0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомат защиты двигателя обозначение на схеме

Автомат защиты двигателя обозначение на схеме

Эта функциональность предусмотрена только в определенных модулях расширения. Информация / авторское право

Начертить схему соединений в однополюсном представлении

Ниже даются пояснения по созданию простой однополюсной схемы соединений. Сначала к проекту следует добавить однополюсную страницу схемы соединений. После этого на ней размещаются два символа (автомат защиты двигателя и трехфазный двигатель), связанные друг с другом с помощью автоматического соединения. Появившееся соединение обозначается посредством точки определения соединения.

  • Вы открыли проект.
  • У вас имеется доступ к однополюсной библиотеке символов.

Создание страницы для однополюсного представления

  1. Выберите Страница > Создать .
  2. В диалоговом окне Новая страница из раскрывающегося списка Тип страницы выберите запись «Однополюсн. схема соединений (I)» и нажмите [OK] .

EPLAN создает страницу типа Однополюсная схема соединений и открывает ее в графическом редакторе.

Вставить символы

  1. Выберите Вставить > Символ .
  2. В диалоговом окне Выбор символа из раскрывающегося списка Фильтр выберите запись «Однополюс. символы IEC».

Теперь для выбора предлагаются только однополюсные символы.

  • Выберите вкладку Список .
  • Введите в поле Прямой ввод символьную строку «ql3».
  • В списке выбора символов нажмите на заголовок столбца Имя , чтобы имена символов отображались по нарастающей.
  • Выделите символ QL3 с номером 124. В данном случае это однополюсный автомат защиты двигателя с 6 выводами. Справа выводится предварительный просмотр всех доступных вариантов выбранного символа.
  • Выделите в предварительном просмотре слева вверху первый вариант символа и щелкните по [OK] .
  • Разместите символ на однополюсной странице схемы соединений в графическом редакторе и оставьте в диалоговом окне Свойства предварительно заданное обозначение устройства -Q1, а также обозначение вывода устройства.
  • Вставьте через диалоговое окно Выбор символа другой символ в схему соединений, только в этот раз символ M3 под номером 62.
  • Разместите на схеме соединений трехфазный двигатель с выводом PE / PEN в виде варианта А под автоматом защиты двигателя -Q1 таким образом, чтобы оба условных обозначения были связаны линией автоматического соединения.
  • Оставьте предложенное обозначение устройства -M1 и обозначение вывода двигателя.

    В результате получается следующая схема:

    Размещение точки определения соединения

    Для представления соединения в виде трех жил необходимо разместить на линии автоматического соединения точку определения соединения.

    1. Выберите Вставить > Точка определения соединения .
    2. Разместите точку определения соединения на линии автоматического соединения между обоими нужными символами в схеме соединений.
    3. В диалоговом окне Свойства перейдите на вкладку Данные символа / функции , в поле Вид представления выберите запись «Однополюс.» и щелкните мышью по Применить .
    4. Вернитесь на вкладку Точка определения соединения .

    В списке Свойства отображается свойство Число функций . В противном случае дополните список при помощи кнопки (Создать), введя это свойство.

  • Также введите это свойство в список вкладки Отображение , чтобы введенное значение выводилось в схеме соединений у точки определения соединения.
  • Перейдите на вкладку Точка определения соединения и введите в поле Число функций значение «3+PE».
  • Примените введенные данные в диалоговом окне Свойства , нажав кнопку [OK].

    В результате получается следующая схема:

    С вашей помощью мы можем улучшить работу системы. Мы документируем ваши действия в Google Analytics, чтобы постоянно совершенствовать справочную систему (Дополнительная информация и возможности подачи возражений).

    Схемы подключения электродвигателя к электропитанию

    Практически ежедневно мы сталкиваемся с одним и тем же вопросом от наших клиентов: «как подключить электродвигатель к сети питания?»

    Самый простой и надежный способ – обратиться к нормальному электрику и не экономить на этом, т.к. зачастую, пытаясь сэкономить, приглашают «дядю Васю», или других отзывчивых «специалистов», которые рядом, но на самом деле слабо понимают, что происходит.
    В лучшем случае, эти «профи» звонят и спрашивают – правильно ли я подключаю. Тут ещё есть шанс не спалить двигатель. Сразу становится понятна квалификация «электрика», когда задают такие вопросы, от которых можно просто впасть в ступор (так как именно этому и учат электриков).

    Например:
    — зачем шесть контактов в двигателе?
    — а почему контактов всего три?
    — что такое «звезда» и «треугольник»?
    — а почему, когда я подключаю трехфазный насос и ставлю поплавковый выключатель, который рвёт одну фазу, двигатель не останавливается?
    — а как измерить ток в обмотках?
    — что такое пускатель?
    и т.п.

    Если ваш электрик задаёт такие вопросы, то нужно его отправить туда, откуда он пришёл. Иначе всё закончится сгоревшим электродвигателем, потерей денег, времени, дорогостоящим ремонтом. Давайте попробуем разобраться в схемах подключения электродвигателя к электропитанию.
    Для начала нужно понимать, что существуют несколько популярных типов сетей переменного тока:

    1. Однофазная сеть 220 В,
    2. Трехфазная сеть 220 В (обычно используется на кораблях),
    3. Трехфазная сеть 220В/380В,
    4. Трехфазная сеть 380В/660В.
    Есть ещё на напряжение 6000В и некоторые другие редкие, но их рассматривать не будем.

    В трёхфазной сети обычно есть 4 провода (3 фазы и ноль). Может быть ещё отдельный провод «земля». Но бывают и без нулевого провода.

    Как определить напряжение в вашей сети?
    Очень просто. Для этого нужно измерить напряжение между фазами и между нулём и фазой.

    В сетях 220/380 В напряжение между фазами (U1, U2 и U3) будет равно 380 В, а напряжение между нолём и фазой (U4, U5 и U6) будет равно 220 В.
    В сетях 380/660В напряжение между любыми фазами (U1, U2 и U3) будет равно 660В, а напряжение между нулем и фазой (U4, U5 и U6) будет равно 380 В.

    Возможные схемы подключения обмоток электродвигателей

    Асинхронные электродвигатели имеют три обмотки, каждая из которых имеет начало и конец и соответствует своей фазе. Системы обозначения обмоток могут быть разными. В современных электродвигателях принята система обозначения обмоток U, V и W, а их выводы обозначают цифрой 1 начало обмотки и цифрой 2 – её конец, то есть обмотка U имеет два вывода: U1 и U2, обмотка V – V1 и V2, а обмотка W – W1 и W2.

    Однако до сих пор ещё в эксплуатации находятся старые асинхронные двигатели, сделанные во времена СССР и имеющие старую советскую систему маркировки. В них начала обмоток обозначаются C1, C2, C3, а концы — C4, C5, C6. Значит, первая обмотка имеет выводы C1 и C4, вторая — C2 и C5, а третья — C3 и C6.

    Обмотки трёхфазных электродвигателей можно подключать по двум различным схемам: звездой (Y) или треугольником (Δ).

    Подключение электродвигателя по схеме звезда

    Название схемы подключения обусловлено тем, что при соединении обмоток по данной схеме (см. рисунок справа), визуально это напоминает трёхлучевую звезду.

    Как видно из схемы подключения электродвигателя, все три обмотки своим одним концом соединены вместе. При таком подключении (сеть 220/380 В), к каждой обмотке отдельно подходит напряжение 220 В, а к двум обмоткам, соединённым последовательно, – напряжение 380 В.

    Основным преимуществом подключения электродвигателя по схеме звезда являются небольшие пусковые токи, так как напряжение питания 380 В (межфазное) потребляют сразу 2 обмотки, в отличие от схемы «треугольник». Но при таком подключении мощность питаемого электродвигателя ограничена (главным образом из экономических соображений): обычно по звезде включают относительно слабые электродвигатели.

    Подключение электродвигателя по схеме треугольник

    Название этой схемы также идёт от графического изображения (см. правый рисунок):

    Как видно из схемы подключения электродвигателя – «треугольник», обмотки подключаются последовательно друг к другу: конец первой обмотки соединяется с началом второй и так далее.

    То есть к каждой обмотке будет приложено напряжение 380 В (при использовании сети 220/380 В). В этом случае по обмоткам течёт больший ток, по треугольнику обычно включают двигатели большей мощности, чем при соединении по звезде (от 7,5 кВт и выше).

    Подключение электродвигателя к трёхфазной сети на 380 В

    Последовательность действий такова:

    1. Для начала выясняем, на какое напряжение рассчитана наша сеть.
    2. Далее смотрим на табличку, которая есть на электродвигателе, она может выглядеть так (звезда Y /треугольник Δ):

    3. После идентификации параметров сети и параметров электрического подключения электродвигателя (звезда Y /треугольник Δ), переходим к физическому электрическому подключению электродвигателя.
    4. Чтобы включить трёхфазный электродвигатель, нужно одновременно подать напряжение на все 3 фазы.
    Достаточно частая причина выхода из строя электродвигателя – работа на двух фазах. Это может произойти из-за неисправного пускателя, или при перекосе фаз (когда напряжение в одной из фаз сильно меньше, чем в двух других).
    Есть 2 способа подключения электродвигателя:
    — использование автоматического выключателя или автомата защиты электродвигателя

    Эти устройства при включении подают напряжение сразу на все 3 фазы. Мы рекомендуем ставить именно автомат защиты электродвигателя серии MS, так как его можно настроить в точности на рабочий ток электродвигателя, и он будет чутко отслеживать его повышение в случае перегрузки. Это устройство в момент пуска даёт возможность некоторое время работать на повышенном (пусковом) токе, не отключая двигатель.
    Обычный же автомат защиты требуется ставить с превышением номинального тока электродвигателя, с учётом пускового тока (в 2-3 раза выше номинала).
    Такой автомат может отключить двигатель только в случае КЗ или его заклинивания, что часто не обеспечивает нужной защиты.

    — использование пускателя

    Пускатель представляет собой электромеханический контактор, который замыкает каждую фазу с соответствующей обмоткой электродвигателя.
    Привод механизма контактора осуществляется с помощью электромагнита (соленоида).

    Устройство электромагнитного пускателя:

    Магнитный пускатель устроен достаточно просто и состоит из следующих частей:

    (1) Катушка электромагнита
    (2) Пружина
    (3) Подвижная рама с контактами (4) для подключения питания сети (или обмоток)
    (5) Контакты неподвижные для подключения обмоток электродвигателя (сети питания).

    При подаче питания на катушку, рама (3) с контактами (4) опускается и замыкает свои контакты на соответствующие неподвижные контакты (5).

    Типовая схема подключения электродвигателя с использованием пускателя:

    При выборе пускателя следует обращать внимание на напряжение питания катушки магнитного пускателя и покупать его в соответствии с возможностью подключения к конкретной сети (например, если у вас есть только 3 провода и сеть на 380 В, то катушку нужно брать на 380 В, если у вас сеть 220/380 В, то катушка может быть и на 220 В).

    5. Проконтролировать, в правильную ли сторону крутится вал.
    Если требуется изменить направление вращения вала электродвигателя, то нужно просто поменять местами любые 2 фазы. Это особенно важно при запитывании центробежных электронасосов, имеющих строго определённое направление вращения рабочего колеса

    Как подключить поплавковый выключатель к трёхфазному насосу

    Из всего вышеописанного становится понятно, что для управления трёхфазным электродвигателем насоса в автоматическом режиме с использованием поплавкового выключателя НЕЛЬЗЯ просто разрывать одну фазу, как это делается с монофазными двигателями в однофазной сети.

    Самый простой способ – использовать для автоматизации магнитный пускатель.
    В этом случае достаточно поплавковый выключатель встроить последовательно в цепь питания катушки пускателя. При замыкании цепи поплавком будет замыкаться цепь катушки пускателя, и включаться электродвигатель, при размыкании – будет отключаться питание электродвигателя.

    Подключение электродвигателя к однофазной сети 220 В

    Обычно для подключения к однофазной сети 220В используются специальные двигатели, предназначенные для подключения именно к такой сети, и вопросов с их питанием не возникает, т.к. для этого просто требуется вставить вилку (большинство бытовых насосов оснащены стандартной вилкой Шуко) в розетку

    Иногда требуется подключение трехфазного электродвигателя к сети 220 В (если, например, нет возможности провести трехфазную сеть).

    Максимально возможная мощность электродвигателя, который можно включить в однофазную сеть 220 В, составляет 2,2 кВт.

    Самый простой способ – подключить электродвигатель через частотный преобразователь, рассчитанный на питание от сети 220 В.

    Следует помнить, что частотный преобразователь на 220 В, выдает на выходе 3 фазы по 220 В. То есть подключить к нему можно только электродвигатель, который имеет напряжение питания на 220 В трёхфазной сети (обычно это двигатели с шестью контактами в распаячной коробке, обмотки которых можно подключить как по звезде, так и по треугольнику). В данном случае требуется подключение обмоток по треугольнику.

    Возможно ещё более простое подключение трехфазного электродвигателя в сеть 220 В с использованием конденсатора, но такое подключение приведёт к потере мощности электродвигателя приблизительно на 30%. Третья обмотка запитывается через конденсатор от любой другой.

    Данный тип подключения мы рассматривать не будем, так как нормально с насосами такой способ не работает (либо при старте двигатель не запускается, либо электродвигатель перегревается из-за снижения мощности).

    Использование частотного преобразователя

    В настоящее время достаточно активно все стали применять частотные преобразователи для управления частотой вращения (оборотами) электродвигателя.

    Это позволяет не только экономить электроэнергию (например, при использовании частотного регулирования насосов для подачи воды), но и управлять подачей насосов объёмного типа, превращая их в дозировочные (любые насосы объёмного принципа действия).

    Но очень часто при использовании частотных преобразователей не обращают внимания на некоторые нюансы их применения:

    — регулировка частоты, без доработки электродвигателя, возможна в пределах регулировки частоты +/- 30% от рабочей (50 Гц),
    — при увеличении частоты вращения более 65 Гц требуется замена подшипников на усиленные (сейчас с помощью ЧП возможно поднять частоту тока до 400 Гц, обычные подшипники просто разваливаются на таких скоростях),
    — при уменьшении частоты вращения встроенный вентилятор электродвигателя начинает работать неэффективно, что приводит к перегреву обмоток.

    Из-за того, что не обращают внимания при проектировании установок на такие «мелочи», очень часто электродвигатели выходят из строя.

    Для работы на низкой частоте ОБЯЗАТЕЛЬНО требуется установка дополнительного вентилятора принудительного охлаждения электродвигателя.

    Вместо крышки вентилятора устанавливается вентилятор принудительного охлаждения (см. фото). В этом случае, даже при снижении оборотов вала основного двигателя,
    дополнительный вентилятор обеспечит надёжное охлаждение электродвигателя.

    Мы имеем большой опыт модернизации электродвигателей для работы на низкой частоте.
    На фото можно видеть винтовые насосы с дополнительными вентиляторами на электродвигателях.

    Данные насосы используются в качестве дозирующих насосов на пищевом производстве.

    Надеемся, что данная статья поможет вам правильно подключить электродвигатель к сети самостоятельно (ну или хотя бы понять, что перед вами не электрик, а «специалист широкого профиля»).

    Обозначение автоматического выключателя на схеме ГОСТ

    Все электромонтёры и монтажники при выполнении монтажа и ремонта электрооборудования сталкиваются с однолинейными схемами электроснабжения, а так же с принципиальными и монтажными схемами электрооборудования. Все элементы на этих чертежах должны обозначаться не произвольным образом, а в соответствии с ГОСТом.

    В этой статье рассказывается о том, каким должно быть графическое и буквенное обозначение автомата на схеме.

    Буквенное и графическое обозначение автоматов на схеме

    Одним из самых распространённых элементов электрических схем являются автоматические выключатели, или автоматы. Они устанавливаются, как минимум, на вводе в каждую электроустановку на производстве и возле электросчётчика в квартире или частном доме.

    В современных квартирных электрощитках обычно имеется однолинейная схема со всеми маркировками и обозначениями. На этих чертежах используются обозначения разных видов:

    1. Буквенные, согласно ГОСТ 2.710-81;
    2. Графические, согласно ГОСТ 2.755-87.

    Кроме этого, вся аппаратура имеет порядковые номера, там же указываются номинальный ток и другие параметры. По этим надписям и соединительным линиям, обозначающим провода и кабели, опытные электромонтёры могут определить, как работает электроустановка.

    Начинать танцевать нужно «от печки», а чтение электросхемы начинается с вводного автоматического выключателя. Это основной элемент сложных схем технологического оборудования, поэтому важно при проектировании использовать правильное обозначение автомата на схеме.

    Графическое обозначение автоматического выключателя

    Графический символ автоматического выключателя определяется ГОСТом 2.755-87 «Обозначения условные графические в электрических схемах.

    Устройства коммутационные и контактные соединения» и ГОСТ Р МЭК 60617-DB-12M-2015 «Графические символы для схем»,. Эти документы соответствуют стандартам Международной электротехнической комиссии.

    Согласно этим нормативным документам графическое обозначение автоматического выключателя на схеме определяется функцией этого устройства и составляется из нескольких элементов:

    • Коммутирующее устройство . Состоит из двух прямых линий, символизирующих подходящий и отходящий провода, и косой линии, обозначающей подвижный контакт.
    • Выключатель . Обозначается крестиком на подходящем проводе.
    • Автоматическое отключение . Изображается прямоугольником на подвижном контакте.
    В большинстве случаев при проектировании схем «крестик» не отображают. Связано это скорее всего с тем чтобы визуально упростить схему и экономии времени

    Многополюсный автоматический выключатель обозначается несколькими одинаковыми обозначениями, соединёнными двумя параллельными линиями на обычной схеме или косыми чёрточками на однолинейной.

    Две параллельные линии обозначает что коммутация (включение/отключение) выполняется одновременно для всех фаз (полюсов). Количество косых линий соответствует числу коммутируемых проводов и полюсов автомата.

    А так на корпусе обозначают тепловой и электромагнитный расцепитель.

    Буквенное обозначение автоматов на схеме

    Одновременно с графическим применяется буквенное обозначение автомата на электрической схеме. Оно состоит из двух букв английского алфавита и определяется ГОСТом 2.710-81 и Единой системой конструкторской документации.

    Буквенный код, так же, как и графический символ, указывает на функции устройства:

    • Q — выключатель или разъединитель;
    • F — устройство защиты;

    Вот почему на схемах автоматы обозначаются QF. После букв следует порядковый номер автоматического выключателя.

    Информация! На однолинейных электрических схемах, составленных в советское время, автоматы обозначались буквами «А» или «АВ».

    Размеры на схеме

    Даже при составлении небольшой схемы, например квартирной электропроводки, необходимо выполнять обозначение автомата на схеме по всем правилам п.2.4.2 ГОСТа 2.701-84:

    • размеры могут быть любыми, но определяются модульной сеткой и должны соответствовать величине других элементов;
    • изображение контакта занимает три вертикальных и одну горизонтальную клетки;
    • толщина всех линий должна быть одинаковой.

    Как на схемах обозначаются выключатели нагрузка ВН (рубильники)

    Современные модульные выключатели на грузки или как их еще называют рубильники также часто можно встретить в компоновке щитов. В отличие от автомата выключатель нагрузки не имеет электромагнитного или теплового расцепителя.

    То есть не имеет ни каких защит. Это просто ручной коммутационный аппарат.

    Как же на схемах обозначаются ВН? Все очень просто. Силовая часть отображается, так же как и у автомата, но без элемента обозначающего «автоматическое срабатывание».

    На изображении контакта отсутствует прямоугольник, символизирующий автоматическое отключение. Также в место «крестика» который означает «функцию выключателя» ставится черточка которая означает «функцию разъединителя». Буквенно выключатели нагрузки на схемах маркируются – QS.

    Обозначение дифавтомата на однолинейной схеме

    Кроме обычных автоматических выключателей, в схемах применяются дифференциальные автоматы, или АВДТ. Для этих устройств отсутствует стандартное графическое и буквенное обозначение. Его нет даже в самом современном ГОСТе Р МЭК 60617-DB-12M-2015.

    Поэтому проектировщики электрооборудования руководствуются ГОСТом 2.702-2011 и ЕСКД. Эти нормативные документы разрешают самостоятельно создавать графические символы для устройств, отсутствующих в действующих правилах.

    Руководствуясь этими нормами символ дифавтомата, как и конструкция аппарата, образуется слиянием двух обозначений:

    • УЗО — петля, охватывающая провода, отходящие от устройства:
    • автоматический выключатель — наличие прямоугольника на контакте и крестика на подходящем проводе.
    Друзья ранее я публиковал отдельную статью как условно обозначаются УЗО на схемах. Можете ознакомиться перейдя по ссылке.

    В однолинейной схеме на изображении подходящих кабелей нанесены несколько косых линий. Их количество соответствует числу проводников.

    Важно! На электросхеме должен быть нарисован блок условных графических обозначений УГО с расшифровкой и пояснениями.

    Буквенное обозначение АВДТ

    Кроме графической, дифференциальные автоматы должны иметь на схеме буквенную маркировку. Согласно правилам, дифференциальный автомат имеет такую же маркировку, как и другие устройства защиты. Все такие устройства обозначаются одинаково QF, что значит выключатель, совмещённый с устройством защиты.

    Для того чтобы отличить АВДТ от других элементов проектировщики обозначают их QFD или QDF. Если сравнивать с буквенной маркировкой обычного автоматического выключателя, то здесь добавлена буква D – differential. Если дать определение каждому символу то это будет выглядеть примерно так:

    • Q – «выключатель (рубильник) силовых цепей»;
    • F – «защитный элемент», имеет токовые расцепители (можно отнести как к автоматам так и к дифавтоматам);
    • D – «дифференцирующий».

    На этом все друзья, подписывайтесь в социальных сетях, если возникли вопросы по поводу того как обозначаются автоматы на электрической схеме задавайте в комментариях. Также большая просьбы сделать «репост» в любую соц.сеть, тем самым вы поможете в развитии сайта Электрик в доме.

    Автоматы защиты двигателей

    2021-02-13 Промышленное 8 комментариев

    Автоматы защиты двигателей, или по другому мотор-автоматы, предназначены в первую очередь для защиты электродвигателей от перегрева и последствий короткого замыкания, а также могут использоваться в качестве основного или аварийного выключателя. То есть по сути они совмещают в одном корпусе два устройства — автоматический выключатель и тепловое реле.

    Ранее, до того как стали повсеместно применяться мотор-автоматы, для защиты двигателей использовались тепловые реле в паре с контактором.

    По такой схеме тепловое реле, при превышении двигателем потребляемого тока нагрузки, размыкает цепь катушки контактора, отключая его силовые контакты и таким образом защищая двигатель. Схема рабочая, проверенная, но не лишенная недостатков. В первую очередь к ним стоит отнести неспособность тепловых реле защитить от КЗ, поэтому необходимо дополнительно использовать автоматические выключатели. Да и габариты такой конструкции из контактора и теплового реле получаются достаточно большими.

    Поэтому с появлением автоматов защиты двигателей, тепловые реле стали отходить на второй план и на данный момент, их применение довольно ограничено.

    Стоит сразу сказать, что по своим характеристикам, автоматы защиты двигателей несколько отличаются от обычных автоматических выключателей. В первую очередь тем, что:

    1. Учитываются время-токовые характеристики. При запуске двигателя пусковой ток может значительно превышать номинальный ток двигателя. Если точнее, то пусковой ток можно рассчитать, зная номинальный ток двигателя и величину кратности пускового тока Кп ( коэффициент кратности пускового тока к номинальному значению — Iпуск/Iном). Данная характеристика указывается в технических характеристиках, на шильде двигателя она отсутствует. I пуск = Iн х Кп. Например, при номинальном токе двигателя 20 А и кратности пускового тока 6, пусковой ток будет составлять 120 А. При таком токе обычный автоматический выключатель с время-токовой характеристикой B (ток отключения электромагнитной защиты от 3·In до 5·In, где In — номинальный ток) или С (от 5·In до 10·In) может отключится по электромагнитной защите. Автоматы защиты двигателей имеют уставку срабатывания электромагнитного расцепителя в зависимости от номинала, составляющую от 7,5 до 17,5 In.
    2. Все мотор-автоматы имеют температурную компенсацию (примерно от -25 до +60 °C) для того, чтобы исключить влияние внешней температуры на работу автомата, так как при изменении окружающей температуры может изменятся уставка теплового расцепителя, что может в свою очередь привести к ложным срабатываниям.
    3. Предельная отключающая способность (максимальный ток КЗ, при котором аппарат способен отключить нагрузку) автоматов защиты двигателя значительно выше (25-100кА), чем у стандартных автоматических выключателей — 4,5 — 6кА.
    4. Регулируемая настройка теплового расцепителя, в зависимости от номинала двигателя.

    Принцип работы автомата защиты двигателей

    Электромагнитный расцепитель выполнен в виде катушки соленоида, внутри которой расположен стальной сердечник с возвратной пружиной. Под действием электрического тока короткого замыкания сердечник втягивается в катушку, преодолевая сопротивление пружины и воздействует на механизм расцепления, в следствии чего контакты размыкаются.

    Принцип работы тепловых расцепителей автомата такой же, как у тепловых реле. Имеется биметаллическая пластина, состоящая из двух пластин, которые сделаны из материалов с разными коэффициентами теплового расширения. Под воздействием высокой температуры, возникающей в следствии прохождения тока, превышающего номинальный, пластина начинает изгибаться, давить на механизм расцепителя и под действием пружины происходит размыкание контактов, тем самым обесточивается цепь.

    Сразу после срабатывания защиты, вновь включить автомат не получится, таким образом обеспечивается выдержка времени для охлаждения двигателя после его аварийного останова.

    Уставка срабатывания задается при помощи поворотного регулятора на лицевой части.

    Необходимый ток уставки выставляется вращением регулятора до совмещения нужного значения тока на шкале с риской на корпусе.

    Схема подключения автомата защиты двигателей

    Автоматический выключатель следует устанавливать перед другими аппаратами в цепи. Это позволяет защитить не только сам двигатель, но и например, контактор от повреждения в случае перегрузки или короткого замыкания. Также, как и в случае автоматических выключателей, автомат защиты двигателей можно дополнительно оснастить вспомогательными контактами (контакты состояния, аварийный контакт), которые можно задействовать, например, для индикации состояния.

    В случае подключения трехфазной нагрузки схема подключения стандартная и не вызывает вопросов, а вот в случае однофазной нагрузки (стоит отметить, что все мотор автоматы выпускаются только в трехполюсном исполнении), иногда встречаюсь с подключением, когда просто задействуют один силовой контакт автомата защиты. Но такое подключение неправильное, необходимо, как на рисунке ниже слева, задействовать все три контакта.

    Кстати, обратите внимание, что автомат защиты двигателя имеет свое условно-графическое обозначение в схемах, отличающееся от обозначения обычных автоматических выключателей. А вот буквенное обозначение у них идентично.

    Основные функции защиты

    • Защита от токов короткого замыкания в цепи питания или внутри электродвигателя;
    • Защита от длительных перегрузок, связанных с превышением механической нагрузки на валу двигателя;
    • Защита от асимметрии фаз и обрыва фазного провода;
    • Тепловая защита от перегрева двигателя;
    • Обеспечение выдержки времени для охлаждения двигателя после его аварийной остановки после перегрева;
    • Индикация режимов работы и аварийных состояний;

    Выбор автомата защиты

    В случае прямого запуска, когда двигатель включается в работу с помощью мотор-автомата и контактора, необходимо в первую очередь знать его мощность. Эту информацию можно найти либо в технических характеристиках на двигатель, либо в паспортных данных, которые указаны на шильде.

    Следующим шагом подбираем автомат, исходя из номинальной мощности двигателя. У различных фирм-производителей можно найти таблицы характеристик, где указаны номинальный рабочий ток и диапазон регулировки автоматов защиты в зависимости от мощности двигателя. В частности, на рисунке ниже приведена таблица соответствия автоматов защиты двигателей компании Allen Bradley.

    И последним этапом выставляем необходимый ток отключения при помощи регулятора диапазона. Обычно указывается, что он должен быть больше или равен номинальному току электродвигателя. Но желательно, чтобы ток срабатывания защиты превышал на 10-20% номинальный ток двигателя.

    То есть в случае, если номинальный ток двигателя составляет например 10 А, умножаем это значение на 1,1. Получаем 11 А. Это значение тока и выставляем регулятором.

    И еще хотел сказать пару слов о конструктивном исполнении мотор автоматов. В первую очередь следует отметить, что по способу управления существует два типа автоматов — кнопочные и с поворотным выключателем. Также клеммы могут быть либо винтовые, либо с пружинным контактом ( применяются для двигателей, мощностью до 2 кВт). Можно еще отметить наличие кнопки Тест на лицевой стороне корпуса, позволяющей имитировать срабатывание защиты автомата для проверки его работоспособности.

    И в заключении хотел отметить, что эксплуатация двигателей без защитных устройств часто приводит к их выходу из строя, в следствии перегрузки, обрыва фазы, скачков напряжения и т.д. А это в свою очередь приводит к финансовым затратам, простою оборудования. Поэтому автоматы защиты двигателей являются необходимым элементом и не стоит на них экономить, тем более, что цены на них на данный момент вполне приемлемые.

    Читать еще:  Что является рабочим телом реактивного двигателя
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector