Характеристика двигателя камаза париж дакар - Авто журнал "Гараж"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика двигателя камаза париж дакар

КАМАЗ 4310С (6×6) спортивный автомобиль

Года использования: с 1988 г. по 1995 г., в качестве технички до 2000 г. Модификация полноприводного спортивного автомобиля КАМАЗ 431010 или КАМАЗ-4310С (6х6). Свой первый спортивный грузовик камазовская команда создала на базе серийного полноприводного трехосного автомобиля КАМАЗ-4310.

В соответствии с требованиями на автомобиль установили дуги безопасности, серийный тент платформы зеленого цвета заменили на желтый. Дебют грузовика состоялся на европейском ралли «Ельч», проходившем в окрестностях польского Вроцлава, в сентябре 1988 года. Камазовцы заняли 2 и 4 места в личном зачете, и первое — в командном.

Стандартный двигатель КАМАЗ-740 мощностью в 210 л/c удалось форсировать до 290 л/с за счет установки турбокомпрессоров и увеличения подачи топлива. Были применены поршни с измененным профилем, гасители крутильных колебаний, модернизирована система смазки, в системе охлаждения использована вязкостная муфта, а также специально подобранный вентилятор с увеличенной производительностью. Машина имела более жесткие рессоры, новые специальные амортизаторы. Но «балансирка» трехосного грузовика оставалась практически свободной и, приземляясь после очередного прыжка, он бился то средним, то задним мостом. Чтобы избежать ударов, на средний мост поставили оттяжные пружины от обычных культиваторов.

1989 год. Ралли «Ожектив Сюд». Дальнейшая форсировка камазовского двигателя была достигнута за счет разработки специального коленвала и блока, как следствие пришлось полностью изменить систему охлаждения.

1990 год. Ралли «Париж — Дакар». На машину ставят десятицилиндровые экспериментальные двигатели, а также КПП без делителя, поскольку только такая коробка умещалась рядом с массивным мотором. В целях максимального сокращения расстояния между основной и раздаточной коробками был изготовлен двухшарнирный кардан без шлицевой части.

Однако нововведения не дали ожидаемого эффекта: все три экипажа «КАМАЗ-Мастер» выбывали из гонки по причине поломки двигателя.

1991 год. Ралли «Париж Дакар». В автомобиле стоит восьмицилиндровый двигатель КАМАЗ-7482 мощностью в 430 лошадиных сил, созданный специально для гонок (впоследствии он стал базовым для серийных автомобилей, вплоть до 2000 года).

Коробка передач грузовика была изготовлена на базе модифицированной коробки КАМАЗ -53215 и состояла практически из одних новшеств: размер первичного вала под диафрагменное сцепление увеличен, использованы стальные узкие синхронизаторы с молибденовым покрытием, передаточные отношения в делителе и основной коробке в целях повышения динамики изменены, появилось диафрагменное двухдисковое сцепление (ведомые диски снабжены металлокерамическими прокладками) британского производства. Раздаточная коробка была тоже новая — КАМАЗ-43114, с величиной передаваемого момента 150 кг.м. Усовершенствован гидроусилитель руля, разработана специальная система подкачки шин, использованы 1800 мм рессоры.

Машина получилась очень крепкой. Именно на ней камазовцы одержали первую в своей дакаровской истории победу – заняли второе место.

1992 год. Ралли «Париж — Кейптаун» и «Париж — Москва — Пекин». С целью снижения веса спортивного автомобиля и улучшения его компоновки на грузовик ставят легкие алюминиевые платформы, изготовленные в Санкт-Петербурге. Запасные колеса переносятся в переднюю часть грузовика, а баки — в кузов. Но по итогам двух, не совсем удачных гонок, становится очевидно, что для достижения более высоких результатов камазовской команде необходима двухосная машина.

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509. Новая модификация титулованного автомобиля стала необходимостью по причинам.

  1. Изменение регламента трансконтинентальной ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение действия омологации предыдущей версии машины.

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки «Париж-Дакар» (ныне просто «Дакар»), подготовленного в 2018-м году. Так, новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. Всего же команда «КАМАЗ-Мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

Новые КамАЗ Дакар 2018, помимо характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников и экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019» великолепно себя зарекомендовали. Поэтому данная модель заслуживает более пристального внимания.

Двигатель

Ни для кого не станет откровением тот факт, что на технические характеристики КамАЗ для ралли «Дакар», впрочем, как и для любого другого авто, огромное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был избран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, обладающий максимально близкими параметрами рабочего объема к значениям, разрешенным регламентом.

По причине того, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» использовались V-образные «движки», их замена на рядные установки вызывала определенные трудности. К тому же в новых спорткарах были использованы оригинальные конструкторские решения, которые ранее не применялись.

Учитывая эти два фактора, а также богатейший опыт команды в ралли «Париж-Дакар», конструкторы приняли решение не осуществлять модернизацию грузовиков предыдущего поколения, а создать совершенно новые автомобили.

Читать еще:  Чем грозит сломанный лямдазон я двигателя

В свете такого решения была произведена форсировка силовых агрегатов. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения кого-либо из иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизельный мотор, но для КамАЗ Дакар 2018 его технические характеристики им удалось повысить почти в два раза. Если же говорить о конкурентах, то они избрали другой путь, сделав ставку на дефорсированные гоночные силовые агрегаты от кольцевых грузовиков.

Мероприятия по форсировке двигателя для нового автомобиля начались еще в 2016-м году. Итог этих работ действительно впечатляет. Так, инженерам удалось добиться от серийного дизеля 1100 «лошадок» максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации ПО управления мотором и подбору характеристик турбокомпрессора, которая позволила значительно улучшить динамические качества силовой установки КамАЗ 43509.

Коробка передач

На спортивных грузовиках предыдущего поколения использовались КПП механического типа. Но сейчас существует официальное разрешение на установку и применение «автоматов» в гоночных авто категории Т4-2.

Приняв в расчет это обстоятельство, а также тот факт, что главные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективно используют АКПП в своих автомобилях, было решено применить такую трансмиссию и на КамАЗ 43509.

Работы в этом направлении велись на протяжении двух лет. В итоге автоматическими коробками были оснащены два из четырех гоночных грузовика, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Подвеска

Помимо всего сказанного, коснулись изменения и подвески автомобиля. Так, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар она подверглась серьезной оптимизации. Эти работы длились более года, и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 переставили на 22,5-дюймовые колёса, обеспечив автомобилю уверенное движение при низком давлении, а также великолепную управляемость. К тому же, подобное конструктивное решение обеспечивает более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗ были повышены за счет использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия.

В завершение лишь скажем, что упомянутые модернизации — это далеко не полный список новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Параметры массы
Полная масса а/м10,2 т
Двигатель
МодельDCEC ISZ-13
Типдизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при оборотах720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1
Расположение и число цилиндров:Рядный, 6
Рабочий объем, л:13
КПП
Коробка передачАКПП / МКПП

Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019

«КАМАЗ-мастер» готов к ралли «Дакар-2020»

В Саудовской Аравии пройдет 42-й по счету «Дакар» – организаторы гонки подписали 5-летний контракт с королевством. По своим природным и климатическим условиям Аравийский полуостров не уступит Северной Африке, Южной Америке и пустыне Гоби – каменистые и песчаные пустыни Нефуд и Руб-эль-Хали обещают дюны высотой до 250 м, обширный горный регион Хиджаз на границе с Иорданией (максимальная отметка 2500 м) порадует извилистыми горными долинами, в которых легко заплутать. В общем, всего вдоволь, разве что кислородного голодания будет недоставать. Плюс бедуины, верблюжьи скачки и прочая ближневосточная экзотика. Песчаные участки будут преобладать, но шины берут с запасом, так как каменистые пустыни подвергают резину интенсивному износу и порезам. Аравийский полуостров знаком ветеранам «КАМАЗ-мастер», десять раз, с 1999 по 2008 гг., участвовавших в ралли Desert Challenge в Арабских Эмиратах.

В 2018 г. старт ралли сдвинули на 6 января, и команды получили возможность встретить Новый год в кругу семьи. Всем понравилось, и «Дакар-2019» также тронулся в путь 6 января. «Дакар-2020» стартует 4 января в Джедде на берегу Красного моря. Всем командам гораздо проще и быстрее добраться до Саудовской Аравии, нежели до Южной Америки, так что и 2020-й Новый год они встретят дома.

Со старта гонка двинется на север по гористой местности, у границы с Иорданией завернет на юго-восток по каменистым пустыням к столице королевства Эр-Рияду, где на 11 января запланирован день отдыха. Затем гонка совершит круг по песчаным и каменистым пустыням южной части королевства и финиширует 17 января в г. Киддия в 45 км от столицы. Ралли проходит по территории одной страны, что упрощает ситуацию с визами, с пересечениями границ.

Календарь гонки

5–6 декабряТехнические проверки и погрузка техники на паром в порту Марселя
1–2 январяРазгрузка техники в порту Джедды (Саудовская Аравия)
2–4 январяАдминистративные и технические проверки
4 январяТоржественный старт, постановка машин в закрытый парк (Джедда)
5 январяПервый скоростной участок
11 январяДень отдыха в Эр-Рияде
17 январяПоследний этап и торжественный финиш
18 январяПогрузка техники на паром в Джедде
Читать еще:  Чем заделать трещину в головке двигателя

На пресс-конференции руководитель команды Владимир Чагин объявил пилотов, участвующих в «Дакаре»: Дмитрий Сотников, Андрей Каргинов, Эдуард Николаев и Антон Шибалов, то есть на гонку выставляют четыре машины, четыре экипажа. На пятой машине поедут Айрат Мардеев вместе с пресс-секретарем Эриком Хайруллиным и Антоном Еликовым, которые постараются вести путевые заметки по ходу ралли.

Чтобы обеспечить победу и соответствовать постоянно меняющимся техническим требованиям организаторов ралли, команда технического директора Сергея Савостина полностью модернизировала спортивные грузовики КАМАЗ-43509, начиная с двигателей. Теперь используют 6-цилиндровые рядные дизели DCEC (Dongfeng Cummins Engine Co.) объемом 13 л. В 2006 г. Dongfeng купил у Cummins лицензию на 13-литровую рядную шестерку и в сотрудничестве с Cummins начал модернизацию и производство двигателей. Конструкторы и мастера «КАМАЗ-мастер», взяв двигатели DCEC за основу, как раньше Liebherr и Cummins, подняли мощность до 1100 л.с. и уменьшили до минимума дымность выхлопов без ухудшения динамических свойств двигателя. Последние годы спортивные комиссары предъявляют жесткие требования к дымности, причем количество сажи в выхлопе определяется не инструментальным методом, а на глаз, что дает комиссарам безграничные возможности. Такова демократическая объективность.

Помимо оптимизации рабочих процессов двигателя работали над трассами и элементами систем впуска и выпуска. Удалось уменьшить сопротивление впускной магистрали и улучшить газодинамику выпуска, благодаря чему снизилась температура отработавших газов.

Кем-то подсчитано, что пилот порядка пяти тысяч раз выжимает педаль сцепления за время этапа. А каждый выжим сцепления – это потеря бесценных долей секунды и разрыв потока мощности. Чтобы ликвидировать оба недостатка, команда полностью перешла на автоматические коробки передач. В прошлом году только два автомобиля были с АКП.

Коробки, как и двигатели, серийные, но доведенные до требований гонок. Пилот повышает-понижает передачи лепестковым переключателем под рулем, не отпуская педаль газа, без разрыва мощности, что особенно важно на песчаных дюнах. На песке стоит на долю секунды потерять тягу – и все: грузовик вязнет, приходится откатываться назад и штурмовать дюну по новой.

Также поработали над подвеской мостов, над подвеской кабины, чтобы не сбрасывать скорость на неровных участках. Модернизировали рулевое управление для уменьшения усилия на рулевом колесе. Чтобы улучшить устойчивость и снизить центр тяжести, пересмотрели развесовку: топливные баки передвинули из задней части в середину, в центр вращения автомобиля. При этом требовалось приблизиться к минимальной разрешенной массе 8500 кг. Все модернизации испытывали на этапах чемпионата России, на ралли «Казахстан» и «Шелковый путь-2019».

На «Дакар» поедут 4 гоночных автомобиля, 6 автомобилей технической помощи, 2 вспомогательных автомобиля. Предварительный состав команды от 55 до 58 человек – это экипажи, закрепленные за экипажами механики, водители автомобилей технической помощи, специалисты по системам автомобиля, врач. Все основные команды, которые претендуют на подиум, имеют примерно такой же состав с тремя–пятью гоночными автомобилями.

Подготовка гоночных автомобилей и автомобилей сопровождения, экипажей, технического персонала к ралли, а также и само ралли требуют определенных финансовых усилий, и весомый вклад в победу вносит спонсорская поддержка, в первую очередь от партнеров ПАО «КАМАЗ». Концерн PALFINGER – пример такого сотрудничества. Две компании связаны давними партнерскими отношениями. Подъемное оборудование PALFINGER и шасси КАМАЗ – одно из самых популярных сочетаний на рынке спецтехники. На территории России компании основали два совместных предприятия по выпуску спецтехники. В декабре прошлого года концерн PALFINGER стал спонсором команды «КАМАЗ-мастер», поддержав участие команды в ралли «Дакар-2019». Сегодня гоночные автомобили с гордостью носят на своих крышах логотип PALFINGER.

Следующим этапом подготовки к ралли стали тренировочные сборы в Казахстане, куда команда выехала 4 октября. Европейские соперники проводят сборы в Марокко.

Что касается соперников, то главный – это команда Iveco во главе с Жераром де Роем, который сумел нанести два поражения команде «КАМАЗ-мастер» за последние восемь лет. Ожидается острая конкуренция со стороны Мартина Масика, которого на прошлом «Дакаре» постигла неудача. Но он оправился, построил новый автомобиль на базе капотного Iveco и активно на нем соревнуется. Также опасен Мартин ван ден Бринг на капотном Renault, который на «Дакаре-2019» сошел с дистанции из-за отказа техники. Кроме того, на «Дакар» приезжает много новых команд, новых участников, которые внезапно могут составить конкуренцию.

Подготовка к «Дакару» сопровождается серьезной пиар-компанией. При поддержке партнеров и спонсоров команды «КАМАЗ-мастер» пригласили автомобильных, спортивных и общественно-политических журналистов на полигон в Тарловку, где Эдуард Николаев и Дмитрий Сотников катали их на своих машинах. Покатушки проходили в щадящем для неподготовленных журналистских организмов режиме – до 90 км/ч. Обычная тренировочная скорость – около 140 км/ч, таково ограничение гонок. Там не менее 90 км/ч на распаханной боевыми «камазами» лесной дороге оставляют сильные впечатления. Редакция «Основных Средств» благодарит компанию PALFINGER за организацию поездки на это мероприятие.

Читать еще:  Ваз 2112 какой двигатель какая коробка

Гонки без капота: мы побывали на базе команды КАМАЗ-мастер

Поднимите руку и быстро-быcтро потрясите кистью — так тряслась моя голова, когда меня катали на дакаровском грузовике под Набережными Челнами! Незадолго до ралли-рейда «Шелковый путь» я посетил команду КАМАЗ-мастер — и узнал, какие технические новинки там готовятся.

Не везет камазовцам с гоночным капотником! Его построили еще в конце 2015 года, явно глядя на конкурентов с капотными грузовиками IVECO Powerstar и Renault Sherpa. ­Челнинскую машину оснастили ­кабиной и оперением от модели Mercedes Zetros, а двигатель Gyrtech 12.5 (сильно тюнингованный Caterpillar) арендовали у чешского ателье Buggyra — поскольку немецкий Liebherr, который стоит на других гоночных ­КАМАЗах, не влезал под капот.

В прошлом году машина участвовала в паре российских ралли-рейдов, но на Дакар-2017 не поехала. Увы, к «Шелковому пути — 2017» машину тоже не успели подготовить, хотя перед гонкой ей активно занимались.

Капотный «КАМАЗетрос» в процессе переделки

Например, в связи с развесовкой: если раньше камазовцы добивались распределения массы «50 на 50», то по новому регламенту Дакара на переднюю ось должно приходиться не менее 4,6 т (при прежней полной массе 8,5 т). Говорят, это решение продвинула голландская команда Mammoet Rallysport с грузовиком Renault Sherpa, — в результате КАМАЗу пришлось менять расположение запасок, топливных баков и т.д.

Трубы защитного каркаса, воздуховоды, провода — интерьер «боевых» грузовиков аскетичен. Но посадка очень удобная!

Вместо двигателя Gyrtech на капотник поставили Cummins — благо КАМАЗ активно сотрудничает с этой компанией. Кстати, в перспективе и моторы Liebherr на бескапотных КАМАЗах тоже собираются заменить на Cummins: с 2019 года рабочий объем двигателей на Дакаре не должен превышать 13 л (похоже, этот пункт в регламент организаторы тоже ввели, чтобы вставить камазовцам палки в колеса).

На смену V-образным двигателям Liebherr (на снимке), которыми сейчас оснащены гоночные КАМАЗы, придет рядный Cummins

И если у моторов Liebherr этот объем равен 16,5 л, а мощность — 920 л.с., то у гоночной версии Камминза снимают даже больше — аккурат ­1050—1100 л.с. с 12,99 л. Вот только насколько надежным окажется двигатель при такой форсировке и меньшем литраже?

Как бы то ни было, на «Шелковый путь» уже отправилась одна машина с мотором Cummins, а вот другой грузовик, с Либхерром, оснащен автоматической коробкой ZF. Команда экспериментировала с «автоматом» этой марки еще в 2000 году: Владимир Чагин прошел с ним Дакар, победил — но опыт был признан неудачным. Масло в коробке грелось настолько, что выливалось наружу на остановках! Впрочем, за прошедшие годы технологии продвинулись вперед, и если «автомат» хорошо проявит себя на «Шелковом пути», то в будущем он может стать основным для боевых ­КАМАЗов. В качестве преимуществ такой трансмиссии спортсмены называют отсутствие разрыва потока мощности при переключениях и уменьшение физической нагрузки на пилотов. Но есть и минус: с этой трансмиссией машина хуже тормозит двигателем. Кстати, диапазоны здесь можно переключать и вручную: камазовцы выбирали между джойстиком и лепестками под рулем, но все же остановились на первом варианте.

Четырехосная техничка команды в процессе постройки: справа видна криокамера для оздоровительных процедур

Есть обновления среди машин поддержки. Если год назад команда представила трехосную техничку на шасси Sisu, то сейчас в придачу к ней появился четырехосник на камазовском шасси с кабиной Mercedes Axor. Он везет ­криокамеру для спортсменов, температура в которой понижается до минус 150°С. На первый взгляд — жуть, но аппарат охлаждает лишь поверхностные слои кожи человека, а сама ­процедура длится не больше трех минут. Пилотам криокамера нравится: говорят, бодрит не хуже нескольких чашек кофе.

Историческая машина команды — КАМАЗ-49252 (1994—2003 гг.)

В следующем году команда будет праздновать 30-летие — и планирует открыть экспозицию, где представит грузовики прошлых лет. Это, к примеру, горбатый КАМАЗ-49252 (первая ­по-настоящему подготовленная гоночная машина коллектива со среднемоторной компоновкой и стойками подвески от БМП) и ­КАМАЗ-4326 VK, на котором Чагин одержал свою последнюю победу на Дакаре.

И все-таки интересно: удастся ли камазовцам довести капотник до ума к Дакару-2018? А то конкуренты, включая Жерара де Роя и Алеша Лопрайса, уже который год успешно рассекают на «носатых».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector