5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новый датчик положения дроссельной заслонки на Ладе Калине

Новый датчик положения дроссельной заслонки на Ладе Калине

Датчики на панели приборов подают сигнал о проблеме

АвтоВАЗ уже давно начал устанавливать на свои машины моторы с инжекторной системой впрыска топлива. Прошло более 10 лет с тех пор, как впервые на наших дорогах появились ВАЗы с подобными двигателями. За эти годы произошло очень много изменений в конструкции и комплектующих элементах. Если сперва ставили только ЭСУД General Motors, то позже начали использовать блоки управления Bosch. А все датчики, производившиеся ранее за рубежом, теперь делаются в России. Наши автомобили уже во многом соответствуют европейским стандартам: качество моторов улучшается, а выхлоп становится гораздо чище.

Потребитель боится современной микроэлектроники, так как мало в ней понимает. Но стоит немного узнать о том, какие симптомы появляются при выходе из строя того или иного датчика. У ДПДЗ одни симптомы, у датчика оборотов другие, а у лямбда-зонда третьи. И не нужно паниковать, когда загорается лампа «Check Engine» на приборной панели автомобиля.

Если посмотреть на конструкцию системы зажигания Лады Калины, то вы увидите много непонятных элементов, и все они влияют на работу двигателя. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, лучше знать местоположение всех датчиков автомобиля и основные причины их неисправности.

Частые неисправности системы впрыска

Нередко появляются такие симптомы, как дергания, провалы, рывки во время разгона. При этом заветный индикатор, оповещающий об ошибке двигателя, не загорается. Первая мысль — неисправность свечей. И тогда водитель вспоминает, что его Калина ездит уже год или больше, а эти важные элементы системы зажигания даже не выкручивались. Если после замены никакого положительного эффекта не наблюдается, сразу стоит обратить внимание на то, какой бензин вы льете в бак. В этом скрывается наиболее частая причина поломок автомобиля.

Катушки зажигания — больное место Калины

Уделите внимание и модулю зажигания. Вполне возможно, что неисправность кроется в нем. Но проверить модуль можно только при помощи современных мотор-тестеров. Поэтому нужно обратиться к опытному автоэлектрику, который быстро вычислит неисправность и проведет замену или ремонт модуля. Если есть возможность установить и протестировать исправный элемент, воспользуйтесь ею. Двигатель начал идеально работать — бегите в магазин за новым модулем. Ремонт этого узла возможен, но найти профессионального мастера довольно сложно.

Не менее часто на автомобилях ВАЗ-2110, Приора и Калина возникает проблема плавающих оборотов. Тахометр не знает, куда деваться. Стрелка постепенно перемещается от минимальных 850 об./мин. до максимальных 1200 об./мин. Неисправность налицо, но заветная лампа, которая должна сообщать об ошибке, не загорается! В данном случае явно сломан датчик положения дроссельной заслонки, что особенно часто встречается в старых образцах автомобилей ВАЗ семейства 2110, а также в модификациях Лады Калины. В последние годы начали ставить довольно качественные ДПДЗ, поэтому проблемы с ними возникают редко.

Неисправность регулятора холостого хода можно определить по следующему признаку: не получается завести двигатель без нажатия на газ. Датчик находится рядом с ДПДЗ, непосредственно на патрубке. Но не стоит сразу менять его, попробуйте для начала промыть и почистить. Очень часто регулятор просто загрязняется, поэтому возникает ощущение, будто он вышел из строя. Цена на такие элементы сейчас упала, а выбор их в магазинах очень велик.

Общая информация о системе контроля

Начали плавать обороты — значит, неисправен ДПДЗ. Он необходим для того, чтобы определить скорость и степень открытия заслонки дроссельного узла. Его конструкция основана на простом потенциометре: при изменении положения заслонки на сигнальном выходе датчика происходит изменение напряжения. Потенциометр — переменный резистор, чаще его называют именно так.

Датчик устанавливается непосредственно на ось заслонки. Связь с ней должна быть жесткой, поэтому недопустимо наличие даже малейшего люфта. Выводы потенциометра:

  • напряжение питания, которое обычно составляет 5 Вольт;
  • сигнальный выход, который соединяется с ЭБУ автомобиля;
  • «масса» («минус» питания, который находится на кузове машины).

Вот так выглядит ДПДЗ

Самое большое сопротивление датчика наблюдается при закрытой заслонке, при этом напряжение на ЭБУ минимально. Нажимаете на педаль газа — открываете заслонку, в это время происходит изменение сопротивления, а напряжение постепенно увеличивается до своего максимального значения в 5 В.

В электронном блоке управления имеется прошивка, в которой записаны все важные параметры. В зависимости от того, какова величина открытия заслонки, ЭБУ проводит корректировку момента зажигания, а также время открытия форсунок. Могут применяться и ДПДЗ бесконтактного типа — магниторезистивные. Они состоят из следующих элементов:

  • электронный чувствительный элемент, который обработан специальным материалом;
  • постоянный магнит, имеющий жесткую связь с дроссельной заслонкой.

При нажатии на педаль акселератора происходит вращение постоянного магнита. В это время чувствительный элемент меняет свое сопротивление за счет изменения магнитного поля вокруг него. Только в этом случае ЭБУ видит изменение угла, а не напряжения. При выходе датчика из строя возникают проблемы с запуском двигателя, увеличивается расход бензина, постоянно изменяются обороты мотора, затруднен разгон автомобиля.

Демонтаж и ремонт детали

Датчик крепится двумя винтиками

На Ладе Калине потенциометр расположен непосредственно на оси дроссельной заслонки. Необходимо снять декоративный чехол, чтобы добраться к нему. На автомобилях Лада Калина минимальное напряжение на управляющем выходе составляет чуть менее 0,7 Вольт. Полностью открытая дроссельная заслонка соответствует напряжению в 4 Вольта и выше (до 5 Вольт). Чтобы проверить работу датчика, потребуется только мультиметр, которым нужно измерить напряжение на сигнальном выходе. Если в закрытом положении напряжение постоянно меняется, потребуется чистка дроссельной заслонки и контактов датчиков.

Часто причиной неисправности становятся именно загрязненные контакты и элементы системы. Когда ломается датчик, происходит следующее:

  • цифровой код поломки заносится контроллером в память;
  • на панели приборов загорается лампа, оповещающая о поломке;
  • угол, на который открывается заслонка, рассчитывается ЭБУ исходя из расхода воздуха и оборотов коленвала.

Перед началом работы по замене или ремонту датчика на автомобиле Лада Калина необходимо отключить минусовую клемму от батареи питания. Затем от разъема датчика положения отключается штекер, для чего нужно нажать на пластиковую защелку. ДПДЗ крепится при помощи двух винтов, которые без особого труда выкручиваются. Только после этого узел снимается. Внимательно осмотрите его на наличие повреждений, измерьте ширину вала датчика (она должна быть 5 мм). Вполне возможно, потребуется чистка дроссельной заслонки перед установкой нового потенциометра. Если ось загрязнена, датчик будет с трудом приводиться в движение.

Если в приводе имеется люфт, то его не убрать никакими способами. Подмотка изолентой или другим материалом не принесет никаких положительных результатов. Избавиться от проблемы поможет только полная замена датчика положения дроссельной заслонки.

Установка и причины поломки датчика

Установка проводится в обратном снятию порядке. Обратите внимание на кольцо из поролона, необходимое для уплотнения. Его повреждение недопустимо. Поэтому сломанное кольцо желательно заменить на новое. Чем качественнее кольцо, тем лучше будет работать ДПДЗ и тем ниже окажется вероятность возникновения новых поломок. Но тут возникает вопрос: почему же такой простой датчик мог сломаться? Причин может быть множество. Вот наиболее распространенные:

Читать еще:  Чернитель пластика авто своими руками

Расположение на машине

  • частичный или полный износ подложки;
  • стирание напыления;
  • поломка подвижного сердечника с контактами.

Результат — нет возможности получить линейное увеличение напряжения на сигнальном выводе. После сборки не нужно никаких настроек и регулировок: микроконтроллерная система воспринимает закрытую заслонку дросселя как начало отсчета.

Ремонт датчиков крайне затруднителен, так как возникает необходимость создать напыление нового контактного слоя. Сделать это в домашних условиях нельзя, да и не каждое СТО располагает такими возможностями. Если посмотреть на стоимость подобных датчиков для автомобиля Лада Калина, то окажется, что проще купить и установить новый. Еще одно преимущество (помимо невысокой цены) — замена занимает не более пяти минут. И это при условии, что вы параллельно проведете чистку контактов и дроссельной заслонки.

Какой поставить ДПДЗ на свой автомобиль Лада Калина — решать только вам. Но стоит поговорить о том, какие конструкции предпочтительнее. Хочется поставить датчик один раз и надолго забыть о проблемах с ним. Самые простые и дешевые потенциометры могут похвастаться только своей ценой. Но срок службы у них не очень большой. Такие датчики ставили на конвейере АвтоВАЗа. А вот бесконтактные приборы, хоть и стоят вдвое дороже, но имеют намного больший ресурс. Поэтому если смотреть с точки зрения надежности, лучше всего применять именно магниторезистивные датчики.

Неисправности датчика дроссельной заслонки

Неисправности датчика дроссельной заслонки приводят к нестабильной работе двигателя автомобиля. Что ДПДЗ работает не корректно можно понять по таким признакам: нестабильные холостые, снижение динамики авто, повышенный расход топлива и другие подобные неприятности. Основной признак тому, что датчик положения дроссельной заслонки неисправен, являются скачущие обороты. А главной тому причиной — износ контактных дорожек датчика заслонки дросселя. Однако есть и ряд других.

Проверка датчика положения дроссельной заслонки достаточно проста, и под силу даже начинающему автолюбителю. Для этого нужен лишь электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. При выходе датчика из строя ремонт его, чаще всего, невозможен, и это устройство просто меняют на новое.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Причины неисправности ДПДЗ

Существуют два типа датчиков положения дроссельной заслонки — контактный (пленочно-резистивный) и бесконтактный (магниторезистивный). Чаще всего из строя выходят именно контактные датчики. Их работа основана на движении специального ползунка по резистивным дорожкам. Со временем они изнашиваются, из-за чего датчик начинает выдавать некорректную информацию на ЭБУ. Итак, причинами поломки пленочно-резистивного датчика может быть:

  • Потеря контакта на ползунке. Это может быть вызвано как просто его физическим износом, так и обломом наконечника. Может попросту износиться резистивный слой, из-за чего также пропадает электрический контакт.
  • Не повышается линейное напряжение на выходе датчика. Такая ситуация может быть вызвана тем, что напыление основы стерлось практически до основания в том месте, где начинается движение ползунка.
  • Износ шестерен привода ползунка.
  • Обрыв проводов датчика. Это могут быть как питающие, так и сигнальные провода.
  • Возникновение короткого замыкания в электрической и/или сигнальной цепи датчика положения дроссельной заслонки.

Что касается магниторезистивных датчиков, то у них нет напыления из резистивных дорожек, поэтому его поломки сводятся, в основном, к обрыву проводов или возникновению в их цепи короткого замыкания. А методы проверки у одного и другого типа датчиков аналогичные.

В любом случае ремонт вышедшего из строя датчика вряд ли возможен, поэтому после выполнения диагностики необходимо попросту заменить его на новый. При этом желательно использовать бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки, поскольку такой агрегат имеет гораздо более длительный срок службы, хоть и стоит дороже.

Как определить неисправность датчика дроссельной заслонки

Проверка ДПДЗ сама по себе несложная, и все что понадобится, это электронный мультиметр, способный измерять постоянное напряжение. Итак, чтобы проверить неисправность ДПДЗ, необходимо действовать по приведенному далее алгоритму:

  • Включите зажигание автомобиля.
  • Отсоедините фишку от контактов датчика и с помощью мультиметра удостоверьтесь, что на датчик подходит питание. Если питание есть — продолжайте проверку. В противном случае необходимо «прозвонить» питающие провода с тем, чтобы найти место обрыва либо другую причину, почему не подходит напряжение на датчик.
  • Минусовый щуп мультиметра установить на «массу», а плюсовой — на выходной контакт датчика, с которого информация идет на электронный блок управления.
  • При закрытой заслонке (соответствует полностью отжатой педали акселератора) напряжение на выходном контакте датчика не должно превышать значения 0,7 Вольта. Если полностью открыть заслонку (полностью выжать педаль акселератора), то соответствующее значение должно быть не менее 4 Вольт.
  • Далее нужно вручную открывать заслонку (вращать сектор) и параллельно следить за показаниями мультиметра. Они должны плавно повышаться. Если соответствующее значение поднимется скачкообразно, то это говорит о том, что в резистивных дорожках имеются потертые места, и такой датчик нужно заменить на новый.

Владельцы отечественных ВАЗов зачастую сталкиваются с проблемой неисправности ДПДЗ по причине низкого качества проводов (в частности, их изоляции), которыми штатно комплектуются эти машины с завода. Поэтому рекомендуется их заменить на более качественные, например, производства ЗАО «ПЭС/СКК».

Ну и, конечно же, необходимо выполнить проверку с помощью диагностического прибора, наподобие ELM327 или его аналога. Сканер точно укажет номер ошибки, а также определит, есть ли еще проблемы у автомобиля, возможно в других системах. Самая распространенная ошибка, связанная с датчиком положения дроссельной заслонки имеет код р0120 и расшифровывается как «Неисправность цепи датчика/выключателя «A» положения дроссельной заслонки/педали». Другая возможная ошибка р2135 имеет название «Несовпадение показаний датчиков №1 и №2 положения дроссельной заслонки». После замены датчика на новый нужно обязательно стереть информацию об ошибке из памяти ЭБУ программно, либо просто на несколько секунд снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму. Однако воспользоваться программой предпочтительнее.

Читать еще:  Гильза цилиндров сухая

Заключение

Неисправность датчика положения дроссельной заслонки — поломка не критическая, однако ее нужно диагностировать и исправить как можно быстрее. В противном случае двигатель будет работать при значительных нагрузках, что приведет к сокращению его общего ресурса. Чаще всего ДПДЗ выходит из строя просто из-за банального износа и восстановлению не подлежит. Поэтому его нужно просто заменить на новый.

Датчик дроссельной заслонки Лады Калины — как ремонтировать?

Датчик положения дроссельной заслонки Лады Калины предназначен для определения степени раскрытия заслонки дроссельного узла. В основе его конструкции лежит несложный потенциометр: при изменении расположения заслонки на сигнальном выходе изменяется напряжение. Потенциометр представляет собой переменный резистор.

1 Принцип работы датчика

Датчик положения в большинстве случаев монтируется на ось заслонки, крепление с которой должно быть максимально жестким, запрещено наличие даже минимального люфта. Выводы потенциометра:

  • Сигнальный выход, соединяющийся с ЭБУ машины;
  • Напряжение питания стандартно составляет 5 Вольт;
  • «масса» — «минус» питания, расположенный на кузове машины.

Максимальное сопротивление датчика регистрируется при закрытой заслонке, при этом уровень напряжения ЭБУ минимален. Во время нажатия на педаль газа заслонка открывается, одновременно с этим изменяется уровень сопротивления, а также до максимального значения повышается напряжение.

Электронный блок управления машины Калина обладает прошивкой, в которую заносятся все необходимые сведения. В зависимости от уровня раскрытия заслонки, блок управления изменяет момент зажигания и время открытия форсунок. Используются также датчики положения дроссельной заслонки бесконтактного типа – магниторезистивные. Конструкция этих датчиков включает в себя:

  • Постоянный магнит, жестко связанный с дроссельной заслонкой;
  • Электронный элемент высокой чувствительности, обработанный особым материалом.

Во время нажатия на педаль газа постоянный магнит приходит во вращение. Одновременно с этим изменяется уровень сопротивления чувствительного элемента, происходит это благодаря смене вокруг него магнитного поля. Однако в этом случае ЭБУ Лады Калины фиксируется изменение угла, а не напряжение. При поломке датчика положения дроссельной заслонки, как правило, появляются проблемы связанные с запуском двигателя, изменяются обороты, повышается расход бензина, разгон машины становится затрудненным.

2 Ремонт и демонтаж датчика

Потенциометр в Ладе Калине фиксируется на оси дроссельной заслонки. Для того, чтобы получить доступ к нему, потребуется убрать декоративный чехол. Нижний порог напряжения на управляющем выходе составляет порядка 0,7 Вольт. Максимальное открытие дроссельной заслонки соответствует величине напряжения в 4 Вольт и выше, максимальный уровень – 5 Вольт. Для проверки работоспособности датчика положения заслонки необходим мультиметр, при помощи которого измеряется напряжение на сигнальном выходе. Если при закрытой заслонке напряжение периодически скачет, то рекомендуется провести чистку как самой детали, так и контактов датчика. В большинстве случаев первопричиной всех неполадок и неисправностей является как раз загрязненность элементов и контактов устройства. В случае выхода датчика из строя можно диагностировать следующие изменения:

  • Цифровой код неисправности контроллер заносит в память;
  • На панели приборов загорается лампочка, говорящая о поломке;
  • Угол открытия заслонки электронным блоком управления рассчитывается по уровню расхода воздуха и количеству оборотов коленвала.

Прежде чем приступать к процессу ремонта или замены датчика дроссельной заслонки на машине Лада Калина, нужно от аккумуляторной батареи отключить минусовую клемму. После этого требуется отключить от питания сам датчик – вынув штекер путем нажатия на специальную пластиковую защелку. Датчик положения дроссельной заслонки в Ладе Калине крепится двумя винтами, после чего весь узел можно снимать.

Снятая деталь осматривается на наличие повреждений, измеряется ширина вала датчика (стандартно – пять миллиметров). Вероятно, потребуется произвести чистку дроссельной заслонки. Если грязь скопилась на оси, то датчик приходить в движение будет с трудом. Если имеет место люфт, то убрать его никак не получится: подмотка при помощи изоленты или любых других материалов лишь ухудшит положение. Избавиться от люфта можно исключительно путем полной замены всего датчика положения заслонки.

3 Причины поломки датчика и его обратная установка на Ладу Калину

Устанавливается датчик в обратном процессу снятия порядке. Недопустимо повреждать специальное уплотнительное кольцо из поролона. Если это все же произошло, то оптимальным вариантом станет замена сломанной детали. Чем выше качество кольца, тем лучше будет функционировать дроссельная заслонка и ниже будет риск возникновения следующей поломки. Причины поломки можно достаточно просто понять по конструкции датчика, их может быть несколько:

  • Стирание слоя напыления;
  • Поломка подвижного сердечника;
  • Полный либо частичный износ подложки.

Как результат – невозможно на сигнальном выходе получить увеличение величины напряжения. После установки датчика или его полной замены не нужно проводить настройки: микроконтроллерное устройство воспринимает закрытую дроссельную заслонку как точку отсчета. Ремонт датчиков намного сложнее, чем их замена, поскольку нужно заново создавать напыление контактного слоя. Провести такую операцию в домашних условиях невозможно, кроме того, далеко не каждое СТО возьмется за нее. Если же сравнивать стоимость ремонта датчика заслонки и цену новой конструкции на Ладу Калину, то замена выйдет куда дешевле и выгоднее. Еще одним достоинством является и то, что замена датчика заслонки занимает мало времени, причем одновременно осуществляется чистка контактов и самой заслонки.

Замена дроссельной заслонки на калине

Добро пожаловать!
Дроссельная заслонка – это неправильное её название, потому что дроссельная заслонка это та вещь которая открывается и закрывается в тот момент когда вы нажимаете на педель газа, а сам агрегат носит название дроссельный узел и вот на нём то как раз таки и стоит сама заслонка, а так же различные датчики ещё на ней установлены.

Примечание!
Для того чтобы поменять дроссельный узел на автомобиле, нужно будет запастись инструментами, а именно нужна будет: Накидная головка, к этой головки вам понадобится вороток или же удлинитель на который вы её будете одевать, а так же пригодится крестообразная отвёртка и гаечный ключ, при помощи которого вы будите скидывать клемму минус с аккумулятора, чтобы его обесточить!

Где находится дроссельный узел?
Он находится в подкапотном пространстве автомобиля и вне зависимости от того сколько клапанов стоит в автомобиле, дроссельный узел располагается практически в одном и том же месте, разве что на 16 клапанных двигателях вы его просто так не увидите, потому что его будет экран двигателя сняв который (Экран снимается легко и он указан синей стрелкой, достаточно обхватить его для снятия руками и потянув вверх он снимется с двигателя автомобиля)

Когда нужно менять дроссельный узел?
Он меняется в случае деформации, а так же если заслонка дроссельного узла перестала открываться полностью при выжимании педали газа (В этом случае машина будет не такая приёмистая и возможно будут рывки и провалы у него), кроме того узел подлежит замене если он стал не до конца закрывать заслонку (В этом случае обороты двигателя на холостом ходу возрастут и в связи с этим увеличится расход у автомобиля).

Читать еще:  Продажа тюнинга на Nissan X-Trail во Владивостоке

Примечание!
Но данные неисправности могут быть вызваны ещё из-за неправильной регулировки троса который идёт на саму заслонку, поэтому чтобы не тратить пока деньги, попробуйте сперва отрегулировать трос у заслонки или замените его если он будет слишком сильно изношен! (Более подробно о том как отрегулировать и заменить трос заслонки, читайте в статье которая называется: «Замена и регулировка троса дроссельной заслонки»)

Кой что ещё вы должны знать, дроссельный узел со временем засоряется и если она засорится то то есть у автомобиля появится неустойчивая работа на холостом ходу, а так же автомобиль может начать глохнуть время от времени и трудно при этом заводится, поэтому если ваш автомобиль посетили эти признаки и вы уже давно не чистили дроссельный узел, рекомендуем вам его почистить, как это сделать читайте в статье: «Чиста дроссельной заслонки на автомобиле»!

Как заменить дроссельный узел, в народе дроссельная заслонка на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?

Примечание!
В самом начале операции, скиньте обязательно клемму минус с аккумуляторной батареи, потому что при снятии узла вы будете работать с датчика которые подсоединены к нему и если хоть на один из датчиков попадёт вода, то она может повредить их и в связи с этим из стоя у вас выйдет проводка! (Если вы не знаете как нужно скинуть клемму, тогда изучите первый пункт в статье: «Замена аккумулятора», там всё сказано)

Снятие:
1) В самом начале операции вам нужно будет слить всю охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя автомобиля, всё это делается потому что к дроссельному узлу подсоединяются шланги по которым бегает охлаждающая жидкость и когда вы их отсоедините (А их придётся отсоединить, так как снять дроссельный узел всё же надо) из них польётся жидкость, которая испачкает вам весь мотор у автомобиля. (О том как слить жидкость из системы, смотрите в статье: «Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ»)

Примечание!
Хотя жидкость вы можете в принципе даже и не сливать, конечно если вы шланги быстро сможете переставить, то есть для этого подставляется сперва под дроссельный узел небольшую ёмкость, после чего ослабляются винты всех хомутов (Не считая хомута центрального шланга, так как этот шланг идёт всего лишь на вентиляцию картера и жидкость из него не польётся) которые крепят шланги к штуцерам дроссельного узла и после этого все шланги (Только боковых шлангов это касается, как уже было сказано ранее центральный не бойтесь трогать так как из него ничего не потечёт) отсоедините (Из них будет течь охлаждающая жидкость) и резко подсоединяется к этим же самым штуцерам, но только уже на рядом лежащей новой заслонки! (Если вы решите не сливать жидкость, тогда знайте об одном, ни в коем случае не трогайте и нечего не отсоединяйте на горячем двигателе иначе обожжетесь, кроме того смотрите за тем чтобы жидкость не попала на проводку а то она испортит её и самое главное опасайтесь за себя так как жидкость будет сушить кожу если она на неё попадёт, особенно бойтесь за свои глаза, поэтому если она куда ни будь попала то сразу промойте это место чистой водой и тем самым сотрите её полностью)

2) Затем отожмите пластмассовый фиксатор и после отсоедините от датчика положения дроссельной заслонки колодку проводов которая к нему подсоединяется (см. фото 1), а после этого точно такую же операцию проделайте и с датчиком регулятора холостого хода и тем самым колодку проводов тоже от него отсоедините (см. фото 2).

Примечание!
Оба этих датчика присутствуют прямо на самом дроссельном узле поэтому вы их не с чем не спутаете!

3) Следом возьмитесь за отвёртку и с её помощью ослабьте два хомута, в начале ослабьте хомут который крепит шланг вентиляции картера к основному патрубку подвода воздуха (см. фото 1), после этого когда хомут будет ослаблен отсоедините шланг и направьте его куда ни будь чтобы не мешал дальнейшему снятию, а уже после этого отвёрткой ослабьте хомут который крепит к дроссельному узла основной патрубок подвода воздуха (см. фото 2) и после чего отсоедините его от самого узла.

4) После чего вам нужно будет ослабить два винта хомута которые крепят шланги слива и подачи охлаждающей жидкости к штуцерам дроссельного узла и после чего отсоедините оба шланга (см. фото 1-2), когда они будут убраны точно так же ослабьте хомут крепления шланга вентиляции картера (см. фото 3) и шланга который идёт от клапана продувки адсорбера (см. фото 4) и отсоедините все эти шланги.

Примечание!
Когда шланги будут отсоединены, снимите трос который идёт на дроссельную заслонку, если вы не знаете как это сделать, то об этом было написано в статье ссылка на которую дана в рубрике: «Когда нужно менять дроссельный узел?», вам нужно будет всего лишь перейти по той ссылки которую вы найдёте в рубрике и после чего перейдя на статью которая будет называться: «Замена троса дроссельной заслонки», прочтите пункт 3 в нём и будет написано как отсоединить трос от заслонки!

5) И в завершение операции, отверните две гайки которые крепят дроссельный узел к ресиверу (см. фото 1) и после чего выведите его по шпилькам и тем самым снимите полностью с автомобиля (см. фото 2), но когда снимите, в добавок ещё снимите уплотнительную прокладку с ресивера которая указана синей стрелкой.

Примечание!
Данная прокладка отвечает за герметизацию всей системы, поэтому когда вы её снимите то со всех сторон внимательно осмотрите и если найдёте следы трещин, или если она будет слишком сильно обжата или ещё как ни будь деформирована, тогда замените её на новую!

Установка:
Устанавливается новый дроссельный узел в обратном порядке его снятию, но перед установкой нового, проверьте присутствует ли на нём датчик регулятора холостого хода (Указан синей стрелкой), а так же присутствует ли датчик положения дроссельной заслонки (Указан красной стрелкой), если этих датчиков не будет, тогда снимите их со старого узла, снимаются они очень легко, достаточно отвернуть по два винта которые их крепят и после чего их можно снимать с дроссельного узла и ставить на новый.

Примечание!
Когда всё будет на своё место установлено, обязательно отрегулируйте трос дроссельной заслонки, о том как это сделать читайте в статье ссылка на которую дана чуть выше, в рубрике: «Когда нужно менять дроссельный узел?»!

Экспертиза датчиков положения дроссельной заслонки. Мильон терзаний

Поэтому лишний раз поинтересоваться их реальным качеством очень даже интересно. Объектом очередной мини-экспертизы стали бесконтактные «дэ-пэ-дэ-зэ» для автомобилей ВАЗ – три бренда по три штуки каждого.

Фото 1. Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки ТУ 37.473.088-2004

Изготовитель – ОАО «Автоэлектроника», Калуга

Единственный бренд, прошедший через ресурсные испытания без единого замечания. Нелинейность характеристик кажд

Фото 2. Бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки ТУ 37.473.088-2004

Изготовитель – ОАО «Автоэлектроника», Калуга

Единственный бренд, прошедший через ресурсные испытания без единого замечания. Нелинейность характеристик кажд

То, что все датчики будут работать, особых сомнений не вызывало. Другое дело – насколько точно и как долго. Чтобы узнать об этом побольше, мы отдали купленные изделия в испытательный центр «Эталон» на ресурсные испытания. Суть их в том, чтобы заставить каждый датчик повернуться туда-сюда миллион раз – с частотой 60 циклов в минуту. Затем, для разнообразия, дополнить этот «мильон терзаний» двухчасовыми испытаниями на теплостойкость при температуре 130°С и только потом порассуждать про линейность характеристик и прочие нюансы.

Фото 3. Датчик положения дроссельной заслонки ТУ 4591-034-00225331-2002

Изготовитель – курское ОАО «Счетмаш»

Первый курский датчик «заело» при температурных испытаниях – виновата пружина. Оставшиеся два «дотерпели» до конца, однако

Фото 4. Датчик положения дроссельной заслонки ТУ 4591-034-00225331-2002

Изготовитель – курское ОАО «Счетмаш»

Первый курский датчик «заело» при температурных испытаниях – виновата пружина. Оставшиеся два «дотерпели» до конца, однако

Внешне датчики особо не различаются. Правда, внимательное изучение упаковки курского изделия сразу смутило – что это еще за рабочий диапазон температур до +45°С? Не маловато ли – полагается 130! Кстати, именно на температурных испытаниях «куряне» споткнутся, но это будет чуть позже.

Фото 5. Фото 5-6. Датчик положения дроссельной заслонки электронный бесконтактный ТУ 4573.020.12007355-2004

Изготовитель – ООО фирма «АСТРО», Пенза

Два датчика померли довольно быстро – один вообще не потреблял ток, у второго отказал

Фото 6. Фото 5-6. Датчик положения дроссельной заслонки электронный бесконтактный ТУ 4573.020.12007355-2004

Изготовитель – ООО фирма «АСТРО», Пенза

Два датчика померли довольно быстро – один вообще не потреблял ток, у второго отказал

Что у датчиков внутри? Забегая вперед, скажем, что когда их вскрыли после испытаний, то оказалось, что один и тот же принцип работы (кольцевой магнит на эксцентрике плюс микросхема) каждый из трех заводов воплотил по-своему – на фото это хорошо видно. Какое решение лучше? Логично предположить, что именно то, которое заложено в датчиках-победителях. А победила на сей раз Калуга!

Калужские датчики в полном составе выдержали тяжелые испытания без единого замечания – такое в наших экспертизах бывает весьма редко. Как это часто случается, больше сказать про них нечего: работают и ладно, молодцы. Зато о проигравших можно говорить долго – из шести оставшихся датчиков до финиша в боевой готовности добрался лишь один. Поломки пружинных механизмов, отказ электроники, нелинейные характеристики – в общем, невесело. О причинах неудач пусть рассуждают производители – покупателям же при выборе подобных датчиков рекомендуем воспользоваться нашими выводами.

А владельцам машин, у которых под капотами оказались «не те» изделия, искренне сочувствуем. В очередной раз копеечная мелочевка доказала, что способна испортить настроение. Когда же это кончится, господа инженеры?

Положение дроссельной заслонки: проверка и устранение неисправностей. Фото и видео

Рассмотрим на фото и видео такую тему, как положение дроссельной заслонки, принцип работы ДПДЗ, какое положение ДЗ считается нормой, причины завышенного или заниженного положения ДЗ, а также некоторые важные нюансы при диагностике данного узла.

Ну что же, Друзья, продолжаем знакомится с основными параметрами переменных при диагностике автомобиля. И сегодня рассмотрим такой параметр, как положение дроссельной заслонки или положение ДЗ.

Датчик положения дроссельной заслонки

Сам датчик положения дроссельной заслонки автомобиля расположен в/на дроссельном узле и в народе получил название «датчик правой ноги».

Он измеряет величину открытия дроссельной заслонки и передаёт эти данные в блок управления двигателем.

Этот датчик потенциометрического типа, т.е. работает по принципу обычного переменного резистора. Переменные резисторы мы чаще всего встречаем в регуляторах громкости аудиоаппаратуры и во многих других участниках нашей бытовой жизни.

Бытует мнение, что датчик положения дроссельной заслонки является чуть ли не самым главным дозирующим элементом в системе управления двигателем и по его сигналу вычисляется нагрузка на двигатель.

Давайте внесём ясность. Это нужно понимать для правильной диагностики автомобиля.

Мы уже упоминали в статье Бедная смесь о том, что двигатель внутреннего сгорания работает на воздухе с добавлением паров топлива. Также мы поняли, что главным дозирующим фактором является расход воздуха!

Расход воздуха — это главный и стартовый фактор для всех последующих действий, предпринимаемых ЭБУ в процессе управления двигателем.

Из этого можно сделать правильный вывод, что датчик положения дроссельной заслонки не является основным дозирующим устройством.

Можете его отключить и автомобиль сильно от этого не расстроится, а поедет дальше без особых проблем из пункта А в пункт Б или В, или Г. В общем, куда необходимо, туда и поедет.

Вся нагрузка на двигатель будет основываться на данных датчиков измерения расхода воздуха.

А массой этого самого воздуха мы управляем физическим открытием/закрытием дроссельной заслонки.

Положение дроссельной заслонки (положение ДЗ)

Не смотря на всё вышесказанное, измерение положения дроссельной заслонки играет хоть и не основную, но очень важную роль в процессе управления двигателем. Оно помогает более точно управлять процессами.

Например, такой режим работы двигателя, как принудительный холостой ход или режим отсечки (торможение двигателем). Положение дроссельной заслонки помогает ЭБУ оценить ситуацию и включить этот режим.

Допустим, скорость автомобиля составляет 55 км/ч, обороты двигателя 2600 об/м. Мы отпускаем педаль акселератора, положение ДЗ становится минимальным, ЭБУ это видит и включает режим отсечки, выключая подачу топлива через форсунки. Это позволяет более эффективно использовать торможение двигателем, повышая безопасность и увеличивая ресурс тормозной системы, а также экономить топливо и в разы уменьшить выброс вредных веществ в нашу с Вами атмосферу.

Но я слукавлю, если не скажу, что ЭБУ и так увидит, что мы закрыли заслонку по резко упавшему давлению во впускном коллекторе (с системой ДАД) или по резкому уменьшению массы потребляемого воздуха (с системой ДМРВ). Как видим, и в этом случае измерение положения дроссельной заслонки только помогает более точно определить фактор отсечки или торможения двигателем.

Положение дроссельной заслонки на холостых оборотах

Какие должны быть показания положения ДЗ на оборотах холостого хода?

Этот параметр в большей степени относится к ярым фанатикам чистки дроссельной заслонки каждую неделю, а то и через день.

Существует два основных способа управлять оборотами холостого хода при помощи РХХ (регулятор холостого хода). Именно управлять оборотами хх! А не поддерживать обороты хх! Это очень важно!

  1. При помощи регулятора холостого хода, установленного в байпасном канале
  2. При помощи регулятора холостого хода, управляющего непосредственно дроссельной заслонкой

И та, и другая система встречается на разных автомобилях. Даже Шевроле Лачетти использует разный способ регулировки холостого хода. На двигателях 1,4л и 1,6л используется второй метод, а на двигателях 1,8 используется первый метод.

Этот параметр в диагностике обзывается, как «Шаги РХХ» или «Положение ДЗ Шаг». Это более подробно мы рассмотрим в одной из будущих статей, а сейчас кратко объясню в чём заключается принципиальная разница этих двух способов. Это необходимо для понимания диагностики положения дроссельной заслонки.

Как мы уже знаем, все процессы в двигателе начинаются с подачи воздуха. Подачей воздуха мы можем регулировать обороты двигателя в разных режимах. То же самое происходит и при регулировке оборотов холостого хода. Подавая определённую массу воздуха, мы регулируем обороты хх в нужных пределах.

Примечание! Регулятор холостого хода осуществляет грубую регулировку оборотов хх (порядка +/- 50 об/м. После этого более точно обороты хх регулируются посредством изменения УОЗ. Но это тема другой статьи и сейчас это не столь важно.

Так вот, в первом случае заслонка полностью закрывается, а необходимый для холостого хода воздух, подаётся в обход дроссельной заслонки по специальному каналу. В этом канале находится специальный клапан-регулятор, который регулирует массу воздуха, проходящую через этот канал.

А во втором случае подача воздуха осуществляется через саму дроссельную заслонку. Заслонка приоткрывается/прикрывается при помощи электродвигателя и через неё проходит необходимая масса воздуха для работы двигателя на холостом ходу.

То есть, очевидно, что в первом случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равны нулю! Так как воздух идёт не через дроссельную заслонку, а через специальный канал РХХ.

А во втором случае при работе двигателя в режиме холостого хода правильные значения положения ДЗ будут равняться нескольким процентам (градусам). Равняться нулю показания не могут, так как если заслонка закроется полностью, тогда двигатель заглохнет.

Вот у нас уже получился первый вывод. Вот его суть.

Чтобы правильно диагностировать положение дроссельной заслонки, первым делом необходимо определить, как осуществляется регулировка оборотов холостого хода на этом конкретном автомобиле. Если по первому способу — тогда положение ДЗ на холостом ходу должно быть равно 0%! А если по второму способу — тогда несколько процентов!

Примечание: Во всех сферах нашей жизни встречаются исключения. Тут тоже. Например, Лачетти 1.8 ЛДА хоть и имеет отдельный регулятор холостого хода, но положение дроссельной заслонки на холостом ходу составляет 10-11%

В первом случае всё просто и понятно. Если значения отличны от нуля, значит либо дроссельная заслонка не может плотно закрыться из-за грязи или ещё чего-то, либо датчик положения дроссельной заслонки показывает не правду, что означает его износ и поломку.

А вот во втором случае не всё так однозначно.

Бытует мнение, что если открытие ДЗ составляет более 5%, тогда необходима обязательная чистка этой самой заслонки. Это так, но со множеством нюансов.

И самые главные из них — это те, о которых мы уже говорили выше:

  • регулятор холостого хода не поддерживает холостой ход, а регулирует его
  • нагрузка на двигатель высчитывается по расходу воздуха (давлению в коллекторе). Чем больше масса потребляемого воздуха — тем больше нагрузка. И наоборот, чем больше нагрузка на двигатель, тем больше ему необходимо воздуха.

Завышенное положение дроссельной заслонки

Очень часто приходится отвечать на одни и те же вопросы. Самый главный из них такой — «Почистил дроссельную заслонку, а её показания положения дроссельной заслонки не изменяются и составляют 5-7%. Дроссельный узел износился?»

Приведу пример из жизни. Человек очень сильно озадачился завышенными показаниями положения ДЗ, которые составляли около 7-9% на холостом ходу. Начитавшись форумов в интернете и сайтов под названием «Пишулишьбыписать», приступил к выдраиванию дроссельного узла. Помыл — не помогло. Значит плохо помыл. Помыл ещё раз и очень дотошно. Снова не помогло. Что же делать, уже блестит, как у кота что-то там, а всё-равно по показаниям грязный!

Затем его озадаченность переросла уже в более кардинальную фазу — наверное, заслонка подклинивает и не закрывается.

Хорошо хоть не успел разобрать дроссельный узел в поисках подклинивания.

Вовремя проведенная внимательная диагностика выявила причину его бессонных ночей.

Виновником оказался… генератор.

Достаточно было всего одного взгляда на ремень вспомогательных агрегатов, чтобы понять, что что-то не так.

Оказалось, ротор генератора на столько туго вращался, что двигателю не хватало стандартной мощности холостого хода для его вращения. И, естественно, ЭБУ приоткрыл дроссельную заслонку для доступа большей массы воздуха.

Вот так. Но зато дроссель теперь очень чистый

Из этого у нас уже вылезло второе правило. Вот его суть.

Если значения в параметре «положение ДЗ» завышены, то это не обязательно значит, что нужно всё бросать и бежать с выпученными глазами чистить дроссельную заслонку.

Можете проверить данный факт сами, кому интересно. Запустите двигатель, подключите диагностический адаптер, нажмите на тормоз и попытайтесь тронуться с места не нажимая педаль акселератора. Обратите внимание на положение дроссельной заслонки. По мере повышения нагрузки на двигатель, также будут расти и показания положения ДЗ. ЭБУ сам будет приоткрывать дроссельную заслонку, чтобы повысить мощность и сохранить необходимые обороты холостого хода в заданных пределах даже под нагрузкой.

Также сам ЭБУ управляет положением ДЗ при запуске и прогреве двигателя, приоткрывая и прикрывая её в зависимости от прогрева двигателя и температуры окружающей среды.

Поэтому можно сделать выводы, почему положение дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих авто может быть завышено:

  1. Дроссельный узел загрязнен и дроссельная заслонка не закрывается до необходимых значений. Необходима чистка.
  2. На двигатель действует повышенная нагрузка и ЭБУ целенаправленно увеличивает процент открытия ДЗ, чтобы обеспечить работу двигателя на холостом ходу. Тут необходима комплексная диагностика двигателя и навесного оборудования.

Заниженное положение дроссельной заслонки

Давайте вернёмся к чистке дроссельной заслонки и внесём ещё одну ясность.

Часто приходится наблюдать такой себе своеобразный рейтинг чистых заслонок

Прямо радость у людей, когда после чистки (или не чистки) дроссельной заслонки показания положения ДЗ меньше, чем у того неудачника, который плохо почистил. У него 2,5%, а у меня получилось аж 0,8%! Круть просто!

Стоит ли радоваться такому низкому значению положения дроссельной заслонки?

Опять же, чтобы не быть голословным, давайте проведём эксперимент.

За основу возьмём наш известный факт, что для определённых параметров работы двигателя необходима определённая масса воздуха.

Подключаем адаптер для диагностики автомобиля и запускаем двигатель на холостом ходу. Смотрим параметр «положение ДЗ»

Положение (открытие) дроссельной заслонки составляет 2,4%. Положение регулятора холостого хода (ШАГ) составляет 24

Отключаем какой-нибудь шланг от впускного коллектора. Например, короткий шланг от клапана системы вентиляции картера

Этим мы обеспечим подсос лишнего воздуха во впускной коллектор.

А вот теперь смотрим на показания положения дроссельной заслонки

Значение положения ДЗ стало 0,8%! Во как круто почистили дроссельную заслонку, даже не вымазывая рук

А положение РХХ стало всего 5 шагов.

Понятно, что произошло?

Массы воздуха, поступившей через отключенный шланг почти хватает для работы двигателя на холостом ходу, поэтому, чтобы обороты не возросли выше необходимых, ЭБУ прикрыл дроссельную заслонку.

Поэтому радоваться маленьким значениям положения дроссельной заслонки на автомобилях с регулировкой холостого хода при помощи ДЗ не стОит!

Существуют две основные причины заниженного положения дроссельной заслонки на Лачетти 1.4/1.6 и похожих автомобилях:

  1. Подсос воздуха во впускной коллектор. При этом также снижаются шаги регулятора холостого хода.
  2. Не правильно отрегулирован трос от педали газа к дроссельной заслонке. При этом шаги регулятора холостого хода не снижаются, а остаются в норме.

Более подробно об этом я рассказываю в видео в конце данной статьи. Обязательно посмотрите его, если на Вашем авто заниженное положение ДЗ.

Правильное положение дроссельной заслонки

Из всего вышесказанного необходимо подвести общий вывод о правильном положении дроссельной заслонки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством РХХ, установленного в отдельном байпасном канале в обход дроссельной заслонки:

  • Значение положения ДЗ обычно должно быть равно 0%. Повышенные значения свидетельствуют о препятствии закрытию заслонки (грязь, заедания, повреждения и т.д.) либо о неисправности самого датчика положения дроссельной заслонки или его проводки.

Для автомобилей с системой регулировки холостого хода посредством воздействия на саму заслонку:

  • Положение дроссельной заслонки должно составлять обычно 2-4% на полностью прогретом и полностью исправном двигателе, включая исправность всех его вспомогательных агрегатов (генератор, насос ГУР) и выключенных потребителях (кондиционер, фары, обогрев заднего стекла и т.д.)! Завышенное значение положения дроссельной заслонки может быть вызвано повышенной, по какой-то причине, нагрузкой на двигатель, загрязнением ДЗ, неисправностью ДПДЗ или его проводки. Заниженные показания положения дроссельной заслонки могут быть вызваны подсосом лишнего воздуха в обход дроссельной заслонки(очень часто!) или неправильной регулировкой привода дроссельной заслонки.

Проверку датчика положения дроссельной заслонки в этой статье рассматривать не будем, так как это я подробно описал в статье Как проверить ДПДЗ

Видео о положении дроссельной заслонки

Вот видео, в котором я подробно описал правильное положение дроссельной заслонки, а также привел реальные примеры причин завышенного и заниженного положения ДЗ

На этом пока всё. Вопросы, замечания и дополнения излагайте в комментариях!

Всем Мира и ровных дорог.

Вернуться на главную рубрики Диагностика автомобилей

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector