Что такое тюнинг блока управления двигателей
Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы
Электронный блок управления (ЭБУ) называют «мозгом» машины, и он отвечает за большую часть процессов, происходящих в моторе. Начальные параметры блока управления задаются на заводе, и они выбираются оптимальными с точки зрения экономичности, скоростных и других характеристик для большинства будущих владельцев машины. Если заложенные с завода параметры работы двигателя не устраивают водителя, он может провести чип-тюнинг, то есть перепрограммирование электронного блока управления двигателя с целью изменения настроек его работы и улучшения характеристик.
Что такое чип-тюнинг
Как было отмечено выше, процедура чип-тюнинга предполагает внесение изменений в работу программного обеспечения электронного блока управления. Настройка производится только программной части ЭБУ, тогда как механические и технические изменения в работу двигателя вносить не требуется. За счет настроек электронного блока управления, водитель может добиться желанных характеристик от автомобиля, ограниченных механически, а не программно.
За счет выполнения чип-тюнинга, в программном обеспечении ЭБУ может быть изменено количество топлива, подаваемого в двигатель, скорректирован угол зажигания, давление наддува и другие параметры. В большинстве случаев целью выполнения чип-тюнинга является увеличение или снижение мощности двигателя, что напрямую связано с расходом топлива. Процедура чип-тюнинга может быть выполнена на автомобилях практически любой марки, за исключением некоторых «японцев». Также данная процедура предусмотрена для катеров, яхт, мотоциклов и другого транспорта.
Выполняется чип-тюнинг двигателя автомобиля следующим образом:
- К электронному блоку управления двигателем подключается компьютер со специальным программным обеспечением через порт OBD. Обратите внимание: Если речь идет о старой модели автомобиля, может потребоваться снятие микросхемы электронного блока;
- Специалист изменяет настройки ЭБУ;
- Внесенные изменения синхронизируются с памятью «мозга» автомобиля, записываясь вместо настроек по умолчанию;
- Двигатель тестируется на стабильность работы.
Процедура чип-тюнинга не отнимает много времени, и в редких случаях на выполнение операции специалистам потребуется более часа. Обращаться за проведением данной процедуры следует в проверенные сервисные центры. При неправильно внесенных изменениях в работу электронного блока управления двигателем, дорогостоящие элементы мотора могут выйти из строя.
Плюсы чип-тюнинга
Чип-тюнинг – это необязательная процедура, которую выполняют водители, понимающие плюсы и минусы от нее. Главным преимуществом проведения операции по перепрошивке электронного блока управления является «тонкая» настройка мотора под конкретные требования водителя. Чип-тюнинг является наиболее простым способом повышения мощности двигателя. Всего за час работы мощность мотора можно повысить примерно на 10 процентов.
Также к плюсам чип-тюнинга ЭБУ автомобиля можно отнести:
Улучшение управляемости автомобиля одновременно с повышением тяги и мощности двигателя;
Важно отметить, что чип-тюнинг двигателя является исключительно программной процедурой. Если со временем водитель захочет вернуться на прежние настройки электронного блока управления двигателем, это можно будет сделать за счет сброса программного обеспечения к заводским настройкам.
Минусы чип-тюнинга
Процедура чип-тюнинга может привести к различным неприятным последствиям для двигателя и остальных систем автомобиля. Можно выделить следующие минусы:
- Имеется риск, что электронный блок управления двигателем выйдет из строя, особенно когда работу по чип-тюнингу проводил непрофессионал;
- Из-за плохого чип-тюнинга может серьезно возрасти потребление топлива автомобилем, вплоть до 20-30 процентов;
- Выбор неоптимальных характеристик работы двигателя приводит к повышению износа деталей. Отмечается, что при увеличении мощности на 8-10 процентов, износ элементов мотора возрастает на 3-4 процента;
- Имеется вероятность сбоя работы электронных компонентов автомобиля.
В ситуации с каждым автомобилем последствия от проведенного чип-тюнинга индивидуальны, и их можно сократить, если обращаться за работой к профессионалам.
Цена на чип-тюнинг двигателя
Назвать конкретную стоимость чип-тюнинга автомобиля нельзя, поскольку она зависит от ряда параметров:
- Региона;
- Характеристик автомобиля: год выпуска, модель, параметры двигателя, пробег;
- Профессионализма сервисного специалиста;
- Наличия необходимого профессионального оборудования.
В среднем, стоимость чип-тюнинга варьируется по России от 2 до 15 тысяч рублей.
Чип-тюнинг
- Диагностика и ремонт
- Диагностика и ремонт автомобильных охранных систем
- Диагностика и ремонт аудиооборудования
- Диагностика и ремонт электронных блоков управления (ЭБУ)
- Программное удаление сажевого фильтра в прошивке ЭБУ
- Ремонт блоков управления AIRBAG SRS
- Заглушки подушек безопасности
- Корректировка пробега
- Мили в километры (адаптация Америка — Европа)
- Раскодировка автомагнитол
- Компьютерная диагностика
- Чип-тюнинг
- Диагностика автомобиля с выездом на дом
- Ключи для автомобилей
- Автомобильные стекла
- Дополнительные услуги
- Дополнительное оборудование
- Сервисный центр
К сожалению, заводские программы управления двигателем многих автомобилей далеки от совершенства. Нередко производитель жертвует динамическими качествами автомобиля в угоду экологическим требованиям.Часто заявленная заводом мощность и крутящий момент двигателя далеки от реальных характеристик автомобиля.
Многие владельцы бензиновых автомобилей жалуются на повышенный расход топлива, вялую динамику разгона, нестабильные холостые обороты в режиме прогрева, при движении присутствуют провалы, рывки, а при включении кондиционера автомобиль начинает откровенно тупить. Единственное решение в таком случае — перепрограммирование блока управления, замена заводской прошивки на доработанную, в которой эти недочеты устранены.
При чип-тюнинге атмосферных бензиновых двигателей можно добиться прироста максимальной мощности до 10% и целый ряд достоинств:
- Адекватный отклик на педаль газа.
- Ровный, без провалов и задумчивости разгон с хорошим ускорением во всем диапазоне оборотов.
- Как правило — снижение расхода топлива до 1 л/100 км в режиме спокойной езды.
- Улучшение тяги в «городском» диапазоне (до 3000 оборотов езда по городу становится комфортнее, улучшается динамика разгона).
- Доработаны режимы «глубокого дросселя», что позволяет лучше раскрыть потенциал двигателя при работе в режиме максимальной нагрузки.
На дизельных моторах чип-тюнинг дает существенный (20-30%) прирост мощности и крутящего момента, ощутимое улучшение динамики разгона, комфортное и предсказуемое поведение автомобиля в режимах повседневной езды, в том числе – при обгонах.
В нашем сервисе можно сделать чип-тюнинг блока управления двигателем и самим убедиться во всех достоинствах чипованного мотора. Чиптюнинг двигателей осуществляется проверенными прошивками с гарантией!
Еще одна сторона чип-тюнинга в нашем сервисе — это возможность програмного отключения неисправных систем, вышедших из строя из-за некачественного топлива и возрастного износа, таких как сажевый фильтр, катализатор, датчики кислорода. С помощью чип-тюнинга возможен так же «перевод» автомобиля на Евро 2 и Евро 3.
Мы предлагаем програмное отключение сажевых фильтров, удаление из комплектации автомобиля сажевых фильтров DPF/FAP и лямбда-зонда, датчиков кислорода, системы EGR, катализаторов. Все работы проводятся с гарантией корректной работы двигателя.
Владельцам мотоциклов, снегоходов, гидроциклов мы предлагаем чип-тюнинг блока управления двигателем, что сделает их любимчиков еще мощнее и динамичнее.
Все подробности Вы можете узнать по тел. +7 (3412) 477-602, 901-327, 655-103, 655-122
Чип тюнинг — история и описание процесса
Коротко о чип тюнинге
Чип тюнинг (Chip tuning) изначально подразумевал замену или перезапись чипа EPROM (erasable programmable read only memory) который находится в Электронном Блоке Управления (ЭБУ) двигателем, трансмиссией или другим агрегатом. Делается это с целью улучшить показатели: мощности, экологичности либо экономичности. Эти возможности доступны, потому что производитель вынужден использовать консервативные настройки с целью компенсировать возможные отклонения при поточном производстве для различных регионов и условий использования и технического обслуживания. Как правило, но не всегда, автомобили с модифицированной программой требуют более внимательного тех обслуживания и более качественное топливо.
Так процедура чип тюнинга выглядела в 1980 — 1990 годах. Сегодня термин чип тюнинг немного обманчив, так как продолжает использоваться для процедуры при которой уже не происходит физическая замена микросхемы. Современные блоки управления двигателем, в большинстве своем, могут быть перепрограммированы через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM.
С развитием технологий все более сложная электроника устанавливалась и в автомобили. Современный блок управления двигателем (в простонародии «мозги») позволяет управлять многими аспектами работы двигателя, такими как угол опережения зажигания, впрыск топлива, электронный дроссель, перепускной клапан, регулирование давления наддува турбины, ограничение оборотов и скорости, работа коробки АКПП, DSG, PDK и десятков прочих узлов.
Существует множество параметров, которые могут быть изменены при чип тюнинге и каждый из них влияет на мощность, отзывчивость, экономичность и экологичность по-своему.
Одним из классических параметров, который знаком многим еще со стареньких ВАЗов, Москвичей и прочих — это УОЗ или Угол Опережения Зажигания. Для каждого мотора при различной нагрузке и оборотах существует определенный диапазон допустимых углов зажигания. При определенных значениях достигается максимальный крутящий момент — MBT. Если все прочие параметры работы двигателя нас устраивают, то используется именно это значение в данной конкретной точке «карты» зажигания. Чем выше октановое число, тем медленнее и стабильнее горит бензин и тем больший угол до ВМТ (Верхней Мертвой Точки хода поршня) мы можем использовать. Соответственно после чип тюнинга автомобиль,как правило,более капризен к выбору бензина и уже не позволит залить в себя «что попало» с любой заправки. С углом зажигания связан такой фактор как детонация, или горение топливной смеси, вызванное не искрой от свечи зажигания, а прочими факторами. Факторов появления детонации множество, но если ограничиться парой слов — ее следует избегать любой ценой, так как высокий уровень детонации способен привести к серьезным поломкам двигателя.
Выше приведен пример табличного представления угла зажигания и его графического трех-мерного представления. Значения меняются от частоты вращения коленвала (оборотов двигателя) и нагрузки. Задача настройщика подобрать оптимальные значения в каждой ячейке.
Топливная смесь — следующий и крайне важный параметр при чип тюнинге и настройке автомобиля. Раньше все было просто — изменив время впрыска можно было сделать смесь более «богатой» или «бедной». С повсеместным внедрением дизельных двигателей и форсированных бензиновых двигателей, параметров в настройке топливной системы стало намного больше. Теперь необходимо настраивать: Фазу впрыска, Время впрыска, Объем впрыска, Давление впрыска, Количество предварительных и пост-впрысков и множество других параметров. Каждый из них может в той или иной степени повлиять на мощность, отзывчивость, дымность, экологичность, экономичность, шумность и температуру работы двигателя. Для современного производителя первоочередная цель — это соответствие нормам экологичности и экономичности! В большинстве случаев эти два параметра накладывают существенный отпечаток на мощность автомобиля и снижают удовольствие от вождения, делая авто более заторможенным и задумчивым.
Турбонаддув.
Дизельные и бензиновые двигатели с турбонаддувом позволяют получить существенную прибавку мощности и крутящего момента за счет изменения параметров управления избытком давления. Высокая эффективность данных моторов при правильной настройке позволяет оставить расход топлива неизменным или даже сократить его в режиме малых и средних нагрузок.
Электронное управление двигателем позволяет настраивать и корректировать параметры его работы с такими модификациями как выхлопные и впускные системы, улучшенные интеркулеры и система охлаждения, другие форсунки и турбокомпрессоры и т.д. Любые модификации в двигателе, которые влияют на его объемную эффективность (VE) требуют корректировки программы управления.
Некачественно сделанный чип тюнинг или настройка двигателя могут принести не только разочарование от полученного результата, но и обернуться существенными тратами на ремонт в случае поломки.
Программный чип тюнинг
Наиболее распространенный способ чип тюнинга — это изменение программы в штатном блоке управления двигателем. В данном случае все управление происходит по стандартной и полностью понятной для мотора схеме. Сделать это можно через диагностический разъем OBD или же в случае невозможности диагностического доступа к программе управления, программирование происходит при прямом подключении к блоку управления двигателем или непосредственно в флеш память EPROM.
Справа показан разъем OBD2, использующийся для диагностики и чип тюнинга большинства автомобилей. Данный разъем присутствует на всех автомобилях начиная с 1998 года в обязательном порядке и служит для штатной диагностики. Стоит отметить, что производитель борется с возможностью перепрограммирования и использует различные системы защиты от несанкционированного доступа. Так появились различные алгоритмы защиты, например TP8/10 (Tuning Protection), некоторые из которых сейчас успешно обходятся, а для работы с другими требуется демонтаж блока управления автомобиля и перепрограммирование «на столе».
На ряде современных авто для тюнинга (чип тюнинг) программы управления требуется подключение к ECU (блоку управления двигателем) напрямую. Для этого может использоваться штатный инженерный разъем на плате — BDM или же иные точки подключения к процессору для доступа к флеш памяти. Вне зависимости от способа подключения изменяется только программа управления и никаких конструктивных изменений в блок управления не вносится. При грамотно выполненной работе определить, что блок демонтировался, разбирался и программировался невозможно!
Существуют и другие способы внесения изменений в электронное управление работой двигателя. Например, установка дополнительного модуля, или как его еще называют — тюнинг бокса или «коробочки».
Тюнинг бокс / модуль увеличения мощности / обманка
В случае, если по тем или иным причинам классический чип тюнинг невозможен или недоступен, изменение параметров работы автомобиля производится путём корректировки сигналов управления с помощью дополнительного контроллера. Суть его работы очень проста — получить сигнал идущий от блока управления двигателем, изменить его и отправить далее тому устройству, к которому он шел. Если говорить более наглядно, то возьмем систему впрыска топлива с ТНВД (Топливным Насосом Высокого Давления) на дизельном двигателе. Насос ТНВД обеспечивает заданное программой управления двигателем давление в топливной рампе. Форсунки впрыскивают топливо. Чем больше топлива получает дизельный двигатель, тем выше его мощность. Значит нужно с помощью блока обманки перехватить сигнал, который идет от ЭБУ к ТНВД и увеличить запрос на давление. В итоге топлива в двигатель попадет больше и мощность будет выше! По такому же принципу работают блоки управляющие давлением наддува, временем впрыска и прочими параметрами, влияющими на мощность.
Выше приведен пример четырех-канального тюнинг бокса. На схеме видно подключение к питанию +12В, и четыре пары разъемов, которые устанавливаются в разрыв соответствующих исполнительных устройств.
Как говорится дешево и сердито! Говорить о том, что результат сопоставим с полноценным чип-тюнингом не приходится. Обманывая 2 или 3 параметра (а больше почти никто не делает) невозможно получить сбалансированный и безопасный эффект увеличения мощности, отзывчивости и экономичности как при перепрограммировании блока управления двигателем. В аварийных ситуациях алгоритмы защиты также не смогут полноценно отработать, так как «коробочка» не понимает, что происходит и продолжает вносить изменения, а программа при чип тюнинге обращается к аварийным таблицам и параметрам защиты двигателя.
Выше приведен типичный пример хорошей настройки двигателя Audi 3.0TDI в которой модифицированы более 40 таблиц! Сравните это с грубой работой тюнинг-бокса, который вносит изменения в 2-3 сигнала не понимая, что на самом деле делает двигатель — прогревается, проводит регенерацию сажевого фильтра, находится в режиме защиты (component protection) или использует барометрическую компенсацию в связи с разряжением при езде в горах.
Если у Вас есть выбор между любым тюнинг боксом и полноценным чип тюнингом — выбирайте второе. Это безопаснее, надежнее и естественнее для работы двигателя при любом режиме эксплуатации!
Заключение
Правильная настройка работы двигателя требует не только понимания где и что поправить, но и самое главное ЗАЧЕМ и какой эффект данное изменение будет иметь на другие параметры. Поэтому не стоит слепо доверять людям, обещающим Вам уникальное решение с мощностью и экономичностью, существенно лучшее чем у сильных и зарекомендовавших себя компаний. Опыт и знания — это то чего не хватает новичкам и одиночкам в области чип тюнинга, а это в итоге приводит к поломкам, потраченным деньгам, потерянному времени и разочарованию.
Наличие оригинального оборудования для чтения и программирования автомобиля, диагностического оборудования, для проведения предварительной оценки состояния автомобиля перед началом работ и после их выполнения, ну и самое главное опыт и знания — необходимые требования для качественного чип-тюнинга и настройки автомобиля. Наличие мощностного стенда также позволяет проводить разработку программ с точным контролем параметров.
Способы проведения чип тюнинга двигателя
Способы проведения чип тюнинга двигателя
На всех современных автомобилях и транспортных средствах управление впрыском осуществляется с помощью компьютера (часто называют — блок управления, ЭБУ). Такой специальный автомобильный компьютер следит за выполнением всех функций двигателя, от приема сигналов датчиков до контроля температуры выхлопных газов и давления наддува. Из этого становится ясно, что чип тюнинг двигателя (чипование, чипирование двигателя) нужно проводить, «поколдовав» над ЭБУ.
Под классическим «чип тюнинг двигателя автомобиля» часто понимают улучшение важных технических характеристик и эксплуатационных показателей двигателя транспортного средства (увеличение мощности двигателя), которого добиваются посредством внесения изменений в заводские настройки ЭБУ – электронного блока управления автомобиля. По сути, чип тюнинг мотора в Украине – это перепрограммирование его «мозгов». Чипование двигателя аналогично прошивке современного мобильного телефона либо планшета, позволяющей получать пользователю расширенный функционал гаджета.
Чип тюнинг двигателя только через OBD-разъем? Не правда!
Длительное время считалось, что единственно-правильным способом чип тюнинг двигателя есть только т.н. OBD-тюнинг. От части это суждение было верным, т.к. возможности повышения мощности с помощью дополнительного блока были существенно ограничены и не могли сравняться с OBD-тюнингом. На сегодняшний день электронная начинка современного модуля в состоянии увеличить характеристики двигателя до 50% и более. Таким образом, оба метода с успехом применяются в тюнинге моторов, но каждый способ имеет существенные различия:
- чип тюнинг двигателя через OBD-разъем: оригинальное программное обеспечение корректируется и меняется;
- модуль-тюнинг: оригинальное программное обеспечение не затрагивается.
Чип тюнинг двигателя в Украине — сравнение способов
Классический чип тюнинг двигателя
К основным достоинствам классического чип тюнинг двигателя (OBD-tuning) можно отнести:
- повышение мощности от 5 до 35%;
- возможность полного изменения управляющей программы для настройки мотора под конкретную комплектацию;
- при замене некоторых узлов на более производительные необходима корректная адаптация в существующую конфигурацию, например, турбо-наддув или выхлопная система;
- программное отключение работы некоторых узлов и агрегатов двигателя;
- возможность снятия заводских ограничений;
- небольшое уменьшение расхода топлива;
- перевод на более низкий класс токсичности выхлопных газов (например, с ЕВРО-5 на ЕВРО-3);
- удаление ошибок блока ЭБУ — правильно отнести такую процедуру к диагностике и ремонту, нежели чем чип..
Такие способы проведения чип тюнинга как OBD или программный — имеет более широкие возможности настройки и позволяет достичь более высокой мощности, однако, зачастую это приводит к де-активации функций защиты двигателя. А при не-профессиональном вмешательстве возможны серьезные повреждения двигателя.
К недостаткам такого метода относится то, что при регулярном техническом обслуживании на официальном сервисе чип-тюнинг распознается, что делает диагностику автомобиля невозможной. Это повлечет за собой снятие с гарантии двигателя и/или автомобиля в целом. Кроме этого, потребуется каждый раз посещение мастерской чип-тюнинга для восстановления пошивки…