2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что характеризует плотность топлива для реактивных двигателей

ХИМИЯ НЕФТИ

СВОЙСТВА ТОПЛИВ

Характеристика реактивного топлива

Массовые сорта реактивных топлив России не уступают по качеству топливам других стран, а по некоторым показателям (например, по содержанию серы) превосходят их.

ПоказательМарки топливаЗарубежное топливо
ГОСТ 10227-86ГОСТ 12308-89
ТС-1РТТ-1СТ-1Т-2Т-6Т-8ВJet-A
(A-1)
JP-5
Высший сортПервый сортВысший сортПервый сортПервый сортВысший сорт
Плотность при 20°С, кг/м 3 , не менее780775775810800755840800775-840
(15°С)
775-840
(15°С)
Кинематическая вязкость, мм 2 /с
при 20°С, не менее1,301,251,251,501,501,05до 4,5выше 1,5
при -40°С, не более8816161666016
Фракционный состав:
начало кипения, °С:
не ниже13560195165
не выше150150155150150
отгоняется при температуре, °С, не выше:
10%165165175175175145220185205205
50%195195225225225195255не норм.
90%230230270270270250290не норм.
98%250250280280280280315280330300 (320)
Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее43120429004312042900429004310042900
Высота некоптящего пламени, мм, не менее2525252020252020-2519
Йодное число, 1 г йода на 100 г топлива, не более2,53,50,52,02,03,50,80,9
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже2828283030624538
Температура начала кристаллизации, °С, не выше-60-60-55-60-60-60-60-50-47(-40)-46
Содержание, % масс., не более:
ароматических углеводородов222222202022102227-28
(25% об.)
27-28
(25% об.)
обшей серы0,200,250,100,100,100,250,050,100,30,4
меркаптановой серы0,0030,0050,0010,0010,005отсутссвие0,0010,0030,001
Концентрация фактических смол, мг на 100 см 3 топлива, не более:3546654
Люминометрическое число4545
Кислотность, мг КОН на 100 см 3 топлива:
в топливе без противоизносной присадки, не более0,5
в топливе с противоизносной присадкой0,4-0,7

Показатели качества отечественных реактивных топлив в прошлом диктовались требованиями конструкторов авиационных двигателей. В настоящее время российские авиакомпании приобретают и берут в лизинг самолеты зарубежного производства, а авиационные заводы России осваивают производство отечественных самолетов с зарубежными двигателями. Это приводит к тому, что качество авиационных топлив, по-видимому, будет сближаться с качеством европейских и американских топлив.

Актуальным является вопрос об организации производства в России топлива типа Jet-А (А-1). Это повлечет за собой изменение выхода других топливных продуктов (бензиновой и дизельной фракций), так как топливо Jet-А(А-1) характеризуется более высокой 10%-ной точкой выкипания (205°С) по сравнению с топливами ТС-1 и РТ и более высокой температурой вспышки (не менее 38°С).

Многие нефтеперерабатывающие заводы России уже приступили к выпуску топлив марок Jet. Для решения этой задачи потребуются определенные усилия в освоении методов анализа ASTM (оснащение зарубежными приборами и оборудованием, обучение персонала).

Требования к характеристикам реактивного топлива

Для приведения топлив выпускаемых в РФ к требованиям экологических стандартов Евро-2,3,4,5 5 сентября 2008 г. в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. в силу вступил Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.

Топливо для реактивных двигателей, применяемое в холодном и арктическом климате, должно иметь температуру начала кристаллизации не выше -60°С.

Допускается реализация топлива для реактивных двигателей с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 38°С.

Топливо авиационное

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

  • Топливный бак
  • Топливорегулирующая аппаратура

Полезное

Смотреть что такое «Топливо авиационное» в других словарях:

топливо авиационное — топливо авиационное — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). К Т. а. относятся авиационные бензины и… … Энциклопедия «Авиация»

топливо авиационное — топливо авиационное — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). К Т. а. относятся авиационные бензины и… … Энциклопедия «Авиация»

ГОСТ Р 52658-2006: Топливо авиационное турбинное. Метод определения кислотного числа — Терминология ГОСТ Р 52658 2006: Топливо авиационное турбинное. Метод определения кислотного числа оригинал документа: 3.1 кислотное число: Количество гидроокиси калия, выраженное в миллиграммах на грамм образца (мг КОН/г), израсходованное на… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Авиационное топливо — Авиационное топливо горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). Делится на два типа авиационные… … Википедия

Авиационное топливо — топливо для двигателей самолётов, вертолётов, беспилотных ЛА. Основное А. т для поршневых двигателей авиационный бензин, для воздушно реактивных реактивное топливо … Словарь военных терминов

Читать еще:  Форд транзит металлический стук в двигателе

топливо с широкими пределами кипения для реактивных двигателей — Авиационное топливо, состоящее из фракций керосина и нафты, с пределами кипения от 30 до 300 °С и температурой вспышки в закрытом тигле существенно ниже 38 °С. [СТ РК ИСО 1998 1 2004 (ИСО 1998 1:1998, IDT)] Тематики нефтепродукты EN wide… … Справочник технического переводчика

авиационное топливо — 3.2 авиационное топливо: Авиационные бензины и авиационные керосины, выпускаемые в соответствии с действующими нормативными документами, допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

авиационное турбинное топливо — 3.1 авиационное турбинное топливо (aviation turbine fuel): Очищенный нефтяной дистиллят, обычно используемый в качестве топлива для авиационных газовых турбин. Различные сорта топлива характеризуются диапазоном испаряемости, температурой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

безопасное авиационное топливо — Авиационное топливо с высокой температурой вспышки [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN high flash fuel … Справочник технического переводчика

Реактивное топливо — см. в статье Топливо авиационное. Авиация: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994 … Энциклопедия техники

Авиационное топливо

Авиационное топливо — горючее вещество, вводимое вместе с воздухом в камеру сгорания двигателя летательного аппарата для получения тепловой энергии в процессе окисления кислородом воздуха (сжигания). Делится на два типа — авиационные бензины и керосины. Первые применяются, как правило, в поршневых двигателях, вторые — в турбореактивных. Также известны разработки дизельных поршневых авиационных моторов, которые использовали дизельное топливо, а в настоящее время — керосин.

На данный момент из-за прогрессирующего дефицита нефти ищутся способы для замены нефтяного авиационного топлива, в том числе рассматриваются варианты топлив: синтетическое, криогенное (включая жидкий водород), криогенное метановое топливо (КМТ) и другие. В 1989—90 на жидком водороде и КМТ был испытан самолёт Ту-155, в 1987—88 на сконденсированном техническом пропан-бутане (АСКТ) — вертолёт Ми-8ТГ.

Любой авиационный двигатель рассчитывается под определённый тип (сорт) топлива, на котором он выдаёт требуемые параметры по мощности, приёмистости, надёжности, ресурсу, и рекомендуемые аналоги топлива, на которых допускается, как правило, ограниченная эксплуатация с потерей ряда характеристик двигателя.

Также необходимо отметить, что авиационные топлива применяются не только в авиационной технике.

Содержание

  • 1 Общее
  • 2 Авиационные бензины
  • 3 Реактивные топлива
  • 4 Источники

Общее [ править | править код ]

Начало истории развития авиатоплива [1]

С появлением авиации в начале двадцатого века началось развитие авиационных моторов. Долгое время единственным источником механической энергии, получившем практическое применение, оставался поршневой двигатель внутреннего сгорания. приводившей в движение движитель (воздушный винт).

Первоначально для авиационных моторов в качестве топлива применялись прямогонные бензины из ароматических и нафтеновых базовых сырых нефтей. Эти моторы мало отличались от автомобильных, имели низкую степень сжатия, были маломощны и тяжелы. Так, например, бензиновый двигатель на самолёте братьев Райт использовал степень сжатия всего 4,7, развивал 12 лошадиных сил при объёме 201 кубического дюйма (3290 кубических сантиметров), и весил 180 фунтов (82 кг).

Проектировщики и инженеры старались добиться максимальной удельной мощности, снижая вес и одновременно форсируя моторы. Однако повышение степени сжатия в цилиндрах мотора приводит к аномальному горению (детонации) топливно-воздушной смеси, что заметно уменьшает мощность мотора и снижает ресурс деталей цилиндро-поршневой группы.

В 1920—1930 годах во многих странах мира начали проводить исследования моторных топлив, результатом которых стало развитие нефтехимической промышленности, а также упорядочивание классификации моторных топлив. Так, например, в довоенном СССР основными поставщиками авиационного бензина были НПЗ г. Грозного и г. Баку, а бензины так и именовались: Грозненский и Бакинский. Эти бензины отличались удельным весом, октановым числом и другими химическими параметрами. Так, грозненский авиабензин имел удельный вес 0,700÷0,720, бакинский авиабензин — 0,748÷0,754; октановое число у первого — 61, у второго — 75. Бочки с грозненским авиабензином маркировались голубой краской, бочки с бакинским — белой краской.

С появлением более мощных двигателей с повышенной степенью сжатия в эти бензины стали добавлять в качестве антидетонационного средства бензол: летний авиабензол марки «Л» нефтяной и зимний авиабензол марки «А» нефтяной. Бензол в заводских условиях добавлялся в бензин вплоть до соотношения 1:1 (разные смеси имели различную цветную маркировку тары), но на практике службой ГСМ аэродрома на месте готовилась требуемая топливная смесь по достаточно сложной технологии, под конкретные эксплуатируемые в подразделении авиамоторы.

При заправке летательного аппарата делался экспресс-анализ топливной смеси, и на основании данных по фактической плотности залитого в баки топлива вносились изменения в штурманский расчет по максимальной дальности и продолжительности полёта. За качество и соответствие требованиям документации заправленного в самолёт топлива конечным ответственным исполнителем считался техник самолёта.

С появлением в 30-х годах присадок на основе тетраэтилсвинца в СССР заводы стали выпускать т. н. свинцовый авиабензин марки «2Б» (октановое число 90÷92) и «2Г» (октановое число 87).

Впрочем, из-за большой номенклатуры эксплуатируемых моторов на аэродромах продолжалось приготовление топливных смесей под конкретные нужды.

(применение авиабензинов в дальнейшем см. ниже)

Авиационные бензины [ править | править код ]

Основная область применения авиационных бензинов — топливо высоконагруженных поршневых двигателей внутреннего сгорания.

Основной способ добычи авиационных бензинов — прямая перегонка нефти, каталитического крекинга или риформинга без добавки или с добавкой высококачественных компонентов, этиловой жидкости и различных присадок.

Читать еще:  Что такое бабушка всех двигателей

Для авиабензина основными показателями качества являются:

  • детонационная стойкость(определяет пригодность бензина к применению в двигателях с высокой степенью сжатия рабочей смеси без возникновения детонационного сгорания)
  • фракционный состав(говорит об испаряемости бензина, что необходимо для определения его способности к образованию рабочей топливовоздушной смеси; характеризуется диапазонами температур выкипания (40—180(°)С) и давлений насыщенных паров (29—48 кПа))
  • химическая стабильность (способность противостоять изменениям химического состава при хранении, транспортировке и применении).

Классификация авиационных бензинов основывается на их антидетонационных свойствах, выраженных в октановых числах и в единицах сортности. Сорта советских авиационных бензинов ранее маркировались по системе: буква Б и через дефис — цифра, обозначающая октановое число. Как пример, в СССР середины XX века выпускались авиационные бензины — Б-59, Б-70, Б-74, Б-78б и Б-78г, причём два последних несколько различались по химическому составу, что обозначали литеры после цифры: б — это из бакинских месторождений нефти, а г — из грозненских.

В дальнейшем для повышения октанового числа в бензин вводилась антидетонационная присадка:

  • продукт Р-9 (тетраэтилсвинец — 55 %, бромистый этил — 35 %, монохлорнафталин — 10 %, красный краситель)
  • продукт В-20 (тетраэтилсвинец — 55 %, бромистый этил — 35 %, дихлорэтан — 10 %, синий краситель)

Присадка добавлялось по объёму от 1 до 4 куб. см. жидкости на 1 литр. Бензины с присадкой имели маркировку:

  • на основе Б-59: 1Б-59(73), 2Б-59(78), 3Б-59(81), 4Б-59(82)
  • на основе Б-70: 1Б-70(80), 2Б-70(85), 3Б-70(87), 4Б-70(88)
  • на основе Б-74: 1Б-74(85), 2Б-74(88), 3Б-74(90), 4Б-74(92)
  • на основе Б-78: 1Б-78(87), 2Б-78(92), 3Б-78(93), 4Б-78(95)

где цифра перед буквой Б означает объём количества присадки в см³ на литр бензина. В скобках число показывает итоговое октановое число смеси бензина с присадкой. Также готовились топливные смеси, с добавлением в бензин бензолов и изооктанов, с октановым числом 95:

  • Смесь № 1: 60 % Б-70, 20 % изооктана и 20 % неогексана.
  • Смесь № 2: 60 % Б-70, 20 % алкилбензола и 20 % неогексана.
  • Смесь № 3: 60 % Б-70, 32 % изооктана и 8 % изопентана.

С распространением турбореактивных двигателей производство авиационных бензинов было значительно сокращено. К концу XX века в производстве оставались этилированные бензины Б-91/115 и Б-95/130, которые маркируются по ГОСТ 1012-72 через дробь: в числителе — октановое число или сортность на бедной смеси, в знаменателе — сортность на богатой смеси. [2] Затем производство этих бензинов на территории РФ было полностью прекращено, а парк легкомоторной авиации начал использовать автомобильный бензин АИ-95, или импортный авиационный бензин AVGAS 100 или AVGAS 100LL. Последний считается «экологичным», так как имеет в пять раз меньшее содержание ТЭС. С осени 2016 года авиационный бензин 100LL производится в РФ по ГОСТ Р 55493-2013.

Также осталось производство бензина Б-70, который долгое время применялся в качестве горючего для турбостартеров двигателей самолётов типа Ту-16, Ту-22, МиГ-21 и ряда др. В настоящее время этот бензин в основном применяется при техническом обслуживании техники в качестве растворителя.

Реактивные топлива [ править | править код ]

Керосин — фракция нефти, выкипающая в основном в интервале температур 200—300°С. Реактивное топливо, топливо для авиационных реактивных двигателей — это как правило, керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. В настоящее время прямоперегонного авиационного топлива мало, широко применяется гидроочистка и добавка присадок.

Керосин применяется для бытовых целей как печное и моторное топливо, растворитель лаков и красок. Реактивное топливо применяется в качестве горючего для газотурбинных двигателей самолётов и вертолётов гражданской и военной авиации, и кроме того, топливо на борту воздушного судна также может использоваться в качестве теплоносителя или хладагента (топливно-воздушные и топливно-масляные радиаторы), и в качестве рабочей жидкости гидросистем (например, управление сечением реактивного сопла двигателя). Также реактивные топлива широко применяются как растворитель при техническом обслуживании воздушных судов, при очистке от загрязнений ручным либо машинным способом (например, в ультразвуковой установке для очистки фильтров в качестве рабочей жидкости применяется авиакеросин). Авиационные реактивные топлива проходят в общей сложности до 8 ступеней контроля качества, а в Российской Федерации, кроме того, и приёмку военным представителем.

Для реактивных топлив основными показателями качества являются:

  • массовая и объёмная теплота сгорания
  • термостабильность топлива
  • давление насыщенных паров
  • кинематическая вязкость
  • совместимость с конструкционными и уплотнительными материалами
  • нагарные и противоизносные свойства
  • электропроводность
  • серность
  • кислотность

Реактивные топлива вырабатываются в основном из среднедистиллятных фракций нефти, выкипающих при температуре 140—280 С° (лигроино-керосиновых). Широкофракционные сорта реактивных топлив изготовляются с вовлечением в переработку бензиновых фракций нефти. Для получения некоторых сортов реактивных топлив (Т-8В, Т-6) в качестве сырья применяются вакуумный газойль и продукты вторичной переработки нефти.

Реактивные топлива на 96—99 % состоят из углеводородов, в составе которых различают три основные группы:

  • парафиновые
  • нафтеновые
  • ароматические.

Кроме углеводородов в реактивных топливах в незначительных количествах присутствуют сернистые, кислородные, азотистые, металлорганические соединения и смолистые вещества. Их содержание в реактивных топливах Регламентируется стандартами.

В России и странах СНГ, эксплуатирующих советскую авиатехнику, используются следующие типы авиационного топлива:

ТС-1 в РФ производится по ГОСТ 10227-86 с изм. 1-6. — прямогонная фракция 150—250 С°, либо смесь прямогонных и гидроочищенных фракций (основным ограничением является содержание общей серы и меркаптановой не более 0,2 % и 0,003 %). Самый массовый вид авиационного топлива на территории РФ и постсоветском пространстве, предназначенный для всех старых типов турбовинтовых и дозвуковых турбореактивных двигателей, также на нём эксплуатируются самолёты зарубежных производителей. По своим характеристикам и области применения примерно соответствует зарубежному керосину Jet-A. Является резервным по отношению к топливу РТ.

Читать еще:  Двигатель авто не набирает обороты глохнет

РТ — высококачественное топливо, нефтяная фракция 135—280 С° с полной гидроочисткой. Содержание серы: общей — 0,1 %, меркаптановой — 0,001 %. В связи с гидрокрекингом топливо «сухое», то есть имеет низкие смазывающие свойства. В процессе производства в него вводятся антиокислительная и антиизносная присадки. Предназначено для турбореактивных дозвуковых и некоторых сверхзвуковых самолётов (Су-27, Ту-22М3 и др.), а также в качестве резерва топлива ТС-1. Зарубежных аналогов для данного топлива нет.

Т-6 и Т-8В — термостойкое реактивное топливо для двигателей некоторых сверхзвуковых самолётов (например, МиГ-25). Производятся по очень сложной технологии с гидроочисткой и введением присадок. Эти топлива производятся только для нужд Министерства обороны РФ.

Газойл Центр

Нефть Газ Нефтепродукты

  • Магазин
    • Внутренний рынок России
    • Внешний рынок России
    • Мой аккаунт
      • Оформление заказа
      • Корзина
  • Новости
  • Контактная информация
    • Адреса и реквизиты
    • Вакансии
    • Политика конфиденциальности

Реактивное топливо

Реактивное топливо

Реактивное топливо

Реактивное топливо. В настоящее время авиация в основном оснащена воздушно-реактивными двигателями в которых топливо попадает в камеру сгорания непрерывно, и в результате чего процесс горения постоянно протекает. Только для запуска двигателя применяется постороннее зажигание. Кроме этого воздух также непрерывно поступает в камеру сгорания ВРД , который требуется для для сжигания топлива. Его предварительно сжимают и нагревают в компрессоре.

Из камеры сгорания

Из камеры сгорания газообразные продукты сгорания поступают в турбину, в которой часть тепловой энергии образует механическую работу вращения турбинного колеса, от вала которого движется ротор компрессора и топливный с масляным насосы. Уже после турбины продукты сгорания топлива, как газовый поток, проходят реактивное сопло, а также, расширяясь в нем, образуют реактивную силу тяги, при помощи которой и производится полет самолета.

Реактивные топлива имеют основные свойства

Реактивные топлива имеют основные свойства, к которым относится хорошая испаряемость, что обеспечивает полноту сгорания, высокие полнота, теплота сгорания, которые предопределяют дальность полета самолета, отличные прокачиваемость и низкотемпературные свойства, обеспечивающие подачу топлива в камеру сгорания. Кроме этого реактивные топлива имеют склонность к образованию отложений, что характеризуется высокой термоокислительной и химической стабильностью.

Реактивные топлива производятся для самолетов дозвуковой авиации согласно ГОСТу 10227-86, а также для сверхзвуковой авиации по ГОСТу 12308-89. По ГОСТ 10227-86 предусматривается изготовление пяти марок топлива – это ТС-1, Т-1, Т-1С, Т-2, РТ. Согласно ГОСТу 12308-89 производятся две марки топлива – Т-6, Т-8В.

На сегодняшний день

На сегодняшний день массовыми топливами практически являются топлива двух марок – это ТС-1 (высший и первый сорт) и РТ (высшая категория качества).

Для изготовления массовых реактивных топлив основным сырьем выступает среднедистиллятная фракция нефти, которая выкипает в пределах температур 140-280°C.

Топлива

Топливо ТС-1. Зависимо от качества перерабатываемой нефти топливо получается или методом прямой перегонкой, или в смеси с гидроочищенным, либо демеркаптанизированным компонентом. Содержание гидроочищенного компонента в данной смеси не должно быть больше 70 %, что бы избежать значительное снижение противоизносных свойств. Гидроочистка используется, если в керосиновых дистиллятах нефти содержание меркаптановой и общей серы не соответствует требованиям стандарта, а демеркаптанизация — если только не соответствует содержание меркаптановой серы требованиям стандарта.

Топливо Т-1 – это продукт прямой перегонки нафтенового основания и малосернистых нефтей с пределами выкипания от 130 до 180 °С. Поскольку оно содержит значительное число нафтеновых кислот, а также имеет высокую кислотность, то его подвергают защелачиванию с дальнейшей водной промывкой, тем самым удаляя нафтеновые кислоты, которые образуются в результате защелачивания натриевых мыл.

Топливо Т-2 является продуктом прямой перегонки широкого фракционного состава, который выкипает при температуре 60-280 °С. Оно содержит до 40 % бензиновой фракции, что объясняет высокое давление его насыщенных паров, а также низкие плотность и вязкость. Повышенное давление насыщенных паров у топлива Т-2 непременно создает опасность образования паровых пробок во всей топливной системе самолета, что ограничит высоту его полета.

Низкая вязкость

Низкая вязкость свидетельствует о плохих противоизносных свойствах топлива, что ограничивает срок эксплуатации топливных агрегатов, а его низкая плотность ограничивает дальность полетов самолета. Топливо Т-2 – это резервное топливо по отношению к топливам РТ и ТС-1.

Топливо РТ обычно получают в результате гидроочистки прямогонных дистиллятов, где пределы выкипания 135-280 °С. Как сырье для гидроочистки применяются дистилляты, из которых невозможно получить топливо ТС-1, поскольку они имеют повышенное содержания
общей и меркаптановой серы, котрое превышает норму.

Топливо РТ целиком соответствует требованиям, которые предъявляются к реактивным топливам самой высшей категории качества. Оно находится на международном уровне. Данное топливо имеет высокие противоизносные свойства, термоокислительную и химическую стабильность, не агрессивно по отношению к конструкционным материалам, почти не содержит меркаптанов, а также содержит меньше 0,02 % общей серы. Его можно хранить до 10 лет, при этом изменений качества не наблюдается.

Топливо Т-6 получается при применении процессов глубокого гидрирования. Он образуется из дистиллятов прямой перегонки нефти с использованием процесса гидроочистки. Во время переработки малосернистых нефтей топливо Т-6 может быть полученов результате прямой перегонкой нефти. В топлива Т-6 и Т-8В, что бы улучшить химическую стабильность и повысить противоизносные свойства, вводят присадки – это антиокислительная Агидол-1 — 0,003-0,004 % (мас. доля), а также противоизносная «К» — 0,002-0,004 % (мас. доля).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector