0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое опасность отказа двигателя

Опасность

Опа́сность — возможность возникновения обстоятельств, при которых материя, поле, энергия, информация или их сочетание могут таким образом повлиять на сложную систему, что приведёт к ухудшению или невозможности её функционирования и развития [1] [2] .

Содержание

  • 1 Опасность для человека
  • 2 Источники опасности
    • 2.1 Естественные источники опасностей
    • 2.2 Антропогенные источники опасностей
      • 2.2.1 Физические факторы
      • 2.2.2 Химические
      • 2.2.3 Биологические
      • 2.2.4 Психофизиологические
  • 3 Нормирование опасностей
    • 3.1 Принципы нормирования опасностей
    • 3.2 Уровни воздействия на организм человека
  • 4 Номенклатура опасностей на производстве
  • 5 Квантификация опасностей
  • 6 Идентификация опасностей
  • 7 Уровень опасности
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

Опасность для человека

Опасный фактор, количественной и качественной характеристики, продолжительности действия, может оказать следующие отрицательные воздействия на человека:

  • чувство дискомфорта
  • усталость
  • острые и хронические профессиональные заболевания
  • травмы различной тяжести
  • ухудшение качества жизни
  • летальный исход

Источники опасности

Естественные источники опасностей

  • Землетрясения, наводнения;
  • Космические источники — метеориты, кометы, солнечная активность;
  • Глобальное потепление.

Антропогенные источники опасностей

  • Войны и конфликты;
  • Экологическая и техногенная опасность;
  • Опасность со стороны полей и излучений;
  • Опасность со стороны веществ.

Техногенные источники опасности — это прежде всего опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъёмно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.

К социальным источникам опасностей принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей являются неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве.

Источниками политических опасностей являются конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, духовное притеснение, политический терроризм, идеологические, между партийные, межконфессиональные и вооруженные конфликты, войны.

И впрочем, большинство источников опасностей имеют комбинированный характер. Вот несколько примеров:

  • естественно техногенные опасности — смог, кислотные дожди, пылевые бури, уменьшения плодородия почв и другие явления, порождённые человеческой деятельностью;
  • естественно социальные опасности — наркомания, эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, рак и другие;
  • социально техногенные опасности — профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм, психические отклонения и заболевания, вызванные производственной деятельностью, массовые психические отклонения и заболевания, вызванные влиянием на подсознание средствами массовой информации и специальными техническими средствами, токсикомания.

Когда говорят о таких источниках опасности, как профессиональная заболеваемость, профессиональный травматизм и тому подобное, имеют в виду не заболевание одного лица, травму или злополучный случай, а явление в определённой отрасли (то есть принадлежность профессии к классу опасных), регионе, стране, которое приводит к уменьшению производительного потенциала общества, социальной напряженности, повышения общей заболеваемости населения, а иногда и к социальным конфликтам, которые уже в свою очередь являются носителями разного рода опасных и вредных факторов.

Следует чётко осознавать, что наличие источника опасности не означает того, что человеку или группе людей присущи какие-то недостатки. Существование источника опасности свидетельствует всего лишь о существовании или же возможности образования конкретной опасной ситуации, которая может нанести вред, привести к материальным убыткам, повреждению, вреда здоровью или летальному исходу.

Под поражающими факторами понимают такие факторы жизненной среды, которые в определённых условиях наносят ущерб людям и системам жизнеобеспечения людей, приводят к материальным убыткам. По своему происхождению поражающие факторы могут быть физические, в том числе энергетические, химические, биологические, социальные и психофизиологические. В зависимости от последствий влияния конкретных поражающих факторов, они в некоторых случаях разделяются на вредные и опасные.

Вредными факторами принято называть такие факторы жизненной среды, которые приводят к ухудшению самочувствия, снижения работоспособности, заболевания и даже смерти как следствию заболевания.

Опасными факторами называют такие факторы жизненной среды, которые приводят к травмам, ожогам, обморожениям, другим повреждениям организма или отдельных его органов и даже внезапной смерти.

Хотя деление поражающих факторов на опасные и вредные довольно условно, оно эффективно используется в охране труда в организации расследования и учёта несчастных случаев и профессиональных заболеваний, налаживания работы, направленной для разработку мероприятий и средств защиты работников, профилактику травматизма и заболеваемости на производстве.

По характеру и естественному влиянию опасные и вредные факторы разделяются на четыре группы:

  • Физические
  • Химические
  • Биологические
  • Психофизиологические
Физические факторы
  1. Повышена скорость движения воздуха
  2. Повышена или снижена влажность
  3. Повышено или снижено атмосферное давление
  4. Недостаточная освещённость
  5. Рушащиеся конструкции
Химические
  1. Химические вещества, которые пребывают в разном агрегатном состоянии (твёрдом, газообразном, жидком)
  2. Элементы, которые различными путями проникают в организм человека (через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, через кожные покровы и слизистые оболочки)
  3. Вредные вещества (токсичные, наркотические, раздражающие, удушающие, канцерогенные, мутагенные, тератогенные и др., влияющие на репродуктивную функцию)
Биологические
  1. Различные представители флоры и фауны
  2. Микроорганизмы
Психофизиологические
  1. Физические перегрузки (статическая, динамическая)
  2. Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Опасные и вредные факторы бывают скрытыми, неявными или же такими, которые трудно обнаружить или распознать. Это касается любых опасных и вредных факторов, равно как и источников опасности, которые порождают их.

Солнечное излучение, необходимое для существования всех живых организмов на Земле, в том числе человека, может служить причиной заболевания кожи. Привлекательная детская игрушка может выделять вредные вещества, а пассажир, который мирно клюет носом в кресле салона самолёта, может быть террористом. В каждом из этих случаев, как и во всех других, если источник опасности является очевиднее чем, например, взрывчатка, оружие, автомобиль, влиятельный вулкан, дом, который разрушается, мы говорим о наличии источника опасности, впрочем это не всегда означает наличие опасной ситуации.

Следует также знать, какой единственный источник опасности может ссылаться к разному роду опасных ситуаций, а последние порождают разные поражающие факторы. В свою очередь, поражающие факторы могут быть причиной новых опасных ситуаций или источников опасности.

Современная жизненная среда, даже бытовая, не говоря уже о производственной, содержит массу источников опасностей. Это и электроаппаратура, система водоснабжения, медикаменты, ядовитые и огнеопасные вещества и тому подобное. Для того, чтобы возникла реальная опасная ситуация, необходимо условие, «пусковой механизм», при котором потенциальная опасность переходит в реальную. Логическим путём развития опасности, реализации потенциальной угрозы является триада «источник опасности — корень (условие) — опасная ситуация».

Нормирование опасностей

По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы:

  • факторы, которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;
  • факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.

Принципы нормирования опасностей

  • Полное исключение воздействия опасности;
  • Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;
  • Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;
  • Регламентация интенсивности воздействия с учётом накопления негативного эффекта за длительные периоды.

Уровни воздействия на организм человека

Летальные уровни:

  • минимальные смертельные (единичные случаи гибели);
  • абсолютно смертельные;
  • среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).

Пороговые уровни:

  • порог острого действия;
  • порог специфического действия;
  • порог хронического действия.

Номенклатура опасностей на производстве

Номенклатура опасностей — перечень опасностей, характерных для производственного объекта и систематизированных по определённому признаку.

Номенклатура опасностей в алфавитном порядке по данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) состоит из более чем 100 факторов. На основе общей номенклатуры опасностей составляются номенклатура опасностей отдельных объектов (цехов, производств).

Квантификация опасностей

Квантификация (лат. quatum — сколько) — количественное выражение, измерение, вводимое для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Опасности характеризуются потенциалом, качеством, временем существования или воздействия на человека, вероятностью появления, размерами зоны действия. Потенциал проявляется с количественной стороны, например уровень шума, запылённость воздуха, напряжение электрического тока. Качество отражает его специфические особенности, влияющие на организм человека, например частотный состав шума, дисперсность пыли, род электрического тока. Применяются численные, балльные и другие приёмы квантификации. Мерой опасности может выступать и число пострадавших. Другой мерой опасности может быть и приносимый её реализацией ущерб для окружающей среды, который только частично может быть измерен экономически (в основном через затраты на ликвидацию последствий). Наиболее распространённой оценкой является риск — вероятность потерь при действиях, сопряжённых с опасностями.

Читать еще:  Что значит кап ремонт двигателя

Идентификация опасностей

Под идентификацией (лат. indentifico) понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования технических систем и качества жизни. В процессе идентификации выявляются номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и др. параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Методы обнаружения опасностей делятся на:

  • инженерный. Определяют опасности, которые имеют вероятностную природу происхождения.
  • экспертный. Он направлен на поиск отказов и их причин. При этом создаётся специальная экспертная группа, в состав которой входят разные специалисты, дающие заключение.
  • социологический метод. Применяется при определении опасностей путём исследования мнения населения (социальной группы). Формируется путём опросов.
  • регистрационный. Заключается в использовании информации о подсчёте конкретных событий, затрат каких-либо ресурсов, количестве жертв.
  • органолептический. При органолептическом методе используют информацию, получаемую органами чувств человека (зрением, осязанием, обонянием, вкусом и др.). Примеры применения — внешний визуальный контроль техники, изделия, определение на слух (по монотонности звука) чёткости работы двигателя и пр.

Прогноз степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах на основе расчетно-экспериментальных данных и экспертной оценки Текст научной статьи по специальности « Механика и машиностроение»

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Тихонов Дмитрий Владимирович, Тихонов Владимир Николаевич

Статья посвящена оценке степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах с применением натурно-модельного подхода и экспертного оценивания в случае отсутствия возможности использования пилотажного стенда.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Тихонов Дмитрий Владимирович, Тихонов Владимир Николаевич

FORECAST OF FLIGHT SEVERITY SITUATION WITH AN ENGINE FAILURE ON THE ASCENDING MANEUVERS BASED ON COMPUTATIONAL-EXPERIMENTAL DATA AND EXPERT JUDGMENT

The article is devoted to an assessment of danger degree of a flight situation with the engine failure on the ascending maneuvers using naturalmodel approach and expert evaluation in the absence of the possibility of using a pilotage stand.

Текст научной работы на тему «Прогноз степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах на основе расчетно-экспериментальных данных и экспертной оценки»

ПРОГНОЗ СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ПОЛЕТНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ОТКАЗЕ ДВИГАТЕЛЯ НА ВОСХОДЯЩИХ МАНЕВРАХ НА ОСНОВЕ РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

И ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ*

Д.В. ТИХОНОВ, В.Н. ТИХОНОВ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Корсуном О.Н.

Статья посвящена оценке степени опасности полетной ситуации при отказе двигателя на восходящих маневрах с применением натурно-модельного подхода и экспертного оценивания в случае отсутствия возможности использования пилотажного стенда.

Ключевые слова: самолет, восходящий маневр, отказ двигателя, методика оценки, натурно-модельный подход.

Следствием отказа силовой установки самолета может быть (без учета взаимодействия ее со смежными системами) как полная потеря тяги (однодвигательный самолет), так и развитие тяговой несимметрии при частичной потере тяги (два и более двигателей). В зависимости от этапа маневрирования и момента отказа возможны:

1. Затруднение выдерживания летчиком направления и крена на маневре и большая, чем обычно, потеря скорости.

2. Потеря скорости до величины, при которой невозможна балансировка разнотяговости без уменьшения тяги работающего двигателя, но на высоте, достаточной для вывода в горизонтальный полет, даже в случае уменьшения тяги работающего двигателя.

3. Описанная в п. 2 ситуация при дефиците времени на выработку и осуществление правильных действий летчиком для успешного прекращения маневра.

4. Описанная в п. 2 ситуация, но на высоте, недостаточной для вывода в горизонтальный полет из сложного положения, в случае потери скорости вплоть до околонулевой; успешное прекращение или завершение маневра практически невозможно.

5. Описанная в п.п. 2, 3, 4 ситуация при неправильных действиях летчика, приводящих к сваливанию и штопору самолета.

6. Возможность сваливания при больших углах скольжения на углах атаки, менее допустимых как результат тяговой несимметрии.

Наибольшую опасность при отказе двигателя представляют восходящие маневры, выполняемые с малых высот и минимальных разрешенных скоростей ввода. Критичность условий предопределена: во-первых, недостаточностью аэродинамических факторов для управления и тяговой несимметрией, которую «нечем парировать» именно на малых высотах; во-вторых, минимальным или недостаточным запасом высоты для вывода самолета в горизонтальный полет и, как следствие, дефицитом времени на анализ ситуации, выработку и осуществление грамотных действий летчиком по прекращению маневра или покиданию воздушного судна.

Необходима оценка опасности ситуации с выработкой рекомендаций летному составу по действиям в подобных случаях. В то же время в большинстве случаев при испытаниях использование пилотажного стенда с достоверной программно-математической моделью движения в предельной области режимов полета и за ее границей не представляется возможным.

Для прогноза степени опасности отказа двигателя на маневре предлагается движение относительно центра масс и эффективность управления для парирования тяговой несимметрии оце-

Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 14-08-01109-а.

нивать в летном эксперименте по существующим методикам [1], а траекторное движение моделировать с последующим совместным анализом полученных материалов и определением границы области безопасного пилотирования.

Такой подход обусловлен следующим.

Траекторное движение можно формализовать и моделировать при наличии небольшого количества исходных данных с достаточным уровнем достоверности.

Движение относительно центра масс при отказе двигателя, а также влияние падения скорости вплоть до околонулевых значений на эффективность управления моделировать весьма затруднительно, т.к. изменяется большое количество параметров, подверженных влиянию большого количества факторов, которые и сложно учесть, и не менее сложно представить в виде достоверной модели. В таких условиях достоверная оценка может быть получена только в натурном эксперименте. При этом возможно обеспечить безопасность методически, применяя в летных экспериментах стандартные методики летных испытаний с последующим приведением полученных результатов к заданным условиям маловысотного полета [1].

Для описания траекторного движения в среде МА^АВ построена математическая модель процесса квазипространственного маневрирования.

Модель принята в виде, обеспечивающем ее универсальность и инвариантность к типажу самолетов, виду задания модели тяги двигателей [2]. Используются уравнения движения в виде:

— = — U/ny — cos л- sin л cosu.) dt V^* у 7

— = g(nx — sin л sin ||) dt

где (рис. 1) ц — угол разворота в плоскости движения, отсчитываемый от начального направления движения; п — угол наклона плоскости фигуры к горизонту: П = 0 — маневр в горизонтальной плоскости, п = п/2 — маневр в вертикальной плоскости; Дх — тангенциальная перегрузка; пу — нормальная перегрузка; V — воздушная скорость; m — масса самолета; g — ускорение свободного падения.

Перегрузки ^ и пу определяются по формулам:

проекции аэродинамических сил, действующих на само-

лет, на оси полусвязанной системы координат [3]; Cya = f(a, M) — коэффициент подъемной силы; Cxa = Cx0 + Cxi — коэффициент лобового сопротивления; Cx0 = f(M) — коэффициент лобового сопротивления при нулевом угле атаки; Cxi = f(Cya, M) — коэффициент индуктивного сопротивления; Р = f(M, H) — тяга двигателей.

Модель тяги реализована с использованием стандартного блока двухмерной интерполяции Simulink MATLAB (Lockup Table), в качестве исходных данных использованы высотно-скоростные характеристики двигателей Р = f(M, H), скорректированные по результатам летных испытаний. Зависимости Cya = f(a, M), Cx0 = f(M), Cxi = f(Cya, M) также корректируются по результатам летных экспериментов, хотя для предварительного прогноза возможно использова-

ние только продувочных данных. Их представление, а также представление зависимостей допустимых значений угла атаки и перегрузки от числа М в математической модели реализованы так же, как и для высотно-скоростных характеристик двигателей.

Для определения угла наклона траектории 0 и угла поворота траектории ф используются зависимости:

0 = arcsin(sin ^sin р);

Читать еще:  Шорт блок двигателя что это такое

Ф = — arccos(cos0 cosp).

Координаты в нормальной земной системе координат определяются решением уравнений:

dp = Vcos 0 cosф

— = Vcos 0 sin ф dt

При построении и использовании модели приняты следующие допущения:

— самолет рассматривается как материальная точка, в процессе выполнения фигуры масса самолета не изменяется;

— при моделировании отказа двигателя его тяга уменьшается ступенчато, увеличение сопротивления от отказавшего двигателя (при моделировании отказа) не учитывается;

— моделирование производится в стандартных атмосферных условиях;

— не учитывается изменение траекторных параметров (угла наклона траектории, индикаторной скорости, высоты), а также перегрузки и угла атаки из-за движения самолета относительно центра масс при отказе одного двигателя.

В качестве типового пространственного маневра для моделирования выбрана косая петля, т.к. такая модель обеспечивает оценку параметров движения при любых наклонах плоскости фигуры и обеспечивает решение поставленной задачи в отношении всего спектра возможных восходящих маневров.

Моделирование выполняется, как правило, для двух законов управления:

1) «оптимального» (изменение управляющих параметров в процессе выполнения маневра, обеспечивающее выполнение фигуры с квазиминимальной потерей полной энергии — значения угла атаки и перегрузки максимально приближены к соответствующим максимальной энергетической скороподъемности);

2) «форсированного» (изменение управляющих параметров в процессе выполнения маневра, обеспечивающее выполнение фигуры с минимально достижимым радиусом, — выдерживаются максимально допустимые значения перегрузки либо угла атаки).

Опорные высоты ввода в маневр для моделирования определяются по результатам анализа области выполнимости петли Нестерова (как наиболее критичного вида восходящего маневра). Исследования для каждой из определенных для моделирования высот ввода начинаются из середины области выполнимости с постепенным уменьшением скорости ввода. Шаг уменьшается по мере приближения к границе области выполнимости.

Для апробации описанного подхода моделирование выполнялось для современных отечественных маневренных самолетов: Миг-29, Су-27УБ, Як-130 на режимах максимальной тяги -бесфосажной и на форсаже. Так как наиболее неблагоприятным с точки зрения безопасности является отказ двигателя в первой четверти петли, моделировался отказ при углах наклона траектории 0отк = 0°; 15°; 30°; 45°; 60°; 90о.

Методика анализа результатов

Анализ результатов осуществляется сопоставлением фазовых траекторий самолета на плоскости (высота — индикаторная скорость), полученных при моделировании, с границами области возможной балансировки разнотяговости рулем направления без кренения, полученными в летных экспериментах (рис. 2, 3).

» Штатное выполнение фигуры

«» Граница потери управления

50 100 150 200 250 300 350 400 450 V¡,Km/4

Рис. 2. Фазовые траектории в координатах Vi = f(H). Самолет Як-130, петля Нестерова, «Максимал», «оптимальный» закон управления, Vi вв = 350 км/ч, Нвв = 50 м

» Штатное выполнение фигуры

■ Граница потери управления

100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 Vi- км/ч

Рис. 3. Фазовые траектории в координатах Vi =f(H). Су-27УБ, петля Нестерова, «оптимальный» закон управления, полный форсаж, Нвв=50 м, Vi вв=470 км/ч

Авто на гарантии: вернуть деньги или добиться ремонта

Вы купили машину из салона, но она оказалась с неполадкой. Закон дает 15 дней, чтобы вернуть деньги, требовать такую же машину, но новую (ст. 18 закона о защите прав потребителей «Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»). Или купить другую в этом же салоне, а цену пересчитать (например, доплатить недостающую сумму). При этом неважно, насколько серьезным окажется недостаток: правом можно воспользоваться, даже если не работает стеклоподъемник или не включается обогрев зеркал.

Гарантийный ремонт: что нужно знать

Можно обратиться к дилеру, чтобы авто бесплатно отремонтировали. Со дня покупки владелец может рассчитывать на бесплатный гарантийный ремонт. На каждый новый автомобиль дилер дает гарантию. Она зависит от производителя. Например, у BMW – 2 года. Большинство производителей ограничивают гарантию не только количеством лет, но и километражем. В основном это 100 000 км пробега (например, у Chery, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и других). Некоторые дают гарантию на кузов от сквозной коррозии: Audi и Ford – 12 лет, а у отечественных авто – вдвое меньше. Если гарантию не установил сам производитель, то, согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей, этот срок будет 2 года.

Гарантия означает, что ремонт будет бесплатным, если поломка произошла по вине производителя: из-за заводских дефектов или некачественной сборки. В сервисной книжке завод-изготовитель прописывает детали гарантии и условия, при которых владельцу ТС могут отказать в гарантийном ремонте. Как правило, это нарушение правил эксплуатации автомобиля, например, если обслуживание и ремонт проводились не у официального дилера. Скорее всего, не отремонтируют бесплатно машину, если на кузове просто появилась ржавчина, а не «сквозная коррозия», как обычно прописывают в документах.

Гарантии можно лишиться, если вы решили отремонтировать машину сами, а потом что-то сломалось, или после тюнинга. Еще одна из частых причин отказа – использование некачественного топлива. Но часто это просто уловка, говорит Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Эксперт рассказывает, что у нее в практике был такой случай. Водителю отказали в гарантийном ремонте, потому что он якобы использовал плохой бензин. Доказать, что причина дефекта не связана с топливом, удалось только на втором круге дела, проведя повторную экспертизу. Вячеслав Балдин, адвокат АБ Адвокатское бюро Asterisk Адвокатское бюро Asterisk Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 12 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 35 место По выручке × , резюмирует, что если качество топлива, тюнинг или авария не повлияли на производственный недостаток, то дилер (продавец) обязан произвести гарантийный ремонт.

Так, Роман Громов* купил у ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» новую машину, а через несколько месяцев попал в аварию. Страховая решила, что автомобиль не подлежит восстановлению, но Громов ее починил и продал. На тот момент авто еще было на гарантии. Новый владелец Иван Карпенко* проводил техническое обслуживание у официального дилера, но когда у машины сломался двигатель, ему отказали в ремонте, ведь машина была в ДТП (негарантийный случай).

Карпенко провел независимую экспертизу, которая подтвердила, что авария и отказ двигателя никак не связаны, проблема носит производственный характер. Тогда он отремонтировал машину в другом сервисе, а затем обратился с иском к ООО «Динамика Архангельск Митсубиши» о взыскании 500 000 за ремонт, 62 000 руб. за эвакуацию, 16 000 руб. за оценку, 5000 руб. за моральный вред. Первая инстанция иск удовлетворила, апелляция решение «засилила». Дело дошло до ВС, который с нижестоящими судами согласился (№ 1-КГ19-13).

Пока действует гарантия, бремя доказывания лежит на продавце. Это он должен объяснить, почему возникшая неисправность не является производственным дефектом. Причем доказательства отсутствия вины производителя должны быть бесспорными, говорит Балдин. Если экспертиза говорит о том, что недостаток мог возникнуть по различным причинам, то суд должен разрешить дело в пользу покупателя. Так произошло по делу № 88-581/2020.

Если с гарантийным ремонтом затянули

Время, за которое дилер должен исправить поломку, ограничено. На ремонт по гарантии ему дается 45 дней (согласно п.1 ст.20 закона о защите прав потребителей «Устранение недостатков товара изготовителем»). Если этот срок прошел, то недостаток признается существенным. Тогда по закону о защите прав потребителей можно отказаться от договора купли-продажи, требовать возврата денег или обмена автомобиля. Нужно учитывать, с какого времени дилер рассчитывает 45-дневный срок, потому что на практике с этим возникают проблемы, особенно если машину надо транспортировать в другой город.

Срок устранения недостатков исчисляется с момента предъявления требований о ремонте, а не фактической доставки товара в ремонтную организацию.

Анастасия Гурина, адвокат АБ S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 18 место По выручке 25-27 место По количеству юристов 6 место По выручке на юриста (более 30 юристов) ×

Читать еще:  Chery amulet какой двигатель можно поставить

Так, в 2013 году Виктор Максимов* купил автомобиль Hyundai у ООО «Флагман» за 1,6 млн руб. Импортером был ООО «Хенде Мотор СНГ». Гарантия на машину составила 5 лет или 120 000 км пробега (что наступит раньше). В 2015 году Максимов обнаружил недостатки лакокрасочного покрытия, а потом пришел в негодность и двигатель.

  • 15 июля Максимов направил претензию об устранении поломок импортеру
  • 17 августа ТС эвакуировали в сервисный центр
  • 28 августа Максимову сообщили, что все сделали
  • 31 августа он приехал в сервисный центр, чтобы забрать машину, но выяснилась, что она еще на ремонте
  • 3 сентября машину вернули владельцу

После этого общество защиты прав потребителей и граждан «Гражданская позиция» в интересах Максимова обратилась с иском к ООО «Хендэ Мотор СНГ». Они просили заменить машину, взыскать неустойку (25 000 руб.), штраф и компенсацию морального вреда (100 000 руб.). Первая инстанция и апелляция сочли, что дилер уложился в 45-дневный срок, так как его надо считать с того дня, как авто забрали на ремонт. Их поправил ВС. Он указал, что считать нужно было с 15 июля, тогда получается 51 день. ВС вернул спор на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 32-КГ16-31). Рассмотрев дело повторно, суд решил обязать «Хендэ Мотор СНГ» заменить Максимову автомобиль на такой же, а еще взыскать неустойку, штраф и компенсацию морального вреда – всего почти 620 000 руб. (дело № 33-1630).

Когда еще можно вернуть деньги или обменять авто

Если в гарантийном ремонте владельцу авто отказали или гарантия просто закончилась, то можно вернуть деньги или обменять авто в пределах срока службы машины (указывает производитель в сервисной книжке; если не установил, то 10 лет по ЗоЗПП) . Помимо нарушения сроков ремонта (о котором выше), это возможно в случаях, если:

  • недостаток существенный;
  • товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.

Критерии существенности указаны в постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п. 13:

  • недостаток нельзя устранить;
  • расходы и потраченное время будут несоразмерны;
  • обнаружено несколько дефектов или они повторно появились уже после ремонта.

Существенными суды признают неполадки, например, с автоматической коробкой передач. Аркадий Паромный* приобрел авто у ООО «ТК 103». После покупки начались проблемы (дело № 33-43192/2018). Машина дергалась, когда трогалась с места, набирала обороты, но не ускорялась. Тогда Паромный обратился к официальному дилеру для диагностики. Она показала неисправность коробки. Считая эту поломку существенной, Паромный обратился в автосалон, где купил машину, с претензией, чтобы вернуть деньги. Ему отказали. Тогда он направил иск к ООО «ТК 103». Первая инстанция ему отказала, но апелляция признала поломку КПП существенной и удовлетворила иск частично, взыскав в пользу покупателя деньги за машину, расходы на представителя и штраф (суммы вымараны из акта).

Неисправность двигателя тоже считается существенным недостатком. В KIA CEED Игоря Волохова* обнаружили производственный дефект катушки зажигания четвертого цилиндра. В итоге суды взыскали с дилера стоимость автомобиля, а также расходы на экспертизу и представителя, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Всего 1,7 млн руб. (дело № 33-7626/2018).

Расторгнуть договор купли-продажи можно и из-за ржавчины, но если она появляется вновь и вновь. Олег Дьяков* в 2013 году купил у ООО «Авто-Спектр» KIA Sorento. Ему дали гарантию на машину 5 лет. Спустя два года на иномарке появились следы коррозии, по требованию Дьякова автомобиль подкрасили. Но через год ржавчина опять появилась. Тогда собственник обратился с претензией о возврате денег за машину к дилеру, а затем в суд. Две инстанции решили, что раз недостаток вновь проявляется, то его можно признать существенным. Они взыскали с ООО «Авто-Спектр» в том числе и стоимость автомобиля (дело № 33-21597/2018).

Если же говорить о том, является ли недостаток существенным, то тут важен вывод суда, устранимый он или нет. Этот вывод, скорее всего, будет основан на заключении эксперта. Если отремонтировать можно, то будет приниматься во внимание длительность и стоимость работ, а также то, появляется ли поломка вновь.

Галина Гамбург, руководитель практики имущественных и обязательственных отношений Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×

На практике бывает, что потребителям отказывают из-за несущественности недостатка. Так, Владислав Губкин* купил Ниву в «АвтоАвангард» за сумму около 500 000 руб. Спустя девять месяцев (а гарантия была два года) собственник пожаловался в автосалон на постоянно уменьшающийся уровень жидкости кондиционера, он хотел, чтобы специалисты это исправили. Но во время проверки никаких неисправностей обнаружено не было. Проблема повторялась, поэтому покупатель еще раз обратился в сервисный центр «АвтоАвангарда». И только на этот раз специалисты выявили дефект – негерметичность трубопровода. Губкин устал от того, что новая машина ломается, поэтому он попросил «АвтоАвангард» заменить машину на другую. А получив отказ, обратился в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что неполадку кондиционера никак нельзя признать существенным недостатком, то есть компания не обязана заменить машину (дело № 29-КГ20-3-К1).

Мойка двигателя автомобиля

Загрязнения моторного отсека снижают эффективность работы двигателя за счет излишнего нагрева, мешают визуально оценить возможные неисправности и влияют на срок службы мотора.

Своевременная мойка двигателя с последующей консервацией защищает его от перегрева , а резиновые и металлические элементы, приводные ремни, провода — от растрескивания и разрушительного влияния масло- и бензостойких загрязнений и реагентов .

Процедуру также рекомендуется пройти при предпродажной подготовке машины.

Cтоимость услуги

Специалисты Chisto Kristo знают: чем чаще владелец автомобиля на нем ездит и чем сложнее условия эксплуатации транспортного средства в Москве и Подмосковье (езда по бездорожью и асфальтовому полотну, покрытому солями, реагентами, битумом, известью), тем чаще должен мыться двигатель.

Стоимость услуги:

  • 1000 ₽ ( подразумевает нанесение более дешевого состава без консервации);
  • 2000 ₽ (использование фирменного немецкого состава + консервации для защиты двигателя и закрепления эффекта).

Как происходит мойка

Мойка двигателя машины в Chisto Kristo проходит ряд следующих этапов.

1. Подготовительный :

  • если двигатель горячий, его остужают;
  • квалифицированный мастер проверяет подкапотное пространство автомобиля, производит визуальный осмотр и укрывает те части моторного отсека, которые нельзя подвергать воздействию воды;
  • далее следует уборка крупного мусора и загрязнений, если таковые присутствуют;
  • снимаются отдельные пластиковые кожухи для ручной мойки, отсоединяются клеммы аккумулятора, если требуется.

2. Непосредственно мытье и просушка моторного отсека :

  • нанесение моющего состава с помощью специального оборудования;
  • удаление остатков загрязнений водой (без напора);
  • контроль на предмет полного удаления загрязнений;
  • продувка подкапотного пространства сжатым воздухом.

3. Нанесение консерванта , если это предусмотрено, с целью отталкивания грязи и продления мотору жизни.

4. Выходной контроль .

Процедура занимает максимум 40 минут.

Безопасна ли мойка для системы зажигания и проводки

Мойка двигателя абсолютно безопасна для автомобиля, если выполняется согласно технологической карте, как в автомоечном комплексе Chisto Kristo в Пушкино.

Нет ни малейшей опасности залива генератора, аккумулятора, отверстий для забора воздуха и отказа электронных компонентов, поскольку в процессе мойки специалисты действуют строго по протоколу , исключающему повреждение любых элементов. Плюс операторы Chisto Kristo используют не обычный моющий шампунь, который может окислить контакты, а специальный состав, безвредный для автомобиля.

Даже раритетные авто допускают подобный уход с целью поддержания эффективной работы мотора. Более того, процедура показана двигателям, вышедшим из строя по неизвестной причине. Часто ее удается обнаружить лишь после такой чистки.

Запись на процедуру не требуется. Подъезжайте в Chisto Kristo в удобное для себя время!

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector