0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем лучше тормозить двигателем или тормозом

Торможение двигателем на автомобиле, как это делать и почему оно полезно

Видео: торможение при помощи двигателя, стоит ли это делать?

Среди автомобилистов ходит большое количество мифов относительно такой базовой схемы снижения скорости как «торможение двигателем». Кто-то говорит, что это очень опасная стратегия и ее нельзя использовать в повседневной жизни ни в коем случае, если вы не хотите оказаться в кювете, другие утверждают торможение мотором крайне негативно сказывается на ресурсе автомобиля, подчеркивая что-то вроде того: «Трансмиссия и КПП перегружаются за счет высоких нагрузок и вообще автомобиль технически не приспособлен замедляться таким образом, для этого существуют тормоза».

На самом деле эти люди неправы, не слушаете их, ведь по многим пунктам торможение двигателем- отличный способ повысить безопасность, не приносящий абсолютно никакого вреда технической стороне, автомобиля, если все делать правильно. Еще одним доказательством является следующее видео завсегдатая автомобильных лекций — Джейсона Фенске. Вот его объяснение:

Торможение двигателем происходит, когда водитель убирает ногу с педали акселератора. Клапан дроссельной заслонки закрывается, образуется вакуум и двигатель начинает тормозить автомобиль. Это касается автомобилей с автоматическими КПП. Там думать о чем-то и заморачиваться не нужно, автоматика все сделает за вас, это уже заложено инженерами в любой автомобиль.

Тот же самый случай можно интерпретировать и на автомобиль с механической коробкой передач. «Ходят слухи, что торможение двигателем — это плохо для вашего автомобиля, но на самом деле это может оказаться полезным», это объясняет Фенске в видео.

Основные положительные моменты, выделенные автором видеоролика:

Торможение двигателем — это эффективно. Как только дроссельная заслонка больше не нажата, автомобиль использует меньше топлива. Хотя это кажется незначительным, в течение длительных поездок, количество сэкономленного топлива может сложиться в серьезную сумму.

Также меньше изнашиваются тормозные механизмы, что приводит не только к более стабильному торможению, но и увеличивает срок службы колодок и тормозных дисков. Вместо перевода инерции в тепловую энергию при помощи тормозов, вы делаете то же самое при помощи двигателя, а поскольку у последнего есть мощная система охлаждения, то применять такую практику безопасно и выгодно.

В условиях холмистой или гористой местности без торможения мотором вообще обойтись крайне сложно и абсолютно НЕ безопасно. Длительные спуски вниз по серпантину рано или поздно приведут к перегреву и отказу тормозов, в том случае, когда вы не используете технику торможения двигателем. И, напротив, если вы тормозите мотором, в определенных условиях даже на спуске вам не потребуется задействовать основные тормоза (зависит от уклона и выбранной передачи можно безопасно спускаться с горы, не опасаясь неконтролируемого набора скорости).

Помимо этого, без подобной техники торможения сложно представить безопасную эксплуатацию автомобиля зимой, поскольку с включенной передачей блокировка ведущих колес произойдет позже, чем в том случае, если бы вы тормозили на «нейтралке».

В видео обсуждается сценарий торможения двигателем без перехода на пониженные передачи, мотивируя это тем, что автомобиль в таком случае (если перейти скажем, с пятой на третью передачу и отпустить сцепление) может потерять баланс и управляемость. С одной стороны, это верно, с другой, нет, поскольку при правильной технике отпуска сцепления, после перехода на пониженную передачу, автомобиль будет замедляться плавно и предсказуемо, что не приведет к износу сцепления и другим нехорошим последствиям.

В обычно, советуем после просмотра видео с включенными русскими субтитрами обратиться к профессионалам по вождению для практики, если вас заинтересовала тема, чтобы узнать все нюансы торможения двигателем и научиться правильно использовать технику.

Реверсивное торможение

Реверсивное торможение — вид торможения, при котором тормозной момент создаётся за счёт изменения направления тяги двигателя на противоположный движению.

По сравнению с другими видами торможения, реверсивное позволяет сохранить высокую тормозную силу вплоть до остановки, что заодно позволяет исключить применение дотормаживания. Помимо этого, оно отличается высокой надёжностью, так как упрощается тормозная система. В то же время, несвоевременное отключение реверсивного торможения после остановки транспортного средства (автомобиль, поезд и т. д.) может привести к движению в обратную сторону. Помимо этого, данный режим работы двигателей близок к аварийному, да и сами двигатели в этом момент могут потреблять больше энергии.

Содержание

  • 1 Реверсивное торможение по типам тяговых двигателей и движителей
    • 1.1 Паровая машина
    • 1.2 Реактивный двигатель
    • 1.3 Электродвигатели
    • 1.4 Гребной винт
    • 1.5 Водомётный движитель
  • 2 Интересные факты
  • 3 Литература

Реверсивное торможение по типам тяговых двигателей и движителей [ править | править код ]

Паровая машина [ править | править код ]

Такая разновидность реверсивного торможения более известна как контрпар. На паровозах такой режим является аварийным при отказе тормозов, а на пароходах — основным способом торможения на воде.

Реактивный двигатель [ править | править код ]

В космических аппаратах реверсивное торможение — в принципе единственный способ снижения скорости в космическом пространстве. Для этой цели может применяться специальный тормозной двигатель, либо разворот против движения и дальнейшее торможение маршевым двигателем (на космических челноках «Space Shuttle» и «Буран»).

В авиации реверс используется в основном для торможения на пробеге, после посадки, или для аварийного торможения при прерванном взлёте. Для этого используется специальное реверсивное устройство, направляющее реактивную струю против движения.

Читать еще:  Что трет в двигателе ваз 2106

Электродвигатели [ править | править код ]

Так называемое противотоковое торможение, торможение противовключением является одной из разновидностей электрического торможения, при котором тормозной момент в тяговых электродвигателях создаётся за счёт реверсирования их обмоток возбуждения. Таким образом возникают силовые моменты, которые направлены в сторону, противоположную направлению вращения их роторов.

Основная проблема противотокового торможения в том, что ток в этот момент может быть существенно больше тока короткого замыкания, из-за изменения полярности противо-ЭДС, что может привести к повреждению двигателей, или срабатыванию аппаратов защиты, которые отключат двигатели от цепи. Из-за этого реверсивное торможение практически невозможно применять при больших скоростях движения. Также оно не используется на электроподвижном составе постоянного тока, а если и применяется, то как аварийное при малых скоростях движения (10—15 км/ч) и лишь на первой позиции контроллера (последовательно соединённые ТЭД с полностью введёнными пусковыми сопротивлениями).

На электроподвижном составе переменного тока реверсивное торможение может применяться как штатное при малых скоростях движения. Особенно это удобно на электровозах с импульсным регулированием (ВЛ80 р , ВЛ85, ВЛ65, ЭП1), где переход с рекуперативного торможения на реверсивное осуществляется изменением угла открытия тиристоров статического преобразователя.

Помимо электротранспорта, электрическое реверсивное торможение применяется в местах, где моторы не работают в столь жёстких режимах, но нежелательно использовать специализированное тормозное устройство: например, в некоторых сварочных аппаратах, работающих на непрерывной электродной проволоке, для торможения кассеты с проволокой, в стиральных машинах для резкой остановки барабана с целью встряхивания белья после отжима, а также в приводе перемещения головки в жестких дисках и дисководах для компакт-дисков. Также реверсивное торможение применяется в автомодельном спорте.

Гребной винт [ править | править код ]

Реверсирование гребного винта — основной способ торможения судов. В зависимости от типа силовой установки судна и передачи к гребному винту могут применяться различные способы реверсирования: контрпар (на пароходах), переключение реверс-редуктора или реверсирование и пуск ревсивного дизельного двигателя на обратный ход (на теплоходах), изменением направления вращения гребного электродвигателя (на подводных лодках и дизель-электроходах), поворот лопастей винта на отрицательный угол атаки (на крупных судах с винтом регулируемого шага). При реверсировании гребного винта руль судна может оказаться в возмущенном потоке и стать неэффективным. Именно сниженная эффективность руля при реверсировании винта не позволила «Титанику» уклониться от айсберга.

Водомётный движитель [ править | править код ]

Водометный движитель реверсируется так же, как газотурбинный двигатель — применением заслонок на сопле. Широко используется на скоростных судах, например, теплоходе типа «Заря». При этом есть одна особенность. Так как руль у «Зари», и многих других водометных судов, гидрореактивный (размещен в струе водомета) то при торможении и заднем ходе направление поворота судна не соответствует направлению поворота штурвала, что должен учитывать судоводитель.

Когда необходимо тормозить двигателем?

Резкую потерю тормозными колодками своего функционала ощущать неприятно. Жмешь на педаль, а она все дальше уходит к полу: автомобиль, еще недавно прекрасно замедлявшийся, вдруг перестает слушаться, словно кто-то смазал колодки маслом. Такое часто случается на специализированных полигонах, где практикуются в спортивном вождении.

Пилоты с досадой констатируют, что «тормоза поплыли» и сбрасывают скорость, что, естественно, сказывается на результатах. Но лучше колодки и тормозную жидкость до перегрева не доводить. Для этого водители давным-давно выработали приемы облегчения жизни тормозам с помощью двигателя и трансмиссии.

Даже сейчас, с появлением жаростойкой керамики и композитных материалов, торможение двигателем не потеряло актуальности и на спортивных машинах.

А в повседневной жизни тормоза и подавно требуют бережного отношения. Если впереди долгий спуск с горы со множеством поворотов, как на черноморском побережье, то неумелыми действиями водитель способен перегреть колодки и вскипятить тормозную жидкость. В какой-то момент окажется, что машина замедляется с гораздо меньшим энтузиазмом, чем хотелось бы. А угрожающая пропасть уже близко!

Поэтому на спусках рекомендуется ездить только с включенной передачей коробки, чтобы удерживать скорость на приемлемом уровне.

Первая передача, как правило, используется для торможения в редких случаях – для медленного сползания с очень крутых склонов.

На второй ступени механической коробки спуск возможен на скоростях до 45 км/ч. На третьей – до 65-75 км/ч. А на четвертой – до 80-90 км/ч.

Чаще всего для торможения применяют, конечно же, вторую. Если владеете техникой перегазовки, включить ее можно на скоростях до 50-60 км/ч без вреда для техники. Через несколько секунд сопротивление трансмиссии и двигателя опустит скорость до «сорока».

Полезно ли так нагружать мотор и трансмиссию? Если в реальной жизни носиться, как на треке, то частые переключения передач под нагрузкой быстро убьют сцепление и синхронизаторы коробки, да и мотору мало не покажется. А это все дорогие агрегаты.

Но в режиме повседневной езды, если включать пониженные передачи плавно, без ударов и рывков, никакого вреда для трансмиссии и силового агрегата не будет. Наоборот, грамотное торможение двигателем даже поможет оздоровить технику.

Использовать силовой агрегат для замедления бывает полезно по трем причинам. Если на склоне включить передачу и отпустить газ, то электроника отсекает подачу горючего. Мотор раскручивается только за счет действия сил инерции и гравитации. Такой спуск экономит топливо.

Читать еще:  Что за двигатель honda orthia

Кроме того, высокие обороты позволяют улучшить подачу масла. Насос интенсивно прокачивает его через систему смазки: в особенности это хорошо для турбированных двигателей.

Высокие обороты помогают прокачать и вакуумный усилитель, отвечающий за эффективность тормозной системы. Правда не у всех машин, а только у тех, что имеют механический насос.

Так что в горах, чтобы не давиться горькой вонью подгоревших колодок и не пугаться непривычного поведения педали, лучше заблаговременно притормозить двигателем. Но все хорошо в меру – иначе вместо колодок придется менять сцепление и коробку.

Как тормозить на механике — несколько вариантов

В автомобилях с механической коробкой передач передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам полностью подконтрольна водителю. По статистике больше половины продаваемых сегодня автомобилей оснащены именно автоматической коробкой, а управление механикой постепенно становится особенностью этого вида трансмиссии.

Одним из основных разделов управления автомобилем, которое следует изучить для безопасного вождения, является торможение. В этой статье мы расскажем, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, но для начала рассмотрим несколько видов торможений.

Основные виды торможения

По сути, все виды снижения скорости на машине можно разделить на два основных, а именно:

  • Штатное торможение;
  • Экстренное торможение.

Давайте разберем эти два вида более детально.

Штатное торможение

Под штатным торможением, как правило, понимают снижение скорости авто в обычных дорожных условиях. Когда необходимо просто остановиться в определенном месте, без появления каких либо неожиданных опасностей, которые заставили вас прибегнуть к резкому торможению. Ниже мы приведем два основных способа штатного торможения.

Торможение двигателем

Чаще всего тормозят двигателем задолго до места остановки на ровной, скользкой или мокрой дороге. Предположим, вы двигаетесь по улице, впереди загорается красный, желтый или начал мигать зеленый сигнал светофора, или показалось место планируемой остановки. То для того, чтобы медленно снизить скорость, необходимо просто плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепление. Таким образом, вы будете продолжать двигаться на включенной передаче, постепенно снижая скорость движения.

Торможение происходит в первую очередь за счет того, что двигатель перестает создавать крутящий момент, и начинает препятствовать вращению колес. Поэтому этот режим движения и стал называться — торможение двигателем, так как автомобиль при этом постепенно замедляется.

При движении, например на четвертой передаче, когда стрелка тахометра соответствуют оборотам холостого хода, а скорость приблизительно составляет около 40 км/ч (на третьей передаче примерно 30) выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки передач в нейтральное положение и плавно останавливаем машину тормозами.

Хотя существует и второй вариант торможения двигателем, при котором по мере снижения скорости автомобиля с повышенных передач необходимо переключаться на пониженные, не доводя обороты двигателя до холостых. Таким образом, можно уменьшить скорость автомобиля еще быстрее и остановить машину практически без использования педали тормоза.

Но это требует от водителя больших усилий и много практики, чтобы переключения были плавными и без резких толчков, которые не лучшим образом сказываются на состоянии самого автомобиля. При этом не допускается переключения больше чем на две передачи в низ.

Также необходимо отметить, что торможение двигателем позволяет не только замедлить скорость, но и сэкономить на горючем. Так как в машинах с карбюраторным мотором при торможении двигателем приводится в действие система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода), перекрывающая подачу бензина.

В дизельных же или инжекторных системах блокируется открытие форсунок, через которые топливо поступает во впускной тракт или непосредственно в цилиндры.

Комбинированное снижение скорости

Как вы, скорее всего уже поняли по названию, совмещение торможения двигателем с использованием педали тормоза — это и есть комбинированное торможение. Данный тип изменения движения позволяет автомобилю останавливаться еще быстрее и более безопасно, чем при использовании педали тормоза и выжатом сцеплении. Так как включенная передача не позволит колесам автомобиля застопориться во время торможения, что позволит сохранить управление над машиной в сложной ситуации.

Чаще всего применяют такое торможение на ровной дороге вблизи препятствия. Ситуация отличается от описанной выше меньшим расстоянием до места остановки или препятствия. То есть замедление автомобиля должно произойти на меньшей дистанции. Поэтому для безопасного торможения необходимо выполнить следующие действия:

  • Точно так же, как и в предыдущем варианте плавно отпустить педаль газа, не выжимая сцепления.
  • Но, в отличие от предыдущего случая, отпустив газ, сразу же помогаем двигателю подтормаживать педалью тормоза.
  • На оборотах холостого хода выжимаем сцепление, переводим рычаг коробки в нейтральное положение и окончательно останавливаем автомобиль.

При отпущенной педали газа и включенной передаче перекрывается подача топлива, автомобиль переходит в режим торможения двигателем. Но теперь одновременно происходит торможение и двигателем, и тормозом. Поэтому путь до полной остановки будет значительно короче, чем в первом случае.

Экстренное торможение

Следующий вид торможения называется экстренным. К нему прибегают только при неожиданно возникшем препятствии, чтобы остановиться как можно скорее. Такое торможение, как правило, сопровождается сильным визгом автомобильных шин. А главное отличие экстренного торможения — в невозможности предвидеть место остановки транспортного средства.

В случае экстренного торможения педаль тормоза, как правило, нажимается максимально сильно и колеса естественно блокируются. После чего по законам физики следует бесконтрольное скольжение машины по прямой. Кроме всего прочего автомобиль в данный момент становится полностью неуправляемым. Что делает невозможным изменить его направление движения.

Читать еще:  Большие обороты на прогретом двигателе 1nz

Конечно, назвать такое торможение безопасным и эффективным просто нельзя. Поскольку самое эффективное торможение – это торможение на грани скольжения. Когда колеса автомобиля при снижении скорости движения не блокируются, а сохраняют прочную связь с дорожным покрытием. Поэтому задаваясь вопросом, как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач, этот момент следует усвоить в первую очередь.

При экстренном снижении скорости ваша задача состоит в том, чтобы остановиться как можно скорее. А для этого следует научиться правильно работать с педалью тормоза, чтобы не допускать скольжения колес во время торможения. Но чтобы это сделать, необходимо научиться чувствовать автомобиль, а для этого требуется немало времени и много практики экстремального вождения.

В свою очередь существуют специальные способы торможения, которые позволяют остановить машину более эффективно. Одним из них является способ торможения, который еще называют прерывистым, суть его в следующем:

  • При возникновении опасности столкновения с максимальной силой нажимается педаль тормоза.
  • В момент появления, так называемого визга, когда происходит блокировка колес, необходимо на мгновение слегка приотпустить педаль тормоза.
  • Когда визг пропадает, следует повторное нажатие на тормоз с той же силой.

Все эти действия необходимо повторять до тех пора, пока машина полностью не остановится. При этом тормозить необходимо при включенной передаче и отпущенном сцеплении, так как тормозной путь при этом становится значительно короче.

На малой скорости движения можно выжать сцепление, чтобы не заглохнуть. Конечно, это лучше делать при условии, что вы сумеете остановиться до препятствия. В противном случае этого лучше не делать, просто тормозите. Двигатель, снизивший обороты ниже холостых естественно заглохнет, но в данной ситуации это вторично. Главное при этом остановиться до препятствия.

Как тормозить при наличии системы АБС?

Если ваша машина оборудована антиблокировочной системой тормозов – АБС, то ваша задача облегчается отсутствием надобности реагировать на блокировку колес. Отпадет необходимость в периодическом нажатии на педаль тормоза для более эффективного торможения. Так как система АБС сделает это все за вас сама.

При наличии этой системы колеса не заблокируются, а автомобиль сохраняет управляемость даже на скользком покрытии. Все что от вас требуется – это изо всех сил надавить на педаль тормоза и выжать сцепление. При этом педаль тормоза начнет создавать соответствующее биение, что говорит о работоспособности данной системы. А нажатие на сцепление поможет избежать последствий в ситуации, когда после резкой остановки необходимо будет быстро отъехать.

Но никогда никакие самые современные системы не сделают торможение на льду равным торможению на асфальте. Будьте осторожны, не превышайте предельно допустимую скорость, особенно на мягком или скользком покрытии. Так как тормозной путь при наличии данной системы может даже длиннее, при сравнении с такой же машиной без АБС.

Как правильно тормозить на машине с механической коробкой передач?

Как известно, в каждой ситуации на дороге действовать следует по-разному. Это же касается и торможения. Ниже мы приведем несколько примеров, в которых расскажем, что можно или нельзя делать в той или иной ситуации.

Как тормозить с МКПП в повороте?

Вообще-то в повороте тормозить не надо. Скорость следует снижать до поворота. Но если такая необходимость все же возникла, запомните несколько правил:

  • Категорически не допускается резкое нажатие на педаль тормоза в повороте.
  • Не выжимайте сцепление, проходить поворот необходимо при включенной передаче.

С заблокированными колесами машина может сорваться с траектории. Поэтому надо тормозить так, чтобы колеса сохраняли вращение. Включенная передача придает машине дополнительную устойчивость.

Торможение с механической коробкой передач на спуске

Следующая особенность вождения автомобиля с МКПП — это торможение на спуске. Главное правило при этом не разъединять двигатель и трансмиссию. То есть сцепление не выжимать, коробку в «нейтраль» не переводить, тормозить только двигателем. Тормозами следует только периодически кратковременно подтормаживать автомобиль, если скорость превышает безопасную.

Дело в том, что при длительном затяжном торможении, например при спуске с крутой горы, тормоза могут перегреться и отказать. Поэтому тормозить с горки следует только двигателем, чтобы не подвергать тормозные колодки сильным нагрузкам.

Запомните одно простое правило: чтобы мотор эффективно сбавлял скорость при спуске с крутого холма, двигаться следует на той передаче, на которой вы бы поднимались по этой же дороге в гору.

Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Основное правило на скользкой дороге – это не допускать блокировку колес. Пока колеса крутятся, автомобиль управляем, можно при необходимости аккуратно изменить направление движения и объехать препятствие. С заблокированными колесами машина перестанет слушаться руля, и траектория движения станет непредсказуемой.

При торможении необходимо стараться удерживать колеса на грани пробуксовки. Это можно сделать периодическим нажатием и отпусканием педали тормоза. А проделывается это при включенной передаче. Так как автомобиль, лишенный крутящего момента на ведущих колесах может неожиданно сорваться в занос, справиться с которым без специальных навыков будет сложно.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector