Что такое торможение двигателем на мотоцикле
Тема: Правильное торможение на мотоцикле
Опции темы
- Версия для печати
- Отправить по электронной почте…
- Подписаться на эту тему…
Поиск по теме
Правильное торможение на мотоцикле
Может оно и так, но эти трусы наверняка дожили до белых седин, а не закончили свой земной путь в отбойнике, как некоторые из «смельчаков». Помогли им в этом маленькие механизмы, которые не отличаются грозным видом, не издают устрашающих звуков. Зато благодаря им каждый, кто осмелился как следует разогнаться на своем байке, имеет гарантию того, что в конце прямика он остановится, причем без вреда для здоровья.
Работа тормозами — это важнейший компонент водительского мастерства. Нажатие всего на один рычаг, работа нескольких маленьких поршеньков, и двухсоткилограммовая машина, несущаяся на скорости «хорошо за 200», послушно осаживается.
В руках каждого мотоциклиста находится рычаг, приводящий в действие могущественные силы. Обращение с ним требует не менее тонкой работы, нежели руление или работа газом, но наградой за потраченное время и силы станет абсолютный контроль над самим собой и мотоциклом.
Как же правильно тормозить? Прежде всего, следует уяснить, что торможение, также как и прибавление газа, влияет не только на скорость движения мотоцикла, но и на распределение масс, работу его подвесок.
Схватившись на подходе к повороту (или при прямолинейном движении, в случае экстренного торможения) за ручку тормоза со всей «пролетарской ненавистью», вы заставите переднюю подвеску резко «сложиться». Почти вся масса мотоцикла придется на переднее колесо, и оно не получит никакой помощи от вилки, и так уже сработавшей до упора. Дальше есть два пути развития ситуации: вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения от стоппи (с риском кувыркнуться через руль), или, что более вероятно, заблокируете переднее колесо и отправитесь в лоусайд (если асфальт под колесами оставляет желать лучшего, то второй вариант практически гарантирован). Значит ли это, что на мотоцикле нельзя жестко тормозить? Вовсе нет. Просто действовать нужно прогрессивно и плавно. Начав тормозить, увеличивайте давление на рычаг постепенно, плавно загружая вилку. Тем самым вы получите мощное и стабильное замедление, и, одновременно, дадите подвеске возможность нормально отрабатывать неровности, не перегружая переднее колесо.
Как бы там ни было, в жизни всегда есть место внештатной ситуации. Если вы услышали характерный противный писк передней покрышки, свидетельствующий о блокировке колеса, не паникуйте: просто приотпустите рычаг тормоза. Когда колесо восстановит сцепление с асфальтом, можно снова усилить давление на рычаг.
При жёстком торможении, на современном спортбайке, почти весь вес приходится на переднее колесо, оставляя задний тормоз не у дел. Тем не менее, на скользком покрытии не стоит им пренебрегать.
Торможение, особенно жесткое, требует от передней покрышки максимального пятна контакта, которое возможно только при прямолинейном движении мотоцикла. Тормозить следует до того, как вы начнете поворачивать, иначе вы столкнетесь с целой гаммой проблем. Во-первых, тормозя в повороте, вы тут же испытаете действие стабилизационного эффекта. Байк начнет выравниваться и вы рискуете не вписаться в поворот (эффект тот же, что от резкого сброса газа, только сильнее). Если вы попытаетесь, тормозя, сохранить угол наклона, то перегруженная передняя шина потеряет контакт — привет лоусайду. Посему, на дорожном мотоцикле сначала тормозим, затем — поворачиваем. Следует упомянуть, что современные гоночные шины и тормозные системы, обладающие впечатляющей обратной связью, позволяют спортсменам тормозить уже в повороте, находясь при этом в серьезном наклоне. Этот прием дает возможность начинать торможение очень поздно, однако требует большого опыта, и относится даже не к «продвинутым», а к глубоко профессиональным.
Вы справедливо можете заметить, что у мотоцикла также имеется и задний тормоз, однако о нём пока не было сказано ни слова. Если говорить о современных спортивных мотоциклах, то особенности их развесовки делают задний тормоз практически бесполезным, ведь вся нагрузка приходится на «передок».
Тем не менее, не стоит пренебрегать задним тормозом в дождь. Большую пользу задний тормоз приносит на тяжелых мотоциклах: чопперах, эндуро, дорожниках, короче тех машинах, у которых задняя часть загружена сильнее, а эффективность передних тормозов может быть недостаточной.
Вот, пожалуй, и все о тормозах. При отработке торможения помните о самом главном правиле, о котором мы упоминали и в предыдущих наших публикациях: наращивайте скорость и интенсивность торможения постепенно, по мере того, как все возрастающая интенсивность будет становиться привычной. Только так можно приструнить инстинкты и повысить мастерство.
Говорят, что торможение двигателем снижает его ресурс. Так ли это?
Ещё с автошколы мы знаем, что торможение двигателем – исключительно правильная привычка, которая отлично выручает, скажем, на скользкой дороге, да и не только. Однако есть и мнение, что тормозить стоит исключительно на нейтрали, а замедление на передаче с отпущенной педалью газа для моторов исключительно вредно. Есть ли хоть какое-то основание у этих слухов? Будем разбираться.
Как происходит торможение двигателем
О тчего вообще замедляется машина, если на ходу и на передаче отпустить педаль акселератора? Сказываются аэродинамические потери и потери на качение колес, трение в трансмиссии, но основным фактором будет именно торможение двигателем.
Многие водители не совсем верно представляют себе суть процесса. Механическое трение вовсе не является основным фактором, тормозящим автомобиль. Разве что на дизельных моторах, где нет дроссельной заслонки и рестриктора на выпуске, все замедление будет обусловлено внутренними потерями мотора и теплоотдачей сжимаемого воздуха.
Бензиновые двигатели создают тормозной момент в первую очередь за счет насосных потерь. При закрытой дроссельной заслонке мотор теряет много-много энергии в попытке перекачивать воздух своими поршнями, создавая разрежение во впускном коллекторе. А вот потери на сжатие-расширение воздуха тут как раз минимальны. Величина тормозного момента зависит в основном от оборотов двигателя и степени разрежения, которая регулируется дроссельной заслонкой.
Принудительный холостой ход
Давно прошли те времена, когда на холостом ходу у мотора “закидывало” свечи из-за подачи слишком разреженной смеси и втягивания масла в камеры сгорания. Сейчас расход масла больше 300-400 граммов на 1 000 км является поводом для капитального ремонта, а топливо при торможении двигателем не подается вообще, вплоть до самых малых оборотов. Сплошная польза и экономия.
Когда же нужна тяга, система управления двигателем моментально подаст топливо, без всяких провалов тяги. И совершенно ничего страшного с мотором, на первый взгляд, не происходит. Производители двигателей позаботились о том, чтобы этот режим работы двигателя не вызывал каких-то явных проблем.
Режим торможения двигателем с прекращением подачи топлива получил название «принудительный холостой ход». Именно этот режим используется при торможении двигателем на всех современных машинах.
Но все же скептики, которые говорят о травматичности такого режима, тоже правы. И вот почему.
Чем именно вредно торможение двигателем
Начнем с простой и незаметной проблемы. Поршневая группа современных моторов скомпонована несимметрично. С целью снижения боковой нагрузки на поршень в ВМТ поршневой палец смещен относительно оси цилиндра, да и ось коленчатого вала не совпадает с осью цилиндров. При торможении двигателем вся эта асимметрия оборачивается против мотора.
Боковые нагрузки на поршень увеличиваются, и при том же модуле момента они будут даже выше, чем при рабочем ходе. Асимметрия подшипников скольжения коленчатого вала, шатунных головок и поршневого пальца тоже рассчитана на рабочий ход, а не торможение двигателем.
А все вместе это означает, что тормозить мотором нужно аккуратно, не создавая слишком большой тормозной момент. Механика попросту плохо переносит «обратные» нагрузки.
Повышенный износ клапанов двигателя, работающих без смазки бензином при длительных торможениях, сказывается несильно, тем более что температура клапанов в этот момент падает. Но на моторах, проходящих столь любимую мастерами «холодную обкатку», которая по сути не что иное как принудительный холостой ход, просто очень уж затянувшийся, седла клапанов изнашиваются на порядок интенсивнее, чем в реальной эксплуатации.
Как ни странно, и банальное разрежение во впускном коллекторе может вредить двигателю. В режиме торможения двигателем оно в полтора-два раза выше, чем при работе на холостом ходу. Соответственно, растут утечки через все уплотнения, увеличивается нагрузка на систему вентиляции картера. Разрежение внутри блока цилиндров при работающей без клапана системе вентиляции может привести к несанкционированному подсосу воздуха снаружи.
Особенно много хлопот доставляют изношенные сальники клапанов. При большом разрежении на впуске масло в жидком виде поступает прямо с распредвала во впускной коллектор. А не справляющийся с нагрузкой маслоотделитель добавляет еще сколько-то из картера. Масло тянет и через поршневую группу, прямо в цилиндры. При наличии турбины — еще и через нее.
Такая «пиковая» подача масла, особенно на уже изношенном моторе, приводит к появлению нагара на свечах, поломкам катализатора и закоксовыванию поршневых колец. Не говоря уже о выбросах в окружающую среду. И в довершение всего, перепады давления сказываются на ресурсе гибких элементов впуска — разнообразных трубок, клапанов и тому подобных элементов.
Попадание пыли и грязи из выпускного коллектора во впуск и непосредственно в цилиндры тоже на совести режима торможения двигателем. Особенно оно опасно, когда катализатор близко расположен к коллектору и активно крошится. А еще когда на выпуске присутствует много твердых частиц сажи, что характерно для режимов прогрева и нагрузочных режимов двигателей с непосредственным впрыском топлива.
В цилиндры вся пыль и грязь попадает из-за того, что у фаз газораспределения есть перекрытие. А значит, мотор хоть немного, но успевает втянуть воздуха из выпускного коллектора. При наличии клапана рециркуляции выхлопных газов (EGR) и его негерметичности, что бывает достаточно часто, пыль и грязь попадают непосредственно во впускной коллектор. Ну а любая грязь в цилиндрах — это повышенный износ и риск задиров, а также повреждения клапанов.
И последняя неприятность, которая грозит мотору в режиме принудительного холостого хода — это ударные нагрузки из-за резкого изменения частоты вращения коленчатого вала и перекрут. Иными словами, просто неаккуратное обращение со сцеплением и коробкой передач. Крутильные колебания в работающем двигателе всегда есть, но обычно они не опасны для самого мотора, а навесное оборудование защищено демпферными шкивами, муфтами свободного хода или другим образом.
Но все меняется, если двигателем тормозить. Подвод момента со стороны маховика совсем иначе нагружает коленчатый вал, в таком режиме он более уязвим, к тому же отбор мощности на вспомогательные механизмы и ГРМ все равно идет на переднем конце коленвала. Но куда неприятнее для мотора возможные резкие нагрузки от трансмиссии. А ведь моменты, воздействующие на двигатель, могут оказаться на порядок выше, чем крутящий момент собственно мотора. Именно так в большинстве случаев и ломают коленчатый вал, повреждают ГРМ и перекручивают его намного выше номинала.
От грубых ошибок в работе трансмиссией на режиме торможения нельзя подстраховаться. И даже АКП здесь, увы, не панацея — при поломках коробки ударные нагрузки не щадят и двигатель, хотя вряд ли они будут настолько велики, что поломают его сразу.
Ничего нельзя делать
Итак, мы поняли, что слухи о вреде торможения двигателем вполне обоснованны, в особенности если у вас машина с пробегом “за 150”. Что не отменяет полезности техники торможения двигателем во имя безопасности движения. Если отказываться от этой полезной привычки не хочется, но при этом есть желание немного продлить жизнь двигателю, то что же делать? Осмелюсь дать несколько советов:
Тормозите на максимально высокой передаче, старайтесь не переходить на низшие передачи при торможении без особой необходимости. В обычных городских условиях тормозите на четвертой-пятой передачах вплоть до снижения оборотов в зону холостого хода.
В горах не стоит выбирать заведомо более низкую передачу, чтобы и тормозило, и тянуло, и чтобы не переключаться лишний раз. И даже на скользких покрытиях на машинах с АБС при скоростях движения менее 30 километров в час можно смело закончить торможение на нейтрали.
Лучше выбирайте скорость, при которой у вас будет минимум торможений вообще. Торможение двигателем — не панацея от ошибок в выборе скорости движения, и в плане расхода топлива далеко не бесплатно. Более 70% избыточной кинетической энергии машины будет растрачено зря.
И тем более вредно движение на низших передачах в городе с контролем скорости только педалью газа, без использования тормозов. Это годится разве что при плохом состоянии штатной тормозной системы или неработоспособности сцепления или коробки передач.
Послесловие
В статье автор предпочитал использовать термин «разряжение» как устоявшийся для описания процессов в ДВС в технической литературе. Однако при редактуре и корректуре мы решили отдать должное формальным правилам русского языка и заменили «я» на «е», тем более что суть явления здесь та же самая, а здесь оговориться, чтобы не задеть чувства тех, кто также считает авторское написание верным.
Форум владельцев Honda CBR: Вред Торможения Двигателем — Форум владельцев Honda CBR
- Обсуждения
- Пользователи
- Календарь
- Форум владельцев Honda CBR
- >Флудильня или просто подвал.
- >Алло, мы ищем таланты!
- Просмотр новых публикаций
- 3 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Вред Торможения Двигателем
#1
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
- Наверх of the page up there ^
#2
DEN919 
- бухарь-собеседник
- Группа: Фаероводы
- Сообщений: 6 679
- Регистрация: 26 Июль 05
Jetcbr (05 Февраль 2015 — 22:40) писал:
- Наверх of the page up there ^
#3
Sapone 
- Группа: Ветераны ФБ
- Сообщений: 742
- Регистрация: 24 Май 07
Jetcbr (05 Февраль 2015 — 22:40) писал:
- Наверх of the page up there ^
#4
oleg36 
- Группа: Ветераны ФБ
- Сообщений: 288
- Регистрация: 24 Ноябрь 11
- Наверх of the page up there ^
#5
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
oleg36 (06 Февраль 2015 — 00:25) писал:
- Наверх of the page up there ^
#6
димон 26 
- Группа: Members
- Сообщений: 114
- Регистрация: 29 Май 11
- Наверх of the page up there ^
#7
Дрюня 78 
- Группа: Members
- Сообщений: 203
- Регистрация: 01 Декабрь 12
Jetcbr (06 Февраль 2015 — 06:41) писал:
не мотор, а двигатель епти .
- Наверх of the page up there ^
#8
urcaGun 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 361
- Регистрация: 17 Август 09
- Наверх of the page up there ^
#9
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
urcaGun (06 Февраль 2015 — 10:30) писал:
- Наверх of the page up there ^
#10
Ташка Ведьмочка 
- Группа: Members
- Сообщений: 90
- Регистрация: 28 Февраль 13
Jetcbr (06 Февраль 2015 — 10:33) писал:
- Наверх of the page up there ^
#11
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
Ташка Ведьмочка (06 Февраль 2015 — 10:45) писал:
В Сибири таких школ нет. У нас только школа лыж, коньков, сноубордов. Школа «как приучить медведя к лотку». Это у вас тепло и школ полно.
У нас на ёбрике по гаражу откатал, а дельше е—ись как хочешь.
- Наверх of the page up there ^
#12
Ташка Ведьмочка 
- Группа: Members
- Сообщений: 90
- Регистрация: 28 Февраль 13
Jetcbr (06 Февраль 2015 — 14:40) писал:
В Сибири таких школ нет. У нас только школа лыж, коньков, сноубордов. Школа «как приучить медведя к лотку». Это у вас тепло и школ полно.
У нас на ёбрике по гаражу откатал, а дельше е—ись как хочешь.
- Наверх of the page up there ^
#13
zidderakt 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 397
- Регистрация: 28 Ноябрь 12
- Наверх of the page up there ^
#14
DEN919 
- бухарь-собеседник
- Группа: Фаероводы
- Сообщений: 6 679
- Регистрация: 26 Июль 05
zidderakt (06 Февраль 2015 — 15:23) писал:
- Наверх of the page up there ^
#15
zidderakt 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 397
- Регистрация: 28 Ноябрь 12
DEN919 (06 Февраль 2015 — 15:39) писал:
Тут я просто теоретик-не ездил никогда на мопедах со слипперклатчем, но немного мыслей вслух.
Мне кажется это очень связанные вещи и по идее проскальзывающее сцепление должно по крайней мере ограничивать торможение двигателем. В какой-то момент времени просто «размыкаясь».
- Наверх of the page up there ^
#16
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
Ташка Ведьмочка (06 Февраль 2015 — 15:01) писал:
- Наверх of the page up there ^
#17
Shell-68 
- Группа: Ветераны ФБ
- Сообщений: 4 864
- Регистрация: 08 Апрель 08
Jetcbr (06 Февраль 2015 — 18:39) писал:
Торможение двигателем на моте ничем не отличается от торможения двигателем на авто — тебе на это намекали.
- Наверх of the page up there ^
#18
Дрюня 78 
- Группа: Members
- Сообщений: 203
- Регистрация: 01 Декабрь 12
Jetcbr (06 Февраль 2015 — 18:39) писал:
Я например учился еще в СССР на Минском и ничего, а у них Йамахо и они не довольные!
- Наверх of the page up there ^
#19
DEN919 
- бухарь-собеседник
- Группа: Фаероводы
- Сообщений: 6 679
- Регистрация: 26 Июль 05
Дрюня 78 (06 Февраль 2015 — 19:04) писал:
- Наверх of the page up there ^
#20
Jetcbr 
- Группа: Постояльцы
- Сообщений: 300
- Регистрация: 04 Август 14
Shell-68 (06 Февраль 2015 — 18:42) писал:
Я на грузовике работаю, торможу двигателем только когда с горы иду или в гололед. Зачем мучить коробку! Блок шестерен рвет . Торможу и притормаживаю только с выжимом сцепы.Ретарды нет.
DEN919 (06 Февраль 2015 — 19:06) писал:
MotoDrive — мотошкола для всех
Мотошкола МотоДрайв — это крупнейшая мотошкола в Санкт-Петербурге
12 крытых площадок во всех районах города. 8 учебных классов по всему городу
Официальная сдача экзамена в ГИБДД на нашем мотоцикле с нашей мотошколой
Наша мотошкола работает ежедневно с 10:00 до 22:00 в Санкт-Петербурге
MotoDrive Как затормозить на мотоцикле?
Полный курс вождения на мотоцикле
Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня. Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня.
Курс экстремального вождения
Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня. Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня.
Полный курс вождения на мотоцикле
Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня. Полный курс вождения на мотоцикле включает обучение с самого начального уровня.
Как затормозить на мотоцикле?
Всем известно о том, что мгновенно не получится затормозить ни у кого: ни у автомобилиста, ни у лошади, ни у мотоциклиста. Каждый из этих участников пройдет свой тормозной путь до полной остановки.
При вождении мотоцикла существует несколько способов торможения. Самыми неэффективными из них считаются торможение двигателем или тормозами. Максимального эффекта при торможении можно добиться, если задействовать одновременно и тормоз, и двигатель. Кроме этого существуют также определенные виды торможения: стояночное, рабочее, полное и экстренное. Стояночное, например, используется при торможении на горе, в то время как рабочее – лишь для снижения скорости до определенного рубежа.
Чтобы тормозить, используя движок, нужно, удерживая рукоятку сцепления, сбросить газ, уменьшая постепенно переход на более низкие передачи. Использовать этот метод можно при вождении мотоцикла по скользкой дороге или при спуске с горы, т.е. когда есть время для медленного торможения. Чаще всего, чтобы потом быстро остановиться подключают еще и тормозную систему колес.
Использование ручного или ножного тормоза лучше всего одновременно с задним. Многие начинающие мотоциклисты уверены в большей эффективности ножного тормоза по сравнению с ручным. Эта уверенность ошибочна. Во время вождения мотоцикла на переднее колесо при торможении нагрузка увеличивается и, следовательно, эффект от переднего торможения многократно возрастает. Чтобы не перевернуться, достаточно лишь не тормозить резко. В этом случае блокировки заднего колеса, чтобы избежать юза, не происходит, вот почему верная регулировка тормозного привода всегда кстати. Блокировка заднего колеса при движении по прямой дороге опасности не представляет, но здесь очень важно вовремя опустить педаль тормоза.
Одновременное использование колесных тормозов с тормозным моментом двигателя при вождении мотоцикла позволяет значительно снизить тормозной путь (при движении со скоростью 30 км/час Вы остановитесь через 6 метров). После остановки машины нужно переключиться на нейтральную передачу.
Комбинированное торможение не требует выжимания сцепления. Чаще всего так тормозят в экстренных ситуациях или на очень крутых спусках.
В любом случае, на тормозной путь влияет множество факторов, которые нужно учитывать, выбирая тот или иной тип торможения.