0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В чем особенность масла для двухтактных двигателей

Моторное масло для двухтактных двигателей

В отличие от привычных четырехтактных моторов 2х тактные силовые агрегаты лишены системы смазки с масляным картером, масляным насосом и пр. Масло моторное заливается непосредственно в топливо. Смазывание двухтактного двигателя производится смесью, состоящей из бензина и масла.

При работе мотора горючее сгорает не полностью и остатки мелких масляных частиц выходят в атмосферу одновременно с отработавшими газами. Основной задачей производителей силовых агрегатов является обеспечение сгорания масла для двухтактных двигателей в полном объеме, чтобы исключить присутствие остатков частиц масла в выхлопных газах.

Особенности химического состава масел для двухтактного движка

Масло для двухтактного двигателя также, как четырехтактные смазочные материалы,кроме базовой смазки,содержит в своем составе дополнительные присадки. Однако, эти присадки отличаются от своих аналогов, т. к. они являются растворителями.

Функции, выполняемые двухтактными присадками:

  • обеспечение качественного смешивания топлива с маслом;
  • перекачивание масла;
  • распыление топливно-масляной смеси.

Растворители занимают приблизительно пятую часть объема 2Т моторного смазочного материала. Чем больший процент присадок содержит смесь, тем хуже проявляются ее смазывающие свойства при повышенных температурах в работающем моторе.

Большое количество присадок приводит к повышению коэффициента вязкости. При покупке смазочного материала необходимо обращать внимание на индекс вязкости, т. к. именно этот показатель характеризует масло для двухтактных двигателей с позиции его полезных свойств.

Современное масло для 2 тактных двигателей применяется в моторах, работающих на высоких оборотах, к образовывающимся смесям предъявляются повышенные эксплуатационные требования. В процессе работы силового агрегата топливно-масляные смеси должны быстро и полноценно сгорать, чтобы не допустить образования отложений и нагаров на стенках выхлопной системы.

Малое количество золы в двухтактном двигателе и номинальное соотношение горючего и масла способствуют достижению требуемого условия. Над обеспечением правильного соотношения работают специалисты ведущих мировых предприятий, производящих двигатели внутреннего сгорания.

Если смешивать масляный раствор неверной концентрации, то возникают следующие неполадки в силовом агрегате:

  1. Ускоренный перегрев мотора.
  2. Заклинивание деталей и узлов.
  3. Повышенный износ трущихся поверхностей элементов движка.
  4. Появление клубов дыма из выхлопной трубы
  5. Свечи зажигания, поршни, инжектор покрываются отложениями в виде нагара.

Области применения двухтактных двигателей

Двухтактные силовые агрегаты устанавливаются в специализированной технике, обладающей высокой удельной мощностью, низкой стоимостью и небольшим весом:

  • мотоциклы;
  • снегоходы;
  • пилы цепные;
  • моторные лодки;
  • фургончики;
  • газонокосилки.

Наиболее современные конструкции оснащены автоматизированными системами дозирования масла в топливе, где двухтактное моторное масло вводится постепенно в зависимости от нагрузки на мотор. Два компонента бензин и смазочный материал смешиваются в определенной пропорции. Соотношение их объемов колеблется в пределах от 1/400 до 1/50.

Основные требования к качеству двухтактных смазочных жидкостей

От качества 2 тактного масла зависят долговечность и надежность применяемой техники. К основным требованиям относятся следующие пункты:

  1. Смазочные характеристики.
  2. Увеличение износостойкости деталей двигателей.
  3. Моющие и очистительные функции.
  4. Недопущение появления нагаров и прочих отложений в системе выхлопа.
  5. Уменьшение уровня дымообразования.
  6. Защита свечей зажигания от воспламенений.
  7. Качественное смешивание с бензином при низких температурах окружающей среды.
  8. Устойчивость против коррозии.
  9. Обеспечение номинальных свойств текучести.

В двухтактных моторах часто используются машинные масла со специальными присадками-брайтстоками, имеющими низкую температуру замерзания, разработанными для предотвращения застывания смазочного материала.

Виды масел для 2Т движков

В соответствии с классификацией АРI смазочные 2-тактные жидкости разделяются на следующие виды:

  • ТSС-1 ТА — данные смазки используются в небольших моторах объемом не более 200 см3. Силовые агрегаты данной категории оснащены системой воздушного охлаждения, устанавливаются на сенокосилках, мопедах, электрических генераторах.
  • ТSС-2 ТВ — смазка данного типа заливается в скоростные моторы, имеющие вместимость 50 — 200 см3. У таких двигателей охлаждение — воздушное, они выдерживают высокие нагрузки. Область использования: бензопилы; мотоциклы, мотороллеры.
  • ТSС-3 ТС — высококачественное масло для моторов объемом 50 — 200 кубических сантиметров. Данные движки устанавливаются на снегоходы, мотоциклы и пр.
  • ТSС-4 ТD — масло моторное данного вида заливается в подвесные силовые агрегаты, установленные на моторных лодках, где применяется охлаждение водное.

Ввиду того, что движки моторных лодок имеют водяное охлаждение, используемые смазки должны соответствовать жестким требованиям, предъявляемым экологами. Основные контролируемые показатели — это способность быстро разлагаться биологическим путем и препятствование образованию дыма в больших количествах.

В соответствии с классификацией, разработанной Национальной ассоциацией производителей судовых моторов, 2Т моторные масла подразделяются на классы:

  1. ТС-W.
  2. ТС-WII.
  3. ТС-WIII.

Мотоциклетные двухтактные смазочные материалы также имеют свою классификацию:

  • JASO FA.
  • JASOFB.
  • JASOFC.

По химическому составу двухтактные масла делятся на минеральные и синтетические смазочные жидкости. Минеральные вещества изготавливаются методом переработки нефтепродуктов, имеют более низкую цену. Качество минеральных смазочных 2Т материалов уступает синтетическим аналогам. При воздействии высоких температур внутри работающего двигателя снижаются следующие характеристики минеральных смазочных материалов:

  • потеря густоты масла, оно становится более жидким;
  • потеря эффективности смазки;
  • возникновение угрозы поломки силового агрегата из-за заклинивания трущихся поверхностей.

Синтетические двухтактные моторные масла имеют более высокую стоимость. Однако, их изначальные полезные свойства сохраняются более длительное время.

Любая марка 2Т смазки применима в различных ситуациях и способна удовлетворить потребности пользователей.

Преимущества использования масла для двухтактного мотора

Многие владельцы моторных лодок не хотят расставаться со старыми проверенными агрегатами, срок службы, которых может превышать 30 лет. Это объясняется тем, что их эффективность не уступает современным аналогам: они прекрасно маневрируют на экстремальных участках, быстро развивают максимальную скорость.

Однако, силовые агрегаты таких устройств постепенно приходят в ветхое состояние, появляются мелкие трещинки и задиры в цилиндропоршневой группе. Появляются дополнительные шумовые эффекты при работе силового агрегата, повышается расход горючего, уменьшается мощность мотора.

Двухтактное синтетическое моторное масло обладает необходимой степенью вязкости для улучшения эксплуатационных характеристик силового агрегата:

  1. Снижение потребления бензина.
  2. Увеличение мощности мотора.
  3. Уменьшение сил трения благодаря выравниванию трущихся поверхностей рабочих деталей и узлов двигателя.

Каждое машинное масло обладает своими специфическими положительными особенностями в зависимости от условий их использования.

Выбирая подходящую марку продукта, необходимо изучить параметры каждого вида, характеризующие его качество. Чем качественнее смазочное вещество, тем меньше проблем будет возникать при его эксплуатации.

Масло для двухтактных двигателей

Одна из главных особенностей конструкции двухтактного двигателя заключается в отсутствии классической системы смазки. Масло смешивается в определённых пропорциях с бензином, смазывает все встречающиеся на пути детали и сгорает в цилиндре, после чего его остатки удаляются вместе с выхлопом. При этом смесь бензина и масла может заливаться непосредственно в бензобак или же масло подаётся при помощи специального насоса. Во втором случае смешивание происходит обычно во впускном патрубке за карбюратором.

Как следствие, такая особенность двигателя накладывает определённые требования к используемым маслам, они отличаются от тех, что применяются для четырёхтактных ДВС. Они должны хорошо растворяться в бензине, сохранять смазочные свойства при высоких температурах, а также сгорать с минимальным образованием золы (а лучше, чтобы она вообще не образовывалась). Также, если масло предназначено для двигателя с раздельной подачей, то оно должно отличаться хорошей текучестью. Естественно, что масло должно отличаться высоким качеством и сохранять все свои свойства как можно дольше. Если масло предназначено для двигателя, который эксплуатируется в условиях низких температур, то его должна характеризовать низкая вязкость.

Кстати, такие масла обычно окрашены в синий цвет (реже в какой-либо другой, например, красный), что позволяет легко их идентифицировать — бензин, в котором было растворено такое масло, перестаёт быть полностью прозрачным и приобретает соответствующий оттенок.

Важно учитывать и то, для чего именно используются двухтактные ДВС — это мопеды, подвесные моторы для лодок, газонокосилки, бензоинструмент и т.п. То есть высока вероятность попадания их на землю или в воду. И это накладывает требования к уровню токсичности. Такое масло должно быстро разлагаться в воде и быть максимально безопасным для окружающей среды.

Читать еще:  Двигатель 417 не заводиться причины

Масла для двухтактных двигателей бывают двух стандартов — 2Т и TC-W3. Первый предназначен для инструмента, сельхоз техники, мопедов, мотоблоков, генераторов и другой техники, которая имеет двигатели с воздушным охлаждением. Второй тип обычно применяется в подвесных моторах с водяным охлаждением. Также у каждого производителя может использоваться своя дополнительная маркировка.

Сегодня в продаже имеется масло 3-х типов — синтетическое, полусинтетической и минеральное.

  1. Синтетическоемасло образуется посредством химического синтеза и отличается высокими эксплуатационными свойствами. Недостаток у такого масла только один — высокая стоимость.
  2. Минеральные масла выделяются при перегонке нефти и стоят заметно дешевле, но при этом уступают по эксплуатационным свойствам.
  3. Полусинтетические — это компромиссный вариант, обычно получаемый путём смеси первых двух. Такие масла стоят не слишком дорого, но при этом по своим свойствам превосходят минеральные.

Ещё одно важное отличие минеральных масел от синтетических — время хранение бензина с растворённым в нём маслом. В случае с минеральным маслом оно не превышает обычно 2-3 недели. Синтетика обеспечивает куда более высокие показатели.

Дать какой-либо совет по выбору масла невозможно, всё зависит от каждого отдельного случая. Обычно в описании двигателя чётко прописывается, какое именно масло следует использовать. Применение неподходящего масла может привести к выходу двигателя из строя, причём уже через пару часов использования. То есть, прежде чем отправляться в магазин за маслом, внимательно прочитайте инструкцию к вашему двигателю.

Синтетика позволит двигателю легче заводиться и меньше изнашиваться при высоких оборотах. Однако это не означает, что использование минерального масла быстро его «убьёт». Если масло соответствует всем прописанным в инструкции требованиям, то разница в эксплуатации не будет слишком большой, особенно если двигатель постоянно проходит всё необходимое сервисное обслуживание. Однако если вы используете дорогую и высококачественную технику, то излишняя экономия будет только во вред. Также некоторые производители техники рекомендуют использовать только синтетическое масло — к этим требованиям необходимо прислушиваться. И если вы уже начали использовать определённый тип масла, то лучше и продолжать его использовать, смена в данном случае (даже на лучшее масло) не слишком желательна.

Масло продаётся в различных упаковках, различающихся объёмами — от одноразовых пакетиков на 20 миллилитров до бутылей на несколько литров. Тут выбор зависит исключительно от ваших потребностей.

Что же касается бренда, то нет нужды гнаться только за очень громким именем, но и покупать масла «подозрительных» марок также не стоит. Нередко полезно бывает поискать отзывы о понравившемся масле в интернете перед покупкой. Ну и, конечно же, совершайте покупки только у официальных дилеров, не стоит делать приобретения у непонятных продавцов на базаре, какой бы выгодной ни казалась такая покупка. Риск нарваться на подделку будет слишком велик.

Особенности современных двухтактных мото масел

Долговечность и производительность двухтактного двигателя напрямую зависит от чистоты. Первое обстоятельство — нагар, образующийся на поршне, является мягким абразивом, который способствует повышенному износу ЦПГ (Цилиндро-Поршневой Группы). Износ ЦПГ приводит к падению компрессии, мощности и увеличению расхода топлива.

Изношенные детали у двухтактных двигателей приходится заменять, и процедура эта — дорогостоящая. Помимо этого расходуется время на ее проведение. Второе обстоятельство — отложения в выпускном тракте снижают производительность мотора, его эффективную мощность. Особенно это заметно на технике, оборудованной мощностным клапаном, на картах и кубатурных кроссовых мотоциклах.

На количество нагара основное влияние оказывает состав и количество двухтактного масла. Минеральные и эстеровые средства дают максимальное количество нагара, и их использование снижает показатели двухтактного двигателя. Они же являются и наиболее «дымными» маслами, что непосредственно влияет на экологию. Технически, дымность такого продукта выражается как «зольность», то есть сухой остаток после сгорания. Обязательно указывается в технической документации на масло.

Классификация масел двухтактных двигателей

Существует классификация масел, предназначенных для двухтактных двигателей мотоциклов (и не только) — JASO, японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization).

Классификация JASO является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двухтактных двигателей производства Японии. JASO делит существующие масла такого типа на 4 категории по их применимости на территории Японии в различных видах техники. Эта же классификация является ориентиром для остальных стран.

Классификация API

В настоящее время практически не используется.
API делит 2-х тактные масла на 4 категории согласно мощности двигателя, начиная с маломощных газонокосилок до высокомощных мотоциклов. В будущем планируется замена API групп на японскую JASO и глобальные ISO классификации. На рынке до сих пор есть еще целый ряд масел с классификацией API, так как эта система была широко распространена в прошлом.

Классификация ISO

В середине 90-х гг., стало ясно, что JASO FC уже не могут удовлетворять требованиям европейских двухтактных двигателей. В Европе была разработана серия долгосрочных испытаний, отвечающих всем требованиям. Кроме испытаний на дымность, отложения в системе выпуска, смазочную способность и моющий эффект по JASO, были добавлены 3-часовые испытания на Honda Dio для определения степени улучшения чистоты поршня и моющего эффекта. Для всех испытаний в качестве эталонного масла использовали JATRE 1. В настоящее время международная организация по стандартизации (ISO) классифицирует масла для двухтактных двигателей по трем категориям: ISO-L-EGB, -EGC, -EGD. Четвертая категория (-EGE) находится в стадии разработки. Категории ISO-L-EGB и -EGC отражают требования JASO категорий FB и FC и нуждаются в дополнительном исследовании чистоты поршня. ISO-L- EGD нуждается в исследовании низкой дымности аналогично JASO FC.

* Новые требования в дополнение к JASO FC.
Изготовление масел для двухтактных двигателей

Создание эффективной рецептуры 2-х тактных масел для мотоциклов JASO FC и FD — очень сложное мероприятие, так как необходимо соблюдение баланса между зольностью и дымностью, а также липкостью, то есть стойкостью масляной пленки.

Чисто спортивные и крайне дорогие двухтактные мотомасла делаются на основе эстеров, масел V группы по API. Их отличает очень хорошая «липкость», стойкость масляной пленки. Но при повседневной эксплуатации вылезают наружу недостатки:

  • сильнейшее нагарообразование, ведущее к быстрому снижению мощности и ресурса двигателей;
  • нестабильность в топливных смесях;
  • гигроскопичность;
  • и как следствие, коррозия.

Конечно, если мы используем один двухтактный двигатель на одну гонку, не считаем ресурс и деньги, то это приемлемо. Но более разумные производители идут по более сложному пути. Компания Liqui Moly GmbH разрабатывает и производит двухтактные масла на основе полиизобутиленов (PIB или PB). В зависимости от назначения, полусинтетические продукты имеют в составе до 30% полиизобутиленов, синтетические — до 80%. Остальные компоненты могут быть минеральными, гидрокрекинговыми или эстеровыми, в зависимости от класса.

В чем же преимущества таких формул? Полиизобутелен PIB [—СН2С(СН3)2—]n, предельный углеводород, относящийся, как и эстеры, к V группе базовых масел по API, бывает различной степени молекулярности (от этого зависит применение). В них используется полиизобутилен молекулярной массой менее 1000.

Основное достоинство PIB в бездымном сгорании у двухтактных двигателей. Сгорая сам, он дожигает остальные компоненты. Обладает хорошими смазывающими свойствами, значительно улучшающимися при добавке небольшой доли эстерового компонента, отменными моющими свойствами, химической инертностью, высоким индексом вязкости, низкой температурой вспышки. Последнее обстоятельство особенно важно для сохранения чистоты двухтактного двигателя: камеры сгорания, свечей, выпускного клапана, глушителя. Мотомасла на основе полиизобутилена не расслаиваются в смеси с топливом при хранении.

Читать еще:  Что значит ограниченная мощность двигателя

Рисунок №1 иллюстрирует результаты стандартного теста JASO M343-92, оценивающего чистоту выхлопной системы при использовании масел на различной основе. Наглядно видно, что продукция для двухтактных двигателей на основе полиизобутилена многократно превосходят прочие, в том числе, и эстеровые масла, которые по нагарообразованию не отличаются от простых минеральных.

Однако, чистые, без добавок, мотоциклетные масла на основе полиизобутиленов не производятся. Только с использованием добавок на основе минералки, гидрокрекингового или эстерового компонента. Это связано с незначительной нагрузкой. Смеси используются именно для повышения стойкости масляной пленки, так же, как и в случае с полиальфаолефинами в автомобильных маслах.

Могут ли полиизобутиленовые масла использоваться с высокооборотных и высоконагруженных спортивных двухтактных двигателях, а не только в «гражданской» технике? Ответ на этот вопрос особенно важен для российского мотоспорта, где берегут ресурс, и где все финансирование происходит за счет средств самих спортсменов.

Ответ: могут, и опыт Liqui Moly это наглядно доказывает. На синтетических полиизобутиленовых маслах производителя выиграно несколько чемпионатов страны по картингу и мотокроссу в классе 125 ссм. Продукция для двухтактных двигателей Liqui Moly выпускаются как оригинальный продукт для компаний Bimota, Tohatsu, и уже не первый год подряд становятся брендом №1 в Германии в области мотоциклетных масел.

Подготовка смесей для двухтактных двигателей

Как готовить смеси полиизобутиленовых мотомасел с топливом? Так же, как и с прочими маслами! Полностью синтетические мотомасла для двухтактных двигателей на основе полиизобутиленов допускают смешивание в соотношении с топливом 1:100. Но только при условии, что производитель техники допускает такую концентрацию.

Общее правило: соблюдать требования производителя. Но грамотные механики рекомендуют, в зависимости от режима и погодных условий можно (и нужно!) уменьшить или увеличить концентрацию масла на 10-20%. При работе постоянно на мощностном режиме и оборотах концентрацию следует увеличивать.

Второй пример: мотокроссовые соревнования в зимний период при отрицательных температурах — уменьшаем концентрацию, в жару — увеличиваем. Эти рекомендации позволят сохранить двигатель и, в отдельных случаях, экономить на масле.

Двухтактные масла

Каждый, кто покупает бензопилу или мотокосу, надеется на то, что этот инструмент будет надежно служить ему на протяжении многих лет. Но не все покупатели понимают то, что осуществление этого желания зависит в первую очередь от его действий. Надеяться на то, что инструмент не подведет в ответственный момент, можно лишь в случае, когда вы своевременно и квалифицированно ухаживаете за ним.

Если взглянуть на полки магазинов, заставленные канистрами масел для садовой техники, то складывается впечатление, что практически каждый производитель садовой техники выпускает и собственные масла для нее: Husqvarna, Stihl, Briggs&Stratton, Efco, UOA, Hitachi, Tecomec, ALCO.. и этот список можно продолжать долго. В действительности, конечно, сами они не производят ничего, а лишь заказывают на стороне. Надо сказать, что относиться к этому факту пренебрежительно не стоит.

В зависимости от основы маслa делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Отдельной строкой идут так называемые биоразлагаемые масла, которые в основном применяются для смазки цепей бензопил. Их главная особенность в том, что при попадании в почву или водоем они быстро разлагаются микроорганизмами.

К 2-х тактным маслам для садово-парковой минитехники предъявляются довольно жесткие требования, связанные с особенностями конструкции 2-х тактного двигателя. Вот наиболее важные из них.

Топливная смесь подается к трущимся деталям двигателя потоком маслобензовоздушной смеси, поэтому масло должно хорошо распыляться, обладать высокой адгезией к поверхностям для предотвращения смывания каплями топлива и совместимостью с топливом.

В настоящее время многие двухтактные двигатели имеют так называемую раздельную систему смазки, когда масло подается в двигатель специальным дозатором порциями из отдельной емкости. Для обеспечения равномерной и гарантированной подачи оно должно иметь низкую температуру застывания и пологую вязкостно-температурную характеристику.

Характер эксплуатации техники с такими двигателями предполагает резкую смену нагрузки на двигатель за очень короткий промежуток времени. Для предотвращения всевозможныхнатиров, задиров и схватывания масло должно обладать противозадирными свойствами и в то же время обеспечивать минимальный износ двигателя.

Двухтактный двигатель при прочих равных условиях является более теплонапряженным по сравнению с четырехтактным, поэтому одно из важнейших требований к маслу — низкая испаряемость и высокая термоокислительная стабильность.

У двухтактных двигателей, опять же по сравнению с четырехтактными, в силу специфики смесеобразования и конструкции механизма смазки деталей ЦПГ более высокий расход масла на угар, поэтому для современных масел крайне важна экологическая безопасность, что проявляется в жестких требованиях к ограничению дымности и токсичности выхлопных газов.

Еще одна особенность двигателей мототехники — их форсировка по оборотам от 5000 до 15 000 об/мин. Несмотря на кажущуюся простоту таких двигателей, для их изготовления используются материалы, хорошо зарекомендовавшие себя в других транспортных средствах, например, грузовых и легковых автомобилях. Цилиндры делают из чугуна (форсированные варианты) или из алюминиевого сплава с обязательным нанесением износостойкого покрытия на поверхность зеркала, поршни – из специальных алюминиевых сплавов, поршневые кольца – из чугуна с покрытием из гальванического хрома или без покрытия.

Из списка требований видно, что изготовление качественного масла – не такая уж простая задача. Вот критерии, по которым принято оценивать качество:

  • смазывающие свойства
  • задирный износ
  • пригорание колец
  • моющие свойства
  • образование отложений, нагара, лаков
  • калильное зажигание
  • экологические свойства
  • токсичность выхлопных газов
  • дымообразование
  • биологическая разлагаемость.

Необходимые характеристки масел для 2-х тактных моторов изложены в требованиях API TC JASO FC, API TC JASO FC ISO GD, API TC JASO FC E-GC. Наиболее распространена классификация по API. Вот какие классы в него входят:

  • API TA – масла, предназначенные для малых двигателей рабочим объемом до 50 см3, с воздушным охлаждением (мопеды, бензопилы, травокосилки и компактные электрогенераторы)
  • API TB – масла, предназначенные для скоростных двигателей рабочим объемом 50–200 см3, с воздушным охлаждением, работающих при больших нагрузках (мотороллеры, мотоциклы, бензопилы, мотокосы);
  • API TC – масла, предназначенные для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, рабочим объемом 50–200 см3 и большим соотношением топливо/масло (мотоциклы, снегоходы и прочие транспортные средства, кроме моторных лодок); соответствуют требованиям ASTM D 4859-88;
  • API TD – масла, предназначенные для подвесных двигателей моторных лодок с водяным охлаждением; соответствуют требованиям качества ASTN D 4681-87 и NMMA TC-W. Начиная с 1993 г. действующими остались только два класса: API TC и API TD (API TSC-4), хотя в торговой сети еще встречаются масла прежних классов.

Отметим, что производители масел в своих рекламных проспектах позиционируют 2-х тактные масла либо как собственно масла для приготовления топливной смеси, либо как присадки к топливу. Различие заключается в составе этих продуктов: масла представляют собой смесь базовых (минеральных, полусинтетических и синтетических) масел и пакетов присадок, а «присадки к топливу» – смесь базовых масел, пакета присадок и растворителя (20–25%). Наличие растворителя производители объясняют необходимостью улучшить такие показатели, как текучесть и температура застывания в холодное время года. Базовые масла имеют температуру вспышки не ниже 200 градусов, введение растворителя этот показатель резко уменьшает – до 70–100 оС. В принципе в некоторых случаях наличие растворителя можно определить по температуре вспышки. Если этот показатель находится в районе нижней границы, то велика вероятность, что в этом масле присутствует растворитель. Если ТВ указана в районе верхней границы, то можно надеяться, что основа здесь — синтетическая.

Читать еще:  Что такое кубики в двигателе внутреннего сгорания

О вероятности наличия растворителя в масле может сигнализировать и еще один показатель, а именно рекомендуемая пропорция топливной смеси. Если производитель советует готовить смесь с содержанием масла выше 2% (1:40 например), это может свидетельствовать о том, что масло уже разбавлено растворителем. Понятно, что в этом случае нужно потратить больше масла, чтобы сделать топливную смесь, которая по характеристикам будет близка к фактически ставшей стандартом 2%-ной смеси (1:50). В то же время подобное требование может означать не наличие растворителя, а всего лишь другой состав пакета присадок.

В открытых источниках много информации о стандартах и выборе автомобильных моторных масел. Однако сложно найти данные о стандартах применяемым к двухтактным маслам. Мы надеемся, что данная статья поможет потребителям разобраться какое масло лучше подходит для из двухтактного двигателя.

Классификация моторных масел для двухтактных двигателей по API.

СтандартАктуальностьОписание стандартовПримеры применения
TAУстаревшийПланируемая категория для маленьких двухтактных двигателей, менее 50 кубических сантиметров. В период разработки тестов для этой категории европейский координационный совет перестал поддерживать ее создание. (CoordinatingEuropeanCouncil — CEC)Мопеды, газонокосилки, культиваторы
TBУстаревшийПланируемая категория для двухтактных двигателей от 50 до 200 кубических сантиметров.Маломощные мотоциклы, мотороллеры
TCДействующаяРазличные высоко нагруженные двухтактные двигатели от 200 до 500 кубических сантиметров. Категория включает тесты на проверку от пригорания поршневых колец, преждевременного зажигания и задиров на цилиндрах. Этот стандарт неприменим для лодок с подвесным лодочным мотором.Мотоциклы, снегоходы. Не для подвесных лодочных моторов!
TDУстаревшийСтандарт разработан для подвесных лодочных моторов с водяным охлаждением. Для получения этой категории использовались тесты аналогичные с категории TC-W . Это стандарт Национальной Ассоциации Судостроителей США (NMMA). Стандарт API TD был замещен и больше не принимается NMMA, которая сейчас рекомендует стандарт TC-W3 для двигателей с водяным охлаждением.Подвесные лодочные моторы (с водяным охлаждением)

Национальная Ассоциация Судостроителей или NationalMarineManufacturersassociation (NMMA) занимается разработкой стандартов для морского транспорта. NMMA TC-W3 – это последний стандарт на сегодняшний день и он превышает предыдущие стандарты TC-WII, TC-W.

JapaneseEngineOilStandardsImplementationPanel (JASO) – это японская организация по стандартизации масел. По мнению JASO стандарт API TC является довольно неопределенным и масла, соответствующие только этому стандарту могут вызывать чрезмерные выхлопы и дым при работе двигателя. JASO разработала собственные стандарты:

СтандартОписание
JASO FAСтандарт устанавливает требования по уровню смазывающих способностей масла, моющим свойствам, крутящему моменту и уровню выхлопов отработавших газов
JASO FBБолее строгие требования по смазывающим и моющим свойствам, уровню выхлопов, чем у JASO FA
JASO FCАналогичные с JASO FB требования к уровню смазочных свойств и крутящему моменту, но более жесткие требования к моющим свойствам и уровню выхлопов отработавших газов.
JASO FDАналогичные требования с JASO FC, но более жесткие требования к уровню моющих свойств

В середине 90-х годов международная организация по стандартизации ISO разработала серию стандартов, удовлетворяющих требованиям современных европейских двухтактных двигателей. Толчком к созданию новых стандартов стало недостаточно жесткие требования JASO FC к чистоте поршней и моющим свойствам масел. Стандарты ISO базируются на стандартах JASO, но к ним добавлены 3-х часовые испытания на HondaDio для определения степени чистоты поршней и моющего эффекта.

СтандартТребования
ISO-L-EGBJASO FB + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGCJASO FC + тест на чистоту поршней
ISO-L-EGDJASO FD + тест на чистоту поршней + моющий эффект

Масло для 2х-тактных двигателей

Всем понятно, что масло для двухтактных двигателей отличается от масла для четырехтактных двигателей. В чём же различие между ними — вроде, и то, и другое предназначены для смазки трущихся поверхностей деталей двигателя?

Первое и основное отличие кроется в принципе работы 2х- и 4х-тактных двигателей. Двухтактные двигатели не имеют картера и смазываются смесью топлива и масла, масло двухтактных двигателей сгорает вместе с топливом в камере сгорания цилиндра двигателя. Предназначение масла четырехтактного двигателя — только смазка, контакт с топливом ему противопоказан.

Отсюда и разные требования к свойствам масла: в двухтактных двигателях: масло должно сгорать полностью, с минимумом дыма, оставляя как можно меньше твердых остатков в виде золы и сажи. К тому же, несгоревшие остатки масла, покидающие двигатель вместе с выхлопными газами, должны поддаваться биоразложению. В четырёхтактных двигателях: масло должно обеспечивать стабильность смазывающих свойств в течение как можно более длительного времени. Требований к беззольному сгоранию и биоразлагаемости нет.

Масла для любых типов лодочных двигателей должны обладать высокими противокоррозионными свойствами, (с учетом влияния воды в т.ч. соленой морской) и антиокислительными свойствами. Кроме того, масло в течение продолжительного времени должно хорошо защищать от коррозии в режиме простоя двигателя. Ввиду этого рекомендуется применять специализированные масла, рекомендованные производителями моторов и имеющие набор необходимых присадок, учитывающих условия эксплуатации лодочных моторов.

Влияние вязкости масла

Важным критерием является вязкость масла. Этот параметр наиболее полно регулирует SAE (SocietyofAutomotiveEngineers -Общество автомобильных инженеров). Вязкость кинематическая указывается цифрами в градусах Энглера (например, 20,40 и т.д.). Чем выше указанная цифра, тем гуще масло. Хотя этот параметр наиболее критичен для 4-х тактных двигателей, но и в 2-х тактных двигателях эффективность работы зависит от вязкости масла и концентрации его в топливе. Исследования показывают, что оптимальные значения этих характеристик для двигателей разных моделей различны и наиболее разумным будет следование рекомендациям производителя двигателя. Уменьшение вязкости при низкой концентрации масла может вызвать повышение интенсивности изнашивания деталей двигателя, появление задиров. Напротив, увеличение концентрации масла (особенно — высоковязкого) ухудшает процессы сгорания, повышает потери на трение, увеличивает нагарообразование и токсичность выхлопа.

Минеральное или синтетическое?

Минеральные масла предназначены в основном для двигателей малого (до 30 л.с.) и, в меньшей степени, среднего (до 70 л.с.) класса, а так же двигателей старшего поколения не нагруженных системами автоматического дозирования масла и прямого впрыска. Синтетические масла продукт более высоких технологий. Все синтетические масла имеют одинаковую основу, но благодаря специальным добавкам зачастую обладают свойствами, недостижимыми в маслах на минеральной основе. Более высокая стоимость таких масел оправдана, если ваш двигатель оснащен системой впрыска или дозировки масла. А вот в старых двигателях их использовать не рекомендуется.

BIO — это круто?

На рынке можно встретить масла с повышенной биоразлагаемостью (Biodegradable или Bio). В основном это масла, превышающие требования TC-W3 в части скорости распада продуктов сгорания в воде. Они дороже обычных масел на 50 — 80 %. Единственным их достоинством является то, что продукты их сгорания быстро и целиком разлагаются в воде. Влияния на работу двигателя приставка Bio не оказывает и появлению таких масел на зарубежных рынках мы обязаны шумной деятельности «зелёных» по снижению загрязнения водоемов мотороводниками.

Несколько коротких рекомендаций

Соблюдайте дозировку, рекомендованную производителем. Если масло предназначено для смеси в пропорции 1:50, а ваш двигатель требует 1:100 не используйте это масло. Если ваш двигатель должен работать на смеси 1:50, то масло предназначенное для смеси 1:100 может быть использовано.

В общих случаях масло-бензиновая смесь сохраняется в течение 3 суток. После этого смесь может начать расслаиваться. Масла, продаваемые под торговой маркой производителей двигателей (Quicksilver, Yamalube, Bombardier) — это масла высокого качества, но они ничем не отличаются от масел, которые продают нефтяные концерны Shell, Castrol, Elf.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector