0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2109 не работает указатель температуры двигателя

Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости

На примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 определим причину неисправности: «не работает указатель температуры охлаждающей жидкости».

Не работает указатель температуры охлаждающей жидкости

Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале шкалы

При этом система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка «греет».

Возможные причины неисправности

Неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), неисправен сам указатель температуры, неисправна их электрическая цепь.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала шкалы — датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась — датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости

Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если напряжения нет, необходимо прозвонить электрическую цепь указателя.

Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с «массой». Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно проверить провод к датчику на «обрыв». Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.

Схема подключения датчика указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, тм-106

Стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в красной зоне шкалы

При этом система охлаждения двигателя функционирует нормально. Двигатель не перегревается, охлаждающая жидкость не кипит.

Как и в первом случае возможно неисправен датчик указателя температуры (ТМ-106), либо неисправен сам указатель температуры, или неисправна их электрическая цепь.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на «массу» (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя переместилась из красной зоны в начало шкалы — неисправен датчик температуры.

Проверяем указатель температуры ОЖ

Проводим проверку исправности указателя способом описанным выше. Если установлено, что указатель исправен, проверяем его электрическую цепь. Возможно провод с датчика указателя температуры где-то замыкает на «массу».

Примечания и дополнения

Стрелочный указатель температуры ОЖ установлен в щитке на панели приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Стрелка указателя температуры соединена с вращающемся магнитом, который изменяет свое положение в зависимости от силы действующего на него магнитного поля. В электрическую цепь указателя температуры ОЖ включен датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в головке блока двигателя. Датчик — это «масса» указателя. В нем имеется терморезистор изменяющий сопротивление цепи в зависимости от температуры ОЖ. Чем горячее тосол или антифриз тем сопротивление цепи ниже, тем сильнее магнитное поле воздействующее на стрелку датчика, тем больше она отклоняется.

Не работает датчик температуры

Robinzon
Новенький
  • 15 Авг 2012
  • #1
  • Особый гость
    • 15 Авг 2012
  • #2
  • Карб или инжектор, конкретнее какой датчик, где стоит. На Карбе он 1 в гбц, на инже их 2 на гбц и рядом на термостате.

    Предохранителя на печку не только за саму печку отвечает. Как произошло это всё, что делал до этого?

    miraziz
    Новенький
    • 15 Авг 2012
  • #3
  • Robinzon
    Новенький
    • 16 Авг 2012
  • #4
  • andreika35
    Активный автомобилист
    • 17 Авг 2012
  • #5
  • Особый гость
    • 17 Авг 2012
  • #6
  • AIRAT777
    Новенький
    • 23 Авг 2013
  • #7
  • AIRAT777
    Новенький
    • 23 Авг 2013
  • #8
  • lux31
    Бывалый
    • 23 Авг 2013
  • #9
  • Особый гость
    • 23 Авг 2013
  • #10
  • у меня не обугленный когда гена исправно работает и тянет отлично он не греется.

    И как это указатель мог сгореть если с датчика в блоке на указатель идет минус. минус на минус — кз невозможно. если зажигание было включено то единственное что бы заметил это как стрелка темпервтуры отклонилась бы на максимум на момент замыкания клеммы с массой. лучше проверь ту клемму на предмет плохого контакта.

    AIRAT777
    Новенький
    • 23 Авг 2013
  • #11
  • lux31
    Бывалый
    • 24 Авг 2013
  • #12
  • Тут часто советуют снять клемму с датчика,покоротить на массу и таким образом без последствий определить исправность индикатора.Это уже сделано,больше так никогда не надо делать
    Не знаю,что это за панель.На некоторых моделях есть тест приборной панели.
    Нажать и удерживая кнопку сброса включить зажигание.Стрелки должны дойти края своих шкал и вернуться обратно.

    Вот данные датчика температуры двигателя (не путать с датчиком охлаждающей жидкости):

    Температура,°С —— Сопротивление датчика, Ом
    30 —————————— 1350-1880
    50 —————————— 585-820
    70 —————————— 280-390
    90 —————————— 155-196
    110 —————————- 87-109
    Лучше всего взять переменное сопротивление 2кОм,включить последовательно с индикатором (включить резистор вместо датчика) и покрутить этот резистор.Стрелка должна двигаться.Можно взять постоянное сопротивление 155-196 Ом,стрелка должна остановиться примерно на 90 градусов.
    В крайнем случае вместо датчика подключить лампочку на 12В (контрольку).Стрелка индикатора должна будет хоть как то отреагировать.Если этого не произойдет,то скорее всего индикатор придется заменить.

    AIRAT777
    Новенький
    • 24 Авг 2013
  • #13
  • Тут часто советуют снять клемму с датчика,покоротить на массу и таким образом без последствий определить исправность индикатора.Это уже сделано,больше так никогда не надо делать
    Не знаю,что это за панель.На некоторых моделях есть тест приборной панели.
    Нажать и удерживая кнопку сброса включить зажигание.Стрелки должны дойти края своих шкал и вернуться обратно.

    Читать еще:  Что такое подвестное на двигатели

    Вот данные датчика температуры двигателя (не путать с датчиком охлаждающей жидкости):

    Температура,°С —— Сопротивление датчика, Ом
    30 —————————— 1350-1880
    50 —————————— 585-820
    70 —————————— 280-390
    90 —————————— 155-196
    110 —————————- 87-109
    Лучше всего взять переменное сопротивление 2кОм,включить последовательно с индикатором (включить резистор вместо датчика) и покрутить этот резистор.Стрелка должна двигаться.Можно взять постоянное сопротивление 155-196 Ом,стрелка должна остановиться примерно на 90 градусов.
    В крайнем случае вместо датчика подключить лампочку на 12В (контрольку).Стрелка индикатора должна будет хоть как то отреагировать.Если этого не произойдет,то скорее всего индикатор придется заменить.

    Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

    Местонахождение

    Располагается в выпускном патрубке головки блока цилиндров, смотрите на фото ниже:

    Примечание!
    В руке у человека находится непосредственно датчик, а красной стрелкой указано отверстие – место его установки.

    Когда менять датчик?

    Наличие неисправности датчика приводит к нарушению работы двигателя – затруднен пуск в холодную погоду.

    В жару двигатель у автомобиля нагревается до высокой температуры. Сломанный датчик станет причиной потери мощности двигателя и увеличится расход топлива.

    Замена датчика «ДТОЖ» на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

    Снятие

    1) Слейте охлаждающую жидкость из радиатора. Подробную инструкцию читайте в нашей статье: «Замена охлаждающей жидкости».

    2) Далее отсоедините клему «-» с аккумуляторной батареи во избежание короткого замыкания во время работы с датчиком. Подробно про клемму читайте здесь: «Замена аккумулятора», в пункте «1».

    3) Следом отсоедините колодку проводов, подсоединенных к датчику.

    4) Воспользуйтесь гаечным ключом и полностью выверните датчик.

    5) Извлеките датчик из отверстия, находящееся в патрубке.

    Примечание!
    На данном датчике присутствует уплотнительная прокладка, старайтесь ее не терять, ведь она подайдет на новый датчик.

    Установка

    1) Поставьте новую деталь в отверстие и заверните с помощью гаечного ключа до упора.

    2) Теперь подсоедините колодку проводов.

    3) Залейте охлаждайку в радиатор. В статье о замене жидкости есть инструкция.

    4) Подсоедините клему «-» к аккумулятору.

    Проверка на работоспособность:

    Примечание!
    Запаситесь мульти-метром, без него проверка невозможна!

    1) Снимите датчик с автомобиля, поместите его в какую-нибудь емкость, заранее наполненнную охлаждающей жидкостью.

    Примечание!
    Подойдет любой сосуд, а наиболее часто используемые вещи в народе: ненужный чайник, большая кружка!

    2) Нагрейте в ёмкости охлаждайку до определенной температуры и опустите туда датчик с заранее подключенным мульти-метром. В конце статьи прикреплена таблица со значениями температуры и соответствующими показаниями прибора.

    Примечание!
    С целью более точной диагностики рекомендуем нагревать жидкость до различных температурных значений.

    Таблица

    Согласно данной таблице значений измеряйте сопротивление датчика.

    Примечание!
    В левом столбце указана температура охлаждайки, а в правом столбике необходимые значения мульти-метра, после погружения датчика в сосуд.

    Вам также может понравиться

    Как проверить компрессию двигателя на ВАЗ?

    Антикоррозийная обработка автомобиля своими руками

    Тонирование стёкол на автомобилях

    Замена задних тормозных цилиндров на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ.

    Замена задних тормозных колодок на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

    Замена клемм проводов аккумулятора на всех автомобилях ВАЗ

    34 комментария

    Вчера заменил датчик температуры на новый, а стрелка как не работала так и не работает, в чем может еще проблема? Комбинация приборов от низкой панели!

    Здравствуйте Кирилл!
    У вас я так понимаю все другие стрелки которые расположены на комбинации приборов работают? Не работает только стрелка температуры охлаждающей жидкости? Если это действительно так, то в таком случае проблема у вас скорее всего в самом приводе стрелки температуры охлаждающей жидкости!

    Еще проблема может быть в проводке, для этого снимите комбинацию приборов (Снятие комбинации приборов низкой панели) и не отсоединяя от неё проводов, включите на автомобиле зажигание и соедините с «массой» верхний вывод указателя температуры, который соединяется со штекером «2» белой колодки (см. на «фото»). Если стрелка отклонилась, то в таком случае с комбинацией приборов всё в порядке. А если же стрелка как стояла на одном месте так и осталась стоять, то в таком случае скорее всего поврежден провод соединяющий датчик и указатель.

    Здравствуйте, решил заменить ДТОЖ, когда выкручивал старый он обломился,да так что ничем его не зацепишь, может дадите совет как его оттуда извлечь?

    Здравствуйте Вячеслав!
    Не аккуратно работу проводите, поэтому такое и случае, а насчет достать есть несколько способов при выполнении которых нужно будет охлаждающую жидкость сливать с автомобиля, первый заключается в этом как раз, то есть выливаете всю жидкость из радиатора и надеетесь на то что через сливное отверстие остатки датчика выпадут, если не выпадут, тогда снимайте все патрубки и ищите куда он у вас упал, ну и последний самый простой способ, но только он действует не всегда, потому что датчик мог упать далеко в шланги и производить его лучше всего как только остатки датчика упали во внутрь (Просто чтобы его провести, машина должна ровно стоять на месте во-первых и во-вторых после того как датчик в жидкость упал, её раскачивать нельзя), заключается он вот в чём, берёте верёвочку, берёте тонкий магнит и погружаете это дело всё в жидкость через отверстие под датчик и при помощи магнита пытаетесь найти металлические остатки!

    Читать еще:  Гидроудар двигателя что это такое википедия

    Олег,извините просто я не так объяснил, сам датчик обломился под корень и у меня сама резьба осталась там, не знаю как её выкрутить теперь.. ещё и подлезть не удобно у меня отверстие для датчика находится на стенке блока цилиндров:(

    Здравствуйте Вячеслав!
    Высверлить аккуратно большими сверлами можно попробовать, или зубилом и молотком по стукать по остаткам датчика, тем самым пытаясь выкрутить остатки против часовой стрелки!

    Херню написали если честно, менял я этот датчик как стрелка лежала так и лежит.

    Смотреть нужно датчик и одиночный провод, который находится рядышком только ниже с торца ГБЦ, как оказалось выскочил провод (на конце клемма).

    А датчик который в статье это ДОЖ для того чтоб включался вентилятор автоматом.

    Здравствуйте Степан!
    Данный датчик который описан в статье, работает с контроллером (ЭБУ), он посылает показания на него и по этим показаниям контроллер регулирует топливо-воздушную смесь двигателя автомобиля, благодаря этому же датчику контроллер понимает когда двигатель холодный и когда он ещё не прогрет, в связи с этим на холодном двигатели смесь богатиться (Бензина в неё больше добавляется) и двигатель таким образом на много быстрее прогревается, так же он отвечает за включение вентилятора как вы и написали (Но не на всех автомобилях, на некоторых сам датчик включения вентилятора присутствует), за стрелку же отвечает другой датчик (Мы убрали в статье этот отрывок про стрелку) называется он точно так же «ДТОЖ», но ввёрнут он в головку блока цилиндров, более подробно узнать информацию о его замене, вы можете в статье под названием: «Замена датчика температуры на ВАЗ 2110»!

    Ещё раз извините за предоставленные не удобства, статьи по не многу обновляются и как только мы дойдём до обновления этой статьи, мы её полностью исправим!

    На половине датчиков герметик идет, который на середине резьбы уже колом встает и на ура отламывается при затягивании. Вот и сам попался, теперь как то извлекать остатки надо. Экстрактор не помогает. Видимо высверливать прийдется

    Подскажите пожалуйста,заменил дтож,а вентилятор на ваз 2108i также крутится и при холодном движке,может датчик не рабочий?

    Здравствуйте Дмитрий!
    А это точно именно тот датчик, просто их там два и перепутать их можно, сделайте вот как, отсоедините от этого датчика провода и попробуйте завести машину, вентилятор не должен будет включится, кстати еще на самом радиаторе датчик может быть, так не на всех машинах но посмотреть все же вам нужно его там будет, если он там есть, тогда произведите с ним аналогичную операцию!

    Спасибо Олег!На радиаторе есть датчик,но он никогда не подключался,у меня финка все через ж)Купил другой датчик сегодня буду ставить!Думаю может где замкнуло,т.к вентилятор начинает работать при включении зажигания!

    И фишку отключал,работает!

    Здравствуйте.ваз 2109 греется. Термостат поменял, никаких результатов,помпа вряд ли,потому что радиатор горячий,то есть жидкость циркулирует.Греется как в пробках,так и на скорости 90км час,стабильно держит 110-120 гр.Возможно искажает датчик,но при снятии крышки с бачка антифриз реально кипит.В чем может быть проблема?

    Здравствуйте Владимир!
    Может воздушные пробки у вас присутсвуют в системе или просто некачественный антифриз залит?

    ваз21099инжектор 2007года випуска об.дв. 1600 куб.см. двигатель закипает а потом включаеться вентилятор когда охлаждающая жидкость вибегает из расширителного бачка.при етом антифриз циркулирует по большому кругу. что может бить етому причиной.

    Здравствуйте Игорь!
    Воздушные пробки в системе охлаждения у Вас, или просто охлаждающая жидкость в расширительный бачок и в радиатор не по уровню залита (Её мало), в общем все проверьте, а как воздушную пробку убрать, ищите на нашем сайте воспользовавшись для этого системой поиска, там всё подробно описано!

    Здравствуйте. У меня ВАЗ 2108, сегодня обнаружил течь тосола, под трамблером, патрубки сухие. Может проблема в датчики температуры!? Может ли отдуда вытекать жидкость? Кстати стрелка темпераратуры у меня не работает. За ранее спасибо!

    Здравствуйте Александр!
    Через резьбу может, заведите автомобиль и когда помпа качать начнет жидкость, тогда и смотрите откуда вытекает она у Вас в Вашем же автомобиле!

    А если не сам датчик менять, а на фишке провода обломились, так вот если менять фишку и перепутать цвет провода, чем чревато? так как старые провода одного цвета, а новые другого. Извиняюсь, может вопрос глупый)))

    Не работает вентилятор 2109 инж, при включенном зажигании и снятии колодки с датчика вентилятор включается, менял 2 датчика… пробка расширительного рабочая, давление в системе держит… остается эбу… есть какие мысли по этому поводу?

    Подскажите пожалуйста,получайнику,желающему научиться.ТОЖ на приборке(высокая панель) не поднимается выше 85 градусов.При этом зимой в машине было тепло, а летом вентилятор включался только при парковке на узкой площадке. В чем может быть причина? Привычка контролировать работу ДВС по приборам, и чтобы все показания были в норме. Заранее благодарен.

    Двигатель держит обороты 3000.Заменил все датчики.Промыл проверил дросель. Форсунки. Температуру на приборной доске показывает. Всё таки может дело в датчике температуры который работает с контролером? ВАЗ 2109 инжектор.

    Здравствуйте! Негерметичность впускного тракта либо неполное закрытие дросселя, либо неисправность регулятора холостого хода.

    Здравствуйте! У меня проблема такая: 21099i иногда по утрам (температура сейчас в среднем – 10) заводится, жутко троит и глохнет, закидывая при этом свечи. Потом заводится только с подгазовкой, и нужно газовать минут 5, пока она более менее ровно не начнёт работать и перестанет глохнуть на ХХ. Может быть это связано с ДТОЖ?

    Читать еще:  Двигатели хендай гетц какие бывают

    Здравствуйте, Сергей! Конечно, может.

    Здравствуйте!а для чего необходимо сливать ОЖ при замене датчика? Без слива не обойтись?

    Здравствуйте, Александр! Не знаю, что там за датчик, о чём речь. Можете попробовать обойтись, но это, вероятно, приведёт к потере части ОЖ и обливанию окрестностей местоположения датчика. Инструкции обычно составляются так, чтобы избежать подобных моментов.

    Утро доброе, ваз 21099 карбюратор. Стрелка теспературы очень медленно поднимается, и опускается. ( Когда машина 90 градусов, глушишь – медленно и долго падает до нуля, потом включаешь зажигание, и ждёшь с минуту где-то, пока поднимется стрелка ) Грешу на датчик температуры. Температуру показывает вроде правильно. Как быть? Менять датчик? Или что можно сделать?

    Здравствуйте, Николай! Проблема, похоже, не в датчике, а в индикаторе. Замкните на массу провод, идущий на датчик температуры. Если стрелка опять будет подниматься медленно, а не сразу зашкалит, то точно индикатор.

    Доброго дня или ночи! У меня неисправность на ВАЗ 2108 такая: После замены бензонасоса на новый. При включении зажигания не запускается двигатель. На приборном щитке вольтметр показывает разряд. Все остальное работает. Контакты зачистил на реле и предохранители поменял, заземление зачистил. Стартер проверял, рабочий. Разъемы смотрел окиси нет. Клемы на АКБ зачистил, зажал плотно. В чем проблема! Зарание благодарен.

    Здравствуйте, Александр! Может, аккумулятор зарядить?

    АКБ поставил неделю назад новый. А не заводится.

    АКБ новая тоже может быть разряженной… Что значит “не запускается двигатель”? Стартер крутит?

    неисправности и методика поиска неисправностей панели приборов на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    неисправности и методика поиска неисправностей панели приборов на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

    Указатель температуры охлаждающей жидкости.

    Когда стрелка указателя находится постоянно в начале шкалы, при включенном на автомобиле зажигании отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости и соедините наконечник провода с «массой». Если при этом стрелка отклонится, то, следовательно, неисправен датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и его необходимо заменить. Если стрелка на датчике не отклонится, снимите панель приборов и, не отсоединяя от панели приборов проводов, включите на автомобиле зажигание и соедините с «массой» верхний вывод указателя температуры, который соединяется со штекером «2» (см. рис. 9.25) белой колодки. Отклонение стрелки указателя температуры в этом случае укажет на исправность прибора и на повреждение провода, соединяющего датчик и указатель. Когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости. Если при этом стрелка вернулась к началу шкалы, то неисправен датчик. Если стрелка остается в красной зоне, то или провод имеет замыкание с «массой», или поврежден прибор.
    Исправность прибора можно проверить, отсоединив от панели приборов белую колодку проводов и соединив с «массой» штекер «5» и с «+» аккумуляторной батареи штекер «12» белой колодки панели приборов. В этом случае у исправного прибора стрелка должна быть в начале шкалы.
    Указатель уровня топлива.

    Методика проверки указателя уровня топлива аналогична описанной выше для указателя температуры охлаждающей жидкости. Когда стрелка указателя уровня топлива постоянно находится в начале шкалы и не отклоняется после замыкания с «массой» наконечника розового провода, отсоединенного от датчика уровня топлива, то необходимо проверить прибор. Для этого снимите панель приборов и, не отсоединяя от панели приборов провода, включите на автомобиле зажигание и соедините с «массой» нижний вывод указателя уровня топлива, который соединяется со штекером «13» (см. рис. 9.25) белой колодки проводов. У исправного прибора уровня топлива стрелка должна отклоняться до конца шкалы.
    Если стрелка указателя уровня топлива постоянно находится против метки «1», то исправность прибора можно проверить, отсоединив от панели приборов белую колодку проводов, соединив с «массой» штекер «5» белой колодки панели приборов и с «+» аккумуляторной батареи штекер «12». В этом случае у исправного прибора уровня топлива стрелка должна находиться против метки «0».

    Рис. 9.25. Панель приборов «низкой» панели и схема ее соединений (вид сзади) автомобили ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
    А — порядок условной нумерации штекеров в разъемах панели приборов; а — соединение на печатной плате для панелии приборов без гнезда 17; 1 — вольтметр; 2 — лампы освещения приборов; 3 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 4 — контрольная лампа обогрева заднего стекла; 5 — контрольная лампа дальнего света фар; 6 — резервная контрольная лампа; 7 — контрольная лампа заднего противотуманного света; 8 — контрольная лампа наружного освещения; 9 — контрольная лампа указателей поворота; 10 — контрольная лампа «STOP»; 11 — контрольная лампа давления масла; 12 — контрольная лампа стояночного тормоза; 13 — контрольная лампа аварийной сигнализации; 14 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 15 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 16 — контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 17 — гнездо для реле-прерывателя контрольной лампы стояночного тормоза; 18 — указатель уровня топлива; 19 — контрольная лампа резерва топлива

    Возможные неисправности контрольных приборов, причины неисправностей и способы устранения

    Стрелка указателя уровня топлива возвращается к началу шкалы при полном баке

    Стрелка указателя уровня топлива передвигается скачками и часто падает к отметке «0»

    Постоянно горит контрольная лампа резерва топлива

    Не работают какие-либо контрольные лампы панели приборов

    Не работает спидометр

    Шум гибкого вала привода спидометра

    комбинация приборов автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — особенности конструкции

    Все контрольные приборы автомобиля ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 объединены в комбинацию приборов.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector