Что помпа делает в двигателе - Авто журнал "Гараж"
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что помпа делает в двигателе

Помпа замедленного действия: о чем умалчивают на ВАЗе

Двигатели отечественной разработки для Грант, Калин, Приор, Вест и Иксреев, за исключением ВАЗ-11183, относятся к категории «втыковых». Что означает — при обрыве ремня газораспределительного механизма поршни встречаются с клапанами. Читай — рвануло и привело мотор к дорогостоящей в ремонте разрухе.

Двигатель ВАЗ-21116

И ежу ясно: если вовремя менять ремень, натяжные ролики и помпу, то риск получить разруху, уж если и не будет сведен к нулю (поправка на некачественные комплектующие), то станет существенно меньше.

Клапана двигателя ВАЗ-21116

Рядовому потребителю из официальных документов доступны только те, что прилагаются к автомобилю. Что из них следует? Открываем сервисную книжку Гранты. Замена ремня ГРМ — на 75 тыс. километров пробега для 8-клапанного мотора, про ремень 16-клапанного ни слова! Та же ситуация и с Калиной — мне попалась книжка, где об одном двигателе молчок, а на другом только проверяем состояние ремня, но и речи нет о плановой замене. С Приорой еще веселее — встречаются сервисные книжки, где вообще ни слова о механизме газораспределения, зато ремень компрессора кондиционера упоминают чуть ли не в каждом талоне ТО.

С Вестой и Иксреем прогресс налицо — на 45, 75, 105, 135 и 165 тыс. регулируем зазоры в механизме газораспределения. А первый раз планово вспоминаем ремень ГРМ вместе с роликами на 180 тыс. километров пробега! Это для 16-клапанных моторов ВАЗ-21129, 21179 и 8-клапанника Весты ВАЗ-11189. Не могу обойтись без цитаты: «2.11. Заменить ремень ГРМ вместе с роликами. 2.12. Заменить зубчатые шкивы коленчатого вала и распределительного вала (валов). Заменить зубчатый ремень, натяжитель и опорный ролик (для двигателя ВАЗ-11189 8-кл. только натяжитель) привода газораспределительного механизма двигателя. Отрегулировать натяжение зубчатого ремня». Мало того что масло масляное (дважды меняем один и тот же ремень), из всех деталей не вспомнили о самой уязвимой — помпе!

Водяной насос системы охлаждения двигателя

Вот она, мина — водяной насос. Относится к системе охлаждения, но приводится ремнем механизма газораспределения. Если помпа даст клина из-за кончины подшипника, то срежет зубья у ремня, и далее — разруха в моторе. И именно об этой детали «забыли» упомянуть в разделе регламентных работ всех сервисных книжек. Что с ней делать? Потребителю остается только гадать. Ждать кончины от естественного износа на «втыковом» моторе? Глупость. А если менять, то когда? Похоже, мина даже не сам водяной насос, а совершеннейшее к нему пренебрежение во всей официальной для потребителя «литературе» ВАЗа.

Новые вазовские моторы сейчас комплектуют качественными зубчатыми ремнями известных брендов. Верю, если не попадет на него масло — 180 тысяч он выходит. Но неужели разница в комплектующих столь велика, что на 8-клапаннике ВАЗ-11186 для Гранты ремень надо менять на 75-й тысяче, а на его ближайшем родственнике ВАЗ-11189 — на 180-й?

Продолжим исследование. Шкивам и вовсе сносу нет. Подшипник прижимного ролика до 180 тысяч? Допустим, хотя верится с трудом. Только зачем менять все это хозяйство на 180-й тысяче, если расчетный ресурс мотора — 220 тыс. км? Освежить перед кончиной или капремонтом? Не верите — посмотрите на фото, отснятое в цехах, где производят двигатели ВАЗа.

Регламентные работы для двигателей ВАЗа.

Сейчас на новых моторах применяют и корейские помпы, по слухам, более качественные. Но хоть режьте меня — не выходит ни одна помпа 200 тысяч. Не верю! Мало того, вижу полную неразбериху в сервисных книжках, отсутствие единого подхода к обслуживанию одних и тех же газораспределительных механизмов от модели к модели и, главное, безразличное отношение к потребителю. Не от всех заводчан — от тех, кто отвечает за конкретное направление и убивает бестолковыми бумажками работу других создателей автомобилей Волжского автозавода. Но коли заряд заложен, а специалисты не помогли, значит, разминировать будем сами.

Насос охлаждающей жидкости корейского производства к двигателю ВАЗ-21179

Владелец любой пожилой иномарки с ремнем в приводе ГРМ подтвердит — ремонтники настаивают на том, чтобы при плановой смене ремня заменять и помпу, и прижимные ролики с подшипниками в сборе. И детали эти зачастую продаются комплектом. Причем со скидкой — весь набор дешевле, чем ремень, ролики, помпа в отдельности.

Не хочу лишний раз убеждать, что скупой платит дважды, но с годами пришел к выводу — западные производители вписывают в регламент смену ремня не из-за ремня как такового, а из-за помпы и подшипников натяжителей. Просто нужен повод для надежности сменить весь комплект деталей, связанный с приводом распредвала, и они его нашли.

Предлагаю так же действовать и с нашими двигателями. Почему? Формально на каждом ТО надо бы снять крышку и осмотреть ремень ГРМ и водяной насос. Надрыв ремня увидеть можно, подтек на помпе — тоже. И в том, и в другом случае деталь меняют не затягивая. Но это неисправность. А если все внешне нормально, идеальный вариант — включить профилактическую замену в регламент.

Ремень ГРМ

Как бы действовал сам, не имея четких указаний в сервисной книжке? И на 8-клапанном, и на 16-клапанном моторе менял бы как минимум помпу, а лучше и ремень, и натяжитель в промежутке между 60-й и 70-й тысячей километров пробега. По сроку, если пробеги небольшие, на шестой год эксплуатации.

Устройство и принцип работы насоса системы охлаждения двигателя (помпы)

Для обеспечения циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя автомобиля применяется центробежный насос, или помпа. Он может иметь механический или электрический тип привода. Если помпа неисправна, вся система охлаждения будет находиться в нерабочем состоянии, что приведет к перегреву двигателя.

  1. Устройство насоса системы охлаждения
  2. Принцип работы помпы охлаждения двигателя
  3. Виды насосов охлаждающей системы
  4. Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Устройство насоса системы охлаждения

Конструктивно помпа представляет собой классический центробежный насос для перекачки воды и неагрессивных жидкостей. Она состоит из следующих деталей:

  • Герметичный корпус. Он имеет сложную форму и чаще всего изготавливается из алюминиевых сплавов. Для подключения в систему в корпусе выполнены два патрубка – всасывающий и напорный. Первый подключается к магистрали, идущей от радиатора, а второй к магистрали рубашки охлаждения двигателя.
  • Вал – осуществляет передачу вращения от привода к крыльчатке помпы.
  • Крыльчатка, или рабочее колесо. Имеет лопасти специальной формы, с помощью которых осуществляет нагнетание охлаждающей жидкости в систему.
  • Приводной шкив.
  • Уплотнители (сальники) – предотвращает утечку охлаждающей жидкости в местах крепления насоса к магистралям.
  • Подшипники.

Располагается помпа в системе охлаждения двигателя между радиатором и рубашкой. Чаще всего – это передняя часть мотора.

Изначально в качестве охлаждающей жидкости применялась просто очищенная вода, а потому такой насос нередко называют помпа водяного охлаждения двигателя. Сейчас этот термин неактуален, поскольку для охлаждения применяют не чистую воду, а водные растворы с ингибиторами коррозии (в теплом климате) и антифризы (в зимнее время), в состав которых также входит этиленгликоль.

Принцип работы помпы охлаждения двигателя

Главной задачей насоса системы охлаждения является создание избыточного давления для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в контурах. С практической стороны это ускоряет процесс теплообмена между узлами двигателя и охлаждающей жидкостью.

Читать еще:  Как установить дистанционный пуск двигателя

При запуске двигателя автомобиля привод насоса через ременную передачу и вал передает вращательное движение рабочему колесу. В этот момент на входе (всасывающем патрубке) создается разрежение, способствующее всасыванию жидкости в помпу. Жидкость при этом находится в охлажденном состоянии, так как поступает из радиатора системы охлаждения.

Попадая в центральную часть помпы, жидкость движется по лопастям крыльчатки и под действием центробежной силы нагнетается через выходной патрубок в рубашку системы охлаждения двигателя (к головке блока цилиндров). Под действием высокого давления охлаждающая жидкость проходит по контуру через основные узлы и выполняет отвод тепла. После этого она вновь возвращается к радиатору, где остужается и всасывается насосом для нового цикла охлаждения.

Виды насосов охлаждающей системы

Используемые в современном автомобилестроении насосы охлаждающей жидкости не имеют принципиальных конструктивных отличий. Но они могут разделяться в зависимости от типа привода, назначения и конструкции корпуса. Привод насоса может осуществляться двумя способами:

  • Механический – вал помпы соединен при помощи ременной передачи с коленвалом или распредвалом мотора. В этом случае она приводится в движение синхронно с запуском двигателя.
  • Электрический – в такой схеме вал насоса приводится в движение дополнительным электродвигателем, работа которого контролируется электронным блоком управления двигателя (ЭБУ).

По назначению помпа автомобильного двигателя может быть:

  • Основной. Такой насос выполняет непосредственную перекачку жидкости в системе охлаждения.
  • Дополнительной. Устанавливается не на всех автомобилях и может предназначаться для вспомогательного охлаждения в регионах с очень жарким климатом, снижения температуры отработавших газов, охлаждения турбонагнетателя в моторах с турбонаддувом, дополнительного охлаждения двигателя после остановки. В отличие от основного насоса, дополнительный приводится в работу индивидуальным электродвигателем.

Сроки эксплуатации насоса для перекачки охлаждающей жидкости зависят от типа конструкции его корпуса. По этому параметру различают:

  • Разборные. Этот тип применяется в старых и отечественных автомобилях. Такая конструкция позволяет выполнить ремонт и промывку помпы.
  • Неразборные. В большинстве стран помпа двигателя считается недорогой расходной запчастью, а потому многие производители перешли к изготовлению неразборных насосов. Их необходимо полностью заменять каждые 60 тысяч километров пробега автомобиля. При установке нового насоса обязательно выполняется замена приводного ремня.

Помимо описанных выше конструкций, также существуют отключаемые насосы. Они позволяют отключать поступление охлаждающей жидкости, пока она не прогреется до температуры 30°С. Это позволяет обеспечить более быстрый прогрев двигателя и улучшить показатели расхода топлива.

Возможные неисправности помпы системы охлаждения

Поломка насоса охлаждающей жидкости может привести к остановке всей системы. Это может серьезно отразиться на состоянии двигателя. Наиболее частыми проблемами помпы являются:

  • Износ уплотнителя (сальника). В этом случае происходит утечка охлаждающей жидкости.
  • Поломка рабочего колеса. При разрушении крыльчатки нагнетание жидкости становится хуже (падает давление) или вовсе прекращается.
  • Заклинивание подшипников. Если смазка насоса ухудшается, что также может быть следствием подтекания жидкости охлаждения, помпа начинает работать с перебоями.
  • Увеличение люфта между крыльчаткой и валом насоса. В процессе работы рабочее колесо, закрепленное на валу, может разболтаться, что приводит к нестабильной работе помпы и другим поломкам.
  • Химическая коррозия. Чаще всего эта проблема затрагивает рабочее колесо насоса и возникает, если используются жидкости низкого качества.
  • Разрушение под действием кавитации. Пузырьки воздуха, которые могут возникать при работе насоса, интенсивно разрушают его изнутри, что приводит к ломкости деталей и их поражению коррозией.
  • Загрязнение системы. Химические отложения и просто грязь, попадающая внутрь насоса, со временем образуют твердый налет на его деталях, что затрудняет вращение рабочего колеса и прохождение жидкости.
  • Разрушение подшипников. В этом случае при работе насоса появляется характерный свист. Заменить такие подшипники сложно, а потому в этом случае насос просто меняют.
  • Обрыв ремня привода. При использовании некачественного ремня или несвоевременной его замене может произойти разрыв или проскальзывание.

При остановке работы системы охлаждения двигателя всего на 5-6 минут может произойти перегрев двигателя. Действие высоких температур нарушает геометрию головки блока цилиндров и ведет к повреждениям кривошипно-шатунного механизма. Не стоит игнорировать мелкие неисправности системы охлаждения, так как в дальнейшем они могут привести к серьезному ремонту.

Что помпа делает в двигателе

Скоро тоже предстоит замена ГРМ, теперь не могу определиться с помпой. Сначала хотел заказать Powerfull, но прочитав тут негативные отзывы на нее, выбор пал на обычную ТЗА, а теперь вот PowefullLux еще появился. Даже и не знаю что теперь делать

Ткни пальцем на негативные отзывы по Powerfull. Я уже час листаю не нашёл ни одного. Да и как найти, она только с 2016 года пошла. Пробеги на них должны быть не больше 20000 км.
У меня на подопытных три штуки крутятся и пока без проблем.

Один отзыв ничего не решает и «погоду» в целом, не делает.

я их много установил и уже имеется не один негатив, недавно вернулась ещё одна с шорохом в подшипнике, пробег 7 т км, течи нет.

Ну хорошо, установил. Но не писал же о негативном мнении пользователей. Нет фото, отзывов. Не хочу сказать, что данная помпа идеал, но всё же, оценку как дать?

я сам лично проехал на ней км 200 и снял её, шумно работает подшипник отдал назад продавцу, выше где то описывал этот факт да и качает она не так как рекламируют, хуже чем ДААЗ . Там же ещё был отзыв по шуму. Лучше взять простую ТЗА, последнее время нареканий по ней нет и работает тихо.

я сам лично проехал на ней км 200 и снял её, шумно работает подшипник отдал назад продавцу, выше где то описывал этот факт
Да, я читал.
Там же ещё был отзыв по шуму. Может смазки мало в подшипнике. И не добавишь (для любителей помазать). Отверстие не сквозное.

Добавлено через 2 минуты
шумно работает подшипник отдал назад продавцу,
Алексей Павлович, а каким образом вернул, проблематично, за б/у?

Может смазки мало в подшипнике. И не добавишь (для любителей помазать). Отверстие не сквозное.
я даже не пытался, деталь должна быть готова к работе.

Добавлено через 5 минут
Алексей Павлович, а каким образом вернул, проблематично, за б/у?
заказывал её в магазине запчастей, привезли из Тольятти, цена 1215р. В магазин и сдал назад, повезут обратно на родину, это уже не моё дело. Помпа шумела от вращения рукой, приняли без вопросов.

Да не, я не к тому, что надо добавить смазки. Я к тому, что даже не посмотреть, есть смазка, или нет. Здесь вроде или на ЛКФ кто-то отписывался, что добавлял смазку. Но смешивание смазки, не зная какая там заложена, тоже вроде не вариант. На предыдущих ТЗА на подшипнике сквозное отверстие, так для успокоения души и то можно глянуть, хотя и не узнаешь, сколько заложили и какую.

Читать еще:  Двигатель 2lt дизель расход топлива

у меня это уже прошло не интересно, есть что поставить другое получше. Был интерес опробовать супер помпу, попробовал, оказалось супер у меня своя.

Даже её каталожный номер засекречен.

Добавлено через 3 минуты
Кто нибудь ставил корейскую помпу от 179-го двигателя за 8К ? Подходит ли она и есть ли нарекания?у одного знакомого стоит , но он только поставил 3 тыс км пока проехал рано ещё что то говорить о ней . Да подходит на наш двиг . без проблем .

Глупости здесь не пишите. Мы на Toyota Yaris недавно ставили GMB GWT-113A по цене 2200 рублей. Пр-во Ю.Корея. Средняя цена у GMB на помпы которые заказывали была 2000 руб. Самая дорогая была на Land Cruiser 2800 GMB GWT65A.
Меня больше удивляет цена помпы GMB 21176-1307010-00 для 21179 двигателя! Меньше 7000 руб. не встречал.В целом что скажешь(те) про ГМБ как производителя помп ,как они на ино ходят ?

Добавлено через 3 минуты
Сомнительная контора. Совершенно ничего сомнительного ,такой же ретейлер как и Экзист,Эмекс и им подобные лично, там дааз помпу брал и торм. колодки ТИИР-295 на волгосуппорт , больше никто ее по интернет магазинам не продаёт я по крайней мере не находил .

Глупости здесь не пишите. Мы на Toyota Yaris недавно ставили GMB GWT-113A по цене 2200 рублей. Пр-во Ю.Корея. Средняя цена у GMB на помпы которые заказывали была 2000 руб. Самая дорогая была на Land Cruiser 2800 GMB GWT65A.
Меня больше удивляет цена помпы GMB 21176-1307010-00 для 21179 двигателя! Меньше 7000 руб. не встречал.

тоже сегодня купил GMB GWT-144A Japan за 1870рублей

И ещё . Судя по тому как упала цена модуль впуска с 21179 мотора я брал за 7500, сейчас люди его находят уже по 4000 руб. Думаю тоже самое произойдёт и с помпой ГМБ , уже сейчас если оооочень постараться то её можно найти по 6 тыр . Принимая информацию что ГМБ локализовала производство помп в Тольятти цена должна выровняться ,а вот качество .

Добавлено через 2 минуты
тоже сегодня купил GMB GWT-144A Japan за 1870рублейН да и после этого ,новые веяния в ценообразовании на ориг. запчасти ВАЗ немного раздражают если честно .

И ещё . Судя по тому как упала цена модуль впуска с 21179 мотора я брал за 7500, сейчас люди его находят уже по 4000 руб. Думаю тоже самое произойдёт и с помпой ГМБ , уже сейчас если оооочень постараться то её можно найти по 6 тыр . Принимая информацию что ГМБ локализовала производство помп в Тольятти цена должна выровняться ,а вот качество .

Добавлено через 2 минуты
Н да и после этого ,новые веяния в ценообразовании на ориг. запчасти ВАЗ немного раздражают если честно .

подождать надо, ажиотаж барыжный утихнет, помп наделают и цена устаканится.

А посмотрите опрос по помпам? А чем лучше неизвестное пока корейское г—но вкуснее родного, или ценой.

Дело в том , что за 8к помпу еще можно сделать. А за тыщу никак. Подшипник с сальником нормальные больше стоят. И я не считаю ,что это так уж дорого. Оригинальная помпа к Тойота 3sfe стоит 6000. Только она не ломается десятилетиями.

Оригинальная помпа к Тойота 3sfe стоит 6000. Только она не ломается десятилетиями.
Только надо ещё понимать что помпы сама TOYOTA не делает, а заказывает их у AISIN или той же конторы GMB:) Если нужен хороший насос к двиглу 3sfe (на этом движке также как и у приорамотора помпа висит на ремне ГРМ) то бери GMB GWT107A или AISIN WPT056 или WPT060. Цена максимум 2500. Это как с маслами «TOYOTA» которые они тоже не производят, но заказывают производство у Mobil и Total. Просто брендовая деталь toyota/lexus стоит ОЧЕНЬ дорого и смысла брать брендятину нет.

В целом что скажешь(те) про ГМБ как производителя помп ,как они на ино ходят ?
Отлично ходят не хуже оригинала так как являются поставщиком на многие азиатские конвейеры.

Что то вы разогнались с етим GMB.
У них же есть опорные ролики кстати.
И они разные бывают по ходимости .

А вот ТЗА похоже не собирается качество улучшать. Зач ем? Новый бренд выпустит и все, пока разберутся — ещё один.

привет всем.можно ли запороть помпу если ехать совсем без тосола?Тут «НЛО» прилетело в радиатор со всеми вытекающими(((так вот проехал без тосола с километр.а сейчас звук странный появился толи ролик толи помпа

Без тосола скорее голову перегреешь со всеми вытекающими, а уж потом помпа может быть подумает тебя напугать..

Без тосола скорее голову перегреешь со всеми вытекающими, а уж потом помпа может быть подумает тебя напугать..

она даже нагрется не успела.мороз был -15.
Заказал на всякий случай дааз 21126130701010.Посмотрим что приедет.

она даже нагрется не успела.мороз был -15.
Заказал на всякий случай дааз 21126130701010.Посмотрим что приедет.

Нагреться не успел датчик температуры. Короче ни чего не стало твоей помпе, за двс переживай лучше.

привет всем.можно ли запороть помпу если ехать совсем без тосола?Тут «НЛО» прилетело в радиатор со всеми вытекающими(((так вот проехал без тосола с километр.а сейчас звук странный появился толи ролик толи помпа

беспокоимся за помпу. Про двигатель думать нужно.

На удивление пришла очень быстро,наверное с «соседнего склада»

A884AC, да, она родимая! ДААЗ 21126-1307010-10.

Везет же людям, а я ее когда то пол-года покупал. Это не помпа — это золотой самородок! ))

цена 1055 р.:good:

Таки если по коду еще и написано ДААЗв магазе, то может прийти что то другое.

A884AC, Где заказывал?
Прямо по этому коду?
Ссылка есть?

Арлан-авто Местный магазин по-моему доставки в другие города у них нет

в 1,5 раза даже Pilenga.
Применять ли помпу от ВАЗ-21179 (http://www.kolesa.ru/uploads/bnnews/2016/03/28/a899774eb2c65734a56698bcc2d5b773.jpg), с шестью полуспиральными лопастями дело личное, только стоит прочитать:
. температурный режим. Для его оптимизации были внесены изменения в охлаждение блока цилиндров, а главное – радикально переработана рубашка охлаждения головки блока. Интересный факт: у появившихся в 1996 году 16-клапанных моторов ВАЗ расход жидкости через новую головку блока был в 2,5 раза меньше, чем через прежнюю восьмиклапанную. Всё логично: больше деталей, клапанов, каналов – всё это «съело» внутреннее пространство и затруднило приток жидкости через головку. При проектировании мотора 1,8 литра внимательно работали над обеспечением хорошего притока жидкости через головку, над охлаждением стенок цилиндров.
.
Если взять песчаный стержень, который при изготовлении головки нового мотора оформляет «водяную рубашку», и сравнить его со стержнем базового 16-клапанника, можно увидеть, что ранее стержень был очень «ажурным»: мало песка, а значит впоследствии мало и охлаждающей жидкости. Новый стержень гораздо более массивный, проходные сечения для охлаждающей жидкости больше.

Читать еще:  Фольксваген поло как прогревать двигатель

Изменилась и идеология прохода охлаждающей жидкости через головку: здесь масса нюансов, связанных с необходимостью охлаждения участков вокруг свечей, выпускных каналов, сёдел выпускных клапанов. В итоге терморежим в новой головке оптимизирован: температуры снизились и подровнялись от цилиндра к цилиндру.

Из всех узлов, приводимых зубчатым ремнём ГРМ, самым слабым местом в базовом моторе был водяной насос (он же помпа), поэтому в новом моторе от традиционного поставщика этого узла отказались и перешли на помпу от GMB из Южной Кореи. По производительности она такая же, но за счёт снижения сопротивления в рубашке охлаждения прокачка жидкости через двигатель увеличена.
Источник 1 (http://www.kolesa.ru/lada/kak-ustroen-dvigatel-vaz-1-8-anglijskie-tehnologii-i-russkoe-uporstvo-2016-03-22) и 2 (http://www.kolesa.ru/article/novyj-motor-vaz-18-litra-na-kakie-modeli-lada-on-pojdjot-i-skolko-iz-nego-mozhno-vyzhat-2016-03-28)

На счет Пиленга:
На Калине качает не хуже ТЗА которая пошла уже с новой крыльчаткой.

И тоже интересно какие там сальникиподшипники

Что такое помпа в автомобиле и зачем она нужна, возможные поломки и как их избежать

Добрый день, дорогие друзья. Помпа – водяной насос, установленный в автомобили, предназначенный для циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. Она качает тосол или антифриз из радиатора (большой круг) и печки салонного отопителя, и закачивает его в рубашку охлаждения мотора. Таким образом, происходит циркуляция жидкости в системе.

Благодаря помпе жидкость «забирает» тепло от двигателя и отдает его сотам радиатора, охлаждаясь и возвращаясь вновь в ДВС, чтобы забрать очередную порцию тепла. Кроме этого, помпа прокачивает тосол через радиатор салонного отопителя, что дает Вам возможность прогревать салон автомобиля.

Где находится помпа

Ее местоположение не сложно определить. К ней подключены шланги системы охлаждения, вращение приводится с помощью ремня ГРМ или навесного оборудования. На разных моделях авто ее месторасположение может отличаться. Например, на ВАЗ 2101-07 она расположена в передней части моторного отсека, в районе термостата. Привод осуществляет ремнем от коленвала двигателя.

Принцип работы помпы автомобиля

Как говорилось выше – это водяной насос, центробежного действия. Он перекачивает рабочую жидкость из теплообменников (радиаторов) в камеру двигателя (рубашку охлаждения). Эта камера устроена так, что огибает все цилиндры, часть ее проходит через головку блока мотора. Жидкость, проходя по ней, отбирает часть тепла из камер сгорания, нагревается и за счет давления, создаваемого помпой, направляется в радиаторы.

Хочется заметить, что именно в такой последовательности циркулирует жидкость. Насос берет охлажденную жидкость и качает ее в двигатель, а не наоборот. Это обусловлено критериями надежности и долговечности. Если горячий тосол будет попадать в помпу, а затем качаться в теплообменники, то срок службы насоса будет минимален. Потому что в его конструкции есть сальники, подшипники, не рассчитанные на такие температуры. Об этом поговорим ниже.

Устройство водяного насоса автомобиля

Его конструкция максимально упрощена. Все простое – гениально и меньше ломается. Он состоит из вала, который держится в корпусе двумя подшипниками. На валу, внутри насоса, закреплена крыльчатка, которая заставляет циркулировать антифриз в системе. Она бывает из металла или пластика. Первая надежнее, вторая – дешевле.

Между рабочей камерой и подшипниками расположен сальник. Он предотвращает попадание ОЖ в подшипники и вытекания ее наружу под капот автомобиля. Корпус вылит из алюминия или чугуна, способного выдерживать перепады температур и вибрацию. Он состоит из двух частей. Между ними установлена резиновая прокладка. Благодаря такой конструкции можно осуществлять замену помпы без ее демонтажа из корпуса двигателя.

На противоположной стороне вала, снаружи, находится приводной шкив. Который прочно закреплен на валу и приводится во вращение ремнями навесного оборудования или ГРМ (все зависит от модели автомобиля). Например, на ВАЗ 2107 – ремень генератора, Опель Кадет – ГРМ. Поэтому, скорость циркуляции жидкости зависит от скорости вращения коленвала двигателя, чем выше обороты, тем быстрее движется ОЖ по системе.

Слабым звеном в конструкции являются сальник и подшипник. Первый начинает пропускать тосол, который, попадая в рабочую полость подшипников, вымывает смазку из них. Как следствие – повышенный шум, а потом заклинивание помпы. Бывают случаи, когда подшипники начинают «выть» раньше, чем изнашивается сальник. Это невысокое качество деталей дает о себе знать. Ресурс механизма от 60 до 100 тыс. км. В некоторых случая он требует замены и на 30 тыс., а некоторые экземпляры выхаживали 160 тыс. км.

Признаки поломки помпы

  1. Лужа антифриза под машиной в районе насоса. Это связано с механическим износом сальника и протечкой охлаждающей жидкости через дренажное отверстие в корпусе насоса.
  2. Повышенный шум, гул при работе двигателя, исходящий от помпы – износ подшипников.
  3. Двигатель перегревается или печка салона дует холодным воздухом. Есть две причины – воздушная пробка в системе, как от нее избавится, я рассказывал в статье про смену охлаждающей жидкости или поломка крыльчатки помпы. Она может рассыпаться от старости или грязи в системе охлаждения.
  4. Повышенный люфт шкива. Его можно ощутить руками, если пошатать за него в разные стороны. В исправной помпе его не должно быть. Люфтить начинает из-за поломки подшипников, когда его обойма ломается и шарики высыпаются в полость подшипника. Как следствие – скорое заклинивание помпы.

Причины выхода из строя автомобильной помпы

Главная причина – механический износ деталей . Часто «вырабатывается» сальник вала. Антифриз из рабочей полости просачивается в места нахождения подшипников. Со временем смазка из них вымывается, они начинают «гудеть» и заклинивать.

Примеси, грязь в системе охлаждения приводят к разрушению и заклиниванию крыльчатки. Поэтому нужно следить за качеством охлаждающей жидкости и вовремя промывать систему охлаждения.

Использование воды в качестве хладагента или некачественного тосола приводит к образованию коррозии в системе. Это тоже прямой путь к клину насоса. По поводу качества жидкости. Она тоже имеет свой срок службы. Со временем ее состав меняется, вымываются специальные присадки. Вследствие чего в ней могут образовываться пузырьки воздуха, который лопаются, и образовывать в металлических частях помпы круглые отверстия.

Кроме негерметичного сальника подшипники могут прийти в негодность из-за повышенного натяга ремня привода шкива. Если его перетянуть, то подшипники разрушаться, появится значительный люфт. Как следствие – заклинивание водяного насоса авто.

Качество литья корпуса помпы или его элементов . В результате могут образовываться трещины, сальник течет через 5-10 тыс. км, подшипник может «загудеть» еще раньше. Ремонт помпы не даст гарантии ее долгой и надежной работы. Рекомендуется не заниматься ее ремонтом, а покупать качественную деталь проверенных производителей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты