9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свойства тосола и химический состав по ГОСТу

Все о ТОСОЛе

Что такое ТОСОЛ ? С чем его едят ?

1. Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен?

ТОСОЛ — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ, или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя применяются многие другие отечественные (например, ОЖ «ЛЕНА») и зарубежные названия. — «Для чего ?» — Вроде бы понятно. — «Чтобы не замерз радиатор зимой, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе». В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) — прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех предъявляемых к «ТОСОЛУ» свойств в его состав входят еще около 10 различных добавок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа». Все охлаждающие жидкости на основе МЭГ можно смешивать и разводить в любых пропорциях с учетом концентрации МЭГ и поправкой на антикоррозионные свойства.

2. Какие основные свойства «ТОСОЛа»?

Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения, стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость.

3. Какие виды «ТОСОЛа» бывают ?

В соответствии с ГОСТ 28084-89 — имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084-89. В то же время, другие ТУ более позднего периода обычно «от лукавого», и их насчитывается как минимум десяток. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является ТУ88 Украины 264-08-93, разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40-М. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М- модернизированный, 40 — температура замерзания. К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.

4. Какая разница между отечественными и зарубежными «ТОСОЛами» ?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Но, скажем, простой 1:1 водный раствор МЭГ с водой, также имеет температуру замерзания около -40 С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница — в добавках. И если в отечественном «ТОСОЛе» их около 10, то в лучших зарубежных образцах — около 40, да и количество контролируемых параметров в таком «ТОСОЛе» — тоже около 30, в отличие от 10 отечественных.

5. Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства?

Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.

6. Как разводить «ТОСОЛ» (концентрат)?

Вопрос может показаться странным. «А зачем?» Стандартный ТОСОЛ обычно имеет температуру замерзания -40 С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 — температура замерзания -40 С, 2 части концентрата — 3 части воды — температура замерзания -30 С, 1:2 — температура замерзания -20 С.

7. Как часто надо менять «ТОСОЛ»?

Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы «ТОСОЛа» — около 3 лет, или 60 тыс. км. пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,075 кг/см3.

8. Как заменять «ТОСОЛ»?

Если в летнее время вместо «ТОСОЛа» использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. Кстати, при толщине накипи 1,5-2мм расход топлива может возрасти на 8-10%. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15-20 мин, 2-3 раза промыть водой.

9. Что такое ТОСОЛ -80 ?

Термин «ТОСОЛ -80 «- одно из распространенных заблуждений. Так называют концентрат, разведением которого 1:1 получают антифриз с температурой замерзания -40 С. Концентрат — сложный химический состав с температурой замерзания -12 С, и только разведение его водой образует антифриз с температурой замерзания -40 С. Также важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50% не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до -35 С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.

10. А что будет при температуре, скажем, -50 ?

В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние. Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр — температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, -38 С) и температура замерзания (например, -45 С).

11. Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?

Как ни обидно — практически ничего. — Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» около 1.078 г/см3 он замерзает при -40 С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если «бодяжник» разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 20 С. И измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре 35 С плотномер покажет температуру замерзания -30 С, а при температуре измерения -20 С покажет температуру замерзания -48 С. — Цвет. Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора. — Вкус, запах. МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки. — Канистра. Проверяйте наличие контрольного кольца, хотя и это уже пройденный этап: хорошие канистры можно недорого приобрести, а народные умельцы могут либо без труда снять крышку, либо просто закупить достаточное число таких крышек. — Этикетка. Обычно — это слабое место мелкого «бодяжника». Только при достаточно большом тираже стоимость этикетки не влияет на стоимость продажи канистры. Наличие штрих-кода, ссылок на изготовителя — не гарантия. Тем не менее, качественная, красочная, с элементами защиты этикетка — это все-таки скорее всего от производителя. Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов должно насторожить внимательного покупателя.

Так все-таки, где же и какой продукт выбрать? В том месте, куда Вы можете прийти завтра или послезавтра, или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта. Посмотрите на газеты (журналы) свежие и годичной давности, и найдите знакомые имена. Зайдите на фирму или в магазин. Носят ли лица менеджеров по продажам следы выяснения качества продукции? Если нет, рискните. Как видно из приведенных данных, «ТОСОЛ» — это довольно сложный раствор и приготовление его в «гаражных» условия невозможно. Контроль за сырьем, соблюдением всех ТУ как на этапе изготовления, так и в конечном продукте, может осуществлять только достаточно крупная компания, имеющая мощную производственную базу. Конечно, можно, сэкономив несколько рублей, купить на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 10-20 коп. в месяц в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля. Но самый главный совет: никогда не покупайте руководствуясь только принципом «самый дешевый ТОСОЛ только у нас. «. Ведь Вы же теперь «тертый калач» и «стреляный воробей» и Вас не проведешь на мякине.

Состав тосола – что необходимо знать об охлаждающей жидкости?

Тосол – это название охлаждающей жидкости отечественного производства, которая применяется в системе охлаждения двигателей легковых и грузовых автомобилей. Название было введено в обиход еще в советское время и с тех пор стало именем нарицательным.

Читать еще:  Компрессор зил 130

1 Химический состав и свойства автомобильного тосола

Тосол используется для охлаждения двигателя автомобиля при различных температурах. В основном его используют в системе старых грузовиков советского производства (ПАЗ, ЛАЗ, ЗИЛ и т. д), а также для старых моделей Жигулей. Заливать охлаждающую жидкость данного типа в автомобили иностранного производства и в новые двигатели не рекомендуется, так как химический состав может навредить различным элементам системы из-за отсутствия качественных антикоррозийных и антипенных присадок.

На сегодняшний день состав всех видов тосола, которые представлены на нашем рынке, имеет в основе этиленгликоль, а отличается лишь степенью разбавленности водой и количеством использованных в нем присадок.

Этиленгликоль – это сложный спирт двухатомной структуры, который не имеет цвета, обладает сладким привкусом, а температура его замерзания доходит до –196 градусов. Данное вещество обладает вязкой плотностью и стойкостью к замерзанию.

Главным свойством этиленгликоля является способность понижать температуру замерзания воды в диапазоне от1 до90 градусов. Таким образом, при оптимальном соотношении водного раствора и этиленгликоля можно получить состав жидкости с температурой замерзания до 75 градусов Цельсия.

2 Технические требования к охлаждающей жидкости

Состав качественного тосола в современных условиях должен иметь:

  • высокую степень теплоемкости и теплопроводности,
  • максимально низкую температуру замерзания,
  • оптимальную температуру кипения жидкости (для обеспечения работы двигателя в теплое время года),
  • невысокую степень вспениваемости (предотвращение перегрева двигателя и образования паровой пробки в системе),
  • оптимальную вязкость состава (для обеспечения качественной циркуляции в системе и снижения свойств теплопередачи).

Помимо представленных выше обязательных требований, качественный тосол также должен полностью соответствовать нормам ГОСТа 28084-89, в котором прописаны основные требования к составу и использованию незамерзающей жидкости в нашей стране.

Чтобы получить полную информацию о физико-химических свойствах той или иной охлаждающей жидкости, необходимо провести комплекс лабораторных мероприятий, однако некоторые показатели тосола можно определить и подручными средствами. С помощью ариометра можно определить степень замерзания и плотность тосола. Кроме того, в состав охлаждающей жидкости могут входить различные присадки и элементы, которые можно определить посредством обычной лакмусовой бумажки. Если после опускания в тосол она не изменила цвет, значит, жидкость обладает неплохим качеством, если цвет стал зеленым – скорее всего состав содержит большое количество ингибиторов, при этом уровень плотности находится в норме. Розовый цвет говорит о переборе кислотосодержащих веществ в составе и отсутствии каких-либо присадок.

Важно помнить, что с течением времени тосол теряет часть своих свойств, повышается пенообразование, уменьшается число ингибиторов, ухудшается теплопроводность и т. д. Поэтому специалисты рекомендуют проводить заменять хладагент не реже, чем раз в 2-4 года или каждые 25-30 тысяч километров пробега. Так вы сохраните в норме все элементы системы охлаждения, а двигатель будет работать в оптимальном режиме независимо от времени года.

Свойства тосола и химический состав по ГОСТу

В России большой популярностью пользуются антифризы отечественного производства, созданные в 1960-х годах — тосолы. Все о тосоле, его существующих типах, составе, характеристиках, особенностях, а также о применяемости и правильном выборе этого антифриза для автомобиля — читайте в данной статье.

Что такое тосол?

Тосол — общее наименование низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов) на основе этиленгликоля с неорганическими присадками, предназначенных для применения в системе охлаждения автомобильного двигателя в холодное время года.

Зимняя эксплуатация транспортных средств, оборудованных ДВС с жидкостной системой охлаждения, всегда была связана с массой проблем. Одна из них — замерзание охлаждающей жидкости. Вода при замерзании расширяется, что может привести к разрыву радиатора, трубопроводов и даже блока двигателя. Эта проблема решается применением специальных низкозамерзающих (зимних) охлаждающих жидкостей (ОЖ) — антифризов, которые остаются в жидкой фазе при отрицательных температурах.

К таким жидкостям относится и разработанный в России Тосол. Данный антифриз впервые появился почти полвека назад, однако благодаря своей цене все еще популярен и востребован у автомобилистов.

История создания тосола

История тосола тесно связана с самыми массовыми отечественными автомобилями — «Жигулями». В первых ВАЗ 2101 – 2103, разработанных на основе Fiat 124, использовалась итальянская же охлаждающая жидкость Paraflu 11 на основе этиленгликоля (она заливалась в систему охлаждения непосредственно на автозаводе). Данный антифриз был дорогим и недоступным для рядовых автовладельцев, поэтому на рубеже 60-х – 70-х годов были разработаны отечественные охлаждающие жидкости с аналогичными характеристиками.

Работа по созданию нового антифриза проводилась в Государственном НИИ органической химии и технологии (ГосНИИОХТ), а точнее — в отделе Технологии органического синтеза (ТОС). Наименование «Тосол» родилось при объединении аббревиатуры «ТОС» и окончания «-ол», которое в химической номенклатуре применяется для образования названий спиртов. В институте была создана оригинальная рецептура антифриза (авторы — Чижов Е. Б. и Шаталов М. П.), технологии его производства и торговое название (которое со временем стало нарицательным).

До начала 90-х годов существовало три марки (шесть разновидностей) тосола, сегодня же их количество и разнообразие многократно возросло, поэтому сделать грамотный выбор среди этого многообразия бывает непросто. Облегчить этот выбор поможет знание типов, химического состава и применяемости тосолов.

Состав и особенности тосола

Как оригинальный Тосол, так и другие антифризы, продающиеся сегодня под этой маркой, состоят из трех основных компонентов:

  • Этиленгликоль;
  • Дистиллированная вода;
  • Пакет неорганических присадок (антикоррозийные, антивспенивающие, стабилизирующие, другие).

Основу антифриза составляет этиленгликоль — двухатомный спирт, водные растворы которого обладают низкими температурами замерзания. Чистый этиленгликоль замерзает при температуре −12,9°C, раствор 50/50 с водой замерзает уже при −36°C, раствор с 66,7% этиленгликоля замерзает при температуре −75°C, а с дальнейшим повышением концентрации спирта температура замерзания повышается.

Этиленгликоль обладает рядом недостатков: высокая степень токсичности (наносит вред даже при попадании на кожу) и коррозионная активность. Простой водный раствор спирта, работающий в системе охлаждения двигателя, в считанные месяцы приведет к разрушению металлических компонентов (независимо от того, стальные они, чугунные, медные или алюминиевые), не пощадит этиленгликоль и резины с пластиками. Для снижения негативного воздействия ОЖ на металлы в его состав вводятся антикоррозийные присадки — ингибиторы коррозии и вещества, образующие на внутренних поверхностях деталей защитные пленки.

Во время движения транспортного средства и работы силового агрегата все его детали подвергаются вибрациям, толчкам и ударам, что приводит к вспениванию циркулирующего антифриза. Это может серьезно нарушить теплообмен и привести к перегреву мотора. Поэтому в состав тосола вводятся антивспенивающие присадки.

Наконец, в состав антифриза вводятся стабилизирующие присадки, которые снижают интенсивность разложения спирта и других присадок под воздействием высоких температур и химических реагентов. А для визуального определения типа тосола, его уровня в расширительном бачке и текущего состояния используются красящие добавки синего и красного цвета.

В общем случае состав тосола следующий:

  • Этиленгликоль — от 50 до 65 %;
  • Вода дистиллированная — от 30 до 50 %;
  • Пакет присадок — до 6-7 %.

Состав тосола и концентрация основных веществ зависит от его типа и характеристик.

Типы и характеристики тосола

Тосол-40 — жидкость голубого цвета

Тосол-65 — жидкость красного цвета

На территории РФ действует стандарт ГОСТ 28084-89, регламентирующий основные характеристики и особенности антифризов на основе этиленгликоля. Под действие этого документа попадает и тосол. В соответствии со стандартом, существует три типа этиленгликолевых антифризов:

  • Тосол-К (в общем случае — ОЖ-К) — концентрированный раствор этиленгликоля с массовым содержанием воды не более 5%;
  • Тосол-40 (ОЖ-40) — раствор с массовым содержанием воды не более 50%, замерзающий при температуре ниже −40°C, синего/голубого цвета;
  • Тосол-65 (ОЖ-65) — раствор с массовым содержанием воды не более 40%, замерзающий при температуре ниже −65°C, красного цвета.

Тосол-40 и Тосол-60 — готовые продукты, которыми можно заполнять систему охлаждения двигателя. Тосол-К — концентрат, который является сырьем для изготовления указанных выше типов антифризов путем разбавления их дистиллированной водой до необходимой концентрации.

Стандартом оговорено, что каждый из антифризов должен иметь определенные показатели плотности, температуры кипения, коррозионной активности, вспениваемости и других характеристик. В частности, температура кипения (температура начала перегонки) тосола должна быть не менее 100°C, коррозионная активность — не более 0,1 г/кв. м в сутки для металлов и 0,2 г/кв.м в сутки для припоев, объем пены в системе не должен превышать 30 куб. см (причем она должна оседать в течение 3-5 секунд после успокоения жидкости), а кислотность (pH) — в пределах 7,5-11.

Читать еще:  Особенности выбора разветвителя прикуривателя

Однако состав антифризов стандартом не регулируется, поэтому производители вольны сами решать, какие пакеты присадок использовать в тосоле — главное, чтобы продукт соответствовал прописанным в документе характеристикам. Интересно, что даже массовая доля этиленгликоля не регламентирована жестко — стандартом лишь указывается максимальная массовая доля воды, которая может содержаться в тосоле. Именно поэтому сегодня на рынке представлено такое широкое разнообразие антифризов с названием «Тосол», которые значительно отличаются друг от друга составом и характеристиками.

Еще нужно обратить внимание, что оригинальный Тосол был двух марок: Тосол-А — автомобильный, и Тосол-АМ — автомобильный модернизированный, каждый из них делился на группы «концентрат», «40» и «65» — итого шесть типов антифризов. Сегодня оригинальный Тосол не производится, а в стандарте антифризов с индексами «А» и «АМ» не предусмотрено. Однако на рынке можно встретить продукты «Тосол-А40», «Тосол-А40М», и т.д. — эти антифризы могут соответствовать указанному выше стандарту, но чаще всего производятся по корпоративным ТУ.

Возможности и ограничения по применяемости тосола

В соответствии с принятой классификацией тосол относится к антифризам традиционного типа — низкозамерзающим ОЖ, в основе которых лежит этиленгликоль и пакет неорганических присадок. Такие антифризы имеют ряд недостатков: уже озвученная выше химическая активность этиленгликоля и неорганические присадки, которые в процессе работы двигателя оседают на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения, ухудшая теплообмен. Современные карбоксилатные и лобридные антифризы с органическими присадками лишены этих недостатков, поэтому многие автопроизводители полностью перешли на их применение в своих автомобилях.

Если производителем четко указано, что на данной конкретной модели автомобиля необходимо использовать какой-то определенный тип антифриза — лучше последовать этой рекомендации и отказаться от применения тосола. При использовании тосола очень высок риск повреждения двигателя, а в случае с новым автомобилем — еще и потери гарантии.

Если же автопроизводитель допускает применение традиционных антифризов, то в двигатель смело можно заливать тосол. Однако во избежание быстрой выработки ресурса мотора и повреждения деталей его системы охлаждения следует регулярно производить замену отработанного тосола. Ресурс антифриза зависит от многих факторов, он может существенно отличаться в зависимости от температурного режима силового агрегата, поэтому автовладелец должен сам следить за состоянием тосола — достаточно обращать внимание на его цвет (со временем он изменяется и блекнет) и консистенцию. При своевременной замене тосола двигателю будет нанесен минимальный вред, а автовладелец предотвратит лишние затраты на ремонт.

Тосол

Стандарт качества

Описание

Моноэтиленгликоль – это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197°С, плотностью при 20°С = 1,112-1,113 г/см 3 , температурой начала замерзания минус 12-13°С. Этиленгликоль – основа ТОСОЛа – обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах.

Упаковка

Охлаждающие жидкости упаковывают в сухие стальные герметично закрывающиеся бочки типов I или II вместимостью 100, 200 и 275 дм3 по ГОСТ 6247, типа I и II вместимостью 100 и 200 дм3 по ГОСТ 13950 и типа I вместимостью 100 и 275 дм3 Температура заливаемой в бочки охлаждающей жидкости ОЖ-К должна быть от минус 10 до плюс 50 °С, ОЖ-65 – от минус 50 до плюс 50 °С и ОЖ-40 – от минус 40 до плюс 50°С.

В качестве потребительской тары для охлаждающих жидкостей используют полимерную тару по НТД на конкретный вид охлаждающей жидкости. Отклонение массы (нетто) охлаждающей жидкости, расфасованной в потребительскую тару, должно быть ±2 % номинальной массы, указанной на первичной таре. Охлаждающие жидкости, расфасованные в потребительскую тару, при транспортировании упаковывают в деревянные ящики по ГОСТ 18573. В каждый ящик упаковывают охлаждающие жидкости одного вида и в одинаковой потребительской упаковке. Номера и типы ящиков выбирают в зависимости от размеров, массы и количества единиц потребительской тары, размещаемых в каждом ящике, и указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

По согласованию с потребителем охлаждающие жидкости могут быть упакованы в другие виды тары, которые указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

Степень (уровень) заполнения тары и цистерн рассчитывают с учетом их вместимости, грузоподъемности и объемного расширения охлаждающей жидкости при возможном перепаде температур в пути следования и во время хранения.

Транспортировка

Охлаждающие жидкости перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей используют специализированные железнодорожные цистерны с верхним сливом, автоцистерны и указанные в п. 2.4.1 металлические бочки.

Наливные люки цистерн и горловины бочек должны быть герметично закрыты.

Подготовка и наполнение специально выделенных цистерн проводятся грузоотправителем в соответствии с правилами перевозки грузов.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей, упакованных в потребительскую тару, используют деревянные ящики по ГОСТ 18573 в соответствии с п. 2.4.2 настоящего стандарта.

Охлаждающие жидкости, упакованные в бочки и потребительскую тару в ящиках, транспортируют в крытых железнодорожных вагонах повагонными отправками, а также в крытых автотранспортных средствах и водным транспортом – в трюмах.

Транспортирование охлаждающих жидкостей, упакованных в бочки и потребительскую тару в ящиках, осуществляют транспортными пакетами в соответствии с требованиями ГОСТ 26663.

Масса пакета должна быть не более 1 т.

Формирование пакетов тарно-штучных грузов – по ГОСТ 24597. Для транспортирования пакетов применяют поддоны по ГОСТ 9557, ГОСТ 9078, ГОСТ 9570.

Размещение бочек и ящиков в пакетах и использование средств скрепления грузов осуществляют по ГОСТ 21140, ГОСТ 21650.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности поставляют только охлаждающие жидкости вида ОЖ-65, упакованные в стальные бочки (см. п. 2.4.1).

Охлаждающие жидкости хранят в герметично закрытых бочках и других емкостях из коррозионно-стойких сталей в неотапливаемых складских помещениях, обеспечивающих защиту от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Хранение

Гарантийный срок хранения, установленный с момента изготовления в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида, должен быть: до 1992 г. – не менее трех лет, а с 1992 г. – не менее пяти лет.

Технические характеристики

Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении системы вода – этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70°С.

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40°С, выглядят так:

Состав тосола

Качественная охлаждающая жидкость

Незаменимым раствором для расширительного бачка автомобиля является антифриз. Еще из советских времен был изобретен Тосол. В состав тосола входят такие компоненты:

  • вода;
  • антикоррозийные присадки;
  • фосфаты; бураты;
  • спирты;
  • глицерин;
  • гликоли;
  • спирты.

В современном мире развития и усовершенствования существует масса антифризов, различных по составу, свойствам и соответственно ценовой политике. Но не следует забывать, что основная его функция – это защитить систему двигателя внешнего сгорания от переохлаждения и замерзания. Выбирая новый раствор, обратите внимание на состав.

Основные характеристики ОЖ

Каждый опытный водитель знает, что в лютый мороз и в страшную жару необходимо заглянуть в расширительный бачок. В современных автомобилях есть специальный датчик, который показывает температуру охлаждения и уровень жидкости. Но бывает что он не в исправности или его нет, тогда метки на расширительном бачке покажут вам объем и его цвет. Да, именно цвет – это первая особенность охлаждающей жидкости. Самый обычный тосол имеет голубой или красный цвет, соответственно и маркировка их разная. Голубой антифриз – Тосол 40, красный –65. Для чего нужна маркировка цветом?!

Цветовое различие необходимо для того, чтобы определить какой именно был залит ранее, а также сравнить подтеки его и уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Тосол – это не только охлаждающий раствор, а также он выполняет антикоррозийные свойства, которые очень важны для работы мотора.

Может отличаться также некоторым составом, но в основном в него должен входить этиленгликоль. Это одно из основных составляющих «незамерзайки» – так еще называют водители ОЖ.

Различие между охлаждающими веществами

Эти два охлаждающих раствора имеют одни и те же функции, но существуют существенные отличия:

  • тосол был изобретен ранее, чем антифриз;
  • антифриз более экологичен;
  • химические элементы
  • цветовые отличия;
  • маркировки;
  • стандарты;
  • температуры замерзания и кипения.
Читать еще:  Мерседес волчок 124

Для того чтобы выбрать качественный раствор необходимо обращать внимание на такие показатели, как температурный режим и состава, а далее выбор по ценовой политике.

Главное нужно не забывать, что от антифриза тосол отличается уже готовым составом, который можно не разбавлять, что более выгодно.

Когда следует заменять ОЖ на новую?

Владелец авто знает, обычно, когда именно нужно менять или доливать охлаждающее вещество, об этом говорит датчик температуры на панели или показательная метка на расширительном бачке. Главной функцией любого антифриза – есть охлаждать всю систему двигателя внешнего сгорания. Если вы хотите залить антифриз, но перед этим его разбавить, то нужно обратить на плотность, которая указана на этикетке, и на состав.

Если в составе уже есть вода, то ОЖ не стоит разбавлять, ведь она потеряет все охлаждающие свойства. В уже существующий объем обязательно заливайте антифриз той же марки и того же цвета, чтобы потом легко можно было следить за его уровнем.

Для каких машин предназначается?

Антифриз – это более специализированная охлаждающая жидкость, которая подходит для спортивных машин и для внедорожников, что касается тосола, то он может заливаться в расширительные бачки любых марок и моделей авто. Он изготавливается как универсальный охлаждающий раствор. Химический состав охлаждающей жидкости очень богат на элементы и компоненты, которые служат не только как незамерзайка, а и как антикоррозийное вещество. По отзывам автосалонов, даже для грузовых машин подходит как эффективное охлаждающее средство.

Актуальность замены

Много водителей не знают, когда его менять и когда это актуально. Первым нюансом, который влияет на замену это подтеки или изменения в цвете. Вторым очень важным моментом является – сезонность.

Особенно важно менять полный объем расширительного бачка на новый, при переходе с зимы на лето, и примерно осенью.

Это два важных периода, когда система мотора перестраивается на новый лад. Ведь зимой мотор не должен замерзать и жидкости в его системе, а летом должен быть определенный температурный порог нагревания, который нельзя превышать. Цвет залитого антифриза и нового не должен отличаться.

Если вы решили заменить охлаждающую жидкость, на состав качественного тосола, то здесь необходимо слить полностью весь расширительный бачок, промыть дистиллированной водой и уже, потом вливать новое вещество. Актуальность ОЖ должна всегда стоять у владельца авто на первом месте. Некоторые антифризы можно разбавлять дистиллированной водой, но стоит учитывать правильные пропорции, которые указаны на этикетке жидкости. Ведь из-за пренебрегания инструкции может потерять охлаждающий эффект.

Отзывы

Многие знают, что в составе антифриза имеет пропиленгликоль, а в составе тосола – этиленгликоль, поэтому некоторые считают, что любой другой антифриз лучше тосола. По отзывам опытных владельцев, видно, что отечественный раствор охлаждения, который не уступает по своим качествам антифризам, стоит на одном ряду. На форумах автолюбителей много положительных отзывов об этиленгликоле, который выполняет отлично антикоррозийные функции двигателя, а в частности и всей системы.

Доверяя многолетнему опыту водителей и их комментариям, смело можно сказать, что жидкость 40 и 65 – это до сих пор эффективное охлаждающее вещество для мотора машин различных марок.

Тосол описание,характеристики,состав,классы,фото,видео,предназначение.

Системы отопления и охлаждения двигателя автомобилей работают за счет циркуляции специальной жидкости в системе. Она по своим свойствам похожа на воду. Жидкость при постоянной циркуляции забирает лишнее тепло от двигателя и транспортирует его к радиатору. Здесь это тепло отдается в атмосферу. Эта жидкость – тосол. Появилась она 50 лет назад. Давайте рассмотрим, что такое тосол, зачем он нужен, какими характеристиками обладает и как его заменить в автомобиле.

Характеристика охлаждающих жидкостей

Задача любой охлаждающей жидкости (ОЖ) состоит в том, чтобы не давать двигателю перегреваться в процессе работы. Ранее в этом качестве использовали обычную или дистиллированную воду, однако ее применение имеет ряд недостатков, среди которых:

  • вода замерзнет в мороз и закипает при температуре +100°С, то есть имеет небольшой рабочий температурный диапазон;
  • вода негативно влияет на некоторые элементы охлаждающей системы двигателя, в частности, подвергает их коррозии.

Именно эти недостатки вынудили в свое время автопроизводителей изобрести охлаждающие жидкости на основе водно-гликолевого состава. На территории бывшего СССР самыми популярными ОЖ являются жидкости с использованием этиленгликоля. Кроме этого, для предотвращения коррозии элементов системы охлаждения в состав ОЖ добавляют антикоррозионные присадки. Они бывают двух типов:

  • Силикатные. Такие составы покрывают внутреннюю поверхность частей системы маленьким слоем накипи. За счет этого снижается величина рециркуляции тепловой энергии. Как правило, такие ОЖ имеют зеленый цвет.
  • Карбоксилатные. Эти составы выполняют защиту от коррозии в тех местах, где она наиболее вероятна путем создания защитного слоя. При этом карбоксилатные составы имеют более длительный срок службы, а при замене ОЖ нет необходимости промывать систему. Цвет таких жидкостей — красный.

Эта классификация является стандартом по всему миру. Однако в настоящее время многие производители используют при производстве различные красители, которые затрудняют идентификацию той или иной жидкости.

Так есть ли разница между тосолом и антифризом?

Давайте еще раз напомним, что все охлаждающие автомобильные жидкости являются антифризом. Аналогичным образом карась, скумбрия или камбала (вернемся к «рыбной» аналогии) все считаются рыбой. Отличием является лишь то, что нынешние марки ОЖ так же отличаются от обыкновенной воды с добавлением этиленгликоля, как транспортные средства XXI века отличаются от прототипов передвижных экипажей. Тем не менее, термины «тосол» и «антифриз» почему-то стали нарицательными и, честно говоря, даже синонимами «плохой» и «хорошей» жидкости для охлаждения. И к этому разделению прибегают не только автовладельцы, но даже дилеры и посредники. Конечно, в сегодняшнем тосоле есть только присадки, которые обеспечивают минимальную устойчивость к образованию ржавчины.

Это все объяснимо и этому есть несколько причин: низкая стоимость производства; для ВАЗов и это сойдет; «чаще покупать будут». А вот различным маркам ОЖ, подписанным как «Антифриз», не так повезло – большая часть производителей (есть среди них и достаточно крупные) не перегружают себя какими-либо нововведениями и разработками, из-за чего в пластиковые канистры заливается тот же тосол из восьмидесятых. При этом о принадлежности вещества к той или иной категории (лобридные, силикатные, карбоксилатные и проч.) эти самые производители почему-то умалчивают и, возможно, даже слов таких не знают.

Рассмотрим основные параметры, по которым можно отличить тосол от антифриза:

Не многим водителям известно, что тосол это – название, разработанное советскими учеными, а название антифриз относится к всемирно принятому названию жидкостей для охлаждения систем авто.

Все антифризы подразделяются на минеральные, органические и лобридные. Отечественный тосол можно отнести к минеральным – классу G 11. Импортные жидкости – это охладители классов G 12, G 12 +, G 12 ++ и G 13, т.е. состоят из компонентов органического и лобридного происхождения.

Тосол используется в автомобилях исключительно отечественного производства, антифриз – как в импортных, так и в отечественных автомобилях.

Для того чтобы измерить плотность антифриза нельзя пользоваться прибором, который предназначен для измерения плотности тосола.

Для охладителей существуют параметры, согласно которым они отличаются – это температура закипания и замерзания, смазывающие и антикоррозийные свойства.

Тосол бывает в основном синего цвета, а антифриз имеет относительно широкую цветовую гамму – бывает зеленый, фиолетовый, красный, оранжевый, розовый и других цветов.

Согласно вышеперечисленным параметрам можно подвести итог, что отличить тосол от антифриза возможно только лишь по количеству находящихся в них присадок, добавок и красителей, которые влияют в первую очередь, на их свойства.

Отечественная продукция: состав и маркировка

В зависимости от маркировки различаются и состав жидкости, ее плотность и технические характеристики. Сейчас в современной классификации производители используют буквы – А, М, К. Цифры – 30, 40, 65. Буквами обозначается тип тосола – автомобильный, модернизированный, концентрат.

Цифрами указывается температура замерзания. Также в маркировке могут содержаться части от названия компании-изготовителя. Жидкостей, температура замерзания которых ниже 65 градусов, на рынке сейчас нет. Уровень кристаллизации обеспечивается именно концентрацией этиленгликоля. Что касается присадок, то их не меньше 8. Их количество может доходить до 15.

Состав тосола и антифриза

Тосол производится на основе этиленгликоля/глицерина/ди-/триэтиленгликоля (“антизамерзатели”) или их смеси. Кроме этого, в него входят вода, красителя и ингибиторы коррозии (их состав отличается у каждого производителя). Антифриз же выполнен на основе аналогичных антизамерзателей, однако с использование органических присадков. Представляем вашему вниманию таблицу, где перечислены вещества, которые входят в состав тосола и антифриза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector