3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое система управление двигателем ваз 21099

Что такое система управление двигателем ваз 21099

Назад

ДИАГНОСТИКА НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ «ЯНВАРЬ-4» (считывание кодов неисправностей)

Методика считывания кодов неисправностей из ОЗУ (оперативного запоминающего устройства) контроллера аналогична методике контроллера «GM» и правомерна по отношению ко всем автомобилям оборудованных системой управления двигателем «Январь-4».

В этой статье рассматриваются способы диагностики на примере автомобиля ВАЗ-21093-20.

На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей «CHECK ENGINE» . Она загорается при включении зажигания на 0.6 сек. и сигнализирует о своей исправности и работоспособности диагностики системы. При наличии временных ошибок в работе системы впрыска контрольная лампа «CHECK ENGINE» загорается на время не менее 10 сек.

При обнаружении неисправности контроллер сохраняет ее код в ОЗУ и зажигает лампу «CHECK ENGINE» которая указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти эл.блока управления запоминается двухразрядный код ошибки ( 12-99 ), который индицируется этой лампой при инициализации режима вывода кодов самодиагностики.

Стирание кодов ошибок в ОЗУ контроллера происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.

. ВНИМАНИЕ . При отключении аккумулятора могут быть потеряны предустановки критичных дополнительных устройств (магнитола, сигнализация и т.д.). В этом случае можно просто отключить предохранитель эл.блока, если к данной цепи не подключены критичные устройства. В противном случае можно снять разъем с самого эл.блока. Кроме того, в ОЗУ будут потеряны коды коррекции и до их восстановления (до 30 мин. эксплуатации) стоит воздержаться от динамичной езды и резких ускорений.

Диагностический разъем

Для инициализации режима выдачи кодов диагностики необходимо при выключенном зажигании замкнуть между собой контакты » А » и » В » разъема диагностики или контакт «В» на корпус автомобиля и включить зажигание не запуская двигатель. Код ошибки высвечивается вспышками лампы «CHECK ENGINE» в последовательном виде — сначала старший разряд, затем (после паузы) младший. Например: вспышка , пауза , вспышка , вспышка будут соответствовать коду «12» — работоспособность самодиагностики. При инициализации данного режима, индикатор cначала три раза подряд выдаст код «12» и далее трижды каждый код неисправности. Если в начале теста не выводится код » 12 «, значит неисправность в самом эл.блоке управления. Если в памяти контроллера коды неисправностей отсутствуют, лампа «CHECK ENGINE» продолжит вывод кода » 12 «. Кроме того, в режиме сканирования кодов могут быть включены реле эл.вентилятора системы охлаждения двигателя и реле муфты кондиционера (если он установлен), а регулятор холостого хода устанавливается в положение прекращения дополнительной подачи воздуха.

Разъем диагностики установлен рядом с контроллером на журнальной полке в салоне автомобиля.

Таблица кодов диагностики контроллера индицируемых лампой «CHECK ENGINE»

* 13Низкий уровень сигнала лямбда-зонда
14Низкий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости
15Высокий уровень сигнала термодатчика охлаждающей жидкости
16Повышенное напряжение бортовой сети
17Пониженное напряжение бортовой сети
19Ошибка сигнала датчика положения коленвала
21Высокий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
22Низкий уровень сигнала датчика положения дроссельной заслонки
* 23Высокий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха
24Отсутствие сигнала датчика скорости автомобиля
* 25Низкий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха
* 26Высокий уровень сигнала термодатчика всасываемого воздуха
27Высокий уровень сигнала СО-потенциометра
28Низкий уровень сигнала СО-потенциометра
33Ошибка сигнала датчика расхода воздуха (высокая частота)
34Ошибка сигнала датчика расхода воздуха (низкая частота)
35Ошибка сигнала частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода
* 38Ошибка сигнала лямбда-зонда
* 41Ошибка сигнала датчика фазы
43Ошибка сигнала датчика детонации
* 44Ошибка сигнала лямбда-зонда при обеднении топливной смеси
* 45Ошибка сигнала лямбда-зонда при обогащении топливной смеси
51Ошибка постоянного запоминающего устройства
52Ошибка оперативного запоминающего устройства
* 53Ошибка РПЗУ
* 54Ошибка октан-корректора
* 55Ошибка электронного блока управления
* 61Ошибка иммобилизатора

Коды отмеченные знаком «*» могут не использоваться, а соответствующие им датчики могут быть не установлены.

P.S. Следует отметить, что прочитанные коды ошибок не всегда однозначно указывают на неисправность какого-либо датчика или элемента системы впрыска. При диагностике следует сопоставлять данные контролера, конструктивную реакцию датчиков и конкретное поведение двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.

P.S.S. Т.к. система управления впрыском постоянно совершенствуется, в таблице могут отсутствовать некоторые коды неисправностей.

После считывания кодов ошибок необходимо выключить зажигание и через 10-15 сек. снять перемычку на разъеме диагностики.

Использован материал сайта «ICars» WEB-Page

Главное реле системы управления двигателем – главное реле,главное реле ваз

  • Автолюбителям
  • Аэрография
  • Кузов
  • Покраска
  • Разное
  • Ремонт
  • Советы
  • Тюнинг

главное реле,главное реле ваз

При включении зажигания, на автомобилях с инжекторным двигателем, подаётся питание на соответствующий вывод контроллера соединённый с замком зажигания. Это питание является сигналом к включению главного реле, через которое подаётся питание к форсункам, катушкам зажигания (модулю зажигания), реле бензонасоса и так далее. То есть если неисправно реле или цепь его включения двигатель не заведётся. Как найти неисправность, если двигатель не запускается из-за главного реле. Для начала найти место его установки на автомобиле. В основном оно устанавливается рядом с реле топливного насоса и реле включения вентилятора охлаждения радиатора.

Там же устанавливаются и предохранители системы управления двигателем, топливного насоса и вентилятора радиатора охлаждения. На автомобилях ВАЗ – 2107, ВАЗ – 2109 и его модификациях, оно располагается на полке под бардачком или под ней. На автомобилях марки ВАЗ – 2110 и подобных под боковиной консоли отопителя, со стороны пассажира. На автомобилях марки ГАЗ, обычно находятся под капотом на передней стенке салона ближе к пассажирской стороне. Если при включении зажигания не слышен характерный щелчок включения реле, необходимо контрольной лампой подключенной к минусу, проверить наличие питания на выводах 85 и 86 гнезда главного реле. При использовании контрольной лампы, её потребляемый ток не должен превышать 0,25А., в противном случае может произойти порча контроллера. Если ни на одном выводе контрольная лампа не горит, то на реле не поступает питание. Это может быть вызвано перегоранием предохранителя или обрывом питающего провода. В случае, когда лампа горит на одном выводе ярко, а на втором в пол накала и при этом возможно срабатывание реле, следует удалить реле из гнезда и соединить выводы 85 и 86 контрольной лампой. при включенном зажигании контрольная лампа должна гореть. Если это так, то необходимо устранить плохой контакт в соединении реле с его колодкой. В случае, когда контрольная лампа не горит, необходимо проверить целостность провода следующего от реле к контроллеру и контакт минусовых проводов от контроллера к корпусу двигателя. На автомобилях марки ВАЗ эти провода крепятся с торца головки блока цилиндров над термостатом, а на автомобилях марки ГАЗ к сочленяющей шпильке ресивера и впускного коллектора в районе четвёртого цилиндра. Если провода исправны, но реле не включается, неисправен контроллер. Например, на автомобилях «Волга» частой неисправностью в этом случае является обрыв минусового провода или попадание воды в контроллер, что приводит к его неисправности.

В том случае если при включении зажигания имеется щелчок и реле срабатывает, то надо проверить питание на выводах 87 и 30. Для этого контрольной лампой, присоединённой к минусу необходимо коснуться вывода 87. Если контрольная лампа не загорит, то возможными неисправностями могут быть сгорание предохранителя или обрыв провода. В случае, когда плюс на выводе 87 есть, а при включенном реле на выводе 30 отсутствует, значит, сгорели контакты реле и его следует заменить. На автомобилях ВАЗ для этого можно использовать подходящее реле из монтажного блока, на пример реле включения сигналов, ближнего или дальнего света фар и так далее.
При поиске неисправности, при которой не включается главное реле, необходимо учитывать наличие на автомобиле противоугонных систем. При их установке не редко в цепь реле включают блокирующее реле, которое рвёт цепь его питания при срабатывании сигнализации.

admin 16/02/2012«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» «Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях»

Система управления двигателем автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеет три реле и три плавких предохранителя, защищающие ее электрические цепи. Они вынесены в отдельный блок предохранителей и реле, который расположен под панелью приборов с правой стороны от водителя под вещевой полкой. Сверху блок защищен пластиковой крышкой, крепящейся на трех саморезах.

Читать еще:  Что может сечь в двигателе


Реле ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Реле включения топливного насоса (2).

— Реле включения электровентилятора системы охлаждения (3).

Предохранители ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Предохранитель (7,5А) блока управления (ЭБУ) и модуля зажигания (6).

— Предохранитель (7,5А) обмотки включения электровентилятора системы охлаждения двигателя, клапана продувки адсорбера, датчика расхода воздуха, датчика скорости, датчика концентрации кислорода (5).

— Предохранитель (15А) топливного насоса (4).

Примечания и дополнения

— Предохранители извлекаются при ремонте электрических цепей, сбросе давления в топливной магистрали, измерении компрессии в цилиндрах.

Еще статьи по ЭСУД ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка датчика кислорода (Лямбда-зонда) ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Электрическая схема ЭСУД двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (Евро-2)

— Схема ЭСУД автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (нормы Россия-83) с СО-потенциометром

Признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса

В предыдущем материале было подробно рассмотрено где находятся реле главное, реле электробензонасоса и предохранители силовых цепей электронного блока управления (ЭБУ) двигателем в Уаз Хантер, а также обоснована необходимость их защиты и периодического осмотра с обслуживанием.

А сейчас рассмотрим почему и по каким причинам связанным с этими реле или предохранителями двигатель Уаз Хантер может не завестись, а также признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса. В конце материалы будут приведены аналоги и варианты замены реле главного ЭБУ и реле электробензонасоса.

Коды ошибок системы управления двигателем с ЭБУ Микас 7.2 связанные с реле главным и реле электробензонасоса.

Если у вас в машине установлен бортовой компьютер с возможностью голосового или цифрового оповещения об ошибках, то при неисправности в электрических цепях реле главного ЭБУ или реле электробензонасоса он может выдать следующее :

Код ошибки 167 — короткое замыкание в цепи реле электробензонасоса.
Код ошибки 168 — обрыв в цепи электробензонасоса.
Код ошибки 169 — короткое замыкание на «массу» цепи реле эпектробензонасоса.

Эти ошибки означают неисправности электрических цепей управления электробензонасосом или главным реле, в том числе сгоревшие предохранители, отсоединение жгута проводов от выводов соответствующего реле, неисправность самих реле или короткое замыкание их проводки.

Если бортового компьютера нет, то в полевых условиях можно перевести контроллер (ЭБУ) в режим самодиагностики и определить цифровой код ошибки по числу включений (вспышек) контрольной лампы Check Engine.

Другие внешние признаки неисправности цепей реле главного и реле электробензонасоса и способы их устранения.

После включения зажигания не горит контрольная лампа неисправности двигателя Check Engine и электробензонасос не работает.

Включение лампы Check Engine заметно визуально, а работу электробензонасоса после включения зажигания хорошо слышно. Если ничего этого нет, то надо проверить исправность реле главного и желтого предохранителя на 20 ампер, при необходимости заменить. Если после замены неисправность не исчезла, то скорее всего проблема в самом электронном блоке управления двигателем.

После включения зажигания контрольная лампа неисправности двигателя Check Engine горит, но электробензонасос не работает.

Значит ЭБУ исправен и надо смотреть реле электробензонасоса, плюс тот же желтый предохранитель на 20 ампер. Если после замены реле и предохранителя неисправность не исчезла, то надо разбираться уже с самим электробензонасосом и его исправностью.

Аналоги и варианты замены реле главного и реле электробензонасоса Уаз Хантер.

Реле главное и реле электробензонасоса полностью однотипные и взаимозаменяемые, поэтому чтобы избежать потери времени и лишней нервотрепки, желательно всегда иметь с собой в запасе одно или два реле 90.3747-10, но обязательно четырехконтактные. Вместо реле 90.3747-10 можно ставить реле 90.3747-11, их отличия только в том, что у последнего на корпусе нет кронштейна крепления. Прямые аналоги этих реле — 75.3777-10 и 75.3777-11 соответственно.

Если вдруг так случилось, что в запасе нет вообще никакого реле на замену несправному, то расстраиваться не надо. В Уаз Хантер три такие же однотипные реле 90.3747-10 (11) или 75.3777-10 (11) стоят снизу на левой боковине панели передка со стороны водителя и отвечают за включение передних противотуманных фар, ближнего и дальнего света. Снимайте одно из них, например дальнего света, и меняйте неисправное реле главное или реле электробензонасоса.

Похожие статьи:

Замена реле и предохранителей системы управления двигателем

Реле и предохранители системы управления двигателем расположены в монтажных блоках (см. «Монтажные блоки реле и предохранителей»).
Для замены предохранителей и реле отсоединяем клемму «минусового» провода от вывода аккумуляторной батареи.

Реле и предохранители системы управления, расположенные в монтажном блоке в моторном отсеке: 1 — предохранитель 20А цепи блока управления двигателем; 2 — предохранитель 30А цепи пуска двигателя и катушек зажигания; 3,5 — предохранитель 10А цепи блока управления двигателем; 4 — предохранитель 15А регулятора холостого хода и датчика положения распределительного вала; 6 — реле топливного насоса

Предохранитель системы управления двигателем, расположенный в блоке предохранителей в салоне: А — предохранитель 10 А цепей блока управления двигателем, ламп света заднего хода, блока управления автоматической коробки передач (для автомобиля с автоматической коробкой передач).

Реле системы управления, расположенное в салоне под панелью приборов: А — главное реле системы управления двигателем

Для замены неисправного реле, например топливного насоса

вынимаем реле из колодки. Если реле не удается извлечь из колодки, можно аккуратно поддеть его отверткой, вставив ее между корпусом реле и колодкой.

Устанавливаем в колодку новое реле. Перегоревший предохранитель вынимаем щипцами, расположенными в монтажном блоке. Неисправный предохранитель определяется по перегоревшей перемычке.
Внимание: Новое реле или предохранитель следует устанавливать вместо перегоревшего, только после того как определена и устранена причина неисправности. Разрешается использовать только стандартные предохранители, рассчитанные на определенную величину номинального тока (величина тока указана на корпусе предохранителя).

Схема системы управления двигателем 1,6i (ЕВРО II)

Схема системы управления двигателем 1,6i (ЕВРО II)
  • 1 — свеча зажигания первого цилиндра
  • 2 — свеча зажигания второго цилиндра
  • 3 — свеча зажигания третьего цилиндра
  • 4 — свеча зажигания четвертого цилиндра
  • 5 — форсунка первого цилиндра
  • 6 — форсунка второго цилиндра
  • 7 — форсунка третьего цилиндра
  • 8 — форсунка четвертого цилиндра
  • 9 — катушка зажигания
  • 10 — колодка диагностического разъема
  • 11 — электронный блок управления (ЭБУ)
  • 12 — реле включения топливного насоса
  • 13 — главное реле системы управления двигателем
  • 14 — датчик массового расхода воздуха
  • 15 — датчик положения дроссельной заслонки
  • 16 — датчик температуры охлаждающей жидкости
  • 17 — регулятор холостого хода
  • 18 — клапан продувки адсорбера
  • 19 — датчик положения коленчатого вала
  • 20 — датчик детонации
  • 21 — датчик концентрации кислорода
  • 22 —колодка для подключения электровентилятора системы охлаждения двигателя
  • 23 — реле включения электровентилятора системы охлаждения двигателя
  • 24— датчик скорости автомобиля
  • 25 — к датчику указателя температуры охлаждающей жидкости
  • 26 — к датчику аварийного давления масла в двигателе
  • 27 — к положительному выводу аккумуляторной батареи (в соединительный провод впаяна плавкая вставка)
  • 28 — датчик положения распределительного вала
  • 29 — колодка для соединения с электрической сетью автомобиля
  • F1 — предохранитель ЭБУ и цепей системы управления двигателем
  • F2 — предохранитель цепи топливного насоса
  • F3 — предохранитель ЭБУ
  • F4 — предохранитель электровентилятора системы охлаждения двигателя.
Приложения:
  1. Схема системы управления двигателем 1,4i 16V (ЕВРО III)
  2. Схема системы управления двигателем 1,6i (ЕВРО III)
  3. Схема системы управления двигателем 1,6i (ЕВРО II)
  4. Схема системы управления двигателем 1,6i 16V (ЕВРО III)

Замена предохранителей и реле системы управления двигателем

Так расположены предохранители и реле системы управления двигателем:

1 – главное реле системы управления; 2 – реле включения электровентилятора системы охлаждения; 3 – реле включения электробензонасоса; 4 – предохранитель цепи электробензонасоса; 5 – предохранитель контроллера; 6 – предохранитель главного реле.

Вам потребуются: отвертка, ключ «на 8».

1. Снимите провод с клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Снимите правый щиток центральной консоли панели приборов (см. «Снятие и установка щитка панели приборов»).

3. Для замены предохранителя выньте его из гнезда в блоке предохранителей.

4. Для замены реле отверните две гайки крепления блока реле к кронштейну панели приборов…

5. …снимите блок реле и отведите его в сторону.

6. Выньте реле, требующее замены, из разъема в блоке.

7. Установите реле, блок реле и предохранители в порядке, обратном снятию.

Блок управления двигателем ВАЗ 2109: как установить

Общий вид блока управления двигателем ВАЗ 2109

ЭБУ или электронный блок управления двигателем или компьютер выполняет управление всей системой автомобиля ВАЗ 2109. Устройство оказывает влияние на действия отдельных датчиков и все системы автомобиля.
Поэтому, на ВАЗ 2109 блок управления двигателем — важный узел авто. Статья предлагает рассмотреть основные принципы работы устройства, его местоположением, ознакомиться с порядком монтажа изделия в машине своими руками.

Особенности ЭБУ ВАЗ 2109

Электронный блок управления двигателем размещается под консолью приборной панели и обеспечивает управление системой впрыска топлива. Основной задачей устройства является обработка информации от датчиков, осуществлять управление системами, оказывающими влияние на токсичность выбрасываемых автомобилем выхлопных газов, а также на показатели машины при эксплуатации.
Поступающая в контролер информация указывает:

  • Какая частота вращения и как расположен коленчатый вал.
  • Массовый расход мотором воздуха.
  • Какое количество кислорода содержится в выхлопных газах.
  • Показания температуры тосола.
  • Отсутствие или наличие детонации в агрегате.
  • Расположение дроссельной заслонки.
  • Величину напряжения в бортовой сети машины.
  • Скорость авто.
  • Какое положение занимает распредвал в системе, обеспечивающей последовательное распределение впрыска топлива.
  • Обеспечивает включение кондиционера, при его наличии.
Читать еще:  Болотоход своими руками с двигателем от мотоблока

После получения всей информации блок управления двигателем ВАЗ 2109 производит контроль системы и приборов:

  • Теплоотдачи. Контролирует работоспособность форсунок и электробензонасоса.
  • Адсорбер системы, которая улавливает пары топлива (при монтаже ее на авто).
  • Датчик холостого хода.
  • Систему зажигания.
  • Вентилятор, встроенный в систему охлаждения двигателя.
  • Систему диагностики.
  • При наличии кондиционера, муфту компрессора.
  • Блок управления двигателем ВАЗ 21093 содержит выходные цепи – реле, форсунки и другие устройства, с их замыканием на «массу», которое осуществляется через выходные транзисторы контроллера, за исключением цепи реле насоса топливного. Лишь от контроллера на его обмотку идет напряжение +12 В.
    В контроллер встраивается система диагностики. Она помогает устройству распознать неполадки в действиях приборов и системы, помогает предупредить о них водителя.
    Для этих целей в автомобиле ставится лампочка для контроля «CHECK ENGINE». Кроме этого, контролер сохраняет коды для диагностики, которые указывают на места неисправностей, что помогает специалистам проводить последующие ремонты.

На фото показана схема системы по которой происходит впрыск топлива.

Схема системы впрыска топлива

На схеме контроллер – позиция 11.
Основными элементами, которые имеет блок двигателя на ВАЗ 2109 являются:

  • Оперативное запоминающее устройство или ОЗУ — «блокнот» контроллера. Микропроцессор блока управления его использует при временном сохранении измеряемых параметров, которые необходимы для получения данных о промежуточной информации и последующих расчетов.
    При необходимости микропроцессор может вносить в устройство данные и после считывать их.
    Микросхема ОЗУ монтируется в блоке на печатной плате. Эта энергозависимая память, которая нужна для бесперебойного сохранения питания.

Совет: Сохранить в ОЗУ диагностические коды поломок и расчетных данных в устройстве можно при постоянной подаче питания.

  • Постоянно программируемое запоминающее устройство ППЗУ. Здесь имеется общая программа.
    Она содержит алгоритмы управления иначе, последовательность рабочих команд, а вторая калибровочная информация, которая включает данные необходимые для управления впрыском, зажиганием или холостым ходом и другими функциями. Все они зависят от массы автомобиля, мощности двигателя и его типа.
    Учитываются существующие на трансмиссии передаточные отношения и некоторые другие факторы. Иначе ППЗУ это еще и запоминающее устройство калибровок.
    После программирования не будет изменяться все, что имеется в ППЗУ. Чтобы сохранить записанную информацию эта память, в питании не нуждается, при отключении питания она не стирается, от наличия энергии не зависит.
    ППЗУ ставится на плате блока управления силовым агрегатом в панельке, что позволяет его легко извлекать и заменять.
    Блок двигателя ВАЗ 21093 для каждой комплектации машины имеет индивидуальное ППЗУ, но на разных моделях машин можно применять унифицированный контроллер.

Совет: Замена ППЗУ должна выполняться правильно: устанавливается номер модели и комплектация автомобиля. Если рабочий блок двигателя ВАЗ 2109 берется с той же модели автомобиля, его монтирую на прежнее место.

  • Электрически программируемое запоминающее устройство, ЭЗПУ используется при непродолжительном хранении кодов-паролей предназначенных для иммобилизатора (противоугонной автомобильной системы). Коды-пароли, принимаются от контроллера БУ иммобилизатора (если он есть на автомобиле), сравниваются с теми, что хранятся в ЭПЗУ, при этом пуск мотора запрещается или разрешается.
    Эта память энергонезависимая и она может храниться без поступления питания на контроллер. Коды-пароли БУ иммобилизатором, принимаемые контроллером, сравниваются с теми, которые сохранены в ЭПЗУ.
    При этом пуск двигателя запрещается или разрешается. Эта память не зависит т наличия энергии и может храниться без наличия питания на контроллере.

Системы распределительного впрыска топлива могут быть:

  • С обратной связью. В систему выпуска выхлопных газов устанавливается датчик концентрации кислорода — лямбд-зонд. С его помощью обеспечивается обратная связь и нейтрализатор.
    Датчик в отработанных газах отслеживает концентрацию кислорода, а ЭБУ может поддерживать соотношение топлива и воздуха по его сигналам, для обеспечения эффективной работы нейтрализатора. В системах с нормами Евро-2, используется один датчик концентрации кислорода.
    Крепится он к нейтрализатору. В системах с нормами Ев-ро-3, принимают участие два датчика кислорода, установленные: один до, а другой после нейтрализатора.
  • Для моторов, у которых система впрыска с обратной связью нейтрализатор и датчик концентрации кислорода устанавливать не надо, а регулировку в выхлопных газах концентрацию СО осуществляет СО-потенциометр. В этой системе также не применяется система, осуществляющая улавливание паров топлива.
  • Существует вариант, в котором СО-потенциометра, нет в системе впрыска. В этом случае регулировка содержания СО выполняется с помощью диагностического прибора.
  • Есть системы фазированного распределенного впрыска топлива и последовательного. Здесь дополнительно устанавливается датчик фазы, он определяет момент, окончания такта сжатия в 1-м цилиндре, при этом подача топлива происходит форсунками по цилиндрам в такой же последовательности, что и включение зажигания в цилиндрах (1-3-4-2).

Как снимать и устанавливать ЭБУ

Познакомиться, как правильно снимать и монтировать ЭБУ, можно на видео.
Инструкция предлагает следующий порядок демонтажа устройства:

Совет: Прежде чем начинать работу, нужно познакомиться с мерами предосторожности, их нужно обязательно соблюдать при проведении ремонта контроллеров.

  • Отсоединяются клеммы аккумуляторной батареи.
  • Крестовой отверткой откручиваются три самореза, которые фиксируют правую накладку консоли на приборной панели.
  • Удаляется накладка.
  • Торцовым ключом «10» ослабляется затяжка двух гаек, которые удерживают ЭБУ.

Гайки для ослабления затяжки болтов на ЭБУ

  • Кронштейн контроллера, изготовленный из пластмассы, немного смещается вперед, а затем выводится из зацепления со шпильками кронштейна ЭБУ.
  • Блок вынимается из-под консоли.

ЭБУ вынимается из-под консоли

  • Освобождается фиксатор колодки вместе со жгутом проводов.
  • От ЭБУ отсоединяется колодка.
  • Отворачиваются болты, которые удерживают на кронштейне блок управления.
  • Снимается с кронштейна ЭБУ.

На ВАЗ 2109 блок двигателя после замены новым устанавливается в обратной последовательности.
Блок управления двигателем при правильной работе надолго сохранит автомобиль ВАЗ 2109 в надежном рабочем состоянии. Цена блока, по сравнению со стоимостью непредвиденных ремонтов, значительно ниже.

Система зажигания и управления двигателем ВАЗ 2108 / ВАЗ 2109 / ВАЗ 21099

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема ВАЗ 21099 , скачать электросхему ВАЗ 21099 , панель приборов ВАЗ 21099 , система освещения ВАЗ 21099 , магнитола ВАЗ 21099 , аудиосистема ВАЗ 21099 , стеклоочиститель ВАЗ 21099 , регулировка фар ВАЗ 21099 , коды ошибок ВАЗ 21099 , электросхема ВАЗ 2109 , скачать электросхему ВАЗ 2109 , панель приборов ВАЗ 2109 , система освещения ВАЗ 2109 , магнитола ВАЗ 2109 , аудиосистема ВАЗ 2109 , стеклоочиститель ВАЗ 2109 , регулировка фар ВАЗ 2109 , коды ошибок ВАЗ 2109 , электросхема ВАЗ 2108 , скачать электросхему ВАЗ 2108 , панель приборов ВАЗ 2108 , система освещения ВАЗ 2108 , магнитола ВАЗ 2108 , аудиосистема ВАЗ 2108 , стеклоочиститель ВАЗ 2108 , регулировка фар ВАЗ 2108 , коды ошибок ВАЗ 2108 , электросхема LADA 21099 , скачать электросхему LADA 21099 , панель приборов LADA 21099 , система освещения LADA 21099 , магнитола LADA 21099 , аудиосистема LADA 21099 , стеклоочиститель LADA 21099 , регулировка фар LADA 21099 , коды ошибок LADA 21099 , электросхема LADA 2109 , скачать электросхему LADA 2109 , панель приборов LADA 2109 , система освещения LADA 2109 , магнитола LADA 2109 , аудиосистема LADA 2109 , стеклоочиститель LADA 2109 , регулировка фар LADA 2109 , коды ошибок LADA 2109 , электросхема LADA 2108 , скачать электросхему LADA 2108 , панель приборов LADA 2108 , система освещения LADA 2108 , магнитола LADA 2108 , аудиосистема LADA 2108 , стеклоочиститель LADA 2108 , регулировка фар LADA 2108 , коды ошибок LADA 2108

Система зажигания и управления двигателем

Двигатель с распределенным впрыском топлива

  1. Датчик положения коленчатого вала
  2. Топливные форсунки
  3. Датчик положения дроссельной заслонки
  4. Датчик положения распределительного вала
  5. Датчик массового расхода воздуха
  6. Клапан продувки адсорбера
  7. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  8. Модуль зажигания
  9. Датчик детонации
  10. Свечи зажигания
  1. Диагностический разъем,
  2. Щиток приборов,
  3. Датчик иммобилайзера,
  4. Электронный блок управления иммобилайзером,
  5. Реле включения электровентилятора,
  6. Электровентилятор системы охлаждения,
  7. Электронный блок управления двигателем,
  8. Корпус воздушного фильтра в сборе,
  9. Датчик массового расхода воздуха,
  10. Дроссельная заслонка в сборе,
  11. Датчик положения дроссельной заслонки,
  12. Регулятор холостого хода,
  13. Топливная форсунка,
  14. Свеча зажигания,
  15. Модуль зажигания,
  16. Датчик температуры охлаждающей жидкости,
  17. Датчик детонации,
  18. АКБ (аккумуляторная батарея),
  19. Замок зажигания,
  20. Главное реле,
  21. Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд),
  22. Датчик скорости,
  23. Датчик положения коленчатого вала,
  24. Топливный фильтр,
  25. Реле топливного насоса,
  26. Топливный насос в сборе с датчиком уровня топлива,
  27. Топливный бак,
  28. Сепаратор,
  29. Предохранительный клапан,
  30. Гравитационный клапан,
  31. Обратный клапан,
  32. Адсорбер,
  33. Клапан продувки адсорбера
Читать еще:  Во сколько обойдется ремонт двигателя лансер 9

Свечи зажигания

Замена и проверка технического состояния

1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

2. Отсоединить высоковольтный провод от свечи зажигания.

3. Используя специальный свечной торцовый ключ, вывернуть свечу зажигания.

4. Проверить техническое состояние свечи зажигания (см. главу 2 «Ежедневные проверки и определение неисправностей»).

5. Используя набор круглых щупов, измерить зазор между электродами. При необходимости, отрегулировать его до стандартной величины. Стандартная величина зазора: 1.0-1.1 мм.

6. Вкрутить свечу зажигания в отверстие.

Модуль зажигания

Проверка технического состояния модуля

1. Выключить зажигание.

2. Отсоединить разъем электропроводки от модуля зажигания, как показано на фото ниже.

3. Включить зажигание. Затем, используя вольтметр, измерить напряжение между выводами С и D разъема модуля зажигания.

4. Если напряжение при измерении составляет менее 12 В или отсутствует, то причиной может быть разряженная аккумуляторная батарея, повреждения в цепи системы питания или неисправность блока управления (ЭБУ).

Замена катушки зажигания

1. Отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

2. Отсоединить от модуля зажигания высоковольтные провода.

3. Отвернуть болты крепления модуля зажигания, затем снять его вместе с кронштейном крепления, как показано на фото ниже.

4. Используя омметр, измерить сопротивление между выводом катушки зажигания D и кронштейном крепления («масса»). Не должно быть замыкания катушки на «массу». При необходимости, заменить катушку зажигания новой.

5. Используя омметр, измерить сопротивление между выводами катушки зажигания «1» и «4», а затем — «2» и «3». Стандартная величина сопротивления должна составлять 4 кОм.

6. Если величина сопротивления катушки зажигания не соответствует стандартной, катушку необходимо заменить новой. Для этого:

  • отвернуть болты крепления катушки зажигания к кронштейну крепления;
  • установить на кронштейн новую катушку зажигания.

7. Далее установка производится в последовательности, обратной снятию.

Датчики системы управления (проверка технического состояния и замена)

Датчик положения коленчатого вала

1. Отсоединить разъем электропроводки от датчика положения коленвала.

2. Отвернуть болт крепления датчика положения коленвала и отсоединить разъем электропроводки, как показано на фото ниже.

3. Подсоединить к выводам датчика вольтметр (с диапазоном измерения до 200 мВ).

4. Поднести к датчику металлическую пластину, на вольтметре при этом должен фиксироваться скачок напряжения. Если скачок напряжения отсутствует, необходимо заменить датчик новым.

Датчик положения распределительного вала

1. Отсоединить разъем электропроводки от датчика положения распредвала.

2. Измерить напряжение, установив один щуп вольтметра на «массу» двигателя, а второй на вывод А разъема датчика положения коленчатого вала, предварительно включив зажигание. Напряжение должно быть 12 В. Если показания вольтметра не соответствуют стандартной величине, необходимо произвести полную диагностику системы управления. При обнаружении повреждения датчика, его необходимо заменить новым.

3. Отвернуть гайки и болт крепления корпуса датчика положения распределительного вала.

4. Извлечь датчик положения коленчатого вала вместе с уплотнительным кольцом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

1. Снять воздушный фильтр.

2. Слить охлаждающую жидкость двигателя (см. ниже).

3. Отсоединить разъем электропроводки датчика температуры охлаждающей жидкости.

4. Измерить напряжение на выводе разъема электропроводки датчика. Если показания вольтметра не соответствуют стандартной величине, необходимо произвести полную диагностику системы управления. Стандартная величина напряжения: 12 В.

5. Выключить зажигание.

6. Используя торцовый ключ, выкрутить датчик температуры охлаждающей жидкости из корпуса термостата, как показано на фото ниже.

7. Подготовить емкость с водой и нагревательным элементом. Поместить датчик в емкость с водой, нагретой до 100°С, предварительно подсоединив к выводам датчика омметр. Производить замер сопротивления по мере остывания воды. Стандартные величины сопротивления приведены в таблице ниже.

Температуры воды, °ССопротивление датчика, Ом
100177
90241
80332
70467
60667
50973
401459
302238
203520
154450
105670
57280
9420

8. Установка датчика производится в последовательности, обратной снятию.

9. После установки датчика и заполнения системы охлаждения жидкостью, необходимо запустить двигатель и проверить его на наличие утечек.

Датчик положения дроссельной заслонки

1. Отсоединить разъем от датчика положения дроссельной заслонки, как показано на фото ниже.

2. Измерить напряжение питания, установив щупы вольтметра на «массу» двигателя и на вывод «А» разъема электропроводки датчика и включив зажигание. Стандартная величина напряжения должна составлять 5 В.

3. При обнаружении повреждения датчика положения дроссельной заслонки, его необходимо заменить новым, для этого:

  • Отвернуть винты крепления датчика.
  • Извлечь датчик положения заслонки вместе с уплотнительной прокладкой.
  • Установка датчика производится в последовательности, обратной снятию.

Датчик массового расхода воздуха

1. Отсоединить разъем электропроводки от датчика массового расхода воздуха.

2. Используя вольтметр, измерить напряжение питания, подсоединив его щупы к «массе» двигателя и выводу «2» разъема датчика. Стандартная величина напряжения должна составлять 12 В. Затем измерить напряжение питания на выводе «4» разъема датчика. Стандартная величина напряжения должна составлять 5 В.

3. При обнаружении неисправности датчика массового расхода воздуха, его необходимо заменить новым. Для этого:

  • Отвернуть винт, чтобы отпустить хомут крепления воздушного патрубка, как показано на фото ниже.
  • Отсоединить воздушный патрубок.
  • Отвернуть болты крепления датчика.
  • Снять датчик.
  • Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Датчик детонации

1. Отсоединить разъем датчика детонации, как показано на фото ниже.

2. Отвернуть болт крепления, затем извлечь датчик.

3. Подсоединить к выводам датчика детонации вольтметр (с диапазоном измерения до 200 мВ). Затем, используя какой-либо металлический предмет, нанести несколько легких ударов по датчику, при этом вольтметр должен фиксировать скачки напряжения. Если изменения в показаниях вольтметра отсутствуют, необходимо заменить датчик детонации новым.

4. Установка датчика детонации производится в последовательности, обратной снятию.

Датчик избытка кислорода (лямбда-зонд)

1. Отсоединить разъем электропроводки от датчика избытка кислорода.

2. Подсоединить один щуп вольтметра к «массе» двигателя, а второй — к выводу датчика «В». Включить зажигание и произвести измерение напряжения питания. Стандартная величина должна составлять 12 В.

3. Подсоединить один щуп вольтметра к выводу датчика «С», а второй — к выводу датчика «А». Произвести измерение напряжения. Стандартная величина должна составлять 0.45 В. Если величина напряжения не соответствует стандартной, необходимо произвести диагностику системы управления двигателем.

4. Если при диагностике обнаружена неисправность датчика, его необходимо заменить. Для этого:

  • Используя специальные ножницы, разрезать пластиковый хомут крепления электропроводки датчика избытка кислорода к шлангу системы охлаждения двигателя.
  • Используя рожковый ключ, вывернуть датчик из передней секции патрубка системы выпуска.
  • Установка производится в последовательности, обратной снятию.

Карбюраторные двигатели

Распределитель зажигания
Снятие и установка

Примечание:
Перед началом работ отсоединить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.

1. Отсоединить разъем электропроводки от клеммы низкого напряжения распределителя зажигания.

2. Отвернуть два винта крепления, затем снять крышку распределителя зажигания. При этом высоковольтные провода не отсоединять.

3. Ослабить хомут, затем отсоединить шланг от вакуум-корректора.

4. Провернуть коленчатый вал по часовой стрелке и установить поршень первого цилиндра в ВМТ на такте сжатия.

5. Отвернуть три гайки крепления, затем снять распределитель зажигания в сборе.

6. Установка распределителя зажигания производится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующих требований:

  • Наружный валик бегунка необходимо установить напротив контакта первого цилиндра, как показано на фото ниже.
  • Если высоковольтные провода отсоединялись от крышки распределителя, то подсоединять их следует в порядке работы двигателя (1 – 3 – 4 – 2), следуя против часовой стрелки.

Примечание:
Разъем первого цилиндра отмечен меткой «1».

Катушка зажигания

Снятие и установка

1. Отсоединить от катушки зажигания высоковольтный провод.

2. Отвернуть гайки подсоединения проводов низкого напряжения от катушки зажигания.

3. Отвернуть гайки крепления катушки зажигания. Затем снять катушку зажигания в сборе с кронштейном.

4. Установка катушки зажигания производится в последовательности, обратной снятию.

Проверка технического состояния

1. Произвести визуальный осмотр катушки зажигания на наличие повреждений и утечек масла. При обнаружении каких-либо дефектов, заменить катушку новой.

2. Измерить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания. Для этого:

  • Необходимо подсоединить выводы омметра к клеммам низкого напряжения катушки зажигания. Сопротивление должно составлять 0.4–0.5 Ом (при 25 °С). Если сопротивление не соответствует стандартной величине, необходимо заменить катушку зажигания новой.

3. Измерить сопротивление первичной обмотки катушки зажигания. Для этого:

  • Необходимо подсоединить выводы омметра к высоковольтной клемме и к низковольтной клемме «В» катушки зажигания. Сопротивление должно составлять 4.5–5.5 кОм. Если сопротивление не соответствует стандартной величине, необходимо заменить катушку зажигания.

4. Проверить катушку на замыкание на «массу». Для этого необходимо один вывод омметра подсоединить к корпусу катушки зажигания, а второй — по очереди к каждой клемме. Стандартная величина сопротивления должна составлять 50 МОм. Если сопротивление меньше стандартной величины, катушку необходимо заменить новой.

Свечи зажигания

Операции по снятию, установке и проверке технического состояния свечей зажигания описаны в разделе «Двигатели с распределенным впрыском топлива».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector