3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Импульсная диагностика аккумуляторов

схемопедия

Каталог электронных схем

Технология струйного заряда аккумулятора

Технология струйного заряда аккумулятора

Свинцово-кислотные аккумуляторы, используемые в источниках бесперебойного питания устройств хранения информации при эксплуатации подвержены быстрому износу и преждевременному выходу из строя. Причиной является кристаллизация пластин, межэлектродные замыкания дендроидными отложениями на поверхности пластин, сульфатация.

Ёмкость и срок службы аккумуляторных батарей зависит от режима работы зарядного устройства, метода зарядки.

Прежде чем рассматривать желаемый режим заряда аккумулятора, следует проследить процесс разряда аккумулятора и причины его преждевременного выхода из строя.

Как правило разряд аккумулятора в системах бесперебойного питания в процессе эксплуатации происходит очень редко и на время в несколько минут, достаточного для вывода системы хранения данных из режима работы, для устранения сбоя. В винчестерах компьютеров за это время считывающая головка возвратится в исходное состояние, в ином случае могут быть испорчены загрузочные сектора и рабочая информация. В последующем потерянную информацию возможно частично восстановить, а полное использование жёсткого диска будет невозможным.

Отсутствие разрядной характеристики в работе аккумулятора приводит к его преждевременному выходу из строя.

Аккумуляторы в бесперебойных системах диагностируются внутренней схемой на соответствие напряжения на аккумуляторе заданным параметрам, при наличии сетевого напряжения устройство бесперебойного питания автоматически переводит питание нагрузки от сети. При потере питания сети устройство должно перейти в режим преобразования энергии аккумулятора в напряжение близкое по параметрам сетевому питанию.

Внешняя диагностика аккумулятора бесперебойного питания после эксплуатации подтверждает наличие высокого внутреннего сопротивления – ввиду высокой кристаллизации, высокий саморазряд при внутреннем замыкании пластин, вызванный сульфатацией. Высокое напряжение на электродах диагностируется внутренней схемой как полный заряд и аккумулятор далее не заряжается. Повышение напряжения заряда приводит к увеличению выделения тепла. Снижение ёмкости аккумулятора вызвано нерабочей сульфатацией поверхности пластин, ток нагрузки не в состоянии выйти из внутренних слоёв пористой структуры пластин аккумулятора и напряжение на выходе при нагрузке недопустимо падает, приводя к сбою в работе источника бесперебойного питания.

Небольшой расход энергии на выводе систем хранения информации из рабочего состояния не требует установки мощных автомобильных аккумуляторов, а для восполнения использованной энергии аккумулятора, мощных зарядных устройств.

Для зарядки аккумулятора и поддержания его в рабочем состоянии следует применить зарядное устройство с использованием двух методов зарядки : быстрого заряда и струйного (компенсационного) заряда.

Метод медленного заряда применяемый при зарядке аккумуляторов сотовых телефонов в данной ситуации неприемлем, как и на сотовых телефонах он приводит к кристаллизации пластин и выходу аккумулятора в неожиданный момент.

Батарея аккумулятора при этом методе не заряжается до конца или перегревается, с тепловым разрушением пластин. Системы хранения данных эксплуатируются более суток и аккумуляторы в устройствах поддержания напряжения должны находится в режиме дежурного подзаряда также продолжительное время.

Одной из причин выхода из строя аккумулятора является заряд постоянным током при отсутствии небольшого разрядного тока и отсутствия цикличности в режиме заряда. При разрядном токе ионы свинца успевают восстановиться до аморфного состояния с осаждением на поверхность пластин. В перерывах импульсов зарядного тока снижается температура аккумулятора.

Заряд аккумуляторов закрытого типа с гелиевым наполнителем должен отвечать следующим параметрам : ограничение напряжения заряда с целью снятия перезаряда и нагрева, автоматическое ограничение зарядного тока в начальный период быстрого заряда – это защитит регулятор тока от перегрузки и перегрева, а элементы аккумулятора от недопустимой величины зарядного тока, реализация струйного подзаряда импульсным током коротким по времени и амплитудой не ниже рекомендуемого изготовителем тока заряда. Среднее значение зарядного тока не превышает 0,05 С, где С – ёмкость аккумулятора.

Использование цикличности тока для регенерации пластин позволит поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии сколько угодно долго. За короткое время снижается в десятки раз внутреннее сопротивление аккумулятора, восстанавливается ёмкость и рабочее напряжение.

Режим быстрого заряда характеризуется следующими параметрами:

Время заряда 1-2 часа, это достаточно для восстановления ёмкости аккумулятора, после аварийного включения бесперебойного питания, ток заряда 0,2-0,3 С, степень заряда батареи 100%.Полного отключения заряда не происходит – он переходит при достижении напряжения конца заряда в буферный режим струйного подзаряда. Конечное напряжение аккумулятора указано в паспорте или на корпусе, к примеру для аккумулятора Champion 12 Вольт 7 А/ч, установленный в устройство бесперебойного питания типа «АРС», составляет 13,3 -13,8 В при 20 градусах температуры корпуса. Характеристика зарядного тока крутопадающая – с повышением напряжения на аккумуляторе ток заряда падает приближаясь к минимальному значению в 0,03 -0,05 С – режиму струйного подзаряда. При отсутствии отключений электросети аккумулятор в заряженном состоянии может находиться сколько угодно долгое время в режиме ожидания. При технологии струйной подзарядки компенсируется расход ёмкости аккумулятора на поддержание работы схемы в дежурном режиме и саморазряд. Стабилизация напряжения заряда отрицательной обратной связью с аккумулятора на генератор импульсов зарядного тока позволяет поддерживать режим заряда в автоматическом режиме.

Характеристики зарядного устройства:

Напряжение сети 220 Вольт.

Максимальный ток заряда 650 мА.

Напряжение заряда 13,8 Вольт.

Аккумулятор 12 Вольт 1- 7а/ч.

Ток быстрого заряда 350-450 мА.

Ток струйного подзаряда 30- 40 мА.

Разрядный ток 22 мА.

Время заряда 1-2 часа.

Время подзаряда непрерывно.

Время аварийного режима 10-30 минут.

Мощность нагрузки 50 ватт.

В схему источника бесперебойного питания входит импульсное зарядное устройство, в котором постоянный зарядный ток преобразуется с помощью генератора на таймере в последовательность импульсов, а паузы между импульсами положительной полярности заполнены постоянным разрядным током отрицательной полярности. Аккумулятор нагружен разрядным током и во время зарядки, который используется для индикации подключения аккумулятора в схему.

Преобразователь тока выполнен на ключах полевых транзисторах с управлением от генератора сетевой частоты. При отсутствии сетевого напряжения выработанное преобразователем напряжение сетевой частоты и уровня поступает через реле на нагрузку, при наличии сетевого напряжения оно через контакты включенного в сеть реле поступает на нагрузку без преобразований.

В устройстве имеется световая индикация включения, полярности подключения аккумулятора, индикатор высокого напряжения и зарядки. Звуковой датчик указывает на отсутствие сетевого напряжения и предупреждает о принятии мер по выводу системы хранения информации из рабочего режима за короткое время по программе.

Аналоговый таймер DA1 (Рис.1) вырабатывает импульсы стабильной частоты в режиме автогенератора. Процесс заряд – разряда времязадающего конденсатора С1 будет проходить циклически, время заряда зависит от значения резистора R2 – Т1 =0.69 С1R2, время разряда более продолжительно T2 = 0.69C1 (R3+R4).

Полный период импульса равен Т=Т1+Т2. Частота автогенератора зависит от значения элементов R2,R3,R4, C1 – F=1/T. Скважность зависит от рабочего периода импульса D=T1/T. При снижении времени разряда уменьшением значения резистора R2 скважность увеличивается.

Диод VD1 формирует короткий импульс зарядного тока.

Резистор R3 позволяет установить ток заряда в соответствии с паспортными данными аккумулятора.

Питание таймера выполнено от аналогового стабилизатора DA2, диод VD2 позволяет защитить таймер и стабилизатор от неправильной полярности аккумулятора.

Напряжение таймера выбрано исходя из напряжения питания микросхемы DD1 –генератора преобразователя напряжения батареи питания.

Конденсаторы С2,С3,С4,С5 снижают уровень помех по цепям питания.

После подачи питания на таймер DA1 и внешние цепи конденсатор С1 начнёт заряжаться по экспоненте до напряжения 2/3 Un за время Т1, после чего внутренний компаратор таймера по входу 6 DA1 переключит внутренний триггер в противоположное состояние, откроется внутренний разрядный транзистор по выводу 7 DA1, конденсатор С1 начнёт разряжаться до уровня 1/3 Un за время Т2.

Зарядка аккумулятора произойдёт по такому же сценарию.

Вывод 5 в микросхеме таймера DA1 позволяет получить прямой доступ к точке делителя с уровнем 2/3 напряжения питания, являющейся опорной для работы верхнего компаратора. Использование данного вывода позволяет менять этот уровень для получения модификаций схемы, в данном случае, для установки выходного напряжения заряда на аккумуляторе GB1. В качестве ключевого переключателя тока в схему введён полевой транзистор N – типа, импульсы с выхода 3 таймера через резистор R5 поступают на затвор транзистораVT1, транзистор открывается и ток заряда с выпрямителя питания VD3 через ограничительный резистор R10 и предохранитель FU1 поступает на аккумулятор GB1. Индикатор HL3 указывает короткими световыми импульсами о процессе заряда аккумулятора, отсутствие свечения предупреждает об обрыве в цепи заряда аккумулятора или неисправном транзисторе VT1.

Наличие питания таймера DA1 индицируется светодиодом HL1 жёлтого свечения.

Светодиод HL2 в параллельном соединении с аккумулятором выполняет три обязанности, индицирует зелёным свечением правильную полярность подключения аккумулятора GB1 и является цепью разряда аккумулятора с током до 20 мА. При красном свечении светодиод указывает на аварийное состояние или неправильной полярности подключения аккумулятора в схему.

Напряжение отрицательной обратной связи с положительной шины аккумулятора через ограничительный резистор R7 и установочный резистор R8 подаётся на управляющий электрод регулируемого параллельного стабилизатора напряжения DA3 – интегральный аналог стабилитрона, способного формировать регулируемое образцовое

напряжение на выводе 5 таймера DA1.При повышении напряжения на аккумуляторе управляемый стабилитрон открывается и изменяется напряжение стабилизации.

Снижение напряжения на катоде (вывод 3 DA3 ) приводит к снижению напряжения в точке 5 DA1 прямого доступа делителя с уровнем 2/3 Un, что приведёт к повышению частоты генератора на таймере DA1 и снижению напряжения и зарядного тока аккумулятора GB1.

Пропадание сетевого напряжения вызывает отключение реле К1 с переключением контактов К1.1 и К1.2. Первые разрешают работу генератора на микросхеме DD1 подавая на вход R (вывод 5 DD1) низкого уровня, после запуска генератора на выходах T1 и Т2 сформируются прямоугольные импульсы частотой 50 Герц. Импульсы сдвинуты по фазе на четверть периода. Для преобразования импульсов прямоугольной формы в близкие к форме синусоиды на выходе трансформатора Т2 установлен конденсатор С7. Газоразрядный индикатор HL3 указывает на наличие высокого напряжения.

Применение полевых транзисторов не требует установки мощных радиаторов.

Большая часть радиодеталей схемы установлены на печатной плате, остальные закреплены в корпусе, использованном от блока питания компьютера. Бюджетный вентилятор В1 используется по прямому назначению.

Технология снижения выбросов сероводородных соединений аккумуляторов

Сложные условия работы акку­муляторных станций бесперебой­ного электроснабжения не позво­ляют соблюдать условия снижения выбросов в атмосферу сероводо­родных соединений. Экологичес­кая обстановка требует макси­мального снижения выброса газо­вой смеси сероводорода, атомар­ного кислорода и водорода, изме­нения технологии заряда и восста­новления элементов аккумулято­ров. Особенно это актуально при восстановлении мощных аккумуля­торов емкостью свыше 2000 А*ч на элемент.

Существенную добавку смеси сероводорода вносит автотранс­порт, зарядка аккумулятора во вре­мя движения создает выход газов не менее 1500 млч, от которого бо­леют люди, ускоренно ржавеют ме­таллические части автомобилей и конструкций. Заменить дешевые аккумуляторы пока нечем. Выход — в изменении технологии регенера­ции пластин.

Данная технология, разработан­ная авторским коллективом и апро­бированная в течение десяти лет, получила высокую оценку на меж­дународной выставке ЭКСПО-2003, позволяет снизить выделение се­роводорода и кислорода в атмос­феру до естественного испарения, качественно восстановить пластины аккумуляторов при минимальных затратах средств и времени. Ре­зультаты подтверждены протоко­лами испытаний.

Процесс разложения электроли­та при пропускании через него электрического тока называется электролизом. Внутри электролита происходит движение атомов или групп атомов, представляющих со­бой части молекулы растворенно­го вещества. При пропускании че­рез раствор электролита электри­ческого тока на электродах аккуму­лятора оседают продукты разложе­ния электролита. На катоде выде­ляется водород и металлы, на ано­де — ионы кислотных остатков и гидроксильной группы. Часть ато­мов элементов перестают участво­вать в химической реакции из-за несовершенной технологии и выде­ляются в атмосферу в виде серо­водородных соединений.

Анализ работы зарядных уст­ройств и технологий восстановле­ния электродов аккумуляторов ука­зывает на повышенное выделение газов при отсутствии в цикле вос­становления периода разряда и пе­риода «пауза».

Читать еще:  Системы управления бензиновым двигателем

Цикл восстановления (ЦВ) = Тзаряда+Тпауза+Тразряда + Тпауза.

Время заряда (Тзаряда) в за­водских зарядных устройствах по­стоянного тока не имеет периода разряда и паузы, необходимых для рекомбинации ионов свинца. Ис­следования -показывают, что для

полного использования в химичес­ком процессе электролиза всех элементов требуется Тразряда не менее 1/4 цикла восстановления при токе не более 1/10 Тзаряда.

Ионы элементов, по каким-либо причинам (не хватило времени заря­да, препятствия от примесей, боль­шая плотность ионов элементов на пластинах электродов, снижение ско­рости ионов при падении энергии поля) не успевшие своевременно достигнуть пластин электродов, при отрицательном импульсе тока вос­становления возвращаются на рас­стояние, достаточное для последую­щего разгона при движении к элект­родам — при положительной поляр­ности поля. Поскольку этим ионам не надо проходить полное расстояние между положительными и отрица­тельными электродами, то и мощ­ность отрицательного периода вос­становления незначительна по срав­нению с положительным (рис. 1). Для восстановления энергии ионов, пе­ред последующим движением заряд­ного тока, они проходят рекомбина­цию — перестроение во время паузы.

Заряд импульсными токами — постоянными по направлению, но переменными по величине хорошо снижает внутреннее сопротивление аккумулятора, продлевается срок его эксплуатации, снижается нагрев электролита и пластин ак­кумулятора, выход смеси газов не превышает естественного испаре­ния поверхности электролита — по сравнению с зарядом постоянным током. Восстановление перемен­ным током еще более улучшает экологическое состояние восстано­вительного цикла.

Технология восстановления мощ­ных низковольтных аккумуляторов большой емкости типа 22СН-2200 подтвердила правильность выб­ранных режимов восстановления по технологии «4Т» — четыре пери­ода восстановления.

Восстановление кислотных ак­кумуляторов проводят по несколь­ким технологиям (таблица 1).

Выделение газа одним элемен­том при напряжении заряда 2,15 В — 172 мл*час, 2,3 В — 1720 мл*час, 2,4 В — 4590 мл*час, при примене­нии технологии заряда постоянным током с режимом от 99 А до 396 А с временем восстановления до 15-ти суток. Ускоренное восстановление с применением больших токов за­ряда сопровождается высоким вы­делением сероводородных соеди­нений. Без мощной вытяжной вен­тиляции заряжать такие аккумуля­торы невозможно из-за опасности отравления и возможного взрыва смеси водорода и кислорода. При заряде цепи элементов аккумулято­ра в 240 В выброс газовой смеси составляет более 10 м 3 в сутки.

Снижение выбросов сероводо­родных соединений возможно с ис­пользованием циклических зарядно-разрядных устройств, имеющих возможность рекомбинации ионов атомов свинца с переходом в амор­фный свинец. Короткие по време­ни и мощные по амплитуде импуль­сы заряда позволяют расплавить кристаллы сульфата свинца и пе­ревести их в аморфное состояние.

Имеется существенная разница предлагаемой в статье технологии по сравнении с предложенными ра­нее [1-12]. Выброс сероводородных соединений ниже в 8 раз, чем при заряде постоянным током при на­пряжении заряда 2,3 В на элемент, а время восстановления — в семь раз меньше.

Практически на достижение данных результатов ушло трое суток с учетом подборки режимов вос­становления и отключения на ночь по пожарным требованиям в отсут­ствии дежурного персонала. Поме­щение не имело принудительной вентиляции кроме форточки в окне, запах сероводорода присут­ствовал на уровне испарений, ки­пения электролита в аккумуляторе не наблюдалось даже при достиже­нии конечной плотности.

Диагностика восстановленных по предлагаемой технологии акку­муляторов методом десятичасово­го разряда показала паспортную плотность в конце разряда, что подтверждает полный заряд за указанное время.

По данной технологии проводи­лось восстановление кислотных аккумуляторов открытого типа, применяемых для питания релей­ной автоматики подстанций желез­ной дороги, общим напряжением 110 В и показала высокие резуль­таты со снижением внутреннего со­противления аккумуляторов, ко­нечного напряжения, температуры и существенного снижения выбро­сов сероводорода в атмосферу от аккумуляторов, но и дополнитель­ного расхода топлива электростан­циями.

Расход электроэнергии за счет уменьшения времени заряда и сни­жении мощности вытяжных устано­вок снизился в 12 раз.

Зарядно-восстановительное ус­тройство (рис. 2) служит для вос­становления одного элемента кис­лотного аккумулятора и может быть переработана на любое напряжение батареи кислотных аккумуляторов от 2 до 30 В постоянного тока с то­ком восстановления от 1 до 50 А (рис. 3).

В основе схемы определен гене­ратор импульсов прямоугольной формы, позволяющий иметь на каж­дом выходе генератора интервал в 1/4 от полного времени цикла.

Импульсы тока заряда, имея высокую амплитуду и короткое вре­мя действия, не приводят к чрез­мерному нагреву электролита и пластин аккумулятора, время пауз позволяет рассеять тепло, к тому же при таком режиме более полно ис­пользуются элементы химической реакции, что заметно по значитель­ному снижению выделения серово­дорода и отсутствии электролиза.

Генератор прямоугольных импуль­сов выполнен на элементах dd 1 .1.. . dd1 .3 цифровой микросхемы серии К561. Частота генерации f за­висит от номиналов элементов частотозадающей rc -цепи: f =0,44/ r 1 С1.

Частота генератора практичес­ки не изменяется от напряжения источника питания. Резистором r 1 устанавливается время импульса и скорость переключения выходов счетчика dd 2.

Сформированный генератором на микросхеме dd 1 прямоугольный импульс с вывода 10 инвертора dd 1 .1 поступает на вход cn (вывод 14) двоично-десятичного счетчика на микросхеме dd 2. Счетчик имеет десять выходов, которые, позволя­ют при определенном включении использовать для формирования временных интервалов цикла вос­становления: заряд — пауза — раз­ряд — пауза. В данном устройстве для восстановления элемента акку­муляторной батареи используются равные временные интервалы.

При низком уровне на входе разрешения cp (вывод 13) dd 2 счетчик выполняет свои операции синхронно с положительным пере­падом на тактовом входе cn (14).

При высоком уровне на входе сброса r (15) счетчик очищается до нулевого отсчета. Это происходит, когда на выводе 9 dd 2 присутству­ет высокий уровень.

Индикатор на светодиоде hl 1 указывает на состояние счета им­пульсов.

Питание микросхем dd 1 и dd 2 выполнено от аналогового стаби­лизатора напряжения на микросхе­ме da 1.

Для организации интервалов восстановления элемента аккуму­лятора, выходы 0-1 dd 2 использу­ются для заряда аккумулятора, со временем 1/4 всего периода цикла. Сумматор на диодах vd 1 , vd 2 при положительных уровнях счета на выводе 3 или 2 dd 2 передает им­пульс прямоугольной формы через резистор r 4 на резистор r 6 — ре­гулятора тока заряда и далее на затвор полевого транзистора п- типа vt 1 . Транзистор открывается в ключевом режиме и подает в ак­кумулятор gb 1 с цепи питания им­пульс тока, короткий по времени, но высокий по амплитуде.

После периода заряда происхо­дит период паузы с прохождением выводов 2 dd 2 и 3 dd 2. При появ­лении высокого уровня на выходе 4 или 5 dd 2 на выводе 11 инверто­ра dd 1.4 высокий уровень пере­ключится на низкий, полевой тран­зистор vt 2 (прямой проводимости) откроется и разрядит элемент gb 1 на нагрузку r 8 током, зависящим от напряжения на затворе транзи­стора и номинала резистора.

Светодиод индикатора hl 2 ука­зывает на наличие тока разряда.

Выходы 6 и 7 dd 2 отрабатыва­ют интервал второй паузы и при по­явлении высокого уровня на выхо­де 8 dd 2 счетчик по входу r очи­щается до исходного состояния, светодиод hl 1 гаснет и счет повто­рится с высокого уровня на выхо­де 0 dd 2.

Для контроля состояния напря­жения и зарядного тока элемента gb 1 аккумулятора в схеме уста­новлены: амперметр fa 1 с шунтом и вольтметр pv 1 .

Амперметр регистрирует алгеб­раическую сумму тока заряда и разряда.

Среднее значение тока разряда можно примерно определить по откло­нению амперметра в отрицательные величины (левее нуля шкалы) при снижении тока заряда до нуля ре­зистором r 6.

В отсутствии напряжения элек­тросети разряд отключится.

Светодиодный индикатор hl 3 свечением указывает на правиль­ную полярность подключения эле­ментов аккумулятора gb 1 в заряд- но-разрядную цепь.

Резистор r 10 в цепи питания устройства восстановления кис­лотных аккумуляторов ограничива­ет бросок тока при случайном ко­ротком замыкании в цепи аккуму­лятора или неверной полярности подключения.

Источник питания выполнен на мощном трансформаторе Т1 и ди­одном мосте vd 3. При емкости ак- * кумуляторов до 200 А*ч достаточ­но использовать трансформатор на мощность в 70. 100 Вт с ампер­метром на 10 А постоянного тока. При изготовлении силового транс­форматора применить трансфор­матор от ламповых телевизоров или магнитофонов с исправной первичной обмоткой, вторичная на­матывается исходя из количества витков обмотки на 6,3 В.

Резисторы r 8, r 10 — проволоч­ные.

Полевые транзисторы и диод­ный мост закреплены на отдельных радиаторах, используемых от бло­ков питания компьютеров.

Для проверки работоспособнос­ти схемы на место элемента gb 1 до­статочно подключить аккумулятор на напряжение 2,4. 12 В или еди­ничный элемент емкостью 1-10 А*ч. Предварительно регулятор тока за­ряда r6 вывести в нижнее положе­ние, по амперметру установить ток разряда регулятором r 5- b 0,01 c 10. Резистором r 6 поднять ток заря­да с нуля до 0.2С10. Резистором r 1 можно опытным путем выставить ско­рость восстановления пластин эле­ментов аккумулятора с минимальным выходом сероводородной смеси, при минимальной температуре элек­тролита и отсутствии электролиза.

1. в. Коновалов, А. Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. — Радиомир, 3/2005, с.7.

2. В. Коновалов, А. Вантеев. Технология гальванопластики. — Радиолюбитель, 9/2008.

3. В. Коновалов. Пульсирующее эарядно-восстановительное устройство. — Радиолюбитель, 5/2007, с.ЗО.

4. В. Коновалов. Ключевое зарядное устройство. — Радиомир, 9/2007, с. 13.

5. Д.А. Хрусталев. Аккумуляторы. — Москва, Изумруд, 2003 г.

6. В. Коновалов. Измерение r -вн АБ». — Радиомир, 8/2004, с.14.

7. В. Коновалов. Эффект памяти снимает вольтдобавка. — Радиомир, 10/2005, с. 13.

8. В. Коновалов. Зарядно-восстановительное устройство для nl — cd аккумуляторов. — Радио, 3/2006, с.53.

9. В. Коновалов. Регенератор АКБ. — Радиомир, 6/2008, с.14.

10. В. Коновалов. Импульсная диагностика аккумулятора. — Радиомир, 7/2008, с.15.

11. В. Коновалов. Диагностика аккумулятора сотовых телефонов. — Радиомир, 3/2009, с.11.

12. В. Коновалов. Восстановление аккумуляторов переменным током. — Радиолюбитель, 07/2007, с.42.

Творческая лаборатория «Автоматики и телемеханика Иркутского областного Центра ДТТ

Диагностика автомобильной аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея является одним из основных узлов, относящихся к электрооборудованию автомобиля. Для обеспечения работоспособности аккумулятора (АКБ) требуется своевременная диагностика, которая продлевает срок его эксплуатации. Выполнить диагностику аккумулятора автомобиля можно в специализированных автосервисах или самостоятельно, предварительно изучив правила обслуживания и эксплуатации аккумуляторных батарей.

Типы автомобильного аккумулятора

Во время эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи необходимо периодически следить за её состоянием. Нужно проводить визуальный осмотр аккумулятора на предмет целостности корпуса и наличие электролита в нём. Корпус АКБ нужно тщательным образом осматривать на наличие сколов или трещин, которые могут вызвать вытекание электролита.

В современных автомобилях применяются аккумуляторные батареи двух типов:

  • Обслуживаемые. Такие батареи завоевали на современном рынке большой спрос среди владельцев автотранспорта. Пластины аккумулятора состоят из свинца. В банках проходит химическая реакция, в результате чего вода превращается в газ и испаряется. Недостающую часть воды необходимо компенсировать.
  • Необслуживаемые. К ним относятся рекомбинационные, состоящие из стекловолокна обладающего высокой впитывающей способностью. Подобные гальванические элементы оснащены клапанами, представляют изолированную от атмосферы систему. К необслуживаемым батареям также относятся гелиевые АКБ, которые заполнены гелеобразным электролитом, полученным при добавлении в него кремниевой кислоты.

Проведение диагностики

Диагностику аккумуляторной батареи необходимо начинать с проверки уровня электролита путём визуального осмотра. На АКБ в верхней части корпуса находится шесть заглушек, которые могут быть разделены между собой, или быть общими для всех шести банок. Необходимо снять специальную заглушку, чтобы получить доступ к емкости, заполненной электролитом. Электролит при визуальном осмотре полностью должен покрывать пластины батареи.

Для более точного измерения уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку. При погружении верхнее отверстие трубки необходимо прижать пальцем, после этого вынуть её наружу, провести измерение уровня при помощи линейки. Уровень столба варьируется в пределах 12−15 мм, что указывает уровень электролита над пластинами. Если уровень окажется ниже, то его необходимо компенсировать дистиллированной водой.

При уровне электролита выше 15 мм его необходимо убрать при помощи специального шприца.

Немаловажным аспектом в диагностике батареи является проверка плотности электролита. Её определение осуществляют при помощи ареометра. Он выполнен в виде стеклянной колбы, внутри которой расположен подвижный уровень, указывающий значения плотности.

Читать еще:  Зимние шины кама евро 519 отзывы

Замер производится путём погружения наконечника ареометра в аккумуляторную банку, с помощью груши закачивают электролит внутрь колбы. Если измерение проводится летом, то плотность должна соответствовать 1,24 г/см 3 , а в зимнее время — 1,29 г/см 3 .

Плотность электролита можно определить по цвету. Нормальный электролит имеет прозрачный вид. Если жидкость тёмная, или электролит имеет красноватый оттенок, то пластины начинают разрушаться, и такой аккумулятор не подлежит восстановлению.

Проверка уровня заряда

К диагностике АКБ автомобиля можно отнести проверку его уровня заряда. Величина напряжения заряженной АКБ должна составлять не менее 12,6 В. Если напряжение равно 11,6 В, то такая батарея считается разряженной. При зарядке от генератора при нормальных условиях напряжение заряда составляет 14,2 В, что соответствует полному заряду АКБ.

Определить заряд батареи можно следующими способами:

  • При помощи мультиметра или вольтметра.
  • Нагрузочной вилки.
  • С использованием специального измерительного диагностического оборудования.

Измерения проводятся при аккумуляторе, полностью отключенном от электрической схемы автомобиля, через 1 час после зарядки. Такие условия укажут более точные показатели при измерении. Номинальные значения при исправной аккумуляторной батарее составляют 12,5−13 В. Верхнее значение указывает на полный заряд АКБ, а нижний предел означает, что она наполовину разряжена.

Нагрузочная вилка даёт более информативные тестирования батареи под нагрузкой, имитируя запуск двигателя. При подключении приспособления к АКБ в течение 5 секунд напряжение должно быть стабильным и указывать величину не менее 13,5 В. Если напряжение ниже 13,5 В, то можно сделать предположение, что неисправно зарядное оборудование автомобиля, или вышел из строя сам аккумулятор.

Эффективным диагностическим оборудованием считается тестер MICRO-768A, при помощи которого, можно осуществить проверку пускового тока двигателя, ёмкость каждой банки батареи, контроль зарядки АКБ.

Основные причины, из-за которых приходит в негодность аккумулятор:

  • Повреждение корпуса АКБ.
  • Окисление токоведущих контактов.
  • Сульфатация пластин.
  • Использование аккумулятора в сильные морозы при сниженной плотности электролита, что ведёт замерзанию и повреждению банок.

Способы восстановления АКБ

Для восстановления работоспособности аккумулятора необходимо выполнить несколько циклов с помощью зарядного устройства. Непосредственно перед самой зарядкой нужно проверить уровень электролита и при необходимости долить дистиллированную воду. Приступая к зарядке АКБ, необходимо начать с минимального тока 1 А и постепенно увеличивая его до 2 А и выше в зависимости от паспортной ёмкости батареи. После зарядки необходимо провести разряд батареи, используя лампу накаливания.

Высокие результаты можно получить при использовании импульсных зарядных устройств, обладающих функцией десульфатации. Такие устройства работают в автоматическом режиме. Длительность импульса заряда должна быть выше, чем импульс разряда.

Чтобы устранить замыкание пластин внутри банки АКБ, необходимо провести промывку при помощи дистиллированной воды или специального раствора Трилон Б. С помощью шприца, необходимо откачать электролит из банок, после чего залить туда раствор до полного покрытия пластин. Батарею оставляют примерно на 1 час для прохождения реакции, после чего сульфаты растворяются, и можно проводить промывку дистиллированной водой.

По окончании промывки вода сливается, и вместо неё заливается новый электролит, а аккумулятор ставится на подзарядку.

Ревизия необслуживаемых аккумуляторов

Самыми распространёнными АКБ среди необслуживаемых являются кальциевые, которые не требуют доливки водой до 2 лет. По сравнению со стандартными свинцовыми батареями, их разряд происходит гораздо медленнее, но его нельзя допускать ниже, чем на 30% от полного.

При глубоком разряде АКБ теряет ёмкость вполовину, после чего её уже не восстановить до заводских параметров. При более десяти глубоких разрядах такой аккумулятор становится полностью неработоспособным.

Диагностику автомобильного аккумулятора можно провести, выполняя зарядку при помощи специального устройства, имеющего два режима, заряда и разряда. Такие устройства могут частично восстановить её ёмкость.

Основные требования по эксплуатации и ревизии необслуживаемых гелевых автомобильных батарей:

  • Периодически проводить проверку заряда с помощью мультиметра или вольтметра.
  • Категорически запрещается перезарядка аккумуляторов, так как они уязвимы к большим токам.
  • Пользоваться нужно специальными зарядными устройствами.
  • Категорически нельзя допускать глубокого разряда АКБ.

В зимнее время рекомендуется снимать батарею и хранить её в тёплом месте, так как без работы при температуре ниже -25°, гелевый электролит становится хрупким и может со временем разрушиться, а восстановить его будет невозможно.

Сайт для радиолюбителей — это сайт, где начинающий или уже опытный радиолюбитель может найти и бесплатно скачать любые понравившиеся принципиальные или электрические схемы большинства интересных устройств

Компании, продающие электронику во Владивостоке, можно найти здесь! Компании, товары и услуги Владивостока

Принципиальные, электрические схемы » Электропитание » Импульсная диагностика аккумуляторов

Сайт радиолюбителей — Импульсная диагностика аккумуляторов — схема, скачать принципиальные электрические схемы бесплатно.

Импульсная диагностика аккумуляторов

При длительном хранении и неправильной эксплуатации на пластинах аккумуляторов появляются крупные нерастворимые кристаллы сульфата свинца. Большинство современных зарядных устройств выполнены по простой схеме, в которую входит трансформатор и выпрямитель. Их использование рассчитано на снятие рабочей сульфитации с поверхности пластин аккумулятора, но застарелую крупнокристаллическую сульфитацию они убрать не в состоянии.
Характеристики устройства
Напряжение аккумулятора, 12
В Емкость, А-ч 12-120
Время измерения, с 5
Импульсный ток измерения, А 10
Диагностируемая степень сульфатации, %30. ..100
Масса устройства, г 240
Рабочая температура воздуха, ±27°С
сталлы сульфата свинца обладают большим сопротивлением, что препятствует прохождению зарядного и разрядного тока. Напряжение на аккумуляторе во пора зарядки растет, ток заряда падает, а обильное выделение смеси кислорода и водорода может привести к взрыву. Разработанные импульсные зарядные устройства [1-3] способны во пора зарядки перевести сульфат свинца в аморфный свинец с последующим его осаждением на поверхность очищенных от кристаллизации пластин.

Исходя из значения напряжения под нагрузкой, резистором R14 устанавливается соответствующее роль сульфитации в процентах на шкале прибора РА1 при среднем положении движков резисторов R2, R8 и R11. Показания прибора корректируются резистором R11 в соответствии сданными, приведенными в таблице.
Напряжение аккумулятора под нагрузкой, В Более 11,8 Менее 11,6 Менее 10,8 Менее 10,2
Сульфдтация, процент(ов) S Рабочая 40% 60% 100%
Среднее положение движка резистора R8 (тип аккумулятора) примерно соответствует емкости аккумулятора 60 А-ч. нижнее — 120 А-ч, верхнее — 12 А-ч. Возможное несоответствие типа аккумулятора и положения движка R8 из-за разброса элементов схемы корректируется резистором R2 (регулирует длительность паузы между импульсами), что вносит поправку в величину импульсного тока разряда аккумулятора.
Отсчет показаний сульфитации аккумулятора выполняется после кратковременного подключения разъема XT и минусовой шины к аккумулятору по прибору РА1 Предварительно резистор R8 устанавливают в положение, соответствующее проверяемому типу аккумулятора. Пульсирующее свечение контрольного светодиода HL1 указывает на правильную полярность подключения аккумулятора во пора тестирования и исправную работу генератора прямоугольных импульсов на DA1.
Литература
1. В.Коновалов. Измеритель RBH АБ. — Радиомир, 2004. №8, С.14.
2. В.Коновалов, А.Разгильдеев. Восстановление аккумуляторов. — Радиомир, 2005. №3, С.7.
3. В.Коновалов. Зарядно-восстановительное устройство для Ni-Cd аккумуляторов. — Радио. 2006. №3. С.53.
4. Испытатель автомобильных аккумуляторных батарей. — Радио. 2007, №6, С.49.
5. И.П.Шелестов. Радиолюбителям полезные схемы. Кн.5. — 2003.
6. В.В.Мукосеев, И.Н.Сидоров. Маркировка и обозначение радиоэлементов — 2001.

Название: Импульсная диагностика аккумуляторов

Кроме этой схемы устройства Импульсная диагностика аккумуляторов, Вы можете скачать или просмотреть бесплатно ещё другие схемы из нашей коллекции схем, воспользовавшись нашей поисковой строкой, в начале страницы.

КОНТРОЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АККУМУЛЯТОРОВ ИБП КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ

Описывается система мониторинга выносных аккумуляторных батарей, реализованная на базе MasterSCADA и датчиков контроля батарей. Система обеспечивает контроль таких электрических характеристик, как емкость, напряжение заряда/разряда, сопротивление аккумулятора.

Времена, когда в кухонном шкафчике хранился запас свечей, давно прошли. Сегодня на помощь приходят резервные линии с автоматическим вводом резерва (АВР) и собственные дизель-генераторные установки (ДГУ). Они позволяют минимизировать
ущерб от отключения электроэнергии, но не всегда мгновенно и полностью. Переключение на резервную линию может занимать порядка 0,3 с. Запуск ДГУ и того больше — 30…60 с. Кроме того, эти решения не обеспечивают выходного напряжения необходимого качества.

Поэтому на предприятиях, где перебои в электроснабжении неприемлемы и к качеству питающего напряжения установлены высокие требования, используют источники бесперебойного питания (ИБП) с аккумуляторными батареями (АКБ). Их безотказная и четкая работа обеспечивает нормальное функционирование как отдельных сервисов, так и предприятия в целом. Использование ИБП позволяет избежать провалов и всплесков напряжения, импульсов в сети, высокочастотного шума, разбега частоты (отклонение частоты более чем на 3 Гц).

Аккумуляторные батареи — основа любого ИБП, и от их состояния зависит правильность и долговременность работы всей системы в целом. Большинство производителей свинцово-кислотных герметичных батарей, которые обычно применяются в ИБП, заявляют срок их службы до 5 лет при условии соблюдения рекомендуемых режимов эксплуатации. Реальный же срок колеблется в диапазоне 2…4 лет. К концу этого периода емкость батареи может значительно снизиться (иногда до 25% от начальной и менее). Отслужившие герметичные батареи практически не поддаются «реанимации» и подлежат замене.

Причин деградации аккумуляторов много. От интенсивного использования наступает сульфатация пластин, от перегрузок осыпаются активные вещества, происходит испарение электролита.

Неисправность и выход из строя АКБ вызывают долгосрочные факторы:
воздействие окружающей среды (температура, влажность, механические повреждения);

  1. неправильный заряд/разряд (большой период заряда, высокое напряжение заряда, аномальная кривая разряда);
  2. неисправный аккумулятор в цепи;
  3. некалиброванный ИБП;
  4. высокое внутреннее сопротивление батареи;
  5. высокая внутренняя температура батареи;
  6. потеря электролита, сульфатация пластин.

Если эти причины не были вовремя обнаружены и исправлены, то впоследствии будут способствовать ухудшению состояния батарей. Залогом стабильной и длительной работы батареи является ее правильная эксплуатация. Работа при повышенных температурах окружающей среды — основная причина износа. Оптимальная температура для работы АКБ — 10…25°C. При повышении до 40°C прогнозируемый срок службы сокращается до 1,5…2 лет. Температура 50°C — критическая для батарей этого типа: аккумулятор может выйти из строя уже через несколько месяцев.

Рис. 1. Зависимость срока службы батареи от температуры и заряда

Не стоит допускать глубоких разрядов батареи (падение напряжения ниже 1,7 В на элемент), а также превышения зарядного тока и конечного напряжения заряда, рекомендуемых изготовителем: более 2,3 В на элемент в дежурном режиме, 2,4 В — при циклическом режиме работы. Превышение напряжения заряда на 0,2 В уменьшает срок службы на 50% (рис. 1).

В связи с этим необходимо своевременно выявлять плохие аккумуляторы, исключать случаи недозаряда, контролировать напряжение заряда и температуру окружающей среды.

Срок службы литий-ионных аккумуляторов также зависит от уровня заряда и температуры. При температуре выше 30°C способность удержания заряда снижается до 80% от нормы, а при нагреве до 45°C снижается вдвое. Батареи могут быть либо встроены в ИБП, либо
быть съемными и выносными (большей емкости). Современные ИБП со встроенными батареями от именитых производителей (APC by Schneider Electric, Huawei), как правило, обеспечиваются серьезными средствами контроля и позволяют выводить информацию на диспетчерский пункт по одному из стандартных протоколов (SNMP или Modbus).

Рис. 2. Батарейные блоки

На рис. 2 представлена система с выносными батарейными блоками, которые соединены последовательно. При таком подключении аккумуляторов
ИБП не имеет встроенных средств диагностики каждой отдельной батареи. А необходимость в этом есть. Например, надо контролировать «равномерность» заряда. Одна батарея, емкость которой ниже соседних, приводит к уменьшению срока службы всех батарей.

Инженерами компании ИнСАТ была опробована система контроля состояния батарей PBAT, предоставленная компанией Энергометрика (www.energometrica.ru). Датчики PBAT802 или PBAT812 для батарей на 2 и 12 В соответственно подключаются непосредственно к выносным батареям и позволяют в режиме реального времени контролировать напряжение, емкость, сопротивление, температуру, состояние и режимы работы аккумуляторных батарей. Датчик PBAT800 позволяет измерять ток в цепочке батарей в диапазоне -1000. 1000 А. Датчики подключаются к устройствам с интерфейсом RS-485 по протоколу Modbus RTU (то есть могут взаимодействовать с любым контроллером для сбора и анализа данных) либо напрямую к серверу сбора данных (рис. 3) с установленной системой MasterSCADA через MasterOPC Universal Modbus Server.

Читать еще:  Что делать если примерзли колодки ручного тормоза

Рис. 3. Схема контроля батарейных блоков

После установки данной системы пользователь получает следующие преимущества:

непрерывный контроль всех параметров АКБ при исключении человеческого фактора; своевременное выявление батарей,

требующих обслуживания, в том числе на удаленных объектах;

возможность организации планомерной работы сервисной службы;

повышение надежности аккумуляторных систем ИБП за счет своевременного обнаружения неисправных элементов;

возможность формирования отчета о состоянии аккумуляторов с целью планирования замены;

применение свободно программируемого контроллера позволяет опрашивать дополнительные датчики с аналоговыми и дискретными сигналами (температура помещений, сигналы протечек);

ПЛК может управлять нагрузкой при помощи своих релейных выходов.

Система мониторинга состояния аккумуляторных батарей дает пользователю полную картину их работоспособности, что полностью исключает все спорные моменты при выяснении причин выхода из строя АКБ. В системе мониторинга вся предупреждающая и аварийная информация фиксируется: ведется журнал событий, все необходимые данные заносятся в архив и могут выводиться в виде графиков (трендов) за продолжительный период времени (рис. 4). Аналитические возможности модуля трендов позволяют одновременно сопоставлять изменение параметров батарей с событиями в системе и с параметрами другого оборудования.

Рис. 4. Мнемосхема трендов в системе мониторинга АКБ

Таким образом, типовое решение системы диагностики аккумуляторных батарей на MasterSCADA можно эффективно использовать в любой производственной сфере, где применяются источники бесперебойного питания. Например, имеется решение, обеспечивающее диагностику состояния батарей в центрах обработки данных (ЦОД), реализованное при помощи стандартных средств от производителя ИБП, дополнительного модуля контроля температуры батарей и MasterSCADA [1, 2]. При минимальном вложении средств система диспетчеризации АКБ принесет существенную пользу предприятию.

Список литературы
1. Бажуков И.М. SCADA-система как инструмент технической диагностики // Автоматизация в промышленности.
2016. №10.
2. Аблин И. Е. SCADA-системы в диспетчеризации зданий//Автоматизация в промышленности. 2009 № 10

Бажуков Игорь Михайлович – начальник отдела комплексной автоматизации ООО «ИнСАТ».

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность

Один из важных элементов авто, требующих проверки, является аккумулятор, или АКБ. Исправность аккумулятора и его работоспособность очень важны, так как именно благодаря АКБ автомобиль заводится, и от него же питаются электроэнергией все системы машины: фары ближнего и дальнего света, медиасистема и многое другое.

Содержание

Если вы уже встретились с продавцом и хотите быть уверенным в том, что в случае покупки автомобиля вам не придётся первым же делом сломя голову бежать в магазин за новым АКБ, стоимость которого обычно составляет более 10 тысяч рублей, то у вас есть несколько способов проверить аккумулятор на авто:

  • Осмотреть аккумулятор внешне;
  • Измерить напряжение на аккумуляторе мультиметром;
  • Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой;
  • Проверить уровень электролита в аккумуляторе.

Каждый вопрос мы рассмотрим детально, но сразу отметим, что четвёртый вариант с проверкой уровня электролита доступен только для обслуживаемых аккумуляторов. Но так или иначе, существует ряд методов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, и в этой статье мы их рассмотрим.

Внешний осмотр аккумулятора

Вы встретились с продавцом и уже обошли автомобиль по кругу, увидели, какой он чистый и красивый. Пришло время заглянуть под капот, вы поднимаете крышку и видите обычное содержимое подкапотного пространства, двигатель и многочисленные системы, которые поддерживают работу автомобиля.

В большинстве случаев здесь же, в подкапотном пространстве, находится и АКБ – прямоугольная коробка с электролитом внутри, к которой подходят два провода – плюсовой и минусовой. Эти провода идут к блоку-распределителю, и от этой электролитовой массивной «батарейки» электроэнергией питается вся машина и все ее системы.

Даже если вы ничего не понимаете в автомобилях и отправились на самостоятельный осмотр скорее в рамках соблюдения формальности, вы все равно сможете по внешнему виду АКБ определить, в каком он состоянии.

При внешнем осмотре внимание следует обращать по большей части на целостность элементов, и на то, чистый ли сам по себе аккумулятор и контакты. Существует ряд внешних факторов, наличие которых сразу сообщает о необходимой замене или, как минимум, чистке аккумулятора.

    • Грязь на контактах. Для того, чтобы аккумулятор работал, оба контакта, подходящие к нему проводкой, должны быть чистыми. В случае, если контакты грязные, это говорит о том, что АКБ не новый, а грязь будет мешать корректной работе контактов.
    • Окисление выводов – невооружённым глазом можно увидеть на клеммах аккумулятора посторонний налёт – это окисление, которое в большинстве случаев связано с утечкой электролита. Электролит представляет собой кислоту, которая находится внутри АКБ. Если она разливается и попадает на контакты, это может привести к ухудшению работы аккумулятора и снижению площади контакта.
    • Трещины на корпусе – аккумулятор сам по себе должен быть целым. Пластиковая коробка, в которой содержится электролит, не должна иметь повреждений. Это тоже хорошо видно без дополнительного оборудования и при хорошем освещении.
    • Грязь, пыль, подтёки электролита – всё это устраняется ветошью, и нельзя допускать, чтобы автомобиль ездил с грязным аккумулятором, так как токопроводящий налёт будет способствовать его быстрой разрядке и ухудшению работы.

Помимо внешнего осмотра можно запустить двигатель автомобиля. Особенно показательным будет запуск «на холодную», если двигатель долгое время не заводили, а на улице холода. Если машина завелась легко – аккумулятор в порядке, если же она не завелась или завелась натужно, фары светят тускло, и приборная панель тоже не ярко подсвечена, то аккумулятор следует менять. Или, по крайней мере, проверить его приборами, о чем мы расскажем далее.

Измерение напряжения мультиметром

Если вы не хотите проверять состояние аккумулятора «на глаз», или же просто хотите иметь на руках точные результаты в численном выражении, вам потребуется такое устройство, как мультиметр.

Итак, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром: само по себе устройство имеет два щупа, один из которых красного цвета, а другой – черного. Для того, чтобы измерить напряжение на батарее аккумулятора, требуется перевести мультиметр в режим измерения и прислонить красный щуп к «плюсовому» выводу, а чёрный щуп, соответственно, к «минусовому».

Процедура проводится на выводах аккумулятора без нагрузки. В случае, если аккумулятор как следует заряжен, результат на приборе составит порядка 12,6-12,9 вольта. Это нормальное напряжение, которое должно быть на полностью заряженном АКБ. Если вы напутали с цветами щупов, то цифра будет та же, просто отобразится со знаком минус.

Если мотор запущен, то мультиметром тоже можно проверить работу аккумулятора, но в данном случае будет проверяться наличие его работы вместе с генератором, а также исправность регулятора напряжения. Когда мотор работает, показатели должны быть чуть выше – от 13 до 14 вольта. Если показатель ниже, для аккумулятора это будет означать проблемы с зарядкой, а в случае, если показатель выше – начнется процесс электролиза воды.

Существует метод, как по напряжению определить степень разрядки аккумулятора. Напряжение 12,5 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,1 — на 50%, а 12 — на 10 процентов. Хотя метод и приблизительный, однако проверенный.

Мерить прибором также желательно «на холодную», так как недавно работавший автомобиль может выдать более высокие значения и ввести в заблуждение. Мультиметр проверяет степень заряженности, но не даёт исчерпывающей информации о его работоспособности. Для этого лучше применить нагрузочную вилку.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – инструмент очень точный, однако редко встречается в «ручном» обращении, так как применяется преимущественно на СТО. Прелесть этого способа проверки в том, что благодаря ему будет известен абсолютно точный результат.

Нагрузочная вилка работает схожим с мультиметром образом: она также подключается к клеммам аккумулятора, но даёт ток короткого замыкания. Как мы уже говорили, без нагрузки показатель должен приближаться к 13 вольтам. Нагрузочная вилка имитирует работу стартера, из-за чего напряжение в момент применения «проседает».

Падение должно быть не более, чем до 9 вольт. В противном случае это будет означать, что аккумулятор сильно разряжен. После снятия нагрузки показатель снова «откатывается» к изначальному значению. Если под нагрузкой напряжение «проседает» до 5, а то и до 3 вольт, это означает, что аккумулятор не сможет запустить двигатель автомобиля.

Над сменой аккумулятора рекомендуется задуматься уже в том случае, если напряжение при использовании нагрузочной вилки падает ниже 9 вольт.

Крайне важное замечание: нагрузочная вилка подаёт напряжение порядка 200 ампер на аккумулятор, и ей не рекомендуется пользоваться при низкой температуре. Идеальными условиями для «полевого» использования данного аппарата является температура +20-25 градусов Цельсия.

В случае, если подать напряжение на холодный аккумулятор, есть риск его сильно разрядить.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим. Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации.

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector