4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

Шатуны на велосипед: конструкция, типы, способы крепления

В велосипеде передача возвратно-поступательного движения совершается за счет шатуна. При этом он отдельно работать не может, сочетается со звездочкой, кареткой и велосипедной рамой. Конструктивные особенности шатуна во многом зависят от стоимости велосипеда и многих других моментов.

Из чего состоит шатун велосипеда?

На первый взгляд шатун велосипеда представлен простой конструкцией, предназначение которой заключается в передаче усилия на заднее колесо.

Конструктивными особенностями можно назвать следующее:

  1. В большинстве случаев система представлена сочетанием левого и правого шатуна.
  2. В основном конструктивном элементе есть отверстие, предназначенное для крепления педалей.
  3. На звездочке есть определенные крепежные отверстия, которые позволяют равномерно распределить нагрузку.
  4. Устанавливается и защита от звезды. Она защищает одежду от повреждения и грязи.
  5. Посадочный элемент для крепления каретки.

Материал шатунов

При изготовлении шатунов могут применяться самые различные материалы.

Наиболее распространенными назовем:

  • Углеродистая сталь. Сегодня она применяется при изготовлении практически всех изделий, что связано прежде всего с высокой прочностью и надежностью. Обычная сталь из-за воздействия повышенной влажности покрывается коррозией, но есть и нержавеющая сталь.
  • Алюминий. Подобный сплав получил широкое распространение по причине небольшого веса. Кроме этого, материал не реагирует на воздействие повышенной влажности. Однако не стоит забывать о том, что алюминий мягкий сплав, при передаче высокой нагрузки конструкция может деформироваться. Поэтому служат алюминиевые шатуны на протяжении относительно недлительного периода.
  • Титан. Этот материал сегодня применяется крайне часто, так как характеризуется повышенной устойчивостью к различного рода воздействию. Недостатком титана можно назвать его довольно высокую стоимость. Производство подобного сплава определяет то, что в его структуре редко образуются пустоты, которые могут стать причиной снижения прочности. Кроме этого, на поверхности даже при длительном применении в условии повышенной влажности не появляется коррозия. Титан легче стали и при этом обладает высокой прочностью.
  • Карбон. Современные технологии позволили получить материалы, обладающие повышенной прочностью, износоустойчивостью и легкостью. При этом карбон выглядит довольно привлекательно, может прослужить в течение длительного периода. Карбоновые шатуны устанавливаются в большинстве случаев на спортивных велосипедах.

При выборе изделия стоит учитывать, что производители идут на самые различные ухищрения для снижения стоимости шатунов. Примером можно назвать создание полых изделий или с различными канавками. За счет этого существенно снижается вес конструкции.

Стальные шатуны на сегодняшний день изготавливаются трубчатыми или цельными. На ответственных велосипедах устанавливается цельный вариант исполнения, характеризующийся повышенной прочностью.

Размеры

Могут устанавливаться шатуны различной формы и размеров в зависимости от условий передвижения.

Сред особенностей этого момента отметим следующее:

  1. Для высоких велосипедистов подходит рычаг большой длины и наоборот. Однако слишком большая длина усложняет поездку по бездорожью или в городской черте.
  2. Уменьшение длины рычага усложняет набор высокой скорости, но упрощается ее поддержка.
  3. Показатель длины варьирует в пределе от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипедиста подходит вариант исполнения 170 см.

Типы шатунов

Встречаются самые различные системы шатунов, которые устанавливаются на велосипедах.

Наибольшее распространение получили:

  1. Односоставные представлены составными деталями из шатунов и каретки. Считается, что подобная конструкция устаревшая и уступает многим другим. Устанавливается на недорогих велосипедах, характеризуется прочностью, надежностью и жесткостью. Недостаток заключается в том, что провести обслуживание не возможно.
  2. Двухсоставные появились достаточно давно, но также считались устаревшими на протяжении длительного периода. В последнее время многие производители стали устанавливаться двухсоставные шатуны. У подобной конструкции ось втулки впрессована в шатун. Крепление шатунов проводится за счет клина и стяжного болта.
  3. Трехсоставные устанавливаются практически на всех современных велосипедах. Состоит подобная система из трех элементов: два шатуна и ось каретки.

Способы крепления на валу каретки

Применяется достаточно большое количество различных способов крепления на валу каретки.

Наибольшее распространение получили:

  1. Штифт клиновидной формы применялся на протяжении длительного периода, встречается исключительно на детских велосипедах.
  2. Вал с торцом квадратной формы. Этот вариант встречается крайне часто, клин изготавливается с квадратным сечением. Затяжка проводится при применении винта или гайки. Повысить надежность соединения можно за счет специального пыльника, который изготавливается из пластмассы.
  3. Торец с шестигранной формой также изготавливается со специальным скосом. Обеспечить заклинивание можно за счет шатуна.
  4. Шлицевой метод соединения. Этот стандарт получил название OctaLink. Вал каретки делают со сквозным отверстием, затягивание проводится за счет большого полого болта. Стоит учитывать, что в подобном случае применить традиционный съемник не получится.

Как заменить шатун?

Провести замену рассматриваемого элемента можно самостоятельно.

Инструкция выглядит следующим образом:

  1. Для начала место контакта следует обработать раствором WD-40. Его предназначение заключается в растворении грязи и ржавчины, за счет чего упрощается разбор.
  2. Шток съемника должен быть меньше диаметра четырехгранника. В противном случае есть вероятность срыва резьбы.
  3. Болт крепления отвинчивается.
  4. Съемник ввинчивается в шатун до предела.
  5. Болт съемника должен вкручиваться аккуратно, так как в противном случае есть вероятность повреждения резьбы.

Как выбрать шатун для роторной системы?

При выборе учитываются самые различные моменты.

Примером можно назвать следующее:

  1. Тип применяемого материала при изготовлении.
  2. Размер шатуна.
  3. Тип применяемого метода крепления.
  4. Тип конструкции

Выбор шатуна на основе Q-фактор

Есть некоторые правила, которые следует учитывать при выборе Q-фактора. За счет этого можно увеличить передаваемое усилие на 4%.

Среди особенностей отметим:

  1. Этот показатель определяет то, какое расстояние между плоскостями.
  2. Максимальное усилие передается в случае, когда педаль находится под углом 90 градусов.
  3. Если ноги расположены вблизи друг друга, то длительная поездка может создать много трудностей.
  4. РассматриваемыйQ-фактор учитывается при создании спортивного велосипеда.

Увеличенный Q-фактор свойственен горным велосипедам. Это связано с тем, что он предназначен для движения по пересеченной местности.

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

Автор: best-of-moto · Опубликовано 27.12.2016 · Обновлено 25.06.2018


Содержание

  • Материал шатунов
  • Размеры шатунов
  • Методы крепления на валу каретки
  • Q – фактор
  • Типы шатунов
  • Нестандартные конструкции

Шатун в велосипеде есть неотъемлемым элементом механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное перемещение во вращение заднего колеса. Раздельно шатун трудиться неимеетвозможности, он должен быть сроднен со звездочками, рамой и кареткой велосипеда. Значительно чаще одна ведущая звезда либо кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников.

Возможно и по-второму. На дорогих велосипедах передние звездочки возможно открутить от совокупности шатунов для замены, в то время, когда их зубья становятся через чур изношенными.

У многих велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить лишь источенные до предела звездочки, приходится снимать все сходу. После этого необходимо брать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Не смотря на то, что сами шатуны теряют работоспособность редко, лишь при аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Беря рычаги педалей, направляться знать, что существует пара непохожих типов кареток, у которых разные методы крепежа к финишам вала. В этом нет ничего сложного — легко необходимо забрать с собой пример. Кроме этого, при необходимости, в продаже несложно отыскать кареточный узел в сборе с шатунами.

Рычаги педалей смогут изготавливать из различных материалов:

На какие конкретно лишь ухищрения не идут производители шатунов, дабы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют вакуум в. Более легкие шатуны, помимо этого что снижают неспециализированный вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу необходимо раскрутить, тем стремительнее возможно ускориться.

Не смотря на то, что шатуны и являются одними из самых нагруженных подробностей велосипеда, их возможно сделать пустотелыми. Как при с рамой велосипеда, совершенно верно так же полый рычаг педали сохраняет жёсткость и свою прочность при намного меньшем весе. Наличие пустоты в подробности существенно на показатели прочности не воздействует.

Металлические шатуны смогут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Частенько на спорт байки и горные велосипеды BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка возможность поломки, алюминиевые подробности изготавливают тёплой либо холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по железной вставке, а после этого её удаляют, по окончании чего получается готовая подробность с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают лишь способом холодной ковки Hollowtech, в первый раз внедрённым компанией Shimano.

Такие изделия используются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титаного сплава либо карбона. Карбоновые изделия смогут быть как однородными, так и с алюминиевой либо титановой базой в. Ясное дело, что чем сложнее разработка изготовления, тем дороже готовое изделие.

Полые шатуны велосипеда
Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны производят различной длины. Высоким велосипедистам эргономичнее крутить долгие рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более маленькими. Через чур долгие рычаги на не высокий раме смогут привести к неудобству при езде по распутью, кроме того в городе ими возможно ударить по рельсу на переезде либо бордюру.

Как выполняется настройка заднего тумблера скоростей велосипеда?

Маленькие рычаги тяжело раскрутить, но позже ими легче поддерживать высокую скорость. Это возможно растолковать таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, в случае если приходится крутить педали с маленькими рычагами, а при с долгими всё происходит с точностью напротив.

Протяженность шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда необходимо выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке эргономичны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Совсем точку при выборе по длине ставит любой велосипедист сам, учитывая собственные предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске.

В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как возможно большей длины.

Методы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая подробность у ветхих велосипедов, на данный момент видится разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это классический метод крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта либо гайки, каковые вкручиваются в финиши вала. Места соединения постоянно закрываются пластмассовым пыльником.

Данный тип крепления используется на ветхих либо недорогих велосипедах: шатуны к квадратному профилю вала притянуты гайкой

Таковой тип крепления возможно подметить на оборудовании Shimano Deore, Alivio, Acera велосипедов средней ценовой категории: шатуны затянуты болтом с головкой под шестигранник на 8

Довольно часто видится и таковой метод крепления, отличающийся от прошлого тем, что болт, что вворачивается в торец вала, сделан под накидной ключ на 15

3. Шестигранный торец вала — кроме этого делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются громадным полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Классический съёмник для разборки этого соединения применить не окажется, поскольку ему не во что будет упереться.

Крепление шатунов по стандарту OctaLink на дорогом горном велосипеде, в частности у оборудования Shimano Deore LX/XT и XTR
Q – фактор

На велосипеде чтобы повысить эффективность педалирования необходимо учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются финиши шатунов, другими словами Q-фактор. Установлено на стенде, что при верно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не смогут нести долгие нагрузки, в случае если ноги не находятся близко друг к другу. Громаднейшее давление ногой возможно сделать, в то время, когда вектор прикладываемой силы находится совершенно верно под углом 90 градусов к поверхности.

С возникновением внедорожных велосипедов, дабы засунуть широкую покрышку, было нужно раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора пригодилось сделать шатун для педали изогнутым, в противном случае он бы бил по раме. Исходя из этого на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы либо по вторым обстоятельствам ноги у людей различные: искривленные в коленях либо прямые, деланные выводы у таза либо выгнутые в стороны. К примеру, у дам кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов нереально, а для опытных спортсменов подобрать лично Q-фактор в полной мере реально.

Читать еще:  Особенности выбора разветвителя прикуривателя

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в различные стороны под прямыми углами толстый железный пруток. Такая совокупность шатунов использовалась на первых велосипедах.

На данный момент её возможно заметить на BMX и детских велосипедах.

Такая цельная подробность имеет лишний вес, но весьма несложна и надёжна

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, и намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае только левый рычаг есть отдельной подробностью, которая фиксируется на свободном финише вала.

До недавнего времени таковой метод сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на фабриках Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками громадного диаметра. Другие производители подробностей для велосипедов поддержали идею восстановления совокупности двухсоставных шатунов.

Двухсоставные шатуны раздельно от картриджной каретки

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодня, у которой вероятно заменить ведущие звездочки раздельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, раздельно передние звёздочки и вал каретки по одной.

Трёхсоставные шатуны: разобранные и в сборе
Нестандартные конструкции 1. Роторная совокупность RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. Наряду с этим нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы иногда испытывают стресс.

Помимо этого, подмечено, что при вращении педалей случается такая обстановка, при которой велосипедист неимеетвозможности передать полностью собственную силу к заднему колесу. Мертвая территория отмечается, в то время, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к почва. Конечно, вследствие этого понижается коэффициент нужного действия.

В роторной совокупности RS4X радикально решаются перечисленные неприятности. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что снабжает повышение коэффициента нужного действия.

Одно из последних новшеств — роторная совокупность, в которой шатуны устанавливаются не прямо, а со сдвигом в пара градусов

Опыт говорит, что новая схема установки снабжает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки значительно уменьшается риск происхождения боли в коленном суставе, и растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Опыт со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой территории.

В первый раз массовый выпуск круглых звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в первой половине 80-ых годов XX века. Тогда в мире велоспорта было большое количество споров о необходимости новшества, но со временем они отпали, потому, что опытным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и без того именуют случаи неравномерного вращения педалей.

На данный момент выпускается два экземпляра круглых звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Овальность допускается в 30%, в случае если её величина ниже 7%, то такие звездочки возможно применять кроме того на велосипедах без натяжителя цепи с фиксированной передачей

Круглые звезды разрешают легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в данной точке увеличивается, дабы соответствовать сниженному упрочнению на педали. Как следствие, крутятся педали более медлено.

Но чудес не бывает, и при подъеме в горку нужно будет попотеть, поскольку из ничего нет ничего, что получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в нужном видеоролике:

Обзор шатунов для велосипеда от Антона Степанова

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

10 минут Автор: Виталий Петров 136

Шатун в велосипеде является неотъемлемой частью механизма, с мощью которого преобразовывается возвратно-поступательное движение во вращение заднего колеса. Отдельно шатун работать не может, он должен быть сроднен со звездочками, кареткой и рамой велосипеда. Чаще всего одна ведущая звезда или кассета звездочек неразделимо соединена с правым рычагом. Так делается у недорогих двухколесников. Может быть и по-другому. На дорогих велосипедах передние звездочки можно открутить от системы шатунов для замены, когда их зубья становятся слишком изношенными.

У большинства велосипедистов нет возможности на своем транспорте заменить только источенные до предела звездочки, приходится снимать все сразу. Затем нужно покупать шатуны на велосипед вместе с передними звездами. Хотя сами шатуны теряют работоспособность редко, только в случае аварии изгибаются, переламываются, разнашиваются посадочные места на них.

Покупая рычаги педалей, следует знать, что существует несколько непохожих типов кареток, у которых различные способы крепежа к концам вала. В этом нет ничего сложного — просто нужно взять с собой образец. Также, при необходимости, в продаже несложно найти кареточный узел в сборе с шатунами.

Материал шатунов

Рычаги педалей могут изготавливать из разных материалов:

На какие только ухищрения не идут производители шатунов, чтобы снизить вес: изготавливают их сложной замысловатой формы, делают канавку снаружи, оставляют пустоту внутри. Более легкие шатуны, кроме того что снижают общий вес велосипеда, так ещё легче раскручиваются. Чем меньшую массу нужно раскрутить, тем быстрее можно ускориться.

Хотя шатуны и являются одними из самых нагруженных деталей велосипеда, их можно сделать пустотелыми. Как в случае с рамой велосипеда, точно так же полый рычаг педали сохраняет свою прочность и жесткость при намного меньшем весе. Наличие пустоты внутри детали значительно на показатели прочности не влияет.

Стальные шатуны могут быть цельными и трубчатыми. Для отечественных велосипедов и шоссейных их делают цельными. Очень часто на горные велосипеды и спорт байки BMX ставят облегченные полые рычаги педалей.

Все прочные, у которых низка вероятность поломки, алюминиевые детали изготавливают горячей или холодной ковкой. Велосипедные шатуны прессуют по металлической вставке, а затем её удаляют, после чего получается готовая деталь с фигурной канавкой. Полые рычаги из алюминия делают только методом холодной ковки Hollowtech, впервые внедрённым фирмой Shimano. Такие изделия применяются вместе с полым валом каретки, закреплённые на его 8-ми шлицевых торцах увеличенного диаметра.

Для редких спортивных велосипедов изготавливают шатуны из титана или карбона. Карбоновые изделия могут быть как однородными, так и с алюминиевой или титановой основой внутри. Ясное дело, что чем сложнее технология изготовления, тем дороже готовое изделие.

Размеры шатунов

В зависимости от ростовки рам, шатуны выпускают разной длины. Высоким велосипедистам удобнее крутить длинные рычаги педалей, людям меньшего роста они требуются более короткими. Слишком длинные рычаги на низкорослой раме могут привести к неудобству при езде по бездорожью, даже в городе ими можно ударить по рельсу на переезде или бордюру.

Короткие рычаги трудно раскрутить, но зато потом ими легче поддерживать высокую скорость. Это можно объяснить таким показателем, как каденция — количество оборотов педалей за единицу времени. Каденция возрастает, если приходится крутить педали с короткими рычагами, а в случае с длинными всё происходит с точностью наоборот.

Длина шатунов может варьироваться в пределах от 150 до 185 мм. Для взрослого велосипеда нужно выбирать рычаги в пределах от 165 до 185 мм. На детском и подростковом байке удобны будут шатуны длиной от 150 до 177,5 мм.

Окончательно точку при выборе по длине ставит каждый велосипедист сам, учитывая свои предпочтения в стиле катания. Укороченные шатуны предпочитают трековые гонщики. На горных велосипедах предпочтительна сниженная каденция для дополнительного подхвата при спуске. В частности, фанаты даунхилла ставят рычаги как можно большей длины.

Способы крепления на валу каретки

1. Клиновидный штифт — многим знакомая деталь у старых велосипедов, сейчас встречается разве что на детских двухколёсниках.

2. Квадратный торец вала — это традиционный способ крепления, при котором оба шатуна фиксируются на скошенных незаметным клином плоскостях квадратного сечения. Подтяжка на клине происходит при помощи винта или гайки, которые вкручиваются в концы вала. Места соединения всегда закрываются пластмассовым пыльником.

3. Шестигранный торец вала — также делается со скосом для заклинивания надеваемого шатуна.

4. Шлицевое соединение — это стандарт OctaLink: вал каретки сделан со сквозным отверстием по оси, но имеет увеличенный диаметр; торцы вала круглой формы с восьмью выступами; шатуны притягиваются большим полым болтом под шестигранник на 10; снаружи соединение закрывается пыльником. Традиционный съёмник для разборки этого соединения применить не получится, ведь ему не во что будет упереться.

Q – фактор

На велосипеде для повышения эффективности педалирования нужно учитывать расстояние между плоскостями, в которых вращаются концы шатунов, то есть Q-фактор. Проверено на стенде, что при правильно выбранном Q-факторе человек развивает на 4% больше мощности, чем при поставленных с наклоном ногах.

Так устроено природой, что коленные суставы человека не могут нести длительные нагрузки, если ноги не находятся близко друг к другу. Наибольшее давление ногой можно сделать, когда вектор прикладываемой силы находится точно под углом 90 градусов к поверхности.

С появлением внедорожных велосипедов, чтобы вставить широкую покрышку, пришлось раздвигать перья заднего треугольника рамы. С уменьшением свободного зазора понадобилось сделать шатун для педали изогнутым, иначе он бы бил по раме. Поэтому на всех горных велосипедах Q-фактор завышен.

От природы или по другим причинам ноги у людей разные: искривленные в коленях или прямые, суженные у таза или выгнутые в стороны. Например, у женщин кости таза от рождения шире, чем у мужчин. Учесть анатомическую неповторимость каждого при массовом производстве велосипедов невозможно, а для профессиональных спортсменов подобрать индивидуально Q-фактор вполне реально.

Типы шатунов

1. Односоставные — монолитная конструкция, объединяющая вал и два шатуна. По сути это согнутый в разные стороны под прямыми углами толстый металлический пруток. Такая система шатунов применялась на первых велосипедах. В настоящее время её можно увидеть на BMX и детских велосипедах.

2. Двухсоставные — это не только объединенные цельно правый шатун и ведущие звёздочки, а также намертво приваренный к ним вал каретки. В этом случае лишь левый рычаг является отдельной деталью, которая фиксируется на свободном конце вала.

До недавнего времени такой способ сборки шатунов в велосипеде считался устаревшим, пока в 2004 году на заводах Shimano не возродили двухсоставную конструкцию, усовершенствовав её картриджной кареткой с подшипниками большого диаметра. Другие производители деталей для велосипедов поддержали идею возрождения системы двухсоставных шатунов.

3. Трёхсоставные — самая популярная конструкция на сегодняшний день, у которой возможно заменить ведущие звездочки отдельно от правого рычага. Разбирается в ней всё: шатуны для педалей и сами топталки, отдельно вал каретки и передние звёздочки по одной.

Нестандартные конструкции

1. Роторная система RS4X

Стандартно шатуны на велосипеде закрепляются по одной прямой линии. При этом нога велогонщика оказывается чрезмерно согнутой в колене у верхней мертвой точки. Неудивительно, что коленные суставы периодически испытывают стресс.

Кроме того, подмечено, что при вращении педалей случается такая ситуация, при которой велосипедист не может передать целиком свою силу к заднему колесу. Мертвая зона наблюдается, когда шатуны оказываются в горизонтальном положении к земле. Естественно, из-за этого снижается коэффициент полезного действия.

В роторной системе RS4X радикально решаются перечисленные проблемы. При смещении от прямой занижается верхняя мертвая точка и исключается провал момента силы в течение всего цикла вращения педалей, что обеспечивает увеличение коэффициента полезного действия.

Практика показывает, что новая схема установки обеспечивает фактический прирост мощности в 16% на трековом велосипеде. Из-за отсутствия резкого перепада нагрузки уменьшается риск возникновения боли в коленном суставе, а также растяжения сухожилий.

2. Шатуны для велосипеда с эллиптическими звездами

Эксперимент со звездочками нестандартной формы начался ещё в конце XIX века. Уже тогда знали о существовании проблемной мертвой зоны.

Впервые массовый выпуск овальных звезд под брендом Biopace открыла компания Shimano в 1983 году. Тогда в мире велоспорта было много споров о необходимости нововведения, но со временем они отпали, поскольку профессиональным велосипедистам новинка не понравилась. Термин Biopace прижился, и так называют случаи неравномерного вращения педалей. В настоящее время выпускается два экземпляра овальных звезд Osymetric и Q-rings специально для гоночных велосипедов.

Овальные звезды позволяют легче преодолевать провал в горизонтальном положении педалей. Передаточное отношение в этой точке повышается, чтобы соответствовать сниженному усилию на педали. Как результат, крутятся педали более плавно. Однако чудес не бывает, и при подъеме в горку придется попотеть, ведь из ничего ничто не получается.

О том, как снимать шатуны с велосипеда, — в полезном видеоролике:

Какие бывают шатуны для велосипеда и как они крепятся

Шатуны велосипеда – это одна из самых важных деталей велосипеда, которая необходима для движения не меньше, чем карданный вал необходим автомобилю.

Читать еще:  Как проверить номер двигателя при покупке автомобиля

Шатуны изготавливают разных типов (стальные шатуны, алюминиевые шатуны, полые шатуны и т.п.) и существуют различные способы посадки шатунов на каретке – это и шатуны под шлиц, и шатуны под квадрат, и более современный вариант с накидным шатуном, и стандартное крепление со шпонкой (как делалось раньше на советских велосипедах. Сейчас этот стандарт практический полностью вытеснен более современными типами).

Зачем снимать шатуны с велосипеда

Иногда требуется снять шатуны велосипеда для того, чтобы получить доступ к обслуживанию каретки или прочистить грязь.

Сами шатуны могут ломаться. На первый взгляд это кажется невероятным развитием событий, но шатуны подвержены изгибам, повреждению шлица, шатуны могут ломаться в любой из точек или, что является наиболее частым недугом, получают повреждение резьбы для крепления педали.

Резьба в шатуне для педали – это отдельная печальная тема. Часто пользователь перетягивает эту резьбу или наоборот не всегда контролирует затяжку и подтягивает разболтавшееся крепление. Это приводит к повреждению резьбы. Можно было бы нарезать резьбу большего диаметра, но тогда в образовавшееся отверстие не встанут стандартные педали. Помимо этого, резьба может повредиться из-за того, что ремонтник начал вкручивать педаль под небольшим углом и срезал грани резьбы, или лучше сказать – самостоятельно угробил резьбу. Во всех этих случаях шатуны потребуется демонтировать и/ или заменить на новые. Можно попытаться отремонтировать шатуны.

Шатуны с велосипеда потребуется снять и в случае, если нужно поменять звезды (или одну из звезд). Ведь на современных шатунах звезда крепится не при помощи сварочного аппарата или расклёпа, а при помощи так называемых бонок. Звезда – это расходный материал, который выходит из строя и снашивается гораздо быстрее, чем сами шатуны.

Больше всего проблем возникает с алюминиевыми шатунами. Если качество их изготовления низкое, то они активно ломаются и снимаются с большим трудом. Всё дело в некачественном алюминии, используемом на дешевых изделиях.

Как снять шатуны с велосипеда

В идеальном случае, когда мы используем качественное оборудование и имеем съемник для шатунов с велосипеда, сложностей возникнуть не должно. Вся конструкция в этом случае работает так, что помогает нам выполнять необходимые для технического обслуживания действия.

Перед снятием шатуна нужно открутить фиксирующий болт – шестигранник или стандартная гайка/болт. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не завалить грани на шестиграннике/гайке. Дальше, казалось бы, шатун должен соскочить, но этого не происходит. Используется посадка с натягом. Руками шатун не снять и потребуется выжимка шатунов.

Если рассматривать современные шатуны, то в центральное отверстие шатуна вкручивается специальный съемник-выжимка, который упирается в каретку и стаскивает (при кручении гайки съемника) шатун с его посадочной точки. Так снимаются и шатуны под квадрат, и шатуны под шлиц. Съемник нужно вкручивать абсолютно ровно и на всю длину резьбы. В противном случае, съемник вытащит себя сам вместе с резьбой, а шатун останется на месте.

На некоторых системах съемнику не во что упереться на каретке. В этом случае, нужно или оставить на месте фиксирующий винт, прижимающий шатуны и упереться в него, или подложить монетку. Можно использовать продольную ось (болт или ось колеса), для того, чтобы упереться в соседний фиксирующий винт. Важно помнить, что можно случайно повредить резьбу болта фиксации шатуна на каретке или впресовать ваш упор в резьбу каретки, а это потребует замены каретки, что иногда ещё даже более трудоемко и дорого.

С шатунами на шпонке ситуация немного сложнее. Там предварительно нужно выбить шпонку, а затем раскачать шатуны (например, легкими, но резкими ударами молотка через деревянный брусок). Есть ещё рекомендация прокатиться без шпонки по двору, пока шатун не раскачается сам, правда этот вариант не всегда эффективен. Шпонка выбивается молотком. Для таких шатунов съемники не предусмотрены. Он сбивается молотком.

На практике ситуации обычно бывают разные и они сильно отличаются от желаемого идеала. Шатуны часто пригорают или срываются гайки крепления, да и сами шатуны не всегда слезают с посадочной точки на каретке очень легко. Какие же проблемы встречаются чаще всего?

    Повредилась центральная резьба для съемника на шатуне

    Это очень неприятная ситуация, которая, по сути дела, отменяет возможность снять шатуны легко и ставит вас перед вопросом, как снять шатуны без съемника.

    Потребуется раскачать шатун самостоятельно (резкими движениями, предварительно залив шлиц WD-40) или сбить их молотком через деревянный брусок. Воздействие должно иметь ударный характер. Важно не повредить раму или каретку. Посадочная точка шатуна аккуратно околачивается по периметру с разных сторон в направлении «от рамы», чтобы шатун соскочил.

    Если после проколачивания через брусок шатун «не пошёл», то нужно использовать монтировку или зубило. Оно вставляется в пространство между кареткой и шатуном и используется как рычаг или прямая палка для удара.

    Мера воздействия зависит от того, будете ли вы дальше использовать шатуны или замените на новые.

    Часто выручает вариант проехаться без фиксирующего болта пару километров, пока шатун сам не раскачается.

    Иногда шатуны с креплением под квадрат из мягкого алюминия настолько сильно напрессовываются на квадратный шлиц, что получается эффект сопоставимый со сваркой. В этом случае вариантов снять шатун без повреждения практически нет. Можно рассверлить основание шлица или сделать распил ножовкой.

    Практикуется и вариант разогрева шатуна газовой горелкой. Но вариант это не самый хороший, т.к. в данном случае можно испортить алюминиевую раму или выжечь пластмассовые вставки из каретки. Если вставок нет, то испортится масло внутри каретки. Однако, в редких случаях этот прием сильно выручает. Для того, чтобы разогреть шатун, нужно прокаливать точку крепления шлица газовой горелкой или паяльной лампой. Затем, желательно ещё горячий шатун, сбить молотком.

    Есть ещё способ изготовить импровизированный съемник. Например, сделать в шатуне отверстие и закрепив в нем некоторый болт, пытаться упереть его в соседний шатун. Дальше аналогично стандартному съемнику выжимать шатун.

      Повредился шлиц на фиксирующем болте или срезались грани гайки

      Это довольно существенная проблема, о которой, наверное, стоило сказать с самого начала. Если вы по «счастливой» случайности испортили шлиц на болте, который фиксирует шатун на его месте, вам предстоит множество радостных приключений.

      Когда вам нужно снять шатун с каретки велосипеда, то в первую очередь следует открутить фиксирующие болты. Когда шатуны работают, они всегда имеют некоторый микролюфт (особенно шатуны на квадрате). Это микродвижение постоянно закручивает болт фиксации шатуна. Правый шатун закручивает болт, а левый раскручивает. Поэтому, шатун со звездочками намного сложнее открутить. Если при откручивании вы обнаружили, что болт не идёт, то не нужно торопиться.

      Шатуны фиксируются или шестигранным болтом, или гайкой, или самым обычным болтом. Больше всего риск сорвать грани у шестигранного болта. Поспешные действия и использование заваленного шестигранника увеличивают этот риск. Поэтому, всегда аккуратно и тщательно фиксируйте любой ключ, прежде чем приложить усилия. Если винт не сдаётся, используйте WD-40 и аналогичные средства. Примените увеличенный рычаг и плавно, без рывков выкручивайте болт миллиметр за миллиметром.

      Винт можно немножко разогреть (опять-таки, очень аккуратно) или вколотить туда торкс на большой размер.

      Если вам посчастливилось сорвать шлиц, то придётся высверливать болт.

      Как высверливать болт?

      Это довольно сложная процедура, требующая определенных навыков. Строго по центру болта делается насечка керном. Дальше тонким сверлом на небольшой скорости начинаете рассверливаться отверстие строго в центре. Если сверло уплывает, то всеми силами возвращаете его к центру, помогая керном. Когда готово центральное отверстие его нужно расширять. Постепенно увеличиваем диаметры свёрел. Следите за соосностью. Если взять сверло большего диаметра и сверлить им, то отверстие опять-таки может уплыть. Когда диаметр сверла будет уже сопоставим с диаметром фиксирующего болта, попробуйте вбить в отверстие отвертку и выкрутить болт так. Если этого не получилось сделать, то сверлите опять большим диаметром. Когда до нитки резьбы на посадке останется около 1 мм, нужно просто выковырять остатки болта стамеской или керном. От него останется лишь тонкая фольга. Будьте внимательны, и не сосверлите резьбу.

      Иногда выручает обсверлить болт таким образом, чтобы шатун мог слететь с каретки. Тогда остаток болта можно выкрутить тисками или газовым ключом.

      Если же ваши шатуны фиксируются гайкой, то пусть это и устаревшая модель, но вам повезло чуточку больше.

      Похожие статьи

      • Соскочила цепь. Что с этим делать?
      • Почему проскакивает цепь на велосипеде при нагрузке
      • Задний переключатель. Настройка и характеристики
      • Как открутить прикипевший болт?
      • Что делать, если на колодки попало масло?

      Содержание статьи:

      1. Устройство педалей велосипеда
      2. Выбор велосипедных педалей
      3. Виды педалей для велосипедов
      4. Обслуживание педалей

      1. Устройство педалей велосипеда

      Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?

      Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.

      Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:

      С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.

      С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.

      2. Выбор велосипедных педалей

      По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:

      • Платформенные — используются практически с любой обувью;
      • Контактные — применяются в паре со специальной велообувью;
      • Комбинированные — с одной стороны имеют обычную платформу, а с другой — контактный механизм и позволяют носить обо вида обуви.

      По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:

      • Прогулочные — предназначены для езды по городу и изготовлены из пластикового корпуса. Довольно не прочные и слишком скользкие для катания по бездорожью.
      • Общего назначения — в основном, включают в себя комбинированные и металлические платформенные педали.
      • Кросс-кантри — это легкие безплатформенные контактные педали, требуют наличие специальной обуви.
      • Экстримальные дисциплины — педали с мощными шипами, расположенными на платформе, также педали контактные с наличием вмпомогательной платформы.
      • Шоссе — это контактные педали, которые не совместимы с горными ввиду того, что имеют другой стандарт и предназначены они для максимально жесткой фиксации ног.

      Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.

      Выбор подходящих шатунов для велосипеда

      Велосипедист рано или поздно сталкивается с вопросом замены шатуна. Этот вопрос актуален в случае, если деталь поломалась, повредилась либо если требуется замена звёздочек в неразборных конструкциях. Замена шатуна требует от владельца велосипеда базового понимания вопроса. На какие свойства и характеристики нужно обратить особое внимание при покупке детали и как выбрать шатуны для велосипеда?

      Устройство системы крепления

      Шатун — это неотъемлемая часть трансмиссии байка, обеспечивает преобразование возвратно-поступательных движений во вращение заднего колеса. С этой деталью соединены звездочки, каретка и рама велосипеда, в отдельности элемент не функционирует. Как правило, у бюджетных велосипедов основная звезда соединяется с правым шатуном в неразборную конструкцию. Более дорогие модели дают возможность отсоединить передние звёздочки от системы в случае необходимости.

      Если звёздочки источились и есть необходимость в их замене — вероятнее всего, придётся снимать всю систему, т. к. в большинстве случаев нет возможности устранить проблему точечно. С передними звёздами нужно приобрести соответствующие шатуны, хотя сами они довольно износостойкие. Повредить их можно только в случае аварии. Деталь может изогнуться, переломаться, посадочные места — разноситься.

      Читать еще:  Пдд служебная остановка

      При покупке этой детали нужно помнить о разновидностях кареток, имеющих разные способы крепежей к валу, поэтому возьмите с собой в магазин образец. Возможно, вы найдёте конструкцию кареточного узла с шатунами в сборке.

      Какие материалы используются для шатунов

      В зависимости от заявленных требований байку, производители делают шатуны алюминиевыми, стальными, титановыми или карбоновыми. Для достижения поставленных целей производители также совершенствуют и форму этих деталей. Так, снизить вес позволяет сложная форма полой внутри детали, с канавкой снаружи. Кроме того, что облегчённый элемент конструкции делает легче сам велосипед, он позволяет легче раскрутить и достигнуть более быстрого ускорения. При этом пустотелые детали прочные и жёсткие.

      Так, шатуны из стали бывают как цельные, так и полые. Цельные детали используют для шоссейников, а вот трубчатые чаще предназначены для горных велосипедов и спортбайков ВМХ для облегчения моделей.

      Велосипедная система из алюминия

      Детали из алюминия производятся с помощью горячей или холодной ковки. Это усиливает прочные свойства материала и сводит к минимуму поломку. Шатуны из алюминия могут делать полыми для уменьшения веса.

      Титан и карбон в изготовлении шатунов встречается реже, обычно для спортивных байков. Это может быть однородная карбоновая деталь либо с алюминиевыми или титановыми вставками. Сложность технологии сказывается на стоимости байка в сторону увеличения.

      Размер имеет значение

      При выборе размера шатуна важно учитывать стиль катания, рост велосипедиста и ваши личные предпочтения. Разница даже в 5 мм на каждой детали довольно ощутима.

      Левый шатун велосипеда

      Длина шатуна велосипеда измеряется от центра оси каретки до центра оси педали и может быть 145–180 мм, с шагом 5 и иногда 2,5 мм. Понятно, что чем выше велосипедист, тем длиннее нужны детали. Но нужно также учитывать размер рамы и стиль езды. Если у вас низкая рама и слишком длинные рычаги, то при малейшей неровности (бордюры, рельсы) вы будете за них цепляться, что приведёт к неудобству.

      Ключевой параметр, на который напрямую влияет размер шатуна велосипеда, — каденция. Каденция — это единица измерения скорости оборотов, сколько оборотов может сделать байкер за определённое время. Высокой каденции можно достичь при коротких рычагах, соответственно, длинные рычаги сокращают количество оборотов. Поэтому для гонок лучший выбор — короткие шатуны. И наоборот, для горных велосипедов — длинные.

      Выбор размера — личные предпочтения каждого велосипедиста, учитывая стиль езды, рост и поставленные перед байком цели.

      Каким способом крепятся шатуны

      Разберёмся, какими способами крепят рычаги к оси каретки.

      • Клиновидным штифтом. В современных моделях такое крепление практически не встречается, используется только для детских байков.
      • Квадратным торцом вала. Наиболее распространённое крепление. В этом способе на скошенных плоскостях квадратного сечения клином зафиксированы оба рычага. Подтянуть рычаг на клине можно с помощью винта или гайки. Для удобства в соединительных местах предусмотрены пыльники из пластмассы.
      • Шестигранным торцом вала. Похожий принцип с предыдущим способом.
      • Шлицевым соединением. В вале каретки делается сквозное отверстие по оси с преувеличенным диаметром, торцы вала имеют круглую форму. Шатуны крепятся крупным пустотелым болтом под шестигранник, снаружи предусмотрен пыльник.
      • С использованием интегрированной оси. Ось каретки и один шатун составляют единую деталь. Второй крепится любым из перечисленных выше способов.

      Правильный выбор Q-фактора

      Важно уделить внимание правильному выбору Q-фактора. Это поможет велосипедисту повысить эффективность прилагаемых усилий до 4%. Это параметр расстояния между плоскостями, в которых осуществляется вращение головки шатунов. Максимальное давление ногой человек может осуществить, если направление прилагаемых усилий находится под углом 90 градусов к поверхности. Если расположение ног велосипедиста близко друг к другу, то коленным суставам тяжело перенести длительные нагрузки. Естественно, строение ног у людей разное. При потоковом производстве байков особенности строения конкретного человека учесть невозможно. Но спортсмены, использующие байки профессионально, вполне могут подобрать Q-фактор с учётом индивидуальных особенностей. Следует отметить, что увеличенный Q-фактор обычно предусмотрен в моделях горных велосипедов.

      Разбираем типы шатунов

      • Односоставный— цельная конструкция, которая объединяет вал и два рычага. Представляет собой толстый пруток, который согнут в разных направлениях под прямыми углами. Такая конструкция использовалась ранее. На сегодня её можно встретить на BMX или детских байках.
      • Двухсоставный— левый рычаг представлен отдельной деталью, закреплённой на сводном краю вала, а к правому шатуну с ведущими звёздочками приварен вал каретки. Сегодняшние производители эту конструкцию усовершенствовали с помощью картриджной каретки, имеющей подшипники крупного диаметра. Конструкция активно используется различными производителями.

      Нестандартная роторная система RS4X

      Рассмотрим новейшую конструкцию — роторную систему шатунов для велосипеда RS4X. Принципиальное отличие от стандартных рычагов — расположение со смещением угла на несколько градусов (стандартное закрепление — по одной прямой линии). При стандартном закреплении нога велосипедиста сильно сгибается в колене в верхней точке и это негативно сказывается на коленных суставах, не позволяет велосипедисту применить свою силу в полном объёме.

      Роторная система позволяет увеличить КПД за счёт занижения верхней мёртвой точки и исключения провала момента силы. Согласно исследованиям, мощность возрастает на 16%. Эта велосипедная система шатунов довольно дорогая (стоимость около 400 евро), но хороша тем, что облегчает нагрузку на коленные суставы байкера и на сухожилия.

      Учитывая особенности шатунов разных систем, размер, материал, вы сможете подобрать для вашего велосипеда наиболее подходящий вариант и покупка оправдает все ваши ожидания.

      Многие спорят о том, какая рама велосипеда лучше — стальная или алюминиевая. Для того чтобы понимать, какая рама удовлетворит потребности велосипедиста — разберёмся подробно, какой материал будет соответствовать заявленным требованиям.

      Как определиться с выбором мотор-колеса для электровелосипеда. На какие факторы обратить внимание при выборе. Преимущества и недостатки разновидностей двигателей мотор-колеса.

      Какие ставить на велосипед тормоза: дисковые или ободные — частый вопрос, который волнует многих велосипедистов. Чтобы разобраться с ним, необходимо изучить положительные и отрицательные стороны каждого вида тормозной системы.

      Шатуны для велосипеда: выбор для классических и нестандартных моделей

      Велосипед – единый механизм, в котором все взаимосвязано, начиная от колес и цепи, заканчивая рулем, седлом и таким незаменимым элементом как шатуны для велосипеда.

      Именно на эти детали приходится большая часть нагрузки, во время каденса, а также появляется возможность превращать возвратно-поступательное движение в скорость.

      Конечно же, этот элемент байка изготавливается из высокопрочных материалов, что обеспечивает практически «не убиваемую» надежность, но, тем не менее, требующую определенного ухода и правильного подбора.

      Как выбрать шатун на велосипед и пойдет речь в нашем материале, а также о видах и вариантах крепления, которые предоставляет магазин велосипедов.

      Что такое шатуны для велосипеда?

      Это система рычагов, устанавливаемых на вал каретки, к которым крепятся педали, благодаря которым, происходит передача давления ног велосипедиста на педали, что и обеспечивает набор скорости.

      3 типа шатунов

      Существует три вида систем, каждая из которых имеет свои преимущества, начиная от цены, заканчивая надежностью или простотой в обслуживании.

      Односоставная система шатунов для велосипеда. Этот тип представляет собой единую деталь, сочетающую и вал каретки, и оба шатуна. Несмотря на то, что конструкция считается устаревшей, она до сих пор применяется на бюджетных велосипедах, а также вариантах для детей.

      Велосипеды, самокаты, комплектующие

      Author King Kong 16 (2019)

      Stinger Caiman 24 (2018)

      Novatrack TG-20 (2017)

      Trek Roscoe 24 (2019)

      Из минусов стоит отметить только относительное увеличение веса, но при этом односоставная система не требовательна в обслуживании, надежна, прочна и имеет довольно приличную жесткость. Но и на этом плюсы не окончены, так как конструкция полностью литая, то и специнструменты для разборки не требуются.

      Двухсоставная система. Этот вид появился несколько десятков лет назад и даже относился к забытым и устаревшим, но в наше время все больше велосипедов оснащаются именно двухсоставной системой.

      Этот тип представляет собой систему когда правый шатун «впрессован» во втулку со звездочкой и, по сути, является единой деталью, а левый крепится при помощи стягивающих болтов.

      Трехсоставная система. Здесь все просто. Есть вал каретки, есть два шатуна, которые крепятся между собой при помощи системы болтов. Другими словами, все составляющие можно разобрать, перебрать и вновь установить.

      Размеры и материал изготовления

      Размеры шатунов велосипеда выпускают различной длины, максимально подходящей не только размеру рамы, но и длине ног велосипедиста. Неправильно подобранная длина, может привести к тому, что при поворотах может произойти зацеп о поверхность дорожного полотна или за бордюр.

      Также длина шатуна влияет и на каденс. К примеру, короткий шатун трудней «раскачать», но в дальнейшем, если вы любитель дальних покатушек по затяжной прямой, намного легче поддерживать скорость.

      С более длинными вариантами происходит в точности до наоборот, хотя, если вы не профи и катаете в удовольствие особую разницу вы вряд ли почувствуете.

      Производители дают возможность купить шатун длиной 15-18, 5 сантиметров, но и на этом выбор рычагов педалей не останавливается, так как необходимо подобрать и компонентные сплавы, из которых производят деталь.

      Каждый из материалов имеет свои преимущества и недостатки, но в целом они полностью соответствуют требованиям качества. Эти четыре материала, отличает, конечно же, цена и вес и тут уж решение будет зависеть от требований, финансовых возможностей и назначения.

      Более дешевые модели велосипедов оснащаются цельнометаллическими стальными шатунами, а на дорогие модели, где необходимо максимальное снижение веса устанавливают не только карбоновые или титановые варианты, но и делают их полыми.

      4 способа крепления на валу каретки

      • Клин – устаревший вариант, распространенный на велосипедах времен СССР а также все еще встречающаяся на недорогих детских двухколесниках.
      • Квадрат – вариант, когда оба шатуна крепятся на едва скошенном клиновидном квадрате каретки. В этом варианте детали затягиваются при помощи гаек, которые в свою очередь закрываются пластиковыми пыльниками.
      • Шестигранник – прототип квадрата с большим количеством граней для снятия давления на ось каретки.
      • Шлицевое соединение – усовершенствованный стандарт OctaLink, в котором каретка имеет больший диаметр, а также оснащена восемью выступами для большего сцепления. В этом случае шатуны затягиваются болтом под ключ шестигранник, вместо стандартного съемника, который в данном случае применить не удастся.

      Замена шатунов

      Хотя шатуны не рекомендуется трогать, так как эта часть велосипеда отличается высокими показателями надежности, в качестве профилактики, а также понимания устройства все-таки сделать это придется.

      Тем более, что эту процедуру иногда приходится осуществлять по причине замены износившихся со временем звезд или для затягивания, которое будет более эффективным при полном демонтаже.

      Как снять шатуны с велосипеда?

      1. Снимаем пластиковую заглушку (пыльник).
      2. В зависимости от системы крепления используем съемник шатунов велосипеда определенного типа для скручивания гайки. В случае, если гайка не сдвигается или ее ход очень тугой, стоит использовать смазку WD-40.
      3. Теперь при помощи другого конца съемника ввинчиваем до упора шатун, после чего элемент выдавится с каретки.
      4. Чистим, смазываем или производим замену элементов, после чего делаем все в обратном порядке.

      После установки системы обратно, необходимо еще раз убедиться что, стягивающие элементы надежно зафиксированы, во избежание люфта во время поездок.

      Выбор шатунов для роторной системы

      Еще один вид шатунов, который может заинтересовать велосипедистов, не стесненных финансовыми средствами и стремящихся усовершенствовать скоростные показатели – это так называемая роторная система.

      В отличие от стандартной системы крепления, где они расположены по отношению друг к другу на 180 градусов, в роторной системе шатуны расположены со смещением угла. По данным исследований возрастает не только мощность возвратно-поступательного движения, но и снижается травмоопасность в коленном суставе.

      Выбор шатунов для эллиптической системы

      Об этой системе было известно еще в конце 19-го века, когда проводились эксперименты по изменению форм звезд со стандартного круга, на эллипс.

      Неподготовленному велосипедисту будет несколько странно увидеть столь необычную форму, но для применения эллипсовидных звезд есть вполне оправданные объяснения.

      Дело в том, что такая форма снижает нагрузку при подъемах в гору, а также педалировании с невысоким каденсом в сочетании с высокими передачами.

      Выбор шатуна на основе Q-фактор

      Ну, и в завершении осталось упомянуть еще одну систему шатунов, в основе которой лежит Q-фактор.

      Буквой Q обозначается расстояние между шатунами. Дело в том, что выясняя, какие шатуны выбрать для велосипеда, стоит помнить и о нагрузке на ноги, а точнее коленные суставы, которые не рассчитаны на длительные нагрузки.

      В идеале, чтобы суставы ног, работали в одной плоскости с рамой велосипеда и для этого стоит правильно подобрать необходимый показатель Q.

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector