4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории

Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые могут и должны применяться в жилой зоне и на дворовых территориях.

Как правило, сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. В большинстве случаев это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Итак, в пдд существует специальный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: «Движение в жилых зонах». Однако интересующие нас требования располагаются не только в этом разделе.

В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил:

Различия жилой зоны и дворовой территории

Давайте рассмотрим для начала, чем отличаются жилая зона и дворовая территория, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов по этому поводу.

Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 «Движение в жилых зонах» распространяются также и на дворовые территории:

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Однако это не говорит о том, что понятия означают одно и то же.

Жилая зона обозначается соответствующими знаками:

При этом знак «Дворовая территория» не существует. Кстати, понятие дворовая территория в правилах дорожного движения вообще не расшифровывается. Остается предположить, что законодатели подразумевают под дворовыми территориями участки земли, непосредственно прилегающие к жилым домам и находящиеся между ними.

Так что будет неправильным считать, что жилая зона и дворовая территория это разные названия одного и того же объекта.

На практике можно встретить любой из трех вариантов:

  • Границы жилой зоны и дворовой территории совпадают.
  • Жилая зона является частью дворовой территории.
  • Дворовая территория является частью жилой зоны.

Итак, как уже отмечалось выше, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов из других разделов правил, то они распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.

Кстати, в 2020 году знаки «Жилая зона» являются довольно популярными. Однако еще 8 — 10 лет назад они были в России большой диковинкой, поэтому водителей в основном интересовали правила для дворовой территории.

Парковка автомобилей во дворах жилых домов

Рассмотрим пункты правил, регламентирующие парковку во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье «Различия понятий остановка и стоянка» подробно рассматриваются признаки остановки. Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно осуществляет стоянку.

Обратите внимание, что если в холодное время года водитель прогревает автомобиль в течении 5 минут или более, то он нарушает требование правил и может получить штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Выезд из двора или из жилой зоны

Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.

При этом не имеет значения, в каком направлении движутся пешеходы и транспортные средства, всем им следует не создавать помех.

Сквозной проезд через двор

Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД).

При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории не отличаются от штрафов для других мест.

Например, движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.

Приоритет пешеходов

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает учебную езду.

Штрафы за движение по жилым зонам

Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость, и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.

Что касается штрафа за прочие нарушения, допущенные на дворовой территории, то в настоящее время он составляет 1 500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3 000 рублей) (статья 12.28 КоАП).

Кстати, если у Вас остались неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую оплатить штрафы через интернет без комиссии.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 декабря 2018

Рекомендуем также прочитать:

Наталья, сам по себе знак «жилая зона» не запрещает движение автобусов.

Удачи на дорогах!

Определения дворовой территории в законодательстве нет, поэтому ПДД его и не определяют. Есть придомовая территория ст. 16 Жк РФ и прочие законодательные акты. Но на придомовой территории нет дорог, соответственно нет тротуаров и прочей инфраструктуры. Соответственно ПДД там не работают. А вот в жилой зоне дороги есть.

Но на придомовой территории нет дорог, соответственно нет тротуаров и прочей инфраструктуры. Соответственно ПДД там не работают.

Похоже, Вы знакомитесь с НПА. Почему же сделан такой вывод?

И тут же: А вот в жилой зоне дороги есть.

А как же п 17.4 ПДД?

Могут ли устанавливаться знаки «стоянка запрещена с 20:00 до 8:00» в жилой зоне на перекрёстках. Или в данной зоне не может быть перекрёстков. И кто принимает решение по установке данных знаков. И их правомерностью

Сергей:

1. Что значит «на перекрестках»? Указанные знаки действуют до перекрестков.

2. В жилой зоне могут быть перекрестки.

3. Организация, занимающаяся вопросами организации дорожного движения на данном участке. Названия во всех городах разные. Поэтому если такая организация Вам нужна, обратитесь в местное ГИБДД для получения ее данных.

Удачи на дорогах!

Можно ли сделать во дворе одностороннее движение? Дом длинный 11 подъездов прямой. По одной полосе всегда припаркованы автомобили (иначе никак) . Возникает проблема разъехаться на одной полосе двум автомобилям. Можно поставить знак в конце дома и куда обращаться?

Евгения, выясните, кому принадлежит земля под дорогой и кто занимается организацией дорожного движения на этой дороге. В эту организацию и нужно направить Ваше пожелание.

Удачи на дорогах!

Вы пишите в жилой зоне могут быть перекрестки. Но ведь получается что знак Жилая зона (и соответственно ограничение 20кмч) должен действовать только до перекрестка. Какие вообще четко определенные характеристики у жилой зоны? У нас поставили этот знак (и самое важное камеры!) прямо на двусторонней дороге. Причем только с одной стороны. Знака окончания зоны нет. Если рассуждать как вы, то если заехать со стороны знака, то ты весь свой оставшийся путь будешь находиться в зоне действия знака Жилая зона. Но это же чушь! Какие можно применить требования что бы через суд демонтировать этот знак?

Другими словами, Вы по суду желаете вернуть право в обозначенной жилой зоне двигаться безнаказанно свыше 40-ка?

Фемида, знак 5.21 обозначает начало жилой зоны, знак 5.22 — конец жилой зоны. Никакие другие условия не говорят об окончании жилой зоны. Так же как и в случае с любой другой зоной из правил дорожного движения.

Обратитесь в компанию, которая занимается организацией дорожного движения на данном участке дороги, с требованием установить знак 5.23, обозначающий конец жилой зоны.

ГОСТ Р 52289-2004:

5.6.26 Знак 5.21 «Жилая зона» применяют для обозначения территории (зоны), в пределах которой действуют требования Правил дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилых зонах.

Знак устанавливают на всех въездах в жилую зону.

5.6.27 Знак 5.22 «Конец жилой зоны» применяют для обозначения конца жилой зоны.

Знак устанавливают на всех выездах из жилой зоны.

Знак допускается размещать на оборотной стороне знака 5.21.

Раздел 17. Правила дорожного движения в жилых зонах

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Читать еще:  Изменения в ОСАГО с апреля 2020 года

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

Горячая линия

+7 (499) 350-80-61

+7 (812) 309-17-81

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.

Езда во дворах и жилых зонах: тонкости и нюансы

Статья о правилах езды во дворах и в жилых зонах: правила стоянки и парковки, штрафы и запреты. В конце статьи — видео о движении в жилых зонах и во дворах.

Содержание статьи:

  • Зона жилых домов и дворовое пространство
  • Правила стоянки и парковки
  • Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»
  • Видео о движении в жилых зонах и во дворах

Дворы жилых домов представляют опасность тем, что редко контролируются видеокамерами и сотрудниками полиции, а потому позволяют автомобилистам нарушать дорожные правила. О специфике езды во дворах и на участках, имеющих жилые строения– в нашем обзоре.

Зона жилых домов и дворовое пространство

В правилах можно увидеть особый раздел, касающийся тонкостей езды на придворовых территориях. В первую очередь, они четко разграничивают понятия, так как статус населенного пункта может наделять одно и то же определение различными смыслами.

К дворовой территории относят земельный участок, разместивший на себе один или несколько жилых домов. К ней же причисляют растительные насаждения, игровые площадки, парковочные места и прочие элементы благоустройства общего назначения.

Жилая территория не обязательно является синонимом дворовой — если границы первой регулируются дорожными знаками 5.21 и 5.22, то для второй нет четкой конкретизации в нормативной документации. Так как знаки жилой зоны редко можно увидеть в городах, к ним принято добавлять и дворовые пространства.

На практике можно наблюдать следующие формы взаимодействия этих двух понятий:

  • при совпадении границ жилой и дворовой территории;
  • когда жилая зона фактически является составляющей дворовой территории;
  • когда дворовая зона входит в состав жилой.

Наконец, еще одно определение применяется в контексте проезда по таким зонам – прилегающая территория. К таковой относят дворовые въездные, выездные пути, жилые массивы, микрорайоны с тротуарами и проезжими дорогами.

Хотя в нашей стране знаки, указывающие на жилую зону, по-прежнему являются диковинками, даже при их отсутствии на территории жилых строений водитель должен руководствоваться соответствующими правилами и соблюдать осторожность.

Правила стоянки и парковки

Стоянка, остановка, парковка легковых и грузовых машин в жилой зоне достаточно подробно прописана в ПДД. Преимущественно правила совпадают с основными принципами дорожного движения, хотя и имеют свою специфику:

Стоянка с функционирующим двигателем запрещена

Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.

По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.

Стоянка грузового транспорта запрещена

Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.

Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.

Стоянка и парковка любого автотранспорта на газоне запрещена

Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.

Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:

  • закон «Об охране окружающей среды»;
  • КоАП регионального уровня;
  • КоАП Российской Федерации.

Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.

Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.

Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»

Территория жилой зоны имеет повышенную опасность из-за активности велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, в том числе с детьми и колясками. Поэтому законодательство предусматривает серьезные наказания за нарушенные в данной зоне правила, а сами жители вправе вызывать патрульную службу для восстановления порядка.

В зоне действия знака приоритетным движением обладают пешеходы и велосипедисты, а запрет, помимо стоянки, распространяется также на:

  • сквозное движение, которое даже при возможности объехать серьезный затор на основной дороге не допустимо. Исключением из правил является спецтранспорт – скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз. Правда, в законе есть одна небольшая лазейка: автомобиль может заехать во двор, остановиться на минутку, а затем продолжить движение. Подобный маневр ПДД нарушением не считает, а потому не карает штрафом;
  • учебная езда, которая даже при наличии инструктора несет слишком большую угрозу для окружающих.

Выезд и проезд

Осуществляющим выезд из жилых домов автомобилистам необходимо пропустить весь прочий автотранспорт, в том числе пешеходов и велосипедистов, независим от направления их движения.

В данной ситуации дворы расцениваются в качестве второстепенной территории, а значит, водитель не должен быть препятствием для прочего транспорта.

К примеру, водитель, передвигающийся по жилой территории со скоростью 80 км/ч, может распрощаться со своими правами.

Территория пешеходов

Местные жители вправе перемещаться как по тротуарам, так и по дорогам, являющимся проезжей частью. Так как вся власть в данной зоне принадлежит пешеходам, автомобилисты должны уступать им дорогу.

Однако правила указывают, что при движении люди не должны становиться неоправданной помехой для движения автотранспорта — то есть, умышленно идти по центру проезжей части или остановливаться для курения или разговора на дороге.

Штрафы, действующие в жилой зоне

Дорожные правила предусматривают денежные штрафы за нарушения, совершенные на дворовой территории. Статья 12.28, состоящая из двух частей, говорит о сумме наказания в 1500 рублей. Однако вторая ее часть уточняют, что для нарушителей в Москве или Санкт-Петербурге этот размер увеличивается до 3 000 рублей.

Превышение скоростного режима регулируется ст. 12.9 КоАП в зависимости от размера этого нарушения и может лишить водителя денежной суммы от 500 рублей до 5000 рублей.

Повторное нарушение правил приведет к более весомому денежному штрафу, а также вероятному лишению водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до года.

Автоэксперты постоянно спорят относительно специфики движения по прилегающим и дворовым территориям, жилым зонам. Так, трудно определить виновника ДТП в таких зонах. С одной стороны, прилегающие территории не имеют знаков или светофоров, в том числе указывающих на приоритетность движения. Стоит ли пропускать помеху справа или автомобиль, движущийся по проезду, пока сам выезжаешь со стоянки?

Что делать, если управляющая компания экономит на фонарях и недостаточно освещает подведомственную жилую зону? Оставлять на ночь автомобиль с включенными габаритами? Не рационально. А если в неосвещенный автомобиль въедет другой, не заметивший его в темноте? Кого считать виновником столкновения?

Заключение

Сотрудники ГИБДД неоправданно редко осуществляют патрулирование жилых зон. Если бдительные жильцы и очевидцы не сообщат о нарушении, виновник так и останется безнаказанным.

С другой стороны, тонкости проезда по таким территориям вынуждают автомобилистов досконально знать не только ПДД, но и ориентироваться в прочих нормативных актах, касающихся автомобильного движения в жилых зонах.

Видео о движении в жилых зонах и во дворах:

Раздел 17 ПДД РФ. Движение в жилых зонах

п 17.1 ПДД. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

п 17.2 ПДД. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

п 17.3 ПДД. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

п 17.4 ПДД. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Комментарий к Разделу 17 Правил дорожного движения РФ

Движение в жилых зонах.

В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств *(113).

В Правилах термину «жилая зона» придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских «спальных» районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

На территориях, обозначенных знаками 5.21 и 5.22, как правило, преобладает движение пешеходов. В то же время движение транспортных средств носит эпизодический характер и осуществляется по проездам и улицам местного значения. Знак 5.21 действует по зональному принципу, то есть зона его действия ограничивается «отбойным» знаком 5.22 «Конец жилой зоны». Водитель в пределах «жилой зоны» во всех случаях обязан уступать дорогу пешеходам, движущимся по проезжей части, в том числе и вне пешеходных переходов.

В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест *(114).

Читать еще:  Схема электронной системы управления двигателем автомобиля Лада Приора

В настоящем пункте изложены ограничения на режим движения и стоянки транспортных средств в пределах «жилой зоны». В ней запрещено сквозное движение, учебная езда, стоянка транспортных средств с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специальной стояночной площадки.

Движение транспортного средства через «жилую зону» рассматривается как сквозное (транзитное) при наличии двух следующих условий:

— въезд в зону и выезд из нее осуществлялись через разные пункты доступа;

— водитель в пределах зоны не имел конечного или промежуточного пункта назначения, то есть не производил остановку, связанную с выходом из транспортного средства, посадкой или высадкой пассажира, погрузкой или разгрузкой.

Стояночные площадки для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, если в них есть потребность, должны быть обозначены дорожным знаком «Место стоянки» с дополнительной табличкой и (или) дорожной разметкой.

При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения (пункт 17.3. Правил).

«Жилая зона» имеет статус прилегающей к дороге территории по отношению к дороге или дорогам, ограничивающим «жилую зону» с одной или нескольких сторон (см. комментарии к термину «прилегающая территория» в пункте 1.2 ПДД). Поэтому, выезжая из «жилой зоны», водитель обязан пропустить как пешеходов, так и другие транспортные средства независимо от направления их движения.

Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

В отличие от «жилой зоны» дворовые территории не имеют сети улиц местного значения и проездов. Однако все вышеуказанные ограничения действуют и на таких территориях, хоть они и не обозначены знаками 5.21 и 5.22. Под дворовой территорией следует понимать пространство между жилыми зданиями или ограниченное по периметру зданиями. Внутри дворовых территорий, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школе, детскому саду и т.п., находящимся на этой территории. Дворовые территории наиболее характерны при так называемой поквартальной городской застройке, получившей распространение во многих городах.

Напомним, что скорость движения как в жилых зонах, так и на дворовых территориях не должна превышать более 20 км/час (п. 10.2 ПДД РФ).

Дорога на прилегающей территории

Сейчас на многих АЗС и парковках у гипермаркетов организованы раздельные въезды и выезды с использованием знаков 5.5, 5.6 и 3.1.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21, 5.22, тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос. На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог. Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

В случае, если вы въехали на прилегающую территорию (за исключением жилых зон) в нарушение требований знака 3.1 и вас остановил инспектор ДПС, то справедливо привлечёт вас по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы в контексте данной статьи:

1. Прилегающие территории делятся на два типа:

а) жилые массивы (жилые зоны), обозначенные знаками 5.21 и 5.22, дворы (дворовые территории);

б) АЗС, парковки и т.п.

2. Проезжая часть и тротуары имеются только в жилых массивах (зонах);

3. Требования раздела 17 ПДД (запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения) распространяются только на жилые зоны и дворовые территории;

4. Привлечь к ответственности по части 4 статьи 12.15 или части 3 статьи 12.16 можно только в жилых зонах.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Также стоит отметить тот факт, что в соответствии с Федеральным Законом N 257 от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» каждая дорога должна быть внесена в Единый государственный реестр автомобильных дорог. В том числе и частные дороги.

Статья 10. Единый государственный реестр автомобильных дорог

1. Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также — реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.

Получить выписку из единого государственного реестра автомобильных дорог можно на портале госуслуг, оплатив государственную пошлину 200 рублей.

Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г.

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа» допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.

Комментарии (10)

А с чего вдруг решили, что жилая зона это прилегающая территория? Жилая зона это как раз дорога, на которую распространяются особые требования! Дорога со всеми атрибутами типа дорожных знаков, проезжей частью и, возможно, другими, типа тротуаров. Не может дорога быть прилегающей территорией по определению, даже если она находится в зоне. Есть же иные зоны, типа зоны запрета парковки или зоны платной парковки и что, это делает эти зоны прилегающей территорией? Разберитесь сначала сами!

В остальном — согласен. Только в постановлении ВС ошибочно считается, что во дворе дома движение может быть встречным или односторонним, так как на прилегающей территории движение возможно в любом направлении. Там не может быть дорожных знаков, так как дорожные знаки по ГОСТу устанавливаются вдоль дорог, а во дворах не дороги а внутридворовые проезды.

Читать еще:  Амперметр Измерение силы тока Ерюткин ЕС

Насчёт жилой зоны, обозначенной соответствующими знаками, да, получается есть дорога. Но что касается прилегающих территорий, в том числе дворов, смысл статьи правильный.

Автор незаметно подменил (прировнял) в самом начале понятие «Жилые массивы» на «Жилые зоны» и потом считает, что жилая зона это прилегающая территория. Однако знаками 5.21 обозначаются «Жилые зоны», а не «Жилые массивы». Это не одно и то же. В жилом массиве точно есть жилые дома (это градостроительное понятие), а жилая зона может обозначать, например, парковую территорию, где отсутствуют тротуары, но необходимо организовать движение как машин так и пешеходов. В ПДД, в термине «Прилегающая территория» жилая зона не присутствует.

В жилых зонах пешеходы на проезжей части имеют преимущество. Значит в жилых зонах есть проезжая часть. Проезжая часть это элемент дороги. Значит в жилых зонах есть дороги. Требования Правил в жилых зонах распространяются на дворовые территории, но это не означает, что во дворах есть проезжая часть. Пешеходы во дворах пользуются преимуществом, но ничто в Правилах не указывает на наличие проезжей части во дворах.

Да, наши ПДД очень путанные и не конкретные. В ПДД при определении прилегающей территории не упоминания о жилой зоне, однако есть упоминания о территориях, где не предусмотренного сквозное движение, что это как не жилая зона? …

«на прилегающей территории движение возможно в любом направлении. Там не может быть дорожных знаков, так как дорожные знаки по ГОСТу устанавливаются вдоль дорог, а во дворах не дороги а внутридворовые проезды.»

Ну и как тогда на АЗС устанавливают дорожные знаки, если не на дорогах их устанавливать нельзя? В ГОСТ Р 522289-2004 написано:

4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.

Так что могут быть отлично дорожные знаки и на дворовых территориях. Тем более что никто не знает в точности, что такое дворовая территория )))

Что за бред… если есть проезжая часть значит есть дорога.. Где логика? У дороги есть обязательный элемент — проезжая часть. Но это не значит что если есть проезжая часть — значит есть дорога. Это утверждение не комутативно.

У меня мировой судья постановил лишить прав на 4 месяца за движение во встречном направлении, в жилой зоне со знаками жилая зона. Мои доводы, что это не дорога, а прилегающая территория суд даже не стал слушать.

ВС давно уже сказал:

«Раскрывая содержание термина «прилегающая территория», пункт 1.2 Правил относит к ней территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по данной территории должно осуществляться в соответствии с Правилами. Довод Ч. о том, что на прилегающей территории не имеется дорог, в связи с чем движение по ней невозможно осуществлять по Правилам, несостоятелен, так как ►на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил.◄».

Да и по логике автора, на ПТ не может быть ДТП (если следовать из самого определения ДТП).

Где в ПДД написано, что на прилегающей территории могут быть тротуары, проезжая часть и т.п.? Такого нет. А ведь на этом построено утверждение, что на прилегающей территории может быть дорога. Тротуары, проезжая часть и т.п. могут быть в жилой зоне, но она не является прилегающей территорией.

А вот про ДТП интересное замечание. Это скорее очередной недостаток ПДД.

Езда во дворах и жилых зонах: тонкости и нюансы

Статья о правилах езды во дворах и в жилых зонах: правила стоянки и парковки, штрафы и запреты. В конце статьи — видео о движении в жилых зонах и во дворах.

Содержание статьи:

  • Зона жилых домов и дворовое пространство
  • Правила стоянки и парковки
  • Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»
  • Видео о движении в жилых зонах и во дворах

Дворы жилых домов представляют опасность тем, что редко контролируются видеокамерами и сотрудниками полиции, а потому позволяют автомобилистам нарушать дорожные правила. О специфике езды во дворах и на участках, имеющих жилые строения– в нашем обзоре.

Зона жилых домов и дворовое пространство

В правилах можно увидеть особый раздел, касающийся тонкостей езды на придворовых территориях. В первую очередь, они четко разграничивают понятия, так как статус населенного пункта может наделять одно и то же определение различными смыслами.

К дворовой территории относят земельный участок, разместивший на себе один или несколько жилых домов. К ней же причисляют растительные насаждения, игровые площадки, парковочные места и прочие элементы благоустройства общего назначения.

Жилая территория не обязательно является синонимом дворовой — если границы первой регулируются дорожными знаками 5.21 и 5.22, то для второй нет четкой конкретизации в нормативной документации. Так как знаки жилой зоны редко можно увидеть в городах, к ним принято добавлять и дворовые пространства.

На практике можно наблюдать следующие формы взаимодействия этих двух понятий:

  • при совпадении границ жилой и дворовой территории;
  • когда жилая зона фактически является составляющей дворовой территории;
  • когда дворовая зона входит в состав жилой.

Наконец, еще одно определение применяется в контексте проезда по таким зонам – прилегающая территория. К таковой относят дворовые въездные, выездные пути, жилые массивы, микрорайоны с тротуарами и проезжими дорогами.

Хотя в нашей стране знаки, указывающие на жилую зону, по-прежнему являются диковинками, даже при их отсутствии на территории жилых строений водитель должен руководствоваться соответствующими правилами и соблюдать осторожность.

Правила стоянки и парковки

Стоянка, остановка, парковка легковых и грузовых машин в жилой зоне достаточно подробно прописана в ПДД. Преимущественно правила совпадают с основными принципами дорожного движения, хотя и имеют свою специфику:

Стоянка с функционирующим двигателем запрещена

Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.

По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.

Стоянка грузового транспорта запрещена

Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.

Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.

Стоянка и парковка любого автотранспорта на газоне запрещена

Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.

Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:

  • закон «Об охране окружающей среды»;
  • КоАП регионального уровня;
  • КоАП Российской Федерации.

Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.

Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.

Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»

Территория жилой зоны имеет повышенную опасность из-за активности велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, в том числе с детьми и колясками. Поэтому законодательство предусматривает серьезные наказания за нарушенные в данной зоне правила, а сами жители вправе вызывать патрульную службу для восстановления порядка.

В зоне действия знака приоритетным движением обладают пешеходы и велосипедисты, а запрет, помимо стоянки, распространяется также на:

  • сквозное движение, которое даже при возможности объехать серьезный затор на основной дороге не допустимо. Исключением из правил является спецтранспорт – скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз. Правда, в законе есть одна небольшая лазейка: автомобиль может заехать во двор, остановиться на минутку, а затем продолжить движение. Подобный маневр ПДД нарушением не считает, а потому не карает штрафом;
  • учебная езда, которая даже при наличии инструктора несет слишком большую угрозу для окружающих.

Выезд и проезд

Осуществляющим выезд из жилых домов автомобилистам необходимо пропустить весь прочий автотранспорт, в том числе пешеходов и велосипедистов, независим от направления их движения.

В данной ситуации дворы расцениваются в качестве второстепенной территории, а значит, водитель не должен быть препятствием для прочего транспорта.

К примеру, водитель, передвигающийся по жилой территории со скоростью 80 км/ч, может распрощаться со своими правами.

Территория пешеходов

Местные жители вправе перемещаться как по тротуарам, так и по дорогам, являющимся проезжей частью. Так как вся власть в данной зоне принадлежит пешеходам, автомобилисты должны уступать им дорогу.

Однако правила указывают, что при движении люди не должны становиться неоправданной помехой для движения автотранспорта — то есть, умышленно идти по центру проезжей части или остановливаться для курения или разговора на дороге.

Штрафы, действующие в жилой зоне

Дорожные правила предусматривают денежные штрафы за нарушения, совершенные на дворовой территории. Статья 12.28, состоящая из двух частей, говорит о сумме наказания в 1500 рублей. Однако вторая ее часть уточняют, что для нарушителей в Москве или Санкт-Петербурге этот размер увеличивается до 3 000 рублей.

Превышение скоростного режима регулируется ст. 12.9 КоАП в зависимости от размера этого нарушения и может лишить водителя денежной суммы от 500 рублей до 5000 рублей.

Повторное нарушение правил приведет к более весомому денежному штрафу, а также вероятному лишению водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до года.

Автоэксперты постоянно спорят относительно специфики движения по прилегающим и дворовым территориям, жилым зонам. Так, трудно определить виновника ДТП в таких зонах. С одной стороны, прилегающие территории не имеют знаков или светофоров, в том числе указывающих на приоритетность движения. Стоит ли пропускать помеху справа или автомобиль, движущийся по проезду, пока сам выезжаешь со стоянки?

Что делать, если управляющая компания экономит на фонарях и недостаточно освещает подведомственную жилую зону? Оставлять на ночь автомобиль с включенными габаритами? Не рационально. А если в неосвещенный автомобиль въедет другой, не заметивший его в темноте? Кого считать виновником столкновения?

Заключение

Сотрудники ГИБДД неоправданно редко осуществляют патрулирование жилых зон. Если бдительные жильцы и очевидцы не сообщат о нарушении, виновник так и останется безнаказанным.

С другой стороны, тонкости проезда по таким территориям вынуждают автомобилистов досконально знать не только ПДД, но и ориентироваться в прочих нормативных актах, касающихся автомобильного движения в жилых зонах.

Видео о движении в жилых зонах и во дворах:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector