2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Характеристика двигатель газ 406 карбюраторный характеристика

Технические характеристики ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.

Разрабатывался двигатель ЗМЗ 406 на замену мотору 402 одновременно с проектированием автомобиля ГАЗ-3105 для правительства. Однако комплектовались им эти новые Волги лишь последней партии, которые нужно было срочно реализовать в связи со снятием машин с производства.

ДВС ЗМЗ 406

За основу были взяты ЗМЗ 402 (комплектация) и движок серии H производителя SAAB (конструктивные решения). В результате при том же объеме 2,3 л силовой привод обеспечивал 177 Нм крутящего момента вместо 210 Нм прототипа и 100 л. с. мощности вместо ожидаемых 150 л.с., как у шведского ДВС. Инжекторная система, которой позже заменили карбюратор, смогла немного исправить положение – 201 Нм и 145 л. с., соответственно.

Карбюраторная версия ЗМЗ 4061.10

Впервые в двигателе производителя ЗМЗ были использованы несколько передовых для того времени технических решений:

  • два впускных и два выпускных клапана на цилиндр;
  • электронные системы зажигания и впрыска;
  • схема газораспределительного механизма DOCH с двумя верхними распредвалами;
  • гидротолкатели вместо регулировки теплового зазора клапанов прокладками.

Гидротолкатели клапанов

После внесенных изменений технические характеристики ЗМЗ 406 соответствуют приведенным в таблице значениям:

смешанный цикл 11,5 л/100 км

маховик – 72 – 80 Нм

болт сцепления – 19 – 30 Нм

крышка подшипника – 98 – 108 Нм (коренной) и 67 – 74 (шатунный)

Заводской мануал содержит более точное описание параметров:

  • ЗМЗ 4063.10 – карбюратор, степень сжатия 8 для эксплуатации на топливе А-76, мощность 110 л. с., крутящий момент 186 Нм, вес 185 кг;
  • ЗМЗ 4061.10 – карбюратор, степень сжатия 8 под бензин А-76, мощность 100 л. с., крутящий момент 177 Нм, вес 185 кг;
  • ЗМЗ 4062.10 – инжектор, степень сжатия 9,3 под топливо АИ-92, мощность 145 л. с., крутящий момент 201 Нм, вес 187 кг.

ЗМЗ 4063.10ЗМЗ 4062.10 инжектор

Особенности конструкции

Официально двигатель ЗМЗ 406 стал третьим после 24Д и 402 в линейке силовых приводов Заволжского завода. Получил микропроцессорное зажигание, схему газораспределения DOCH с двухступенчатым цепным приводом.

Разработчиками по-прежнему использована рядная схема двигателя с 4 цилиндрами, но распредвалов стало два, они расположены сверху, внутри ГБЦ. Степень сжатия ДВС увеличена проектировщиками завода до 9,3 в базовой версии 4062.10 за счет центрального расположения свечи внутри камеры сгорания.

Конструкция газораспределительного механизма

Надежность повышена за счет чугунного блока цилиндров без гильз, снижения хода поршня до 86 мм и веса всей группы ШПГ. Шатуны с болтами, коленвал и поршневые кольца сделаны из высокопрочных материалов, поэтому капитальный ремонт требуется реже.

Натяжитель цепи ГРМ

Натяжители цепи автоматические, двойного действия – предварительный натяг пружиной, во время работы гидравликой. Степень очистки масла увеличена путем установки полнопоточного одноразового фильтра. Для навесного оборудования предусмотрен отдельный клиноременный привод. Прошивка ЭБУ соответствует версиям СОАТЭ, ИТЭЛМА VS5.6, МИКАС 5.4 или 7.1

Перечень модификаций ДВС

Изначально мотор проектировался инжекторным, поэтому версия 4062.10 считается базовой. Необходимость в карбюраторных модификациях 4061.10 и 4063.10 возникла позже. Их устанавливали на Газель, поэтому сохранив объемы камер сгорания, нужно было снизить эксплуатационные расходы владельца. Для этого руководство ЗМЗ снизило степень сжатия, чтобы перевести моторы на более дешевое топливо А-76.

Версии мотора ЗМЗ 406 отличаются камерами сгорания

С моторами 4061 и 4063 произведена обратная модернизация:

  • снижена мощность и крутящий момент;
  • обороты ХХ стали 750 мин -1 вместо 800 мин -1 ;
  • максимальный крутящий момент достигается на 3500 оборотах, а не на 4000.

Все остальное навесное расположено на тех же местах без изменений. Часть деталей взаимозаменяемая, за исключением ГБЦ и поршневой.

Плюсы и минусы

Отрицательной особенностью силового привода ЗМЗ 406 является низкое качество литья и неудачные технические решения:

  • высокий расход масла вследствие недоработанной конструкции колец;
  • низкий ресурс ГРМ привода из-за натяжителя, разборной блок-звезды и громоздкой конструкции в целом.

Расход топлива высокий, но это характерно для большинства моторов грузовиков.

Зато снижены вибрации, головка блока цилиндров не откручивается при эксплуатации, прокладку не нужно постоянно менять, а гайки протягивать. Ремонтопригодность всех узлов высокая, сама конструкция надежная и простая. Пользователь избавлен от необходимости через каждые 20000 пробега регулировать зазоры клапанов.

Впускной коллектор инжектор

Список моделей авто, в которых устанавливался

Поскольку мотор ЗМЗ 406 имеет три версии, каждая из них использовалась на конкретных моделях авто производителя ГАЗ:

  • ЗМЗ 4062.10 – ГАЗ 31054 комплектации Люкс; ГАЗ 3102 (1996 – 2008 г.);
  • ЗМЗ 4061.10 – ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221;
  • ЗМЗ 4063.10 – ГАЗ 3302, 33023, 2705, 3221, 32213, 322132, 32214, СемАР 3234, Рута, Богдан и Дельфин.

ГАЗ Газель Фермер

В первом случае характеристики двигателя подходили для городского цикла представительских автомобилей чиновников и правительства. Карбюраторные модификации снижали эксплуатационный бюджет Газелей фургонов, грузопассажирских авто и грузовиков.

Регламент обслуживания ЗМЗ 406 2,3 л/100 л. с.

Согласно требованиям производителя, обслуживается двигатель ЗМЗ 406 в следующем порядке:

  • осмотр цепи ГРМ через 30000 пробега, замена через 100000 км;
  • замена масла и фильтра после 10000 км;
  • замена ОЖ примерно раз в два года или 30000 пробега;
  • подзарядка аккумулятора каждую осень, замена после 50000 км;
  • свечи зажигания хватают на 60000 пробега;
  • фильтр топливный приходит в негодность после 30000 км, воздушный – 20000 км;
  • катушки зажигания выходят из строя после 50000 пробега.
Читать еще:  В каких двигателях ломает клапана

Ремонт ЗМЗ 406

Производитель рекомендует использовать для движков качественную смазку, чтобы исправно работали гидрокомпенсаторы и маслонасос. Изначально система охлаждения имеет слабые места – радиатор и термостат. Все навесное оборудование высокоресурсное, за исключением помпы, полимерный ротор которой служит около 30000 км. Из-за большого веса мотора своими руками произвести капремонт очень сложно в гараже без тельфера.

Обзор неисправностей и способы их ремонта

В силу конструкционных особенностей мотор ЗМЗ 406 гнет клапана только при перескакивании цепи. Причем, повреждаются они друг о друга (впускные и выпускные при одновременном подъеме), а не о поршни. При обрыве цепи такой неприятности не случится.

Поскольку устройство ДВС частично скопировано с СААБ, а частично сохранена конструкция ЗМЗ 402, для него характерны неисправности:

2)нет контакта регулятора ХХ

2)выход из строя катушки

3)пробой наконечника свечи

Из-за большого диаметра поршней блок и ГБЦ чувствительны к перегреву, поэтому контролировать уровень рабочих жидкостей следует регулярно (масла и антифриза).

Варианты тюнинга мотора

Изначально двигатель ЗМЗ 406 позволяет увеличить мощность собственными силами до 200 – 250 л. с. Для этого используется механический тюнинг:

  • установка фильтра нулевого сопротивления;
  • снижение температуры воздуха во впускном тракте;
  • замена штатного карбюратора К-16Д Солексом (необходима регулировка винтами качества/количества).

Тюнинг ЗМЗ 406

Для микроавтобусов и грузовиков Газель тюнинг турбонаддувом малоэффективен, поскольку снижается эксплуатационный ресурс ДС и резко увеличивается расход топлива.

Таким образом, инжекторная модификация ЗМЗ 4062.10 и карбюраторные версии 4061.10, 4063.10 разработаны на основе шведского движка серии Н для грузовиков и представительского класса авто. Допускается тюнинг, прежде всего, для увеличения крутящего момента.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Параметры основных компонентов двигателя ЗМЗ-406

Двигатель бензиновый, четырехцилиндровый, рядный с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажиганием.

Двигатель ЗМЗ-406 устанавливается на легковых автомобилях ГАЗ-3110 Волга, и грузовых машинах Газель ГАЗ-3302.

Основными конструктивными особенностями двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель ГАЗ-3302 являются верхнее (в головке цилиндров) расположение двух распределительных валов с установкой по четыре клапана на цилиндр (двух впускных и двух выпускных).

Повышение степени сжатия до 9,3 (вместо 8,2 на двигателе модели 402) за счет камеры сгорания с центральным расположением свечи, применение системы распределенного (поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров) впрыска топлива во впускную трубу электромагнитными форсунками (вместо карбюраторного питания).

Это позволило значительно повысить максимальную мощность (примерно в 1,5 раза) и максимальный крутящий момент, снизить расход топлива и уменьшить токсичность отработавших газов.

Для повышения надежности двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель в условиях эксплуатации с использованием большей мощности и более высоких оборотов коленчатого вала на двигателе применен чугунный блок цилиндров без вставных гильз, имеющий высокую жесткость и более стабильные зазоры в парах трения, уменьшен ход поршня с 92 мм до 86 мм, снижена масса поршня и поршневого пальца, применены более качественные материалы для коленчатого вала, шатунов, болтов шатунов, поршневых пальцев и др.

Привод распределительных валов двигателя цепной двухступенчатый с автоматическими гидравлическими натяжителями цепей; в клапанном механизме применены гидротолкатели, избавляющие от необходимости регулировать зазоры.

Применение гидравлических устройств и высокая степень форсировки двигателя ЗМЗ-406 требуют более высокого качества очистки масла, поэтому в двигателе применен полнопоточный масляный фильтр с дополнительным фильтрующим элементом, исключающим попадание неочищенного масла в двигатель при пуске холодного двигателя и засорении основного фильтрующего элемента.

Привод вспомогательных агрегатов (водяного насоса и генератора) осуществляется более надежным плоским поликлиновым ремнем.

На двигателе ЗМЗ-406 устанавливается диафрагменное сцепление с так называемыми эллипснонавитыми накладками ведомого диска, имеющими высокую долговечность.

Комплексная система управления включает в себя также функции управления системой зажигания и позволяет более точно дозировать подачу топлива и корректировать угол опережения зажигания, в т. ч. по параметру детонации, при изменяющихся режимах работы двигателя, что позволяет обеспечить необходимые мощностные, экономические и токсические показатели.

Двигатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель

1 — датчик контрольной лампы перегрева ОЖ; 2 — датчик указателя температуры ОЖ; 3 — датчик температур ОЖ; 4 — датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 5 — датчик указателя давления масла; 6 — стержневой указатель уровня масла; 7 — катушки зажигания; 8 — датчик положения распределительного вала; 9-пробка сливного отверстия масляного картера; 10 — выпускной коллектор; 11 — сливной краник ОЖ

Читать еще:  Шевроле ланос какое масло для двигателя заливать

Двигатель ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель

1 — ресивер с впускной трубой в сборе; 2 — регулятор дополнительного воздуха; 3 — патрубок дросселя с датчиком положения; 4 — генератор; 5 — зубчатый диск синхронизации; 6 — датчик положения коленчатого вала (синхронизации); 7 — масляный фильтр; 8 — стартер; 9 — датчик детонации; 10 — датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе

Техническая характеристика двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель

Тип двигателя — бензиновый

Число и расположение цилиндров — 4-х рядное

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 92 х 86

Рабочий объем цилиндров, л — 2,3

Степень сжатия — 9,3

Порядок работы цилиндров — 1-3-4-2

Направление вращения коленчатого вала, наблюдая со стороны шкива — правое

Максимальная мощность, кВт (л.с.) — 110,2(150)

Максимальный крутящий момент, даНм (кг/см) — 20,6(21,0)

Сорт бензина — АИ-92

Расход масла на угар, % от расхода топлива — 0,3

Система питания топливом — впрыск топлива во впускную трубу

Регулятор давления топлива — 406.1160000-01

Система смазки двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, Газель-3302 — Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием

Масляный фильтр — 2101-1012005

Система вентиляции — Закрытая, принудительная, действующая за счет разрежения во впускной трубе

Система охлаждения — Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости

Термостат — ТС 107-01

Сцепление двигателя — Сухое, однодисковое

Ведущий диск — Диафрагменного типа

Нажимной диск (наружный диаметр) — 242мм, с пружинной ступицей и гасителем крутильных колебаний

Ведомый диск (наружный диаметр) — 225мм

Картер сцепления — колоколообразный

Масса незаправленного двигателя со сцеплением и электрооборудованием, кг — 187

Электрооборудование двигателя ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель

Генератор — переменного тока, со встроенным регулятором напряжения 9422.3701 или 2502.3771

Регулятор напряжения — 13.3702-01, бесконтактный

Система зажигания ЗМЗ-406 — Микропроцессорная

Свеча зажигания — А 14 ДВР

Катушка зажигания — 3012.3705 (две)

Комплексная система управления двигателем ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель:

датчик массового расхода воздуха — 0 280 212 014 или ИВКШ 407282.000

датчик положения дроссельной заслонки — НРК 1-8 или 0 280 122 ООГ

датчик положения распределительного вала (фазы) — 0 232 103 006 или 406.3847050

датчик положения коленчатого вала (частоты вращения и синхронизации) — 406.3847113 или 0 261 210 113

датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе — 19.3828

датчик температуры охлаждающей жидкости — 19.3828

датчик детонации — GT-305 или 406.3848000

регулятор дополнительного воздуха — 406.1147000 (РХХ-60)

электромагнитные форсунки — 19,1132010 или 0 280 150 71Г

Основные проверки и регулировки ЗМЗ-406 автомобилей ГАЗ-3110 Волга, ГАЗ-3302 Газель

Зазор между электродами свечей, мм — 0,70-0,85

Давление масла, КПа(кгс/см2), на прогретом двигателе, при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу: 750 — 850 мин’ 550 — 650 мин-1 — 100(1,0)

Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, мин — 750-850

Прогиб ремней, мм, при натяжении с усилием:

— 8 даН (8 кгс) ремня привода вспомогательных агрегатов — 15

Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С — 80-90

Эксплуатация и обслуживание двигателя ЗМЗ-406 на автомобилях ГАЗель

Двигатель ГАЗель 406 — это механизм, который необходим для преобразования энергии в механическую работу.

Особенности устройства и характеристик

Конструкция этой модели силового агрегата включает в себя такие элементы и механизмы, как:

  • система охлаждения;
  • топливная система;
  • вал распределительного типа;
  • крышка клапанов;
  • выпускной и впускной вал, через которые проходят газы;
  • выхлопное отверстие;
  • головка цилиндрических элементов;
  • маслосборник;
  • поршневая часть и электрооборудование;
  • генераторная установка и ремень генератора.

Среди особенностей конструкции можно выделить наличие гидравлических натяжителей у приводных валов, распределительные устройства, оборудованные гидравлическими толкателями, электрический стартер, который помогает завести мотор даже при низких температурах.

Технические характеристики двигателя:

Средний расход бензина15 л на 100 км
Количество тактов4
Диаметр цилиндрических элементов90 мм
Степень сжатия9,3
Мощность мотора110 л. с.
Международная экологическая нормаЕвро-3
Количество клапанов16
Рабочий объем2,3 л

Система охлаждения

Система охлаждения необходима для понижения температуры смазочной жидкости, для охлаждения воздушного потока, который циркулирует в турбонаддуве.

На этом силовом агрегате установлена система жидкостного типа, которая отводит от мотора тепло при помощи потока жидкости, проходящей по всем деталям и механизмам.

Схема системы охлаждения двигателя включает в себя:

  • отводящий шланг радиаторной части;
  • защитный кожух вентилятора;
  • подводящий шланг;
  • корпус термостата;
  • штуцер выпускного клапана;
  • расширительный бак;
  • радиатор охлаждения двигателя и пароотводящий шланг.

Топливная система

Конструкция топливной системы включает в себя следующие элементы:

  • дроссельный узел;
  • клапан гравитационного типа;
  • обратный клапан;
  • адсорбер;
  • диагностический штуцер;
  • топливную рампу;
  • механизм, регулирующий уровень давления топливной жидкости;
  • сливной провод;
  • предохранительный клапан;
  • заливную трубу;
  • насосный элемент;
  • фильтрующий механизм.
Читать еще:  Двигатель d15b vtec технические характеристики

Из топливного бака бензин переходит в подающую магистраль, которая ведет к фильтрующему механизму. После этого топливо попадает на корпус регулятора давления, а затем на топливную рампу. Бензин растекается по всем форсункам, где начинается непосредственный впрыск топливной жидкости в проходящий воздушный поток.

Где номер двигателя

Номер расположен на блоке силового агрегата, ниже водяного насосного элемента на специальном выступе.

Частые неисправности, обслуживание и ремонт

Основные неисправности мотора:

  • не заводится;
  • перегревается;
  • глохнет на холостом ходу;
  • не развивает полной мощности;
  • нет искры в момент зажигания;
  • высокий уровень расхода бензина и масла;
  • быстрое падение уровня рабочей жидкости в расширительном баке;
  • слышен посторонний шум в зоне работы подшипников;
  • высокий уровень вибрации во время выполнения работ.

Ремонт двигателя ГАЗель 406 проводится только на отключенном агрегате и в специальной защитной одежде.

Техническое обслуживание предполагает замену масляной жидкости, проверку герметичности соединений, замену фильтрующих элементов, прослушивание механизма при помощи стетоскопа на наличие посторонних шумов, замену износившихся деталей, удаление остатков примесей из фильтров.

Почему не заводится

Причиной того, что двигатель не заводится, может стать:

  • неисправность системы зажигания;
  • пониженный уровень давления топливной жидкости в рампе;
  • засоренность топливных приводов;
  • неисправность топливного насосного механизма;
  • выход из строя регулятора, отвечающего за уровень давления топлива.

Для того чтобы устранить эту неисправность, рекомендуется промыть и продуть топливный бак и топливные проводы, открутив защитную пробку. Эта процедура проводится при помощи сжатого потока воздуха. Заменить насосный механизм, фильтр и регулятор. Также следует провести внешний осмотр электрического стартера на наличие повреждений и дефектов. Очистку фильтров проводят при помощи бензина.

Что делать, если греется

Перегрев силового агрегата может быть вызван ослабленным натяжением ремня привода вентилятора или водяного насосного механизма, недостаточным количеством рабочей жидкости в охлаждающей системе, поздним срабатыванием системы зажигания, образованием большого количества накипи в системе охлаждения.

В этом случае рекомендуется провести регулировку натяжения ремня, вытянутый или оборванный ремень следует заменить на новый. Необходимо долить жидкость до требуемой отметки, установить более раннее зажигание, промыть охлаждающую систему.

Если рабочая жидкость кипит, следует демонтировать отводящий водяной патрубок, вытащить термостат и проверить его на наличие дефектов, при необходимости заменить.

Если в карбюраторе тосол

Причиной того, что в карбюратор попал тосол, может стать нарушение герметичности игольчатого клапана и поплавка. В этом случае рекомендуется промыть и продуть клапан и его седло, заменить или запаять поплавок, предварительно вылив из системы все масло и топливо.

Тосол попадает в карбюратор при слабом натяжении крепежных элементов корпуса топливного клапана и при наличии повреждений уплотнительной прокладки. Необходимо подтянуть все крепления и заменить вышедшие из строя и износившиеся элементы.

В некоторых случаях может потребоваться разборка мотора и регулировка карбюратора. Во время снятия силового агрегата с транспортного средства следует воспользоваться специальной тележкой.

Сколько масла заливать

Объем масла в дигателе зависит от сезона. Рекомендуемое количество масляной жидкости на лето — 5 л, на зиму — 6 л.

Как выставить метки

Установка зажигания происходит только на отключенном двигателе.

Для того чтобы установить зажигание, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Демонтировать защитный кожух мотора и брызговики.
  2. Слить масляную жидкость и тосол.
  3. Снять верхний патрубок радиаторной части.
  4. Отсоединить все патрубки.
  5. Отодвинуть в сторону жгут от проводов.
  6. Отвернуть крепежные болты и снять крышку клапанов.
  7. Убрать ремень и шкив насоса охлаждающей жидкости.
  8. Снять крышку газораспределительного устройства.
  9. Вытащить генератор.
  10. Выставить на ГАЗели метку на коленчатом вале. Она должна оказаться на одном уровне с кромкой головки блока цилиндрических элементов.
  11. Установить метки для распределительного вала.
  12. Собрать механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

Замена цепи ГРМ

Для того чтобы заменить цепь газораспределительного механизма, необходимо снять и выкрутить катушки системы зажигания. После этого можно приступать к снятию воздушных шлангов вместе с клапанами. Затем слить всю масляную жидкость из силового агрегата.

После этого нужно демонтировать головки блока цилиндров, снять шкив коленчатого вала вместе с уплотнительной прокладкой. Затем убрать старую цепь и установить новую. Перед тем как устанавливать новую цепь, рекомендуется смазать ее маслом. Сборка двигателя осуществляется в обратном порядке.

Отзывы владельцев о двигателях

Евгений, 44 года, Ижевск: «406 двигатель способен работать без сбоев даже при сильных морозах. За 6 лет эксплуатации только 1 раз проводил ремонт: потребовалась замена ремня. Агрегат потребляет небольшое количество топлива и выдерживает большие нагрузки».

Василий, 56 лет, Иркутск: «Работаю на ГАЗели с этим двигателем уже второй год. До этого проработал на транспорте с мотором 402 около шести лет. Это мощный агрегат, ремонтируем его только 1 раз в 2 года. Из минусов выделю сбои в работе датчиков».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector