2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильный транспорт России

Автомобильный транспорт в России

Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта.

В условиях России, в отличие от европейских стран и США, автомобильный транспорт используется в основном для перевозки небольших потоков грузов на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Это связано со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью.

К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и высокую маневренность автотранспортных средств, позволяющую осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров, а значит и без дополнительных затрат на эти операции.

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет почти 80% от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).

Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных — 355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3/4.

В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.

Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

Также необходимо учесть, что в России производится только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства в бывшем СССР. Это в ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

— Самара, Москва — Нижний Новгород — Казань, Москва —
Ярославль и др.

Кроме Москвы очень крупными автомобильными узлами являются: Санкт-Петербург, от которого помимо Мое конского шоссе автомагистрали идут на север через Петрозаводск к Мурманску, на юг — через Псков, Витебск Киев и Одессу, на запад — через Таллинн, Ригу в Калининград; Ростов-на-Дону с межрайонными автодорогами Ростов — Краснодар — Новороссийск, Ростов — Армавир -Грозный — Баку, Ростов — Волгоград и др. В восточных районах плотность сети автодорог резко снижается. Важное значение имеют Амуро-Якутский тракт (Невер в Амурской области — Алдан — Томмот — Якутск), соединяющих Якутию с другими районами страны; Ангаро-Ленский трда (Заярск — Усть-Кут), связывающий верховья Лены с Ся бирской магистралью; Чуйский (Бийск в Алтайском крае, — Горноалтайск — Монголия) и Кяхтинский (Улан-Удэ Кяхта в Бурятии) тракты, связывающие нашу страну Монголией; Колымское шоссе (Магадан — Якутск); автомагистрали Хабаровск — Владивосток, Абакан — Кызь (Усинский тракт) и др.

В условия России, в отличие от европейских стран и США, он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет всего 24 км. Высокая маневренность автотранспортных средств дозволяет осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров.

Наряду с этим у автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и ко-роткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет около 3 /4 от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).

Основу автодорожной сети России общей протяженностью 916 тыс. км (длина всех шоссейных дорог как общего пользования, так и ведомственных) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3 /4- Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров.

Первая дорога с твердым покрытием Москва — Санкт-Петербург была проложена в 1817—1834 гг., т.е. еще до постройки железнодорожной магистрали. Однако к широкому строительству автомобильных дорог в России приступили только после пуска первых крупных отечественных автозаводов и начала автомобилизации страны. Особенно бурное строительство и реконструкция дорог с твердым покрытием происходили в 60—70-е годы.

В 80-е годы приступили к строительству так называемых автобанов — дорог высокого технического уровня с разноуровневыми транспортными развязками (трассы Москва — Симферополь, Москва — Рига и др.).

Однако темпы их строительства были чрезвычайно низкими — несколько десятков километров в год при потребности в десятки и сотни раз больше. Поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.

2 различия между ранее освоенными районами европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения» достигают десятков и сотен раз.

Конфигурация автодорог в европейской части страны во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т. д., а на некотором отдалении от Москвы они соединяются кольцевыми и хордовыми структурами. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. До настоящего времени еще не построена сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы страны.

Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта» необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием (по некоторым оценкам до двукратного уровня).

Автомобильный транспорт широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных по
ездок составляет 17%, а междугородных — менее 1%. В последние годы
в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.

В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, черные металлы, товары народного потребления.

Несмотря на высокую адаптацию операторов грузового автомобильного транспорта к рыночным условиям, состояние этого сектора экономики в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным.

За период 1998 — 2005 годов в секторе перевозок грузов автомобильным транспортом Краснодарского края прошли базовые изменения, возросла тенденция развития частного сектора. В настоящее время более 96 процентов перевозчиков имеют частную форму собственности, в том числе индивидуальные предприниматели составляют 59 процентов от их общего количества. Частными перевозчиками различных организационно-правовых форм собственности эксплуатируется около 88 процентов транспортных средств, в том числе индивидуальными предпринимателями — 20 процентов от их общего количества.

В 2004 году общее количество грузовых автомобилей увеличилось до 33 882 единиц, что составило 19 процентов от всех автомобилей, зарегистрированных в крае.

За период с 2000 — 2004 годы наблюдался устойчивый рост количества грузовых автомобилей, его ежегодное увеличение составляло в среднем 3 — 4 процента в год. К концу 2004 года, без учета спецтехники и машин для перевозки крупногабаритных грузов, численность грузовых автомобилей, зарегистрированных в крае, составила 171775 единиц. Из них более 50 процентов являлось собственностью частных лиц.

Читать еще:  Разборка и дефектация заднего моста УАЗ-3151

Существенно изменилась структура лицензированных перевозчиков. В 2004 году государственные автогрузовые предприятия, имеющие в среднем около 12 автомобилей каждое, составляли всего лишь 4 процента, частные предприятия, имеющие в среднем около 7 автомобилей каждое, составляли не более 37 процентов и индивидуальные предприниматели, имеющие каждый 1 — 2 автомобиля, составляли 59 процентов.

Недостаточный технический уровень грузового автомобильного транспорта и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественное предоставление транспортных услуг, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции Краснодарского края, в 2004 году составляла 20 — 30 процентов, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где такая доля составляет 7 — 8 процентов

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 2 июля 2005 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» из лицензируемых видов деятельности исключена перевозка грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, что свидетельствует об отсутствии в настоящее время контроля этого сектора экономики со стороны органов государственной власти.

Основные фонды сектора грузовых перевозок автомобильным транспортом обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 55 — 70 процентов и продолжает возрастать. Разукрупнение автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм собственности, повлекло сокращение, а порой ликвидацию ремонтных служб и служб эксплуатации, а также ослабление производственно-технической базы перевозчиков. На фоне общего старения парка грузовых перевозок это в свою очередь привело к снижению технического состояния подвижного состава, экологической безопасности.

Общий ущерб от таких негативных последствий низкого уровня транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций ежегодно составляет не менее 7 — 8 процентов от величины российского валового продукта.

Значительно обострилась проблема обеспечения и поддержания антитеррористической безопасности отрасли в целом и транспортной инфраструктуре, связанная с возросшим уровнем криминогенной обстановки.

Слабо реализуются возможности увеличения доходов бюджета Краснодарского края за счет экспорта транспортных услуг в другие регионы России и за рубеж. Не до конца используется транзитный потенциал края, а положение перевозчиков Краснодарского края на внутрироссийском и международном рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям.

Доля перевозчиков Краснодарского края в общем объеме междугородних перевозок автомобильным транспортом в/из Краснодарского края достаточно мала и составляет, в настоящее время, около 20 — 25 процентов, а на международном рынке грузовых перевозок — не более 1,2 — 1,7 процента.

На территории края не завершено формирование опорной транспортной сети. В течение десяти последних лет транспортная инфраструктура края и сектор грузовых перевозок автомобильным транспортом развивались без должной координации между смежными видами транспорта и без учета развития производительных сил. Это привело к прямым потерям при осуществлении несвоевременных проектов и не позволило добиться системного эффекта в работе грузового автомобильного транспорта.

Результатом несбалансированного и бессистемного развития инфраструктуры стало возникновение многочисленных вопросов при функционировании опорной транспортной сети Краснодарского края. В настоящее время отсутствует развитая дорожная инфраструктура на подходах к морским торговым портам (ни один из портов края не имеет прямого соединения с сетью федеральных автомобильных дорог, а железнодорожные подъездные пути не справляются с резко возросшим потоком грузов). Это, в свою очередь, приводит к значительным скоплениям грузовых автомобилей в черте основных грузообразующих районов края. Наряду с количественным увеличением парка грузовых автомобилей, принадлежащих физическим лицам и расширением сектора частных перевозчиков, произошло ослабление учета и контроля их деятельности.

Устаревшая система государственного контроля при межведомственной разобщенности контролирующих государственных структур не обеспечивает должной эффективности и требует серьезной модернизации.

Практически отсутствует маркетинг рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, а существующий государственный статистический учет не дает полноценной и правдивой информации, не позволяет принимать эффективные управленческие решения, соответствующие современным требованиям экономики. Растет правовая безграмотность среди участников рынка услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (перевозчики, экспедиторы, грузоотправители, грузополучатели). Появление на рынке многочисленных перевозчиков и новых потребителей услуг, ранее не знакомых с транспортной деятельностью, постоянные изменения в законодательстве, снижение требований к субъектам этого рынка услуг и ослабление государственного контроля, создали предпосылки для возникновения и появления многочисленных нарушений в области права и ведения финансово-хозяйственной деятельности и отчетности сектора перевозок грузов автомобильным транспортом. Возникшие в нем проблемы создают угрозу экономическому росту, развитию бизнеса и как следствие приводят в целом к замедлению социального — экономического развития Краснодарского края.

География транспорта России;

Транспорт — важная составляющая хозяйственного комплекса РФ. Его доля в общем числе занятых в экономике страны — 7%, в производствен­ных фондах 20%. В России, в связи с огромными пространствами, неравномерностью распреде­ления природных богатств, населения, производства, роль транспорта в обеспечении нормаль­ного функционирования хозяйства неизмеримо возрас­тает.

По грузообороту доля основных видов транспорта в РФ выглядит так: трубопроводный транспорт – 53%, ж-д – 38%, автомобильный – 4%, морской – 3%, внутренний водный – 2%, воздушный – менее 1%; по пассажирообороту: ж-д и автотранспорт – по 43%, воздушный – почти 14%.

Три основных магистральных направления транспортной системы РФ: широтное («восток-запад») – самое главное среди всех трех и два меридиональных – центрально-европейское (Москва-Украина) и волго-кавказское.

Почему широтное магистральное направления транспортной системы РФ является самым главным?

Железнодорожный транспортпо сумме грузооборота и пассажирооборота на первое место выходит на первое место. В условиях России он наиболее эффек­тивен для перевозки массовых грузов на средние и дальние рас­стояния, а также пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях.

Ведущая роль ж-д транспорта в транс­портной системе РФ обусловлена не только природ­ными, экономическими и др. особенностями страны (про­тяженность и климатические условия ее тер­ритории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов, на­правление и характер сложившихся тер­риториально-экономических связей и т. п.), но и рядом его преимуществ перед други­ми видами транспорта (надежность, рит­мичность движения вне зависимости от природно-климатических условий местности, универ­сальность, высокая пропускная спо­собность, относи­тельно низкая себестоимость).

География российских же­лезных дорог не претерпела существенных изменений с советских времен. Наиболее густую и разветв­ленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Решающую роль в ней играет радиально-кольцевая система вокруг столицы (от Москвы в разных направлениях отходят 11 радиальных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ).

Особо нужно отметить самую протяженную железную дорогу мира — Транссиб(Транссибирская ма­гистраль) Челябинск — Владивосток. Важное значение имеет такжеЮжно-Сибирская магистраль(Уфа — Магнитогорск — Астана — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет) и БАМ (Байка­ло-Амурская ма­гистраль (Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре — Со­ветская Гавань).

Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечиваютсвязи и взаимодействие главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значитель­ные участки сибирских магистралей оказались за преде­лами России (в Ка­захстане).

В нашем регионе ж-д немного, основное значение имеет до­рога Тюмень — Сургут — Уренгой.

Одной из самых главных проблем ж-д транспорта страны является его техническая отсталость. Из-за изношенности дорог и устарелости электровозов и тепловозов средняя скорость поезда в России составляет менее 50 км/ч, причем за последние полвека она даже немного понизилась. Для сравнения, в ЕС с такой скоростью движутся только региональные поезда, курсирующие на расстояния до 200 км., средняя скорость межрегиональных скорых поездов в ЕС — 100 км/час

В последние годы в России началось активное строительство скоростных железных дорог. Поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс» на участке Москва — Санкт-Петербург развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата.

Автомобильный транспортиграет ведущую роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть же­лезных дорог развита слабо (или вовсе нет), а ис­пользование рек затруднительно (замерзают), автотранс­порт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние пере­возки автотранспорт осуществляет также при перевозке некоторых скоропор­тящихся грузов. Однако пере­возки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Выделяют три зоны автодорог в России

1. Европейская зона – наиболее густая, решающую роль в ней играет треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ.

2. Южная зона – тянется вдоль южных границ России от Ростова до Кемерова и далее с разрывом в Забайкалье до Приморья – относительно густая зона.

3. Все остальное (большая часть страны – Европейский Север, Север Западной, Сибири и Дальнего Востока) – почти сплошное бездорожье, дорог часто или вообще нет или только зимники.

Что располагается в центре треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ?

К какой зоне автодорог относится Югра?

Главная проблема этого вида транспорта в России – слабая густота автодорог и катастрофически-низкое их качество. Для сравнения: густота автодорог в России – 58 км/1000 кв. км. – это 28 место с конца списка (на европейской части страны – 310 км/1000 кв. км.), в США – 677 км/1000 кв. км., в Канаде – 104 км/1000 кв. км., в Германии – 1800 км/1000 кв. км; доля автомагистралей среди автодорог России в США – 50%, в России – 0,6%. Строительство кв. км полотна автодороги в России, по оценкам экспертов, обходится дороже, чем в Финляндии в 23 раза, при этом ее качество в 2 раза хуже.

Основные достижения в автодорожной системе последних лет – достраивается многострадальная полувековая автодорога Чита-Находка («Путин-БАМ»), после 20 летнего перерыва опять ссоружаются новейшие автомостов (началось с автомо моста через Объ в районе Сургута, построенного в 2005 г.).

2004 г. – программа развития автодорог в РФ: рост протяженности автодорог на 1/3, основные средства вкладываются в ремонт автодорог, будут созданы также альтернативные платные автодороги.

Какую зону автодорог расширяет Путин-БАМ? Какое это имеет значение?

Морской транспортРоссии, с ее огромной протяжен­ностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов, в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (более 90% грузооборота страны в международном сообщении) и в транспортном обслуживании районов Севера и Дальнего Востока, имеющих выход к морям.

По многим параметрам мор­ской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок и грузоподъемность, практи­чески неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от при­родных и навигационных условий.

После распада СССР за пределами России остались многие крупные морские порты. Мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью потребности страны. Поэтому Рос­сия вынуждена использовать порты сопредельных госу­дарств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта Рос­сии принадлежит портамДальневосточного (Тихооке­анского) бассейна (почти 50% грузооборота). Особая важность внутри­- и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта практически нет. Круп­нейшие порты — Владивосток; Находка; Советская Гавань, Петропавловск-Камчатский, Анадырь.

Черноморско-Азовский бассейнпо объему отправляемых морским транспортом грузов (25%) занимает 2 место, по пассажироперевозкам — первое. Крупнейшие порты Новороссийск, Туапсе, Сочи.

Бассейн Северного Ледовитого океанавключает Бе­лое, Баренцево и Карское моря.Россия до сих пор слабо использует свой главный козырь в морском транспорте – Главсевморпуть.Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Крупнейшие морские порты — Мурманск, Архан­гельск, Диксон, Игарка, Дудинка, Ха­танга.

Читать еще:  Как вытащить болт с сорванной резьбой

Балтийский бассейнтак же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей Рос­сии со странами Европы и Америки. Крупнейшие порты — Санкт-Петербург, Калининград.

В последнее время из-за высоких тарифов и налогов значительная часть российского торгового флота России по примеру многих развитых стран ушла под флаги нейтральных государств.

Главными достижениями последних лет является завершение реконструкции Санкт-Петербургского морского порта и усиление внимания Правительства РФ к Главсевморпути

Под какими именно флагами ходят сейчас многие российские морские корабли?

Речной транспортв транспортной системе страны — один из старейших. Одна­ко в результате развития других видов транспорта значение внутренних водных систем существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в от­ношении других видов транспорта. Доля реч­ного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелика (2,5 и 0,25%) и обнаруживает тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдален­ных Северных и Восточных районах, не располагающих други­ми видами транспорта и для пе­ревозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по желез­ным или авто- дорогам (строительные материалы — гравий, песок, щебень, круглый лес).

Более 50% перевозок грузов и пассажиров реч­ного транспорта страны приходится на рекиВолго-Камского бассейна. (Волга, Кама, Ока и канал им. Москвы, обеспе­чивающий связь р. Москвы с Волгой. Волга также со­единена Волго-Донским каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем). Крупнейшие порты бассейна — Москва, Ярославль, Ниж­ний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ас­трахань

Второе место занимаетЗападно-Си­бирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом — связывает южные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Круп­нейшие порты на Оби — Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов здесь во многом связаны с ос­воением нефтегазовых месторождений, лесных ресурсов (с юга на север поступают тру­бы и буровое оборудование, стройматериалы, на юг — лес и нефтяные грузы). По рекам транспортируют так­же грузы (в глубинные районы Сибири), доставленные по Северному морскому пути

Большое значение речтранспорт имеет дляВос­точной Сибири и Дальнего Востока.В Восточной Сиби­ри главные магистрали Енисей с Ангарой, Лена и Байкал. На Дальнем Востоке — Амур.

Воздушный транспортвыполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие рассто­яния. По доле в пассажирообороте (16%) он уступает только ж-д и авто- транспорту, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик, тут пре­обладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В авиатранспорте перевозки пассажиров составляют 4/5, грузов -1/5. Крупнейшим авиаузлом является Моск­ва (30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны).

Основная проблема авиатранспорта РФ – катастрофический износ судов. Большая их часть была создана еще в советское время. По всем техническим характеристикам они уже выработали весь свой ресурс. Но на покупку новых авиасудов у кампаний нет средств. От серийных авиакатастроф нас спасает только то, что запас прочности советских самолетов оказался большим, чем предполагалось

Трубопроводный транспорт— самый молодой, но по грузообороту — ведущий вид транспорта. Его доля в грузообороте страны растет, что обусловлено рядом его эксплуатаци­онных преимуществ (надежность, вы­сокая пропускная способность, низкая себестоимость и др.), освоением месторождений нефтегазовых ресурсов и своеобразием их размещения от­носительно основных потребителей на внутреннем и внешнем рынке. Протяженность магистраль­ных нефтепроводов — 65 тыс. км, газопроводов — 149 тыс. км. Отдель­ные части трубопроводов, входившие в Единую систему неф­те- и газоснабжения СССР, находятся вне пределов Рос­сии (в странах СНГ). Из основ­ных нефтедобывающих и газодобывающих районов страны нефте- и газопроводы проложены в Европу, в последнее время строятся крупные трубопроводы в Китай и к портам Тихого Океана.

Автомобильный транспорт России. 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • расширить и углубить знания учащихся об автомобильном транспорте России;
    • сформировать знания о главных особенностях автомобильного транспорта;
    • дать представление о географии автомобильного транспорта;
    • научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности, к решению практических задач;
    • сформировать знания о проблемах автомобильного транспорта;
    • показать важность для хозяйства формирования стабильной работы автомобильного транспорта.
  • Развивающие и воспитательные:
    • развивать мышление учащихся при изучении путей решения проблем автомобильного транспорта;
    • совершенствовать у учащихся умение сравнивать и обобщать факты на примере формирования знаний об особенностях автомобильного транспорта;
    • способствовать экологическому воспитанию школьников при изучении проблем автомобильного транспорта.
  • Практические:
    • совершенствовать умение анализировать тематические карты;
    • совершенствовать умение работать в группе;
    • совершенствовать умение оформлять схемы и заполнять таблицы;
    • совершенствовать умение выбрать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа особенности автомобильного транспорта России;
    • закрепить приемы работы с различными источниками географической информации;
    • закрепить умение анализировать диаграммы;
    • закрепить умение показывать по карте города России.

В начале урока я предложила учащимся посмотреть два фрагмента из кинофильмов «Берегись автомобиля» и «Приключения итальянцев в России», где показаны МКАД и дороги России, один слайд с изображением дорожных пробок на Садовом кольце в Москве и ответить на вопросы:
– Подумайте и сформулируйте, что объединяет кинофрагменты и слайд
– Как вы думаете, на какую тему будет сегодня урок? О чем мы с вами будем сегодня говорить?
Демонстрация слайда с названием урока «Автомобильные дороги России». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Дальше я задала учащимся вопрос:
– Что вы знаете об автомобильном транспорте России?
Все, что они назвали, я написала синим мелом на доске в виде схемы (этот прием называется кластер), а учащиеся – на чистом листе бумаги синим фломастером (учащиеся работали по двое).

Огромная территория России может быть связана воедино только при надежной и четкой работе транспорта.
Активные контакты между людьми, между жителями разных районов, возможность обмена ними – необходимое условие развития общества, без этого невозможны и ощущение единства России и целостности нашего государства.
Дальше я спросила учеников:
– С какой целью был недавно осуществлен визит премьер министра России Владимира Владимировича Путина в Сибирь и на Дальний Восток?

  1. Открывать дорогу Чита – Хабаровск. Это дорога с запада на восток России (Москва – Владивосток).
  2. Поддержать автомобильную промышленность России.

Демонстрация слайда «Федеральная автомобильная дорога М 58 «Амур».

Проект дороги разрабатывался с 1960 года. Строительство заморожено с 1978 года. Решение о достройки было принято в 2000 году. Сейчас открыто сквозное круглогодичное движение.
Дальше я предлагаю ребятам открыть атлас на странице 25 «Карта транспорта» и найти в условных знаках автодороги. Предлагаю им по физической карте России у доски показать города, через которые проходит федеральная автомобильная трасса М 58 «Амур»: Москва – Новосибирск – Красноярск – Чита – Хабаровск – Владивосток.

Первая шоссейная дорога в России Москва – Петербург была проложена в 1817 – 1834 году. Эту информацию ребята записывают в тетрадь.
Автомобильные дороги – это транспортные пути с комплексом сооружений для движения автотранспорта.
Автодороги высшего класса – это автострады. Они обеспечивают скоростное движение автомобилей и не имеют пересечений на одном уровне с другими дорогами, их прокладывают в обход городов и промышленных центров.

Демонстрируется слайд автострады.

Дальше я задаю учащимся вопросы:
– Какие существуют два вида автомобильного транспорта? (Грузовой и пассажирский.)
Ученики записывают данную информацию в тетрадь.

– Каково их значение для общества?
Грузовой транспорт перевозит грузы, а пассажирский – население.

– Каковы требования к работе современного автомобильного транспорта?

1) скорость
2) надежность
3) безопасность
4) четкая информация о месте нахождения груза

Эту информацию учащиеся записывают в тетрадь.

Потом я предлагаю учащимся заполнить в путевых листах, которые лежат у них на столах, плюсы автомобильного транспорта России в сравнении с другими видами транспорта. Рекомендую ученикам посмотреть учебник – параграф по сухопутному транспорту России на странице 67 (учебник В.П.Дронова «География России. Хозяйство и географические районы»). Задание ребята выполняют по двое в течение 2-3 минут.

Плюсы автомобильного транспорта России:

1. Большая скорость
2. Большая маневренность
3. Доставка грузов «от двери к двери»
4. Возможность работы в труднодоступных районах (горы, север)
5. Большой пассажирооборот
6. Перевозки на любые расстояния

Затем я прошу прочитать, что у ребят получилось четырех человек. Дальше я демонстрирую слайд «Плюсы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них не хватает.

На следующем этапе урока учащиеся заполняют в путевом листе «Минусы автомобильного транспорта». Эту работу они опять выполняют по двое в течение 2-3 минут. Четыре человека зачитывают, что у них получилось.

Минусы автомобильного транспорта:

1. Небольшие расстояния
2. Низкая грузоподъемность
3. Высокая себестоимость перевозки
4. Зависимость от природных условий и рельефа
5. Низкое качество дорожного покрытия
6. Необходимость постоянного ремонта и поддержания автодорог
7. Большое загрязнение окружающей среды

Демонстрация слайда «Минусы автомобильного транспорта». Ученики дописывают в путевые листы то, чего у них нет.
Затем я демонстрирую слайд «Автомобильный транспорт России».

Эффективность работы автомобильного транспорта зависит от:

Общая протяженность автодорог России 920 тыс. км, 75 % которых имеют твердое покрытие, но только 1 % является качественными дорогами европейского уровня. В России нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики.

Учащимся предлагается вопрос:

– Чем отличается рисунок транспортной сети западных и восточных районов страны?
На западе много автодорог, а на востоке мало. В Европейской части страны радиусами от Москвы расходятся 12 крупнейших автодорог России.
Я предлагаю ребятам рассмотреть карту автомобильного транспорта Московской области, которая лежит у них на партах. Там прослеживается та же радиально – кольцевая структура дорог.

На следующем этапе урока демонстрируется слайд «Диаграммы грузооборота и пассажирооборота». Ученикам я предлагаю назвать виды транспорта, занимающие первые три места по грузообороту и пассажирообороту.

Дальше я предлагаю ребятам заполнить в путевом листе последнюю графу «Проблемы автомобильного транспорта». Ученики работают по двое в течение 2-3 минут. При этом они могут пользоваться текстом учебника на странице 69.
Прошу четырех учеников прочитать, что у них получилось.
На следующем этапе урока мы подводим итоги нашего обсуждения проблем автомобильного транспорта. Я демонстрирую соответствующие слайды. Ученики дописывают те проблемы, которые у них не написаны.

Проблемы автомобильного транспорта:

1. Плохое качество покрытия (причина – климат, перепады температуры. Нужны новые материалы).
2. Строительство новых дорог.
3. Платные дороги.
Принят Федеральный закон о платных дорогах. Первые платные дороги появятся в Ленинградской, Московской областях, в Краснодарском крае.
4. Программа утилизации старых автомобилей.
Государство ищет пути поддержки Российского автопрома. На отечественных предприятиях организована сборка автомобилей ведущих иностранных фирм:

1. Петербург
2. Калуга – Атлас страница 6
3. Балаково – Атлас страница16
4. Всеволжск – Атлас страница 28
5. Безопасность.
6. Экологическое состояние окружающей среды.
7. Москва – пробки, парковки.

Демонстрируется слайд «Проблемы автомобильного транспорта» кластер (схема). Я предлагаю учащимся взять из всех проблем только три, подумать и предложить пути решения одной из этих проблем с точки зрения автолюбителя и пешехода. Ученики работают в тетрадях по двое в течение трех минут. Потом я спрашиваю по несколько человек с каждого ряда. Ребята дополняют их высказывания и дописывают в свои тетради недостающие пути решения.

1 ряд – Безопасность
автолюбитель: пешеход:
1. Разделительные стенки 1. Подземные переходы
2. Контроль скорости 2. Обучение ПДД
3. Алкогольное опьянение 3. Социальная реклама
4. Подушки безопасности
5. Качественное обучение в ГИБДД
6. Запрет на использование телефонов

Читать еще:  Биение на руле

2 ряд – Пробки на дорогах
автолюбитель: пешеход:
1. Запрет на въезд грузовиков 1. Полосы для городского транспорта
2.Расширение узких дорог 2.Палатки у метро
3. Платные парковки
4.Единый центр управления светофорами

2 ряд – Экология
автолюбитель: пешеход:
1. Фильтры на автомобили 1. Зеленые насаждения
2. Качественное топливо 2. Парковки (ухудшение почвы)
3. Городской электрический транспорт
4. Развитие городского транспорта

Один бензиновый двигатель на 1000 л. топлива выбрасывает 200 кг. окиси углерода, 25 кг. углеводородов, 20 кг. окислов азота, 1 кг. сажи, 1 кг. сернистых соединений.
На следующем этапе мы подводим итоги урока. Возвращаемся к кластеру (схеме) на доске. Я задаю ребятам вопрос: «Что вы нового узнали об автомобильном транспорте в течение урока?» Я коротко записываю ответы учеников красным мелом на доске, дополняя кластер. Учащиеся делают то же самое на своих листках красным фломастером. Красного цвета в результате на схеме больше, чем синего. Таким образом, мы делаем вывод, что ученики на уроке узнали много нового.

Урок я закончила стихотворением (демонстрация слайда):

Бегут дороги по земле:
Грунтовые, асфальтные, лесные.
На выбор предлагают мне
Пройти по ним в края любые.

Дорога – это нить судьбы.
Куда нас заведет, в какие дали?
И пусть устанем от ходьбы,
Но счастье встретим, раз искали.

Дороги всегда ассоциировались с жизненным путем. Какую дорогу вы выберете, так и сложится ваша жизнь. Я вам желаю правильно выбрать свою дорогу, свой жизненный путь. Успехов вам и удачи. Спасибо за урок.

Транспортные магистрали России. Названия, список крупных, контурная карта, характеристики, примеры

Инфраструктура транспортных магистралей Российской Федерации является стратегическим и критически важным моментом жизнедеятельности государства. Экономические, политические, управленческие и военные вопросы напрямую связаны с наличием и состоянием этих коммуникаций.

Структура системы

Вся транспортная система России имеет сложную структуру с общим делением на сами магистрали, транспортные средства этих магистралей и управленческий элемент данного маршрутного сектора транспортировки. При этом есть общее разделение на транспорт общественный и транспорт промышленный.

По способу транспортировки объектов хозяйствования, в данную структуру входят следующие виды транспорта:

  • Железнодорожный.
  • Морской.
  • Речной.
  • Воздушный.
  • Трубопроводный.

При структурировании транспортной системы присутствует отраслевой элемент. Общее количество людей, задействованных в работе всей транспортной системы России, приближается к 3,3 млн. чел, или около 5% от общего количества всего работающего населения страны. По основному грузовому потоку лидируют железнодорожный и трубопроводный виды перемещения грузов.

Транспортные магистрали России: что это и из чего они состоят.

Автомобильный транспорт, имея перевозку почти половины грузов, отстаёт по причине небольшого, в среднем, расстояния самих перевозок. Основными видами пассажирского транспорта в России по количеству перевозимых людей определились: железнодорожный (30%), автобусный (30%), воздушный (30%), и остальное — метрополитен.

Главной проблемой транспортной системы на сегодняшней день в РФ считается невысокий технический уровень производств и большей части самих транспортных средств.

Это сказывается на качестве безопасности самих пассажирских перевозок и тормозит приток инвестиций. Своё негативное значение в систему перевозок пассажиров вносит и звёздообразная схема путей сообщения, которая служит некоторым фактором разобщения транспортировки.

Управленческий сектор всей транспортной системы состоит из общего количества перевозчиков и посредников с отдельными мелкими капиталовложениями.

Железнодорожный транспорт

Транспортные магистрали России, представляющие железные дороги страны, определены своим общим огромным расстоянием (85,5 тыс. км.). При этом половина этих путей является электрифицированными (1-е место в мире). Не считая трубопроводных магистралей, по железной дороге перевозится около 87% грузов и около 30% пассажиров.

Основные железные дороги страны:

Морской транспорт

Одним из основных моментов в экономических вопросах России стоят морские перевозки. По своему грузообороту они определили третью позицию после перевозок грузов железной дорогой и по трубопроводам. При этом морскими путями осуществляется внешнеэкономическая торговая деятельность страны с получением валюты, и внешние перевозки доминируют над внутренними (каботажными).

В стране находится 63 морских порта и около 950 перегрузочных пунктов, что позволяет перерабатывать порядка 800 млн. т. грузов в год (722 млн. т. в 2016 г.). Доля экспорта в этих цифрах приближается к 80%, более 8% составляет импорт, 6% — каботажные перевозки и 9% приходится на транзит. Немногим более половины морских грузов имеют наливную характеристику (углеводороды).

Российские морские порты (основные) рассредоточены по морским бассейнам следующим образом:

  • Каспийский бассейн (3 порта, 2% перевозок): Махачкала, Оля, Астрахань. Грузопоток по этому направлению осуществляется по международному морскому коридору Север — Юг. Половина грузов перевозится в контейнерах. Присутствует большая доля каботажных перевозок.
  • Арктический бассейн (19 портов, 8% перевозок): Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Витино. Переработка грузопотока в северном регионе связана с углеводородами, лесом и минеральным сырьём, а ввозится главным образом продовольствие.
  • Азово-Черноморский бассейн (12 портов, 32% перевозок): Новороссийск, Туапсе, Кавказ. Здесь преобладающими являются насыпные грузы, перевозимые сухогрузами, металлы, строительные материалы, а ввозятся продукты, трубопрокатные изделия и продукция машиностроения.
  • Дальневосточный бассейн (22 порта, 23% перевозок): Владивосток, Восточный, Ванино, Находка. В данном регионе основные перевозки грузов определены лесом и сырьем, а так же контейнерная грузовая переработка по линии Восток-Запад. Ввозятся через эти морские ворота оборудование, металлы, машины.
  • Балтийский бассейн (7 портов, 35% перевозок): Санкт-Петербург, Калининград, Приморск, Усть-Луга. Самый крупный объект по грузоперевозкам углеводородов и минеральных удобрений. Через это направление ввозятся машины, продовольственные и промышленные товары. У него существует перспектива на резкое увеличение перевозок контейнеров и рефрижераторов.

Речной транспорт

Транспортные магистрали России, относящиеся к перемещениям грузов и пассажиров по рекам, озёрам, каналам и водохранилищам, составляют длину порядка 100 тыс. км. Общая доля речных грузоперевозок небольшая и составляет 4%. Однако, имеет место неравномерность распределения этой доли в региональном плане.

Например, перевозимые грузы в регион Крайнего Севера по рекам составляет 80% от общего значения. В Якутию речным транспортом доставляют 46% всех грузов. Пассажирские перевозки в России по рекам почти не используются из-за низкой скорости передвижения речных судов и сезонности самих перевозок.

В основном здесь применяются туристические маршруты и передвижение по воде внутри городов в тёплое время года.

Основными транспортными речными артериями в РФ являются:

Транспортные перевозки

Единая транспортная система Российской Федерации включает различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, городской пассажирский, ведомственный (промышленный), которые обеспечивают перевозку грузов и людей.

В целом транспорт Российской Федерации — это комплекс же­лезнодорожных, морских, речных, автомобильные, воздушных, трубопроводных и других транспортных средств, путей сообщения, технических устройств и технических сооружений, расположенных на территории более чем 18 млн. кв. км., стоимость которых со­ставляет около 20 % от стоимости основных производственных фондов Российской Федерации. В 1988 году всеми видами транс­порта общего пользования отправлено 13200 млн. т. грузов, в том числе железнодорожным 4697 млн. т., трубопроводным 1242 млн. т., морским 257 млн. т., речным 690 млн. т., автомобильным 6911 млн. т. и авиационным 3 млн. т., и перевезено 57 млрх лассажиров. Общий пассажирооборот составил 1125 млрд. пассажкро-км.

Железнодорожный транспорт основной магистральный транс­порт в межрайонных и внутрирайонных сообщениях, на его долю приходится 80 % грузооборота и 50 % пассажирооборота. Желез­ные дороги в Российской Федерации имеют самую высокую в мире грузонапряженность.
Морской транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров между портами страны, а также осуществляет более 50 % всех ме­ждународных перевозок. Он является главным видом транспорта на Дальнем Востоке и Севере. Берега Российской Федерации омыва­ются водами двух океанов и 14 морей. Общая береговая длина со­ставляет около 60 тыс. км. Большим достижением морского транс­порта является освоение Северного морского пути.

Речной транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров в местком, межрайонном и магистральном сообщениях. В Россий­ской Федерации более 100 тыс. рек, общей длиной около 3 млн. км, примерно 500 тыс. км из них пригодны для судоходства и лесо­сплава. Кроме того, имеется свыше двух тысяч судоходных озер.
Главным недостатком речного транспорта является перерыв в работе во время зимнего ледостава, обмеления рек, а также низкая скорость сообщения.

Воздушный транспорт имеет главной задачей перевозку пасса­жиров, почты н грузов на большие расстояния. Пассажирские пере­возки составляют свыше 80 %.

Трубопроводный транспорт применяется для транспортирования нефтн, нефтепродуктов, газов, воды и других жидкостей и га­зов. Стоимость транспортирования по трубопроводам в 2. 3 раза меньше, чем на водном и железнодорожном транспорте, при этом возможна высокая степень автоматизации процесса.

Автомобильный транспорт — основной в городском и внутри­районном сообщениях и в районах страны со слабо развитыми дру­гими видами транспорта. Особенностями является большая манев­ренность и подвижность, высокая скорость доставки, короткий путь движения. Недостаток — сравнительно высокая себестоимость.
Низовую транспортную сеть могут также обслуживать город­ской пассажирский, промышленный и ведомственный транспорт.
Городской пассажирский транспорт включает метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус. Объем перевозок городским транс­портом составляет 28 % общего пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в стране.
Протяженность линий городского пассажирского транспорта составляет:

  • метро-400 км.
  • трамвай — 4000 км.
  • троллейбус — 7000 км.
  • автобус-130000 км.

Ведомственный (промышленный) транспорт — является началь­ным и завершающим звеном при перевозке грузов в самой транс­портной системе Российской Федерации.
Сеть промышленных железных дорог (широкой и узкой колеи) составляет 141 тыс. км., автомобильных дорог 114 тыс. км., линий специализированных видов транспорта 10,7 тыс. км.
На промышленном транспорте сосредоточено около половины локомотивов и четверти вагонов от численности парка МПС, около 80 % всего парка грузовых автомобилей страны, в том числе авто­мобили сельскохозяйственных предприятий, 10 тыс судов, более 700 тыс. единиц погрузочно-разгрузочных и складских подъемно-транспортных машин и оборудования, а также складское, эксплуа­тационно-ремонтное хозяйство, служебно-техническне и производ­ственные здания и сооружения, производственные фонды промыш­ленного транспорта оцениваются в 35 млрд. руб. В 1980 году объем перевозок грузов всеми видами промышленного транспорта превы­сил 32 млрд. т. в том числе: железнодорожным транспортом — 10,9 млрд.т. автомобильным — 17,6 млрд,т. специализированными видами транспорта -3,5 млрд.т.

Сельскохозяйственный транспорт является ведомственным, принадлежащим ведомствам сельскохозяйственной отрасли.
Транспорт сельскохозяйственного производства присутствует в транспортном процессе, выполняя межхозяйственные и внутрихозяйственные перевозки и в транспортно-производственном процес­се, выполняя внутрихозяйственные перевозки и технологические операции совместно с сельскохозяйственными машинами.

При выполнении межхозяйственных перевозок по ввозу грузов сельскохозяйственный транспорт получает груз от изготовителей или от других видов транспорта и сдает сельскохозяйственному предприятию. При выполнении межхозяйственных перевозок по вывозу грузов сельскохозяйственный транспорт получает груз от сельскохозяйственного предприятия и сдает потребителю (перера­батывающему, сохраняющему или торгующему предприятию) или другому виду транспорта. При выполнении внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственный транспорт получает груз от одно­го подразделения сельскохозяйственного предприятия и передает другому подразделению. При участии сельскохозяйственного транспорта в транспортно-лроизводственных процессах от взаимо­действует с подразделениями сельскохозяйственного предприятия, а также с сельскохозяйственными машинами и агрегатами или не­посредственно участвует в операциях по внесению удобрений, раз­даче кормов и т.п.
Таким образом, сельскохозяйственный транспорт является со­ставной частью единой транспортной системы Российской Федера­ции, обслуживая низовую сеть (межхозяйственную и внутрихозяй­ственную) сельскохозяйственного производства. При этом он взаи­модействует с другими видами транспорта, сельскохозяйственными машинами и агрегатами, погрузочно-разгрузочными средствами сельскохозяйственных, промышленных предприятий, складов, хра­нилищ и т.п. Поэтому сельскохозяйственные транспортные средст­ва по своим параметрам (габаритные размеры, высота погрузочной платформы и др.) и техническим характеристика (скорости движе­ния, проходимости грузоподъемности, объему кузова и т.п.) долж­ны обеспечивать совместимость со средствами, с которыми они контактируют (другие транспортные средства, сельскохозяйствен­ные машины и агрегаты, и погрузочно-разгрузочные средства).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector