Что такое сезонное техническое обслуживание двигателя - Авто журнал "Гараж"
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое сезонное техническое обслуживание двигателя

Сезонное обслуживание автомобилей

Наши акции:

Важнейшее значение для нормальной эксплуатации коммерческого, как и любого другого автотранспорта, имеет сезонное техническое обслуживание.

Цель сезонного технического обслуживания — в подготовке автомобиля к эксплуатации в условиях теплого или холодного периода года. Этот вид технического обслуживания проводится дважды в год.

После напряженной работы в сложное зимнее время всем системам автомобилям необходима диагностика. Обнаружить появившиеся зимой проблемы поможет тщательная диагностика в условиях автосервиса.

Особенностями теплого времени года являются – интенсивное солнечное излучение, высокая температура воздуха и дорожного покрытия, большое количество осадков (дождь и роса), утренние туманы.

Так же как и в холодное время года, в жару важной задачей остается обеспечение правильного теплового режима для двигателя. Необходимо следить, чтобы система охлаждения была полностью заправлена, следует обращать внимание на состояние воздушного и парового клапанов системы охлаждения. Уже нет необходимости использовать незамерзаемую жидкость в стеклоомывателе. С окончанием морозной погодой, то есть когда уже миновала угроза весенних ночных заморозков, проводится замена масла на летние или всесезонные сорта.

Состояние электросистемы автомобиля проводится с использованием компьютерной диагностики.

Нагрузки и перепады температуры, которые выдерживает в зимнее время аккумулятор, могут негативно сказаться на его состоянии, поэтому ему необходимо уделить особое внимание.

Естественно производится замена шин с зимних на летние. Делать это нужно после уверенного установления положительной среднесуточной температуры.

В преддверии лета необходимо позаботиться о качестве работы кондиционера. Весной необходимо провести его дезинфекцию, смену фильтра, заправку и регулировку.

Необходимо помнить и об автомобильных стеклах. Даже бережное удаление льда и снега со стекол и фар неминуемо оставляют на них микроцарапины. Поэтому полировку автомобильных стекол разумно проводить именно весной, во время сезонного технического обслуживания автомобиля. Продлить службу лакокрасочного покрытия поможет полировка кузова.

Кажется, что с наступлением весны и приходом тепла исчезают сложности, осложняющие жизнь автомобиля. Но в это время исчезают только зимние сложности, сменяясь при этом на летние. Техническое же обслуживание и забота о состоянии автомобиля должны оставаться не менее тщательными.

Сезонное обслуживание

    13 3 17k
    14 0 38k

Техническое обслуживание автомобилей — это ряд мероприятий профилактического характера. Данные мероприятия производятся по плану или сезонно, а также через определенный промежуток километража пробега.

Наступает конец еще одного сезона, поэтому автомобиль необходимо подготовить к следующему. Опытный автолюбитель знает, что регулярный технический осмотр намного продлит жизнь транспортного средства. Но далеко не всем известно, что подразумевается под понятием «сезонное техническое обслуживание».

Виды техобслуживания

Обслуживание автомобиля смело можно разделить на:

  • техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СО);
  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО).

Любой технический осмотр необходимо проводить в зависимости от условий эксплуатации автомобиля, а также от его марки.

Ежедневное техническое обслуживание

ЕО – это ежедневное техническое обслуживание автомобиля, в большинстве случаев это обычный осмотр, который нужно проводить перед выездом, но чаще всего его производят раз в неделю, намного реже раз в месяц, все зависит от владельца данного автомобиля. В ЕО входит осмотр подвески, проверка давления в шинах, осматривают кузов автомобиля на наличие повреждений лакокрасочного покрытия (сколов, царапин), также необходимо произвести осмотр приборов панели автомобиля.

Не нужно забывать производить регулярную чистку и мойку автомобиля, это защитит метал кузова от нежелательного воздействия химических соединений, а также соли и грязи, кроме того желательно не лениться и следить за уровнем масла и его состоянием в двигателе и КПП. Также стоит проверять и уровень охлаждающей жидкости.

Периодическое техническое обслуживание

ТО — техническое обслуживание автомобиля, его можно условно разделить на ТО-1, ТО-2, ТО-3 и далее. Тех.обслуживание часто проводят на специально приспособленных станциях или сервисах, но многие процедуры под силу выполнить своими силами.

Периодическое техническое обслуживание в основном включает в себя замену различных расходников:

  • масла (двигателя, АКПП, вариатора);
  • масляного фильтра;
  • воздушного фильтра;
  • салонного фильтра;
  • топливного фильтра;
  • свечей;
  • тормозных колодок;
  • тормозных дисков;
  • проверку и контроль уровня технических жидкостей.

Особенности обслуживания автомобильных аккумуляторов

Набор инструкций по правильному обслуживанию автомобильных аккумуляторов разного типа. Особенности обслуживания гелиевого, щелочного и кислотного АКБ
Подробнее

Обслуживание тормозной системы автомобиля

Полное обслуживание тормозной системы включает замену тормозных дисков и колодок, очистку всех деталей механизма, замену пыльников, нанесение смазки направляющих, замену и прокачку тормозной жидкости.
Подробнее

Техническое обслуживание топливной системы автомобиля

В комплекс работ технического обслуживания топливной системы автомобиля входит: проверка давления ТС, чистка форсунок, проверка/чистка дроссельного узла, а также осмотр свечей. Периодический контроль параметров продлевает срок работы системы вцелом
Подробнее

Сезонное техобслуживание

Но в данном случае поговорим о сезонном техническом обслуживании автомобиля – основная задача СО — это подготовка автомобиля к условиям эксплуатации в холодное или теплое время года. В обязательном порядке СО необходимо, проводить с наступлением похолоданий. Шины нужно заменить, на такие, которые пригодны к использованию в более суровых погодных условиях, а кузов автомобиля обрабатывают антикоррозийными средствами. Также проводится ряд других мероприятий, о которых и пойдет речь ниже. Сезонное тех. обслуживание любого автомобиля необходимо проводить два раза в год.

Во время сезонного обслуживания осматривают систему охлаждения автомобиля, а также проверяют ее на герметичность, в случае необходимости систему охлаждения промывают. Готовясь к зиме, нужно проверить состояние пускового подогревателя. Еще выполняют замену масла — на зиму заливают более жидкое, а на теплое время года выбирают более вязкое. Перед тем как залить новое масло, систему смазки двигателя нужно промыть специальной жидкостью. Также, при подготовке к зиме некоторые автовладельцы отключают масляный радиатор.

Читать еще:  Вибрация двигателя на холостых оборотах вольво

Герметичность системы охлаждения можно проверить, лишь осмотрев ее. Все шланги системы должны быть крепко соединены. Поверхность не должна иметь вздутий, трещин и расслоенный. Состояние клапанов пробки радиатора можно проверить нажав на них пальцем.

Если получилось так, что когда то вами в охлаждающую жидкость была добавлена вода, желательно заменить ее, но можно добавить концентрат, чтобы система охлаждения безболезненно пережила зиму, раствор должен быть нужной плотности. В том случае, если на зиму свой автомобиль вы планируете поставить в неотапливаемое помещение, то воду из системы нужно обязательно слить.

Для того, чтобы небольшие проявления коррозии до весны не превратились в огромные дыры, их нужно хорошо просушить феном и «законсервировать» антикоррозийным средством. Для того, чтобы защитить радиатор кондиционера от пагубного воздействия солевых растворов воспользуйтесь любым чехлом, или перегородкой и т. п. Чтобы избежать проблем с запуском мотора в морозные дни, нужно сделать несколько обязательных процедур:

  • заменяем свечи, их, конечно же, очищают, но они не такие дорогие, чтобы экономить на них, можно провести очистку, дело ваше, но в -30 ваше мнение резко изменится;
  • если в бачке омывателя вода, то ее следует заменить на незамерзайку;
  • переставляем крышку воздушного фильтра, ее положение должно соответствовать сезону эксплуатации;
  • не забываем промыть инжектор (или карбюратор);
  • для того, чтобы ваша аккумуляторная батарея прослужила как можно дольше, ее необходимо защитить от влияния перепада температур, аккумулятор следует утеплить.

Также нужно провести ряд подготовительных работ системы питания карбюраторных моторов, в этот ряд входит:

  • промывка топливных баков, удаление из системы зимних (летних) сортов бензина;
  • разборка, очистка и проверка топливного насоса;
  • проверка герметичности системы.

Во время подготовки электрооборудования, не забываем проверить состояние, а также исправность проводки, плотность электролита в аккумуляторной батарее (если плотность будет мала, то аккумулятор замерзнет ночью в мороз и подведет вас утром). Не нужно забывать проверить исправны ли приборы.

Все работы по которым производится подготовка авто, нужно производить очень тщательно, ничем не нужно пренебрегать, так же как и сильно экономить, ведь от того как вы подготовили автомобиль, в ситуациях, в которых все зависит от автомобиля порой зависит Ваша жизнь.

И так, подводим итог, сразу напрашивается вывод, сезонное обслуживание в первую очередь необходимо для автомобиля, не обязательно все делать в сервисе, как вы уже поняли есть и элементарные процедуры, которые не составит труда произвести даже новичку, но некоторые процедуры все же придется проводить в сервисе.

Техническое обслуживание автомобиля и уход за ним

Техническое обслуживание автомобиля – это комплекс профилактических мероприятий, предписываемых к исполнению производителем машины. Задача технического обслуживания – не допустить отказов и неисправностей, вероятность появления которых в определённый период достаточно высока. Проще говоря: лучше предупредить заранее, чем потом долго и дорого ремонтировать.

Техническое обслуживание (ТО) обычно включает проведение обязательных операций (например, замену масла в двигателе после пробега 15 тысяч километров) и операций, выявленных в ходе диагностических операций (как с использованием специального оборудования, так и без него – по результатам визуального контроля),

В технической литературе обязательные операции ТО определяются по наименованию сути выполняемых работ:

  • Регулировочные;
  • Заправочные;
  • Смазочные;
  • Крепёжные;
  • Электротехнические;
  • Контрольно-диагностические.

По результатам проведения контрольно-диагностических операций и принимается решение о выполнении дополнительных работ (долив жидкостей, замена пришедших в негодность элементов и т.д.).

Виды технического обслуживания автомобилей

Объём и содержание операций, входящих в техобслуживание автомобиля определяется маркой и моделью машины, а также такими факторами, как текущий пробег, сезонность и достижение определённого срока хранения, если машина в течение этого срока не эксплуатировалась.

Особую важность соблюдения регламента обслуживания придавали в советское время, когда с одной стороны автомобили были не такими совершенными и надёжными, как сейчас, а с другой поддерживалась (особенно в организациях) дисциплина эксплуатации транспортных средств.

Правило осмотра транспортного средства перед выездом в рейс и устранения выявленных недочётов является обязательным для каждого водителя и автомобиля. И такое требование, особенно для грузовых машин и автобусов полностью оправдано: перевозка людей и крупногабаритных грузов требует повышенных мер безопасности.

Классификация видов техобслуживания в России сохранилась с советских времён в «Планово-предупредительной системе технического обслуживания автомобилей» и включает следующие основные позиции:

  • ежедневное техническое обслуживание автомобиля;
  • первое техническое обслуживание автомобиля – ТО-1;
  • второе техническое обслуживание автомобиля – ТО-2;
  • сезонное техническое обслуживание автомобиля.

Производители современных легковых авто несколько видоизменили нумерацию и периодичность ТО:

  • Нумерация по классификации ТО-2, проводимого, как правило, через равные промежутки времени, стала сквозной: от ТО-1 – до ТО-10 или даже ТО-12.
  • У ряда производителей легковых автомобилей необходимость проведения обслуживания по классификации ТО-1 отпала, а у некоторых осталась с условным названием этой операции ТО-0.

То есть, для легковых машин виды и нумерация ТО может выглядеть следующим образом:

  • ежедневное техническое обслуживание;
  • нулевое техническое обслуживание – ТО-0;
  • периодическое техническое обслуживание (номерное) – ТО-1…ТО-10 (ТО-12);
  • сезонное техническое обслуживание.
Читать еще:  Что такое тепловой двигатель внешнего сгорания

Регламент технического обслуживания, межсервисные интервалы и содержание операций по каждому виду ТО определяются производителем автомобиля и указываются в сервисной книжке.

Для ТО-0 (ТО-1 по общепринятой классификации) верхний предел пробега составляет, как правило, 2-2,5 тыс. км. Межсервисные интервалы между последующими ТО обычно составляют от 10 до 20 тыс. км.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное техническое обслуживание – ЕТО (для легковых автомобилей скорее осмотр перед поездкой) предусматривает контрольно-осмотровые операции основных узлов и агрегатов машины, прежде всего тех, которые влияют на безопасность на дороге. При этом проверяют:

  • осмотром – наличие течей тормозной системы, гидроусилителя, двигателя (охлаждающая жидкость, моторное масло), трансмиссии;
  • осмотром – уровни жидкостей в бачках и картерах основных узлов и агрегатов. При необходимости производят долив;
  • осмотром и опробованием – работу электрооборудования, указателей и индикаторов приборной панели;
  • осмотром – состояние шин. При необходимости производят подкачку (смотрите таблицы давления в шинах);
  • опробованием – запуск двигателя, пробная проверка при трогании тормозов, рулевого управления, сцепления, коробки переключения передач.

Первое техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание ТО-1 включает операции, входящие в ежедневное ТО, а также дополнительно следующие работы:

  • мойка кузова, уборка салона;
  • контрольно-диагностические и осмотровые работы (дополнительно к осмотру ЕТО): проверка эффективности торможения, стояночного тормоза, привода тормозов, свободного хода рулевого колеса, зазоров механизма рулевого управления, защитных чехлов деталей ходовой системы, проверка состояния пружин, рычагов, штанг и стоек подвески, свободного хода педалей сцепления и тормоза, натяжения приводных ремней навесного оборудования двигателя;
  • регулировочные работы: свободный ход педалей, натяжение приводных ремней, стояночный тормоз, свободный ход рулевого колеса, зазор соединений рулевого привода, карбюратор (для карбюраторных двигателей);
  • крепежные (проверка и подтяжка при необходимости): крепление двигателя, коробки передач, рулевого механизма, рулевых тяг, поворотных рычагов, дисков колёс, деталей выхлопной системы, крепления тормозных механизмов;
  • заправочные: замена масла в двигателе (с заменой масляного фильтра);
  • электротехнические: проверка и при необходимости очистка от пыли и грязи аккумулятора и приборов электрооборудования, проверка состояния изоляции, замена при необходимости перегоревших ламп или предохранителей.

Второе техническое обслуживание

Второе техническое обслуживание – ТО-2 включает операции, входящие в ТО-1, а также дополнительно работы по углублённому диагностированию основных систем, узлов и агрегатов автомобиля.

Помимо большего объёма контрольно-диагностических работ при ТО-2 происходит больше заправочных операций. Кроме замены масла в двигателе в зависимости от пробега или срока хранения меняется:

  1. Охлаждающая жидкость,
  2. Тормозная жидкость,
  3. Масло в коробке передач,
  4. Масло в гидросистеме,
  5. Масло в мостах (для грузовых и легковых полноприводных машин).

При заданном пробеге в ТО-2 регламентируются обязательные замены определённых элементов. Для легковых автомобилей – это:

  • Топливные фильтры,
  • Воздушные фильтры,
  • Фильтры салона,
  • Фильтр коробки передач (если она автоматическая),
  • Свечи зажигания,
  • Ремень и ролики ремня газораспределительного механизма (если привод ГРМ ремённый) и дополнительного оборудования.

Крепежные работы при ТО-2 также выполняются в большем объёме, чем при ТО-1. К ним относят проверку затяжки крепления:

  1. Головки блока цилиндров,
  2. Радиатора,
  3. Крышки ГРМ,
  4. Поддона картера двигателя,
  5. Впускного и выпускного коллекторов,
  6. Топливного бака,
  7. Крышки редуктора заднего моста,
  8. Замков и петлей дверей.

Из регулировочных работ необходимо отметить регулирование:

  • Клапанов двигателя,
  • Натяжения усилия привода ГРМ,
  • Зазора между тормозными колодками и дисками,
  • Зазора подшипников ступиц передних колёс.

Конкретные операции ТО-2 зависят от марки, модели и межсервисного интервала, рекомендуемого конкретным автопроизводителем.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится для подготовки автомобиля к эксплуатации в наступающий зимний или летний сезон.

Дело в том, что резкое изменение температуры окружающей среды сказывается на характеристиках работы деталей, узлов и агрегатов автомобиля: в холодное время года, например, требуются смазочные материалы с меньшей вязкостью, снижается пусковая способность аккумулятора, требуется обеспечить безотказную работу системы отопления, ухудшается сцепление колес с дорожным покрытием.

Обычно автолюбители сезонное ТО, включающее как основную операцию по замене шин, стараются совместить с одним из регламентных номерных ТО (по классификации планово-предупредительной системы ТО-2).

Можно ли сэкономить на техническом обслуживании автомобиля?

Техобслуживание (кроме ЕТО) – процедура платная и многие автолюбители задаются вопросом: «Можно ли вообще не проходить его, сэкономив, таким образом деньги?». К тому же производители современных автомобилей уверяют, что их качество и надежность растёт, при том, что межсервисные интервалы ТО также увеличиваются.

У этого вопроса две стороны: формальная и фактическая.

  1. Формально, если речь идёт о новом автомобиле, отсутствие отметки о прохождении ТО полностью лишает владельца права на гарантийное обслуживание.
  2. Фактически же межсервисные интервалы последние 15-20 лет практически не изменились и даже автопроизводители с мировым именем не создали ещё полностью необслуживаемого автомобиля.

Значит, периодическое ТО необходимо не только новым автомобилям, но и, даже в большей степени, автомобилям с пробегом.

Сэкономить на прохождении конкретного ТО не только можно, но и нужно. При этом, важно на каком периоде эксплуатации находится автомобиль: гарантийном (гарантия производителя) или постгарантийном.

Если машина на гарантии, тогда необходимо ознакомиться с соответствующим пунктом сервисной книжки о гарантийных обязательствах производителя. Подавляющее большинство автопроизводителей указывает, что одно из условий поддержания гарантии – прохождения ТО в авторизованных дилерских центрах (известных высокими ценами на свои услуги). И хотя это вопрос более чем спорный, основная масса автолюбителей подчиняется этому требованию.

Читать еще:  Чем дизельные двигатели такой же мощности

Экономия при прохождении ТО в гарантийный период возможна за счёт выбора дилерского центра, предлагающего более дешёвые услуги и за счёт закупки материалов для техобслуживания в стороннем магазине (иногда это вдвое дешевле, чем у дилера, но предоставление собственных материалов необходимо заранее согласовать).

Кроме того, следует обратить внимание на перечень операций ТО в предварительной калькуляции. Иногда дилер включает туда работы, не предусмотренные производителем (проверить это просто – по той же сервисной книжке).

Если автомобиль вышел из гарантийного срока, то возможности сэкономить на техническом обслуживании становятся шире. Дело в том, что ряд операций ТО вполне может быть выполнен самостоятельно (особой квалификации здесь не требуется): замена масла и масляного фильтра, воздушного и топливного фильтров, свечей зажигания, тормозных колодок, колёс в сборе.

Более сложные операции (например, замена ремня ГРМ) можно выполнять в независимых автосервисах с хорошей репутацией. Как правило, услуги таких сервисов ощутимо дешевле, чем у официальных дилеров.

Видео: рекомендации эксперта по техобслуживанию

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • «ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И РЕМОНТЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» (утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.84)

Кроме работ, предусмотренных вторым техническим обслуживанием, выполнить следующее.

1. Промыть систему охлаждения двигателя.

2. Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов.

3. Снять аккумуляторную батарею для подзарядки и откорректировать плотность электролита.

4. Промыть топливный бак и продуть топливопроводы (осенью).

5. Промыть радиаторы отопителя кабины (кузова) и пусковой подогреватель.

6. Снять карбюратор и топливный насос, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).

7. Снять топливный насос высокого давления, промыть и проверить состояние и работу на стенде (осенью).

8. Снять прерыватель-распределитель, очистить, проверить состояние и при необходимости отрегулировать на стенде.

9. Снять генератор и стартер, очистить, продуть внутреннюю полость; при необходимости разобрать, заменить изношенные детали и смазать подшипники.

10. Заменить смазку гибкого вала механического привода спидометра и цилиндрических шестерен электрического спидометра. Проверить правильность опломбирования спидометра и его привода.

11. Проверить исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения и датчиков аварийных сигнализаторов температуры жидкости в системе охлаждения и давления масла в системе смазки.

12. Проверить плотность закрытия и полноту открывания шторок радиатора.

13. Произвести сезонную замену масел в соответствии с химмотологической картой.

14. Проверить состояние уплотнений дверей и окон, установить утеплительные чехлы.

1. Перед проведением сезонного технического обслуживания газ из баллонов слить, а баллон дегазировать инертным газом.

2. Проверить давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона.

3. Продуть газопроводы сжатым воздухом.

4. Проверить работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала.

5. Провести контрольную проверку манометра с регистрацией результатов в журнале контрольных проверок.

6. Продуть топливопроводы сжатый воздухом.

7. Один раз в год при подготовке автомобилей к зимней эксплуатации:

снять с автомобиля газовый редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль и магистральный газовый фильтр; разобрать, промыть, собрать и отрегулировать на стенде; при необходимости устранить неисправности и проверить герметичность;

снять крышки вентилей расходных, наполнительного и контроля максимального наполнения, проверить состояние деталей;

снять предохранительный клапан, отрегулировать на стенде и опломбировать;

проверить манометр, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.

8. Один раз в 2 года:

освидетельствовать газовый баллон с арматурой;

провести гидравлические и пневматические испытания;

произвести окраску баллона и нанести клеймо со сроком следующего освидетельствования.

9. Перед проведением сезонного обслуживания газ из баллонов удалить, а баллоны дегазировать инертным газом.

10. Продуть газопроводы сжатым воздухом.

11. Проверить давление срабатывания предохранительного клапана редуктора высокого давления.

12. Провести контрольную проверку манометров высокого давления с регистрацией результатов в журнале контрольных проверок.

13. Проверить работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала.

14. Проверить работу топливного насоса.

15. Продуть топливопроводы сжатым воздухом.

16. Один раз в год, при подготовке к зимней эксплуатации автомобилей:

снять редуктор высокого давления, разобрать, устранить неисправности. После сборки отрегулировать и проверить герметичность;

снять редуктор низкого давления, разобрать, устранить неисправности. После сборки отрегулировать давление газа в первой и во второй ступенях; проверить герметичность;

снять крышки наполнительного и расходных вентилей (не вывертывая корпусов из газового баллона); проверить состояние деталей;

снять электромагнитные запорные клапаны, очистить и проверить работоспособность; после сборки проверить герметичность;

проверить фильтрующие элементы магистрального газового фильтра, бензинового клапана-фильтра, фильтра редукторов высокого и низкого давления;

снять карбюратор-смеситель и переходник смесителя, а также топливный насос; промыть, проверить состояние и работу на стенде;

проверить состояние и крепление топливного бака;

слить отстой и промыть топливный бак;

проверить манометры высокого и низкого давления, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.

17. Один раз в 2 года:

снять газовые баллоны для освидетельствования;

провести гидравлические и пневматические испытания баллонов;

произвести окраску баллонов и нанести клеймо со сроком следующего освидетельствования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты