2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое система смазки двигателя д 240

Система смазки МТЗ

Штуцер маслопровода компрессора Д-240 240-3509232

Ось ротора двигатель Д-240 трактора МТЗ-80 240-1404012-В

Маслопровод МТЗ РУП МТЗ 70-1405110

Маслопровод (пр-во МТЗ) 70-4607075-А

Указатель уровня масла КПП 70-1701410-А

Крышка фильтра ТОТ 240-1117185-В Д-245

Крышка заливной горловины МТЗ (масло) А19.01.100

Крышка заливной горловины МТЗ

Крыльчатка ротора центрифуги МТЗ 240-1404024

Корпус 245-1017015-Б фильтра масляного ФМ-009

Гайка Мтз 50-1003104 колпака

Датчик аварийного давления масла МТЗ

Фильтр масляный МТЗ ФМ009-1012005

Фильтр масляный центробежный МТЗ-80 240-1401110

Сетка радиатора мтз

Маслопровод МТЗ 70-1405117

Маслопровод МТЗ 70-1405120

Крышка сетки центрифуги Д-240-245 240-1404113

Ось ротора центрифуги МТЗ 240-1404012-Б

Болт-штуцер (М24х1,5-45) 40-4607032

Болт-штуцер (М20х1,5-45) 40-4607032

Радиатор масляный МТЗ 245-1405010-А

Фильтр очистки масла МТЗ М-019

Фильтр масляный МТЗ (центрофуга) 240-1404010-А-01

Насос масляный МТЗ Д-260 (Z-36) 260-1011020

Насос масляный МТЗ Z-36 240-1403010

Насос масляный МТЗ Z-36 (новый) 240-1403010-А

Насос масляный МТЗ Z-32 240-1403010-02

Прокладка поддона МТЗ 50-1401063

Опора масляного картера МТЗ 50-1002040-В

Пробка сливная масляного картера МТЗ 50-1401166-А1

Кольцо (резинка) уплотнительное фильтра МТЗ

Система смазки МТЗ

Элемент фильтрующий очистки дизельного топлива трактора ЮМЗ-6 (2 отв.)

Полный перечень сборочных единиц системы смазки МТЗ

Двигатель Д 240: Устройство и технические характеристики

  • Характеристики двигателя д 240
  • Конструкция силового агрегата
    • Газораспределительный механизм
    • Система охлаждения
  • Система смазки двигателя Д 240
    • Запуск двигателя
    • Топливная система
  • Обслуживание двигателя Д 240
  • Возможные неисправности и методы их устранения

На модели МТЗ 80 и МТЗ 82 конструкторы Минского тракторного завода установили двигатель д 240. Силовой агрегат неприхотлив к условиям использования и качеству дизельного топлива. При нормальном обслуживании мотор хорошо работает долгое время без дополнительного ремонта.

Характеристики двигателя д 240

Масса двигателя д 240 и его технические характеристики позволяют использовать модель на тракторах среднего тягового класса. Мотор надежен, благодаря чему используется при различных погодных условиях. Двигатель д 240 имеет следующие технические характеристики:

  • Тип силового агрегата – дизельный, четырехтактный;
  • Количество рабочих цилиндров – 4;
  • Расположение рабочих цилиндров — рядное вертикально;
  • Количество клапанов газораспределительного механизма на один цилиндр – один впускной и один выпускной;
  • Порядок работы цилиндров – 1,3,4,2;
  • Диаметр цилиндра – 11 сантиметров;
  • Ход поршня от верхней до нижней мертвой точки – 12.5 см;
  • Объем двигателя д 240 – 4.75 литра;
  • Сжатие – 16;
  • Частота вращения коленчатого вала – 2200 оборотов в минуту;
  • Максимальная мощность его установки – 80 лошадиных сил;
  • Топливный насос высокого давления – рядный четырехпоршневой;
  • Привод топливного насоса – механический;
  • Расход дизельного топлива – 185 грамм/л.с за один час работы;
  • Вес двигателя д 240 запуском от электрического стартера – 390 кг;
  • Вес двигателя д 240 в сборе с бензиновым пускателем – 430 кг;
  • Запуск силового агрегата – от электрического стартера или бензинового пускателя;
  • Система охлаждения – жидкостная;
  • Система смазки – комбинированная.

Конструкция силового агрегата

Мотор имеет простую конструкцию. Выполнять обслуживание и ремонт может оператор, имеющий минимальные технические знания. Ремонт мелких неисправностей выполняется в полевых условиях. Двигатель д 240 крутящий момент, которого составляет 28кгс*м, легко справляется с поставленными перед ним задачами.

Газораспределительный механизм

Подача воздуха в камеру сгорания и отвод отработанных газов осуществляется по каналам, расположенным в головке блока цилиндров. Разобщение камеры сгорания от каналов осуществляется клапанами.

Клапанами управляет распределительный вал кулачкового типа. Он имеет привод от шестерни коленчатого вала. Распределительный вал имеет нижнее расположение. При вращении распределительного вала кулачки воздействует на толкатели. Они нажимают на коромысла, установленные на одном валу. Коромысла передают усилия на клапанный механизм.

ВАЖНО: Для нормальной работы газораспределительного механизма необходима регулировка клапанов двигателя д 240.

Система охлаждения

Производитель оборудовал мотор комбинированной системой охлаждения. Осуществляется охлаждение воды и масла. Движение жидкости в рубашке охлаждения осуществляется водяным насосом. Крыльчатка водяной помпы имеет ременной привод от шкива коленчатого вала.

СПРАВКА: Рубашка охлаждения бензинового пускателя соединена с системой охлаждения основного силового агрегата.

При работе силовой установки водяная помпа нагнетает давление жидкости в рубашку охлаждения. В верхней части мотора рубашка охлаждения соединяется патрубком с радиатора. Попадая в радиатор, жидкость охлаждается. Принудительное движение воздушной массы через соты радиатора осуществляется вентилятором с механическим приводом.

Для быстрого прогрева силовой установки в холодное время года радиатор оборудован шторкой. При закрывании шторки частично или полностью перекрывается прохождение воздушной массы через радиатор. Показатели температуры охлаждающей жидкости определяются при помощи термометра. Датчик термометра связан со стрелочным прибором, расположенным в кабине оператора.

Система смазки двигателя Д 240

Смазка кривошипно-шатунного механизма осуществляется маслом под давлением. Шестерёнчатый насос нагнетает давление масла в каналы расположенные в блоке цилиндров.

По каналам масло поступает к подшипникам скольжения и деталям газораспределительного механизма.

Смазочный материал под давлением разбрызгивается под клапанной крышкой. Клапанный механизм смазывается маслом под давлением. Во избежание быстрого износа толкателей клапанов, коромысла оборудованы каналами для подачи смазочного материала. После разбрызгивания масло стекает в картер силового агрегата.

Запуск двигателя

Силовая установка запускается:

  1. Электрическим стартером;
  2. Бензиновым пускателем.

Устройство электрического стартера включает в себя втягивающее реле. При включении стартера реле вводит шестерню в зацепление с маховиком двигателя. После запуска шестерня движется в обратном направлении под действием силовой пружины. Напряжение питания стартера 12в. Питание стартера осуществляет аккумуляторная батарея.

Некоторые модели оборудованы бензиновым пускателем. Это одноцилиндровый двухтактный мотор. После запуска бензинового мотора шестерня привода вводится в зацепление с маховиком принудительно.

Двухтактный пускатель имеет систему зажигания типа магнето. Запускается одноцилиндровый пускатель электрическим стартером или вручную. Для запуска вручную оператор раскручивает маховик пускателя при помощи ремня.

ИНТЕРЕСНО: Трактора с бензиновым пускателем оборудованы защитой от запуска при включенной передаче. Запуск пускателя при включенной передаче невозможен. Для пуска силового агрегата необходимо установить рычаг коробки переключения передач в нейтральное положение.

Топливная система

Силовая установка оборудована топливным насосом высокого давления, рядного типа. Он необходим для подачи дизельного топлива под высоким давлением в нужный момент к определённому цилиндру.

Насос имеет четыре поршня плунжерного типа. Каждый поршень нагнетает давление для определенного рабочего цилиндра. Такая конструкция снижает нагрузку на поршни и исключает быстрый износ комплектующих насоса.

Подача дизельного топлива в рабочие камеры насоса осуществляется механической помпой. Она установлена на корпусе изделия и имеет привод от вала кулачкового типа. Помпа оснащена рукояткой ручной подкачки дизельного топлива.

ВНИМАНИЕ: Регулировка топливного насоса высокого давления осуществляется на специализированном оборудовании. Самостоятельная регулировка ТНВД может привести к некорректной работе силовой установки или полному выходу узла из строя.

Горючее, перед тем как попасть в топливный насос высокого давления, проходит двухступенчатую систему очистки. Мотор оборудован фильтрами грубой и тонкой очистки топлива. Фильтр грубой очистки состоит из сетки и отстойника. Сетка очищают горючее от абразивных частиц. Отстойник выполнен в виде стакана и служит для очистки горючего от воды. Слив воды из стакана отстойника осуществляется при откручивании заглушки.

Читать еще:  Бестопливный генератор своими руками из асинхронного двигателя

В фильтре тонкой очистки установлены три фильтрующих элемента. Они очищают дизельное топливо от твердых частиц минимальной фракции и воды. Для слива воды предусмотрено отверстие в стакане фильтра. Фильтр тонкой очистки оборудован отверстием для выпуска воздуха из системы.

Обслуживание двигателя Д 240

Д 240 имеет высокие технические характеристики, и отличается надежностью при условии своевременного обслуживания. Для обслуживания необходимо:

  • Регулярно осматривать устройство на предмет подтёков масла и охлаждающей жидкости;
  • По прошествии 240 часов работы осуществляется замена масла. Перед запуском двигателя необходимо контролировать уровень масла в картере. При необходимости следует долить смазочный материал;

СПРАВКА: Для облегчения процедуры замены масла необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры. Это понизить степень вязкости смазочного материала и позволит быстро слить его из картера.

  • Следить за уровнем охлаждающей жидкости. Снижение уровня жидкости в системе охлаждения приведет к перегреву силовой установки.

Возможные неисправности и методы их устранения

Д 240 надежен и неприхотлив к условиям использования. Основная часть поломок это мелкие неисправности, устраняемые в полевых условиях. Возможные поломки:

  1. Износ движущихся деталей топливного насоса высокого давления. Быстрый износ комплектующих ТНВД возникает из-за плохого качества дизельного топлива. Для устранения неисправности необходимо заменить изношенные детали. После замены следует отрегулировать устройство на специализированном оборудовании;
  2. Потеря мощности. Возникает из-за нарушения в работе ТНВД, износа поршневой, или засора воздушного фильтра. При сильной загрязнённости фильтрующего элемента необходимо продуть его сжатым воздухом или заменить на новый;
  3. Шум в области газораспределительного механизма. Возникает в результате износа седел клапанов или увеличения теплового зазора. Для устранения шума необходимо заменить седла клапанов или отрегулировать тепловой зазор.

Из вышеперечисленного следует, что д 240 это дизельный силовой агрегат, технические характеристики которого позволяют использовать его для выполнения различных задач. Мотор неприхотлив к качеству дизельного топлива и условиям эксплуатации. Благодаря надежной конструкции и экономичности агрегат используется на тракторах и автомобилях.

Система смазки двигателя д-240

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 13:32, реферат

Описание работы

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели модели Д-240 и Д-243 производства Минского моторного завода с полуразделенной камерой сгорания, выполненной в поршне, жидкостного охлаждения, на части двигателей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. Рабочий объём двигателя — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с.[6], с блокировкой пуска при включенной передаче.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Д – 240 3
2. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-240
2.1. Назначение системы смазки 5
2.2. Взаимодействие устройств смазочной системы Д-240 6
2.3. Устройство системы смазки д-240 8
2.3.1. Масляный радиатор 9
2.3.2. Насос системы смазки 9
2.3.3. Центробежный фильтр 11
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ 13
4. ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ 15

Файлы: 1 файл

диплом система смзки д-240.docx

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели модели Д-240 и Д-243 производства Минского моторного завода с полуразделенной камерой сгорания, выполненной в поршне, жидкостного охлаждения, на части двигателей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. Рабочий объём двигателя — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с.[6], с блокировкой пуска при включенной передаче.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ Д — 240.

Двигатель Д-240 сконструирован по общеизвестному принципу и имеет механизмы: кривошипно-шатунный, цилиндропоршневой, газораспределения.

Наряду с этим двигатель Д-240 оснащен различными специализированными системами: смазки, охлаждения, топливной аппаратуры, пуска в работу.

Кроме того, каждая система или механизм, в свою очередь, имеет агрегаты, которые играют определенную роль в работе дизеля Д-240 — масляный насос системы смазки, топливный насос системы питания, водяной насос системы охлаждения и т. п.

Характеристика двигателя Д-240.

Тип — Бескомпрессорный, четырехтактный, с непосредственным впрыскиванием.

Топливный насос Д-240 — УТН-5.

Воздухоочиститель Д-240 — комбинированный, с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха.

Система смазки Д-240 – комбинированная.

Система охлаждения Д-240 — жидкостная, принудительная, закрытая.

Система пуска Д-240 — с электростартером или с пусковым двигателем.

Номинальное напряжение сети, В – 12.

Генератор, модель — Г304-Д1 или Г306.

Мощность генератора, Вт – 400.

Аккумуляторная батарея — 3 СТ-215ЭМ (с электростартером) 6 ТСТ-50ЭМС (с пусковым двигателем).

Электростартер дизеля Д-240 — СТ212-А.

Электростартер пускового двигателя — СТ352-Д или СТ365.

Электрофакельный подогреватель Д-240 — ЭФП-8101500.

Рис.1. Двигатель Д-240 : 1-коренные подшипники (вкладыши); 2-коренные шейки коленчатого вала; 3-вкладыши шатунного подшипника; 4- шатунная шейка; 5- гильза; 6- втулка головки шатуна; 7-поршневой палец; 8- поршневые кольца; 9- поршень; 10-фаска клапана; 11-седло клапана; 2-направляющая втулка; 13-стержень клепана; 14—-пружина; 15- коромысло; 16- втулке коромысла; 17-ось коромысел; 18- головка цилиндров; 19-толкатель; 20-кулачки распределительного вала.

2. СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ Д-240.

2.1. Назначение системы смазки.

Система смазки двигателя предназначена для непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей и для их охлаждения. Система смазки обеспечивает защиту деталей двигателя от коррозии, удаления продуктов износа трущихся деталей.

Во время работы двигателя происходит трение между подвижными и неподвижными деталями, детали имеют шероховатости , чем меньше зазоры между деталями и выше частота вращения коленчатого вала двигателя, тем силы трения больше. На преодоление силы трения тратиться энергия двигателя, тем самым снижается его мощность и к.п.д., увеличивается расход топлива. Гораздо больший вред трущимся поверхностям приносит износ деталей. При износе появляются риски и задиры, в результате износа зазоры между деталями увеличиваются, вызывая стуки двигателя. Для уменьшения силы трения и охлаждения трущихся поверхностей между ними вводят слой масла, обеспечивая жидкостное трение. Жидкостное трение гораздо ниже сухого, соответственно и износ деталей, а так же температура при жидкостном трении гораздо ниже.

2.2. Взаимодействие устройств смазочной системы Д-240.

На дизелях Д-240 применена комбинированная одноконтурная система смазки.

В комбинированной системе смазки, наиболее нагруженные детали двигателя смазываются под давлением, менее нагруженные детали смазываются разбрызгиванием.

Под давлением смазываются коренные и шатунные вкладыши коленчатого вала, подшипники распределительного вала, поршневой палец, распределительные шестерни.

Рис.2. Взаимодействие устройств смазочной системы Д-240 : 1 — маслозаборник; 2 — насос; 3 — предохранительный клапан; 4 — центрифуга; 5 — радиатор; 6 — указатель манометра; 7 сливной клапан; 8 — клапан-термостат радиатора; К н Ш — коренные и шатунные подшипники; Р — опоры распределительного вала; ПН и ПШ — шестерни привода топливного насоса и промежуточная: ВК — втулки коромысел.

Насос 2 (рис. 2) засасывает масло через маслозаборник 1 и нагнетает в полнопоточную активно-реактивную (бессопловую) центрифугу 4, дальше масло через радиатор 5 или минуя его поступает в магистраль блок-картера к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала.

Читать еще:  Что делать томагавк заблокировал двигатель

От коренных подшипников по сверлениям в щеках оно подводится к шатунным. От шейки распределительного вала масло пульсирующим потоком поступает во внутреннюю полость оси коромысел, а через отверстия в ней — к втулкам коромысел.

По имеющимся в коромыслах каналах масло поступает к сферическим поверхностям штанг толкателей.

Гильзы цилиндров, поршни, толкатели, кулачки распределительного вала, зубья шестерен и другие детали Д-240 смазываются маслом, вытекающим из зазоров подшипников.

Предохранительный клапан 3 ограничивает давление масла на входе в фильтр не более 0,7 МПа.

Редукционный (клапан-термостат) 8 перепускает холодное масло в магистраль мимо радиатора. Это ускоряет прогрев масла и двигателя Д-240. Сливной клапан 7 ограничивает рабочее давление в главной магистрали в пределах 0,2. 0,3 МПа.

Для контроля давления масла в системе смазки двигателя Д-240 служит манометр 6.

Топливный насос Д-240 с регулятором и пусковой двигатель с редуктором имеют автономные системы смазки.

2.3. Устройство системы смазки д-240.

Рис. 3. Схема системы смазки дизеля Д-240:

1-радиатор; 2-главная масляная магистраль; 3-указатель давления масла; 4-сетка; 5-центробежный фильтр; 6-насос; 7-редукционный(радиаторный) клапан; 8-сливной клапан; 9-предохранительный клапан; 10-упорное полукольцо; 11-патрубок; 12-маслоприёмник; 13-поддон картера.

2.3.1. Масляный радиатор.

Масляный радиатор служит для охлаждения масла. На двигателе Д-240 радиатор пластинчатого типа установлен перед радиатором системы охлаждения.

2.3.2. Насос системы смазки.

Насос служит для создания необходимого давления в системе смазки.

Рис.4. Насос системы смазки:

1-маслозаборник; 2-корпус насоса; 3-палец ведомой шестерни; 4-ведомая шестерня; 5-крышка корпуса; 6-шестерня привода насоса; 7-штифт; 8-вал насоса; 9-ведущая шестерня; 10-патрубок.

Рис.5. Схема действия насоса системы смазки:

1-корпус; 2 и 4-ведомая и ведущая шестерни; 3-маслозаборник; 5-клапан нагнетания; 6,8 и 9-запорный шарик; пружина и регулировочный винт предохранительного клапана; 7-отверстие для перепуска масла.

При вращении шестерен 4 и 2 (рис. 2.43) их зубья, выходя из зацепления во всасывающей полости корпуса и насоса, создают разрежение. Благодаря этому масло засасывается из поддона картера через сетчатый маслоприемник 3, заполняет впадины между зубьями и переносится в нагнетательную полость.

Для предотвращения чрезмерного повышения давления масла, создаваемого насосом, подача которого выбирается с запасом, предусмотрен клапан (6, 8, 9): со стороны нагнетательной полости на него действует создаваемое насосом давление масла, а с противоположной пружина. Если давление масла превышает сопротивление пружины (например, при запуске холодного двигателя, когда масло характеризуется повышенной вязкостью), клапан перепускает масло в поддон.

2.3.3. Центробежный фильтр.

Рис. 6. Схема действия активно-реактивной центрифуги Д-240:

1 — ось; 2 — колпак; 3 — ротор; 4 — корпус центрифуги; 5 — подводной канал; 6 — отводная трубка: 7 — насадок; 8 — колонка ротора; 9 — гайка специальная; 10-шайба; 11 -гайка: ВП и НП — верхняя и нижняя полости; В и Н- каналы.

Ротор активно-реактивной центрифуги Д-240 свободно посажен на ось 1 (рис.6 .).

К ней неподвижно прикреплен насадок 7, имеющий каналы Н, расположенные по касательной к его окружности.

Аналогично выполнены и каналы В верхней части колонки ротора. Нагнетаемое насосом масло по каналу 5, кольцевому каналу и отверстиям в оси поступает в насадок 7, а оттуда выходит через каналы Н в полость НП колонки ротора.

Струи масла, которые выходят с большой скоростью и направляются каналами Н по касательной и внутренней стенке колонки, создают активный момент, заставляющий ротор вращаться. Из полости НП колонки через ее радиальные отверстия масло поступает в полость ротора 3, где очищается от посторонних примесей (как описано выше).

Очищаемое масло через каналы В в верхней части колонки проходит в полость ВП. При этом возникают реактивные силы, крутящий момент которых совпадает с активным моментом.

Эти крутящие моменты, слагаясь, обеспечивают вращение ротора с частотой около 6000 мин’. Очищаемое масло из полости ВП по каналу и трубке в оси направляется для смазки трущихся поверхностей.

Охлаждают масло с целью недопущения уменьшения вязкости ниже предельной и замедления процесса окисления. Применяемые в настоящее время на тракторах МТЗ радиаторы позволяют снизить температуру масла на 10-15°С

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ.

Моторное масло вызывает неполадки двигателя в подавляющем большинстве случаев либо из-за непопадания к конкретному узлу или детали, либо в результате загрязнения или деградации. Почему масло загрязняется? Причинами могут быть продукты износа деталей двигателя, проникающая вместе с воздухом грязь, нагар, недопустимо большое количество топлива в масле, конденсирующаяся в картере двигателя вода, а также попадающие в масло антифриз и частицы сажи очень малого размера, содержащиеся в отработавших газах.

К техническому обслуживанию системы смазки относятся следующие операции: проверка уровня масла, проверка герметичности всех соединений системы смазки, проверка давления масла в системе смазки, замена масла, промывка системы смазки, замена или промывка фильтрующих элементов.

Проверка уровня масла проверяется при помощи масломерной линейки (щупа), проводить замер следует через 10-15 минут после остановки двигателя, уровень масла должен быть между метками min и max. При низком уровне масла (ниже метки min), следует определить и устранить источник потери масла, после чего долить масло до верхней метки.

Проверка герметичности соединений системы смазки проводится прямым и косвенным методом. Прямой метод заключается в осмотре всех соединений системы смазки, при осмотре не должно быть ни каких подтеканий все обнаруженные источники подтекания масла устраняются путем протяжки соединений, при необходимости меняются прокладки между деталями. Косвенный метод заключается в ежедневном замере уровня масла, если уровень масла не падает, то следовательно система смазки герметична, утечек нет.

Проверка давления масла осуществляется при помощи манометра во время работы двигателя. На двигателях, не оборудованных манометром, есть лампа низкое давление масла, контроль осуществляется при помощи этой лампы.

Долговечность двигателя напрямую зависит от чистоты масла, масло с механическими примесями вместо защиты трущихся поверхностей от износа несет обратный эффект: способствует быстрому их износу. Получается, что к трущимся парам вместо смазки подается абразивная жидкость, которая очень быстро стирает поверхность деталей. Для избежания подобной проблемы масло необходимо менять в срок установленный производителем двигателя в сервисной книжке. Кроме замены масла необходимо промывать систему смазки, а также менять или промывать фильтрующие элементы.

Промывка системы смазки осуществляется при каждой замене масла, промывка проводится при помощи специальных промывочных масел. Для промывки достаточно слить отработанное машинное масло из поддона картера, после чего залить промывочное масло, дать поработать двигателю 10-15 минут, после чего промывочное масло сливается, вместо него заливается свежее моторное масло.

Замена или промывка фильтрующих элементов так же осуществляется при каждой смене масла в двигателе. В случае если фильтр тонкой очистки масла предусматривает промывку (центрифуга), то его необходимо разобрать и промыть все элементы, специальными средствами, а так же удалить все отложения со стенок стакана.

Как выбрать масло для двигателя МТЗ?

Двигатель в тракторе МТЗ эксплуатируется в режиме переменных нагрузок в сложных условиях. Качество технических жидкостей, в том числе моторного масла для трактора, должно быть высоким, чтобы обеспечить надежное смазывание трущихся поверхностей.

Читать еще:  Характеристики мотоблока нева с двигателем хонда

В двигателях МТЗ реализована комбинированная система смазки. Масло поступает к механизмам двумя путями:

  • Нагнетается насосом. Смазка под давлением поступает в шестерни привода, втулки, клапанный механизм, подшипники распределительного и коленчатого вала;
  • Разбрызгивается. Методом разбрызгивания смазываются гильзы, поршни, поршневые кольца, привод масляной помпы, кулачки распредвала дизеля.

Функции масла в двигателе МТЗ

Смазочный материал в конструкции мотора выполняет несколько важных функций:

  • предотвращает сухое трение в узлах, снижает скорость износа деталей;
  • формирует на поверхности металла прочную защитную пленку, предотвращающую окисление;
  • отводит избыточное тепло из узлов трения;
  • удаляет частицы износа и нагара, удерживает их во взвешенном состоянии, не допуская появления осадка.

Качественное дизельное масло для МТЗ значительно увеличивает ресурс двигателя. За счет уменьшения трения снижается расход топлива. Важно правильно выбрать смазочный материал с учетом типа дизеля и режима эксплуатации.

Виды моторных масел для МТЗ

Минеральные

Базовый компонент производится из нефтяного сырья. Продукт подвергают очистке, переработке, удаляют нежелательные компоненты. Для минеральных масел характерен низкий индекс вязкости, малое содержание насыщенных углеводородов, высокий процент сернистых примесей.

  • доступная цена.
  • низкая термическая стабильность, потеря свойств при нагревании и охлаждении;
  • быстрое снижение основных характеристик;
  • склонность к образованию лака и нагара на поверхности деталей двигателей.

Синтетические

Базовый компонент изготавливают на основе сырой нефти или природного газа. Базовый состав подвергают глубокой переработке с использованием каталитических процессов. Нежелательные компоненты не удаляют, а преобразуют химическим способом в молекулы с необходимой массой и длиной цепи. Синтетические масла имеют высокий индекс вязкости, содержат до 90 % и более насыщенных углеводородов. Для улучшения свойств в состав добавляют пакеты функциональных присадок.

  • улучшенные эксплуатационные характеристики;
  • увеличенный интервал замены;
  • стабильность свойств в течение рекомендованного периода использования.
  • более высокая стоимость по сравнению с минеральными продуктами.

От чего зависит срок службы масла

Способность материала сохранять свои свойства зависит от конструкции самого двигателя. В тракторах МТЗ установлены масляные фильтры для очистки технической жидкости от воды и твердых примесей. Смазочный материал фильтруется каждый раз после прохождения по системе и только после этого повторно попадает в мотор.

На тракторах более новых модификаций установлены современные центробежные фильтры. Очищающий элемент имеет постоянный показатель фильтрации. В таких системах значительно сокращены потери картерного масла, повышена защита деталей от износа за счет качественного удаления примесей.

Чтобы смазочный материал прослужил как можно дольше, необходимо своевременно обслуживать машину, менять фильтры, модернизировать комплектующие по возможности. В среднем замена масла трактора «Беларус» рекомендована через 250-480 моточасов или 1 год эксплуатации. Точные сервисные интервалы разные для различных моделей и указаны в руководстве по эксплуатации машины.

Физико-химические свойства масел для моторов МТЗ

Вязкость. В характеристиках часто указывают динамическую, или абсолютную вязкость. Этот параметр определяет отношение силы сдвига к скорости в зависимости от температуры. Все масла являются вязкими жидкостями.

Индекс вязкости. Вязкость материалов меняется обратнопропорционально температуре. При нагревании жидкость становится более подвижной, при охлаждении – более густой. В зависимости от состава степень изменения текучести будет разной. Идеальный вариант – постоянное значение вязкости в широком диапазоне температур. Но такое невозможно. Для оценки степени изменений ввели понятие индекс вязкости. Величина безразмерная. Низкий индекс говорит о том, что вязкость сильно зависит от температуры. Чем выше показатель, тем стабильнее характеристики материала.

Температура застывания. Критический параметр, при котором вязкость резко увеличивается до потери текучести. Температура застывания вызывает кристаллизацию углеводородов в составе материала.

Температура вспышки. Величина показателя зависит от содержания легколетучих компонентов. Температура вспышки определяет потери на угар, испарение через систему вентиляции. Характеристика также важна для оценки риска возгорания материала в процессе транспортировки и хранения.

Сульфатная зольность. Величина показателя зависит от типа и качества присадок. Такие элементы как Zn, Mg, P и другие при сгорании образуют зольные отложения, которые негативно влияют на работу двигателя и системы очистки выхлопных газов. В лучших дизельных маслах сульфатная зольность низкая. Высокое значение параметра со временем может привести к преждевременной детонации топлива в двигателе, к загрязнению каталитических нейтрализаторов, фильтров отработанных газов.

  • вязкостно-загущающие для повышения индекса вязкости;
  • антиокислители для замедления деструктивных процессов в масле;
  • антикоррозионные для защиты металлических поверхностей двигателя;
  • депрессорные для улучшения низкотемпературных свойств (чаще применяются в минеральных маслах);
  • антифрикционные для уменьшения трения и повышения КПД узла;
  • противоизносные для защиты от истирания;
  • моющие (детергенты) для предотвращения образования нагара на поверхностях деталей термонагруженных зон;
  • диспергирующие для удержания загрязняющих частиц во взвешенном состоянии.

Виды масел для тракторных моторов

Производитель тракторов «Беларус-МТЗ» рекомендует в летний период использовать дизельные масла типа ДП-11, ДСП-11 с присадками. Буква «С» означает тщательную селективную очистку продукта, а цифра указывает на значение вязкости.

Зимой рекомендованы менее вязкие сорта ДП-8, МС-14 (снято с производства).

Существует целый ряд альтернативных масел. Для справки рассмотрим две наиболее популярные марки:

  • М-8Г2 по ГОСТ 8581-78. Масло М-8Г2 производят их сернистых и малосернистых сортов нефти. Продукт содержит пакет высокоэффективных присадок для эксплуатации в дизельных моторах без наддува. Масло термически стабильное, надежно работает в сложных условиях. Значение кинематической вязкости при 100 °С – 8 мм/с 2 , что соответствует SAE-20W. Если зимой в регионе бывают морозы до -30 °С и ниже, рекомендуется заменить категорию Г2 на В2. Смазочные материалы М-4/8В2 содержат специальные присадки для улучшения низкотемпературных свойств.
  • М-10Г2 или М-10Г2к («к» — для высокофорсированных двигателей). Смазочный материал для форсированных моторов без наддува. Эффективно работает в экстремальных условиях. Его получают из сернистых и малосернистых сортов нефти с добавлением большого пакета присадок. Класс вязкости соответствует SAE-30, характеристики – API CC.

Информация из руководства по эксплуатации тракторов «Беларус» модификаций 80Х/80Х.1/100Х:

Правила эксплуатации моторных масел

Необходимо своевременно менять масло в двигателе согласно графику, указанному производителем трактора. Через 800-1500 км смазочный материал может потемнеть, особенно в моторах с пробегом. Изменение цвета означает, что моющие присадки растворяют нагар и сажу с поверхностей деталей. Потемнеть может как минералка, так и синтетика.

Для перехода с синтетического масла на минеральное необходимо слить смазочный материал из двигателя и масляного радиатора. Остаточное количество синтетики не причинит вреда, но в большом объеме смешение двух разных продуктов негативно повлияет на работу двигателя.

Кустарные мастера иногда самостоятельно добавляют присадки в дизмасло. Этого делать нельзя. В современных продуктах полностью сбалансированный состав. Рецептуры проходят строгий лабораторный контроль и стендовые испытания. Самостоятельно улучшить смазочный материал уже не получится, но легко можно испортить его избыточным введением присадок.

На нашем сайте представлен широкий ассортимент комплектующих и расходных материалов к технике «Беларус». Чтобы купить запчасти на трактор МТЗ или получить консультацию специалиста, позвоните нам по телефону +375 17 388-07-77.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector