Устройство принцип работы газогенераторного двигателя
Газовый генератор – надежный и экономичный источник энергии
Содержание:
- 1. Принцип работы газогенератора
- 2. Выгода от использования газа в качестве топлива
- 3. Учесть все важные нюансы
- 4. Подведем итог
Если несколько лет назад пик популярности газогенераторов пришелся на Новую Зеландию, Австралию и США, то сегодня и в России все чаще им отдают предпочтение как более выгодному варианту, по сравнению с бензиновыми и дизельными. Причем эти установки находят применение не только в частном секторе, но и на предприятиях, где перебои с подачей электроэнергии просто недопустимы – это влечет к потерям прибыли, простоям в работе или порче товара. Приведем простой пример. Склад молочной продукции находится в микрорайоне, где отключения электроэнергии происходят несколько раз в неделю и порой затягиваются на весь день. Это грозит владельцу колоссальными убытками, ведь продукты могут испортиться (особенно в жару), из-за отсутствия электропитания могут сорваться важные отгрузки и другие операции, связанные с работой офисной техники. Если к зданию подведена газовая магистраль, то есть смысл использовать в качестве резервного источника электроэнергии газовые генераторы. Что же он собой представляет и в чем его отличие от жидкотопливных аналогов?
Принцип работы газогенератора
Этот агрегат внешне практически не отличается от бензиновых и дизельных: имеется силовая рама, защитная крышка и панель управления с розетками. Внутри также расположен генератор, вырабатывающий переменный ток, и двигатель внутреннего сгорания. Единственное, что отличает газовую станцию от жидкотопливной – это отсутствие топливного бака. Ресурсом для работы двигателя служит магистральный газ или сжиженный. В первом случае генератор подключается к газопроводу, во втором – к баллону. Топливо поступает в двигатель по шлангу и смешивается с воздухом с помощью системы диффузоров. После этого газо-воздушная смесь сжимается. Чем двигатель мощнее, тем сильнее происходит сжатие. Энергия, полученная при сгорании газа, преобразуется в электрическую посредством генератора, а отходы горения отводятся через специальный клапан в выхлопную трубу. Благодаря высокому октановому числу газа (более 100) удается добиться высокой степени сжатия без детонации, что способствует снижению уровня выбросов продуктов сгорания и тихой работе двигателя, по сравнению с жидкотопливными аналогами (у них октановое число в среднем 77 – 85). Но это далеко не единственное преимущество.
Выгода от использования газа в качестве топлива
На практике доказано, что за год работы газогенератора благодаря экономии на топливе можно окупить до половины стоимости самого агрегата. Чтобы Вы могли более наглядно представить себе суть этого, сравним две установки мощностью в 5 кВт – бензиновую и газовую. В среднем при использовании бензина за выработку 1 кВт в час пользователь платит 7,92 рубля (при расходе топлива в 2,2 л/ч на 5 кВт), а при применении газа – значительно меньше. Проведем расчет:
Если заправка баллона 20 кг сжиженного газа составляет около 300 рублей, то стоимость выработки 5 кВт в час составит 24 рубля (при расходе топлива 1,6 кг/час). Таким образом, 1 кВт обойдется в 4,8 рублей. Используя магистральный газ можно сэкономить еще больше: при потреблении 1,75 куб.м топлива в час на выработку 5 кВт электроэнергии будет затрачиваться 2,1 рубль в час, следовательно, за 1 кВт придется заплатить всего 0,42 рубля.
Кроме денежной экономии, у газового генератора есть еще ряд достоинств:
- Удобство эксплуатации – в отличие от жидкотопливных, газовые установки не требуют постоянного контроля уровня топлива. При работе на сжиженном газе одного баллона объемом в 50 литров хватит на то, чтобы обеспечить бесперебойную работу устройства до 20 часов. Когда топливо закончится, нужно будет просто отсоединить от него шланг и переткнуть к новому баллону. А если Вы будете использовать магистральный газ, то проблем с дозаправкой не будет вовсе.
- Нет проблем с доставкой и хранением топлива – если запасы солярки и бензина нужно пополнять достаточно часто, так как хранить длительное время такое топливо не рекомендуется, то с газом таких неудобств нет. При подключении электростанции к газовой магистрали место для хранения топлива вообще не требуется. Для баллонов со сжиженным газом нужно помещение, зато хранить его можно в течение нескольких лет.
- Неприхотливость к температурным условиям – газовый генератор отлично заводится в любое время года, так как газ не кристаллизуется при минусовой температуре, как это происходит с жидким топливом.
- Долгий срок службы – как известно, самой уязвимой деталью электростанции является двигатель, ведь на него в процессе эксплуатации оказываются большие нагрузки. В отличие от жидкого топлива, газ при сгорании не образует нагара и отложений на цилиндре и поршневой части, что помогает снизить риск поломок и увеличить ресурс работы примерно на 25%. Менять масло и свечи придется в 2 раза реже, чем в бензиновых установках.
Мы перечислили основные преимущества работы с газовым генератором, но не стоит забывать и об ответственности пользователя. Ведь к эксплуатации газового оборудования предъявляются особые требования. Чтобы они не стали для Вас неожиданностью после покупки, лучше знать заранее, с чем придется столкнуться.
Учесть все важные нюансы
Во-первых, стоит сказать о том, что установка в здании любого агрегата, работающего на газу, должна быть согласована с местной газовой службой. Для этого нужно обязательно предоставить два документа: технический паспорт оборудования и сертификат, которые выдаются при покупке генератора. В случае, когда электростанция устанавливается на промышленном объекте, может понадобиться еще разрешение Гостехнадзора. Копию этого документа Вы можете запросить у продавца.
К месту установки газогенератора предъявляются следующие требования:
При размещении на улице нужно обеспечить защиту устройства от дождя и снега, чтобы влага не попала на электроэлементы, и не произошло короткого замыкания. Если оно используется временно (на строительном участке или торговой точке), необходимо соорудить над ним навес. В случае, когда генератор будет находиться на улице длительное время, лучше поместить его в специальный контейнер.
При размещении оборудования в здании следует выбрать такое помещение, которое находится не ниже уровня земли и имеет площадь не менее 15 кв. метров. Там должна быть хорошая вентиляция, чтобы выхлопные газы не скапливались внутри. Для наибольшей безопасности лучше присоединить к выхлопной трубе специальный шланг для отвода сгоревшего газа на улицу.
Еще одним важным фактором, влияющим на стабильную работу газовой электростанции, является поддержание давления газа в пределах рекомендуемого производителем диапазона, например, 2000 – 6000 Па. Убедитесь, что давление в газовых трубах здания будет соответствовать этим требованиям. Кроме того, необходимо постоянно следить за состоянием шлангов и труб, по которым подается топливо, чтобы избежать утечки.
Подведем итог
Вы задумались о покупке газового генератора, но еще сомневаетесь? Мы перечислим ситуации, в которых использование этого оборудования будет рациональным, и это поможет принять Вам окончательное решение.
- Если нужен резервный источник электроэнергии для здания, куда подведен магистральный газ (жилого дома, магазина, предприятия, учреждения).
- Необходимо обеспечить электроснабжение в мастерской, на даче или на предприятии, где нет магистрального газа, но есть место для хранения баллонов со сжиженным топливом.
- Планируется снабжать электроэнергией торговое оборудование на улице или инструменты и технику на стройплощадке. Есть возможность работы со сжиженным газом.
- Нужна электростанция для предприятия, находящегося под контролем экологических служб.
Итак, если одно из этих утверждений Вам подходит, тогда покупка газового генератора – верное решение. Можно смело утверждать, что использование такого оборудования будет выгодным во всех отношениях. Купить электростанцию, работающую на газу, Вы можете в нашем интернет-магазине. Просто оформите заказ через сайт или позвоните менеджеру, и он проконсультирует Вас по всем вопросам.
Делаем газогенератор для автомобиля своими силами
Стремление человека сохранить окружающую среду заставляет его задумываться над возможностью создания оборудования, работа которого не будет влиять на экологию. На современном этапе большой ущерб природе наносится автомобильным транспортом, а именно выхлопными газами. Это привело к созданию электромобилей, которые сегодня уже начинают выпускаться на серийном уровне. Но есть и другая возможность сократить вредность выбросов и сэкономить на топливе – установив автомобильный газогенератор.
- Немного о генераторах
- Устройство силового оборудования
- Принцип работы системы
- Этапы работ по изготовлению
- Советы специалиста
Что представляют собой такие агрегаты
Обычно газогенераторными установками оснащают большегрузные автомобили с мощным двигателем, хотя при желании таким устройством может быть оборудован и легковой транспорт.
При этом агрегат имеет относительно компактные размеры, но они все равно не будут пропорциональные габаритам авто. Например, сконструированный для мотоцикла газогенератор на дровах и собранный своими руками будет сопоставим с коляской для транспортного средства. Поэтому назвать его небольшим можно с большой натяжкой. Кроме того, использование газогенераторов с маломощными двигателями приводит к нехватке мощности.
Конструктивные особенности оборудования
Что же входит в комплектацию автомобильного газогенератора? В первую очередь – это устройство в котором происходит процесс преобразования древесины или другого топлива в горючий газ. Но поскольку полученная смесь нуждается в очистке, то ни один генератор для автомобиля не обходится без очистителей.
Причем они представлены в виде трех горизонтальных конструкций и одной вертикальной. В первых происходит предварительная очистка от механических примесей с одновременным охлаждением. Вертикальный очиститель предназначен для более тонкой очистки.
Кроме этого в состав автомобильного газогенератора на дровах входят:
- Отстойник конденсата;
- Смеситель;
- Вентилятор;
- Трубопроводы.
Что касается устройства газогенератора для автомобиля и его основного блока, то он заключен в корпусе и состоит из бункера и отдела для топлива. Крепится этот узел к раме автомобиля.
Вверху располагается фланец, соединяющий все детали в одно целое. Загрузочный люк оборудован крышкой, которая прижимается запорной рукояткой. Отбор газа осуществляется из патрубка. Загрузка топлива осуществляется через специальный люк. Выходя из агрегата, газ проходит очистку последовательно в каждом цилиндре и оттуда поступает в двигатель.
Как работает силовая установка
Автомобили, в которых установлено такое устройство, используют в виде топливной смеси газ, вырабатываемый при сжигании дров, угля или других компонентов. Принцип действия газогенератора на автомобиль, выполненного своими руками основан на неполном сгорании углерода. При этом выделяется третья часть энергии и, следовательно, полученный газ имеет меньшую теплоту сгорания, чем исходный материал.
Смотрим видео, о газогенераторах и принцип работы:
В процесс сжигания древесины или угля с добавлением пара происходит экзотермическая реакция между образующимся составом и водой, что в свою очередь приводит к разделению смеси на водород и углекислый газ. Это приводит к снижению температуры вырабатываемого вещества и в то же время повышает КПД до 80%.
Возможно использование газа без охлаждения, в случае полного сжигания твердого топлива. При этом КПД газификации может достигать 100%.
Но так как в процессе очистки происходит разбавление газа азотом, то его калорийность получается низкой. Но в то же время для его сгорания используется меньше воздуха, следовательно, он ненамного уступает традиционным топливовоздушным смесям.
Газоагрегат для автомобиля своими руками
Одним из самых простых агрегатов будет собранный на основе старого газового баллона. При этом все остальные комплектующие также легко найти и стоят они недорого. Итак, приступаем к сборке автомобильного газогенератора своими руками.
Баллон выполняет функции корпуса. Внутри он разделен на две зоны:
- Загрузки;
- Горения.
И здесь же находится сердцевина газогенератора. Возможно в качестве корпуса использовать и металлический ящик, сваренный из стальных листов.
Но все же лучшим вариантом является баллон, поскольку места сварки со временем могут прохудиться, что приведет к аварийной ситуации. Важно учитывать и то, что при если внутри генератора будет скапливаться газ, то это может привести к взрыву, поэтому лучше собирать конструкцию таким образом, чтобы он сразу выходил в двигатель. Схему газогенератора для автомобиля вы сможете найти в сети.
Смотрим видео, этапы работ:
Но, выбрав за основу газовый баллон, необходимо учесть и то, что в нем может остаться смесь и при резке это способно вызвать небольшой взрыв. Чтобы избежать этого нужно или продуть его сжатым воздухом или разрезать, заполнив водой.
Далее вырезается дно и прорезается горловина под загрузку топлива. Крышка должна быть удобной для того чтобы засыпать древесные отходы. Затем выполняется колосниковая решетка. При этом нужно учитывать, что на нее будет приходиться термическая нагрузка.
Следующий этап – подготовка крышки для бункера. Она может быть выполнена из листа металла, но обязательно изолирована асбестовым шнуром. Чтобы он не пригорал нужно обработать его графитовой смазкой. Купить его можно на хозяйственном рынке.
Далее изготавливается фурма, на которую будет приходиться основная термическая нагрузка, а также фильтр. Если в качестве топлива предполагается использование дров или угля, то эта составляющая является обязательной, так как позволит избавиться от большого количества взвешенных частиц пыли, содержащихся в них. И для того чтобы избежать их попадания в карбюратор и используется фильтр.
Следующая деталь – радиатор. Он может быть выполнен из дюралевых батарей отопления или обычных водопроводных труб. Нужно учитывать, что проходное сечение радиатора должно превышать размер присоединенных к нему труб. Это поможет избежать сопротивление газу при прохождении по нему.
Продолжаем делать агрегат своими руками видео 2:
Последняя деталь – это фильтр очистки. Он может быть выполнен из современных и недорогих материалов, которые легко поддаются чистке и имеют большой срок службы. Чертеж газогенератора для авто легко найти в сети.
Далее остается зафиксировать газогенератор в багажнике и подключить его к двигателю. Для этого подводится трубка, по которой древесный газ будет поступать в мотор. Вместе с ним остается и основное горючее – бензин. И последний шаг – отрегулировать калорийность консистенции.
Эффективность применения газового генератора для авто
В чем же заключается преимущество использования таких агрегатов? В первую очередь в том, что в них применяется топливо, не требующее какой-либо обработки. При этом в таких автомобилях энергия не нужна.
Еще одним плюсом является способность устройств, производящих древесный газ, самозаряжаться. Поэтому нет необходимости устанавливать на автомобиль мощный химический аккумулятор, который к тому же достаточно сложно утилизировать при выходе из строя. В то же время отходами газогенератора является зола, а это как известно прекрасное удобрение.
Но все же самым главным достоинством таких автомобильных генераторов считается их экологическая безопасность. При правильно сконструированном газогенераторе в воздушное пространство попадает намного меньше вредных веществ, чем от работы дизельного или бензинового двигателя.
Однако и некоторые недостатки у самодельных газогенераторов для авто имеются. И одним из них является достаточно большой размер установки. Это связано с тем, что древесный газ обладает низкой удельной энергией.
Еще один минус – невозможность достигнуть скорости как при работе на бензине. Это связано с тем, что в древесном газе находится до 50% азота, который не поддерживает горение. Поэтому двигателя достается мало топлива, чем и вызвано снижение его мощности.
К тому же процесс горения происходит достаточно медленно, что не позволяет использовать высокие обороты. Этот аспект приводит к снижению динамических характеристик транспорта.
Естественно, такие автомобили весьма неудобны в эксплуатации, потому что выйти на рабочую температуру генератор может только через 10 минут после запуска. Так что сесть за руль и уехать, как в обычном авто не получится.
Между заправками нужно извлекать золу, что также не добавляет популярности газогенератору. Образование смол, при сжигании древесины, требует использования фильтров, которые нуждаются в регулярном обслуживании.
В общем хотя идея создать автомобиль, работающий на дровах и имеет ряд достоинств, все же она требует дальнейшего усовершенствования. Пока же такое транспортное средство далеко не идеально и нуждается в дополнительном обслуживании, если сравнивать с бензиновыми моделями.
Или как прожить на подножном корму
Мы достоверно не знаем, как будет выглядеть транспорт будущего. Гарантированно известно лишь то, что запасы нефти рано или поздно будут исчерпаны – и, как следствие, бензиновые и дизельные двигатели станут достоянием истории. Так что человечеству, желает оно того или нет, придется сделать выбор в пользу возобновляемых видов топлива.
Текст: Иван Картамцев
Светильный газ, подтолкнувший изобретателей к созданию газогенератора, первоначально использовался для освещения городских улиц. Газовые фонари можно встретить и сегодня, но наибольшее распространение они получили в XIX веке, утратив свою актуальность лишь в тридцатых годах прошлого века.
Светильный газ, подтолкнувший изобретателей к созданию газогенератора, первоначально использовался для освещения городских улиц. Газовые фонари можно встретить и сегодня, но наибольшее распространение они получили в XIX веке, утратив свою актуальность лишь в тридцатых годах прошлого века.
Но почему-то сегодня электричество рассматривается в качестве едва ли не единственной альтернативы бензину и солярке. И совершенно списан со счетов газогенераторный двигатель, который впервые начал массово эксплуатироваться более ста лет тому назад. В некоторых уголках мира и сейчас можно встретить этот нехитрый, а значит, бюджетный агрегат, пришедший на помощь тем, у кого нет средств на дорогостоящий электрический транспорт, зато в лесу растет полно дармовых дров, а под ногами дымит торф и весело похрустывает валежник.
Наша страна, с ее изобилием лесов, могла бы стать передовиком в этом направлении и показать пример остальным. Ведь газогенераторные автомобили могут без существенных конструктивных изменений быть построены на базе обычных машин с двигателями внутреннего сгорания, они практически не загрязняют атмосферу и не требуют создания сложной топливной и логистической инфраструктуры. К тому же у отечественных инженеров еще с тридцатых годов прошлого века накопился немалый опыт в этом направлении, пусть и не совсем удачный.
Одно из главных преимуществ газогенераторных установок заключается, прежде всего, в том, что они могут быть использованы практически повсеместно. На твердое топливо могут быть переведены легковые автомобили, грузовики, автобусы и даже моторные лодки. Не говоря уже о том, что газогенераторы прекрасно подходят для промышленного использования.
Уже тогда в одном лишь Советском Союзе насчитывалось около трехсот моделей газогенераторных установок. Тем не менее принцип их работы и внешний вид отличались друг от друга несущественно. Сердцем газгена является массивный бункер, в котором осуществляется сжигание твердого топлива. В зависимости от конструкции это могут быть древесные чурки, щепа, торф, уголь и даже отходы сельскохозяйственного производства, к примеру лузга. В результате сгорания материала образуется газообразная горючая смесь, в основе которой – окись углерода и водород с примесью балластных газов, таких как азот и углекислый газ. После прохождения процедуры очистки и охлаждения получившийся газ соединяется с воздухом и отправляется в карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, который при этом сохраняет способность работать на привычном жидком топливе. И все бы хорошо, но следует помнить о прогрессии – чем больше объем двигателя, тем массивнее потребуется газогенераторное оборудование. Благо разместить его можно практически где угодно, в том числе в багажнике и даже на прицепе. И пусть вас не смущает, что в таком виде газогенераторная установка больше напоминает передвижной мангал.
В период войны в Германии, помимо прочего, был налажен выпуск нескольких легковых газогенераторных автомобилей, предназначенных для гражданского населения. Среди них – народный KDF, буржуазный Mercedes-Benz 230 и даже роскошный лимузин Adler Diplomat L4, чей карбюраторный мотор объемом 2,9 литра «приспособился» употреблять деревянные чурки.
В зависимости от вида твердого топлива газогенераторный автомобиль в среднем теряет от 20 до 60 процентов прежней мощности мотора, а полной заправки хватает лишь на сотню километров. И если на березовых и сосновых дровах коэффициент полезного действия остается довольно высоким, то на жмыхе и лузге далеко не уедешь. Хозяйке на заметку: мощность современных газогенераторных установок по-прежнему напрямую зависит от сортов топлива. Так что тем смельчакам, кто всерьез вознамерился дать бой постоянному росту цен на бензин, придется принять как данность, что помимо набора гаечных ключей и домкрата их надежными спутниками станут пила да топор.
Cамое удивительное, что история помнит случаи, когда на твердое топливо были переведены даже спортивные болиды. В период с 1943 по 1945 год на гоночной трассе Интерлагос, что располагается в Бразилии, для участия в соревнованиях допускались исключительно газогенные автомобили. Сезон 1944 года тогда выиграл знаменитый бразильский гонщик Шико Ланди на болиде Alfa-Romeo.
Cамое удивительное, что история помнит случаи, когда на твердое топливо были переведены даже спортивные болиды. В период с 1943 по 1945 год на гоночной трассе Интерлагос, что располагается в Бразилии, для участия в соревнованиях допускались исключительно газогенные автомобили. Сезон 1944 года тогда выиграл знаменитый бразильский гонщик Шико Ланди на болиде Alfa-Romeo.
Лес рубят – щепки летят
Идею использования газа, получаемого в результате сгорания твердого топлива, с целью приведения в движение различных транспортных средств придумали и впервые реализовали во Франции. Некоторые исследователи в качестве отправной точки указывают 1801 год, когда изобретатель светильного газа Филипп Лебон получил патент на газовый двигатель. Но то была лишь теория. Уже во второй половине XIX века свои рабочие образцы газовых двигателей представили бельгиец Этьен Ленуар и немец Николас Отто. Тем не менее первый полноценный газогенераторный автомобиль, способный работать на дровах и древесном угле, был представлен Томасом Паркером в 1901 году.
Последующие годы ознаменовались рядом практических экспериментов, наибольшую заинтересованность в которых продемонстрировала Франция, испытывавшая на тот момент значительный дефицит энергоресурсов. В середине нулевых первые газогенераторные трактора и грузовые автомобили прошли ряд испытаний в Марокко, а в 1914 году во Франции был запущен рейсовый автобус Berliet, курсировавший по маршруту Париж – Руан. Тогда же был выявлен ряд проблем существующих газогенераторных двигателей. Помимо относительно низкого коэффициента полезного действия, они оказались довольно чувствительны к качеству твердого топлива. Так что во избежание осаждения смол и порчи оборудования потребовалась дополнительная установка газоочистителя, что никак не могло положительно сказаться на массе и без того габаритной конструкции. На этом в истории газогенераторных моторов мог быть поставлен крест, но вмешалась другая история. Началась Первая мировая война, которая заставила воюющие стороны пересмотреть свои экономические приоритеты.
Газогенераторный автомобиль предъявляет повышенные требования к водителю. Ему приходится не только следить за исправной работой оборудования, но также заниматься заготовкой материала. Кроме того, в случае использования дров водитель должен удостовериться, что чурки не отсырели во время дождя и к тому же имеют подходящий размер, пригодный для загрузки в бункер. Учитывая эти и прочие сложности эксплуатации, многие воспринимали газогенераторные автомобили как обузу, от которой проще и надежнее избавиться.
08.05.2018 / Техника военных лет: газогенераторные автомобили
Как эксплуатировать автомобиль в условиях дефицита топлива, в тысяче километров от ближайшей заправки? Очень просто – подкинуть дров в бак и ехать. Стоп! Какой бак? Какие дрова?
История газогенераторных автомобилей
Автомобили, использующие древесный (газогенераторный) газ в качестве топлива, начали появляться в 1930-х годах, перед Второй мировой войной. Разработка газогенераторных автомобилей велась как в СССР, так и за рубежом, во многих европейских странах. Древесный газ – продукт сгорания органических материалов (дерева, брикетов древесного угля, торфяных брикетов).
Для работы на этом виде топлива автомобилям, естественно, требовалось специальное оборудование. Оно состояло из бункера, в который почти доверху загружалось топливо, охлаждающего блока, грубого и тонкого фильтров, а также смесителя с воздухом перед подачей в двигатель. Классический бензиновый двигатель для работы газогенераторной смеси почти не нуждался в доработке.
Еще в довоенное время советские конструкторы создавали различные образцы техники на газогенераторном топливе. Это были не только грузовые автомобили, но и тракторы, автобусы и даже водный транспорт. Однако самыми известными газогенераторными машинами страны стали серийно выпускавшиеся ГАЗ-42 и ЗИС-21.
ГАЗ-42
Автомобиль ГАЗ-42 – газогенераторная модификация легендарной «полуторки» ГАЗ-АА производства Горьковского автомобильного завода. Этот автомобиль, выпускавшийся в 1938-1950 гг., использовал в качестве топлива деревянные чурки. Мощность двигателя составляла 35-38 л. с., грузоподъёмность — 1 тонну.
Газогенераторная установка также выпускалась на ГАЗе, ее вес составлял 250 кг.
Другой газогенераторной версией ГАЗ-АА был ГАЗ-43, работавший на угле. Эта модификация отличалась меньшими габаритами газогенераторной установки и выпускалась малыми партиями в 1938—1941 годах.
Существовала и газобаллонная версия ГАЗ-АА на сжатом газе. Она называлась ГАЗ-44. Баллоны с газом располагались под грузовой платформой. 60 кубических метров сжатого газа хранилось в шести баллонах. Вес газовой установки составлял 420 кг. Газовое оборудование выпускал Куйбышевский карбюраторный завод. Средний пробег автомобиля без пополнения запасов газа зависел от типа топлива и составлял 150 км на коксовом газе и светильном газе, 200 км на синтез-газе, 300 км на метане. Автомобиль выпускался малой партией в 1939 г.
ЗИС-21
ЗИС-21 представлял собой стандартный грузовик ЗИС-5, оснащенный газогенератором, которые изготавливались на московском заводе «Комета». Полная масса газогенераторной установки составляла 440 кг. Высота бака (бункера) газогенератора – 1360 мм, диаметр — 502 мм. Вес топлива в бункере — 80 кг.
Топливом для газогенераторной установки могли служить деревянные чурки, брикеты из стружек и опилок, отходы от распиловки, угольные и торфяные брикеты и даже шишки.
У автомобиля был 6-цилиндровый рядный двигатель объемом 5,5 л, мощностью 73 л. с. На древесном газе мощность падала до 50 л. с., но это отражалось на скорости, а не грузоподъемности.
Максимальная скорость на бензине составляла 60 км/ч, на древесном газе — 48 км/ч. Автомобиль мог везти 2,5 тыс. тонн груза, минус запас топлива. Одной зарядки бункера хватало на 60-100 км пробега в зависимости от типа заряжаемой древесины.
Дровяные труженики
В годы Великой Отечественной войны, в условиях острого дефицита топлива, которое в первую очередь отправлялось на фронт, газогенераторные грузовики в полной мере внесли свой вклад в дело великой Победы. Использование газогенераторной установки имело много недостатков – сокращение пробега на одной заправке, уменьшение грузоподъемности автомобиля, снижение мощности двигателя, но все они с лихвой перекрывались главным достоинством такого автомобиля – возможностью автономной работы на практически бесплатном топливе. Именно эти грузовики были основным транспортом тыла, перевозя грузы в сельском хозяйстве, лесозаготовительной и других отраслях, промышленных предприятиях сражающейся страны.
За предвоенные годы и годы войны, когда наиболее активно использовался газогенераторный транспорт, в СССР было выпущено порядка 34 тыс. газогенераторных грузовиков ГАЗ и более 16 тыс. газогенераторной техники ЗИС.
По ту сторону фронта
В Германии, да и в Европе в целом, автомобили на газогенераторном топливе широко применялись во время Второй мировой войны. Так, в Германии газогенераторные автомобили выпускали концерны Volkswagen и Mercedes-Benz. Газогенераторными установками в Европе массово оснащалась не только грузовая техника, но и легковые автомобили.
После окончания Второй мировой войны как СССР, так и страны Европы начали постепенно отказываться от использования газогенераторной техники. В последующие годы газогенераторные автомобили чаще всего были плодом труда умельцев-автолюбителей. Относительно массово техника на древесном газе сегодня используется только в Северной Корее.