Война как двигатель прогресса военная приемка
Война как двигатель прогресса военная приемка
Автоматизация производства — двигатель прогресса
- Статьи
26 мая 2020
Попытки заменить человека на машину предпринимались неоднократно с давних времен, но только в начале 19 века первая промышленная революция ознаменовала собой начало новой эпохи.
Механикус Ползунов и ткач Жаккард
На первом этапе механизировали лишь операции отдельных станков в металлообработке и ткацкой промышленности. В 1763 году русский офицер Иван Ползунов создал отечественный паровой двигатель и был удостоен статуса «механикус», а также жалования и чина инженерного капитан-поручика. Спустя два года он сконструировал первый поплавковый датчик, который автоматически регулировал в паровом котле уровень воды.
Показательна и поучительна история про автоматизацию по-французски. В 1808 году месье Жаккард предложил всем желающим программу для управления ткацким станком от собственной перфоленты. Император Наполеон по достоинству оценил изобретателя, делегировав ему право лицензионного сбора в 50 франков со всех работающих по его конструкции станков во Франции. Пенсия в 3000 франков до конца жизни и памятник Жаккарду в Лионе показали миру, как высоко во Франции ценят изобретателей.
В 1784 году шотландский инженер Уатт изобрел центробежный регулятор частоты вращения первой паровой машины, установка которой на транспорт (корабли и повозки) привела к созданию паровозов и пароходов, что в свою очередь привело к появлению транспортного машиностроения и поставило перед учеными задачи разработки и проектирования систем регулирования.
Скорость поезда
Развитие сети железнодорожного транспорта повлекло за собой необходимость разработки систем для автоматического определения скорости движущегося состава. С этой задачей в 1868 году блестяще справился российский инженер Праус, а также впоследствии его продолжатели — инженеры-механики и изобретатели Графтис и Зальман. Через 10 лет их устройство уже фиксировало несколько параметров движения поезда: время прибытия, стоянки и убытия, скорость и даже место его нахождения.
Электропривод
С появлением генераторов и электродвигателей при различных вариантах нагрузок потребовались стабилизация и регулирование напряжение в заданных параметрах, после чего появились первые автоматические регуляторы и стабилизаторы напряжения. Развитие производства различных станков, оборудования и автоматических линий с электроприводами повлекло за собой постановку и последующее решение инженерных задач по созданию приборов автоматического управления оборудованием.
Автоматизация в России
Автоматика как самостоятельная область техники получила признание на второй энергетической конференции в Берлине в 1930 году, где была создана секция по вопросам автоматического и телемеханического управления. 1930-40-е годы по праву считают началом автоматизации производства в СССР. Тогда же вводится в обиход и одноименный термин «автоматизация производства».
Начинается целая новая эпоха — автоматизируется практически вся промышленность: от тяжелого машиностроения, энергетики и нефтехимии — до пищевой, легкой промышленности и коммунального хозяйства. Над автоматизацией трудятся все: ученые и инженеры в лабораториях, рабочие на заводах, а журналисты издают журнал «Автоматика и телемеханика». В послевоенные годы идет быстрое восстановление части разрушенных предприятий и дальнейшее внедрение автоматизации в ГЭС, машиностроении и предприятиях черной металлургии. В 50-е годы автоматизация активно внедряется уже повсеместно: в металлургии до 95% металла плавят в автоматизированных печах, газопроводы и химические заводы управляются телемеханическими системами, появляются первые автоматические линии в легкой и пищевой промышленности.
Автоматизация и АСУ ТП
Термин «автоматизированная система управления технологическим процессом» (АСУ ТП) ознаменовал начало эпохи вычислительных машин. Типовая АСУ в то время состояла из двух уровней: нижний уровень отвечал за сбор информации, а верхний — за принятие решения. Вся информация поступала оператору, который передавал данные ЭВМ и осуществлял управление объектом. Первый персональный логический контроллер (ПЛК) для управления процессами на производстве был разработан в 1968 году в General Motors. После создания в 1971 году микропроцессора уже в 1977 году на базе процессора INTEL 8080 был создан прообраз современных ПЛК, которые получили дальнейшее развитие в АСУ ТП с трехуровневой системой управления с использованием человеко-машинного интерфейса (HMI).
А сейчас мы вновь стоим на пороге очередного качественного скачка, обозначенного мировым технологическим сообществом как «Революция 4.0», предполагающая развитие АСУ ТП как современной цифровой экосистемы управления производством.
Автоматизация работы — Будь в тренде
Катализатор прогресса, главный «стресс-фактор» и мотиватор компетенций для персонала компаний
Первая промышленная революция мобилизовала крестьян из сел и малых городов на фабрики в мегаполисах, ставших крупными промышленными центрами. Уклад жизни коренным образом изменился. Рабочие на заводах начали массово выполнять рутинные операции на станках. Автоматизация производства, а также воздействие новых механизмов на повседневный труд возымело более революционный характер, чем изобретение самих машин. Часть персонала стали постепенно заменять машинами, а прогресс лишил работы большую часть низкоквалифицированных сотрудников.
Появление компьютеров
Создание ЭВМ дало новый импульс для развития автоматической техники. Стало возможным не только автоматизировать прежние производственные задачи, но и внедрять автоматизацию в новые сферы деятельности. К концу 20 века автоматика проникла во все области общественной жизни. На производствах появились станки с ЧПУ, различные роботы-манипуляторы, автоматизированные производственные линии.
В сфере науки, образования, услуг внедряются мощные вычислительные комплексы, позволяющие автоматизировать многие рутинные операции. Сейчас уже трудно представить наше существование без бытовых приборов и различных автосистем, которые облегчают нашу жизнь. Техника освободила человека от существенной доли бытовых проблем, а коммуникационные технологии позволили виртуально общаться на больших расстояниях и быстро обмениваться информацией. На подходе уже и концепция автоматизированного «умного дома», которая позволит управлять целым арсеналом домашних устройств и приборов.
Оптимизация и автоматизация
Сегодня на повестке дня — полная роботизация производств и концепция «безлюдного производства». В идеале это полностью автоматическое производство без участия человека, где все этапы — приемка сырья, технологические операции, контроль производства, отгрузка готовой продукции и доставка потребителю — будут производиться полностью автоматически.
Китайские старики отказывались использовать водяное колесо и продолжали таскать воду коромыслом, мотивируя тем, что техника подчиняет себе, не оставляя свободы действия. Во многих компаниях 21 века как и сотни лет назад, по сей день опасаются внедрения новых процессов автоматизации, поскольку с момента появления компьютеров автоматизация неразрывно связана с оптимизацией (сокращением) персонала в любой отрасли – от производства до сферы услуг.
Автоматизация – катализатор прогресса, главный «стресс-фактор» для персонала любой организации, но также и главный мотиватор повышения квалификации: кто не растет, тот оказывается за бортом. Главное помнить, что уклад жизни вы создаете себе сами, а автоматика — всего лишь полезный инструмент достижения целей, которые ставит себе человек.
Автоматизация — Индустрия 4.0
Прогресс, как известно, не стоит на месте. Мы живем в эпоху стремительных изменений в науке и технике, которые постепенно меняют всю систему привычных отношений в обществе. Не зависимо от количества прожитых лет, любой склонный к анализу человек способен оглянуться назад и оценить изменения минувших дней, происходящие и в настоящем зачастую незаметно для большинства людей.
Но если заглянуть в далекое прошлое, то мы заметим, что раньше развитие науки и техники было более растянуто по времени и кардинально меняло жизнь общества вследствие фундаментальных научных открытий только раз в столетие или реже. Дебютный качественный скачок получил название первой промышленной революции, которую впоследствии назвали НТР (научно-техническая революция).
У всякой революции есть свои черты и особенности — и НТР здесь не исключение .
1. Универсальность: когда изменения происходят как в быту (появление телефона и персонального компьютера), так и на производстве (военная и гражданская техника, освоение космоса).
2. Сокращение сроков запуска научных открытий в производство. К примеру, телефон пошел в производство спустя 56 лет после его изобретения, а солнечные батареи начали использовать уже через два года.
3. Рост квалификации занятых на производстве работников.
4. Войны – зло, но именно они дают резкий и качественный скачок: вспомним, что атомную бомбу изобрели именно в военное время — и как следствие появились атомные станции, которые сегодня обеспечивают электроэнергией многие страны мира. Ныне возобновляемая гонка вооружений не исключение, а использование военных разработок для мирных целей продолжается.
Четыре части НТР
1. Затраты на науку окупаются многократно: кто больше вкладывает в ученых и их исследования — тот и находится в авангарде производственных технологий и выигрывает в долгосрочной перспективе экономическую пальму первенства.
2. Развитие идет в двух направлениях: совершенствуется существующая техника и разрабатываются новые технологии.
3. Новые направления на производстве:
— автоматизируется производство и внедряются роботы;
— цифруется производство, то есть происходит комплексное внедрение цифровой техники на всех этапах;
— внедряются биотехнологии;
— разрабатываются новые материалы (композиты, керамика, оптоволокно и др.)
— сберегается энергия и разрабатываются новые ее источники.
4. Управление: на смену локальным системам приходят комплексные системы управления во всех сферах нашей жизни.
В итоге мы наблюдаем кратное увеличение числа революций с момента первой промышленной. Сейчас глобальная НТР происходит как совокупность революций в отдельно взятых отраслях и сферах. Так, в мировом промышленном производстве на сегодняшний день идет «Индустрия 4.0» — внедрение интеграционных комплексов автоматизации для масштабирования решений различных производственных задач и цифровизация производства, которая полностью изменит подходы к управлению в целых отраслях.
©2021«ПАРАДОКС» Центр информационных технологий
Знаковые отечественные автомобили XX века
8 июня 1909 года с конвейера сошел «Руссо-Балт» С-24/30 — первый серийный автомобиль отечественного производства. Попытки создать машину с двигателями внутреннего сгорания в Российской империи предпринимались с конца XIX века, однако тогда речь шла только о единичных экземплярах, с 1909 года же в стране возникло собственное автомобильное производство.
Благодаря своему элегантному внешнему виду и техническим характеристикам, отвечавшим самым современным требованиям, «Руссо-Балты» быстро снискали признание за рубежом. Их выпускали вплоть до революции, несколько машин сошли с конвейера уже после 1918 года. История развития отечественного автопрома на протяжении всего XX столетия и самые знаковые модели того времени — в подборке «Известий».
1909: «Руссо-Балт», модель С-24/30
Выпуском легендарных «Руссо-Балтов» — визитной карточки Российской империи, — занималось вообще-то железнодорожное предприятие — Русско-Балтийский вагонный завод. Под производство автомобилей, спрос на которые становился всё активнее, на заводе приспособили отделение, занимавшееся обеспечением железнодорожных войск в годы Русско-японской войны, и с 1905 года фактически простаивавшее.
На должность главного конструктора был приглашен 26-летний бельгиец Жульен Поттера из компании Fondu, с которой плотно сотрудничал Русско-Балтийский завод. В подчинении у него было 10 инженеров, около 140 рабочих и три водителя-испытателя. Перед командой стояла цель собрать машину, которая могла бы передвигаться по бездорожью. Первую партию машин Поттера представил спустя всего год после начала работ. Самой первой и самой массовой моделью «Руссо-Балта» стала С-24/30, где 24 означало расчетную мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — максимальную мощность. Машина вышла надежной — во время одного из тестовых заездов водитель въехал в избу: машина не пострадала, а вот изба развалилась.
Впоследствии «Руссо-Балты» блестяще показали себя, участвуя в международных автопробегах и соревнованиях — например, Санкт-Петербург – Монте-Карло и Санкт-Петербург – Москва – Севастополь. Кроме того, «Руссо-Балт» стал первой машиной, добравшейся до вершины Везувия. За С-24/30 последовало еще несколько моделей, а всего к 1918 году на заводе было выпущено около 500 машин. Несколько из них стояли в императорском гараже. В 1918 году завод, к тому моменту эвакуированный в Москву, был национализирован. В начале 1920-х на нем было выпущено несколько «Руссо-Балтов» под названием «Промбронь», после чего завод перепрофилировали под нужды немецкой фирмы «Юнкерс».
1932: ГАЗ АА
Знаменитую полуторку начали собирать на Горьковском (тогда еще Нижегородском) автозаводе в самом начале 1930-х годов. В основу легла конструкция американского грузовика Ford AA — отечественные инженеры изменили конструкцию, адаптировав машину к местным условиям, и 29 января 1932 года с конвейера сошел первый отечественный грузовик ГАЗ АА, собранный, правда, с использованием деталей иностранного производства. С 1933 года полуторку начали собирать исключительно из отечественных деталей.
До 1934 года кабина грузовика делалась из дерева и прессованного картона, а затем была заменена на металлическую с дерматиновой крышей.
Полуторки активно использовались в годы войны, однако из-за нехватки запчастей «военные» модификации выпускались с брезентовыми дверями, которые можно было свернуть, на передних колесах отсутствовали тормоза, головной свет обеспечивался только одной фарой. В 1944 году завод постепенно вернулся к довоенной комплектации.
Последний ГАЗ АА сошел с конвейера в 1949 году. Всего было выпущено 985 тыс. экземпляров, на дорогах полуторки можно было встретить вплоть до конца 1960-х годов. Они стали самым массовым советским автомобилем первой половины XX века.
1936: ГАЗ М-1
Спустя несколько лет после выпуска полуторки Горьковский автозавод представил очередную новинку — легковой автомобиль ГАЗ М-1, который вошел в историю отечественного автомобилестроения как эмка.
К этому моменту выпущенный на том же заводе легковой ГАЗ-А почти полностью вытеснил устаревшие модели иностранных марок. Однако конструкция машины практически целиком копировала американский Ford Model A, и вскоре стало ясно, что характерный открытый кузов-фаэтон в советских реалиях не комфортабелен и не слишком долговечен. Перед инженерами поставили задачу разработать более жизнеспособную технологию, и в результате, после нескольких экспериментальных моделей, появился автомобиль ГАЗ М-1. Прототипом для него послужил четырехцилиндровый Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года, однако на этот раз конструкция его была значительно переработана.
Отличительной чертой машины, серийное производство которой началось в 1936 году, стал черный цвет кузова с узкой красной полосой вдоль борта. Металлические детали салона были покрашены под дорогие сорта дерева, салон был обит серым или коричневым шерстяным сукном.
Автомобиль выпускался до 1942 года, пользовался большой популярностью — всего было выпущено 62 888 экземпляров — и стал одним из символов своей эпохи. При этом современники чаще всего называли его не эмкой, а именно М-1. Название расшифровывалось как «Молотовский-1», в честь наркома иностранных дел Вячеслава Молотова, имя которого носил Горьковский автозавод.
1946: ГАЗ М-20 «Победа»
Первая советская легковушка оригинальной конструкции и один из первых серийных легковых автомобилей в мире без выступающих крыльев, подножек и фар, «Победа» поступила в серийный выпуск в 1946 году. Однако работа по ее созданию была начата значительно раньше — еще до войны.
К концу 1930-х стало очевидно, что специалисты Горьковского завода готовы были перейти от адаптации западных моделей к разработке автомобиля оригинальной конструкции. Первые наброски будущей машины были представлены уже в 1938–1939 годах, но дальнейшие работы прервала война. Завод смог вернуться к разработке уже в 1943 году, после Сталинградской битвы. Считается, что именно в военные годы проекту и было присвоено название «Победа».
Музей ретро-автомобилей «Московский транспорт». Фотогалеря:
«На пике могущества»: каких результатов достигла модернизация танковых войск России
До конца текущего года российская армия получит более 240 современных и модернизированных танков Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М «Прорыв», сообщает пресс-служба Минобороны РФ.
«Предприятия оборонно-промышленного комплекса поставляют подразделениям Сухопутных войск России современные образцы бронетанковой техники, успешно зарекомендовавшие себя при эксплуатации в различных климатических зонах», — говорится на сайте ведомства.
Ранее на едином дне приёмки военной продукции замминистра обороны России Алексей Криворучко заявил, что в течение 2021 года в Вооружённые силы РФ будут поставлены 20 танков третьего поколения Т-14 «Армата» и 65 боевых машин Т-90М.
В недавнем интервью «Красной звезде» временно исполняющий обязанности начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Шестаков рассказал, что в 2020—2022 годах ведомство запланировало приобрести и отремонтировать более 9 тыс. единиц техники и вооружения.
«Это позволит поддержать в 2022 году обеспеченность по бронетанковому вооружению и технике на уровне 100% и достичь требуемой доли современных образцов», — сообщил Шестаков.
В воскресенье, 12 сентября, свой профессиональный праздник в России отмечают танкисты. Как подчёркивают в Минобороны РФ, танковые соединения по-прежнему остаются главной ударной силой Сухопутных войск РФ, «обладая большой огневой мощью, надёжной бронезащитой и высокой манёвренностью».
В приказе №530 от 8 сентября министра обороны РФ Сергея Шойгу говорится о том, что Россия занимает лидирующие позиции в области создания бронетанковой техники «благодаря труду инженеров и конструкторов оборонных предприятий». Кроме того, в документе дана высокая оценка боеготовности личного состава танковых войск.
По информации военного ведомства, в последние годы российские танкисты совершенствуют навыки стрельбы на дальние расстояния и с закрытых позиций, приём «танковой карусели», позволяющей накрыть противника непрерывным огнём и компенсировать время перезарядки, а также технику подводного марша.
С недавних пор курсанты Казанского высшего танкового командного Краснознамённого училища осваивают новую форму подготовки — комплексное тактико-огневое занятие, которое даёт умение ориентироваться на театре военных действий (ТВД).
«Большой прогресс»
На сегодняшний день танковый парк России развивается за счёт совершенствования семейств дизельных и газотурбинных машин, которые уже стоят на вооружении, а также посредством изготовления абсолютно новой боевой гусеничной техники.
В частности, РФ остаётся единственным в мире государством, в арсенал которого входит танк третьего поколения. Одна из ключевых конструктивных особенностей Т-14 «Армата» заключается в наличии бронекапсулы, защищающей экипаж от поражения извне и спасающей военнослужащим жизнь в случае подрыва боекомплекта.
Установка современных средств обработки информации, управления и связи позволила встроить «Армату» в единую систему управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), которая призвана обеспечить информационное и коммуникационное превосходство над противником. Система позволяет Т-14 взаимодействовать со средствами разведки и поражения в режиме реального времени.
По информации «Ростеха», в тактическое звено могут входить тяжёлые боевые машины пехоты (БМП), самоходные артиллерийские установки, Т-90, ударные вертолёты. При этом «Армата» способна выполнять функции разведчика, целеуказателя и корректировщика огня.
«Успех сетецентрических войн будет зависеть от скорости и качества передаваемой информации. Для этого у нового российского танка имеются все возможности. Т-14 можно назвать первым в мире SMART-танком — настолько он наполнен и пронизан современной цифровой электроникой», — говорится в материалах госкорпорации.
Поражение целей «Армата» осуществляет с помощью необитаемого боевого модуля с 125-мм гладкоствольным орудием 2А82-1М, оснащённым полностью автоматизированной системой заряжания. В «Ростехе» уверены, что по уровню огневой мощи Т-14 превосходит все существующие в мире танки.
Позаботились российские конструкторы и об оборонительных возможностях «Арматы». Российский танк третьего поколения имеет особые геометрические параметры, которые делают его менее видимым в тепловом и радиолокационном спектрах наблюдения.
Как утверждают в «Ростехе», броня Т-14 способна выдержать попадание любого противотанкового боеприпаса. Также на «Армате» установлен комплекс активной защиты «Афганит», включающий радары-пеленгаторы, средства радиоэлектронной борьбы и дымо-металлическую завесу.
В последнее время в войска РФ поставляется ещё один уникальный тип военной техники — боевая машина поддержки танков (БМПТ) «Терминатор», разработанная на «Уралвагонзаводе». Её главная задача — прикрытие танков на театре военных действий.
«Боевая машина поддержки танков «Терминатор» — многоцелевая и высокозащищённая, имеющая мощное вооружение, современные приборы управления огнём и высокую манёвренность. «Терминатор» способен поражать легкобронированные цели, танки и БМП, совместно с войсковой ПВО вести борьбу с вертолётами и низколетящими малоскоростными самолётами», — говорится в материалах Минобороны РФ.
Арсенал «Терминатора» состоит из двух 30-мм пушек, четырёх противотанковых ракетных комплексов «Атака», двух автоматических гранатомётов АГС-17Д и 7,62-мм пулемёта. Как полагают специалисты «Уралвагонзавода», боевой потенциал БМПТ позволяет заменить на ТВД две боевые машины пехоты и один мотострелковый взвод.
«Сочетание в одной машине мощного многоканального вооружения с большим боекомплектом (он в два раза больше, чем у современных БМП), совершенных средств поиска и обнаружения целей, всеракурсной защиты обеспечивают БМПТ значительное превосходство по военно-техническому уровню над лучшими образцами зарубежных бронированных машин типа БМП», — сообщается на сайте «Уралвагонзавода».
В беседе с RT кандидат военных наук Сергей Суворов отметил, что на современном поле боя танкам сложно обойтись без «Терминатора». Именно эта машина, как полагает эксперт, позволит решить проблему борьбы с низколетящей авиацией и живой силой, которая нередко оснащена мобильными ракетными комплексами и ручными гранатомётами.
«Несмотря на большой прогресс средств защиты, танк не может эффективно выполнять возложенные на него ударные и наступательные задачи без должного прикрытия. В этом контексте «Терминатор» позволяет решить массу актуальных проблем на ТВД», — сказал Суворов.
«Сохранили своё значение»
Помимо создания БМПТ и Т-14, значимым достижением российской промышленности эксперты называют появление Т-72Б3М — глубоко модернизированной версии советского танка, снискавшего большую популярность в войсках.
Данная машина оснащена 125-мм пушкой 2А46М-5-01, двумя пулемётами, системой управления огнём «Сосна-У», комплексом динамической защиты «Реликт».
Вооружение танка позволяет поражать наземные и надводные цели в любое время суток. По оценке Шойгу, Т-72Б3М по своим характеристикам не уступает современным зарубежным танкам, а по ряду параметров даже превосходит их.
С февраля 2021 года в России производится танк под наименованием «Прорыв», представляющий собой усовершенствованную версию платформы Т-90. Как и «Армата», танк имеет аппаратуру ЕСУ ТЗ и встроен в сетецентрическую систему управления боевыми действиями.
На Т-90М установлены модули динамической защиты «Реликт», многоканальный панорамный тепловизионный прицел, гладкоствольное орудие 2А46М-4, которое может вести огонь управляемыми ракетами комплексов «Рефлекс-М» и «Инвар».
Также в российской армии продолжает развиваться семейство танков с газотурбинной силовой установкой. Её отличительные свойства — возможность старта в минусовую температуру практически без предварительного прогрева, манёвренность и высокая скорость.
В частности, в войска ВС РФ поставляются усовершенствованные машины Т-80БВМ. Двигатель позволяет экипажам этих танков выполнять такой сложный элемент, как фланговая стрельба — ведение огня вдоль мишенного поля по различным объектам, имитирующим неприятеля.
«У такого танка, конечно, есть свои недостатки. Например, газотурбинная установка семейства Т-80 весьма прожорливая и плохо переносит пыль. Но для Арктики и в условиях низких температур возможность запустить двигатель практически без прогрева — бесценное качество», — пояснил Суворов.
В комментарии RT военный эксперт Алексей Хлопотов заявил, что в настоящее время танковые войска в РФ «находятся на пике могущества» благодаря реализации программ модернизации и создания новых типов техники.
С его точки зрения, развитие танковых войск вносит большой вклад в усиление военного потенциала российской армии. По словам Хлопотова, как и прежде, без применения танков не может проводиться ни одна наземная операция.
«Танки сохранили своё значение при завоевании и удержании территорий. Характер современных вооружённых конфликтов демонстрирует, что танк является наиболее мощным и мобильным средством поддержки в различных операциях. Поэтому существенное внимание военного руководства к развитию танковых войск более чем оправданно», — резюмировал Хлопотов.
Война – двигатель прогресса?
Актуальность дискуссий по поводу социально-политического и экономического значения военных конфликтов в современном мире нельзя переоценить. Данные проблемы, несмотря на глубокие исторические корни, преобразовались вместе с развитием человеческого общества и цивилизации в целом. Различные взгляды на войну в прошлом и нынешнем столетии обосновываются учеными, социологами, политологами и экономистами. В то же время из средства передела влияния на территории современные вооруженные конфликты стали своеобразными политическим инструментами, поскольку их использование, как можно видеть из текущих репортажей в средствах массовой информации, применяется именно в целях введения в странах интереса «своего» политического режима, как это было сделано в Югославии, на Украине, в Египте и ряде более мелких в геополитическом весе стран. Тем не менее, ряд мировых держав по-прежнему стремится распространить свое влияние в других регионах, как это происходит, например, со стороны Соединенных Штатов Америки (далее — США). Будучи безусловным мировым лидером по распространению. национальной валюты, которая применяется при расчетах между государствами, это государство стремится захватить под контроль прямо или опосредованно все новые территории, практически не встречая сопротивления. Безусловно, вопрос о том, как влияют военные конфликты на современный социально-технологический прогресс, представляет собой научный и политический интерес. Дискуссии по данному поводу проводятся на различных международных площадках, например, Организации объединенных наций (далее — ООН), а также в формате многосторонних встреч между государствами. Онлайн-калькулятор рассчитает стоимость доклада в Нижнем Новгороде на сайте.. Актуальность данной темы заключается в наличии многочисленных военных конфликтов в мировом масштабе, которые имеют различную интенсивность. Крайние яркие примеры спорных моментов по данному вопросу можно оценить на примере вооруженного конфликта в Абхазии и Южной Осетии в 2008 году, а также на примере вооруженного конфликта внутри Украины в Луганской и Донецкой областях. Предмет исследования — современное социально-экономическое и общественно-политическое значение вооруженных конфликтов для развития общества. Цель исследования — определить ответ на вопрос, является ли война двигателем прогресса в истории современной цивилизации. Задачи исследования: -кратко рассмотреть исторические взгляды на проблему значения военного конфликта; -изучить общие последствия мировых войн прошлого столетия и попытаться оценить их влияние на прогресс цивилизации; — рассмотреть роль и место вооруженных конфликтов XXI в. с точки зрения их влияния на развитие цивилизации. Структура работы включает в себя введение, основную часть из трех глав, где последовательно решаются задачи исследования, заключение и список использованных источников. Научная разработанность проблемы невелика, поскольку в современных научных сборниках и библиотечных фондах практически не встречаются исследования на данную тему. Вместе с тем, отдельные вопросы исследования ранее уже закрывались учеными, например, вопросы влияния мировых войн XX столетия, значение современных вооруженных конфликтов и взгляды историков, социологов и философов прошлого на проблему исследования.
Роль социального прогресса всегда будет идти двумя параллельными путями развития. Прогресс как поступательное развитие человечества от первобытного строя до современного информационно-технологического общества осуществлялся и осуществляется двумя путями: — освобождение от господства природы путем познания мира, совершенствования научных и технологических достижений; — освобождение от господства одного общества над другим. Если с первым пунктом у человечества все вроде получается, то вот реализация параллельного потока прогресса пока значительно отстает. Так называемый социальный прогресс все еще не дошел до критической точки, когда его роль превысит значение технологического прогресса, а войны как стимул общественного развития перестанут быть. Развитому социальному обществу война как двигатель прогресса и средство разрешения конфликтов, каким мы его показали в третьей главе исследования, уже не понадобится. Однако в современном мире военные конфликты по-прежнему являются послушным инструментом в руках более развитого, более прогрессивного общества, которое стремится утвердить свое господство над более слабыми за счет поглощения их ресурсной базы. Итак, наш ответ на вопрос. Да, война несомненно двигатель прогресса, вот только со значительными оговорками: — этот прогресс только для оной из сторон вооруженного конфликта; — прогресс только в технологическом плане, в основном – оборонного характера; — социальный прогресс как следствие вооруженного конфликта в современном мире не актуален, а отдельные положительные моменты, вроде миграции населения, и вовсе стремятся в социальном значении прогресса к нулю, поскольку не выполняется главная цель социального прогресса – преодоление господства одного человека над другим.