Форсаж режим работы реактивного двигателя
Значение слова «форсаж»
- Форса́ж — режим работы некоторых реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах. Единственными гражданскими самолётами, на которых применялся форсаж, были пассажирские Ту-144 и Конкорд.
Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), располагающейся за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа в ФКС сжигается дополнительное горючее, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.
Температура газов за основной камерой сгорания ограничивается в основном жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигателя, обусловленное низким содержанием свободного кислорода в продуктах сгорания, истекающих из основной камеры сгорания и подающихся сначала на турбину, а затем в форсажную камеру. Работа в таком режиме сопряжена со значительными тепловыми и механическими нагрузками на конструкцию практически всех узлов и агрегатов двигателя, поэтому время работы на форсаже для большинства типов самолётов ограничено минутами. Исключение составляют высотные сверхзвуковые самолёты наподобие истребителей-перехватчиков МиГ-25/МиГ-31 или самолёта-разведчика Lockheed SR-71, двигатели которых специально приспособлены для длительной работы в форсажном режиме.
В силу означенных выше причин переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полета на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д.), а также если дополнительный расход топлива окупается соответствующим приростом дальности полета. Интересно, что на некоторых самолётах после отрыва от ВПП форсажный режим части двигателей выключается для экономии топлива, хотя это и вызывает некоторые проблемы с устойчивостью.
При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную «полосатую» структуру. Дело в том, что давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится меньше атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что сверхзвуковая струя выходящих газов периодически становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения (так называемых дисков Маха) — это как раз и есть видимые светлые кольца пламени.
При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.
Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (а также его несерийный предшественник Lockheed A-12).
форса́ж
1. разг. то же что и форсирование; резкое кратковременное усиление мощности какого-либо процесса ◆ Нужен рывок — нужен форсаж. ◆ Он дал форсаж и потянул на себя рычаг штурвала.
Форсаж
Форс́аж — режим работы некоторых поршневых и реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах, единственными гражданскими самолётами, на которых применялся форсаж, были пассажирские Ту-144 и Конкорд.
Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), устанавливаемой за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.
Температура газов за основной камерой сгорания лимитируется, в основном, жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки.
В силу означенных выше причин, переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полета на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д.). Интересно, что на некоторых ЛА после отрыва от ВПП форсажный режим части двигателей выключается, для экономии топлива (хотя это и вызывает некоторые проблемы с устойчивостью — разворачивающий момент)
При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную полосатую окраску. При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится менее атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться, с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что сверхзвуковая струя выходящих газов периодически (циклично) становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения — это как раз и есть видимые светлые кольца пламени. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.
Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (и на его предшественнике Lockheed A-12).
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Форсаж (фильм)
- Королевский амазон
Смотреть что такое «Форсаж» в других словарях:
форсаж — а, м. forçage m. Ускорение, усиление какого н. процесса. БАС 1. Бомбардировщики шли на форсаже, коптили, но, как они не старались, скорость у них в половину нашей. Комс. 9. 7. 1990. Сердце резко переключилось на режим форсажа, Гимнаст не мог не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФОРСАЖ — (Быстрые и неистовые, The Fast and the Furios), США, Universal Pictures, 2001, 106 мин. Боевик. Доминик Торетто гоняется по улицам Лос Анджелеса на своем автомобиле. Весь день он занимается капитальным ремонтом гоночных автомобилей, а ночью его… … Энциклопедия кино
форсаж — сущ., кол во синонимов: 4 • режим (29) • увеличение (56) • усиление (45) • … Словарь синонимов
ФОРСАЖ — кратковременное увеличение тяги (мощности) двигателя внутреннего сгорания (напр. реактивного двигателя) сверх максимальной (номинальной) для быстрого увеличения скорости и высоты полёта летательных аппаратов, сокращения длины их разбега при… … Большая политехническая энциклопедия
Форсаж 5 — У этого термина существуют и другие значения, см. Форсаж (значения). Форсаж 5 Fast Five … Википедия
Форсаж 6 — Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации. У этого термина существуют и… … Википедия
Форсаж 4 — У этого термина существуют и другие значения, см. Форсаж (значения). Форсаж 4 Fast Furious … Википедия
Форсаж 3 — Тройной форсаж: Токийский дрифт The Fast and the Furious: Tokyo Drift Жанр криминальный боевик Режиссёр Джастин Лин Продюсер … Википедия
Форсаж 2 — Двойной форсаж 2 Fast 2 Furious Жанр криминальный боевик Режиссёр Джон Синглтон Продюсер Ли Майес Нил Мориц … Википедия
ФОРСАЖ — Включать/ включить форсаж. Жарг. мол. Шутл. С шумом выпускать газы из кишечника. Максимов, 64 … Большой словарь русских поговорок
Форсаж что это такое
Форсаж — это. Что такое Форсаж?
Форс́аж — режим работы некоторых поршневых и реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах, единственными гражданскими самолётами, на которых применялся форсаж, были пассажирские Ту-144 и Конкорд.
Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), устанавливаемой за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа производится сжигание в ФКС дополнительного горючего, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.
Температура газов за основной камерой сгорания лимитируется, в основном, жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигательной установки.
В силу означенных выше причин, переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полета на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д.). Интересно, что на некоторых ЛА после отрыва от ВПП форсажный режим части двигателей выключается, для экономии топлива (хотя это и вызывает некоторые проблемы с устойчивостью — разворачивающий момент)
При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную полосатую окраску. При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Давление на срезе сопла значительно превышает давление окружающей среды, и по мере удаления от сопла давление уменьшается, а скорость истекающих газов возрастает. При этом поперечное сечение струи увеличивается и давление в наибольшем сечении становится менее атмосферного. После этого струя снова начинает сужаться, с увеличением давления. Такая цикличность приводит к тому, что сверхзвуковая струя выходящих газов периодически (циклично) становится дозвуковой, с возникновением скачков уплотнения — это как раз и есть видимые светлые кольца пламени. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.
Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (и на его предшественнике Lockheed A-12).
Что такое форсаж двигателя и в чём его суть? — База ответов на любые вопросы
В лексикон автолюбителей слово «форсаж» попало из военной авиации. В применении к воздушным двигателям под ним понимают специальный режим работы, используемый для краткосрочного увеличения силы тяги. Как правило, в авиации форсаж применяется при взлете, разгоне или маневрах самолета и реализуется посредством монтажа дополнительной камеры сгорания. Но что понимают под этим термином в автомобильной сфере? Что такое форсаж и в чем его суть?
Что означает слово «форсаж»?
Термин «форсаж» происходит от французского forcage, что означает «вынуждать, напрягать». В отношении любого двигателя, будь то реактивный или поршневой, слово подразумевает повышение мощности мотора, то есть его принуждение к работе сверх установленных параметров.
В традиционном понимании этого слова, то есть в авиации, форсаж применяется, в основном, на боевой технике, требующей набора сверхзвуковых скоростей и хорошей маневренности при воздушных боях. В гражданской авиации подобный режим устанавливался только на самолетах Concorde и Ту-144.
Что такое форсаж двигателя?
Применительно к автомобилям форсаж является разновидностью тюнинга и часто используется в контексте с форсированием двигателя, то есть с повышением его мощности путем увеличения рабочего объема мотора и прочих технических приемов. Если в авиации суть форсажа заключается в увеличении тяги двигателя, то в автомобильной среде подобная модернизация предполагает повышение показателей крутящего момента.
Как и тяга в реактивных моторах, крутящий момент в автомобилях возникает преимущественно за счет рабочей смеси. При сгорании она начинает расширяться и толкать поршень, который, в свою очередь, осуществляет механическое давление на коленчатый вал. В связи с этим сам собой напрашивается вывод: чем больше объем двигателя, тем больше сгорает рабочей смеси и тем выше мощность мотора.
Таким образом, увеличение рабочего объема позволяет увеличить крутящий момент и добиться возможностей, аналогичных форсажу в авиации – лучшего разгона и лучшей скорости.
Как форсируется двигатель автомобиля?
Для форсирования пригодны практически все дизельные и бензиновые двигатели. Наиболее эффективным способом увеличения мощности мотора является расточка блока цилиндров, которая выполняется посредством специального станка. Этим методом можно расточить детали под гораздо больший диаметр поршня, чем изначально установлен в машине, и тем самым повысить крутящий момент. Другой прием – смена жиклеров в карбюраторе. Этот подход поможет повысить мощность, однако существенно увеличит расход топлива.
Некоторые автомобилисты прибегают к замене распределительного вала, устанавливая механизм с кулачками с более острым профилем. Процедура улучшает газообмен, но одновременно приводит к повышению нагрузок на механизмы распределения газа, поэтому дополнительно приходится менять клапанные пружины.
В отдельных случаях целесообразно прибегнуть к монтажу турбокомпрессора, но такой вариант возможен только в том случае, если на моторе не увеличивалась степень сжатия.
Зачем нужно форсирование двигателя?
В большинстве случаев форсирование мотора автомобиля приносит владельцу транспорта неоспоримые преимущества. Прежде всего, автолюбителю удается значительно обогатить топливную смесь, что не только повысит мощность, но и увеличит срок эксплуатации двигателя, а также будет способствовать его более стабильному функционированию. За счет баланса в работе мотора на холостом ходу динамика разгона становится значительно лучше. Если сделать форсаж правильно, то можно сразу заметить, насколько стремительно автомобиль начинает набирать ход. При всех достоинствах форсировки очень важно правильно подойти к данной процедуре, поскольку при увеличении мощности значительно возрастает нагрузка на трансмиссию. Другими словами, помимо самого мотора, дорабатывать приходится и ее.
«Форсаж» (The Fast and the Furious, 2001)
Визг из под колес дорогих, прокачанных по самые помидоры тачек, отвязные девицы в будоражащих воображение нарядах, музыкальный драйв и яростный до беспредела угар — казалось бы, что еще нужно для субботнего оттяга перед экраном телевизионного ящика? Как выясняется, несколько больше, чем все это. История Брайана Спилнера, постепенно втирающегося в доверие к маститому уличному гонщику Доминику Торетто и его команде с не самыми очевидными, по мнению сценаристов, мотивами, не способна удивить, но, по крайней мере, не вызывает стойкого отторжения. Тюнинг автомобилей, шумные вечеринки и стрит-рейсерские соревнования вперемешку с потугами полиции в отношении грабителей грузовиков и главного героя в отношении сестры Доминика — такой незамысловатый, но без дурного привкуса, коктейль ждет благодарного (в идеале) зрителя. Крутые парни, модные чики, монстры на колесах и рэп из динамиков, да. Вылизанное до блеска кино, которым, к сожалению, я так и не смог проникнуться. Почему? На этот вопрос нашлось достаточно ответов. Во-первых, сама идеология стрит-рейсинга всегда казалась мне довольно-таки надуманной. Все эти заезды по вечерам и копание в гаражах в светлое время суток, раздел города по территориям влияния, недюжинные якобы страсти и неизменно надутый пафос гонщиков — задумайтесь, как-то несерьезно. Я, скажем, фанат Need For Speed: Most Wanted, но никогда не придавал особого значения тамошнему сюжету, слишком уж он искусственный, надуманный. И прошу не рвать меня на лоскуты: любовь к большим скоростям — это одно, а слабая по сути идеологическая составляющая — совсем, совсем другое. Во-вторых, фильму не удалось выдавить из меня никаких существенных переживаний, хоть и производились попытки внести элементы драмы в этот скоростной боевик. Переживания Доминика насчет себя и своего отца, сомнения Брайана в отношении собственных поступков и прочие инъекции слишком слабо разыграны, чтобы придать им хоть какое-то значение. В этом фильме много красок и визуального блеска, но только для глаз. Развлекушечка, не более. В-третьих, актерский состав не блещет особыми успехами. При взгляде в деревянное лицо Пола Уокера мне представляется типичный калифорнийский мальчик, который пытается задуматься. Слишком мало выразительности для главного героя фильма. Вин Дизель, конечно, самец, но и он, признайтесь честно, не самого высокого полета птица. Мне он больше нравится в образе мрачного и немногословного Риддика из соответствующей дилогии, чем в роли рейсера с нечистой душой, тем более что личность его персонажа (как, впрочем, и многих других) раскрыта слабо. Про остальных действующих лиц кинокартины я предпочту не распространяться — особо нечего сказать. Разве что один из злодеев порадовал своей зверской физиономией, не более.
Можно было бы продолжить шеголять числительными и выявлять недостатки, но, пожалуй, не стоит. Поймите меня правильно: это неплохое кино, достаточно зрелищное и динамичное, обладающее набором драк, погонь и словесных перепалок для услады жаждущего отдыха потребителя, но не более того. Попав на местный драйв в ходе переключения каналов, вы, скорее всего, досмотрите его до конца. Но повторить просмотр лично у меня желания не возникает. Это дом с отличным фасадом и осыпающейся штукатуркой внутри, мимо которого приятно идти и любоваться, но в котором не хочется жить.
Форсаж (серия фильмов) — это. Что такое Форсаж (серия фильмов)?
«Форса́ж» (англ. The Fast and the Furious) — серия фильмов, состоящая из пяти частей, выпущенных с 2001 по 2011 год.
Фильмы
Форсаж
Основная статья: Форсаж (фильм, 2001, США)
Группа налётчиков грабит грузовики с бытовой техникой. Полиции Лос-Анджелеса и ФБР известно лишь, что преступники орудуют на трёх машинах Honda Civic чёрного цвета с неоновым освещением. Налётчиками, скорее всего, являются кто-нибудь из местных уличных гонщиков.
Его зовут Брайан, и он — фанатик турбин и нитроускорителей. Его цель — быть принятым в автобанду легендарного Доминика Торетто, чемпиона опасных и незаконных уличных гонок. Но это лишь часть правды… Брайан также полицейский, имеющий задание войти в доверие к Торетто, подозреваемому в причастности к дерзким грабежам трейлеров, совершенным прямо «с колес».
Но чем больше доверяет нахальному новичку харизматичный Доминик, тем больше проникается герой идеалами «ангелов дорог». И тем меньше ему хочется выполнять свою миссию. И вот, наступает момент, когда Брайану придется выбирать между дружбой и долгом. И выбирать на скорости в 200 километров в час…
Двойной форсаж
Основная статья: Двойной форсаж
Бывший полицейский Брайн О’Коннер вместе с напарником Романом Пирсом (Тайриз Гибсон) собираются перевезти крупную сумму «грязных» денег известного мафиози Картера Верона (Коул Хаузер) в качестве его подручных. Но на самом деле эта работа является только прикрытием для Брайана, который вместе с тайным агентом Моникой Фуэнтес (Ева Мендес) должны уличить могущественного преступника.
Форсаж 4
Основная статья: Форсаж 4
Когда кривая дорожка заставляет скрывающегося от правосудия Дома Торетто вернуться в Лос-Анджелес, вражда с агентом Брайаном О’Коннером вспыхивает с новой силой. Но у парочки обнаруживается общий противник, и Дому с Брайаном приходится заключить перемирие в надежде одержать над ним победу. Грабя конвои, роя подкопы и пересекая границы, они приходят к идеальной форме отмщения — педали газа, вдавленной до упора.
Форсаж 5
Основная статья: Форсаж 5
Бывший полицейский Брайан О`Коннер вместе с бывалым лихачом Домиником Торетто совсем немного увлеклись жизнью вне закона. После того, как Брайан и Миа Торетто освободили Доминика, они не рискуют долго задерживаться на одном месте, так как являются желанной целью порядком недовольных копов
Токийский дрифт
Основная статья: Тройной форсаж: Токийский дрифт
Шон Босуэлл — одинокий парень, который хочет казаться профи уличных гонок. Он бесшабашно гоняется по улицам города, пытаясь убежать от жизненных невзгод и наживая себе врагов среди местных властей. Когда Шону грозит тюрьма, его от греха подальше отсылают к отцу — профессиональному военному, который служит на военной базе в Японии.
В незнакомой стране, живущей по своим законам, Шон чувствует себя еще большим изгоем. Однако вскоре его американский приятель Твинки знакомит его с миром подпольного дрифт-рейсинга. Раньше Шон просто тупо гонялся по улицам, а здесь перед ним открылся целый мир своеобразного искусства из металла и резины, дороги которого оказались невообразимо круты на поворотах…
Форсаж 6
Основная статья: Форсаж 6
Фильм находится на стадии разработки[1].
Короткометражные фильмы
Актёры и персонажи
Основная статья: Список персонажей серии фильмов «Форсаж»
- Тёмно-серый цвет — персонаж не появляется, белый — появляется.
Съёмочная группа
Примечания
- ↑ Universal запускает в производство «Форсаж 6»
Форсаж
Форсаж — режим работы некоторых реактивных двигателей, применяемый для временного увеличения тяги в случае необходимости (взлёт, разгон до сверхзвуковой скорости, манёвр воздушного боя). Применяется в основном на боевых самолётах. Единственными гражданскими самолётами, на которых применялся форсаж, были пассажирские Ту-144 и Конкорд.
Форсажный режим работы воздушно-реактивного двигателя реализуется с помощью дополнительной (форсажной) камеры сгорания (далее ФКС), располагающейся за основной камерой сгорания и турбиной. При включении форсажа в ФКС сжигается дополнительное горючее, при этом происходит интенсивный подогрев рабочего тела, что, в свою очередь, приводит к увеличению его скорости истечения из сопла и росту тяги двигателя.
Температура газов за основной камерой сгорания ограничивается в основном жаростойкостью и жаропрочностью лопаток турбины. Установка за турбиной дополнительной камеры сгорания позволяет обойти это ограничение. Основным недостатком такого решения является резкое падение экономичности двигателя, обусловленное низким содержанием свободного кислорода в продуктах сгорания, истекающих из основной камеры сгорания и подающихся сначала на турбину, а затем в форсажную камеру. Работа в таком режиме сопряжена со значительными тепловыми и механическими нагрузками на конструкцию практически всех узлов и агрегатов двигателя, поэтому время работы на форсаже для большинства типов самолётов ограничено минутами. Исключение составляют высотные сверхзвуковые самолёты наподобие истребителей-перехватчиков МиГ-25/МиГ-31 или самолёта-разведчика Lockheed SR-71, двигатели которых специально приспособлены для длительной работы в форсажном режиме.
В силу означенных выше причин переход на форсажный режим работы двигателя производится лишь в случае необходимости энергичного разгона летательного аппарата и/или его полёта на высокой скорости (взлёт, набор высоты с целью занятия выгодной позиции для атаки, экстренный выход из боя, преодоление зоны действия ПВО противника и т. д.), а также если дополнительный расход топлива окупается соответствующим приростом дальности полёта. Интересно, что на некоторых самолётах после отрыва от ВПП форсажный режим части двигателей выключается для экономии топлива, хотя это и вызывает некоторые проблемы с устойчивостью.
При работе двигателя на форсаже за реактивным соплом возникает видимая струя раскалённых газов, имеющая характерную «полосатую» структуру, так называемые диски Маха).
При неполном сгорании керосина (из-за недостатка кислорода) струя будет иметь красный цвет с жёлтыми вертикальными кольцами. Если горение хорошо оптимизировано, то цвет пламени будет синий. Из-за несовершенства топливной аппаратуры некоторых двигателей иногда наблюдается интересный эффект — на одном и том же самолёте у одного двигателя на форсаже выхлоп синий, у второго — красный или жёлтый.
Первым серийным самолётом, двигатель которого планово работал на форсаже в течение всего полёта, был SR-71 Blackbird (а также его несерийный предшественник Lockheed A-12).