляют перемещение по трубам сыпучих грузов во взвешенном состоянии в струе воздуха, а также штучных грузов под действием перепада давления.

Гужевой транспорт, то есть колесный или санный транспорт, в котором для перемещения грузов используется сила упряжных животных (лошадей, оленей и др.), в настоящее время применяется редко, например, при завозе товаров в сельские магазины.

Водный транспорт предназначен для перемещения грузов по естественным и искусственным водным путям. Он объединяет морской и речной транспорт.

Морской транспорт делят на каботажный (перевозки между портами одной страны) и международный дальнего плавания, который играет важную роль в экспортно-импортных перевозках.

Речной транспорт применяется в основном на внутренних водных путях, однако наличие судов смешанного “река-море” плавания делает возможным его использование и в морских бассейнах.

Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки грузов в районы Крайнего Севера, а также другие отдаленные районы, где отсутствуют или недостаточно развиты другие виды транспорта.

Перевозки речным транспортом носят сезонный характер, что ограничивает его применение, но при этом данный вид перевозок отличается более низкой себестоимостью по сравнению с автомобильными и железнодорожными.

Перевозки по водным путям осуществляются грузовыми и грузо-пассажирскими судами. Грузовые торговые суда в зависимости от характера перевозимого груза делятся на сухогрузные и наливные.

Сухогрузные суда для генеральных грузов (крупногабаритных, в транспортной таре, в контейнерах) могут быть как универсальными, так и приспособленными для перевозки определенных видов грузов, например, лесоматериалов, автомобилей. Специализированные сухогрузы (балкеры) предназначены для перевозки грузов насыпью или навалом (удобрений, зерна, бахчевых культур и др.).

Наливные суда (танкеры) необходимы для транспортировки жидких грузов (жиров, вин, нефтепродуктов и др.) в судовых трюмах и цистернах (танках).

Воздушный транспорт удобно использовать при транспортировании крупных партий грузов на очень большие расстояния, поскольку он позволяет с высокой скоростью доставить их в любую точку мира. Внутри страны этот вид транспорта в основном применяют при доставке грузов в труднодоступные районы, а также при транспортировании срочных грузов. Это связано с высокой себестоимостью авиаперевозок.

Воздушные перевозки грузов выполняются как грузовыми (Ан-12, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ту-204 и др.), так и пассажирскими самолетами (Як-42, Ту-154, Ил-86 и др.).

При доставке грузов на большие расстояния, особенно в случае международных перевозок, возникает необходимость в сочетании различных видов транспорта. В этих случаях применяют так называемые интермодальные перевозки.

Интермодальные перевозки — это перевозки грузов в одной и той же грузовой единице (например, в контейнере, грузовом пакете) последовательно используемыми видами транспорта без обработки самих грузов при смене транспортных средств. Комбинация наземных, воздушных и водных перевозок позволяет выбрать оптимальный способ транспортировки грузов и тем самым сокращает сроки их доставки и уменьшает транспортные расходы.

Разновидностью интермодальной является комбинированная перевозка, при которой груз перевозится в одном транспортном средстве, размещенном на другом транспортном средстве. Например, при так называемых контрейлерных перевозках грузы в автопоездах, полуприцепах и съемных автомобильных кузовах транспортируют на специализированных железнодорожных платформах.

Использование комбинированных перевозок обеспечивает уровень сервиса, сопоставимый с прямой доставкой автотранспортом на условиях “от двери до двери”, но при этом существенно увеличивается скорость доставки и гарантируется лучшая сохранность грузов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector