3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство для облегчения запуска холодного двигателя

Системы облегчения пуска холодного двигателя

Электрофакельное устройство(ЭФУ, рис. 29) служит для облегчения пуска холодного двигателя при температуре воздуха до минус 20 °С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива через распылительное устройство факельных свечей, смешивании этих паров с воздухом и воспламенении. Возникший при этом факел подогревает поступивший в цилиндры воздух.

В электрическую схему ЭФУ входят: кнопка, сигнализатор включения ЭФУ, две факельные свечи, электромагнитный клапан, добавочный резисторс электротермическим реле, релевыключения факельных свечей. Кнопка и сигнализатор включения ЭФУ расположены на щитке приборов.

При включении ЭФУ ток проходит через добавочный резистор к факельным свечам и нагревает их. Через 1. 2 мин замыкаются контакты электротермического реле резистора, загорается сигнализатор и включается электромагнитный клапан, который открывает доступ топлива к распылительному устройству факельных свечей.

При включении стартера контакты электротермического реле добавочного резистора закорачиваются и на факельные свечи подается полное напряжение аккумуляторных батарей.

Стартер, проворачивая коленчатый вал двигателя, обеспечивает подачу топлива от топливного насоса через открытый электромагнитный клапан на раскаленные свечи 2 (см. рис. 29). Образовавшийся во впускных коллекторах факел подогревает поступающий в коллекторы воздух, что способствует быстрому пуску двигателя.

Рис.29. Электрофакельное устройство:

1 – коллектор впускной; 2 – свеча факельная; 3 – патрубок соединительный; 4 – трубка топливная; 5 – клапан электромагнитный; 6 – трубка топливная от ТНВД

После пуска двигателя и отключения стартера водитель имеет возможность некоторое время поддерживать горение факела во впускных коллекторах, держа включенной кнопку на щитке приборов.

Возможные неисправности электрофакельного устройства, их причины и способы устранения изложены в таблице 5.

Возможные неисправности электрофакельного устройства

Признаки, причины неисправностейСпособы устранения
Контрольная лампа не горит или загорается через большой промежуток времени
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Перегорание контрольной лампы или нагревательного элемента свечи. Отсутствие контакта или неис­правность в электрических це­пях пускового устройства ЭФУ.Зарядить аккумуляторные батареи. Заменить лампу или свечу. Проверить крепление проводов к клеммам, устранить неисправность.
Стрелка амперметра не отклоняется
Перегорание спирали термореле. Перегорание нагревательных элементов свечей или отсутст­вие контакта в цепи.Заменить термореле. Признаком перегорания спирали термореле является отсутствие на­пряжения на его выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на вводе при включенном ЭФУ. Заменить свечи или восстановить контакт. Признаком перегорания нагревательного эле­мента свечи является отсутствие напряжения на ее выводе при наличия напряжения на вводе при включенном ЭФУ.
Стрелка амперметра показывает вдвое меньший ток разряда между отметками «О» и «50», одна из свечей холодная
Перегорание нагревательного элемента одной из свечей.Заменить свечу. Перегорание нагреватель­ного элемента свечи определяется на ощупь по ее нагреву после включения ЭФУ на 10. 15 с. Замене подлежит холодная свеча.
Стрелка амперметра зашкаливается
Замыкание свечи на «массу». Замыкание спирали термореле.Заменить неисправную свечу. Признаком за­мыкания одной из свечей на «массу» явля­ется отсутствие зашкаливания стрелки амперметр при отсоединенном от левой или правой свечи проводе со стороны ее ввода при включенном ЭФУ. После устранения замыкания проверяется состояние изоляции электропроводки, работоспособность термо­реле, реле включения и блокировки выклю­чателя «массы» и реле включения свечей на максимальное нагревание. Заменить термореле. Признаком замыкания спирали термореле является отсутствие за­шкаливания стрелки амперметра при отсое­диненном от термореле проводе со стороны кнопки включения ЭФУ при повторном включении последнего.
Затруднен пуск двигателя
Разряжены аккумуляторные ба­тареи. Нет факела в одной или обеих впускных трубах: из-за отсут­ствия подачи топлива; прежде­временного включения контроль­ной лампы (свечи не успевают накаливаться). Отсутствует накал одной из свечей.Зарядить аккумуляторные батареи. Проверить систему подачи топлива на гер­метичность, прочистить фильтры и жиклеры свечей. Перед включением стартера кнопку включения ЭФП держать не менее 1 мин. Если факел не загорается, проверить ра­боту термореле. Заменить свечи в комплекте.

Предпусковой подогреватель(рисунок 30, 31, 32) предназначен для разогрева двигателя автомобиля при отрицательных температурах окружающего воздуха.

В систему подогрева двигателя входят:

— котел 20 (рис. 30), расположенный на первой поперечине рамы автомобиля;

— насосный агрегат 8 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы), расположенный на правом лонжероне рамы автомобиля;

— топливный бачок 13 с краном 12;

— источник высокого напряжения и свеча 16;

— пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогрева топлива 1 (рис. 31), свечи 4, насосного агрегата 3 и электромагнитного клапана 2. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения;

— патрубок подогрева масла.

Съемная горелка крепится к котлу болтами. На горелке установлены свеча 16 (см. рис. 30), электромагнитный клапан 17 в сборе с форсункой и электронагреватель 18 топлива.

Электромагнитный клапан включает или выключает подачу топлива к горелке. Форсунка, установленная в корпусе электромагнитного клапана, обеспечивает необходимое для сгорания распыление топлива. Электронагреватель нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска.

Топливный бачок содержит необходимый для работы подогревателя запас топлива. Он соединен топливопроводами с системой питания двигателя и при работе двигателя всегда заполнен топливом. При необходимости может быть заполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса двигателя.

Подогреватель работает следующим образом.

Топливный насос забирает топливо из бачка подогревателя и под давлением при открытом электромагнитном клапане впрыскивает его через форсунку в горелку, где распыленное топливо смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле жидкость. Под действием насоса жидкость циркулирует по трубопроводам, по блоку цилиндров и нижнему бачку радиатора в направлении, показанном стрелками на рис. 30.

Продукты сгорания топлива через газонаправляющий патрубок котла направляются под масляный картер двигателя и подогревают в нем масло.

Топливо фильтруется, проходя через фильтры в электромагнитном клапане и форсунке.

Рис.30. Система предпускового подогрева двигателя:

1, 2, 4, 9 – краны сливные; 3 – шланг воздухопровода электровентилятора; 5 – бачок нижний радиатора; 6 – трубка топливная от насосного агрегата к котлу; 7 – трубка топливная от бачка подогревателя к насосному агрегату; 8 – агрегат насосный; 10 – пробка заливной горловины; 11 – горловина заливная; 12 – кран проходной; 13 – бачок подогревателя; 14 – тягаподдона масляного картера; 15 – поддон масляного картера; 16 – свеча искровая; 17 – клапан электромагнитный; 18 – электронагреватель топлива; 19–патрубок газонаправляющий; 20 – котел подогревателя

Рис.31. Пульт управления предпусковым подогревателем: выключатели: 1 – электроподогрева топлива; 2 – электромагнитного клапана; 3 – насосного агрегата; 4 – свечи
Рис.32. Клапан топливного насоса редукционный: 1 – болт топливопровода; 2 – угольник поворотный; 3, 8, 9, 13 – кольца уплотнительные; 4 – штуцер; 5, 7 – гайки; 6 – винт регулировочный; 10 – пружина; 11 – шарик; 12 – корпус топлив­ного насоса; 14 – проставка; 15 – крышка топливного насоса

В таблице 6 приведены возможные неисправности предпускового подогревателя, их причины возникновения и способы устранения.

Система облегчения пуска

Мы на связи

Телефоны:
звонок по России бесплатный

Электрофакельное устройство (ЭФУ) предназначено для облегчения пуска холодного двигателя при температуре окружающего воздуха ниже минус 5 ° С. Применение ЭФУ эффективно при температуре окружающего воздуха до минус 22 ° С, при более низких температурах следует применять предпусковой подогреватель.

Читать еще:  Ваз 2106 температура двигателя при работе

Принцип действия ЭФУ основан на подогреве воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, факелом свечей. Топливо, поступающее к свече, сгорает не полностью. Несгоревшая часть его в виде паров и газа поступает в цилиндры, способствуя возникновению в камере сгорания дополнительных очагов воспламенения. Факельные свечи подсоединены к магистрали низкого давления системы питания двигателя топливом на участке: фильтр тонкой очистки топлива — ТНВД.

При пуске двигателя работает топливоподкачивающий насос, и топливо, проходя через фильтр 16 (рис. Система питания двигателя топливом) тонкой очистки, поступает к свечам 17. Перепускной клапан ТНВД 24 и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива 23 закрыты и топливо под давлением поступает на свечи ЭФУ с минимальной задержкой от момента открытия электромагнитного клапана 15. При давлении больше 25-45 кПа (0,25-0,45 кгс/см 2 ) клапан-жиклер открывается, поддерживая оптимальное давление для устойчивого горения факела.

Сила тока, потребляемого ЭФУ, не превышает 24 А. Такое значение потребляемого тока не оказывает отрицательного влияния на последующий стартерный разряд аккумуляторных батарей. При этом в 4-6 раз снижается сила тока, потребляемого стартером, вследствие более ранних вспышек в цилиндрах двигателя.

При включении кнопки ЭФУ напряжение от аккумуляторных батарей через реле включения ЭФУ и термореле подается на факельные свечи. Одновременно с разогревом свечей нагревается и срабатывает термореле, включая электромагнитный клапан и сигнализатор в блоке сигнализаторов. При этом клапан открывается и топливо поступает к свечам, а загорание сигнализатора указывает на готовность устройства к пуску двигателя.

Кроме того, при включении кнопки ЭФУ напряжение подается на реле, которое разрывает цепь обмотки возбуждения генератора, что необходимо для защиты свечей от напряжения, вырабатываемого генератором, когда выход двигателя на устойчивый режим сопровождается работой ЭФУ. Сохранение факела при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя после пуска способствует быстрому выходу его на самостоятельный режим работы и уменьшению дыма, возникающего у непрогретого двигателя.

Сопротивление спирали термореле выбрано таким, чтобы на выводах свечей обеспечивалось напряжение 19 В (номинальное напряжение свечи).

При пуске двигателя выключателем приборов и стартера через дополнительное реле включается стартер. Одновременно срабатывает реле, контакты которого шунтируют термореле, т.е. на выводы свечей подается напряжение минуя спираль термореле, так как при проворачивании коленчатого вала двигателя стартером напряжение на выводах батарей снижается.

Во избежание повышения напряжения на свечах после пуска двигателя, при работе ЭФУ так же предусмотрено отключение обмотки возбуждения генератора.

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭФУ

Работу ЭФУ следует проверять при исправных и заряженных аккумуляторных батареях в следующем порядке:

Возможные неисправности ЭФУ и способы их устранения

Устройство для облегчения запуска холодного двигателя

Разжижение картерного масла бензином. Перед остановкой двигателя в картер заливают высококачественный бензин, обладающий низкой температурой испарения. При температуре окружающего воздуха от —20 до —30 °С в картер двигателя доливают до 15% бензина, а ниже — 30 °С — 25% бензина (перед добавлением бензина необходимо слить часть масла с картера не превышал установленного). При работе двигателя бензин испаряется и восстанавливается начальная вязкость масла..

Этот способ не получил широкого распространения в автотранспортных предприятиях ввиду недостаточного прогрева двигателя в процессе работы, а также отсутствия специальных лег-коиспаряющихся бензинов. При разжижении картерного масла обычным автомобильным бензином происходит интенсивный износ двигателя в процессе пуска и при работе.

В настоящее время широкое распространение получил способ разогрева масла непосредственно в картере двигателя с помощью электрических подогревателей (плоских или трубчатых).

На рис. 2 показано устройство и монтажная схема установки нагревательного элемента низкого напряжения (36 в). Нагревательный элемент служит для разогрева масла в картере двигателей ГАЗ , ЗИЛ и ЯАЗ -204. За 25—30 мин перед пуском двигателя включается нагревательный элемент. Затем в систему охлаждения заливают горячую воду и производят пуск двигателя. При заправке системы охлаждения антифризом продолжительность прогрева масла увеличивается в 4—5 раз.

Для двигателей типа ГАЗ -53А мощность нагревательного элемента для разогрева в зависимости от средней температуры поздуха зимой должна быть 1,4—1,6 кет, для двигателей ЗИЛ -130 2,8-3 кет, ГАЗ -21 1,0-1,2 кет.

Способы, направленные на улучшение процесса смесеобразования, включают применение специальных легкоиспаряющихся бензинов, разогрев впускной трубы двигателя, разогрев бензина в поплавковой камере карбюратора, пуск двигателя на ацетилене, применение специального пускового насоса для подачи во впускную трубу бензина в мелкораспыленном виде, применение пускового газогенератора и др.

Важнейшим фактором, влияющим на пуск холодного двигателя, является свойство бензина, обеспечивающее легкое приготовление смеси надлежащего состава. Пусковые свойства бензина характеризуются температурой, при которой испаряется 10% применяемого бензина. Исследования показали, что зависимость минимальной температуры воздуха, при которой возможен пуск двигателя, от температуры перегонки 10% бензина имеет прямолинейный характер.

Важным средством снижения минимальных пусковых оборотов и облегчения пуска двигателя является впрыск легковоспламеняющихся жидкостей во впускной трубопровод. Научным автомоторным институтом разработаны пусковые приспособления НАМИ 6ПП — 40 и НАТИ 5ПП — 50, которые предназначены для впрыска легковоспламеняющейся жидкости как в карбюра. торные, так и в дизельные двигатели.

Приспособление состоит из воздушного насоса двойного действия, воздухопровода, смесителя, трубок подвода эмульсии и распылителей.

Принцип работы приспособления следующий. Перед пуском двигателя открывают крышку смесителя и устанавливают капсулу с легковоспламеняющейся жидкостью, затем закрывают крышку. Игла, укрепленная на крышку, прокалывает капсулу. За 1—2 сек до начала пуска ручным насосом подают воздух^ под действием которого легковоспламеняющаяся жидкость в виде эмульсии поступает в распылители, которые распыли-вают эмульсию во впускном трубопроводе двигателя.

Для карбюраторных двигателей разработана специальная пусковая жидкость «Арктика», основой которой является диэти-ловый (серный) эфир в смеси с газовым бензином, изопропил-нитратом, минеральным маслом и специальными присадками.

В силу быстрого нарастания давления при воспламенении (от 20 до 84 кГ/см2 при повороте кривошипа коленчатого вала на 4°), что может привести к поломке двигателя, чистый эфир не применяется. Он также смывает смазку со стенок цилиндра, что вызывает интенсивное изнашивание их и коррозию.

Применение приспособления и легковоспламеняющейся жидкости при наличии загущенных масел является эффективным средством облегчения пуска двигателей при температурах минус 30—35 °С.

Способы улучшения параметров искрового разряда. При пуске холодного двигателя напряжение на электродах свечи зажигания должно быть в 1,5—2 раза выше, чем при пуске горячего двигателя. Однако вследствие охлаждения и медленного размыкания контактов прерывателя это напряжение резко уменьшается.

Одновременно с этим уменьшается и емкость батареи вследствие уменьшения диссоциации электролита в поры активной массы пластин.

На рис. 3 показан график влияния температуры окружающего воздуха на число оборотов коленчатого вала двигателя ГАЗ -51 при пуске стартером. Если считать, что минимальное число оборотов коленчатого вала при пуске должно быть 40— 50 об/мин, то при полностью заряженной батареи пуск двигателя возможен при температуре окружающего воздуха минус 24 °С. При разрядке аккумуляторной батареи на 30% пуск этого двигателя возможен при температуре —20 °С, а при разрядке на 45% — при — 18 °С.

Важным средством облегчения пуска холодного двигателя является предварительный подогрев батареи и ее утепление. И3 графика следует, что если холодная батарея обеспечивает прокручивание коленчатого вала двигателя со скоростью 40— 50 об/мин при температуре минус 20—22 °С, то батарея, имеющая температуру +10 °С, обеспечивает эти же обороты двигателя при температуре минус 26—28 °С.

Читать еще:  Где и как используются тепловые двигатели

Поддержание батареи в заряженном состоянии и утепление ее не только повышает срок службы батареи и ее отдачу, но и предохраняет от размораживания. Для утепления батареи применяют деревянные ящики с двойными стенками, между которыми прокладывают войлок, стеклянную вату или другой теплоизоляционный материал. В таком ящике батарея охлаждается в два раза медленнее, чем без утепления.

Следовательно, для облегчения пуска холодного двигателя необходимо применять полностью заряженные батареи, предварительно подогревать батареи горячим воздухом и утеплять их. Для работы в зимних условиях допускается разрядка батареи не более чем на 25—30%.

Хорошие результаты дает применение вспомогательных пусковых батарей. При этом в первичную цепь системы электрооборудования автомобиля параллельно основной батареи включают полностью заряженную пусковую батарею с температурой электролита не ниже 20 °С. Одновременно с увеличением скорости вращения коленчатого вала двигателя пусковая батарея обеспечивает повышение напряжения на электродах свечей зажигания, а также способствует повышению срока службы основной батареи. Пусковую батарею обычно устанавливают на тележку, чтобы ее можно было легко подвезти к любому автомобилю. Для присоединения пусковой батареи к рабочей применяют специальные легкосъемные наконечники (зажимы).

В отдельных случаях устанавливают дополнительный искровой промежуток (3—4 мм) между проводом высокого напряжения, идущим к свече, и центральным электродом свечи. Дополнительный искровой промежуток способствует повышению напряжения на электродах свечей и облегчает воспламенение смеси. Однако вследствие повышения напряжения вторичного тока возникает опасность пробоя изоляции катушки зажигания и ротора распределителя. Поэтому такой способ облегчения пуска холодного двигателя применяется редко.

Напряжение на электродах свечей зажигания при пуске двигателя повышается также при нормальной величине зазора между контактами прерывателя, чистых контактах, а также при исправной работе выключателя вариатора катушки зажигания.

Разогрев двигателя горячей водой, заливаемой в систему охлаждения, является наиболее распространенным способом предпускового разогрева. Горячая вода, поступающая в систему охлаждения, нагревает цилиндры, головку блока и частично впускную трубу и коренные подшипники; температура масла в картере двигателя остается почти неизменной. Для разогрева двигателя при температуре окружающего воздуха —10 °С расход горячей воды (80—85 °С) составляет примерно 1,5 емкости охлаждения; при температуре минус 10—20 °С расход воды составляет 1,5—2 емкости охлаждения и при температуре ниже —20 °С — не менее 2,5 емкости системы охлаждения, т. е. расход воды (и тепла) очень большой. Кроме того, вода, стекая через краник на землю, вызывает примерзание шин и образование ледяных бугров; при этом также интенсивно образуется накипь в системе охлаждения.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта разработал способ разогрева двигателя водой или паром путем непосредственного ввода их в водяную рубашку блока цилиндров. Чтобы вода из водяной рубашки блока не поступала в радиатор, между нижним патрубком радиатора и водяным насосом устанавливают так называемую повышающую петлю (петлеобразную трубу сварной конструкции). Опыты показали, что при заливке горячей воды непосредственно в водяную рубашку блока цилиндр’ов температура двигателя повышается на 16—18 °С по сравнению с заливкой воды через радиатор, а расход горячей воды на пуск двигателя уменьшится более чем в два раза.

Подогрев двигателя паром можно осуществлять непрерывно в течение всего периода хранения автомобиля или кратковременно перед выпуском автомобиля на линию. В первом случае пар подводят в систему охлаждения двигателя, заполненную водой. В результате конденсации пара уровень воды в системе охлаждения повышается и излишняя вода стекает через контрольную трубку. Во втором случае пар подводят в систему охлаждения, из которой вода была слита перед постановкой автомобиля на хранение. После разогрева паром двигатель пускают и одновременно заполняют систему охлаждения водой.

В настоящее время этот способ получил наиболее широкое применение.

Недостатками непрерывного подогрева двигателя паром являются большой расход тепла и образование льда на местах стоянки автомобилей. Положительное качество этого способа — постоянная готовность автомобиля к выезду на линию. При разогреве двигателя паром перед пуском расход тепла в несколько раз меньше, чем при непрерывном подогреве. Однако перед выездом автомобиля на линию его необходимо заправлять водой.

При разогреве двигателя пар должен распределяться равномерно между всеми цилиндрами двигателя, в противном случае (при концентрированном подводе пара) может произойти температурная деформация цилиндров и образование трещин в блоке. При подаче пара непосредственно в радиатор происходит неравномерный нагрев цилиндров и, следовательно, неравномерный износ их в процессе пуска и большие потери тепла.

Более совершенным способом является подвод пара в водяную рубашку блока через специальный штуцер, вмонтированный в крышку люка водяной рубашки блока (для двигателей ЗИЛ -120). В двигатель ЗИЛ -120 пар можно подводить также через отверстие спускного краника водяного насоса, а в двигатель ГАЗ -51 — через отверстие спускного краника водяной рубашки блока.

Для предпускового разогрева двигателей применяются также индивидуальные пусковые подогреватели. По виду теплоносителя все индивидуальные подогреватели можно разделить на две группы; жидкостные (пароводяные) и воздушные.

Горелка устанавливается так, чтобы расстояние от излучателя до нагреваемой поверхности составляло 30— 90 мм. За 1 ч работы горелка позволяет подготовить к выпуску на линию не менее шести автомобилей МАЗ -200.

В СКВ Газприбор-автоматика разработан жидкостный подогреватель, состоящий из теплообменника, встроенного в систему охлаждения двигателя, и горелки типа «Звездочка».

В НАМИ совместно с другими организациями разработан для карбюраторных двигателей ряд жидкостных подогревателей, работающих на бензине ( ЦЖБ ), теплопроиз-водительность которых составляет от 5200 до 3800 ккал/ч.

Все подогреватели имеют унифицированные узлы и элементы системы электрооборудвания. Кроме того, котлы подогревателей, работающих на бензине, унифицированы с котлами подогревателей, работающих на дизельном топливе, и отличаются между собой только конструкцией горелки.

На рис. 8 показан пусковой подогреватель двигателя ЗИЛ -130.

Для надежной работы подогреватель должен быть правильно смонтирован на автомобиле.

В качестве индивидуальных средств разогрева двигателей применяют также каталитические печи, беспламенные брикеты, воздухонагревательные устройства для обдува двигателей подогретым воздухом и др.

Универсальная установка для подогрева и разогрева автомобилей горячим воздухом состоит из узла подогрева и подачи воздуха, центрального воздухопровода, соединительных патрубков системы контроля и сигнализации. Наиболее национальными для данной установки являются калориферы модели КФБО , КФСО -11 или типа МП-85. Применяются также электрические калориферы.

Подогретый воздух двумя вентиляторами ЭВР -5 или одним СВМ -5м нагнетается в центральный воздухопровод, а от него по соединительным воздухопроводам в подкапотное пространство автомобиля, предварительно обтекая трубки радиатора. Циркуляция горячего воздуха в подкапотном пространстве, а также термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения обеспечивает равномерный подогрев двигателя.

Установка может работать в режцме предварительного разогрева двигателя перед пуском или в режиме непрерывного подогрева двигателя в течение всего периода хранения. В обоих случаях двигатель должен быть закрыт утеплительным чехлом.

Расход тепла на один автомобиль при непрерывном подогреве при температуре окружающего воздуха —20 °С (при температуре подогретого воздуха 60—70 °С) составляет 2500— 3500 ккал или 200—250 м3/ч.

Читать еще:  Характеристика двигателя тойота 1g двигатель

Контроль за тепловым состоянием двигателей осуществляется с помощью системы световой или звуковой сигнализации.

Пуск холодного двигателя Камаз

Все устройства, предназначенные для пуска автомобильных двигателей при отрицательных температурах окружающего воздуха, делят на два вида: устройств. обеспечивающие пуск холодного двигателя, и устройства, обеспечивающие его предпусковым разогревом

Первый вид устройств дает возможность обеспечить пуск двигателя без пpeдварительного изменения его теплового состояния, второй изменяет тепловое а стояние двигателя перед пуском с помощью подогрева его до температуры, при которой возможен надежный пуск.

На двигателях КамАЗ применяют оба вида устройств. В качестве первого используют электрофакельное устройство ЭФУ в качестве второго — предпусковой подогреватель.

Предпусковой подогреватель

Предпусковой подогреватель является устройством, предназначенным для обеспечения общего разогрева двигателя перед пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха.

Подогреватель монтируется непосредственно на автомобиле работает автономно, независимо от двигателя, используя лишь электроэнергию аккумуляторных батарей автомобиля.

Это пламенный подогреватель (рис. 1), в котором за счет теплоты, выделяемой при сжигании жидкого топлива, обеспечивается нагрев теплоносителя системы охлаждения двигателя.

Теплоноситель, постоянно циркулируя через теплообменник подогревателя, нагревается и переносит теплоту, отдавая ее деталям двигателя.

Одновременно обеспечивается подогрев масла в поддоне масляного картера выходящим! отработавшими газами.

На двигателях КамАЗ применен подогреватель жидкости — дизельный модель ПЖД-30.

Подогреватель установлен под передней поперечиной 6 (рис.) рамы автомобиля и включает в себя котел 2 с горелкой, электромагнитный топливный клапан 1 с форсункой и электронагрева­телем топлива, насосный агрегат 7 с элек­тродвигателем, вентилятором, жидкост­ным и топливным насосами, систему электроискрового разжига топливной смеси и систему дистанционного управления подо­гревателем.

Питание подогревателя осуществляет­ся из специального топливного бачка 5, заполнение которого происходит автомати­чески при работающем двигателе.

При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливопрокачивающим насосом, установленным на ТНВД.

Котел подогревателя (рис. 3) изготовлен из листовой нержавею­щей стали и предназначен для передачи теплоты циркулирующей через него жидко­сти.

По принципу действия котел является рекуперативным теплообменником (пере­дача теплоты от продуктов сгорания к теп­лоносителю осуществляется через разде­ляющую их твердую стенку) и состоит яз двух жидкостных рубашек и двух газоводов.

Продукты сгорания из горелки направляются в прямой газоход, затем заходят по обратному газоходу и отво­дятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла.

На выходе из обратного газохода установлен нагреватель, обес­печивающий подогрев топлива, подаваемо­го к форсунке, до температуры 60. 80° С отработавшими газами.

Горелка съемная, закреплена к котлу болтами. Это позволяет периодически или по мере необходимости очищать внутрен­ние поверхности горелки и газохода котла от нагара.

В камере сгорания горелки, в зоне ее смесеобразования, происходит приготовле­ние горючей смеси, состоящей из топлива и воздуха, ее воспламенение и сгорание.

Подвод воздуха в горелку осуществляется в направлении, перпендикулярном ее оси. Это обеспечивает обдув торца форсунки и искровой свечи, уменьшая нагарообразование на их поверхностях.

Искровая свеча (рис. 4) подо­гревателя отличается от обычной автомо­бильной свечи зажигания боковым элект­родом, роль которого выполняет наружный экран 3.

Наличие экрана вокруг централь­ного электрода дает возможность получать искровой разряд в любой части окружно­сти экрана, повышая этим надежность свечи в условиях работы в зоне повышен­ного нагарообразования.

Длина свечи подобрана так, чтобы зона искрового раз­ряда находилась в зоне распыла топлива форсункой.

Насосный агрегат представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых от одного электродвигателя

Жидкостный насос и вентилятор, изготовлены в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродвигателя

Топливный насос, имеющий автономный корпус, закреплен с противоположной стороны электродвигателя

Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании

Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции жидкости между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя

Рабочее колесо установлено на вал электродвигателя и закреплено гайкой.

Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой.

Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полости насоса служит краник

Вентилятор центробежного типа обеспечивает пода­чу воздуха в горелку подогревателя. Крыльчатка вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой.

Необходимый зазор меж­ду крыльчаткой и корпусом вентилятора обеспечивает­ся распорной втулкой, установленной между подшип­ником электродвигателя и ступицей крыльчатки.

Топливный насос шестереночного типа обеспе­чивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя. Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой. Вал ве­дущей шестерни насоса соединен с валом элек­тродвигателя эластичной муфтой.

Подача топливного насоса регулируется редук­ционным клапаном, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во вса­сывающую.

Система электроискрового розжига предназна­чена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя.

Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется вы­соковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3.

Высокое напряже­ние на электродах свечи создается транзисторным коммутатором с индукционной катушкой 2.

Система дистанционного управления подогре­вателем дает возможность управлять работой по­догревателя, как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при поднятой кабине.

Переключатель 7 управления работой подогре­вателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре возможных положения:

— положение 0 — все выключено;

— положение I — включен электродвигатель на­сосного агрегата, электромагнитный клапан и пус­ковая свеча;

— положение II — включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан;

— положение III — включен электродвигатель насосного агрегата и электродвигатель топлива.

Подогреватель работает следующим образом. Топ­ливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка, которое через открытый элект­ромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыс­кивается во внутреннюю полость горелки.

Распы­ленное топливо смешивается с подаваемым венти­лятором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагре­вая в теплообменнике охлаждающую жидкость.

Продукты сгорания топлива через выпускную трубу направляются под масляный картер дви­гателя и нагревают в нем масло.

При сервисе С (осенью):

— очистите от нагара искровую свечу;

— промойте редукционный клапан топливного насоса;

— проверьте работу предпускового подогревателя.

При проверке работы предпускового подогре­вателя не допускайте подтекания охлаждающей жид­кости и топлива в соединениях трубопроводов и кранах.

Нормальная работа определяется по рав­номерному гулу горения в теплообменнике и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени.

При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса в сле­дующем порядке:

— отверните колпачковую гайку на топливном насосе;

— ослабьте контргайку регулировочного винта;

— поворачивая регулировочный винт вправо (по­дача топлива увеличивается) или влево (подача топ­лива уменьшается), отрегулируйте режим работы подогревателя.

По окончании регулирования застопорите регу­лировочный винт контргайкой и наверните колпач­ковую гайку.

Для обеспечения нормальной работы подогре­вателя регулирование подачи топлива следует про­изводить при отрицательных температурах окру­жающего воздуха (не выше минус 5ºС).

После мойки автомобиля и преодолевания брода в холодное время года удалите воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением на­сосного агрегата на 3-4 мин, для этого переведите ручку переключателя в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива.

На некоторые автомобили устанавливается предпусковой подогреватель 15.8106 Предпусковой подогреватель 15.8106 двигателя Камаз

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector