Вентиляция картера двигателя и расход масла
Ремонт двигателя BMW
Неисправности двигателей BMW делятся на аварийные (связанные с внезапной полной потерей масла или жестоким перегревом) и связанные с естественным износом и особенностями эксплуатации. Аварийных отказов легко избежать, выполняя простые рекомендации по промывке радиаторов и периодическому осмотру двигателя, а проблемы, связанные с износом, рассмотрим подробнее. Как правило, это повышенный расход масла и проблемы, связанные с цепным приводом распредвалов.
Повышенный расход масла у двигателей BMW
Основные причины повышенного расхода масла на двигателях BMW
1. Течь масла (проблемные места — прокладка клапанной крышки, прокладка корпуса масляного фильтра, прокладка поддона двигателя, сальники коленвала)
2. Износ маслоотражательных колпачков клапанов (неактуально для моторов М52/52TU/54/62/62TU, N52 и очень актуально для моторов N42/46/62)
3. Износ или залегание поршневых колец.
4. Выход из строя системы вентиляции картерных газов.
Решения проблем расхода масла у двигателей BMW
1. Течь, как правило, связана с проблемами системы вентиляции картера (повышается давление картерных газов и масло начинает выдавливать через прокладки и сальники) Решается заменой прокладок, сальников и элементов вентиляции картерных газов (клапан и трубки)
2. Износ маслоотражательных колпачков. Решается заменой. (моторы N42/46/62 очень теплонагружены и резина колпачков «дубеет» уже к пробегу 80-100 тыс км)
3. Износ поршневых колец. Проблема решается, так называемым, «средним» ремонтом двигателя с заменой поршневых колец, маслоотражательных колпачков, шатунных вкладышей, сальников и прокладок.
4. Выход из строя системы вентиляции картерных газов. Решается заменой компонентов ветиляции картера.
Проблемы, связанные с цепным приводом распредвалов
Двигатель bmw M62/62TU
Проблемные позиции:
вытягивается цепь привода распредвалов (1),
разрушается обводная планка цепи (6),
разрушаются направляющая цепи (13) и планка натяжителя цепи (16),
изнашивается натяжитель цепи (19).
Двигатель bmw N42/46
Проблемные позиции:
вытягивается цепь привода распредвалов (1),
разрушаются направляющая цепи (2) и успокоитель цепи (3),
натяжитель цепи (7) склонен к «самоотворачиванию», что приводит к полной потере масла в двигателе и, реже,
выходят из строя исполнительный узел VANOS выпуск (4)
и исполнительный узел VANOS впуск (5).
Двигатель bmw N52
Проблемные позиции:
вытягивается цепь привода распредвалов (1),
разрушаются планка натяжителя цепи (2) и успокоитель цепи (3),
выходят из строя исполнительные узел VANOS выпуск (4) и впуск (5),
изнашивается натяжитель цепи (7)
кроме того, часто выходит из строя электромагнитный клапан VANOS (1).
Жор масла из-за клапана вентиляции картерных газов.
Всем здарова парни!После замены мск прошло около полутора лет, жор упал с 1л/1000км до 1л/6000км (мой интервал замены масла).Преимущественно заметно жрёт на трассе при оборотах больше 3000.Ездил себе ездил и тут начался просто дикий жор масла, за 2 недели долил 2 литра, проехал около 500км исключительно по городу.Начал искать проблему, открыл корпус воздушного фильтра, а фильтр весь в масле.
Стало понятно, что проблема в вентиляции картерных газов.Почитал по форумам, понял, что проблема в клапане вентиляции картерных газов (на крышке гбц справа).И то, что кольца залегли напрочь тоже стало понятно.Купил сам клапан и резинку к нему.
Решил снять крышку, т.к давно чесались руки расклепать её и почистить.По незнанке я не придал этому значения, когда приводил в порядок гбц.Как писали многие на форумах чистка уменьшает жор масла.Вскрыл, высверлил клёпки, на нижней пластине нарост кое где в пол сантиметра.
Отмыл всё профомом 1000 (попшикал, дал покиснуть и смыл кипятком).Профом — это вещь, не в первый раз убеждаюсь, но ядовитый, лучше в респираторе работать и в резиновых перчатках.Я работал в хорошем респираторе со сменными картриджами и голова потом не болела, а без него хреновато после того как надышешься.Было пол банки профома и его не хватило, пришлось дальше мыть подручными средствами.В ванной нашел порошок пемо люкс, тоже хорошо сводит масло, но надо усердно шёркать щёткой.
Далее всё собрал назад, высверлил неглубокие отверстия под клёпки, и заклепал.
Нужно быть осторожным, я просверлил одно отверстие насквозь, попал в отверстие, в которое заворачивается болт крепления трубок к крышке справа ближе к 6 цилиндру.Залил отверстие герметиком, почти пол года прошло, не течёт.Размеры клёпок на фото если кому надо.
Теперь по клапану.Старый клапан при тряске не издавал никаких звуков из-за засранности как оказалось и продувался в обе стороны.Новый дулся только в одну сторону, из двигателя в ресивер, и при тряске издавал звук похожий на перекатывание двух подшипников внутри.Родная резинка задубела и развалилась, когда я её вытаскивал.Старый клапан я решил попробовать отмыть профомом.Делал так — пшикал втутрь, дал покиснуть, под кипяток из под крана и так несколько раз пока не пошла чистая вода и внутри пружинка на заблестела.Стал как новый, подшипники зашумели, дуется в одну сторону.Вывод — клапан моется и к покупке не обязателен, тем более, что ценник 700р.
Прокладку крышки решил поставить новую THO, до этого вскрывал 2 раза и садил на старую прокладку с герметиком, тоже нормально ходило.
Далее надо было решать, что делать с закоксовавшимися кольцами.Я решил попробать раскоксовку керосин+ацетон.Прошлой весной пробовал раскоксовку лавром и результатом остался доволен, компрессия выравнялась.Но в этот раз закоксовалось всё напрочь и я понял, что маленькой баночки будет недостаточно, а если брать несколько, то выйдет дороговато.Купил ацетон, керосин, большой шприц в аптеке и шланчик от капельницы.Слил масло, под картер поставил сосуд для сбора вытекающей раскоксовки.Разбавил 1=1 и вливал по пол шприца в каждый колодец.Первые партии быстро просачивались через кольца.Заливал так до тех пор, пока раскоксовка не перестала уходить в течение нескольких часов.Примерно через каждый час немного двигал поршня.Остатки выкачал шприцом со шланчиком.Итого ушло 1,5 литра смеси.Залил старое масло, прокапал по цилиндрам масло для того, чтобы появилась компрессияю.Кое как завёл, посадив свой аккумулятор, пришлось у товарища брать его аккум.Прогрел, слил старое масло, залил промывочное, помаслал, слил, заменил на свежее и фильтр поменял.Проблема решена, жор пришёл в норму.Ну и конечно пришлось отмывать корпус воздушного фильтра и менять сам фильтр.
Клапан вентиляции ориг.- 12204-70020 730р
Прокладка клапана вентиляции ориг.- 90480-18001 165р
Прокладка клапанной крышки THO -11213-70040 275р
Фильтр воздушный Blue Print — 17801-70050 302р
Фильтр масл.двиг. Vic C-111 — 90915-20003 249р
Масло промывочное Роснефть 4л — 270р
Масло моторное — 1500р
Керосин+ацетон 2л
Вентиляция картера двигателя и расход масла
Renault Megane 2. Повышенный расход масла в двигателе
Перечень возможных неисправностей | Диагностика | Методы устранения |
---|---|---|
Течь масла через: сальники коленчатого и распределительного валов; прокладки поддона картера, головки блока цилиндров; датчик давления масла; уплотнительное кольцо масляного фильтра | Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки | Подтяните элементы крепления головки блока цилиндров, крышки головки блока цилиндров, поддона картера, замените изношенные сальники и прокладки |
Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков (сальников клапанов). Износ стержней клапанов, направляющих втулок | Осмотр деталей при разборке двигателя | Замените изношенные детали |
Износ, поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, цилиндров | Осмотр и промер деталей после разборки двигателя | Замените изношенные поршни и кольца. Расточите и отхонингуйте цилиндры |
Применение масла несоответствующей вязкости | — | Замените масло |
Засорена система вентиляции картера | Осмотр | Прочистите систему вентиляции |
Причины большого расхода масла
В двигателе любого транспортного средства смазочные материалы так или иначе со временем расходуются без остатка. Объясняется это неизбежным попаданием этих средств в камеру сгорания со стенок цилиндров, с картерными газами или по штокам клапанов. Расход масла зависит от особенностей конструкции транспортного средства.
Норма расхода масла
В традиционных двигателях уровень потребления должен составлять от 0.1 до 0.3% от общего расхода топлива. Если расход топлива составляет 10 литров, тогда оптимальным уровнем потребления смазочных средств будет 10-30 граммов масла на 100 км пути. Таким образом, вполне допустимо, если расход не превышает 3 литров на 10 тыс. километров пути.
Для форсированных турбомоторов, особенно с несколькими турбинами, допустимый уровень расхода масла будет уже от 0,8 до 3% от расхода топлива. Такой расход масла зависит от оборотов, на которых основное время работает двигатель. Чем больше оборотов совершается, тем больший расход топлива и масла наблюдается. Каждый владелец авто может самостоятельно определить, что представляет собой повышенный расход масла для своей машины.
Неправильно подобранная вязкость масла двигателя и внутренние утечки как причины угара масел.
Зачастую наличие факта повышенного расхода масла может быть обусловлено наличием следующих причин:
наружной утечки, под которой подразумеваются течи через сальники и прокладки;
внутренней утечки масла, которая называется угар.
Утечку любого рода необходимо как можно быстрее устранить, так как это вопрос безопасности эксплуатации.
Наружные утечки. Какие они бывают и что делать, чтобы их обнаружить?
Наружная утечка обычно легко определяется по каплям масла под транспортным средством.
Источники наружной утечки:
Прокладка под клапанной крышкой. Данный вид течи является одним из наиболее распространенных. Верхняя часть движка – одна из самых разогретых его частей, при этом прокладочные материалы стареют довольно быстро. Кроме того, клапанный механизм часто подвергается разборке во время проведения ремонтных работ. Снятие и обратная установка клапанной крышки крайне негативно сказывается на долговечности прокладок. Прокладка под головкой блока течет довольно редко.
Прокладка поддона. Течет редко, обычно из-за ослабления крепежа и старения прокладки, но этот вид течи – один из самых сложных для устранения, так как на некоторых автомобилях для снятия поддона необходимо извлечь сам двигатель.
Прокладка передней крышки. Редкий вид течи, но также неприятный из-за тесноты в отсеке двигателя современных моделей машин. Данный факт вызывает определенные трудности при замене прокладки.
Сальники. Утечка также может происходить через сальники: передний и задний коленвала, сальник распредвала. Сальники начинают пропускать масло от их естественного износа. Если пробег автомобиля превышает 150 000 км, то сальникам следует уделить особое внимание. Передний сальник может забрасывать маслом приводной ремень газораспределительного механизма. Задний сальник ведет к замасливанию сцепления. И то, и другое недопустимо. В случае протечки в месте стыка двигателя и коробки передач встает вопрос, откуда конкретно происходит утечка, влекущая такое огромное количество проблем. Определить это довольно просто: необходимо взять каплю протекшего масла и нанести на поверхность воды. Если капля растечется радужной пленкой по поверхности, то утечка из коробки передач.
Уплотнение масляного фильтра. Прокладку фильтра картриджного типа может пробивать, особенно при запуске мотора при низких температурах. Причины может быть две: либо плохое качество фильтра, либо неисправность байпасного клапана масляной магистрали.
Также есть один редко встречающийся случай – одновременная небольшая утечка из всех сальников и соединений двигателя. В этом часто кроется причина, по которой двигатель буквально «потеет», из-за чего масло вытекает в огромных количествах.
В этом случае утечка не связана с качеством уплотнений. Это говорит о слишком высоком давлении картерных газов. Причина такого давления кроется в состоянии внутренних деталей двигателя. Определяется повышенное давление картерных газов по активному дымлению из трубки вентиляции картера. Данная проблема устраняется очисткой системы вентиляции картера или, в запущенных случаях, – капитальным ремонтом поврежденных двигателей.
Считается, что слишком жидкий или слишком густой уровень масла приводит к тому, что масляная пленка, формируемая маслосъемным кольцом, будет слишком тонкой или слишком толстой.
Слишком тонкая пленка плохо герметизирует камеру сгорания, вызывая прорыв капель масла вместе с картерными газами в камеру сгорания. Масло горит – отсюда и возникает неоправданно повышенный уровень расхода. Слишком сильная вязкость приводит к «всплытию» поршневых колец и также способствует слишком высокому уровню расхода. Снижению вязкости моторного масла способствуют загрязнения топливной системы; при этом топливо попадает в масло по стенкам цилиндра, и полученная смесь активно сгорает, вызывая потребление больше нужного.
Внутренняя утечка из-за маслосъемных колпачков
Самые распространенные виды внутренних утечек масла в двигателе – утечки через сальники клапанов, то есть маслосъемные колпачки.
Маслосъемные колпачки от времени и температуры теряют упругость, твердеют, изнашиваются и растрескиваются.
Изношенные клапанные втулки позволяют клапанам раскачиваться и дополнительно разбивают сальники клапанов. Масло, преодолев слабое сопротивление сальника, стекает по клапану вниз и попадает в камеру сгорания. Диагностировать проблему можно по мощному дымлению при запуске двигателя – на прогретом движке и при движении дымление более слабое.
Также признаком износа маслосъемных колпачков является замасленная резьба свечей зажигания.
Рассмотрим такую причину утечки, как внутренняя утечка из-за компрессионных и маслосъемных колец. Утечки через кольца связаны с их износом, или потерей подвижности (закоксовкой), или в связи с износом/разрушением канавок поршневых колец, или задиры на стенках цилиндров.
Угар через кольца сопровождается дымлением в двигателе. Из выхлопной трубы идет синий или сизый дым с характерным запахом. Особенно он становится заметным под нагрузкой при наборе или сбросе газа. На автомобилях с катализаторами образца текущего поколения дым может быть малозаметен, так как катализатор успевает дожечь остатки масел.
Что будет, если чрезмерное потребление масла не устранить?
В ряде случаев потребления, выходящего за пределы нормированного, двигателем испытывается недостаток смазочного материала, что может стать одной из причин сильнейшего загрязнения масляной системы, способного спровоцировать большой расход масла и значительно подкосить вашу машину. Потеря смазки ведет к падению давления масла, ускоренному износу, резкому сокращению ресурса и выходу двигателя из строя. Восстановление или замена двигателя стоят очень дорого, поэтому чрезмерное потребление смазочных средств необходимо устранять на как можно более ранней стадии появления проблемы, если не хотите разориться на новый двигатель.
Почему устранение проблемы повышенного расхода крайне важно?
Следует сразу сказать, что при высоком износе двигателя и большого вытекания смазочного материала вам потребуется ремонт двигателя. Но очень часто, особенно, когда проблема только стала проявлять себя, есть более простые, а главное, недорогие способы решения проблем, из-за которых неправильно расходуется масло.
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Уход за системой вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь заключается в периодической проверке герметичности соединений, промывке и очистке каналов деталей системы вентиляции. Проверку герметичности системы желательно производить ежедневно перед выездом автомобиля путем визуального осмотра.
Обслуживание и уход за системой вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524, повышенный расход масла на угар в двигателе ЗМЗ-40524.
При необходимости, величину давления в картере двигателя можно определить с помощью водного пьезометра, соединенного с картером через трубку указателя уровня масла. При работе двигателя на минимальной частоте вращения коленчатого вала холостого хода избыточного давления быть не должно. Должно быть разрежение, но не более 500 Па.
Схема системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 экологического класса Евро-3.
Устройство системы вентиляции картера и движение картерных газов через крышку клапанов на двигателе ЗМЗ-40524 экологического класса Евро-4.
Давление картерных газов возможно вследствие закоксовывания каналов системы вентиляции или залипания диафрагмы клапана разрежения и полного перекрытия канала отсоса картерных газов, либо повышенном прорыве газов в картер двигателя. При разрежении в картере двигателя более 50 мм.вод.ст. (500 Па) надо проверить состояние деталей клапана разрежения. Поврежденную диафрагму заменить.
Повышенный расход моторного масла на угар в двигателе ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
При повышенном расходе моторного масла на угар следует обратить внимание на герметичность маслоотражателя и засорение отверстий трубок слива масла маслоотражателя. Негерметичность маслоотражателя или его установки приведет к проходу части картерных газов с масляным туманом минуя лабиринт маслоотделителя, неполному отделению масла, его отсосу с картерными газами в цилиндры двигателя и угару. Устранять дефект следует установкой маслоотражателя на герметик или его заменой.
Очистка узлов и деталей системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 на автомобилях Газель и Соболь.
Через каждые 40 000 километров пробега или в случае наличия давления картерных газов следует провести очистку деталей системы вентиляции. Для проведения очистки деталей системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 необходимо :
1. Снять крышку клапанов, трубки и шланги вентиляции. Снять крышку клапана разрежения с крышки клапанов, вынуть диафрагму и пружину. Осмотреть снятые детали. Разрывы и повреждения диафрагмы, повреждения деталей, приводящие к нарушению герметичности, должны отсутствовать. Проверить работоспособность обратного клапана трубки вентиляции на двигателе ЗМЗ-40524.10 экологического класса Евро-4.
2. Промыть от смолистых отложений в бензине или керосине и прочистить снятые детали системы вентиляции. Полость маслоотражателя промыть без снятия его с крышки клапанов. Прочистить отверстия для слива отделенного масла маслоотражателя, калиброванное отверстие в корпусе клапана разрежения, отверстия сообщения с атмосферой крышки клапана разрежения.
3. Протереть детали насухо или продуть сжатым воздухом. Установить пружину, диафрагму и крышку клапана разрежения на крышку клапанов.
4. Установить и закрепить крышку клапанов с прокладкой крышки и уплотнителями свечных колодцев. Болты крышки клапанов завернуть моментом 4,9-6,9 Нм (0,5-0,7 кгсм) в определенной последовательности.
Последовательность затяжки болтов крышки клапанов двигателя ЗМЗ-40524 Евро-3 и Евро-4.
5. На двигателе ЗМЗ-40524.10 экологического класса Евро-3 установить трубку вентиляции с угловым шлангом вентиляции и шланг малой ветви вентиляции.
6. На двигателе ЗМЗ-40524.10 экологического класса Евро-4 установить прямой шланг вентиляции на патрубки ресивера и клапана разрежения крышки клапанов. Надеть на конец трубки вентиляции с обратным клапаном угловой шланг вентиляции. Вставить конец трубки в отверстие патрубка шланга дросселя, надев угловой шланг на патрубок крышки клапанов.
7. При сборке и установке деталей системы вентиляции картера двигателя ЗМЗ-40524 необходимо обеспечить герметичность соединений.